Расшифровка моторного масла, обозначения цифр и букв

Понимание принципов расшифровки моторного масла помогает корректно подобрать смазку под определенный тип силового агрегата авто. Покупка качественного продукта позволяет продлить срок службы двигателя, улучшить его характеристики и избежать незапланированных поломок.

Ниже рассмотрим, какие типы моторных масел бывают, поговорим об их классификации, разберемся с маркировками и обозначением цифр на упаковках.

Отдельно приведем особенности смазки для двигателя по сезонности применения и вязкости, выделим отличительные черты классификации по ГОСТ, АСЕА и ILSAC.

Типы моторных масел

В продаже имеется три вида смазок для двигателя — синтетические, полусинтетические и минеральные. Кратко рассмотрим особенности каждого из вариантов.

Синтетика

Синтетические масла (Fully Synthetic) — смазка для двигателя, полученная посредством синтеза химических составляющих. Отличается широким температурным диапазоном работы, отсутствием негативного воздействия на резиновые элементы и улучшенным качеством смазки.

Дополнительно в составе содержится множество присадок, предназначенных для улучшения моющих и защитных свойств.

Синтетика отличается большей стойкостью к низким и высоким температурам, она выделяется химической инертностью и минимальной испаряемостью.

В состав входят углеводороды и эфиры, что и определяет характеристики смазки.

Средний индекс вязкость находится на уровне от 120 до 150. В зависимости от типа протекающих химических реакций бывают фтор- и хлорсодержащими, углеводородными, эфирными и других видов.

Плюсы:

  1. Больший температурный диапазон работы.
  2. Стойкость к образованию лакоподобных пленок.
  3. Устойчивость при работе под высоким давлением.
  4. Оптимальная вязкость.
  5. Низкая испаряемость, что особенно актуально для нейтрализатора.

Минусы:

  1. Высокая химическая активность.
  2. Риск коррозии.
  3. Несовместимость с минеральными маслами.
  4. Меньшая смазывающая способность.
  5. Большая цена.

Как правило, недостатки синтетики компенсируются с помощью присадок, которые производители добавляют в состав продукции.

Полусинтетика

Еще один вариант — полусинтетические масла (Semi Synthetic), совмещающие в себе свойства минералки и синтетики.

Такая смазка изготавливается на базе минеральных масел, но подразумевает применение синтетических присадок. Индекс вязкости от 120 до 140.

В результате получается более бюджетный вариант с улучшенными параметрами и меньшей ценой.

В зависимости от производителя объем присадок может составлять 20-50%.

В состав полусинтетических масел входит три ингредиента:

  1. Базовый состав.
  2. Присадки.
  3. Полимеры.

Главные функции несет базовое масло, а только 20% дают присадки. Последние, к слову, бывают защитными и модифицирующими.

Первые предназначены для улучшения характеристик состава в отношении мотора, а вторые — для изменения его свойств.

В современных продуктах может использоваться до 30 разных присадок: моющих, противопенных, вязкостных, антиокислительных, противозадирных и других.

Плюсы:

  1. Стойкость к окислительным процессам.
  2. Возможность работы в широком диапазоне температур.
  3. Долгий срок службы, если сравнивать с минералкой.
  4. Наличие защитных компонентов в составе.
  5. Низкий уровень испаряемости.
  6. Универсальность применения и возможность заливки в разные авто.
  7. Более низкая цена.

Минусы:

  1. Меньшая устойчивость и стабильность, если сравнивать с синтетической продукцией.
  2. Не рекомендуется к применению при сильных морозах.
  3. Низкая устойчивость при работе мотора в экстремальных условиях.

Минералка

Минеральные масла (Mineral) — наиболее бюджетный вариант. Получаются посредством переработки нефти, но не имеет синтетических добавок и, соответственно, не могут похвастаться хорошими характеристиками.

Средний индекс вязкости 85 – 100.

Для улучшения структуры из жидкости удаляют кислоты, сернистые компоненты и смолы, но добиться идеального результата не получается.

Последнее время набирает популярности гидрокрекинговая технология, позволяющая создавать масла, не уступающие по характеристикам синтетике.

Для улучшения свойств добавляются присадки, но они не превышают 15% от всего объема. Такие составы предназначены для защиты от коррозии, износа и улучшения моющих качеств.

В состав минералки входят парафины (щелочные, циклические), углеводороды и уже упомянутые выше добавки. Вязкость смазывающей жидкости меняется с учетом температуры.

Плюсы:

  1. Более низкая цена.
  2. Большой выбор.

Минусы:

  1. Плохая стойкость к низким температурам и загустевание на морозе.
  2. Быстрое окисление и необходимость более частой замены.
  3. Появление шлаков в двигателе в случае закипания.
  4. Предназначено в большей части для старых видов моторов.

Если выбирать минеральный вариант, лучше отдавать предпочтение гидрокрекинговым маслам, имеющим более высокое качество.

Дополнительные критерии

Также учтите, что все моторные масла условно делятся на две категории по типу мотора: для дизелей или бензиновых агрегатов. В продаже можно найти и универсальные масла.

Также при выборе смотрите на возможность применения смазки на турбированных и атмосферных двигателях.

Общие сведения о моторных маслах

Моторные масла – высо­котехнологичный, сложный и тонко сбалансированный по составу смазочный материал, выполняющий в двигателе целый ряд функций:

  • разделение движущихся деталей
  • охлаждение горячих поверхностей
  • смывание и удаление загрязнений
  • защита от коррозии

Пленка масла, разделяющая детали и обеспечивающая легкий пуск двигателя при низкой температуре, должна сохраняться и на горячих деталях. Наличие пленки в основном определяет противоизносные свойства, а в местах ее разрыва вступают в действие антизадирные присадки. Пленка масла, нанесенная на стенки цилиндра в ходе сжатия, первой встречает фронт пламени на рабочем ходу и защищает поверхностный слой металла от термического удара.

Использование недостаточ­но качественного моторного масла ведет к образованию в камере сгорания отложений из частиц кокса (результат неполного сгорания топлива) и смолистых веществ (терми­ческое разложение остатков масла). Отложения вызывают сбой зажигания, а также заполняют канавки на поршне, что уменьшает подвижность поршневых колец. В дальнейшем под воздействием тепла отло­жения твердеют, происходит залегание или расклинивание колец. В результате они не прилегают к стенкам цилиндра и не обеспечивают компрес­сию в цилиндрах, мощность падает, усиливается прорыв газов в картер, растет расход масла. Расклинивание колец вызывает интенсивный износ цилиндропоршневой группы. Возможно также образование черного шлама в самом масле, способствующего закупо­риванию фильтров и масляных каналов.

Наиболее известная классификация моторных масел по областям приме­нения и уровню эксплуатационных свойств, используемая в международном масштабе, – классификация API (American Petroleum Institute). Она под­разделяет моторные масла на две категории. К категории «S» (Service) отнесены масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, к категории «С» (Commercial) – дизельные масла для гру­зовых автомобилей, тягачей, внедорож­ной строительной и сельскохозяйствен­ной техники. В каждой из этих категорий уровни эксплуатационных свойств масел обозначают первыми буквами латинского алфавита. Введение в классификацию API каждого нового класса было обусловлено существенным ужесточением требований к эксплуатационным свойствам масел нового поколения.

Ресурс, надежность и безопасность эксплуатации современных транспортных средств в большой степени зависят от качества и свойств применяемых смазочных материалов.

Моторные масла – это масла, предназначенные для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Их главная функция – уменьшение трения и износа деталей двигателя. Однако моторные масла должны обеспечивать выполнение и ряда других функций, не менее важных для работоспособности двигателей в течение заданного ресурса, а именно:

  • предотвращение прорыва газов из надпоршневого пространства в картер путем уплотнения лабиринта поршневых колец и обеспечения их подвижности
  • охлаждение поршней, подшипников коленчатого вала и других деталей
  • защита двигателя от коррозии при работе и во время длительной стоянки
  • предотвращение образования нагара и лакообразных отложений, нарушающих теплоотвод от поршней и подвижность поршневых колец
  • нейтрализация кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива
  • обеспечение быстрого увеличения давления в смазываемых узлах при холодном пуске двигателя
  • предотвращение выпадения осадков в картере, маслопроводах, на сетке маслоприемника, под крышкой механизма газораспределения, крышкой привода агрегатов

Кроме того, моторные масла должны быть совместимы с материалами уплотнителей (резинами) и катализаторами нейтрализатора отработавших газов, не должны оказывать отрицательного влияния на работоспособность свечей зажигания и вызывать преждевременное воспламенение рабочей смеси из-за образования зольных отложений в камерах сгорания.

В современных высокофорсированных двигателях работоспособны только легированные масла, т. е. масла, содержащие присадки – синтетические добавки к базовому маслу, придающие ему необходимые свойства или усиливающие природные свойства базового масла. Содержание присадок составляет до 10-15 % моторного масла.

Что такое вязкость моторного масла

Основная задача моторного масла – обеспечить минимальное трение деталей цилиндропоршневой группы двигателя при максимальной герметичности их соприкосновения.

Важно понимать, что рабочий температурный диапазон в моторе сильно варьирует и от отличается от тех показаний, которые видит водитель на панели приборов ведь там отображается температура ОЖ, а это в пределах до 900С (оптимальные показания).

Температура масла, в зависимости от нагрузки на двигатель, его марки, типа (бензиновый, дизельный) может быть в пределах от 140 – 150 градусов и более. При этом его свойства в начале температурного диапазона и в конце могут сильно отличаться.

Исходя из этого, становится понятным почему разные производители двигателей для своих «детищ» прописывают оптимальные характеристики масел, с которыми они будут работать с максимальным КПД, выдерживать большие нагрузки при минимальном износе.

Одной из важных таких характеристик является вязкость -переменная величина, указывающая на способность масла сохраняя свою текучесть при разных режимах работы двигателя и при этом оставаться на его внутренних поверхностях не стекая.

Вязкость моторного масла при разных температурах работы двигателя можно выяснить по классификации SAE, про которую будет сказано ниже.

Т.е. каждый производитель двигателя, тесно сотрудничая с производителями моторных масел, исходя из свойств по SAE допускает к использованию на своем агрегате ту или иную марку смазки.

На что влияет неправильный выбор моторного масла

Неправильно подобранное машинное масло в ряде случаев рискует вылиться в крупные неприятности для мотора.

Поддельное или некачественное моторное масло может привести в худшем случае к заклиниванию двигателя, а в лучшем — к заметному увеличению расхода масла и его черноте при минимальном пробеге, к образованию отложений в двигателе и снижении планового пробега двигателя.

Если залить в двигатель масло с вязкостью ниже, чем рекомендовано производителем, то это может привести к повышенному расходу машинного масла, в связи с тем, что оно будет оставаться на стенках и увеличится угар. Если вязкость масла выше рекомендуемой производителем, то увеличится износ маслосъемных колец из-за образования более толстой пленки на рабочих поверхностях.

Грамотный подбор и покупка качественного моторного масла позволят мотору выходить не меньше заложенного производителями ресурса.

Классификация моторных масел

При выборе смазки для двигателя необходимо учитывать классификации моторных масел. Это необходимо, чтобы упростить процесс выбора с учетом задач и характеристик изделия, а также его соответствия действующим стандартам. Всего существует несколько вариантов международной классификации.

Кратко рассмотрим доступные варианты.

SAE

Классификация, подразумевающая соответствие требованиям общества автоинженеров США. Характеризует параметр вязкости смазки для силовых агрегатов.

С учетом этой характеристики все масла условно делятся на 11 категорий, из которых шесть предназначены для эксплуатации зимой — от 0W до 25W, а пять летом — от 20 до 60.

Важно учесть, что это общая спецификация, поэтому нужно ориентироваться не только на нее, но и на другие параметры, больше по этой теме можно узнать здесь .

API

Еще один стандарт американского института нефти. Устанавливает нижний порог стандартов для смазок на дизельные или бензиновые моторы.

В отличие от SAE является более усовершенствованной и позволяет точнее сделать выбор с позиции мощности и эксплуатационных характеристик.

ACEA

Спецификация от европейских производителей машин. Впервые введена в 1991 году и заменила классификацию CCMC.

По отдельным тестам требования соответствую API, но лучше отдавать предпочтение именно ACEA, ведь здесь подразумеваются более строгие критерии проверки.

Стандарт условно делится на несколько классов — для бензиновых моторов, для дизелей до 2,5 л, для бензиновых / дизельных агрегатов с нейтрализатором, а также для дизелей с объемом от 2,5 л и выше.

ILSAC

Еще один стандарт от международного комитета по стандартизации и апробации смазок для моторов. Появился, благодаря инициативе японской и американской ассоциации, занимающейся продажей автомобилей.

Здесь ужесточены требования в отношении пенообразования, летучести, фильтрации, стойкости к сдвигу и т. д.

ГОСТ

Международный стандарт, обеспечивающий удобную классификацию моторных масел. Устанавливает требования и особенности моторных масел для машин, тракторов и другой техники.

Создан международным техническим комитетом по стандартизации. Пользуется наибольшим спросом у жителей СНГ.

Рассмотренные выше классификации отличаются по типу и требованиям к смазке, поэтому можно ориентироваться на соответствие одному или сразу нескольким стандартам.

Классификация моторных масел по разным стандартам

Упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя призваны международные стандарты.

Общепризнанными являются такие классификации как:

  • SAE
  • API
  • ACEA
  • ILSAC
  • ГОСТ

Каждый из стандартов имеет свою историю и долю на рынке. В основном, используются три классификации – API, ACEA и ГОСТ. Указывается также класс вязкости масел по SAE.

SAE

Важнейшая характеристика моторного масла – коэффициент его вязкости – регламентируется классификацией SAE. Данный международный стандарт определяет вязкость масел при плюсовых и минусовых температурах в их граничном значении.

Классы материалов по SAЕ имеют формат ХW-Y. Буква W (от англ. Winter – зима) указывает на всесезонность масла, X и Y – условные обозначения минимальной и максимальной температур, при которых масло нормально выполняет свои функции: прокачивается через каналы зимой и удерживается на поверхностях летом.

В зависимости от величины вязкости масла подразделяются на:

  • Зимние: более текучие, обеспечивающие беспроблемный запуск двигателя в холодное время года; обозначаются цифрой и буквой W (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.); граничное значение температуры определяется путем вычитания числа 35 от цифры
  • Летние: применяются при среднесуточной температуре не ниже 0 °C; кинематическая вязкость таких масел достаточно высока, поэтому в жаркое время года их текучесть не превышает нужного значения; летние марки масел обозначаются одним числом (например, 20, 30, 40 и далее) – чем оно больше, тем вязкость выше
  • Всесезонные: наиболее популярные материалы, способные работать как при минусовых, так и плюсовых температурах; такие масла имеют двойное обозначение (например, 15W-40).

Вязкостные характеристики являются важнейшими, но не единственными элементами классификации моторных масел, поэтому выбирать продукт только по этому критерию в корне неправильно. Необходимо учитывать тип и состояние двигателя, год выпуска автомобиля, условия его эксплуатации и многие другие параметры.

ACEA

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles). Она подразделяет масла по их эксплуатационным свойствам, назначениям и категориям.

Последнее издание стандарта предусматривает 3 категории и 12 классов моторных масел:

  • A/B – масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12)
  • C – масла для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12)
  • E – масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12)

Помимо класса моторного масла, в обозначении ACEA указывается год его введения в действие, а также номер издания (время обновления технических требований).

ГОСТ

Отечественные моторные масла проходят сертификацию по ГОСТ 17479.1-85. Согласно ей, все они подразделяются на группы по кинематической вязкости и эсплуатационным свойствам.

В зависимости от кинематической вязкости выделяются масла:

  • Летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24
  • Зимние – 3, 4, 5, 6
  • Всесезонные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16 (первая цифра – зимний класс, вторая – летний)

Чем больше числовое значение, тем более высокой вязкостью обладает материал.

По областям применения ГОСТ подразделяет все моторные масла на 6 групп, которые маркируются буквами от A до E.

Индексом 1 обозначаются масла для бензиновых двигателей, индексом 2 – продукты для дизелей, масла без индекса являются универсальными.

ILSAC

Стандарт ILSAC был разработан Международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standartization and Approval Committee). Сегодня данная классификация используется преимущественно для японских авто.

По системе ILSAC все моторные масла можно отнести к одному из пяти классов: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, которые мы будем рассматривать далее. Разница лишь в том, что все масла ILSAC являются всесезонными и энергосберегающими.

Категории ILSAC следующим образом соотносятся с API:

  • GF-1 (устаревшая) – аналог API SH
  • GF-2 – аналог API SJ
  • GF-3 – аналог API SL
  • GF-4 – аналог API SM
  • GF-5 – аналог API SN

Для японских автомобилей с турбированными дизельными двигателями в рамках стандарта ILSAC используется класс JASO DX-1. Данная маркировка предусматривает возможность использования масла для современных силовых агрегатов с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.

Что мы видим на этикетке

При покупке моторного масла важно внимательно изучать информацию, которая приведена на упаковке.

Здесь доступны следующие сведения:

  1. Спецификация API и ACEA, по которым можно предварительно определить качество продукта и возможность его применения. Важно убедиться, что требования производителя в отношении класса соответствуют тому, что заявляет производитель.
  2. Технологические особенности. Производитель часто указывает, что масло создано с учетом современных технологий и соблюдением действующих международных патентов. Это свидетельствует об особых свойствах моторного масла и его способности справляться с любыми нагрузками.
  3. Допуски (одобрения) производителей. Некоторые заводы-изготовители рекомендует применение определенных типов смазок. К примеру, может быть указано, что продукт отвечает стандартам Пежо, Опель, БМВ и других брендов.
  4. Название товара и химический состав. Здесь необходимо смотреть на тип масла, к примеру, синтетическое, минеральное или полусинтетичекое. В остальном эти данные не имеют большого значения.
  5. Штрих-код. По нему легко оценить, в какой стране сделан продукт, убедиться в его оригинальности и получить дополнительные сведения.
  6. Сфера применения. Производитель должен указать для какого транспорта предусмотрен этот продукт. К примеру, для легковых машин с бензиновыми моторами.
  7. Номер партии и дата производства. Также помогает определиться с выбором при возникновении сложностей.
  8. Псевдомаркировка. Многие производители используют разные надписи на упаковке для привлечения внимания покупателей. При этом практической пользы они не несут.
  9. Специальные категории.
  10. Указание вязкости. Считается наиболее важным параметром, по которому можно судить о возможности применения моторного масла в определенный сезон и применительно к конкретному модельному ряду. Важно убедиться, чтобы указанный класс соответствовал запросам производителя.

Также читайте как отличить оригинально масло от подделки.

В комплексе указанные выше характеристики позволяют принять решение о покупке смазки и, соответственно, избежать негативных последствий для двигателя.

Маркировка моторных масел по SAE

При покупке смазки обратите внимание на маркировку, нанесенную на канистру, а именно тип SAE. Это международный стандарт, по которому легко сделать вывод о вязкости продукта в разных температурных диапазонах.

Если говорить проще, можно увидеть минимально и максимально допустимую температуру.

С учетом SAE на масле можно найти обозначение типа XW-Y, где первый и последний знак представляют собой некие числа.

Первое показывает нижнюю температуру, при которой смазка будет выполнять возложенные на нее функции. Что касается буквы W, она свидетельствует о возможности применения смазки в зимний период.

Что обозначают буквы и цифры

Для удобства сведем в таблицу, что значат буквы и цифры.

Значения Проворачиваемость Прокачиваемость
0w -30 0С -40 0С
5w -25 0С -35 0С
10w -20 0С -30 0С
15w -15 0С -25 0С
20w -10 0С -20 0С
25w -5 0С -15 0С

Проворачиваемость – показывает способность провернуть детали цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя при той или иной вязкости моторного масла и температуры окружающей среды.

Прокачиваемость – способность масла прокачиваться по системе при определенной вязкости без допущения сухого трения деталей ЦПГ. Как правило, температура прокачиваемости ниже на 50С температуры проворачиваемости. Прокачиваемость на морозе обеспечивается за счет минимальной кинематической вязкостью зимних марок масел.

По второму числу можно оценить минимальный / максимальный параметр вязкости смазки при нагреве до температуры 100-150 градусов Цельсия.

Чем выше этот параметр, тем более густой является смазка во время нагрева. При снижении этого показателя работает обратная зависимость.

Для удобства сведем границы температурной вязкости в таблицу.

Наименование Температурные значения
0w20 от — 25 до + 20
0w30 от — 25 до + 20
5w50 от — 30 до + 45
5w20 от — 30 до + 15
5w30 от — 30 до + 20
5w40 от — 30 до + 35
5w50 от — 30 до + 45
10w40 от — 20 до + 35
15w30 от — 15 до + 35
15w40 от — 15 до + 45
20w40 от — 10 до + 45
20w50 от — 25 до + 45 и выше
SAE 30 от 0 до + 45

Сезонность моторных масел

При покупке смазки для двигателя необходимо учитывать, что она может различаться по сезону применения. Здесь выделяется несколько вариантов.

Зимние

Предназначены для эксплуатации при минусовых температурах, отличаются более высокой текучестью. Такое моторное масло легко распознать по наличию в обозначении буквы W. К примеру, 10W, 15W и т. д.

Применение такой смазки в жаркую погоду не рекомендуется из-за отсутствия необходимой защитной пленки.

Кроме того, в двигателе не удается создать нужное давление из-за повышенной текучести.

Летние

В отличие от рассмотренных выше моторных масел, такой продукт ориентирован на применение в условиях теплого климата. Иными словами, средняя температура в сутки не должна быть ниже 0 градусов Цельсия.

Такая смазка имеет высокую кинематическую вязкость, что обеспечивает хорошие смазывающие свойства мотора даже при высокой температуре.

Для морозной погоды летнее масло не подходит, ведь завести двигатель не получится. При обозначении смазки для лета используются цифры без W, к примеру, 30, 40 и другие. Чем больше число, тем выше степень вязкости.

Для определения степени густоты применяется так называемый параметр «сантистоксы», указанный при 100 0С.

Всесезонные (универсальные)

Такая смазка наиболее востребована из-за возможности работать при разных температурных режимах. При этом на коробке указывается две цифры и буквы — первая с W, а вторая — без нее.

При покупке моторного масла необходимо исходить из возраста силового узла. Так, если автомобиль имеет большой пробег, желательно выбирать вязкость с возможностью работы при высоких температурах.

При этом не стоит ориентироваться только на вязкость. Важно обращать внимание и на другие характеристики, к примеру, антиокислительные, моющие, противоизносные и другие.

Маркировка моторных масел API

С учетом API важно учитывать несколько параметров: тип силового агрегата, режим его работы, эксплуатационные качества, условия использования и дату производства.

По стандарту выделяется два варианта:

  • S — для моторов на бензине;
  • C — для дизелей.

Само обозначение API может иметь спереди буквы С или S. По этому символу можно увидеть тип мотора, для которого предназначено моторное масло.

Также указывается буква, по которой можно сделать выводы об эксплуатационных характеристиках.

По этой классификации можно получить следующие параметры:

  1. Аббревиатура ЕС — указывается возле API и свидетельствует о наличии энергосберегающих качеств.
  2. Римские цифры — показывают степень экономичности в отношении горючего.
  3. S и C — показывает возможность применения для бензиновых / дизельных агрегатов соответственно.
  4. Буквы от A до N — отображают эксплуатационные качества. К примеру, A свидетельствует о наиболее низком уровне, а N — о самом высоком.

В отдельную категорию входят универсальные масла, в которых указываются два обозначения через косую линию. Пример — API SL/CF.

Для дизельных моторов предусмотрено два вида цифр в конце. Наличие «2» свидетельствует о назначении для 2-тактных моторов, а «4» — для 4-тактных.

Сегодня для S-типа предусмотрено 12 классов смазок для двигателей. Многие из них уже потеряли актуальность, поэтому приведем только наиболее важные.

Год введения API масла для бензиновых двигателей
1980 SF
1989 SG
1994 SH
1997 SJ
2001 SL
2004 SM
2010 SN

Что касается С-типа, здесь действует 14 классов. Многие из них также не используется. Поэтому укажем наиболее популярную маркировку.

Год введения API масла для бензиновых двигателей
1983 CE
1990 CF-4
1994 CF, CF-2, CG-4
1998 CH-4
2004 CI-4
2010 CJ-4

Классификация моторных масел по API

Система классификации Американского Нефтяного Института API (American Petroleum Institute) была разработана в 1969 году. Она установила три эксплуатационные категории масел в зависимости от их назначения и качества:

  • S (Service) – моторные масла для бензиновых двигателей
  • C (Commercial) – моторные масла для дизельных двигателей
  • EC (Energy Conserving) – энергосберегающие масла: маловязкие, легкотекучие материалы, уменьшающих расход топлива

Латинская буква рядом с обозначениями S или C (SL, СF и т.п.) указывает на уровень эксплуатационных показателей масла и возможность его применения для двигателей определенного года выпуска.

Универсальные материалы, подходящие как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый из них – основной, второй указывает на возможность применения масла для силового агрегата другого типа (к примеру, API SM/CF).

Рассмотрим, какие категории выделяет стандарт API для двигателей разных типов и «возрастов».

Категории масел для бензиновых двигателей

Данная классификация широко распространена во всех странах мира. Она включает в себя 12 категорий. Каждая из них начинается с буквы S, которая указывает на применимость масла в бензиновых двигателях. Вторая буква – одна из ряда с A по N (за исключением I и K).

Классы API SA, SB, SC, SD, SE и SF сегодня официально признаны устаревшими. Масла этих категорий подходят для двигателей, выпущенных до 1988-го года. Они не содержат присадок, поэтому для современных силовых установок непригодны. Масла классов API SG и SH применяются ограниченно.

  • API SG – масла для автомобилей, изготовленных не ранее 1989 года; содержат присадки, обеспечивающие защиту деталей двигателя от коррозии
  • API SH – масла, устойчивые к окислению и защищающие ДВС от коррозии, нагара и изнашивания; подходят для легковых автомобилей, микроавтобусов, грузового транспорта, но применяются только по допуску автопроизводителя
  • API SJ – масла, предназначенные для двигателей легковых автомобилей, спорткаров, микроавтобусов, небольших грузовиков после 1996 года выпуска; прекрасно сохраняет свои свойства в зимнее время, однако может образовывать небольшое количество нагара
  • API SL – один из оптимальных вариантов для большинства транспортных средств, изготовленных после 2000 года; экологичный, энергосберегающий продукт, применимый для многоклапанных и турбированных силовых агрегатов, работающих на обедненной топливной смеси
  • API SM – класс API, утвержденный в 2004 году; продукты этой категории подходят для бензиновых двигателей, изготавливающихся в настоящее время; обеспечивают защиту от раннего изнашивания, сохраняют свои свойства при отрицательных температурах
  • API SN – класс API, утвержденный в 2010 году и объединивший в себе ультрасовременные масла с ограниченным количеством фосфора; масла этой категории относятся к энергосберегающему типу, совместимы со многими современными системами нейтрализации выхлопных газов

Категории масел для дизельных двигателей

Маркировка моторных масел для дизельных двигателей по API включает в себя две буквы, первая из которых (С) указывает на их «дизельную» принадлежность, а вторая на конкретный класс.

В обозначение обычно включены также числа (2 или 4), определяющие тип ДВС (соответственно 2-х или 4-тактный).

  • CA – масла для слабонагруженных дизельных двигателей; вариант только для старых б/у авто
  • СB – улучшенная версия CB, принятая в 1949 году
  • СC – масла для средненагруженных силовых агрегатов; дата появления категории – 1961 год
  • СD – масла, введенные в эксплуатацию с 1955 года; нашли широкое применение в сельскохозяйственной технике
  • СE – масла для дизельных двигателей не ранее 1983 года выпуска; актуальный вариант для мощных турбированных ДВС с увеличенным рабочим давлением
  • СF-4 – масла для четырехтактных дизельных агрегатов автомобилей 1990 года выпуска и позже; заливается по рекомендации автопроизводителя
  • СF-2 – масла для двухтактных дизельных ДВС, работающих в при высоких нагрузках, в сложных условиях эксплуатации
  • СG-4 – масла для высоконагруженных двигателей, работающих на малосернистом топливе (не более 0,05 %); позволяют избежать сильного износа деталей ДВС и появления нагара на деталях
  • СH-4 – класс API, введенный в 1998 году и объединивший масла для двигателей, работающих в высокоскоростном режиме; продукты этой категории отвечают экологическим требованиям по содержанию токсичных веществ в выхлопе и содержат специальные присадки, препятствующие образованию нагара
  • СI-4 – класс API, введенный в 2002 году; продукты этой категории используются в современных двигателях независимо от типа впрыска топлива, включая все разновидности наддувных, содержат моюще-диспергирующие присадки, устойчивы к термоокислению и испарению, подходят для использования при очень низких температурах
  • СI-4 PLUS – класс API, дополнивший CI-4 в 2004 году; объединяет масла с улучшенными показателями сажеобразования и окисления; в ходе производства эти смазочные материалы проходят до 17 моторных тестов
  • СJ-4 – самый современный класс API, введенный в 2006 году; разработан для тяжелонагруженных дизельных двигателей с сажевыми фильтрами; масла соответствуют строгим экологическим требованиям – зольность не превышает 1 %, концентрация серы – не более 0,4 %, содержание фосфора – менее 0,12 %

Категория универсальных масел для бензиновых и дизельных двигателей

Некоторые моторные масла подходит не только для бензиновых, но и для дизельных двигателей. Для них существует отдельная классификация по API, которая в своей маркировке содержит сразу два обозначения, разделенные косой чертой «/»: SJ/CF-4, SL/CF, SM/CF и др.

Как читать такие маркировки? Для начала отметим, что на первом месте производитель указывает предпочтительное применение масла (во всех приведенных примерах это бензиновые двигатели).

Для примера разберем обозначение SL/CF. Первая буква (S) указывает на принадлежность к бензиновым двигателям, вторая (L) определяет оптимальный класс качества для транспортных средств, выпущенных с 2001 года.

Буква C, стоящая во второй части после слеша, допускает вариант использования масла в дизельных двигателях. F указывает на применение материала во внедорожниках, которые выпущены после 1994 года.

Категории масел для двухтактных двигателей

Масла для подвесных лодочных моторов маркируются как TD, материалы для двухтактных двигателей с высокими требованиями к качеству смазки (в мотоциклах, снегоходах и пр.) – ТС. Они же могут использоваться вместо масел классов TA или TB.

TB – это материалы для скоростных высоконагруженных двухтактных двигателей с объемом от 50 до 200 см3 (мотороллеров, бензопил, мотоциклов). TА – масла для двухтактных двигателей объемом до 50 см3 с воздушным охлаждением (мопедов, газонокосилок и пр.)

Стандарт API подразделяет на классы не только моторные, но и трансмиссионные масла.

  • GL-6: масла для гипоидных передач с увеличенным смещением, работающих в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок; сегодня используются редко по причине их смещения GL-5
  • GL-5: масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D; содержат большое количество противозадирных присадок, поэтому подходят для самых тяжелых условий эксплуатации: ударных и знакопеременных нагрузок, высоких скоростей и пр.
  • GL-4: масла для ступенчатых коробок передач и рулевых механизмов, главных и гипоидных передач; отличаются высоким содержанием противозадирных присадок и уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105; работают в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах
  • GL-3: масла для ступенчатых коробок передач и рулевых механизмов, главных и гипоидных передач; отличаются высоким содержанием противозадирных присадок и уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105; применяются для спирально-конических передач, работающих в умеренно жестких условиях, а также для обычных трансмиссий со спирально-коническими шестернями
  • GL-2: масла для червячных передач, работающих в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с высокими требованиями к антифрикционным свойствам; используются обычно в тракторной технике
  • GL-1: минеральные масла без противозадирных компонентов, с возможным включением антиокислительных и противопенных присадок; применяются в цилиндрических, червячных и спирально-конических зубчатых передачах, работающих при низких удельных давлениях и скоростях скольжения
  • МТ-1: масла с повышенной термической стабильностью для высоконагруженных агрегатов; предназначены для несинхронизированных механических КП мощных коммерческих автомобилей
  • PG-2: масла для передач ведущих мостов мощных коммерческой автотехники; обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами

Классификация масел по ILSAC

Как отмечалось, ILSAC — стандарт, который стал совместным детищем автомобильных специалистов США и Японии. В результате появилось пять вариантов, относящихся к классификации ILSAC — GF1, GF2, GF3, GF4 и GF5.

Они почти на 100% соответствуют API с той разницей, что к категории ILSAC относится универсальная продукция, которая подходит для всех сезонов и отличается энергосберегающими свойствами.

Соответствие ILSAC с учетом API:

  1. GF1 аналогично API SH. К этой категории относится вязкость серий 0W-30 / 40 / 50 / 60, а также 5W-30 / 40 / 50 / 60 и 10W-30 / 40 / 50 / 60.
  2. GF2 идентично с API SJ. К этой группе относится вязкость 5W-20 и 0W-20.
  3. GF3 соответствует API SL/ Стандарт действует с начала 2001 года.
  4. GF4 и GF5 — продукция-аналог API SM / SN.

К отдельной категории относится классификация для машин из Японии, комплектуемых дизельными турбированными моторами.

Речь идет о JASO DX1. Наличие такого обозначения свидетельствует о высоком качестве и экологичности.

Классификация по ГОСТ

При определении характеристик моторного масла часто уделяется внимание ГОСТ 17479.1-85. С учетом информации в этом стандарте все виды смазок для двигателей делятся на категории по вязкости и эксплуатационным качествам.

Так, по вязкости продукт бывает следующих типов:

  • Зима — от 3 до 6;
  • Лето — от 6 до 24 по четным (кроме 18 и 22);
  • Всесезонка — 3/8; 4/6, 8, 10; 5/10, 12, 14; 6/10, 14, 16.

В рассмотренных выше параметрах чем выше число, тем больше параметр вязкости.

По применению смазка для двигателя делится на шесть категорий — А, Б, В, Г, Д, Е. Также используются индексы. Если стоит «1», это означает применение для бензиновых моторов, а «2» — для дизелей. Отсутствие такого обозначения говорит об универсальности продукта.

ГОСТ

Никак не получится пройти мимо нашей родной советско-российской системы классификации масел. Несмотря на то, что действующая система обозначений была введена в далёком 1987 (ГОСТ 17479.1-85) году, действует она до сих пор, и масла отечественных производителей с маркировкой согласно этому ГОСТу довольно бодро уходят с прилавков автомагазинов.

Примечателен ГОСТ тем, что в рамках одного обозначения описана и вязкость (аналог SAE), и качество (аналог API). Маркировка масла имеет такой вид: М-5з/12-Г, где «М» означает моторное масло, 5з – зимняя вязкость (буква «з», как и W в классификации SAE обозначает «зиму»), 12 – рабочая («летняя») вязкость, Г – показатель уровня эксплуатационных свойств масла. Наиболее востребованы сезонные (то есть не оговаривающие вязкость при отрицательных температурах) масла M-10Г2(к), и М-10Д(м), поскольку они в своё время были разработаны для КамАЗов (буква «к» в названии), и МАЗов (буква «м»), и похоже, до сих пор вполне устраивают пользователей соответствующего грузового автопарка.

Приводить значения вязкости я не буду, лучше укажу примерное соответствие ГОСТовской маркировки и SAE:

Такое же соответствие по эксплуатационным свойствам ГОСТ и API:

Видно, что кроме букв АБВГДЕ в обозначении присутствуют цифры 1 и 2. Из соответствия значений ясно, что цифра 1 указывает на применение в бензиновых моторах, 2 – в дизелях, а буква без цифр подразумевает универсальное применение моторного масла. Например, то же М10Г2(к) предназначено только для дизелей, а М10Д(м) – универсальное, несмотря на то, что льют его в основном, в турбированные дизельные движки.

Под занавес скажу, что это не единственные существующие классификации моторных масел, например, есть японские стандарты JASO для двух- и четырёхтактных мотоциклов, есть классификация NMMA, регулирующая качество масел для водномоторной техники, много чего ещё есть. Однако все системы, имеющие широкое употребление в нашей стране, я здесь более-менее описал.

Классификация смазок для моторов по ACEA

Такая классификация создана ассоциацией производителей Европы, в состав которых входят крупнейшие бренды. Здесь указываются эксплуатационные параметры, назначение и категорийность смазки.

При этом вся продукция условно делится на смазки для двигателей на бензине или дизеле.

После последних изменений предусмотрено деление на следующие категории:

  1. А/В — для моторов на бензине или дизельном топливе. Применяется для легковушек, фургонов, микроавтобусов. Условно делится на четыре класса — А1/В1-Х, А3/В3-Х, А3/В4-Х и А5/В5-Х, где «Х» — 12.
  2. С — для бензиновых / дизельных силовых агрегатов, которые оборудованы каталитическим нейтрализатором. Четыре класса — от С1-12 до С4-12.
  3. Е — для грузовиков с дизельными моторами. Е4-12, Е9-12, Е6-12 и Е7-12.

При обозначении АСЕА, кроме класса, прописывается и год ввода в действие и номер создания, когда были обновлены требования. Под такие сертификаты подходит также российская продукция.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]