Масла для двигателей. Моторные масла. Виды масел. Обозначения. Присадки. Обсуждение моторных масел

Моторное масло — это своего рода «кровь», без которой ни один двигатель не способен работать.

Моторное масло выполняет следующие функции:

  1. Смазка всех движущихся частей с целью защиты их от износа.
  2. Охлаждение двигателя.
  3. Смазка поршневых колец.
  4. Очистка двигателя от загрязнений и «связывание» их во взвешенном состоянии до момента слива отработанного масла из двигателя.
  5. Нейтрализация кислот, образующихся в процессе сгорания топлива.
  6. Снижение потерь на трение.
  7. Защита от коррозии.

Общие сведения о моторных маслах

Моторные масла – высо­котехнологичный, сложный и тонко сбалансированный по составу смазочный материал, выполняющий в двигателе целый ряд функций:

  • разделение движущихся деталей
  • охлаждение горячих поверхностей
  • смывание и удаление загрязнений
  • защита от коррозии

Пленка масла, разделяющая детали и обеспечивающая легкий пуск двигателя при низкой температуре, должна сохраняться и на горячих деталях. Наличие пленки в основном определяет противоизносные свойства, а в местах ее разрыва вступают в действие антизадирные присадки. Пленка масла, нанесенная на стенки цилиндра в ходе сжатия, первой встречает фронт пламени на рабочем ходу и защищает поверхностный слой металла от термического удара.

Использование недостаточ­но качественного моторного масла ведет к образованию в камере сгорания отложений из частиц кокса (результат неполного сгорания топлива) и смолистых веществ (терми­ческое разложение остатков масла). Отложения вызывают сбой зажигания, а также заполняют канавки на поршне, что уменьшает подвижность поршневых колец. В дальнейшем под воздействием тепла отло­жения твердеют, происходит залегание или расклинивание колец. В результате они не прилегают к стенкам цилиндра и не обеспечивают компрес­сию в цилиндрах, мощность падает, усиливается прорыв газов в картер, растет расход масла. Расклинивание колец вызывает интенсивный износ цилиндропоршневой группы. Возможно также образование черного шлама в самом масле, способствующего закупо­риванию фильтров и масляных каналов.

Наиболее известная классификация моторных масел по областям приме­нения и уровню эксплуатационных свойств, используемая в международном масштабе, – классификация API (American Petroleum Institute). Она под­разделяет моторные масла на две категории. К категории «S» (Service) отнесены масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, к категории «С» (Commercial) – дизельные масла для гру­зовых автомобилей, тягачей, внедорож­ной строительной и сельскохозяйствен­ной техники. В каждой из этих категорий уровни эксплуатационных свойств масел обозначают первыми буквами латинского алфавита. Введение в классификацию API каждого нового класса было обусловлено существенным ужесточением требований к эксплуатационным свойствам масел нового поколения.

Ресурс, надежность и безопасность эксплуатации современных транспортных средств в большой степени зависят от качества и свойств применяемых смазочных материалов.

Моторные масла – это масла, предназначенные для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Их главная функция – уменьшение трения и износа деталей двигателя. Однако моторные масла должны обеспечивать выполнение и ряда других функций, не менее важных для работоспособности двигателей в течение заданного ресурса, а именно:

  • предотвращение прорыва газов из надпоршневого пространства в картер путем уплотнения лабиринта поршневых колец и обеспечения их подвижности
  • охлаждение поршней, подшипников коленчатого вала и других деталей
  • защита двигателя от коррозии при работе и во время длительной стоянки
  • предотвращение образования нагара и лакообразных отложений, нарушающих теплоотвод от поршней и подвижность поршневых колец
  • нейтрализация кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива
  • обеспечение быстрого увеличения давления в смазываемых узлах при холодном пуске двигателя
  • предотвращение выпадения осадков в картере, маслопроводах, на сетке маслоприемника, под крышкой механизма газораспределения, крышкой привода агрегатов

Кроме того, моторные масла должны быть совместимы с материалами уплотнителей (резинами) и катализаторами нейтрализатора отработавших газов, не должны оказывать отрицательного влияния на работоспособность свечей зажигания и вызывать преждевременное воспламенение рабочей смеси из-за образования зольных отложений в камерах сгорания.

В современных высокофорсированных двигателях работоспособны только легированные масла, т. е. масла, содержащие присадки – синтетические добавки к базовому маслу, придающие ему необходимые свойства или усиливающие природные свойства базового масла. Содержание присадок составляет до 10-15 % моторного масла.

Основные функции моторного масла

Каждое моторное масло состоит из смеси базового масла и присадок. Сама база часто представляет собой смесь из нескольких различных компонентов, которые, в результате придают ему желаемые свойства. Тип базы свидетельствует, что это масло минеральное, полусинтетическое или синтетическое. В свою очередь, присадки имеют задачу или улучшить параметры базового масла (например, стабилизировать его вязкость в течение длительного времени), либо выполнять конкретные функции моторного масла (например, мойка отложений). Требования к современным маслам настолько высоки, что сегодня каждая марка масла имеет в своем составе много различных добавок.

Хорошего класса моторное масло должно сочетать в себе пять основных функций:

  • Смазка узлов силового элемента.
  • Охлаждение.
  • Герметизация движущихся элементов.
  • Очистка двигателя и управление отложений в масляный фильтр.
  • Противодействие коррозии.

Смазка работающих частей, узлов силового элемента

Первая, базовая функция, тесно связана с вязкостью масла, т. е. его способностью для разделения друг от друга взаимодействующих элементов при конкретных нагрузках. Двигатель в автомобиле представляет набор металлических деталей, которые в ходе работы двигаются при большом моменте вращения. Для того, чтобы процесс мог протекать без особых помех, необходимо присутствие масла. Это играет чрезвычайно важную роль.

Главой задачей является снижение коэффициента трения. Сразу после запуска привода, масло распространяется по системе через насос, создавая тонкую пленку – и все благодаря правильной вязкости масла и специальных добавок.

Вязкость должна соответствовать рекомендациям производителя автомобиля. Подбирается по классу вязкости SAE, например 10W-40. Здесь, важным параметром является индекс вязкости, который говорит об изменениях вязкости масла в высокотемпературном режиме. Чем индекс вязкости выше, тем масло менее подвержено колебаниям этого параметра.

Появление защитного слоя способствует снижению силы трения, что значительно замедляет процесс износа, благодаря чему обеспечивается соответствующая производительность двигателя, снижение расход топлива, в свою очередь, гарантируется долговечность работы механизмов двигателя.

Охлаждение, путем поглощения тепла нагруженных деталей

Охлаждение является очень важным параметром, особенно в современных автомобилях с турбонаддувом. Вопреки расхожему мнению, именно масло, а не охлаждающая жидкость имеет контакт с самыми горячими элементами двигателя. Получение тепла от поршней, вкладышей, коленчатого вала или ротора турбокомпрессора – именно это очередная функция и задача хорошего масла.

Соприкасаясь с нагретыми элементами двигателя (от 250 до 100 градусов по Цельсию), масло помогает снизить температуру привода, отводя от них избыточное тепло, которое охлаждается в масляном поддоне. Так как масло имеет дело с очень большими температурами, некоторые производители, для лучшего охлаждения в двигателе устанавливают масляный радиатор.

Высокого класса смазка должна иметь высокую температуру воспламенения, соответствующую стабильность температуры и быть защищена от окисления при высоких температурах.

Герметизация взаимно движущихся элементов

Герметизация, как и смазка, находится в прямой зависимости от вязкости масла. Выступает в роли герметика главным образом, в системе цилиндр – поршневые кольца – поршень. Проверяется это на специальных тестах в стадии разработки технологии производства смазочного масла. Уплотнение поршня в районе колец, обеспечивает двигателю необходимую компрессию, необходимую для поддержания полной мощности.

Очистка двигателя и управление отложений в масляный фильтр

Не менее важной задачей являетсявымывание отложений. Внутреннее загрязнение возникает в основном от продуктов сгорания, металлических частицы (стружка) подвижных частей двигателя, пыль, смолы, сажа, песчинки и компоненты несгоревшего топлива. Захваченные частицы образуют шероховатую структуру, которая достаточно быстро способна поцарапать и разрушить, в частности, поверхность цилиндра.

При контакте, моющие свойства масла должны в состоянии принять на себя эти частицы, распределить их в объеме масла и не допускать к образованию больших скоплений. Благодаря этим присадкам масла дольше остаются в полной мере активны.

Для того чтобы все функции моторного масла выполнялись, была продуманна двухуровневая система фильтрации. Первый уровень принял на себя поддон автомобиля, а вторая ступень реализуется через фильтр. Масляный фильтр эффективно борется даже с сильным загрязнением. Со временем, моторное масло и фильтр теряют свои первоначальные свойства, и не в состоянии должным образом защитить элементы привода. Оба фактора способствуют тому, что ключевое значение приобретает регулярная замена масла вместе с фильтром. Механики рекомендуют проводить интервал замены на уровне 10 – 20 тысяч километров пробега.

Противодействие коррозии

Не менее важной функцией масла является защита от внутренней коррозии привода. Особенно чувствительны металлические элементы поршней или вкладыши, которые изготовлены из цветных металлов, со временем могут начать окисляться. Защита от коррозии(железа и цветных металлов) происходит через масляные добавки, улучшающие щелочное число (щелочность масла), для нейтрализации кислых продуктов сгорания (кислые соединения серы, и т. д.).

Заключается в создании на узлах слоя, предохраняющего его от контакта с кислородом, кислотами, водой и другими вредными веществами. Чем более прочный и стабильный такой слой, тем защита более эффективна. Масло должно быть нейтральным по отношению к металлу, подбирается в строго определенном уровне.

Обычно в состав масла вовлекают следующие присадки:

Беззольные депрессанты предотвра­щают образование низкотемпературных отложений на деталях двигателей, выпадение осадков в картере, загрязнение фильтров, а также предотвращают рост вязкости масла при накоплении в нем частиц сажи от неполного сгорания топлива.

Зольные детергенты (моющие при­садки) – это растворимые в базовом масле мыла, обеспечивающие чистоту поршней и хорошую подвижность поршневых колец за счет удержания в масле мельчай­ших частиц нерастворимых веществ без отложения на деталях двигателя. Способность масла не давать частицам сли­паться и увеличиваться в размерах необходима для противодействия абразивному износу и преждевременной блокировке масляных фильтров, а также для улучшения холодной прокачиваемости (защиты двигателя при холодном запуске). Обычно в составе масла используют комбинации детергентов, обладающих способностью дополнять и улучшать эф­фективность друг друга. Детергенты содержат металлы (кальций, магний) придающие маслам зольность. Зола – это неорганиче­ский остаток, образующийся после сгорания масла. Ее избыток очень нежелате­лен, т.к. это абразивный материал. Многие детергенты придают маслу способность нейтрализовывать кислоты. Такие детергенты называют щелочными. Роль щелочных детергентов в предотвра­щении коррозионного износа деталей двигателей очень велика.

Антиокислители тормозят окисление масла кислородом воздуха при высокой температуре. Антиокислители разных классов часто вводят в составы масел в виде парных или тройных смесей, что дает лучший эффект. При рациональ­ном сочетании детергентов и антиокисли­телей удается значительно замедлить рост вязкости масла, увеличить срок его бессменной работы.

Противоизносные присадки предот­вращают быстрое изнашивание трущихся деталей двигателей в основном путем хи­мического взаимодействия с поверхнос­тями металлов и образования пленок, препятствующих контакту металла с ме­таллом, образованию рисок, задиров.

Антикоррозионные присадки защищают от коррозии антифрикционные сплавы на основе меди, свинца, олова путем образования прочных защитных пленок на вкладышах подшипников, втулках и других деталях.

Противопенные присадки препятству­ют вспениванию масла и ускоряют разрушение образовавшейся пены. В последнее время проблема вспениваемости масла приобрела особое значение в связи с при­менением дизельных масел в качестве рабочего тела в системах впрыскивания топлива под высоким давлением с помощью гидравлических насос-форсунок.

Модификатор трения (антифрикци­онные присадки) уменьшают коэффици­ент трения при граничном режиме смаз­ки, и этим повышают механический коэф­фициент полезного действия двигателей. Эти присадки вводят в энергосберегаю­щие масла.

Депрессорные присадки понижают тем­пературу застывания масел, их добавляют к зимним и всесезонным маслам для улучшения текучести при низкой температуре.

Модификаторы вязкости (загущающие присадки) повышают индекс вязкос­ти масла.

Другие присадки в моторных маслах используют редко, в тех случаях, когда к маслу предъявляют какие-либо специальные требования.

Как влияют присадки на функции моторного масла

Есть много видов базовых масел. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Их качество в значительной степени определяют присадки, которые обеспечивают улучшение свойства базовых масел. Стоит помнить, что чистые базовые масла, даже высшего качества, не подходят для использования в двигателе. Благодаря использованию добавок, улучшаются функции моторного масла, их свойства и параметры.

Основные добавки, применяемые в моторных маслах:

  • Антиоксиданты – повышают стойкость масла к высоким температурам, благодаря чему масло не подвергается деградации, молекулы не выпадают из соединения.
  • Моющие – предотвращают от загрязнения и образования отложений, благодаря чему двигатель остается чистым, сохраняет свою эффективность в течение всего срока годности.
  • Пеногасители – предотвращают от пенообразования масла, которое может быть опасно и повлиять на износ деталей двигателя. Для поддержания нужного давления масла.
  • Понижающие температуру – помогают в сохранении смазки в жидком состоянии при низких температурах окружающей среды.
  • Противоизносные – увеличивают срок службы двигателя, так как они создают защитный барьер на поверхности его частей.
  • Повышающие устойчивость к высоким давлениям – повышают износостойкость и уменьшают опасность трения.
  • Антикоррозионные – защищают различные металлические части от атакующих их кислот, воды или воздуха.
  • Щелочные – предотвращают закисление масла продуктами сгорания, содержащие серу.

Присадки могут быть использованы в качестве индивидуального компонента или в виде многофункциональных пакетов.

Моторные масла имеют множество функций, чтобы в полной мере обеспечить и защитить двигатель. Поэтому, очень важным является подбор правильного масла для двигателя Вашего автомобиля, а также регулярная замена этой смазки.

По составу базового масла различают три типа моторных масел:

  • минеральные масла
  • частично синтетические масла
  • полностью синтетические масла

Минеральные масла — это масла, полученные путем очистки соответствующих фракций нефти от нежелательных веществ. Различают дистиллятные и остаточные фракции минеральных масел. Первые перегоняются при вакуумном разделении мазута на фракции, вторые – это остаток от перегонки, самые вязкие фракции. Таким образом, минеральные масла состоят из сложных смесей углеводородов, содержащихся в нефти. Дистиллятные фракции служат основой зимних и всесезонных масел, остаточные входят в состав летних масел в смеси с дистиллятными.

Требования к стойкости против окисления, испаряемости, вязкостно-температурным свойствам моторных масел возросли настолько, что даже из отборных нефтей с применением лучших технологий очистки масляных фракций не представляется возможным вырабатывать минеральные базовые масла, обеспечивающие получение конечного продукта с необходимыми свойствами и сроками службы. Это привело к использованию синтетических базовых масел.

Синтетические базовые масла получают путем целенаправленных химических реакций, в результате которых образуются органические соединения с желательными свойствами. Это могут быть углеводородные жидкости (полиолефины, алкилбензолы) или эфиры. Они обладают низкой температурой застывания, стойки к окислению, меньше расходуются на угар. В связи с этим синтетические масла имеют срок службы 20 тыс. км, а отдельные образцы 80…100 тыс. км. Главным достоинством синтетического масла является его способность становиться более жидким при низких температурах и густым при высоких. Синтетические базовые компоненты часто комбинируют, составляя смеси так, чтобы улучшить растворимость присадок, совместимость с эластомерами и другие характеристики. Недостаток синтетических базовых масел – высокая стоимость, в 2…3 раза выше минеральных. Компромисс – частично синтетические масла (полусинтетика), в которых основой является смесь высококачественного минерального базового масла и синтетических базовых компонентов. Полусинтетикой называют также минеральные масла после специальной обработки – гидрокрекинга лил гидроизомеризации. Цена таких масел существенно ниже, чем полностью синтетических.

Уровень эксплуатационных свойств моторного масла и пробег автомобиля, в течение которого оно остается работоспособным, зависят от содержания в масле присадок и их эффективности, качества базового масла и его приемистости к присадкам.

В составе современных моторных масел используются сочетания присадок:

  • дисперсанты
  • детергенты (моющие присадки)
  • антиокислители
  • ингибиторы коррозии
  • модификаторы трения
  • противоизносные и антипенные присадки
  • деактиваторы металлов

Для того чтобы масло позволяло легко запустить двигатель при больших отрицательных температурах и в то же время сохраняло свою вязкость при работе, в него вводят загущающие присадки – полиизобутилены. Это длинные молекулярные цепочки, имеющие свойство при низкой температуре собираться в клубки. В таком состоянии они почти не влияют на вязкость масла, оно остается достаточно жидким. При повышении температуры клубки молекул «разматываются» и загущают масло, повышая его вязкость. Так получают всесезонные марки масел.

Способность моторного масла выполнять многочисленные функции проверяется в основном путем испытаний в двигателях на стендах по стандартным процедурам классификационных испытаний, а также методами лабораторных испытаний ряда физико-химических свойств. Некоторые фирменные спецификации включают как обязательный этап эксплуатационные испытания.

Главным свойством моторного масла является его вязкость при определенных температурах.

Вязкость масла — это свойство масла оказывать сопротивление взаимному перемещению соседних слоев масла. Чем выше вязкость, тем гуще масло, и наоборот. Различают динамическую и кинематическую вязкость.

  • Динамическая вязкость – это количественная характеристика сопротивления жидкости смещению одного слоя относительно другого, она выражается в паскаль-секундах (Па·с).
  • Кинематическая вязкость – это отношение динамической вязкости к плотности жидкости, она выражается в квадратных миллиметрах на секунду (мм2/с) или в сантистоксах (сСт).

В основу действующего стандарта России 17479.1–85 на маркировку автомобильных масел, который применяется и в других странах постсоветского пространства, положены эксплуатационные свойства и кинематическая вязкость при 100 «С и –18 «С.

В зависимости от эксплуатационных свойств установлено шесть групп масел по степени форсирования и типу двигателей, для которых эти масла предназначены:

  • группа А – для нефорсированных
  • Б – малофорсированных
  • В – среднефорсированных
  • Г – высокофорсированных двигателей
  • группа Д – только для высокофорсированных дизелей
  • Е – тоже для дизелей, но стационарных и судовых, работающих на топливе с большим содержанием серы

Масла групп Б, В и Г дополнительно подразделяются на карбюраторные (индекс 1) и дизельные (индекс 2). Отсутствие индекса говорит о том, что масло предназначено как для дизельных, так и для бензиновых двигателей данной группы по степени форсирования.

Другим показателем, положенным в основу этой классификации, является вязкость масла в сантистоксах (сСт) при рабочей температуре, принятой за 100 «С.

Вязкость влияет на прокачивание масла по системе смазки, на легкость и быстроту пуска двигателя, уплотнение поршневых колец в цилиндре, на степень очистки масла в фильтрах, расход масла и топлива. От вязкости масла зависит также охлаждение трущихся деталей.

При одинаковых температуре и давлении вязкость масла зависит от химического состава и структуры углеводородов, из которых оно состоит. Самая низкая вязкость у парафиновых углеводородов, самая высокая – у полициклических ароматических. Парафиновые углеводороды обладают также лучшими вязкостно-температурными свойствами.

При увеличении температуры вязкость понижается, а при увеличении давления – возрастает. Масло с большей вязкостью лучше уплотняет поршневые кольца в цилиндрах и уменьшает прорыв газов из камеры сгорания в картер двигателя. Оно в меньших количествах попадает в камеру сгорания, что уменьшает расход масла и нагарообразование, а также в меньшей степени подтекает через сальники и уплотнительные прокладки крышек картеров. Повышение вязкости масла ухудшает его циркуляцию в системе смазки, охлаждение деталей и очистку поверхностей трения от продуктов изнашивания и других загрязнений. Слишком вязкое масло не обеспечивает жидкостного трения вследствие затрудненного поступления к трущимся поверхностям.

Чем выше относительная скорость перемещения трущихся деталей и лучше качество обработки их поверхностей, тем меньшая вязкость масла требуется. Поэтому, например, для быстроходных двигателей применяют масло с меньшей вязкостью, чем для тихоходных. При уменьшении нагрузки на детали вязкость может быть снижена, а при увеличении зазоров между ними – увеличена.

Согласно ГОСТ 17479.1–85 и другим техническим условиям, масла для двигателей обозначают буквой М и в зависимости от кинематической вязкости делят на классы. Условно масла можно разделить на летние и зимние. Принято считать, что зимние масла применяют в условиях температуры окружающего воздуха ниже –5 «С, летние – выше 20 «С. При маркировке масел по ГОСТ 17479.1–85 применяются следующие обозначения:

  • М – моторное масло
  • цифры после буквы М (4, 5, 6, 8, 10, 12 «) – класс кинематической вязкости. (Например, класс 6 означает, что при температуре 100 «С имеет среднюю вязкость 6 сСт; иногда после цифры может применяться нижний индекс «з», что свидетельствует о применении в данном масле загущающей присадки, при этом масло имеет и определенную вязкость при –18 «С. Такое масло является всесезонным и имеет двойное цифровое обозначение – косую черту.)
  • буквы после цифр (А, Б, В, Г, Д, Е) обозначают принадлежность масла к определенной группе эксплуатационных свойств
  • нижний индекс после букв: 1 – масло предназначено только для бензиновых двигателей; 2 – масло предназначено только для дизельных двигателей; отсутствие индекса – масло унифицировано и может применяться как для дизельных, так и для бензиновых двигателей

Ниже приведены примеры обозначения моторных масел:

  • М-8Г1 – моторное масло, имеющее при температуре 100 °С вязкость 8 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей
  • М-10Г2 – моторное масло, имеющее при температуре 100 °С вязкость 10 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей
  • М-6з /10Г1 – моторное масло, имеющее при температуре –18 «С вязкость в пределах 2600…10 400 сСт, содержит загущающие (вязкостные) присадки и предназначено для применения в качестве зимнего или всесезонного масла; при 100 «С имеет вязкость 10 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей
  • М-10Г – универсальное масло, предназначенное как для дизельных, так и для бензиновых двигателей

Для двигателей легковых автомобилей летними маслами можно считать масла повышенной вязкости типа М12Г, зимними – М8Г.

Учитывая большое разнообразие марок легковых автомобилей и условий их эксплуатации, моторные масла зарубежных и отечественных производителей классифицируют по трем основным признакам:

  • вязкостно-температурные свойства
  • область применения и уровень эксплуатационных свойств
  • наличие или отсутствие энергосберегающих свойств

Вязкостно-температурные свойства классифицируют по системе SAE (Общество автомобильных инженеров); они характеризуют зависимость вязкости масла от температуры холодного пуска двигателя при безгаражной стоянке автомобиля зимой до максимальной температуры масла в двигателе, работающем с максимальной нагрузкой.

В настоящее время общепринятой стала классификация SAE J300, согласно которой моторные масла подразделяеются на шесть зимних (OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60) классов. В этих обозначениях бόльшим числам соответствует бόльшая вязкость, буква W означает, что масло зимнее. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, а другой – летний класс, например SAE 5W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-50 и т. д. Для зимних масел установлены максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100 «С. Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100 «С и минимальные значения динамической вязкости при 150 «С и скорости сдвига 106с–1. Каждый класс зимнего или всесезонного масла характеризуется двумя значениями динамической вязкости при температурах, различающихся на 10 «С. Таким образом, классификация по SAE информирует о диапазоне температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание коленчатого вала двигателя стартером (первая слева колонка таблицы), прокачивание масла насосом по системе смазки двигателя при холодном пуске под давлением не допускающем сухого трения в узлах двигателя (вторая слева колонка таблицы) и надежное смазывание летом при длительной работе на максимальных скоростном и нагрузочном режиме (правая часть таблицы).

Класс по SAE Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость
Проворачивание Прокачиваемость Вязкость, мм2/с, при 100°С Вязкость, мПа·с,

при 150 °С и скорости сдвига

106с-1, не менее

Максимальная

вязкость, мПа·с, при температуре, °С

Максимальная

вязкость, мПа·с, при температуре, °С

min max
0W 3250 при-30 °С 60 000 при -40 °С 3,8
5W 3500 при -25 °С 60 000 при -35 °С
I0W 3500 при -20 °С 60 000 при -30 °С 4,1
15W 3500 при-15 °С 60 000 при -25 °С 5,6
20W 4500 при -10 °С 60 000 при -20 °С 5,6
25W 6000 при -5 °С 60 000 при -15 °С 9,3
20 5,6 <9,3 2,6
30 9,3 <12,5 2,9
40 12,5 <16,3 2,9
40 12,5 <16,3 3,7
50 16,3 <21,9 3,7
60 21,9 <26,1 3,7

Выбор вязкостно-температурных свойств моторных масел зависит от климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Инструкции по эксплуатации предписывают применение масел по классификации SAE в реальном рабочем диапазоне температуры окружающего воздуха. Если разрешено применение сезонных масел, следует иметь в виду, что маловязкие зимние масла классов 0W, 5W и 10W нельзя применять при температуре воздуха выше –10 «С для первых и –5 «С для последнего, а летние масла класса SАЕ 30 и более вязкие – при температуре воздуха ниже +5 «С. Несоблюдение этих условий приводит к повышенному износу двигателя из-за недостаточной вязкости зимних масел при высокой температуре и затруднениям при холодном пуске двигателей на летних маслах, имеющих слишком высокую вязкость и недостаточную прокачиваемость при низкой температуре.

Уникальными вязкостно-температурными свойствами и широким температурным диапазоном работоспособности обладают синтетические масла класса SАЕ 5W-50 и SАЕ 0W-60. Использование таких масел целесообразно в регионах с резко континентальным климатом и в горных местностях, т. е. при экстремальных условиях в области низких и высоких температур.

На рисунке показаны типичные температурные диапазоны работоспособности наиболее часто используемых всесезонных, а также сезонных (зимних и летних) масел. Для выбора температурного диапазона использования масла по системе SAE (правда, с большим приближением) можно предложить следующие рекомендации.

Минимальная температура в градусах Цельсия, при которой возможно использование масла, определяется по формуле

Тmin = -(35–Х), где Х – первые цифры маркировки.

Максимальную температуру можно принять приближенно по последним цифрам маркировки.

Например, для масла SAE 15W-40 минимальная температура, при которой можно его использовать,

Тmin = -(35 — 15)= -20 «С.

Максимальная температура, при которой можно использовать указанное масло, равна 40 С. Однако для точного определения температурного диапазона, в котором можно применять масло, следует использовать данные, приведенные в таблице и на рисунке.

Рис. Температурные диапазоны работоспособности моторных масел

Классификация SAE распространяется только на вязкостно-температурные свойства моторных масел. Для классификации масел по области применения и уровню эксплуатационных свойств (качества) была предложена система APJ (Американский нефтяной институт).

По классификации APJ моторные масла подразделяются на две категории: S (Service) – для бензиновых двигателей и С (Commercial) – для дизельных. К категории S относятся масла для четырехтактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов, к категории С – масла для дизельных двигателей. Масло одновременно может быть использовано как для бензинового, так и для дизельного двигателя, в таком случае оно имеет обозначение S/C. Уровни эксплуатационных свойств (качество) масла в порядке их возрастания обозначают буквами латинского алфавита, стоящими за знаком S или С. В настоящее время масло для бензиновых двигателей сертифицируется классами SH, SJ, SL (последнее для моделей с 2001 года), а для дизельных двигателей – классами СF, СF-2, СF-4, CG-4, СН-4 и CI-4 (последнее для моделей с 2002 года).. По мере выпуска более качественных масел могут применяться следующие буквы латинского алфавита.

Масла класса SH применяются для бензиновых двигателей автомобилей, выпущенных до 1994 г. Масла классов SJ и SL отличаются от масел класса SH энергосберегающими свойствами (экономией топлива и масла) и способностью выдерживать нагрев, не образуя отложений.

Масла класса CF применяются для дизельных двигателей, имеющих разделенную камеру сгорания и работающих на топливе с повышенным содержанием серы (до 0,5 %); класса CF-4 – для дизельных четырехтактных двигателей грузовых автомобилей (они обладают моющими свойствами); класса CF-2 – для двухтактных двигателей; классов CG-4, СН-4 и CI-4 – для всех типов четырехтактных дизельных двигателей с моющими, противоизносными, антикоррозионными и менее вспенивающими свойствами, они хорошо сочетаются с топливами, имеющими малое содержание серы (менее 0,5 %).

Моторные масла, сертифицированные на соответствие тем или иным классам API, маркируются стандартным символом, наносимым на бочки, канистры, контейнеры и другую тару. В центре круга указывают класс вязкости по SAE. Категорию и класс по уровню эксплуатационных свойств указывают в верхнем полукольце, а наличие или отсутствие энергосберегающих свойств (energy conserving) у данного масла указывают в нижнем полукольце. Если последнее не заполнено, то данное масло не относится к энергосберегающим. Масла, обла­дающие высокими антифрик­ционными свойствами, обеспе­чивают несколько процентов экономии топлива за счет сни­жения трения в самом двигате­ле. Энергосберегающие масла обычно содержат присадки – модификаторы трения и имеют относительно низкую вязкость.

Для легковых автомобилей российского производства, в которых используются масла, имеющие маркировку стандартов России М-5з/10Г1, М-6з/10-Г1 и М6з/12-Г1, заменителями являются следующие масла по маркировке SAE API : API SH, SAE 15W-30; API SH, SAE 15W-40; API SH, SAE 10W-30.

Американские и японские автомобилестроители, сотрудничая в рамках Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC), разработали минимальные стандартные требования к моторным маслам для автомобильных бензиновых двигателей. Классификация ILSAC содержит два класса масел, обозначаемых GF-1 и GF-2. По эксплуатационным свойствам они практически идентичны маслам классов SH и SJ по API, но обязательно имеют высокие энергосберегающие свойства. Масла, сертифицированные API на соответствие, ILSAC маркируют стандартным символом в виде «солнца», что свидетельствует о пригод­ности продукта для эксплуата­ции в бензиновых автомоби­лях японского производства.

Рис. Символ маркировки SAE-API

Рис. Символ маркировки ILSAC

Европейские автомобилестроители разработали и ввели с 1996 г. новую классификацию моторных масел, требования которой существенно отличаются (в сторону ужесточения) от требований классификаций АРI и ILSAC. Европейская классифика­ция АСЕА аналогична API: чем дальше буква от начала алфа­вита и чем больше цифра при этой букве, тем более высо­ким эксплуатационным требо­ваниям отвечает моторное мас­ло (через дефис указывается год начала действия документа).

Классификация АСЕА (в отличие от классификации АРI) выделяет масла для дизелей легковых автомобилей в самостоятельную категорию, так как в Европе доля таких автомобилей значительно больше, чем в США.

Масла классов А1-96 и А2-96 различаются только тем, что первые – это энергосберегающие масла. То же относится к маслам классов В1-96 и В2-96. Все прочие эксплуатационные свойства могут быть идентичны и соответствуют стандартному уровню. Масла классов АЗ-96 и ВЗ-96 отвечают современным требованиям. По моюще-диспергирующим, противоизносным, антиокислительным свойствам они существенно выше масел двух предшествующих классов.

Масла классов Е1-96, Е2-96 и ЕЗ-96 различаются по уровням эксп­луатационных свойств, которые в этом ряду возрастают. Масла класса Е1-96 обычно применяют в безнаддувных дизелях. Масла класса Е2-96 обеспечивают работу безнаддувных дизелей с увеличенным сроком замены и дизелей с умеренным наддувом в условиях обычной эксплуатации. Масла класса ЕЗ-96 предназначены для дизелей с турбонаддувом, эксплуатируемых в самых тяжелых условиях и соответствующих по выбросам токсичных веществ нормам Еurо II. Кроме того, масла класса ЕЗ-96 обеспечивают наибольший пробег автомобилей без замены масла.

Могут также при­сутствовать надписи, сообща­ющие о том, что масло про­шло испытания в автомобилях ведущих производителей — Volvo, BMW, Volkswagen-Audi (VW), Mercedes-Benz (MB), Porsche.

В отдельных случаях может указываться соответствие обеим системам и требованиям отдельных производителей. Например:

  • 76 Pure Synthetic Motor Oil SAE 5W-40
  • API SL/CF;
  • АСЕА A3, 83;
  • BMW High Performance Syn­thetic Oil (U.S.), BMW Longlife Oil (outside U.S.)
  • Mercedes-Benz Sheet 229.1
  • Porsche
  • Volkswagen 505, 502, 500

Это синтетическое всесезонное моторное масло, про­изведенное известной амери­канской корпорацией 76 Lubri­cants, может применяться в любых бензиновых и дизель­ных двигателях легковых ав­томобилей.

В России разработан стандарт «Масла моторные для автомобильной техники. Классификация, обозначение и технические требования». Указанный стандарт не заменяет существующих стандартов России, а дополняет их. Он разделяет масла по вязкостно-температурным свойствам, как и по системе SAE, и по группам качества масел. Таких групп семь: четыре (Б1, Б2, Б3 и Б4) для масел бензиновых двигателей и три (Д1, Д2 и Д3) для дизельных двигателей:

  • Б1 означает, что масло предназначено для двигателей грузовых автомобилей
  • Б2 – легковых автомобилей выпуска до 1996 г.
  • Б3 – легковых автомобилей выпуска после 1996 г.
  • Б4 – перспективных двигателей с улучшенными экологическими характеристиками
  • Д1 означает, что масло предназначено для безнаддувных двигателей грузовых автомобилей
  • Д2 – для двигателей с наддувом и без него, работающих в тяжелых условиях
  • Д3 – для двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях, и перспективных экологически чистых двигателей

При обозначении масел перед характеристиками вязкостно-температурных свойств и уровня эксплуатационных свойств (качества) указывается торговая марка завода-изготовителя («Consol», «Лукойл», «Нафтан» и т.д.). Если масло синтетическое, то наносится соответствующее обозначение.

Запрещается смешивание моторных масел различных торговых марок. При переходе на другую торговую марку масла, промывка двигателя заменяющим маслом обязательна.

Торговая марка масла и ТУ Класс вязкости по SAE Класс качества по ААИ (API) Производитель
«Норси Турбо»ТУ 38.601-07-39-98 15W-40 Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)АО «Норси»
«Норси Спектр»ТУ 38.601-07-38-98 5W-40 Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)АО «Норси»
«Лукойл-Супер»ТУ 0253-075-00148636-95 15W-40 Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4) АО “НК Лукойл”
«Лукойл-Артик 2»ТУ 0253-075-00148636-95 5W-40 Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4) АО “НК Лукойл”
«Shell Rimula TX»

Спецификация Shell

15W-40 Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)

Все что нужно знать о моторных маслах

  • Моторное масло является не чем иным, как смазочным материалом, служащим для того, чтобы уменьшить трение в подвижных частях двигателя внутреннего сгорания. Для долгой безотказной работы двигателя необходимо применять только рекомендованные автопроизводителем моторные масла.

    О допусках моторных масел

    Для нормальной работы многих современных двигателей автопроизводители могут предъявлять повышенные требования к качеству используемого моторного масла. Часто они не ждут выхода очередной международной спецификации и заявляют о том, что сами провели испытания, на основе которых определенные моторные масла подошли под их новые более жесткие требования, а определенные — нет. После таких заявлений автопроизводители принимают на себя гарантийные обязательства в части долговечности двигателей только при условии использования указанных ими типов масел.

    Производители масел должны подтвердить соответствие определенным требованиям конкретного автопроизводителя, и только после этого могут наносить на бирку своего продукта номер соответствующей спецификации.

    Автоконцерны, надо отдать им должное, периодически испытывают различные моторные масла и публикуют списки допущенных к использованию в своих моторах масел.

    В общем, допуск — это определенный стандарт моторного масла, в котором соблюдены все требования производителя автомобилей для использования в применяемом им двигателе конкретной модели или линейки автомобилей.

    На каждом уважающем себя масле (точнее на этикетке его канистры) всегда будут указаны допуски, по которым масло прошло сертификацию. Если такой информации на канистре нет — поставьте ее обратно на полку в магазине.

    Для чего нужны допуски?

    Все очень просто — каждый автоконцерн использует свои технологии производства двигателей. Детали двигателя у каждого концерна могут отличаться по химической составляющей материала, из которого они изготовлены. И вот из-за этой химии и начинается вся катавасия с допусками: никто заранее не знает, как поведут себя те или иные присадки конкретного моторного масла, взаимодействуя с деталями конкретного мотора. Вот именно для этого и проводятся испытания, и присваиваются определенные допуски маслам.

    И вот именно поэтому не бывает «хуже» или «лучше» масла — что хорошо одному мотору, может совершенно не подойти другому.

    Еще важным аспектом является толщина масляной пленки, оставляемая тем или иным маслом на стенках цилиндров. При превышении допустимого для двигателя значения эта пленка будет способствовать перегреву мотора. А чем чреват перегрев, думаю всем известно. Стоит добавить, что допустимая толщина пленки у каждого конкретного мотора каждого автопроизводителя своя, соответственно, не каждое масло подойдет мотору еще и из-за нее. При недостаточной толщине пленки масло будет гореть больше допустимого значения.

    Короче, как ни крути — допуски вещь важная.

    Но не все автоконцерны имеют свои собственные требования к качеству моторного масла. Чаще всего этим занимаются европейские заводы, но тенденция идет к тому, что скоро допуски будет иметь каждый автопроизводитель. Все дело в конкурентной борьбе, в процессе которой выпускают все новые и новые высокотехнологичные двигатели непохожие на конкурентов, и эти моторы требуют уже определенной качественной смазки.

    Каким образом присваиваются допуски?

    Получить допуск довольно непросто. Для получения допуска от определенного концерна на свою продукцию производитель масла должен пройти процедуру сертификации конкретного продукта у конкретного производителя автомобилей (естественно, за свой счет). Автопроизводитель в специализированных лабораториях проводит необходимые анализы и испытания. И только после этого на этикетку можно писать определенный, выданный производителем допуск.

    А нужно ли это производителю моторного масла?

    Ну, как сказать. Легковые машины это высококонкурентный товар, для продажи которого необходимо много рекламы. Для удержания старых и привлечения новых покупателей автоконцерны исхищряются как могут. Частенько начинаешь слышать слоганы: «Только с этим маслом…» и т.д.

    Некоторая правда в этом есть. У каждого концерна есть различные двигатели — быстрый, мощный, тяговитый, экономичный и т.д. То же относится и к коробкам передач: робот, вариатор, АКПП и т.д.

    На сегодняшний день существует просто огромное количество разнообразных моторных масел от сотен производителей. Конкуренция — не меньше чем среди автомобилей. А значит, наличие на канистре того или иного допуска является весомым аргументом для покупателя масла. И наоборот — отсутствие необходимого допуска на приглянувшемся масле зачастую служит причиной отказа от его покупки.

    Масло с каким допуском мне необходимо покупать?

    Эту информацию вы можете почерпнуть из сервисной книги или инструкции по эксплуатации вашего автомобиля. Покупая моторное масло, обязательно читайте информацию на этике с обратной стороны канистры. Именно там и нужно искать необходимые вам цифры с допусками. Если необходимого вам допуска на канистре вы не нашли, значит это масло скорее всего двигателю вашего автомобиля не рекомендовано либо не проходило соответствующей сертификации у автопроизводителя.

    Ниже будут приведены наиболее распространенные допуски от различных автоконцернов.

    Допуски моторных масел для VAG (AUDI, SEAT, SKODA, Volkswagen):

    Допуски моторных масел для Daimler Chrysler / Mercedes-Benz:

    Допуски моторных масел для BMW:

    Допуски моторных масел для GM ( Opel, Chevrolet, Saab):

    Допуски моторных масел для Ford:

    Допуски моторных масел для Renault:

    Допуски моторных масел для FIAT Group:

    Допуски моторных масел для PSA Peugeot-Citroen:

    При выборе моторного масла следует также учитывать следующие моменты:

    • Список масел, допущенных к применению в том или ином моторе, постоянно меняется, некоторые новые масла получают допуск, старые, наоборот, могут его терять. Этот момент нужно внимательно отслеживать.
      Цвет масла в канистре ни на что не влияет. Цвет ему придают присадки. Например, масло с молибденом вообще похоже на «отработку».
    • Стоит очень важно относиться к такому понятию как «тяжелые условия эксплуатации». Наверное, мало кто знает, что постоянная езда в городе, да еще и на короткие расстояния, да еще и с пробками расценивается именно как «тяжелые условия». Масло в таком случае рекомендуется менять в 1.5-2 раза чаще, чем при обычных условиях. Чтобы не быть голословным — откройте техкнигу вашего автомобиля и внимательно почитайте главу о периодичности замены масла до конца. Именно до конца. Потому как укороченные интервалы замены масла описаны в конце главы.
    • Если масло почернело после 1-2 тысячи км. пробега, то это не означает, что оно какое-то некачественное. Просто оно хорошо вымыло сажу в вашем моторе.
    • Нежелательно смешивать «минералку» и «синтетику». Все дело в том, что неизвестно как присадки «минералки» растворятся в синтетической среде, и наоборот.
    • Если неизвестно, что за масло использовал предыдущий владелец машины, то стоит перед заменой промыть двигатель промывочным маслом. Если же прошлый владелец — вы, и масло лили только качественное, то промывать двигатель смысла нет.

    Помимо допусков существуют еще и различные классификации масел. Остановимся на них чуть подробнее.

    Виды масел.

    Минеральное моторное масло. Эти масла производятся при помощи рафинирования и дистилляции нефти. В этом масле достаточно большое количество присадок, которые очень быстро теряют свои свойства. Такие масла являются самыми дешевыми, но и менять их необходимо чаще остальных. Такое масло никогда не стоит применять в тяжелых условиях эксплуатации. На старом отечественном автопроме его применение оправдано большим значением вязкости, которое не позволяет появляться течам в старых изношенных уплотнениях.

    Синтетическое моторное масло. Создано при помощи синтеза химических соединений определенного типа. По сравнению с «минералкой» масло обладает следующими плюсами:

    • повышенная текучесть, которая способствуют увеличению мощности и снижению расхода топлива,
    • масло легко прокачивается при низких температурах,
    • масло обладает высокой температурой испарения, а значит, не боится перегрева,
    • масло не окисляется и не парафинизируется в процессе эксплуатации,
    • имеет увеличенный срок службы.

    Из-за указанных выше достоинств цена на «синтетику» существенно выше цены на «минералку».

    В качестве компромисса между двумя описанными типами масел существуют полусинтетические масла, полученные путем смешивания «синтетики» и «минералки». Масло на выходе получается дешевле синтетического, но при этом обладает лучшими свойствами, чем минеральное.

    Классификации моторных масел

    При покупке моторного масла, помните о допусках производителя, описанных выше. Более дорогое и качественное масло может не походить мотору вашей машины по допускам.

    Вязкость по SAE

    Вязкость является одной из важных характеристик моторного масла, влияющая на легкость запуска остывшего двигателя в зимний период. SAE — это международный стандарт, который получил повсеместное распространение. Согласно ему, масла делятся на: всесезонные, летние и зимние.

    Летние масла обозначаются обычным числом через десяток — 20, 30 и до 60.

    Зимние масла имеют в обозначении литеру «W» и диапазон цифр через пятерку: 0W, 5W и т.д.

    Всесезонные масла имеют два обозначения (зимнее и летнее): 5W30, 10W40 и т.д. Первая цифра, которая является зимним индексом, показывает, при какой температуре можно использовать масло. Стоит отнять от первого числа 35, и вы получите минимальную зимнюю температуру, при которой масло будет сохранять свои свойства. Например, для 5W40 это будет минус 30 градусов (5 минус 35).

    Сезонные моторные масла сейчас практически нереально встретить. Практически все автопроизводители рекомендуют использовать всесезонные моторные масла.

    API-классификация

    Изначально делит масла на две категории – «C» и «S». Для дизелей используют категорию «C», соответственно, для бензиновых моторов – «S». Для обозначения данной классификации сперва используют одну из этих двух букв, а потом указывается еще одна латинская буква. И вот чем ближе к концу латинского алфавита она расположена, тем более качественным является моторное масло. Например: SH, SL, SM — для бензиновых моторов. Или: CF, CF-2, CH-4, CI-4 для дизелей. Что за цифры 2 и 4? Это указание на двух и четырехтактные моторы. По этой классификации допускается использование масла выше по своим характеристикам, чем требует автопроизводитель. Например, вместо масла SF можно смело заливать SM при соответствии допусков. Если при обозначении допусков по API вы увидели на этикетке что-то типа: SH/CI-4, то это значит, что масло подходит, как для бензиновых, так и для дизельных моторов.

    Помимо API на канистре может быть указано обозначение ЕС1 или ЕС2, обозначающие класс энергосберегающих свойств масла. Чем выше, указанное число, тем больше топлива будет экономить применение такого масла.

    ACEA

    Европейская классификация, делающая упор на противоизносные свойства моторного масла. Обозначается латинской буквой (А- бензин, B и E — дизель) и цифрой. Чем выше цифра, тем лучшими характеристиками обладает масло. После этого через дефис указывают год спецификации. Например: A2-96, A5-2002, B4-98, B5-2002, E4-98 и т.д.

    В 2004 году у спецификации появилась литера «C», которая предполагает, что масло может использоваться и в бензиновых и в дизельных моторах.

    Так какое же масло лить в мотор моей машины?

    Для начала советуем обратиться к техкниге вашего автомобиля. Там будет указана как минимум классификация необходимого масла, а иногда и конкретный допуск. Но помимо этого стоит учитывать и ряд факторов, а именно:

    • тип и возраст двигателя,
    • условия, в которых вы эксплуатируете автомобиль (легкие — преимущественно трасса, тяжелые — преимущественно город или бездорожье и т.д.),
    • пробег двигателя.

    Например, вы обладатель старых Жигулей, в которых для всевозможных уплотнений двигателя используется нитрильная резина, которая несовместима с синтетическим маслом. Или вы покупаете сезонное зимнее масло, хотя зимой не эксплуатируете машину. Или в очень «усталый» мотор вы льете дорогущую синтетику, что ему не поможет уже никак, только капремонт. Или у вас мощный современный дорогой автомобиль, а вы купили ему «минералку».

    Что значит «условия эксплуатации»?

    Масло не должно терять своих вязкостных свойств в определенном температурном диапазоне. Зимние показатели масла рассчитаны на температуру холодного пуска двигателя, а значит, чем меньше этот показатель, тем легче можно прокачать масло по системе при отрицательных температурах. Для сильно отрицательных температур идеально подходят масла с вязкостью 0W. При выборе масла стоит учитывать и где ночует ваш автомобиль зимой. Например, при ночевке в отапливаемом гараже нет смысла покупать масло 0W.

    Для летнего параметра масла производители обычно рекомендуют использовать значение 40. Оно оптимально подходит для европейских стран и средней полосы РФ. В таких тяжелых условиях, как, например, тропики или пустыня применяют масла с летним значением 60.

    Стоит сказать и о двигателях, работающих на сжиженном газе — это ведь тоже относится к условиям эксплуатации. Газ не содержит в себе жидкой составляющей, и именно поэтому интервал замены масла на таких ДВС увеличивают в 1.5-2 раза. Для таких условий стоит брать масло с летним классом SAE 50. Кроме того, в продаже есть масла, на канистрах которых четко указано, что это масло разработано для агрегатов, работающих на сжиженном газе.

    Износ двигателя.

    Необходимо понимать, что в разные жизненные циклы мотора следует использовать разное масло. Например, обкатка нового двигателя, которая подразумевает притирку деталей, обычно требует одного вида масла, которое уже залито на заводе. Это масло рекомендуют слить на определенном небольшом километраже, и залить предусмотренное. Обычно для обкатки применяется масло низкого качества, зачастую — минеральное со специальными присадками, которые способствуют дополнительному трению.

    После прохождения определенного километража обкатка считается пройденной, заводское масло необходимо слить, а вот заливать уже требуется масло, рекомендованное автопроизводителем. Как правило, это высококачественное моторное масло, способное максимально увеличить ресурс двигателя. Со временем мотор изнашивается, зазоры между его трущимися элементами увеличиваются, и расход маловязкого масла начинает расти. Вот тут уже стоит переходить на более вязкое масло, которое не так будет расходоваться. И так далее — со временем придется поднимать и поднимать вязкость. Именно поэтому и стоит выбирать масло, исходя и из степени износа двигателя.

    Интервалы замены масла и масляный аппетит ДВС.

    Необходимо периодически контролировать уровень масла и не допускать ухода уровня ниже минимальной отметки. Если уровень постоянно снижается, то масло стоит доливать.

    Самый распространенный интервал замены масла — 10 000 км. При агрессивном стиле езды, в дизелях или если вы преимущественно передвигаетесь на короткие расстояния в городе, то замену масла стоит производить чаще. В сильно изношенных агрегатах масло также «стареет» быстрее — в него попадают частицы пыли, сажа, недогоревшее топливо и т.д.

    Теперь о маслах «Long Life», интервал замены которых составляет 15-25 тысяч км. Мнение автора этой статьи таково — если вы ездите преимущественно по городу, поездки ваши сопровождаются частым стоянием в пробках, то не стоит пользоваться таким моторным маслом. Если вы передвигаетесь преимущественно по трассам, то можете смело его применять. Движение на большое расстояние с постоянной скоростью является самым щадящим режимом работы для двигателя.

    Что делать, если необходима доливка, а нужного масла нет?

    Сколько людей, столько мнений. Многие категорически против смешения разных масел. Некоторые считают, что смешивать можно все и со всем. Кто-то считает, что можно смешивать масла, но только от одного производителя, и в соотношении 10% к 90%.

    Лично мое мнение, можно смешивать масла с одинаковыми допусками. В случае небольшой доливки можно даже долить масло другого производителя, но такой же вязкости. В критических случаях можно доливать вообще какое угодно моторное масло. Но потом стоит произвести полную замену. Однозначно нельзя мешать синтетику и минералку, но повторюсь — в самом критическом случае, чтобы доехать до точки ремонта можно смешать и их.

    Думаю даже, производители делают все возможное для совместимости своих продуктов с продуктами других марок, иначе б на канистрах стояло строгое предупреждение о недопустимости смешивания. Но не стоит принимать мое мнение за истину, я тоже могу заблуждаться, и сам не мешаю масла без крайней на то необходимости.

    Смешивание масла

    Этот и подобные ему вопросы интересуют многих автолюбителей. Ответ на первый – к сожалению, нет, даже если это масла (Shell, Mobil, British Petroleum). Каждая фирма производит товарные масла, добавляя к масляной основе целый комплекс присадок, химический состав которых держится в большом секрете. Поэтому, много качественных масел одинакового назначения, изготовленных по требованиям относительно экплуатационно-технических свойств международной классификации API и европейской спецификации ССМС-АСЕА, но по технологиям различных фирм, при смешивании способны создавать смеси низкого качества вследствие взаимодействия и взаимоуничтожения присадок, то есть «несовместимости» присадок. Масла разных фирм взаимозаменяемы, о возможности использования таких масел часто указывают моторостроители. Но это не значит, что их можно смешивать. Классификация API и спецификация АСЕА предполагают обязательные одинаковые методы испытания (лабораторные, стендовые – моторные и т. д.) масел разных фирм. При желании (или необходимости) моторостроители могут вводить дополнительные испытания (или более жесткие условия) к этим классификациям.

    То же относится к смешиванию минеральных или синтетических масел (иногда – даже одной фирмы). Масла синтетические могут иметь состав углеводородного характера (в таких случаях масла одной фирмы можно смешивать, на что дает рекомендации фирма производитель масла и за что она несет ответственность), другого химического состава. К сожалению, нередки случаи, когда при смешивании масел ухудшается их качество. В результате этого может «застучать» двигатель, поскольку смесь несовместимых масел превращается в «желе».

    Еще более отрицательный ответ на вопрос о возможности смешивания импортных и отечественных масел, особенно тех, которые изготовлены с добавкой «отечественных» присадок. Ни продавец, ни потребитель не знают состава присадок, которые есть в маслах. Некоторые масла «отечественного происхождения» производятся «фирмами», не имеющими даже элементарных знаний по нефтепродуктам. Иногда такими «специалистами» используются отработанные масла (даже без надлежащей регенерации) к производству «товарных». При этом и соответсвующее качество. Поэтому советы по поводу возможности смешивания масел надо давать очень осторожно!

    Другие задачи моторного масла

    В те времена, когда автомобили только создавались, смазкой пользовались для обработки шеек коленвала, плюс для активного устранения избытков тепла и продуктов износа в картер мотора. Далее масло стали добавлять в ГРМ, а также смазывать им цилиндры. Сегодня моторное масло больше является гидравлической жидкостью для всех без исключения узлов и поверхностей двигателя внутреннего сгорания. Оно защищает трущиеся друг об друга детали, формируя своеобразную пленку, усиливающую скольжение. Кроме того, пленка предотвращает:

    • образование коррозии;
    • снижает воздействие агрессивных химических сред на узлы и механизмы;
    • продлевает срок службы всех без исключения деталей.

    Помимо перечисленных, базовые функции моторного масла заключаются в следующем:

    • минимализация потерь на трение, в результате чего значительная экономия энергии;
    • понижение температуры трущихся поверхностей;
    • устранение из зон соприкосновения механического мусора в виде стружки и пыли;
    • устранение нагара, сажи и других продуктов, образующихся после сжигания топлива в цилиндрах.

    Вопросы по теме

    Фильтр:ВсеОткрытРешеноЗакрытЖдет ответа

    Какие марки масел рекомендуется залить в ведущие мосты Mercedes-Benz W163, кроме оригинального А001989170310 по руководству 85W90? ОтвеченоПользователь отвечен 4 месяца ago

    13 просм.1 ответ.0 голос.

    Какое масло залить в Citroen C5 с АКПП? ОткрытПользователь отвечен 4 года ago • Коробка передач

    673 просм.1 ответ.1 голос.

    Почему масло попадает в систему охлаждения? РешеноПользователь отвечен 4 месяца ago • Система охлаждения

    23 просм.1 ответ.1 голос.

    Почему Mazda 6 расходует большое количество масла? ОтвеченоАндрей отвечен 4 года ago • Двигатель

    212 просм.1 ответ.0 голос.

    Какое масло залить в Hyundai Tucson? ОтвеченоПользователь отвечен 4 года ago

    490 просм.1 ответ.0 голос.

    Какое масло и в каком количестве заливать в Форд Фокус 3 с АКПП? ОтвеченоПользователь отвечен 4 года ago

    261 просм.1 ответ.-1 голос.

    Можно ли доливать масло на горячий двигатель? ОтвеченоПользователь отвечен 4 года ago

    796 просм.1 ответ.0 голос.

    Какое масло использовать для обкатки двигателя? ОтвеченоПользователь отвечен 4 года ago • Двигатель

    220 просм.1 ответ.0 голос.

    Задать вопрос

    …минеральном моторном масле

    Является продуктом перегонки нефти. Наиболее дешевый вид моторных масел по сравнению с синтетическим и полусинтетическим маслами. Отличается меньшей химической стабильностью, низкой окислительной стойкостью и высокой испаряемостью из-за присутствия в составе молекул разной длины и структуры. Минеральное моторное масло имеет частый интервал замены и более короткий срок службы по сравнению с другими типами масел. К минеральному базовому маслу добавляются присадки, направленные на улучшение технических свойств минерального масла. Пакет присадок позволяет «подтянуть» общее качество масла, придав «минералке» моющие, антикоррозионные и противоизносные свойства. В целом, минеральные масла проигрывают «синтетике» и «полусинтетике». Слабая окислительная стойкость и высокая испаряемость обуславливают небольшой срок службы «минералки». Использовать минеральное масло рекомендовано на старых моделях автомобилей и автомобилях со сроком эксплуатации свыше 10 лет.

    Примеры минеральных моторных масел: G-Energy Expert G 20W-50, Gazpromneft Super 10W-30 API SG/CD.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]