Проверка подлинности моторного масла: как отличить оригинал от подделки


Безопасность / От Autoclub
  • Проверка масла на подлинность
    Анализ этикетки
  • Проверка цвета
  • «Бумажный тест»
  • Проверка структуры
  • Проверка вязкости
  • Соотношение цена — качество
  • Смазка Shell: как не столкнуться с подделкой
      Проверяем качество смазки Shell (Шелл) — видео
  • Castrol: как не купить контрафакт
  • Процедура проверки качества смазки BP Visco
  • Motul: оригинал или подделка
      Как узнать качество смазки Motul (Мотюль) — видео
  • Последовательность проверки масел Mobil 1
      Проверяем качество масла Mobil 1 (Мобил 1) — видео
  • Смазка ZIC: как отличить подделку
      Как определить подлинность масла ZIC (Зик) — видео
  • Проверка подлинности смазки по качеству упаковки
      Внешний вид упаковки
  • Этикетка
  • Метод «Масляного пятна»: проверка моторного масла
  • Приборы для проверки качества смазки
  • Длительная и бесперебойная работа двигателя автомобиля зависит в первую очередь от качества используемого моторного масла. Сегодня на рынке можно встретить не только оригинальные смазочные составы, но и подделки. Некачественные масла изготавливаются из самых дешёвых материалов, способных нанести автомобилю непоправимый вред. Чтобы не столкнуться с подделками и защитить машину, необходимо быть очень внимательным при покупке.

    Последствия использования некачественного моторного масла

    Мало кто из автовладельцев задумывается о качестве и оригинальности приобретаемых смазочных материалов, придерживаясь мнения, что даже подделка будет смазывать трущиеся детали в достаточной мере. Однако подобные утверждения не просто ошибочны, но и весьма опасны для рабочих узлов автомобиля.


    Использование некачественного масла может привести к выходу двигателя из строя

    Первоначально моторное масло выполняло одну функцию — снижение трения между деталями двигателя. Со временем диапазон его «обязанностей» расширился и на сегодняшний день включает в себя:

    • снижение трения между деталями;
    • предупреждение коррозии;
    • уменьшение износа деталей;
    • охлаждение рабочих узлов;
    • очищение поверхностей от нагара.

    В качественное масло производителями добавляются различные присадки, что соответствует современным требованиям. Подобный состав способен поддерживать работоспособность автомобиля.

    В отличие от оригинала, подделка изготавливается не самыми технологичными способами.

    В большинстве случаев для производства подделки используется индустриальное масло, реже и значительно хуже по качеству — смазка для сельскохозяйственной техники, не говоря уже о самых дешёвых добавках и присадках.

    Как результат — поддельное масло может нанести двигателю непоправимый вред. Определить подделку можно по симптомам, сопровождающим функционирование силового агрегата:

    • повышенный шум от работы двигателя. Некачественное масло в процессе эксплуатации теряет густоту и перестаёт в достаточной мере смазывать детали;
    • сложный и тяжёлый пуск мотора в холодное время года;
    • появление износа, сажи и нагара на деталях ввиду отсутствия в составе подделки антикоррозионных присадок.

    Если вовремя не принять никаких мер и не заменить поддельное масло на настоящее, то двигатель выйдет из строя спустя 20–30 тысяч километров пробега. Причём нет никакой гарантии того, что не потребуется его капитальный ремонт.

    Какие масла подделывают чаще?

    Подделка моторного масла существует практически для всех брендов. Так, например, этой зимой был накрыт подпольный цех по производству фальсификата. В различные фирменные канистры мошенники разливали осветленную отработку. Таких «производств» весьма много и они масштабно наполняют рынок подделками.


    Цех по производству фальсификата

    Мошенники имели качественные наклейки. Внешнему виду уделялось много внимания, поэтому подделка была очень похожа на оригинал. Этого нельзя сказать про содержимое. В канистры фасовалась осветленная отработка. Заливка такой смазки в мотор за 3-7 тыс. км приводила к закоксовыванию и выходу двигателя из строя.


    Этикетки


    Закоксованный двигатель

    Согласно отзывам специалистов наиболее часто подделывают масла брендов:

    • Шелл;
    • Мобил;
    • Эльф;
    • Тотал;
    • Лукойл;
    • Зик;
    • GM;
    • Мотюль.

    Немалую роль на количество фальсификата оказывает сложность создания упаковки. Наиболее легко мошенникам удается сфабриковать пластиковые канистры. Поэтому покупка такой смазки сопровождается высоким риском попасть на подделку.


    Пластиковые канистры

    Гораздо сложнее подделать металлическую упаковку, которую имеют фирменные смазки брендов:

    • Тойота;
    • Ниссан;
    • Идемитсу.

    Фальсификаторы не имеют оборудования для печати по металлу и изготовления железных емкостей. Долгое время это уберегало от контрафакта, но мошенники нашли выход. У автомастерских скупаются аккуратно снятые крышки и пустые емкости. В них заливается жидкость лишь отдаленно напоминающая смазку. Она и поступает в продажу в фирменной упаковке.


    Смазка в металлической упаковке

    Проверка масла на подлинность

    Многие специалисты рекомендуют автовладельцам выбирать одну марку моторного масла, которой они будут пользоваться на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Однако приобретение смазочного материала в знакомом магазине не защищает от столкновения с подделкой. Прежде чем заливать масло, необходимо проверить его качество.

    Существует несколько методов проверки смазочного материала, причём желательно воспользоваться всеми ими, дабы убедиться в высоком качестве купленной жидкости.

    Анализ этикетки

    Производители контрафактной продукции не наносят на этикетку моторного масла необходимые сведения. Помимо представлений о том, как должна выглядеть этикетка масла определённой марки, существуют общие рекомендации к оформлению упаковки.


    1 — класс вязкости, 2 — тип масляной основы, 3 — тип двигателя

    На ней обязательно отмечаются следующие данные:

    • класс вязкости по классификации SAE J 300;
    • тип основы — синтетическая, полусинтетическая или минеральная;
    • тип силового агрегата — дизельный или бензиновый;
    • международные стандарты — ACEA A3/B3/B4, API SL/SF;
    • сертификационные знаки — к примеру, может быть указана информация о наличии сертификации от определённых производителей.

    Обязательно стоит проверить дату изготовления моторного масла. На упаковке указывается время розлива смазки, дата производства и серийный номер партии.

    Проверка цвета

    О качестве и состоянии моторного масла может рассказать его оттенок. Проверить его очень просто: небольшое количество смазки выливается либо на белый бумажный лист, либо в прозрачную ёмкость. Масло высокого качества отливает янтарно-жёлтым цветом, в то время как некачественный состав будет иметь тёмный оттенок.


    Проверка подлинности моторного масла осуществляется по цвету

    «Бумажный тест»

    Присутствие в составе масла вредных присадок определяется проведением так называемого «бумажного теста». С этой целью небольшой объём масла выливается на лист бумаги, который наклоняется. Необходимо оценить то, как смазка будет стекать с листа: за ней должен оставаться бесцветный след. Если он тёмный, то в состав масла входит большое количество присадок, что говорит о плохом качестве.


    Осуществить проверку подлинности моторного масла можно посредством «бумажного теста»

    Проверка структуры

    Осадок в качественном масле не должен выпадать. Кроме того, оно должно иметь однородную консистенцию. Проверяется она двумя методами:

    • небольшое количество масла можно растереть между пальцами. Неоднородная маслянистость, наличие неприятного осадка или крупиц непонятной этиологии — повод отказаться от смазочного материала;


      Небольшое количество масла можно растереть между пальцами

    • второй вариант проверки консистенции масла рекомендуется специалистами. В прозрачную ёмкость заливается небольшое количество смазки и убирается на 10–15 минут в тёмное место. Низкокачественное масло после этого начнёт расслаиваться, что будет очень хорошо заметно на свету. Кроме того, в таре может выпасть осадок, что тоже является признаком низкого качества смазки.


      Выпадение осадка моторного масла после пребывания в тёмной комнате

    Заливать в двигатель автомобиля масло, выдающее осадок и сторонние частицы, не просто нельзя, но и опасно: они могут привести к износу мотора.

    Проверка вязкости

    Одним из основных критериев моторного масла является вязкость, однако собственноручно проверить её уровень достаточно сложно. Помимо этого, поведение смазочных материалов разнится в зависимости от температурного режима эксплуатации. Визуально оценить вязкость можно, если охладить масло до температуры — 20о С. Подобная проверка больше подходит для жидкостей 10W-30 и выше, поскольку поведение менее вязких составов в подобных условиях практически не изменится.

    Соотношение цена — качество

    Стоимость качественного моторного масла никогда не будет по разным акциям ниже, чем в фирменных точках продаж. Распродажи смазочных материалов известных брендов по бросовым ценам желательно обходить стороной: вряд ли на них будет продаваться качественный товар.

    Качество моторного масла в двигателе: проверка состояния смазки

    Начнем с того, что необходимость проверки может возникнуть по разным причинам. Прежде всего, никто не застрахован от приобретения подделки. Другими словами, водитель может сомневаться в изначальном качестве используемого масла.

    Также проверять смазку нужно тогда, когда продукт незнакомый или ранее не использовался в том или ином двигателе (например, произведен переход с синтетики на полусинтетику или минеральное масло).

    Еще необходимость проверки качества масла в моторе бывает обусловлена тем, что владелец приобрел конкретный продукт с учетом каких-либо индивидуальных особенностей эксплуатации и хочет убедиться в том, как «работает» смазочная жидкость.

    Наконец, проверка может быть нужна просто для того, чтобы определить, когда менять масло, не потеряло ли оно своих свойств и т.п. В любом случае, нужно знать, как проверить моторное масло и на что обращать внимание.

    Рекомендуем также прочитать статью о том, как отличить оригинал моторного масла от подделки. Из этой статьи вы узнаете об основных признаках, которые позволяют определить контрафактную продукцию.

    Итак, поехали. Прежде всего, необходимо извлечь немного масла из двигателя. Желательно, чтобы агрегат сначала был прогрет до рабочих температур (когда произошло включение вентилятора охлаждения) и затем немного остыл (до 60-70 градусов). Такой подход позволит добиться перемешивания смазки и нагрева жидкости, что даст затем представление о том, в каком виде находится вес объем смазочного материала в ДВС.

    • Для извлечения смазки будет достаточно вынуть масляный щуп, при помощи которого определяется уровень масла. После того, как щуп был вынут из мотора, можно оценить состояние масла по прозрачности, запаху и цвету, а также по степени текучести.
    • Если подозрительного запах не выявлено, тогда необходимо посмотреть, как капля масла стекает со щупа. В случае, когда смазка капает, подобно воде, это не самый лучший показатель. Как правило, в норме смазка должна сначала собираться в большую каплю, после чего происходит отделение этой капли от поверхности щупа, однако не быстро.
    • Параллельно необходимо оценить и внешний вид, что помогает определить «свежесть» смазки. Например, если посмотреть в центр собравшейся капли, тогда через нее должен относительно легко просматриваться щуп. При этом масло не должно быть полностью черным, а иметь светлый желтовато-коричневый цвет. Если так, то продукт еще можно использовать в моторе.

    В том случае, когда замечено помутнение капли масла, цвет уже стал ближе к темно-коричневому, серому или черному, тогда это указывает на необходимость скорой замены. При этом не следует сразу отправляться в сервис или менять масло самому, так как даже почерневшая жидкость еще способна некоторое время выполнять свою задачу, однако нагружать мотор на таком масле не рекомендуется.

    Другими словами, если масло в двигателе почернело, тогда оно еще может «работать», но защита деталей будет минимальной. При этом нужно еще учитывать, что быстро чернеть смазка может и по другой причине. Например, водитель проехал на относительно свежем масле всего 3-4 тыс. км., а масло уже чернеет.

    Если с двигателем нет явных проблем, тогда в ряде случаев это хороший показатель, так как говорит о том, что в смазочном материале имеются активные моющие присадки, которые эффективно вымывают мотор. При этом такое потемнение указывает на то, что система смазки грязная и нуждается в интенсивной промывке.

    Такую промывку можно сделать при помощи специального промывочного масла или промывок в отработку перед заменой. Еще вымыть систему смазки можно обычной базовой смазкой путем сокращения интервалов замены масла на 30-50%.

    • Вернемся к проверке смазки в двигателе. После визуальной оценки, которая описана выше, необходимо приготовить чистый лист бумаги и капнуть на него масла (метод масляного пятна). Затем потребуется дождаться высыхания и проанализировать полученное пятно.

    Нужно обратить внимание на форму и состав. Пятно не должно сильно расползаться, края также должны быть относительно ровными. Если по центру пятна видны какие-либо частицы или примеси, а сам центр черный или коричневый, тогда можно говорить о том, что масло в двигателе грязное, причем достаточно сильно.

    Кстати, частицы металлической стружки также укажут на наличие значительного износа деталей в ДВС. Такие частицы легче обнаружить, если попытаться растереть подсохшее пятно на листе, а сам факт их появления уже считается серьезным поводом для прекращения эксплуатации мотора и обязательного визита на СТО в целях проведения углубленной диагностики.

    Еще отметим, что появление характерного «ореола» по краям пятна, который имеет светлый серый или коричневый цвет, говорит нам о том, что в капле содержатся растворимые продукты, которые образуются в результате окислительных процессов и других химических реакций внутри мотора.

    Появление такого ободка указывает на то, что процесс окисления масла можно условно отнести к средней стадии, причем далее масло будет стареть еще быстрее, то есть происходит срабатывание его ресурса. Другими словами, желательно в скором времени заменить смазку.

    Процедура проверки качества смазки BP Visco

    Наиболее распространённым способом создания поддельного моторного масла BP Visco является скупка пустых упаковок из-под оригинальной смазки и заливка в них контрафакта.


    Оригинальное моторное масло BP Visco

    Определить подделку просто: внимательно изучается внешний вид канистры, проверяется крышка и её целостность. Под ней обязательно должна находиться нетронутая фольга. На оригинальной канистре крышка фиксируется специальной «юбкой», между которой отсутствуют зазоры. Можно проверить качество пайки самой ёмкости, отсутствие ошибок на этикетке, наличие сертификата на моторное масло.

    Проверка подлинности смазки по качеству упаковки

    Согласно статистике, более 40% всего реализуемого моторного масла на отечественном рынке является контрафактным. Чтобы избежать приобретения некачественной смазки, нужно уметь отличить оригинал от подделки. При выборе моторного масла желательно обращать внимание на несколько основных критериев.

    Внешний вид упаковки

    Ёмкость со смазочным материалом должна быть целостной, не иметь потёртостей, вмятин и следов, свидетельствующих о её повторном использовании. Перфорация между крышкой и её юбкой должна быть целой, если же подобные «усики» не предусмотрены производителем, то их наличие должно заставить задуматься о подлинности товара.


    Проверка подлинности моторного масла по внешнему виду упаковки

    Этикетка

    На самой канистре размещается информация, нанесённая либо лазерным принтером, либо выгравированная лазером и содержащая сведения о дате розлива масла и номере партии. Аналогичные данные указываются на этикетке.


    Разница в этикетках оригинального и поддельного моторных масел

    Метод «Масляного пятна»: проверка моторного масла

    Диспергирующая способность моторного масла — один из основных критериев его качества. Проверяется она методом «масляного пятна», или капельной хроматографии. Под ним подразумевается нанесение небольшой капли горячей смазки на фильтровальную бумагу. Масло берётся щупом из поддона картера сразу после остановки двигателя. Спустя два часа результаты полученной хроматограммы используются для оценки качества смазочного материала.


    Шкала образцов капель моторного масла, используемая при проверка методом масляного пятна

    Метод «масляного пятна» заключается в следующем:

    1. По диаметру полученного пятна оценивается состояние присадок, входящих в состав смазки. Чем больше диаметр, тем лучше состояние присадок. Мелкие частички бумаги должны легко проникать сквозь фильтровальную бумагу.
    2. Уровень загрязнённости масла зависит от цвета пятна, соответственно, чем оно будет светлее, тем меньше в смазке примесей и грязи. Коричневый оттенок говорит о том, что окисление смазочного материала происходит быстрее, чем его загрязнение. Если на чёрном пятне фиксируется блеск, то необходимо срочно проводить ремонт двигателя и полностью менять масло.
    3. Присутствие нерастворимых примесей определяется по центральной части масляного пятна. Замена смазки производится в том случае, если ядро пятна чёрное или вокруг самого пятна имеется чёрный ободок.
    4. Волнистый край масляного пятна говорит о том, что в смазочный материал попадает охлаждающая жидкость.
    5. Если вокруг пятна имеется прозрачное или светлое кольцо, то в масло попадает топливо.

    Нанесённое на бумагу пятно масла сравнивается со специальной таблицей и шкалой образцов, к которой также прилагаются пояснения проб. Моторное масло оценивается по десятибалльной шкале, самое высокое качество у смазки с оценкой в 1–3 балла, самое низкое, соответственно, 8–9 баллов.

    Поддельное моторное масло: как отличить оригинал от суррогата

    Полки российских магазинов завалены подделками под моторное масло всех известных брендов, это признают сами маслопроизводители. По цене дорогостоящих технических жидкостей продают низкокачественный суррогат, который способен убить двигатель и опустошить карман автовладельца. Лайф разбирался, как отличить подделку от оригинала и как определить, что в мотор залит контрафакт.

    Больше всего рискуют автовладельцы, приобретающие моторное масло известных брендов средней ценовой категории (от 1,5 до 3,5 тыс. руб. за 4 л). Причина проста: такое масло больше всего покупают. Подделывают в первую очередь продукцию известных и популярных марок, таких как Castrol, Mobil, Shell и других. Все фирмы постоянно работают над защитой своей продукции от контрафакта.

    Многие автолюбители считают, что от липового моторного масла можно защититься, приобретая продукцию малоизвестных в нашей стране брендов. Но это верно лишь отчасти.

    — Да, малоизвестные марки подделывают намного реже. Встретить контрафактные масла таких брендов, как Amsoil, Petro-Canada, Yacco, сложнее. Однако это не панацея от подделок: масло, может быть, и хорошее, но оно зачастую рассчитано на рынки США, Японии и других стран и не совсем пригодно для эксплуатации в российском климате. Например, в морозы такое масло может загустеть, что затруднит пуск мотора, — рассказывает Светлана.

    По мнению эксперта, при разработке масла производители учитывают в том числе качество топлива, а российский бензин отличается от американского или европейского. Поэтому использование масел малоизвестных в нашей стране брендов несёт сомнительную выгоду. Кроме того, параметры масла под конкретную машину придётся подбирать самостоятельно, да и не в каждом магазине есть продукты подобных брендов.

    Бюджетные марки, представленные на рынке в основном отечественными производителями, также подделывают, но меньше. По сравнению с брендами среднего ценового сегмента, продажа такого контрафакта приносит меньше прибыли, да и объёмы в этом случае не так уж велики.

    — Подделать дешёвое масло проще в первую очередь за счёт упаковки. У бюджетных моделей, например, даже в оригинале тара выполнена не очень качественно: присутствуют неровные швы на канистре и другие дефекты. Естественно, что при такой упаковке риск визуально отличить брендовую тару от поддельной существенно снижается, чем иногда пользуются мошенники, — рассказал Юрий, продавец крупной сети магазинов автозапчастей.

    По мнению экспертов, нарваться на подделку можно где угодно — и в придорожной палатке, и в крупном гипермаркете. Основные клиенты «масляных пиратов» — небольшие магазины автозапчастей, неофициальные сервисы, интернет-площадки, реже крупные торговые сети.

    — От клиентов мы часто слышим, что они приобретали подделки в крупных торговых сетях. Также дистрибьюторы рассказывают о том, что в сетевых магазинах продаётся больше товара, чем закупается у поставщика. Излишек — это и есть контрафакт, который магазин купил у мошенников. В частности, есть множество жалоб на очень популярную сеть магазинов автозапчастей, называть её не буду из этических соображений, — продолжила Светлана.

    Небольшим торговым точкам, которые специализируются на торговле автозапчастями, очевидно, выгодно покупать контрафакт. Поддельное масло стоит дёшево, а продают его по цене чуть ниже оригинала.

    — Если цена масла ниже рыночной, то это повод задуматься, настоящее ли оно, — советует эксперт. — Покупать масло со скидкой могут только крупные торговые точки, у которых большой объём продаж. Так, при покупке продукции одного из известных брендов можно получить скидку в 2%, приобретая не менее 3 тонн масла в месяц. Понятно, что небольшие магазины такого себе позволить не могут.

    Как правило, поддельное брендовое масло — это самое дешёвое масло отечественного производства, минеральное или синтетическое, которое покупают в бочках и разливают в контрафактную тару. Ничего общего с допусками, которые для каждого двигателя индивидуальны, этот продукт не имеет. Визуально поддельное масло от оригинала сможет отличить только серьёзный профессионал.

    Именно по этой причине производители масел используют разные способы проверки подлинности продукции. Самый распространённый из них — проверка с помощью цифр штрихкода или специального шифра на канистре. Например, одна отечественная компания использует код, напечатанный на канистре, с помощью которого на сайте можно узнать, оригинальное масло или поддельное. Такие коды применяют почти все производители, проверку можно осуществить либо на портале производителя, либо сообщив код оператору службы поддержки. Каждая канистра масла учитывается в электронной базе, поэтому вероятность купить контрафакт при такой проверке практически отсутствует.

    Некоторые производители не ограничиваются кодами и применяют дополнительную защиту. Например, англичане используют надпись, нанесённую лазером на крышку канистры. Нижняя часть этой надписи располагается на стопорном кольце, которое ломается при отвинчивании крышки. Таким образом, запечатать канистру после вскрытия и совместить при этом обе части надписи практически невозможно.

    Ключевой элемент новой степени защиты продукции представляет собой голограмму с уникальным штрихкодом. Голограмма расположена в верхней части канистры и разрушается при первой же попытке снять её для повторного использования.

    Код из 12 символов позволяет потребителю проверить подлинность продукции с помощью СМС, приложения для смартфона, интернет-сайта компании или же звонка на горячую линию.

    Подлинность масла можно проверить и другим способом. При обращении в магазин стоит позвонить дистрибьютору или официальному представителю компании — производителя масла и узнать, является ли конкретный магазин официальным партнёром этого бренда. Также можно попросить у продавца сертификат официального представителя марки. Этот сертификат выдаёт сам производитель масла в единственном экземпляре, и он снабжён подписями, печатями и голограммами, поэтому подделать такой документ тяжело. Как правило, сертификат хранится в магазине.

    Ещё один вариант обезопасить себя от последствий применения некачественного масла — попросить у продавца декларацию соответствия. По сути, это гарантия от магазина, что он торгует маслом, соответствующим всем требованиям. Декларацию нужно заверить подписью и печатью организации, продавшей масло. В случае если продукт окажется некачественным, этот документ позволит предъявить претензии торговой точке.

    Времена, когда мошенники вместо масла заливали в канистры воду вперемешку с «отработкой» (слитым из двигателя маслом), прошли. На поддельном масле машина может проехать примерно от 20 до 30 тыс. км. За это время масло придётся поменять от одного до трёх раз. Поэтому, залив один раз подделку, автовладелец может и не заметить разницы. Но распознать, что в двигатель залито поддельное масло, можно и при эксплуатации автомобиля.

    — Основные симптомы того, что в двигателе суррогат, следующие: в мороз двигатель плохо запускается из-за того, что масло застывает, также на фейк указывает повышенный расход масла — не соответствующая параметрам двигателя жидкость просто выгорает. Туда же стоит прибавить и неприятный запах после того, как мотор работал на высоких оборотах (больше 4,5 тыс. для бензиновых двигателей). Однако все эти симптомы могут также указывать на то, что характеристики масла подобраны неправильно, или же на неисправность двигателя, — говорит Дмитрий, мастер автосервиса «Убасис».

    По мнению сервисмена, длительная (более 15 тыс. км) езда на суррогате вполне может привести к поломке мотора. Из-за того что характеристики поддельного масла не соответствуют требованиям автопроизводителя, детали двигателя изнашиваются намного быстрее и ресурс мотора сокращается. Ремонт двигателя в случае его поломки из-за некачественного масла обойдётся в кругленькую сумму — от 30 тыс. руб. в зависимости от модели авто.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]