Чем опасна езда на изношенных автомобильных шинах
Состояние автомобильной резины сказывается в первую очередь на подвеске. По сути, характер износа покрышек является индикатором состояния машины в целом. Неравномерный и повышенный износ протектора — последствия различных неисправностей, требующих устранения.
Автомобильные покрышки с изношенным даже наполовину протектором могут стать очень опасными спутниками во время езды на высоких скоростях. Сцепление машины с дорожным полотном в дождливую и снежную погоду ухудшается в несколько раз, что может стать причиной дорожно-транспортных происшествий.
Проведённые тесты с использованием изношенных шин показали, что качество и надёжность их сцепления с покрытием в два раза хуже по сравнению с новыми покрышками.
Ламели, расположенные на зимних шинах, помогают автомобилю «вгрызаться» в снег, обеспечивая отличное сцепление даже с обледенелой дорогой. В случае с изношенным протектором небольшие наклонные ламели не справляются со своими обязанностями: качество сцепления ухудшается, как и тяга авто в целом.
При езде по мокрым дорогам повышается риск аквапланирования: чем быстрее движется автомобиль, тем выше вероятность этого, поскольку вода не успевает полностью вытечь через канавки протектора. Практически стёртый протектор значительно ухудшает ситуацию, поскольку под шиной остаётся большое количество воды. Высокий риск аквапланирования может привести к печальным последствиям вплоть до ДТП.
Аквапланирование автомобиля на влажной трассе очень опасно!
В дождливую погоду увеличивается тормозной путь, что может быть намного опаснее, чем аквапланирование. Если сравнивать с новыми шинами, изношенным требуется до 2 и более метров для полной остановки на небольшой скорости — порядка 64 км/ч — с учётом использования антиблокировочной тормозной системы.
Изношенные шины лучше всего себя показывают на полностью сухих трассах: практически полностью стёртые канавки и ламели лучше контактируют с дорожным полотном.
Несмотря на последнее преимущество изношенных шин ездить на них крайне опасно и нежелательно: увеличение тормозного пути, повышение риска аквапланирования и снижение сцепления с дорожным полотном могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий.
Причины износа шин
Существует несколько факторов, оказывающих негативное влияние на состояние протекторов:
- Плохое качество трасс. С данным фактором придётся смириться и постараться выработать подходящую манеру вождения, чтобы свести к минимуму разрушительное воздействие;
- Стиль вождения. Влияет не только на износ шин, но и на техническое состояние автомобиля;
- Несвоевременное проведение ТО автомашины;
- Некорректное давление воздуха в шинах;
- Дисбаланс колёс;
- Несоблюдение норм скоростного режима. На каждой покрышке располагаются соответствующие индексы, которые нужно брать во внимание при выборе новой резины;
- Неправильно подобранная сезонная резина. Зимние шины отличаются большей мягкостью резины по сравнению с летней, из-за чего она довольно быстро стирается о покрытие трассы и лишается шипов. Летние покрышки твёрдые, при низких температурах становятся ещё тверже. В результате они могут очень сильно повредиться и не способны обеспечивать необходимый уровень сцепления с поверхностью дорожного полотна;
- Некорректная установка колёс;
- Неисправности рулевого управления и ходовой части автомобиля;
- Волочение или протаскивание;
- Структура покрышек;
- Заносы.
Немаловажным фактором, который также желательно учитывать, является банальное старение колёс. С течением времени менять шины так и так придётся: максимальный срок эксплуатации составляет 10 лет. Даже если автомобиль не эксплуатировался и хранился в гараже на протяжении нескольких лет, сменить резину необходимо. Причиной снижения прочности и появления трещин покрышек может стать не только нечастое использование авто, но и воздействие окружающей среды — высокого уровня влажности и температуры.
Структурные изменения резины, вызванные длительным сроком эксплуатации, приводят к накоплению влаги, что может стать причиной деформации металлического корда.
Разрушение корда повлечёт за собой разрыв шины. Подобная поломка наиболее опасна на высоких скоростях: автомобиль в результате полностью теряет управление, что может повлечь за собой аварию.
Последствия быстрого износа шин
Прежде чем рассказать о наиболее важных правилах эксплуатации и хранении шин, поговорим о причинах такого внимания к состоянию резины. Хотя покрышки на колесах или дисках машины относительно легко можно заменить в любой момент, от выбора правильной резины и надлежащего ухода зависит безопасность автовладельца и его пассажиров:
- размер и габариты шин должны соответствовать характеристикам производителя – в противном случае, вы столкнетесь с непредсказуемостью в управлении, быстрым выходом из строя покрышек и других агрегатов машины;
- повышенный износ покрышек существенно ухудшает сцепление с дорогой, что приводит к непредсказуемым последствиям при управлении;
- если изношенные шины используются еще и вне регламентированного сезона, они практически не смогут помочь в преодолении снежного или ледового покрытия, луж и т.д.
Определить на глаз степень износа шин крайне сложно. Естественно, если в результате эксплуатации внешний протектор был полностью стерт или поврежден, это заметит даже неопытный водитель. Однако в большинстве случаев, только специалисты шиномонтажа или СТО смогут сделать обоснованный вывод о степени износа и необходимости замены резины на новый комплект.
Рекомендуем: Лучшие моторные масла для двигателей с турбиной в 2019 году
Износ шин будет проверяться при прохождении техосмотра и оформления диагностической карты. Если эксперт выявит превышение максимально допустимого износа, влекущее ухудшение характеристик, он не имеет права выдавать карту для получения страхового полиса ОСАГО. Проверить состояние покрышек могут и инспекторы ДПС при остановке на дороге. Поскольку визуально оценить этот показатель крайне сложно, может выдаваться направление на инструментальный осмотр.
Таким образом, своевременный контроль за износом шин не только устраняет угрозу безопасности при вождении, но и существенно упрощает прохождение обязательных поверок и диагностик. Разберем, какие факторы влияют на износ покрышек, и что нужно учесть при их приобретении, эксплуатации, замене и хранении.
Виды изношенности резины
Конкретный тип износа определяется при помощи различных индикаторов, индивидуальных для каждой марки шин.
Типы износа шин, причины и устранение
Нормальный износ
Этот вид характерен для стандартной эксплуатации машины. Зависит в основном от месторасположения колеса. Для такого типа нормален неравномерный износ обеих пар шин.
Желательно периодически менять задние и передние колёса местами для обеспечения равномерного износа.
На управляемые колёса приходится увеличенная нагрузка. Боковые поверхности — самая изнашиваемая часть покрышек. У размещённой на ведущем мосту пары колёс износ средней части в несколько раз сильнее по сравнению с ведомой парой. Объясняется это тем, что середина покрышки находится в большем взаимодействии с асфальтом.
У заднеприводных машин передние колёса истираются в основном по бокам, в то время как задние — посередине.
Величина тяговой силы на ведущих колёсах автотрансопртного средства ограничивается сцеплением шин с поверхностью дорожного полотна.
Слева передние колёса с нормальным износом, справа задние
Центральный и двусторонний
Причиной обоих видов истирания протектора является повышенное либо пониженное давление в колёсах. Центральный износ фиксируется при излишне высоком давлении, когда с поверхностью дороги контактирует только середина колеса.
Двусторонний износ, напротив, характерен для низкого давления: шины контактируют с поверхностью трассы большей площадью, что приводит к истиранию боков резины.
Износ в виде пятна и по окружности
Дисбаланс колёс нередко становится причиной ненормального износа шин. Чаще всего фиксируется на колёсах передней оси. Устранить дефект можно обычной балансировкой, при этом проводится она до полной потери покрышкой своей формы.
Если балансировка была проведена, но покрышки всё так же изнашиваются, значит, проблема кроется в подвеске. Для её устранения достаточно провести диагностику и ремонт амортизаторов или рычагов.
Одиночное пятно износа возникает в случаях резкого аварийного торможения.
Пятна могут быть по всей поверхности хаотичные и мелкие, а могут быть и единичные крупные следы торможения
Пилообразный
Страдают от него обычно блочные протекторы колёс на ведущей оси. Его причиной становится деформация колеса, проявляющаяся в случае протаскивания блоков по асфальту. В такой ситуации защитное покрытие резины полностью истирается.
Чешуйчатый
Зубцеобразный, или чешуйчатый, износ, характерный для колёс грузовых автомобилей, является следствием перегрузок. При его наличии желательно проверить внутреннюю сторону покрышек на наличие трещин. Велика вероятность того, что такой тип износа возник в результате неправильного подбора шин при максимальной нагрузке. На грузовые авто желательно устанавливать резину с 10%–15% запасом по данному показателю. Срок эксплуатации покрышек с заниженным показателем сокращается в несколько раз.
Образование острых краёв с одной стороны переднего колеса
С одной стороны передних колёс могут образовываться острые края. Причина этому — неаккуратный стиль вождения и плохое дорожное покрытие. На гравийных трассах резина быстро приходит в негодность из-за высокого абразивного износа и появления трещин, царапин и разрывов. Повышение температуры покрышки во время быстрой езды может стать причиной расслоения её составных деталей.
Волочение
Один из типов износа шин, устанавливаемых на грузовые автомобили. Фиксируется при разнице внешних диаметров, давления или глубины протектора пары колёс на одной оси. Это может стать причиной волочения меньшей шины за большей, ее проскакивания и постоянного торможения.
Край покрышки стёрт вследствие волочения
Протаскивание характерно и для одной шины со слишком высоким или низким давлением и неправильно подобранным диском. При нормальном давлении в шине пятно контакта с трассой равномерно распределяет нагрузку. При отклонении в большую или меньшую сторону от допустимой нормы размеры пятна меняются, и нагрузка перераспределяется неравномерно. Локальный износ может стать причиной разбалансировки колёс.
Продольный гребенчатый
Характерен для устанавливаемых на ведущую ось колёс с блочным типом протектора. Отличается большим износом сбегающего, а не набегающего края резины. Избавиться от него можно, сменив направление вращения колеса.
Резкие торможения и разгоны, крутые повороты не самым благоприятным образом влияют на резину автомобиля. Такое вождение приводит к продольному гребенчатому износу, сопровождающемуся разрывом шин и появлением трещин в канавках протектора, что особенно характерно для низкопрофильной резины. Аварийное торможение или неполадки тормозной системы могут стать причиной появления так называемых «ползунов».
Избежать крутых поворотов на практике практически нереально: они чреваты «заламыванием» резины. Однако чаще всего причиной такого типа износа становится сам водитель и его стиль вождения.
Виды неправильного износа
Сами распространенными видами неравномерного износа являются:
- Износ шин по краям протектора с обеих сторон (по всей окружности).
- Износ протектора в центральной части (по окружности).
- Односторонний износ края.
- Стирание боковины или средней части рабочей поверхности (местами).
- Грыжа на колесе.
- Возникновение плоскости на поверхности шины.
Износ шины по обеим краям
Рекомендуем: Как определить, что прогорел клапан в двигателе авто: признаки и симптомы
Пройдемся по каждому виду. Итак, износ по краям с обеих сторон резины (визуально видно, что по бокам протектор стерт значительно сильнее, чем в центральной части) указывает на то, что давление в колесах ниже нормы. Происходит это из-за того, что в центральной части шина прогибается, и основная нагрузка приходится на боковые зоны. Стоит отметить, что к такому результату приводит эксплуатация шин с недостаточным давлением значительный период.
Износ центральной части протектора
А вот износ в центральной части указывает на чрезмерное давление в шинах. При таких условиях закругленность рабочей поверхности выше, поэтому с дорогой контактирует только средняя часть протектора, а боковые просто ее не касаются.
Односторонний износ шины
Односторонний износ, чаще всего это износ внутренней части резины – результат неправильно установленных углов развала/схождения. Если стертость замечена с внутренней стороны, то углы сильно завалены в отрицательную сторону, а износ резины снаружи – то значение развала положительное (для переднеприводных машин эти углы должны составлять 0).
Когда менять изношенные покрышки: нормы и расчёт
«Лысые» покрышки не выполняют своих функций и могут стать причиной увеличения тормозного пути, аквапланирования и заносов, что, в свою очередь, может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.
Способов измерения степени износа множество, однако цифровые измерители всегда остаются максимально точными
Регулярный визуальный осмотр колёс автомобиля поможет определить сроки замены резины. Осуществлять смену шин желательно в следующих случаях:
- Достигнут максимальный предел износа, при котором высота протектора меньше 1,6 мм (детали см. ниже). На ламелях и протекторах шин обычно располагаются индикаторы износа. Замена колёс проводится каждые 40–50 тысяч километров пробега. Эксплуатационный срок колёс может разниться в зависимости от производителя, состава резины, манеры вождения, дороги;
- Ненормальный износ шин. Бывает нескольких видов: износ боковой или центральной части, рабочих граней или асимметричный. Устранить его можно только избавлением от механической неисправности, ставшей его причиной;
- Глубина канавок шин, установленных на одной оси, различается более чем на 5 мм. Сказывается на управляемости автомобиля;
- Повреждения шин. Любые нарушения целостности покрышки могут стать причиной её разрыва на высокой скорости;
- Колёса не соответствуют рекомендациям производителя: неправильно подобраны типоразмеры, не соблюдается скорость и нагрузки.
Для разных категорий транспортных средств и типов резины установлены определённые нормы износа шин:
- для легковых авто — 1,6 мм;
- для мотоциклов — 0,8 мм;
- для грузовых авто — 1 мм;
- для автобусов — 2 мм.
Для России и стран Европы действуют единые нормативы износа шин. Для зимней резины они составляют 4–6 мм, для летней — 1,6 мм. Такие данные являются предельными. Летние покрышки можно безопасно эксплуатировать при высоте протектора не менее двух-трёх миллиметров.
Предельный износ для легковых, грузовых и мотоциклетных шин
Предельно допустимый износ шин на транспортных средствах, эксплуатируемых на территории России и близлежащих стран регулируется правилами дорожного движения (пункт 5.1) и составляет:
- 1.6 мм для легковых авто летних и 4.0 мм для зимних шин;
- 1.0 мм для грузовых машин;
- 0.8 мм для мотоциклов.
Выше представленные показатели не являются руководством к действию для водителей, которые заботятся о свое безопасности. Мы рекомендуем менять покрышки уже после износа до глубины протектора до 4 миллиметров, ведь чем ниже его высота, тем выше вероятность потерять контроль над авто в следствии аквапланирования.
Справка: Аквапланирование – эффект полной или частичной потери управления над машиной вследствие въезда в глубокую лужу и всплывания покрышки над поверхностью воду.
Сцепление с дорогой в луже фото
Кроме того, в зимнюю пору времени изношенные шины хуже тормозят и управляются на ледяной и снежной дороге.
Сравнение торможения зима фото
Как определить уровень пробега шин
Индикатор износа
Представляет собой размещённый в канавках протектора небольшой столбик из резины высотой 1,6 мм. Собственно, шина требует замены после того, как высота протектора сравняется с данным блоком.
Размещенный в протекторе блок износа
Определить, где именно находится индикатор уровня износа, можно, отыскав на боковой стороне одну из меток:
- треугольник;
- знак TWI;
- логотип торговой марки.
Многие производители выпускают шины, на которых располагаются промежуточные индикаторы. Их истирание говорит о том, что покрышки больше не способны обеспечивать какое-либо должное сцепление с влажным асфальтом.
Цифровые индексы на протекторах
В ламелях и протекторах резины выдавливаются цифровые индикаторы, каждый из которых отличается по глубине. Наибольшая цифра (стандартно это восьмёрка) выдавлена на небольшую глубину, наименьшая (для летней резины двойка, для зимней шипованной или липучки — четвёрка) на максимальную. По мере эксплуатации шины изнашиваются, цифры стираются и исчезают. Остаточный уровень протектора определяется по наибольшей из оставшихся цифр. Критический износ колёс фиксируется после стирания последнего индикатора.
Маркировка протектора шины цифровым индикатором износа: пример
Производители наносят на протекторы три основных типа цифровых индикаторов:
- Ряд цифр от «2» до «4», маркируются индикаторы в миллиметрах;
- Ряд цифр, маркируются индикаторы в процентном соотношении от высоты протектора;
- Индикатор, имеющий одну сегментированную цифру, выполненную таким образом, что каждый её сегмент выдавлен на разную глубину. По мере износа шины проявляются разные цифры. Маркируются такие индикаторы в миллиметрах.
Изменение цвета шины
Сравнительно недавно в продаже появились колёса, которые меняют свой цвет по мере износа. При истирании резины протектор окрашивается в яркий оттенок, что спозволяет узнать о необходимости смены резины.
Определение уровня износа шины по изменению цвета удобно, но колёса не всегда выглядят эстетично
Измерение глубины профиля
Индикаторы позволяют быстро определить уровень износа, однако не дают точных результатов. Для получения точных показаний используют измеритель глубины профиля — маленький прибор, которым замеряется глубина канавок протектора в нескольких местах. Если полученные результаты меньше установленных законодательством, резина больше не должна использоваться.
Определение уровня износа протектора при помощи измерителя глубины профиля
Ручные способы: монета, линейка, штангенциркуль
Пожалуй, самый простой и лёгкий способ измерения глубины канавок протектора — с помощью линейки или штангенциркуля. Для этого щуп штангенциркуля опускается на дно канавки и фиксируется полученное значение. Аналогично измеряется износ резины и при помощи линейки — её вставляют в протектор и проверяют его глубину.
Определить уровень износа шин можно любой металлической монеткой — долларом, евро или рублём. К примеру, доллар опускается головой президента в канавку протектора. Шину пора менять, если волосы Вашингтона видны с перпендикулярной линии зрения. Аналогичным способом можно определяется износ шин монеткой в один цент — только в этом случае должна быть видна макушка Линкольна.
Определение уровня износа протектора при помощи монетки — экспресс-методика
Российские монетки с двуглавым орлом также подойдут для такого способа. Два рубля помещаются в канавку головой орла вниз. Если резина в нормальном состоянии и не требует замены, то голову птицы видно не должно быть, менять же покрышки нужно в случае, если весь орёл на виду.
Выяснить состояние резины можно при помощи монетки в один евро. Если золотой ободок исчезает в канавке протектора, значит, менять резину не нужно, если же большая часть его видна, то придётся покупать замену.
Как проверить износ шин – главные методы
Возникает вопрос, когда же нужно менять покрышки в случае их ощутимого износа. Владельцы стараются максимально долго использовать старую резину, чтобы не тратить деньги на новую, но в какой-то момент такая затея становится небезопасной. Так что намного лучше предотвратить потенциальные проблемы и вовремя заменить резину, сдав старую на утилизацию. Вы можете выполнить замеры самостоятельно, используя один из популярных методов. Речь идет не о монетке, которую водители иногда подставляют под протектор и все равно ничего не могут таким образом измерить.
Замер можно осуществить такими методами:
- штангенциркуль с глубиномером – используйте глубиномер, чтобы измерить количество оставшихся миллиметров протектора в самой изношенной части;
- специальный электронный прибор для замера протектора – обычно его можно взять в магазине автомобильных покрышек;
- маркеры износа – на зимней резине многие производители наносят маркеры предельного износа, которые свидетельствуют о завершении зимней эксплуатации;
- цифровые значения на протекторе – в центральной части покрышек производители нередко наносят цифровые значения, которые помогают определить остаток эксплуатации;
- новые цвета на рабочей части резины – некоторые бренды используют подкрашенные материалы для технических слоев покрышки, чтобы предупредить владельцев о необходимости замены.
Возникает вопрос, а до каких пределов можно изнашивать зимние покрышки? Ответ прост – до специального индикатора на рабочей части резины, а если его нет, то до 4 мм высоты протектора. Это указано в правилах дорожного движения. И за несоответствие вашей зимней резины таким параметрам предусмотрен штраф 500 рублей. В недалеком будущем такие штрафы собираются дифференцировать и значительно увеличить, так что за своей безопасностью придется следить еще более внимательно. В целом же производители рекомендуют ездить до 5 мм протектора на зимней резине, а в дальнейшем использовать ее только летом.