Электролит является важнейшим компонентом свинцово-кислотной аккумуляторной батареи. Это рабочая жидкость, благодаря которой между отрицательными и положительными пластинами могут протекать электрохимические процессы.
Срок службы даже самых современных АКБ обычно не превышает 5–6 лет. Встречаются и более «живучие» устройства, но тут многое зависит уже от соблюдения правил эксплуатации и обслуживания.
Обидно, когда отказ батареи происходит уже через пару лет после покупки. Потому автомобилисты стремятся тем или иным образом продлить жизнь источнику питания. Существует несколько способов добиться желаемого. Один из них предусматривает замену электролита. Процедура достаточно простая и финансово выгодная. Тут главное – соблюдать правила и рекомендации при замене рабочей жидкости.
Зачем и в каких ситуациях проводится замена
Для начала нужно разобраться с особенностями замены электролита в аккумуляторах и понять, когда и зачем это делается.
Существует достаточно распространённое мнение или даже, скорее, миф. Некоторые автомобилисты в него искренне верят. Они уверены, что периодическая полная замена электролита в автомобильном аккумуляторе – процедура просто необходимая. Это якобы один из методов профилактики, позволяющий продлить срок службы АКБ.
В действительности это не так.
При соблюдении правил эксплуатации залитый на производстве электролит служит полный срок и утилизируется вместе с АКБ. Потребоваться может только контроль состояния, уровня и доливка дистиллированной воды.
На вопрос о том, надо ли менять старый электролит в аккумуляторах, можно ответить следующим образом. Обойтись без замены можно лишь в идеальных условиях. На практике добиться их удаётся не так часто.
Среди наиболее распространённых ситуаций, когда замена всё же может потребоваться, выделяют такие:
- помутнение электролита;
- низкая плотность в банках при полном заряде;
- высокие показатели саморазряда;
- эксплуатация при пониженном уровне жидкости;
- замерзание.
Нельзя сказать точно, поможет ли проведённая замена электролита в автомобильном аккумуляторе в той или иной ситуации. Но если проблема кроется в самой жидкости, прибегнуть к такой процедуре стоит.
Чаще всего автомобилисты сталкиваются именно с помутнением смеси серной кислоты и дистиллированной воды. Изменение цвета изначально прозрачной жидкости связано с такими явлениями:
- применение электролита низкого качества;
- доливка обычной воды вместо дистиллята;
- длительная эксплуатация АКБ;
- осыпание пластин и пр.
Эксплуатация АКБ с мутным электролитом обычно ведёт к существенному падению ёмкости, из-за чего полного заряда хватает буквально на пару пусков двигателя. Ещё такая батарея будет плохо набирать заряд от ЗУ и генератора, демонстрировать высокий саморазряд.
Если электролит мутный, но никаких проблем не наблюдается, всё равно менять жидкость необходимо.
Главное – убедиться в том, что помутнение и изменение характеристик не связаны с осыпанием свинцовых пластин. Если это произошло, тогда АКБ подлежит утилизации. Простая смена рабочей жидкости уже не поможет.
Что же касается того, можно ли полностью поменять в автомобильном аккумуляторе старый электролит, то так делать допускается. Важно избавиться от потерявшей свои свойства жидкости, а также убрать осадок, способный испортить свежий электролит.
Стоит ли менять электролит в АКБ
Мнения экспертов и опытных автолюбителей на этот счет разнятся. Одни утверждают, что полная замена не дает долгосрочных результатов и уже через 2-3 месяца аккумулятор снова потеряет номинальную емкость.
Другие советуют воспользоваться возможностью замены электролита и говорят, что батарея таким образом прослужит еще пару лет.
Решения принимать вам, но, если располагаете свободным временем и не готовы выложить деньги за новый аккумулятор, воспользуйтесь информацией, приведенной ниже и убедитесь сами, стоит это того или нет.
Что необходимо для замены
Решив заняться заменой электролита в автомобильном аккумуляторе, предварительно потребуется подготовить всё необходимое для этого.
К списку требуемых инструментов и материалов относят:
- готовый электролит;
- дистиллированную воду;
- тару для слива старой жидкости;
- ветошь;
- воронку;
- резиновую грушу;
- ареометр;
- ЗУ;
- мультиметр или вольтметр (постоянный ток).
Электролит должен иметь плотность, соответствующую климатическим условиям вашего региона. Обычно это 1,28 г/см³. Его количество определяется ёмкостью АКБ. Для популярных батарей на 60 Ач обычно требуется от 2,5 до 3 литров.
Количество дистиллированной воды составляет от 5 до 10 литров. Тару для слива, как и воронку для заливки, выбирайте только из устойчивых к кислоте материалов. К ним можно отнести стекло и пластик.
Помимо материалов и инструментов, также пригодятся средства защиты. Это очки, перчатки, доступ к проточной воде, мыло.
Очистка аккумулятора
Если же автомобилист решился на работу и теперь пытается понять, как поменять кислоту в аккумуляторе, ему важно правильно следовать за пошаговыми инструкциями и поэтапно переходить от одного действия к следующему.
Для начала нужно провести несколько подготовительных мероприятий, а именно — извлечение электролита из банок. Учитывая агрессивность среды, в которой будет осуществляться процедура, начинать ее без применения защитных средств категорически запрещено.
Итак, для повышения собственной безопасности нужно взять:
- Защитные резиновые перчатки.
- Резиновую грушу.
- Тару для слива.
- Ветошь.
Дальше необходимо учитывать руководство и не упускать важных моментов. Чтобы освободить батарею и обеспечить себе доступ к банкам, нужно изъять клеммы и переместить конструкцию на ровную поверхность. Затем следует снять защитную полоску и отвинтить пробки на банках.
Важно отметить, что некоторые модели АКБ не позволяют автомобилистам свободно добираться к банкам, т. к. они являются неразборными. В этом случае придется просверлить в корпусе специальные отверстия, через которые будет подаваться жидкость. Для этой цели применяется дрель.
После выполнения таких действий остается отсосать с помощью резиновой груши старую кислоту, полностью опустошив банки. Ненужную жидкость выливают в любую подходящую тару. На этом этапе важно соблюдать повышенную осторожность: контакт кислоты с кожей может привести к плачевным последствиям. Если же это произошло, важно как можно быстрее обработать пораженный участок кожи мыльным раствором.
Рекомендуем: Сравнение аккумуляторов из топа АКБ для авто
В случае если внутри резервуаров аккумулятора присутствует значительный осадок, нельзя переворачивать его для слития кислоты. Если частицы окажутся на контактах, это может привести к «пробою», после чего восстановление устройства станет практически невозможным.
Если резервуары будут полностью опустошены от старой кислоты, необходимо избавиться от налета и осадка с помощью дистиллированной воды. Как известно, подобная жидкость представляет собой мощный диэлектрик, который снижает риск появления пробоя.
Можно даже осторожно потрясти аккумулятор после заполнения банок, чтобы поднять осадок и остатки старой жидкости. Затем образованную консистенцию выливают.
Процедура замены
Теперь непосредственно о том, как заменить своими силами электролит в аккумуляторе.
Вся процедура делится на несколько этапов:
- подготовка;
- слив;
- промывка;
- заливка;
- зарядка.
Зная о том, как нужно менять электролит в аккумуляторе, вам удастся успешно выполнить поставленную задачу.
Подготовка и удаление
Автомобилисты справедливо считают, что успешная замена старого электролита в автомобильном аккумуляторе, которая проводится в домашних условиях, более чем на 50% зависит от правильной подготовки батареи и удаления старой рабочей жидкости.
Когда выполняются подготовка и слив, важно максимально качественно подготовить источник питания к последующей заливке свежего электролита.
Чтобы подготовиться и самостоятельно заменить изношенный электролит в аккумуляторе своего автомобиля, нужно сделать следующее:
- подготовить помещение с хорошей вентиляцией и температурой 15–20 градусов Цельсия;
- снять АКБ с автомобиля, перенести в помещение;
- очистить поверхности корпуса;
- при наличии следов электролита на батарее промыть её ветошью и содовым раствором;
- используя грушу, начать постепенно высасывать из банок батареи старую жидкость;
- по мере извлечения электролита можно постепенно наклонять АКБ;
- когда при наклоне батареи на 45 градусов груша уже не сможет ничего доставать, слив можно считать завершённым.
Многих интересует, можно ли при замене старого электролита переворачивать автомобильный аккумулятор. Тут ответ однозначный.
Ни в коем случае не пытайтесь слить жидкость, просто открутив крышки и перевернув АКБ. Также нельзя сверлить в днище отверстия, чтобы ускорить процесс выведения электролита.
Если перевернуть батарею, весь осадок, осевший в придонных призмах, окажется на пластинах. Это ни к чему хорошему не приведёт. Сверлить нельзя, поскольку электроинструмент может ударить вас током, вы нарушите герметичность, часть кислоты выльется вам на руки, и есть риск просто повредить свинцовые пластины.
Потому слив выполняется только с помощью груши и до наклона не более 45 градусов относительно ровной горизонтальной поверхности.
Вот почему важно знать, как правильно и безопасно поменять старый электролит в уже немного изношенном аккумуляторе. Опыт показывает, что более чем в 80% случаев, когда жидкость сливается путём переворачивания АКБ, источник питания просто отправляется на свалку.
Промывание
Следующим этапом будет промывка АКБ от остатков старого электролита. Задача не менее ответственная.
На этот счёт можно дать следующие рекомендации:
- разместите АКБ на ровной горизонтальной поверхности;
- с помощью груши залейте во все банки дистиллированную воду;
- убедитесь, что вода полностью покрыла пластины;
- дайте батарее постоять около 10–20 минут;
- немного покачайте в стороны батарею, что позволит поднять осадок;
- слейте воду по аналогии с кислотой, то есть грушей.
Только не трясите устройство. Тряска может свести к нулю все ваши старания.
Слив грушей воду, повторите процедуру ещё несколько раз.
Как только сливаемая из батареи вода станет чистой, промывку можно заканчивать.
Часто автомобилисты интересуются, нужно ли после выполненной замены старого электролита заряжать аккумулятор. Об этом в следующем разделе.
Залив жидкости и зарядка
Теперь остаются последние два этапа. Правильная заливка и последующая зарядка АКБ также играют большую роль.
В заливке нет ничего сложного. Аккуратно берёте готовый раствор и постепенно заполняете им с помощью груши банки аккумуляторной батареи. Либо воспользуйтесь воронкой и постепенно, небольшими порциями, через неё заливайте состав.
В общей сложности может уйти от 2,5 до 5 литров готового раствора воды и серной кислоты. С помощью корпуса от ручки (прозрачного) можно убедиться в правильном уровне. Для этого после заливки вставьте корпус в банку, коснувшись пластин, второй конец закройте пальцем и поднимите.
После заливки обязательно покачайте немного АКБ, что позволит удалить воздух и выровнять уровень электролита. Сделайте замер ещё раз и при необходимости долейте состав.
Измерьте, сколько жидкости осталось в корпусе от ручки, с помощью линейки. Если электролит покрывает пластины на 4–5 мм, уровень правильный. Некоторые заливают до 15 мм. Но это неправильно.
Да, в норме уровень жидкости должен быть на 10–15 мм выше пластин. Так рекомендует производитель. Но вы заливаете электролит, фактически предназначенный для сухозаряженных АКБ. Его плотность составляет около 1,27–1,28 г/см³. После заливки батарея будет разряженной, и её потребуется подключить к ЗУ. В процессе зарядки плотность начнёт повышаться. По завершении заряда потребуется привести плотность в норму, что делается путём добавления дистиллированной воды. Потому заливка на 4–5 мм необходима, чтобы потом иметь возможность долить воду.
Говоря о том, нужно ли заряжать свой аккумулятор после замены электролита, ответ будет утвердительным. Сделать это необходимо.
Сразу после заливки электролита нужно оставить АКБ в состоянии покоя на 3–4 часа, чтобы пластины пропитались рабочей жидкостью.
Только теперь можно приступать к зарядке.
Что же касается того, сколько необходимо заряжать по времени аккумулятор после выполненной замены электролита, то тут ориентируйтесь на саму АКБ и её состояние. Лучше всего поставить батарею на автоматическое зарядное устройство и выбрать зарядный ток на уровне 10% от ёмкости. То есть при 60 Ач ток будет 6 А.
В среднем на полную зарядку уходит 6–8 часов. Следите за состоянием батареи, контролируйте уровень электролита и при оголении пластин доливайте дистиллированную воду.
Когда зарядка закончится, отключите АКБ от ЗУ и дайте ей просто постоять 2–3 часа. Теперь сделайте замеры напряжения и проверьте плотность. Долейте недостающее количество дистиллята, чтобы электролит покрывал пластины на 10 мм.
Напряжение должно быть около 12,6 В, а плотность 1,27–1,28 г/см³.
На этом процедуру можно считать завершённой.
Зарядка аккумулятора после замены электролита
При использовании ЗУ ток устанавливайте не более 2 А. Время процесса связано с ёмкостью АКБ и составляет 3–5 часов. Лучший вариант – использование автоматического устройства, которое самостоятельно определяет состояние батареи и выбирает оптимальный режим зарядки. Но, если такого аппарата нет, придётся постоянно контролировать процесс. Если вы заметили, что в одной из секций электролит не покрывает пластины, долейте в банку дистиллят, чтобы они не торчали из раствора.
Когда на АКБ U = 14,7 В, зарядку остановите. Дайте аккумулятору остыть, пару часов постоять в спокойном состоянии. За это время напряжение снизится до 12,6–12,7 В (так и должно быть). Теперь можно приступить к измерению плотности и доливке дистиллята с расчётом, чтобы пластины-электроды были закрыты раствором на 3–5 мм. Если у вас есть время и вы не собираетесь срочно куда-либо ехать, рекомендуется воспользоваться цикличной зарядкой: то есть произвести сначала зарядку АКБ, потом разрядку и так повторить несколько раз.
О чём должен помнить автомобилист
Напоследок стоит дать несколько рекомендаций:
- отдавайте предпочтение готовому электролиту;
- делая состав своими руками, кислоту добавляйте в воду, а не наоборот;
- если электролит попал на тело, смойте водой с мылом, смажьте кремом для кожи;
- промывать глаза нужно под проточной водой, а затем раствором из 1 таблетки «Фурацилина» на 1 стакан воды;
- электролит на одежде через несколько часов разъест ткань, потому застирать нужно сразу;
- зарядку АКБ нельзя проводить в закрытых помещениях и под открытым небом;
- не курите около АКБ;
- всегда держите батарею в горизонтальном положении, не переворачивайте её.
Как видите, поменять электролит не так сложно даже в гаражных условиях.
Но прежде чем это делать, убедитесь, что замена жидкости даст результат, а АКБ ещё пригодна к восстановлению таким способом.