Что такое аккумулятор AGM
Аккумулятор AGM (Absorbent Glass Mat, абсорбирующий стеклянный мат) – это свинцово-кислотный аккумулятор, в котором электролит находится не в обычном жидком состоянии, а в качестве пористого заполнителя из стекловолокна, который в свою очередь пропитан электролитом.
То есть в банках между плюсовыми и минусовыми свинцовыми пластинами находится стеклоткань, связанная электролитом, благодаря чему АКБ не подвержен качкам и его можно использовать лежа на боку, но это далеко не все преимущества.
Аккумуляторы выполненные по AGM технологии часто путают с GEL (гелевыми аккумуляторами), но это нет так. У них совершенно разные технологии, просто решают одну и туже задачу.
Кислотный аккумулятор
Свинцово-кислотный аккумулятор
— тип аккумуляторов, изобретен в 1859 году французским физиком … , дальше в Википедии.
Кислота — она и есть кислота, кто ее не знает. Если у вас не требовательная системка, просто держите его заряженным и исправным. Можно заменить штатный на более емкий (до 30%).
Если вы будете использовать несколько аккумуляторов, я думаю не стоит объяснять, что кислотный в салон ставить не стоит.
Применяемые технологии
За основу AGM аккумулятора был взят обычно свинцово-кислотный. Отличительной особенностью является, то, что он содержит абсорбированный электролит, а не жидкий, что делает источник питания более функциональным. Выглядит это примерно следующим образом. Между положительными и отрицательными пластинами находится сепаратор (прокладка из пористого стекловолокна). Эта прокладка на подобие губки пропитана электролитом, при этом он получается там запертым, благодаря чем никуда не выливается и не испаряется.
В свою очередь свинцовые пластины очень плотно прижимают сепаратор, из-за чего в каждую банку удается засунуть на 20-30 процентов больше пластин. Это позволяет получить более большие пусковые таки и емкости.
На данный момент AGM аккумуляторы производят в плоской и спиральной конфигурации.
Спиралевидные AGM аккумуляторы. Они имеют большую площадь поверхностного контакта. Это позволяет кратковременно получить значительно большие токи, а так же быстрее заряжаться. К существенным минусам можно отнести меньшую номинальную ёмкость аккумулятора, по отношению с плоской формой.
AGM аккумуляторы плоской конфигурации. Такой способ производства позволяет обеспечить лучшую сохранность электролита и отличную герметичность сепараторов, для выдерживания заряда и разряда, и как было отмечено ранее обладают более высокой емкостью. В отличии от спиралевидных производятся не только в США, но и в Европе. Более того спиралевидные являются разработкой Johnson Controls для линейки АКБ Optima и практически нигде больше не используются.
Поэтому в настоящее время наибольшей популярностью пользуются автомобильные аккумуляторы с плоской конфигурацией блоков.
Преимущества AGM аккумуляторов и технологии
Как уже было сказано, отличие AGM от классических АКБ только в конструкции. Рассмотрим, в чем достоинства усовершенствованной модификации.
- Не боится глубоких разрядов. Любая батарея плохо переносит сильный разряд, а для некоторых модификаций этот фактор просто губителен. В случае стандартных источников питания критично на их емкости сказывается частый разряд ниже 50 процентов. Хранить в таком состоянии АКБ нельзя. Что касается AGM типов, то они без серьезного вреда переносят потерю энергии приблизительно на 20 процентов больше по сравнению с классическими батареями. То есть многократный разряд до уровня в 30 процентов не скажется на производительности батареи.
- Не боится сильных наклонов. Благодаря тому, что корпус аккумулятора герметичный, электролит не выливается из емкости при ее переворачивании. Абсорбированный материал не дает рабочему веществу свободно перемещаться под действием гравитации. Но при этом батарею нельзя хранить или эксплуатировать в перевернутом состоянии. Причина тому – в таком положении естественное удаление избытка газа через клапан не будет возможным. Клапаны сброса окажутся внизу, а сам воздух (его образование возможно при нарушении процесса зарядки – перезаряд или использование устройства, выдающего некорректный номинал напряжения) будет перемещаться вверх.
- Не требует обслуживания. Если аккумулятор эксплуатируется в автомобиле, то процесс восполнения объема электролита не трудоемкий и не вредный. Когда откручиваются крышки банок, из емкости в небольшом количестве выходят пары серной кислоты. По этой причине обслуживать классические батареи (в том числе и заряжать их, так как в этот момент банки должны быть открытыми) нужно в хорошо проветриваемом помещении. Если АКБ эксплуатируется в жилищных условиях, то для обслуживания такое устройство нужно выносить из помещения. Существуют электрические установки, которые используют связку из большого количества аккумуляторов. В этом случае их эксплуатация и обслуживание в закрытом помещении опасна для здоровья человека, поэтому в подобных случаях используются АКБ, изготовленные по технологии AGM. Испарение электролита в них проходит только при нарушении процедуры зарядки, а обслуживать их не нужно на протяжении всего рабочего ресурса.
- Не подвержены сульфатации и коррозии. Так как в процессе работы и правильной зарядки электролит не закипает и не испаряется, пластины устройства находятся в постоянном контакте с рабочим веществом. Благодаря этому процесс разрушения в таких источниках питания не происходит. Исключением является та же некорректная зарядка, в процессе которой нарушается рекомбинация выделяющихся газов и испарения электролита.
- Не боится вибраций. Независимо от положения корпуса АКБ, электролит постоянно контактирует с пластинами, так как стекловолокно плотно прижимается к их поверхности. Благодаря этому ни мелкие вибрации, ни тряска не провоцируют нарушение контакта этих элементов. По этой причине подобные батареи можно спокойно использовать на автомобилях, которые часто ездят по пересеченной местности.
- Более устойчивы при повышенных и пониженных температурах окружающей среды. В устройстве AGM-батарей нет свободной воды, которая могла бы замерзнуть (в процессе кристаллизации жидкость расширяется, что часто является причиной разгерметизации корпусов) или испариться в процессе эксплуатации. По этой причине усовершенствованный тип источников питания остается стабильным при морозах в -70 градусов и жаре в +40 по Цельсию. Правда, на морозах разряд происходит так же быстро, как и в случае классических аккумуляторов.
- Быстрее заряжаются и отдают более высокий ток за короткий промежуток времени. Второй параметр очень важен при холодном запуске ДВС. В процессе работы и зарядки такие устройства не сильно нагреваются. Для иллюстрации: во время зарядки обычной батареи около20 процентов энергии преобразуется в тепло, а в модификациях AGM этот параметр находится в пределах 4%.