Что такое шаровая опора?
Шаровая опора − это элемент шасси, который объединяет между собой ступицу и рычаг передней подвески. Является составляющей поворотного кулака и обеспечивает его подвижность, а кулак, в свою очередь, взаимодействует с рулевым управлением.
Таким образом, шаровая опора участвует в повороте колеса и без неё осуществление маневров не представляется возможным.
Рычаг Рено Логан. Шаровая под номером 2
Дополнительно узел обеспечивает правильную фиксацию ступице и колеса в горизонтальной плоскости в момент вертикальных перемещений.
Сколько шаровых опор на Рено Логан?
Рено Логан оснащается передней подвеской по типу МакФерсон. Это значит, что в её конструкции присутствует лишь одна шаровая снизу − с каждой стороны передней оси. Деталь расположена на нижнем рычаге, под ступицей. Её хорошо видно, когда автомобиль находится в подвешенном состоянии или на смотровой яме.
Назначение и конструкция шаровых опор Рено Логан
Как видно из самого названия, шаровая опора обеспечивает управляемому колесу точку опоры и возможность его поворота в горизонтальной плоскости. Поскольку передняя подвеска Рено Логан, как и у большинства современных автомобилей, независимая, рычаги подвески посредством шаровых опор и поворотных кулаков соединены с передними колёсными ступицами (рисунок ниже).
Соединение рычага передней подвески и поворотного кулака Рено Логан
Шаровая опора — это по сути шарнир, который состоит из 4 основных компонентов:
- Цельнокованый корпус.
- Шаровой палец, выполненный из специальной марки стали. Это позволяет добиться максимальной прочности изделия.
- Вкладыш шарового пальца, изготовленный из специального полимерного материала, уменьшающего трение и износ соприкасающихся поверхностей шарнира.
- Защитный кожух (пыльник), выполненный из специальной эластичной и устойчивой к температурным перепадам резины.
Так выглядит шаровая опора Рено Логан в сборе
В собранном виде шаровая опора запрессована в отверстии рычага подвески и дополнительно зафиксирована стопорным кольцом. Палец фиксируется в поворотном кулаке.
Крепление шаровой опоры Рено Логан в поворотном кулаке
Типичные неисправности
К признакам вышедшего из строя узла можно отнести:
- Глухой стук при проезде неровностей.
- Скрипы, издающиеся по ходу движения автомобиля в холодное время года. Они могут появляться в связи с порванным пыльником, через который проникает влага и смазка замерзает.
- Увеличившееся усилие и появление скрипа и стуков при повороте рулевого колеса.
- Плохую курсовую устойчивость машины даже при движении по прямой. Требуется корректировка курса рулем.
- Ускоренный и неравномерность износа покрышек.
Чем грозит
Если не следить за состоянием шаровой опоры, то в конечном итоге это может выльется в крупный ремонт. Основу узла составляет корпус и так называемый палец.
Чрезмерные ударные нагрузки создают сильное трение между этими двумя деталями и между ними постепенно увеличивается зазор (палец «болтается» внутри корпуса).
В критический момент палец попросту вырывает из корпуса и колесо отделяется в нижней части ступицы. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с подобной неисправностью невозможна − только при помощи эвакуатора.
Как распознать поломку?
определить наличие дефекта можно не только по внешнему осмотру, но и по ряду других признаков:
- Ухудшение курсовой устойчивости автомобиля даже при движении по прямой. Чтобы удержать автомобиль, нужно постоянно держать руль.
- Появление глухого стука при проезде неровностей дороги.
- Осложненный поворот руля, появление посторонних ударов и скрипов.
- Появление скрипов при движении зимой при низких температурах. Причиной проблемы часто является нарушение целостности пыльника и попадание влаги из шара внутрь. Последний замерзает при минусовых температурах, что приводит к проблемам.
- Автомобильные покрышки изнашиваются быстрее.
Игнорирование проблемы и отсутствие контроля за состоянием шаровой опоры часто приводит к необходимости дорогостоящего ремонта.
Сильные ударные нагрузки во время движения вызывают повышенное трение между пальцем и корпусом. В результате люфт увеличивается и штифт начинает болтаться внутри кожуха.
При дальнейшей эксплуатации деталь вынимается из корпуса и колесо отделяется от нижней части ступицы. В этом случае пользоваться автомобилем будет невозможно, а чтобы переместить его на заправку или в гараж, потребуется вызвать эвакуатор.
Как можно проверить шаровую опору на Рено Логан (видео)?
Современное диагностическое оборудование для подвески в виде стендов не всегда способно определить, в каком состоянии находятся опоры. Поэтому, можно прибегнуть к простым, но эффективным методам. Суть их сводится к слуховой и тактильное диагностике (на ощупь):
- Чтобы проверить шаровые на слух, необходим помощник. Один человек должен раскачивать автомобиль, а другой − прислушиваться к возможным стукам.
- Помощник нажимает до упора педаль тормоза, а в этот момент проверяющий должен взяться за верхнюю и нижнюю части колеса, покачивая его. При наличии люфта можно говорить об образовании зазора в шаровой опоре. Узел нужно заменить на новый.
- Проверяющий прикладывается свой ладонью к корпусу узла таким образом, чтобы одновременно захватить сам корпус и палец. В этот момент помощник начинает покачивать колесо − если чувствуется люфт, то необходима замена опоры. Стандартный радиус колеса на Рено Логан 15!
- Вывесить автомобиль на подъёмнике либо на домкрате и осмотреть снизу шаровую опору. При повреждении пыльника (защитного резинового чехла) узла, необходима менять шаровую. Также не забудьте провести осмотр пыльника ШРУСА, если он повреждён, то необходима его замена. Если грязь успела попасть в механизм «гранаты», то потребуется замена и шруса.
Порвался пыльник — это отчётливо видно
Проверка шаровой опоры — все секреты
Внешний осмотр детали и анализ на признаки неисправности не всегда дают четкую информацию о ее состоянии.
Чтобы подтвердить или опровергнуть подозрения, можно использовать простые и проверенные методы.
Принцип работы следующий:
- Попросите вашего партнера задействовать тормоз в крайнем нижнем положении и самостоятельно ухватиться за верхнюю и нижнюю части колеса, а затем переместить его. О появлении заметной отдачи свидетельствует зазор между пальцем и картером шарового шарнира Рено Логан. В такой ситуации единственное решение — заменить вышедший из строя блок.
- Чтобы проверить на слух состояние шаровых опор Рено Логан, позвоните своему партнеру. Попросите его встряхнуть машину и самостоятельно прислушаться к посторонним шумам (стукам).
- Положите ладонь на обертку для мяча так, чтобы обхватить тело пальцем. В этот момент дайте партнеру команду повернуть колесо. Если вы чувствуете слабость, вы не можете не заменить деталь.
- Подвесьте машину домкратом или поднимите колеса, затем осмотрите деталь снизу. Основным признаком поломки, как было отмечено выше, является нарушение целостности резинового чехла. Также осмотрите пыльник ШРУСа и, если он поврежден, замените деталь. Если в «гранату» попадет вода или грязь, придется менять весь узел в комплекте.
Правильный осмотр шасси на Рено Логан — видео.
Артикулы запчастей
Принять во внимание! Шаровые опоры Рено Логан первого и второго поколения практически идентичны, а потому − взаимозаменяемы. Номер-артикул шаровой, которую рекомендует Логановоды — TRW на автомобиль I поколения − JBJ721.
401604793 — артикул
401604793 — это оригинальный артикул шаровой опоры!
В том случае, когда повредится рычаг передней подвески или шаровая опора, их надо поменять. Сам рычаг подвески и шаровая опора соединены между собой. При ремонте можно заменить как обе детали одновременно, так и по отдельности. Изначально детали между собой соединены заклепками. При ремонте их следует поменять на болты. Поэтому при ремонте сразу надо высверлить заклепки. Опору менять надо на снятом с автомобиля рычаге.
Замена шаровой опоры Рено Логан
Если во время диагностики было точно установлено, что опоры неисправны, тогда необходима полная замена шаровой Логан.
Обратите внимание, официально данные элементы неремонтопригодны!
По конструкции шаровая опора и рычаг подвески соединены между собой и представляют цельное изделие.
Однако поменять можно как рычаг и шаровую опору в сборе, так и заменить указанные элементы отдельно. Также замена шаровой Рено Логан может быть выполнена как на снятом рычаге, так и на машине (без снятия рычага).
Как заменить только шаровую со снятием рычага
Для выполнения операции по замене шаровой потребуется снять рычаг, после чего шаровую опору нужно будет выбить. Замена шаровых опор Рено Логан потребует иметь в наличии определенный набор инструментов:
- ключ торцевой «30»;
- отвертка плоская;
- молоток;
- зубило;
- рожковые ключи «16» и «18»;
- головки «13», «16», «18».
Сама шаровая на Рено Логан меняется следующим образом:
Замена шаровой опоры без снятия рычага
На модели Логан замена шаровой опоры также может быть выполнена без снятия рычага подвески. При этом основной недостаток данного метода замены- при запрессовке шаровой опоры сложно определить усилие, с которым опора входит в соответствующее отверстие в рычаге.
Сама замена выглядит следующим образом:
сначала вывешивается и снимается колесо, затем следует откачать из бачка 30 мл
тормозной жидкости, отверткой развести тормозные колодки; после демонтируется суппорт, который затем нужно подвесить, чтобы не откручивать тормозной шланг; далее ключом на 16 потребуется открутить гайку опоры на ступице; затем палец следует выпрессовывать из гнезда или попробовать его выкрутить; теперь зубилом поворотный кулак расклинивают и выбивают рычаг с опорой шаровой, отводя их вниз; следующим шагом будет выпрессовывание шаровой без снятия рычага; первым снимается стопорное кольцо, после чего шаровую выбивают при помощи трубы и упора; чтобы запрессовать новую шаровую, нужны головки «36» ил «34», упорная труба; рычаг ставится параллельно полу, ставится сверху труба с большим диаметром так, чтобы она уперлась в рычаг, при этом, не задевая самой шаровой; забивается шаровая опора посредством ударов по верхней трубе вплоть до момента нормальной посадки элемента; дальнейшая сборка производится в обратном порядке, при этом важно убедиться в наличии пластиковой шайбы (защита от протирания пыльника);
Признаки неполадок (проверка состояния шаровых опор)
О выходе из строя этих элементов могут свидетельствовать такие признаки, как стук в области подвески передних колес.
Порванный пыльник — шаровая нуждается в замене
На изношенность детали указывают такие признаки:
- Неравномерно изнашивается резина на передних колесах.
- Во время езды будет слышен стук.
- При повороте будет слышен скрип в передней части автомобиля.
Если обнаружится хоть один из перечисленных выше симптомов, то, скорее всего, шаровую опору надо менять. Перед началом ремонта надо снять с автомобиля рычаг подвески. Работа производится на смотровой яме или эстакаде.
Сломалась шаровая на автомобиле Форд Фокус 2
Выбор шаровой опоры на Рено Логан
401 604 793К — оригинальный артикул!
Один из самых популярных вариантов замены — TRW JBJ721.
TRW JBJ721 — дёшево, сердито, качественно
Teknorot R-585 — хорошо себя зарекомендовали.
Teknorot R-585 — не известное название, но качество хорошее