Консервация автомобиля на зиму — очень противоречивое мероприятие, одни считают его бессмысленным и относят к «пережиткам прошлого», однако на самом деле, за десятилетия мало что изменилось и коррозию «никто не отменял».
В этой статье я расскажу об основных правилах правильной консервации для того чтобы ваш автомобиль хорошо перезимовал и весной встал в строй с минимальными потерями.
Железный гараж — недопустим!
Гараж из жести или тонких листов металла не подходит для консервации автомобиля на зиму, в светлое время суток он нагревается, а в темное сильно остужается. В итоге из-за перепада температур могут пострадать: лакокрасочное покрытие (ЛКП), резиновые детали, к тому же возможно образование конденсата и как результат — коррозия. Идеальным для хранения машины является капитальный гараж из дерева, блоков или кирпича с толстыми стенами и подогревом, которому не страшны перепады и температурные колебания.
§ 4. Консервация автомобилей
Под консервацией автомобилей понимается длительное хранение технически исправных и полностью укомплектованных автомобилей. При консервации допускается снятие с автомобиля аккумуляторов и шин для хранения их в специальных (улучшенных) условиях. В целях обеспечения сохранности машин с них, как правило, сливают воду и топливо. Масло в агрегатах должно быть заправлено, а давление воздуха в шинах (если они не сняты) в пределах нормы. Консервация заключается в подготовке машин к хранению, хранении машин, периодическом контроле их технического состояния и комплектности и в их техническом обслуживании в период хранения.
При подготовке к консервации проводят контроль и техническое обслуживание автомобиля в объеме ТО-2, а также производят дополнительные работы, большинство которых направлено на обеспечение максимальной герметичности агрегатов для предохранения от воздействия атмосферного воздуха. Кроме того, грузовой автомобиль подкрашивают, а все неокрашиваемые металлические поверхности (в том числе хромированные, никелированные и другие) покрывают слоем антикоррозионной смазки. Во всех агрегатах производится смена смазки и промываются картеры, сапуны картеров обертывают промасленной бумагой. Систему смазки двигателя промывают маловязким маслом, заменяют фильтрующий элемент тонкой очистки, промывают корпус фильтра и продувают маслопроводы.
Чрезвычайно важно предохранить от коррозии цилиндры двигателя. Для этого нужно удалить из них отработанные газы и нейтрализовать их действие. При этом карбюраторный двигатель останавливают (глушат) на малых оборотах, перекрывая бензиновый кран, чтобы полностью израсходовать бензин из карбюратора и топливопроводов. Затем продувают цилиндры, вращая коленчатый вал стартером при вывернутых свечах и открытой крышке маслоналивного патрубка.
Для предохранения приборов системы питания от смолистых отложений, выпадающих из бензина, снимают карбюратор, сливают из него бензин, продувают сжатым воздухом и устанавливают на место, затем отсоединяют штуцер бензопровода от крана бензинового бака и удаляют остатки бензина из бензопроводов и насоса, пользуясь рычагом ручной подкачки. Щели в воздушных фильтрах, крышках маслоналивного патрубка и указателя уровня масла заклеивают бумагой, пропитанной смазкой УН.
В качестве защитного покрытия сильно нагревающихся деталей (выпускного трубопровода, глушителя и его трубы) применяется графитная смазка, которую наносят на них тонким слоем. Отверстие трубы глушителя плотно закрывают деревянной пробкой или заклеивают промасленной бумагой.
Закончив подготовку автомобильного двигателя для предохранения от влаги и пыли его покрывают (под капотом) промасленной бумагой или непромокаемой тканью.
Далее щель между горловиной бака и крышкой заклеивается бумажной лентой, промазанной лаком или нитрокраской.
Аккумуляторные батареи проверяют и заряжают на зарядной станции. При низкой температуре аккумуляторные батареи снимают с машины и хранят в теплых помещениях. Летом в районах с жаркм
климатом батареи хранят в прохладных помещениях.
Для герметизации распределителя сопряжение его корпуса с крышкой и вентиляционные отверстия в крышке распределителя заклеивают бумажной лентой, покрытой лаком или нитрокраской.
Рычаги коробки передач и раздаточной коробки ставят в нейтральное положение, ручной тормоз опускают. Педали сцепления и ножного тормоза очищают и окрашивают.
Шарниры рулевых тяг смазывают смазкой УС и обертывают их и карданные шарниры промасленной бумагой.
Сняв тормозные барабаны, проверяют состояние тормозных колодок и пружин, промывают в керосине тормозные накладки, подшипники ступиц колес и ступицы. Ступицы заполняют свежей смазкой. Рессоры очищают и смазывают. Резьбовые соединения тяг ручного и ножного тормозов и сцепления автомобиля, шарнирные соединения застежек капота, петли и замки дверей кабины смазывают смазкой УН.
Автомобильные шины демонтируют и проверяют их состояние, перед монтажом шин диски колес очищают и окрашивают.
Инструмент и принадлежности очищают, смазывают и обертывают бумагой или материей, пропитанной смазкой УС.
После выполнения всех работ капот двигателя, двери кабины, топливные баки и инструментальные ящики пломбируют.
Техническое обслуживание машин, находящихся в консервации, необходимо проводить по плану. В объем работ входит уборка места стоянки, наружная очистка машин от пыли или влаги, проверка укомплектованности и сохранности агрегатов и механизмов.
Аккумуляторные батареи подзаряжают и один раз в три месяца подвергают контрольно-тренировочному циклу.
Для восстановления масляной пленки на стенках цилиндров в них заливают масло, как описывалось выше. Чтобы шестерни и другие детали заняли новое положение, проворачивают ведущие и ведомые колеса и рулевое колесо, причем при проворачивании ведущих колес включают первую передачу и выключают сцепление. Удаляют старую смазку из шарниров рулевых тяг и смазывают все точки смазки. Проверяют действие рычагов и педалей ручного и ножного тормозов, сцепления, механизмов управления, заслонками карбюратора и переключателей освещения. Проверяют уровень жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра.
При сезонной зарядке аккумуляторных батарей плотность электролита доводят до величины, соответствующей периоду эксплуатации.
После года непрерывной консервации автомобиля дополнительно требуется запустить двигатель и прослушать его работу на различных оборотах коленчатого вала, проверить работу всех контрольно-измерительных приборов и агрегатов.
Не менее половины автомобилей, находящихся в консервации, подвергают проверке контрольным пробегом, протяженностью до 10 км
.
Руководящие должностные лица должны систематически проверять содержание машин в консервации.
Если обнаруживаются одинаковые дефекты у нескольких машин, то необходимо проверять состояние агрегатов всех машин, содержащихся в консервации.
При снятии машин с консервации удаляют герметизирующие пробки и оклейки,, очищают наружные детали от консервирующей смазки, подключают аккумуляторную батарею, сливают отстой воды из картеров двигателя, агрегатов силовой передачи и топливных баков, проверяют уровень масла. При необходимости масло доливают. Топливо заливают в баки только в случае хранения машин с незаправленной системой питания. Дозаправляют топливом только на бензозаправочном пункте.
Перед запуском двигателя из углублений свечных отверстий удаляют масло, свечи вывертывают. Для удаления избыточного масла из цилиндра резко провертывают коленчатый вал на 15-20 оборотов. Перед постановкой свечей на место электроды промывают бензином.
Ни в коем случае не используйте брезент
Если у вас нет гаражного помещения, а стоянка находится очень далеко или ее нет вообще, не используйте брезентовые чехлы или накидки для защиты кузова. Этот материал очень плохо подходит для этого, он при всей его плотности все же пропускает влагу вовнутрь, при этом очень плохо отпускает ее вовне, в итоге он накапливает большое количество влаги, которая испаряется на солнце и создает эффект парника. Что происходит с металлом в парнике вы знаете, я думаю нет необходимости лишний раз объяснять… Кроме того, при снятии или одевании чехла вы так или иначе повредите ваше ЛКП.
Не мойте машину перед консервацией
Мокрый или свежевымытый автомобиль без вентиляции будет очень долго сохнуть, тем временем на кузове в уязвимых местах появятся очаги коррозии. Если вы не успели помыть машину перед зимней консервацией — поставьте грязный автомобиль в гараж, это будет хоть и не совсем эстетично, зато машина будет сухой и не «огорчит» вас весной вздувшейся краской. Как вариант, можете перенести консервацию машины на зиму, дождавшись погожего теплого дня.
Системы автомобиля
Грамотное хранение подразумевает поддержание бака в чистоте. Если вы уверены в качестве топлива и консервация будет не длительной, то можно залить полный бак. Если же автомобиль будет стоять долго, то рекомендуется оставить литров 15-20 топлива и добавить в него антикоррозионные присадки.
Все технические жидкости доливают до максимального уровня.
В системе охлаждения допускается оставлять антифриз, но после консервации его необходимо заменить.
Бачок омывателя желательно опустошить, либо залить в него незамерзающую жидкость.
Не пользуйтесь «колодками»
Некоторые «бывалые» автомобилисты советуют новичкам при постановке машины на длительное сбережение использовать так называемые колодки, которые устанавливаются под машину с целью разгрузки пружин и подвески. Цель такого мероприятия заключается в том, что в таком свободном состоянии подвеска лучше сберегается. Однако вместе с тем, в сети уже не мало тех, кто имел печальный опыт такого хранения, вместо пользы, все обернулось дорогостоящим ремонтом ходовой части. Дело в том, что при поднятом кузове из корпуса выходит шток амортизатора, если в гараже будет не очень сухо, то штоки начинают ржаветь и покрываться коррозией, в итоге весной вы «попадаете» на замену всех или большинства амортизаторов.
Обязательно снимите АКБ
За зиму от бездействия аккумуляторная батарея может полностью разрядиться, кроме того сам АКБ подвержен негативному воздействию холода может довольно быстро прийти в негодность или утратить былую мощность и производительность. Во избежание подобного сценария рекомендую снять аккумулятор с авто и поставить на длительное хранение в темном сухом месте. Если же вам не охота носиться с АКБ, то хотя бы снимите высоковольтные провода с клемм. Не забывайте время от времени производить подзарядку аккумулятора и проверку плотности электролита при помощи ареометра.
Консервация автомобиля на длительный срок
При длительном хранении, особенно на открытых площадках, автомобили в результате воздействия атмосферных осадков, пыли и колебаний температуры воздуха подвергаются разрушению: металлические части корродируют (ржавеют), дерево рассыхается или гниет, автомобильные шины теряют эластичность, трескаются, оплетка электрических проводов разрушается и теряет свои изолирующие свойства, лаки и краски тускнеют и трескаются. В результате коррозии поверхность деталей портится, а распространение ее в глубь материала значительно снижает прочность детали.
Для защиты от коррозии детали покрываются лаками, красками или смазками. Чтобы предотвратить попадание влаги внутрь агрегатов, механизмов и приборов автомобиля, широко применяется герметизация их.
Перед покрытием лаками, красками или смазкой поверхность детали тщательно очищается от следов коррозии, так как краска или смазка, нанесенная на неочищенную поверхность, не предотвращает коррозии. После удаления следов коррозии детали протираются ветошью, смоченной в бензине, и насухо вытираются. Красить детали лучше всего масляными красками, затертыми на натуральной олифе, так как они создают прочную защитную пленку.
Поверхности деталей, которые не следует окрашивать, защищаются пленками масел и смазок (консервационные смазки СХК-3, ПВК или УПШ-2, пушечная смазка, смазка УН).
Для предохранения покрышек и других резиновых деталей от старения и озонного растрескивания рекомендуется покрывать их алюминиевой краской АКС, а при ее отсутствии — смесью масляного лака 4с с алюминиевой пудрой. Покрышки можно укрывать чехлами из ткани,- влагостойкой бумаги или других материалов.
Чтобы предупредить вредное действие атмосферных и климатических условий, автомобили подвергаются консервации.
Консервацией автомобилей называется содержание исправных, полностью укомплектованных и специально подготовленных автомобилей в состоянии, обеспечивающем их сохранность и приведение в боевую готовность в кратчайший срок.
Консервация автомобилей может быть кратковременной и длительной (более одного года). В зависимости от этого и объем работ по подготовке автомобилей к консервации различен.
Постановка автомобиля на консервацию и снятие с нее производится приказом руководителя и отмечается в паспорте автомобиля.
Автомобили содержатся в консервации на подставках с разгруженными шинами и рессорами. Рессоры разгружаются распорками, установленными между осью и рамой. Хранятся такие автомобили отдельно от автомобилей, находящихся в повседневной эксплуатации.
Бензиновые баки карбюраторных автомобилей, находящихся в кратковременной консервации, заполняются положенным сортом бензина последнего поступления, а топливные баки дизельных автомобилей — сезонными сортами топлива. При длительной консервации топливные баки дизельных автомобилей заполняются зимним дизельным топливом, а бензиновые баки карбюраторных автомобилей хранятся незаполненными и специально обработанными (на внутренние поверхности баков наносится консервационное масло НГ-203 «Б» или обезвоженное моторное масло).
Картеры агрегатов и механизмов автомобилей, находящихся в кратковременной консервации, заполняются едиными или сезонными смазочными материалами, а находящихся в длительной консервации — зимними сортами.
Системы охлаждения автомобилей кратковременной консервации в зависимости от времени года заполняются водой или охлаждающей низкозамерзающей жидкостью с антикоррозионной присадкой. В холодное время года воду из системы охлаждения необходимо сливать. Автомобили длительной консервации хранятся с незаполненными системами охлаждения.
Аккумуляторные батареи, как правило, с автомобилей снимаются и хранятся в специальном помещении.
Автомобиль, подлежащий кратковременной консервации, проходит очередное номерное техническое обслуживание, а длительной консервации — техническое обслуживание № 2.
После обслуживания автомобиль направляется на место стоянки. После остановки двигателя в цилиндрах его остается небольшое количество отработавших газов, которые могут вызвать коррозию. Эти газы удаляют, провертывая коленчатый вал без подачи горючего и при вывернутых искровых зажигательных свечах (насос-форсунках у дизеля). Поверхность цилиндров, поршней и поршневых колец двигателя для защиты от коррозии смазывается консервационным маслом НГ-203 «Б» или «В», нагретым до температуры 70—80° С. Если перерыв в эксплуатации автомобиля в условиях умеренного климата планируется не более чем на три месяца, а также при отсутствии консервационного масла допускается использование для этой цели обезвоженного моторного масла. Для этого в каждый цилиндр, пока двигатель еще не остыл, заливают по 30—50 г масла и затем коленчатый вал провертывают на 5—10 оборотов.
Обезвоживают масло в специальных печах или в посуде, установленной в песчаной ванне. Масло нагревают до 105—110° С и выдерживают при этой температуре до тех пор, пока с его поверхности не исчезнет пена.
Все детали автомобиля тщательно осматриваются, очищаются от следов коррозии и окрашиваются или смазываются.
Из топливных баков сливается отстой: на автомобилях с карбюраторными двигателями — 2—3 л бензина; на автомобилях с дизельными двигателями — 5—6 л дизельного топлива.
На автомобилях с карбюраторными двигателями ручной подкачкой бензинового насоса заполняется карбюратор бензином; на автомобилях с дизельными двигателями ручным топливоподкачивающим насосом заполняются топливоподводящие магистрали топливом.
Ослабляется натяжение ремней приводов вентилятора, генератора и компрессора.
Чтобы влажный воздух не попадал в цилиндры двигателя, выходные отверстия выпускных труб закрываются деревянными пробками, проваренными в смазке СХК, а щели воздухоочистителя, сапуна, отверстие для маслоизмерительного стержня заклеиваются тканыо ТТ с помощью клея КТ.
В цилиндры воздушного компрессора через отверстия клапанов заливается по 10—20 г консервационного масла НГ-203 «Б» или обезвоженного моторного масла и медленно вручную прокручивается шкив компрессора.
Для предохранения от воздействия солнечных лучей щетки стеклоочистителей снимаются и хранятся в кабине.
Чтобы предохранить пол кабины от коррозии, войлочные и резиновые коврики свертываются и укладываются на сиденья. Пол тщательно очищается от грязи, коррозии и хорошо окрашивается.
Не оставляйте воду в радиаторе!
Если вы используете в качестве ОЖ воду или очень «слабый» антифриз или Тосол, который замерзает при малейшем заморозке, обязательно слейте его перед тем как законсервировать автомобиль на зиму. Лучше всего вместо него купить антифриз морозостойкий. В бачке омывателя также должна быть незамерзающая жидкость, если вы не имеете таковой, то просто слейте воду из бачка. Выхлопную лучше заткнуть чем-нибудь плотным, например, куском ветоши плотно свернутого в пробку. То же самое сделайте с воздуховодом, достаньте воздушный фильтр и заткните отверстие тряпкой пропитанной в масле. Такая тряпка не пропустит не только воздух, но и влагу, что очень важно. Топливный бак необходимо заполнить топливом, что называется «под завязку», это позволит избежать коррозии и появления воды в баке. В пустом баке образуется конденсат, за несколько месяцев его соберется достаточно для того чтобы усложнить вам жизнь и заставить просушивать бак и промывать всю топливную систему.
Готовим автомобиль к зимнему хранению
Первый шаг
- тщательно моем кузов, протираем насухо, даем автомобилю просохнуть
- покупаем и наносим на кузов воск или силиконовый защитный состав
- тщательно очищаем салон, моем и убираем коврики
- обрабатываем пластик в салоне автомобиля полиролями на основе силикона
Или:
- отправляемся на профессиональную мойку GalleriaCarSPA и заказываем комплекс, который объединяет тщательную мойку кузова с нанесением защитного покрытия, уборку салона с обработкой кожаных и пластиковых деталей, чистку стекол и колесных дисков и нанесение полироли.
Второй шаг
- готовим место хранения автомобиля: проветриваем и убираем все источники влаги из гаража. Если в помещении влажность выше 50%, устанавливаем осушитель воздуха.
- готовим площадку, где будет стоять автомобиль — кузов машины должен стоять на ровной поверхности без перекосов, по возможности — на подставках, не опираясь на колеса.
- следим, чтобы в гараже не было грызунов, а само помещение хорошо вентилировалось.
Третий шаг
- снимаем аккумулятор или оставляем его в машине, сняв клеммы
- заполняем все резервуары жидкостями, чтобы избежать образования конденсата: заливаем в бензобак топливо, в бачок — антифриз, в бачок для омывателя — специальное средство (или оставляем его пустым, убрав жидкость вообще)
- закупориваем выхлопную трубу и отверстие воздушного фильтра скотчем или (лучше) промасленной тканью
- снижаем немного давление в шинах
- выставляем автомобиль на подготовленную площадку
- оставляем двери и капот приоткрытыми. Или немного приоткрываем окна, чтобы воздух продолжал циркулировать внутри автомобиля.
Вот и все. Теперь ваш автомобиль полностью готов пережить зиму. — и остаться в целостности и сохранности.
Если вы ленивый, то этот пункт для вас!
Те, кому не хочется выполнять все вышеперечисленные меры предосторожности консервации авто, могу дать несколько советов, которые позволят при минимальных «телодвижениях» сохранить в целости и сохранности свою машину. Прежде всего не ленитесь раз в неделю прогревать мотор до рабочей температуры. Время от времени подзаряжайте АКБ и следите за его состоянием. Старайтесь поддерживать в гараже оптимальную температуру особенно при критически низких температурах. Раз в месяц после серьезных морозов проверяйте состояние своей машины, если вы обнаружили что-то неладное, не поленитесь и выполните все вышеописанные меры и произведите консервацию авто или доверьте эту процедуру специалистам.
Вопрос Авто — сайт полезных советов!
Автомобили, которые не планируется эксплуатировать в течение двух месяцев, должны быть законсервированы. Консервация позволяет содержать технически исправные и полностью укомплектованные автомобили в состоянии, обеспечивающем их сохранность.
Консервация включает подготовку автомобилей к консервации, а также техническое обслуживание и контроль за состоянием автомобилей, находящихся в консервации/ В качестве материалов для консервации применяются универсальное консервационное масло, консервационная смесь топлива и пассивирующий раствор.
Универсальное консервационное масло приготовляют добавлением к моторному маслу, заправляемому в агрегаты и системы автомобиля, защитной присадки-ингибитора АКОР-1 (ГОСТ 15171-70) в следующем соотношении от общего количества приготовляемой смеси:
- 10% для автомобилей, работающих в районах с умеренным климатом;
- 20% для автомобилей, работающих в районах с жарким и влажным климатом.
Перед приготовлением смеси нужно нагреть масло до температуры 70-100° С, а защитную присадку — до температуры 60-70° С. Затем следует добавить к дизельному маслу присадку, интенсивно перемешивая масло до получения однородной смеси (однородность смеси определяют по отсутствию черных или темно-коричневых разводов в струе масла, стекающей с мешалки, а также по отсутствию на дне и стенках емкости осадков).
Консервационную смесь топлива с присадкой АКОР-1 приготовляют из расчета 30% защитной присадки от общего количества смеси.
Для получения смеси к дизельному топливу добавляют подогретую до температуры 60-70° С присадку. Интенсивным перемешиванием топлива добиваются получения однородной смеси. Затем смесь подогревают до температуры 70-100° С.
Пассивирующий раствор приготовляют из следующих компонентов (в г/л): Глицерин ………………. 30 Кальцинированная сода ………… 5 Калиевый хромпик ………….. 0,5
Взвешенное количество предварительно измельченных сухих компонентов нужно растворить в небольшом объеме воды, подогретой до температуры 40-50° С. После полного растворения компонентов раствор из сосуда надо перелить в ванну, ввести в него глицерин, долить воду до нужного объема и перемешать. В зимний период перед применением раствора его подогревают до температуры 50° С. При повторном использовании раствора его отфильтровывают от шлама.
Консервация автомобилей может быть кратковременной или длительной.
При подготовке автомобилей к кратковременной консервации (два-три с половиной месяца) необходимо выполнить следующее:
1. Провести очередное техническое обслуживание, слить жидкость из системы охлаждения, радиатора отопителя и бачка обмыва стекол, ослабить натяжение ремней привода генератора
2. Смазать тонким слоем технического вазелина или солидола неокрашенные металлические поверхности.
3. Зачистить наждачной бумагой или металлической щеткой детали с налетом ржавчины (кроме шлифованных поверхностей) и протереть их ветошью, смоченной в бензине. Восстановить нарушенный слой краски узлов и агрегатов автомобиля.
4. Смазать зажимы системы электрооборудования тонким слоем солидола, не допуская при этом попадания смазки на изоляцию проводов, очистить провода от грязи и насухо протереть.
5. Для предохранения гильз цилиндров от коррозии снять форсунки и заложить в каждый цилиндр 65-72 мл консервационного масла. Для равномерного распределения масла по всей поверхности гильз цилиндров коленчатый вал провернуть кратковременным включением стартера, выключив подачу топлива рукояткой ручного управления рычагом останова двигателя.
6. Обернуть парафинированной бумагой и обвязать шпагатом воздухозаборники и глушитель.
7. Обернуть изоляционной лентой сапуны двигателя, коробки передач и мостов; герметично закрыть промасленной бумагой картеры коробки передач и мостов.
8. Закрыть двигатель брезентом, непромокаемой тканью или синтетической пленкой для защиты от пыли и влаги.
9. Промыть топливный бак, после чего заправить его топливом полностью.
10. Проверить наличие и исправность запасного инструмента и принадлежностей. Очистить инструмент и принадлежности от грязи и ржавчины, инструмент заправить, нерабочие поверхности без антикоррозийного покрытия окрасить черной эмалью, рабочие поверхности смазать солидолом (кроме напильников и надфилей). После обработки инструмент обернуть парафинированной бумагой и уложить на место.
11. Очистить рессоры от грязи и пыли, смазать графитной смазкой.
12. Оклеить светонепроницаемой бумагой или закрыть щитами стекла кабины с наружной стороны.
13. Снять аккумуляторные батареи и подготовить к длительному хранению согласно инструкций завода-изготовителя батарей.
14. Установить автомобиль на подставках, разместив их под передним и задним мостами так, чтобы колеса находились над грунтом на высоте 8-10 см. Рессоры должны быть разгружены, шины и другие резиновые детали защищены от прямого воздействия солнечных лучей.
При подготовке автомобилей к длительной консервации сроком до одного года, кроме работ, проводимых при кратковременной консервации, необходимо выполнить следующее:
1. Провести второе техническое обслуживание.
2. Если консервации подвергается автомобиль, проработавший более двух лет после выпуска с завода, разобрать подвеску и проверить состояние деталей (негодные заменить, нерабочие поверхности окрасить, рабочие смазать). Собрать подвеску и смазать ее узлы и детали.
3. Снять с автомобиля колеса и демонтировать шины; очистить от ржавчины и окрасить обода, ступицы и кольца колес; очистить шины от грязи, вымыть и насухо протереть; протереть тальком камеры и внутренние полости шин; смонтировать шины на колеса, накачать их и поставить колеса на место.
Кривошипно-шатунныи механизм:
- Слить масло из картера двигателя и заправить консервационной смесью.
- Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения и заправить ее пассивирующим раствором.
- Пустить двигатель, дать поработать ему 2-3 мин со средней частотой вращения коленчатого вала при включенной первой передаче; для остановки двигателя уменьшать постепенно частоту вращения.
- После остановки двигателя слить консервационную смесь и завернуть пробку, затем слить пассивирующий раствор и продуть систему охлаждения сжатым воздухом в течение 30-40 с.
Коробка передач. Консервацию производят совместно с консервацией кривошипно-шатунного механизма двигателя. При этом требуется:
- Слить масло из картера коробки передач.
- Заправить консервационным маслом, залив в пятиступенчатую коробку передач 18 л; в десятиступенчатую 24 л.
- Пустить двигатель и включить первую передачу в коробке.
- После 2-3 мин работы двигателя остановить его.
- Слить масло из коробки передач, завернуть пробки.
Система питания:
- Отсоединить подводящую трубку на топливоподкачивающем насосе.
- Подсоединить заборник топлива и погрузить в емкость с хорошо отфильтрованной топливоконсервационной смесью.
- Прокачать топливоподкачивающим насосом систему питания до тех пор, пока из наконечника сливной трубки не пойдет чистая смесь (без пузырьков воздуха).
- Провернуть коленчатый вал на 2-3 оборота, рычаг регулятора при этом должен находиться в положении, соответствующем подаче топлива.
Консервацию сливной магистрали форсунок надо выполнять следующим образом:
- Отвернуть на полтора-два оборота болты крепления сливных трубок форсунок 1-го и 4-го цилиндров.
- Накачать через сливной штуцер топливоконсервационную смесь до появления ее без пузырьков воздуха из-под отвернутых болтов.
- После этого болты завернуть.
Для консервации воздушного фильтра:
- Смазать его снаружи защитной смазкой\’ НГ204, МРТУ 12Н № 69-63
- Внутреннюю поверхность пылеотбойника смазать (предварительно вынув фильтрующий элемент) — консервационным маслом.
- Дать стечь маслу.
Цилиндры двигателя. Консервацию цилиндров производят сразу после остановки двигателя, пока он не остыл.
- После остановки двигателя провертывают коленчатый вал стартером без подачи топлива для удаления из цилиндров продуктов сгорания.
- Заливают через отверстия гнезд форсунок в каждый цилиндр 65-72 мл консервационного масла, нагретого до температуры 70-100° С.
- Провертывают коленчатый вал без подачи топлива двумя-тремя кратковременными включениями стартера.
Обслуживание автомобилей в консервации.
Необходимые операции следует выполнять в сроки (и в объеме), указанные ниже.
Один раз в месяц следует проверить:
- положение автомобиля на подставках;
- сохранность пломб;
- состояние наружных поверхностей агрегатов и механизмов;
- состояние герметизирующих оклеек;
- состояние аккумуляторных батарей;
- кроме того, надо очистить автомобиль от пыли (влаги), в зимнее время от снега.
Два раза в год требуется:
- зарядить аккумуляторные батареи, плотность электролита довести до величины, соответствующей времени года;
- смазать все точки согласно карте смазки;
- заправить системы автомобиля (топливом, охлаждающей жидкостью и маслом);
- а также проверить состояние трубопроводов и уплотнений, запасных деталей, инструмента и принадлежностей.
После года консервации:
- пустить двигатель;
- прогреть до нормальной температуры охлаждающей жидкости и масла;
- прослушать его работу на разных режимах (подготовку и пуск двигателя проводить, как указано в разделе «Расконсервация автомобиля или шасси»);
- проверить работу всех контрольно-измерительных приборов;
- проверить работу агрегатов и механизмов трансмиссии при работающем двигателе, включая попеременно все передачи;
- после выполнения указанных, работ надо автомобиль вновь законсервировать.
Расконсервация автомобиля или шасси.
Работу по расконсервации автомобиля нужно выполнять в следующем порядке:
- распломбировать автомобиль;
- снять с подставок;
- удалить консервационную смазку с металлических деталей, снять оклейку со стекол кабины, сапунов двигателя, коробки передач и мостов, воздухозаборника и глушителя;
- установить аккумуляторные батареи, проверить наличие тока в электрических цепях;
- заправить автомобиль охлаждающей жидкостью, топливом и смазкой;
- проверить, нет ли отстоя в картере двигателя, в агрегатах трансмиссии, масляном и топливном баках;
- при обнаружении отстоя слить его через сливные отверстия до появления чистой смазки или топлива;
- выполнить контрольные работы;
- подготовить двигатель к пуску, проверить коленчатый вал двигателя вручную, сделав четыре-пять оборотов, затем провернуть стартером без подачи топлива в течение 10-15 с (включив, стартер 2-3 раза), после этого прокачать систему питания;
- пустить двигатель, добившись его вращения с частотой, соответствующей холостому ходу, прогреть двигатель и проверить его работу на разных режимах;
- провести контрольный пробег автомобиля на 20- 25 км;
- во время пробега проверить работу всех агрегатов и механизмов.