Каждый человек стремится облегчить себе жизнь. И автолюбитель в этом смысле — не исключение. Он постоянно пытается избавить себя от выполнения всяких рутинных операций, таких, как поворот ключа зажигания, к примеру. Чтобы каждый раз не возиться с ключами, автолюбители устанавливают в машины кнопки «старт/стоп». Но так ли это безопасно? А если да — то как выполнить установку такого устройства на замок зажигания? Можно ли сделать это своими руками, а главное, с минимальными затратами?
- 2 Достоинства и недостатки устройства
- 3 О вариантах установки кнопки «старт/стоп»
- 4 Как установить механизм в автомобиль
4.1 Расходные материалы и инструменты
- 4.2 Простейшая схема подключения кнопки «старт/стоп» своими руками
- 4.3 Как правильно подключить устройство «старт/стоп» в авто
- 5.1 Видео: устанавливаем клавишу «старт/стоп» для запуска двигателя
Принцип работы кнопки «старт/стоп»
Устройство «старт/стоп» функционирует по простейшему принципу: сначала в машине отключается сигнализация, потом водитель выжимает педаль тормоза, затем жмёт на кнопку.
Установленная в автомобиле кнопка «старт/стоп»
Стартер работает одну-две секунды, после чего автомобиль заводится. Если мотор требуется заглушить, водитель вновь выжимает тормоза до отказа и щёлкает кнопкой.
Достоинства и недостатки устройства
Вначале перечислим плюсы механизма «старт/стоп»:
- водителю больше не нужно пользоваться ключом зажигания каждый раз, когда надо запустить двигатель. Всё, что требуется — простое нажатие;
- смонтировать «старт/стоп» можно где угодно. А значит, автомобиль станет немного комфортнее;
- существуют специальные схемы, в которых кнопка «старт/стоп» связывается с иммобилайзером или с системой сигнализации, что является дополнительной мерой безопасности, препятствующей угону машины;
Кнопку «старт/стоп» можно связать с сигнализацией или иммобилайзером вашего автомобиля
- если водитель выходит из машины ненадолго, он может закрыть машину, просто нажав кнопку на двери. В таких ситуациях нет особой необходимости ставить машину на сигнализацию, следовательно, налицо небольшая экономия времени.
Но без минусов тоже не обошлось:
- для запуска двигателя водитель должен обязательно сидеть в машине и жать на тормоза. Привыкнуть к этой особенности запуска мотора бывает непросто, особенно автолюбителям-новичкам;
- если водитель решит поставить на машину с кнопкой сигнализацию с функцией автозапуска (для прогрева машины зимой, например), то с этим могут возникнуть проблемы, которые, к счастью, решаемы. Просто водителю надо будет иметь при себе пару брелоков. Один из них придётся отдать установщикам сигнализации, чтобы они его разобрали, вынули микросхему и поставили её в машину. После этого ток будет подаваться только в момент старта двигателя. Но за всё это автовладельцу придётся серьёзно доплачивать мастерам;
- если на машине уже установлена кнопка, а сигнализации ещё нет, то её установка обойдётся водителю дороже, иногда — в два раза.
Что нужно для установки?
Схема подключения кнопки Старт Стоп может предусматривать применение ключа зажигания. В этом случае завести Engine удастся только после его поворота. Есть модификации, которые не требуют ключа — запуск мотора происходит после нажатия на клавишу. Этот вариант менее безопасен — машина становится более легкой добычей для злоумышленников.
Существуют схемы, в которых клавиши реагируют на короткое и длинное нажатие. Короткое нажатие (пара секунд), и стартер, сделав несколько оборотов, выключится. При длинном нажатии стартер будет вращаться до полного запуска мотора.
В некоторых схемах зажигание активируется после нажатия на клавишу, но немного раньше стартера. Встречаются и сочетания описанных способов.
Инструменты и расходные материалы
При подключении кнопки Старт Стоп потребуются такие инструменты:
- блок пуск-тормоз;
- специальные реле (3 штуки), на каждом по 4 контакта;
- реле (1 штука), на котором 5 контактов;
- реле противотуманных фар;
- комплект проводки;
- комплект клемм;
- клещи или плоскогубцы (при использовании плоскогубцев обжим хуже).
Схема подключения
Здесь речь о самом простом варианте схемы, смонтировать которую можно за полчаса. Реле коричневым проводом соединяем с 12-вольтовой аккумуляторной батареей (плюсовая клемма). Туда же подводим разрешающий сигнал +. Общий минусовой сигнал выводим на массу. Проследите, чтобы контакт был надежным. Рабочие контакты нагрузочного реле соединяем с 12В (провод синего цвета). Управляющий отрицательный сигнал соединяем с клавишей Start & Stop. Разрешающий сигнал + оставляем незадействованным.
О вариантах установки кнопки «старт/стоп»
Сейчас появилась масса разнообразных схем подключения механизма «старт/стоп», причём каждая со своими особенностями. Перечислим самые популярные варианты:
- схема, предусматривающая использование ключа зажигания. При использовании этого варианта завести машину без ключа невозможно: водитель вначале поворачивает ключ и только потом жмёт на кнопку;
- модификация без ключа зажигания. Двигатель запускается простым нажатием клавиши. Это очень удобно, однако при неправильной установке устройства машина может стать лёгкой добычей злоумышленников;
- схема с коротким нажатием кнопки. Водитель жмёт на клавишу всего 1–2 секунды, стартер делает несколько оборотов и выключается сразу же после запуска двигателя;
- варианты с долгим нажатием кнопки. В этом случае владелец может удерживать кнопку сколько угодно, а стартер будет вращаться до тех пор, пока двигатель не запустится;
- схема, предусматривающая включение зажигания лишь после нажатия клавиши;
- модификация, при которой зажигание включается на 1 секунду раньше стартера.
Кроме того, возможны сочетания нескольких вышеперечисленных вариантов: всё зависит от того, чего именно хочет добиться автовладелец. Однако установка подобных комбинированных схем требует определённых знаний автомобильного электрооборудования.
Рекомендации по монтажу
Перед началом работ следует заняться подготовительными мероприятиями. Тут многое зависит от того, с какой машиной вы имеете дело. Некоторые извлекают сам замок автомобильного зажигания, устанавливая простую клавишу на его место. В других ситуациях делают отверстие под размер, открывая доступ к проводке и позволяя подключиться к электросхеме.
Для работы вам потребуется набор инструментов и некоторых материалов, состоящий из:
- отверток;
- кусачек;
- изоленты;
- готовой кнопки;
- трех четырехконтактных реле;
- одного пятиконтактного реле;
- одного реле от ПТФ;
- комплекта изолированной проводки с клеммами;
- свободного времени;
- инструкции по установке.
Как установить механизм в автомобиль
Перед тем как приступать к установке кнопки «старт/стоп», необходимо провести определённую подготовительную работу, которая будет зависеть от модели автомобиля. Из машины извлекается замок зажигания. А если конструкция машины не позволяет сделать это, тогда на торпеде, рядом с замком, проделывается небольшое отверстие. Чтобы его прорезать, подойдёт любой подручный инструмент: нож или обычный бытовой паяльник. Это отверстие даст доступ к проводке (позднее для него можно будет изготовить заглушку).
Далее рассмотрен наиболее простой и доступный вариант установки кнопки, которая будет работать так: первое нажатие клавиши в сочетании с нажатой педалью тормоза запустит мотор, второе нажатие его заглушит.
Расходные материалы и инструменты
Для установки устройства вам потребуется:
- кнопка «старт/стоп»;
- три реле с четырьмя контактами;
- одно реле с пятью контактами;
- одно реле от противотуманок;
- комплект изолированных проводов с клеммами.
Инструменты и расходные материалы, необходимые для монтажа кнопки «старт/стоп» в автомобиле
Простейшая схема подключения кнопки «старт/стоп» своими руками
Порядок монтажа устройства:
- реле плюсовым контактом подключается к плюсовой клемме аккумулятора (это коричневый провод);
- также на плюсовую клемму аккумулятора выводится и разрешающий плюсовой сигнал реле;
- общий минус выводится на массу;
- рабочие контакты от нагрузочного реле выставляются на 12 вольт (это синий провод);
- управляющий минусовый сигнал выводится на клавишу «старт/стоп»;
- разрешающий плюсовой сигнал никуда не выводится.
Простейшая схема подключения кнопки «старт/стоп» позволяет смонтировать её примерно за полчаса
Работа устройства сводится к тому, чтобы создать в машине 3 точки для подключения: одна должна находиться в колодке зажигания, вторая — на концевом переключателе педали тормоза, третья на проводе управления.
Как правильно подключить устройство «старт/стоп» в авто
В других схемах вышеизложенный принцип сохраняется: есть кнопка с разноцветными проводами, которые сложно перепутать. Если проблема и может возникнуть, то с проводами жёлтыми, поскольку на некоторых моделях кнопок их предусмотрено три. Здесь нужно помнить следующее: тонкий жёлтый провод, находящийся на жгуте, контролирует тормоза. Два оставшихся провода идут на зажигание.
Ещё автолюбитель может столкнуться с фиолетовым проводом. Такие провода, как правило, запускают двигатель. Красный провод подаётся на отрицательную клемму аккумулятора, чёрный — на положительную. На схеме всё это может выглядеть вот так:
Схема подключения, предусматривающая использование готового комплекта кнопки «старт/стоп»
Речь о цвете проводов зашла не случайно. Большинство автолюбителей предпочитают не возиться с подключением проводки к кнопке, а покупают сразу готовый комплект: механизм «старт/стоп» со всеми необходимыми проводами и схемой. Цвета изоляции в комплектах от разных производителей почти всегда имеют одинаковое значение, так что путаница практически исключена.
Кнопка «старт/стоп» в комплекте с проводкой
Секс в автомобиле или ещё одна кнопка старт-стоп с ардуино и светодиодами
Однажды, занимаясь вышеуказанным действием в вышеуказанном месте кто-то из участвующих пнула ногой брелок на ключе. Брелоку тогда сильно досталось, но он тоже хорошо стоял и выдержал удар. В этот самый момент, не отвлекаясь от происходящего, меня второй раз посетила мысль, что болтающийся брелок — это чуть-чуть лишний элемент интерьера авто.
Теперь, когда я привлёк ваше внимание, продолжим. Первый раз мысль о том, что я хочу исключить ключ из пользования автомобилем, посетила меня тогда, когда я зае… мне надоело открывать багажник, который открывался исключительно ключом. Приходилось доставать ключ из замка зажигания, чтобы открыть багажник. Как я сделал открывалку багажника — это статья скорее для drive2.ru, чем для geektimes, поэтому багажник я пропущу и перейду к описанию создания кнопки запуска автомобиля.
Как и положено, изучение вопроса началось aliexpress. Данный рай различного барахла предоставлял огромный выбор одинаковых решений. Разных было штуки три, остальные отличались только магазинами и ценой. Решения от соседей по континенту представляли из себя готовый набор с инструкцией (головной модуль, провода и кнопка). Более менее хорошо, но мне не нравился алгоритм их работы. Подумав, что из себя представляет данный готовый набор, понял — что это микроконтроллер, кнопка со светодиодами и релюшки, которые замыкают контакты замка зажигания. Как вы уже поняли, именно в этом месте появилась мысль про ардуино. На момент появления этой мысли в голове про ардуино я знал только то, что это микроконтроллер. И всё. Я даже не знал, что такое микроконтроллер. Позвонил товарищу, который мог знать. Он сказал, что знает, что знаком, что идея хорошая, и вообще приезжай, выдам тебе набор для экспериментов. Забрав у товрища arduino nano 3, блок на 4 реле, монтажную плату и энтузиазм поехал домой, по дороге мечтая, как эта кнопка будет выглядеть в действии. Далее, чтобы понять, с чем я могу столкнуться, поискал, а делал ли кто уже похожую штуку. Нашёл статью на drive2. Там человек не просто сделал, а сделал уже вторую версию для второго автомобиля. Списались, поговорили, выяснил, что незнакомого для меня много, но сверхсложного ничего нету. И работа закипела.
Пару дней я учился моргать диодиками и получал какое-то странное наслаждение от этого. Наигравшись понял, что пора учится включать/выключать диод нажатием кнопки. Знающие люди уже поняли, а незнающим скажу, что так я узнал про эффект, называемый «дребезг контактов». Справившись и с ним, приступил таки с созданию первого прототипа.
Одна кнопка — это собственно кнопка «старт-стоп», вторая — это педаль сцепления, а третья — это кнопка, удержание которой говорило «двигатель работает». Диоды сигнализировали режим работы: ACC, On, ReadyToStart, Starter и «двигатель работает». Впоследствии вместо некоторых диодов были подключены реле, которые щёлкали и имитировали положение ключа в соответствующем положении. Здесь некоторых, наверное, разочарую: нет никакой магии. Вся магия заключается в том, чтобы релюшками замыкать контакты замка зажигания так же, как это делал бы ключ.
Появилась первая интересная сложность и бросила вызов моему логическому мышлению. Мышления победила. Типичная схема работы контактов в замке зажигания Off: всё разомкнуто Acc: B1-Acc On: B1-Acc-Ig1 и B2-Ig2 Starter: B1-Ig1 и B2-St
Схему работы решил повторить точь-в-точь, хотя это и не обязательно, можно упростить. Кракие пояснения: B1, B2 – питание +12В Acc – питание аксессуаров (магнитола, прикуриватель) Ig1 – зажигание (ЭБУ, бензонасос, фары) Ig2 – вентилятор салона и что-то ещё St – питание на стартер
Тут хочется сказать про протекающие токи: не мерил, но оценивал. Поскольку (почти) все большие потребители в машине питаются через реле, то суммарный ток через контакты замка зажигания не должен превышать пары ампер. Это ток, который нужен, чтоб питать все эти реле. Тестовая езда с 10А релюшками это подтверждает, ни реле, ни провода не нагрелись.
Вернёмся к решению интересной задачи: как с помощью реле сымитировать работу контактной группа замка зажигания. Со второго подхода решение было найдено. Вы хотите его знать? Отправьте смс на короткий номер Вот оно, красиво и элегантно уместилось в четыре релюшки:
ответ
Следующая интересная задача — это как понять, что двигатель работает. Путей несколько. Самые простые — это по сигналу тахометра и по лампе на приборной панели. Самый логичный — это, конечно же, по тахометру ибо лампа гаснет с запозданием. Его и будем пробовать. Лампу оставим на всякий случай, если вдруг по тахометру не получится. Скажу наперёд — получилось по тахометру. Открываю RTFM по автомобилю, ищу провод на приборной панели, который отвечает за тахометр. Хотя тахометра на панели у меня нету, но провод, на моё счастье, такой есть. Параллелюсь к этому проводу. И внезапно соображаю, что в машине грязное напряжение в 10..14В, а ардуино любит чистое и 5В. «Ну конечно же! Мне нужна гальваническая развязка» — думаю я и удивляюсь тому, откуда я знаю такие слова. Звоню своему товарищу, у которого взял ардуину, он говорит: «Оптопара. Занят. Пока» и кладёт трубку. Гуглю в яндексе и действительно, ситуацию спасает очень популярный оптрон PC817 от Sharp. И цена у него приятная – 100 рублей за кучку. Еду, покупаю и делаю такую схему
Ну вот теперь всё готово для сборки первого тестового образца. А где собирают тестовые образцы? Ну конечно же на фанерке! Собираю прототип на фото ниже и бегом в машину, тестировать.
Небольшой этап подключения. Питание ардуины с ноутбука, питание реле с автомобиля через стабилизатор. Ноутбук попутно отображает показания тахометра, считываемые ардуиной.
Волнительный момент. Жму кнопку. Щёлкает релюха, включается магнитолога. Жму второй раз — Снова щелчки реле и загудел бензонасос, заработал вентилятор салона, панель засветилась, ожидая запуска. Зажимаю имитатор педали сцепления, мысленно скрещиваю пальцы и жму кнопку.
Тем временем был, как сейчас помню, тёплый и солнечный день последнего месяца лета. По небу плыли редкие облачка. Листва на деревьях была зелёной, но уже понимала, что скоро ей опадать. Мимо прошли две студентки в коротких юбочках, видимо возвращались с учёбы.
Дак вот, жму кнопку и время замедляется от волнения. Я отчётливо слышу, как щёлкают реле, замолкает вентилятор салона, мне показалось, что я даже вижу, как электроны побежали по проводам к стартеру, щёлкает втягивающее реле, бендикс срывается со своего насиженного места и настойчиво цепляется за маховик, стартер начинает крутить двигатель. Полсекунды! Двигатель работает, стартер отдыхает, вновь заработал вентилятор салона, заиграла магнитола. Дотошные скептики скажут, что если система заработала с первого раза, значит вы что-то сделали не так. И будут правы. На следующих попытках машина не заводилась с одного нажатия. Отгадка была простая: при попытке стартануть с таходатчика прилетал паразитный сигнал о больших оборотах и ардуина, думая что двигатель уже работает, не крутила стартер. Не зря же рядом стоял ноутбук, который отображал обороты Поправил скетч, чтобы не проверять обороты первые 100мс и проблема была решена.
Раз система работает, то можно собирать её из фанерки в маленькую коробочку и, как некоторые говорят, в продакшн. Оставлять удобный блок реле я побоялся и решил поставить настоящие автомобильные пятиконтактные релюхи. Значит нужно собрать свой блок управления реле. Конечно же, в эту же плату и впаяем ардуину.
Поискав, как ныне модно делать платы печатные, узнал про технологию ЛУТ. Для тех, кто не в курсе, ЛУТ — это лазерно-утюжная технология. Да-да, с помощью лазера и утюга делают платы Целый день до 5 утра ушёл на рисование платы в PCB редакторе. Затем перенос, который, к моему удивлению, получился всего лишь со второго раза. Затем травление. Чтобы «болтать» и доставать плату привязал к ней алюминиевую проволочку. Знающие люди уже посмеялись, потому что проволочка растворилась быстрее медной фольги. В целом этот этап завершился быстро и явил мне вот это
Ахренев от собственной крутости, начал думать, как мне отверстия сверлить. Дрелью слишком тяжело и не удобно, бор- машинки нет и взять не у кого. Ну не беда, ведь голь на выдумки хитра. Хитрая голь подсказала мне сделать бор-машинку из двигателя радиоуправляемой машинки. «Вот ещё развлечения» — подумал я. «Делай давай» — сказала хитрая голь. В итоге смастерилось вот такое чудо
Для понимания размера: длина моторчика около двух сантиметров. В процессе изготовления были использованы: супер-клей, термоусадка и стержень от ручки.
Видео работы дрели. Звуковая дорожка шикарна
Ещё пару вечеров ушло на распайку деталей. Получилось довольно круто, как я сам считаю, почти как у взрослых.
При подключении плата не заработала. Она в случайном порядке счёлкала релюшками и вообще, вела себя некрасиво. Не так, как должна себя вести хорошая девочка. Пару дней ушло на поиск проблемы. Разгадка оказалась в том, что я в качестве флюса при пайке использовал паяльную кислоту, а эта кислота является токопроводящей, и бессовестно проводила праздники тока на моей плате. После тщательного отмывания платы спиртом карусель токовакханалии остановилась и плата заработала ровно так, как от неё ожидалось. При тестах выяснилось, что транзисторы MPSA44 в корпусе ТО-92 сильно греются и были заменены на настоящие отечественные КТ972А в 192 корпусе. Они в работе еле тёплые.
Плата сделана, самое время смастерить ей домик корпус. Корпус был вырезан из обрезков вспененного ПВХ. Отличный материал для рукоделия, ящитаю. Склеен и высушен.
Для удобства монтажа впоследствии синие клеммы были заменены на белые, а перед финальной сборкой одна сторона платы была покрыта цапонлаком. Красной машине — красный лак!
Именно в таком виде это изделие уже в дальнейшем было установлено в машину.
Перед эти я возомнил себя крутым макрофатографом и сделал несколько высококачественных фото на китайский телефон
высококачественные фото
На установку системы в авто ушло несколько часов. Невидимая часть пердставляет из себя адское месиво проводов
Ну а видимая, вполне себе элегантно вписалась в интерьер
Как и положено в конце таких статей — видео работы
Послесловие. По прошесвии четырёх месяцев эксплуатации могу сказать, что очень доволен своей поделкой. Морозы в -30C выдерживает и работает. Прилагать скетч для ардуино смысла не вижу, ибо код очень простой.