Система зажигания на автомобилях условно может быть электронной, бесконтактной и контактной (механической). Зачастую на двигателях с карбюратором в основе системы зажигания лежит электромеханический элемент под названием распределитель-прерыватель зажигания. Многие автолюбители и специалисты по ремонту автомобилей знают данный элемент под названием трамблер.
При этом именно трамблер на автомобиле позволяет формировать искру в конкретном цилиндре в точно заданный момент. В результате двигатель работает синхронно, рабочая топливная смесь своевременно воспламеняется и эффективно сгорает. Соответственно, сбои в работе и пропуски зажигания часто связаны с неисправностями трамблера или его регулировками. Подробнее читайте в нашей статье.
Что такое трамблер
Трамблер – это прерыватель-распределитель зажигания в системе зажигания бензинового двигателя, который отвечает за искрообразование. Как правило, данное решение встречается на двигателях с карбюратором, которые не имеют электронного управления впрыском и зажиганием.
Основная задача трамблера сводится к подаче напряжения на ВВ-провода свечей зажигания в тот момент, когда поршень в цилиндре полностью сжал топливно-воздушную смесь (завершен такт сжатия). При этом важно, чтобы поджиг топливно-воздушной смеси в цилиндрах был реализован своевременно для максимальной отдачи энергии топливного заряда на поршень и полноценного сгорания топлива.
В свою очередь, трамблер выполняет следующие функции:
- отвечает за искрообразование на свечах;
- замыкает и размыкает контакты прерывателя;
- распределяет напряжение на нужную свечу;
- накапливает энергию в бобине;
- изменяет момент искрообразования (с учетом режима работы мотора).
Установлен трамблер в подкапотном пространстве, находится в непосредственной близости к ГБЦ. При помощи высоковольтных бронепроводов трамблер соединен с катушкой зажигания и свечами зажигания. Также есть низковольтный провод трамблера, подключенный к бобине. В целом решение простое и надежное, однако, в процессе эксплуатации автомобиля нужно учитывать отдельные нюансы.
Тонкости работы
Помимо прочего стоит знать и важные тонкости в работе, которую обеспечивает в том числе и трамблер. Так к примеру очень важно учитывать тот факт, что вакуумный регулятор неразрывно связан с впускным коллектором и трубкой, так называемым задросельным пространством.
Это означает, что он чувствителен к режиму подачи воздуха в мотор и меняет угол опережения самого зажигания. Подача искры в цилиндр происходит немного раньше с опережением. Детонирование в этом случае случится в момент впрыска бензина в камеру сгорания, толкая тем самым поршень вниз. Конечно же и показатели узск будут меняться.
Устройство и схема трамблера
Устройство распределителя зажигания (трамблера) включает в себя несколько основных составных элементов:
- крышка трамблера и прерыватель контура низкого напряжения;
- распределитель напряжения от катушки зажигания;
- центробежный механический регулятор для изменения УОЗ (угол опережения зажигания);
- вакуумный регулятор для изменения УОЗ с учетом положения дроссельной заслонки;
Самым сложным является прерыватель трамблера, который представляет собой электромеханическое устройство. Если рассматривать трамблер, схема обязательно предполагает прерыватель. Конструктивно прерыватель имеет вал с кулачками, который вращается синхронно с коленчатым валом двигателя.
Также есть группа подвижных контактных пластин, которые размыкаются при помощи кулачков вала. Общее количество кулачков на валу прерывателя определяет количество цилиндров двигателя. Еще в устройстве прерывателя можно выделить конденсатор.
Устройство распределителя зажигания
Устройство трамблера бесконтактного типа, включает в себя набор определенных элементов:
1. Ротор или так называемый привод распределителя. Который чаще представлен шлицевым валом, входящим в сцепление с распредваловой шестерней либо промвалом. Различие зависит от устройства мотора.
2. Катушка зажигания, у которой обеспечена двойная заводская обмотка.
3. Не обошлось тут и без прерывателя в нем есть кулачковая, а также центробежная муфта также контактная группа.
4. Бегунок, который крепится непосредственно к валу сцепления и крутится при работе вместе с ним. Тут есть и крышка трамблера. Именно от нее дальше идут высоковольтные проводки на все свечи.
5. Регулятор опережения вакуумного типа самого зажигания. В его схему включен и конденсатор. Он функционирует как «громоотвод», так как именно он забирает на себя немного заряда, охраняя группу контактов от расплавления под действием высокого напряжения.
6. От разновидности трамблера, в нижней части конструкции может быть установлен еще и октановый корректор, контролирующий скорость оборотов,зависящий от марки бензина. Вы же слышали такое понятие как октановое число? Это оно и есть, только в классических версиях его коррекция выполняется собственными руками.
Как работает распределитель зажигания
Чтобы понять, как работает трамблер зажигания, необходимо отметить основные особенности. Трамблер в определенный момент размыкает первичную цепь зажигания, после чего вторичная обмотка бобины подает высоковольтный импульс.
Далее импульс передается на бегунок на трамблере, после чего переходит на высоковольтный свечной провод зажигания. Параллельно механические регуляторы меняют момент подачи напряжения на свечи. Центробежный регулятор делает угол опережения больше при наборе оборотов, а также уменьшает угол при снижении оборотов двигателя.
Вакуумный регулятор уменьшает угол опережения зажигания в том случае, если нагрузка на двигатель растет. Если же нагрузка будет уменьшаться, данный регулятор автоматически увеличит УОЗ.
Рекомендуем также прочитать статью о том, на что влияет зазор свечей зажигания, а так же какой зазор на свечах должен быть. Из этой статьи вы узнаете, каким должен быть оптимальный зазор на свечах, а также как выставить зазор самостоятельно.
В целом, необходимо понимать, что распределитель зажигания напрямую связан с коленчатым валом двигателя. Благодаря такой жесткой связи, в момент окончания такта сжатия в цилиндре и перехода поршня в ВМТ, контакты трамблера замыкаются, после чего высоковольтный импульс проходит через бегунок на ВВ-провода и далее к нужной свече в конкретном цилиндре, где поршень закончил такт сжатия.
С учетом того, что смесь топлива и воздуха воспламеняется не мгновенно, искру на свече нужно сформировать немного ранее, чем поршень успеет дойти до ВМТ. Это и есть угол опережения зажигания.
При этом величина данного угла должна гибко меняться во время работы силового агрегата (в зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя, положения дросселя и степени нагрузки на мотор и т.д.). Дело в том, что от правильно подобранного угла зажигания зависит не только эффективность сгорания топлива, но и предотвращение детонации двигателя.
В свою очередь, если УОЗ не корректировать, детонация значительно снизит ресурс мотора, КПД двигателя также понижается. По той причине важно своевременно устранять малейшие проблемы с зажиганием, чтобы трамблер работал максимально эффективно.
Основные причины поломок трамблера
Даже учитывая, что по конструктивному исполнению ротор трамблера располагается в кожухе, не стоит исключать попадание внутрь воды по ряду сложившихся обстоятельств. Очень часто достаточно пары капель воды, чтобы трамблер начал работать с перебоями. Из этого следует, что в первую очередь необходимо проверить части системы зажигания на сухость. Это обусловлено тем, что основной функцией распределителя является подача электрического разряда для образования искры на свечах.
Второй причиной обусловленной перебоями работы трамблера, является образование окиси на роторе, который вращаясь, взаимодействует по очереди с клеммами проводов, по которым подается электрический заряд на свечи зажигания. Из-за плохого контакта снижается величина подаваемого заряда, что приводит к перебоям подачи искры в камере сгорания а, следовательно, к нестабильности работы силового агрегата. Наиболее простым решением проблемы является чистка ротора трамблера растворителем, либо с помощью острого предмета, что позволить улучшить контакт.
Иногда в процессе работы двигателя создается ощущение, что он на определенных оборотах захлебывается, либо наоборот, троит. Довольно часто данная проблема является следствием неправильной регулировки системы зажигания. В данном случае не стоит заниматься самодеятельностью, так как правильно выставить все настройки довольно сложно. Поэтому целесообразно обратиться за помощью к специалистам.
Регулировка бесконтактного зажигания
На автомобилях ВАЗ-2108 и более новых, на которых установлено электронное зажигание, выставлять момент опережения очень просто. Самое главное – это установить распределительный и коленчатый валы по меткам. Обратите внимание на то, что неправильно невозможно поставить трамблер (что это такое, вы уже знаете). Дело в том, что он устанавливается на распределительный вал в одном положении, повернуть на 90 или 180 градусов попросту невозможно.
Итак, когда выставили метки на валах и установили ремень привода газораспределительного механизма, можно приступить к точной регулировке. Трамблер должен располагаться на оси таким образом, чтобы метка на крышке головки блока находилась напротив средней черты. В этом случае опережение зажигания будет 0 градусов. Вращая корпус трамблера по или против часовой стрелки, вы можете изменить угол опережения в меньшую или большую сторону. Совершать эти действия необходимо при условии, что у вас есть как минимум стробоскоп.
Электронное (бесконтактное) зажигание
Его можно встретить на автомобилях ВАЗ классической серии второй половины 90-х годов выпуска, а также на всех машинах, начиная с 2108, выпущенных до начала 2000-х. Дело в том, что в начале 21 века начали активно использовать инжекторные системы впрыска, а для управления ними требуется несколько иная конструкция зажигания. Основное отличие бесконтактной системы от рассмотренной выше – отсутствие контактного прерывателя.
Вместо него трамблер 2109, например, оснащается бесконтактным датчиком, работающим на эффекте Холла. Все управление происходит по цепям с низким током и напряжением. Необходимую частоту импульсов задает датчик Холла, а вот от него идет один управляющий провод к коммутатору. Кроме того, он же служит для работы тахометра в приборной панели. Обратите внимание на то, что некоторые умельцы делают своеобразные противоугонные системы. Провод от тахометра при помощи тайного выключателя соединяют с массой. В результате этого зажигание полностью не работает.
Контактное зажигание
Хороший пример – это система и трамблер 2106. На «классике» использовалось только контактное зажигание, на моделях, начиная с ВАЗ-2109, устанавливалось только электронное. Если закрыть глаза на все недостатки, можно увидеть явные преимущества контактной системы – простота и дешевизна. Нет сложных и дефицитных элементов, но вот надежность у тех, которые установлены, крайне мала. И все это из-за того, что очень много трения присутствует в системе. Порой ни с того, ни с сего начинает пропадать искра, двигатель «троит», работает неустойчиво.
В таком случае виновников может быть два – карбюратор или зажигание. В частности, трамблер – что это такое, почему такое поведение он вызывает? Дело в том, что контактная группа находится постоянно в движении. Кроме того, между кулачками постоянно проскакивает искра, которая оставляет на них нагар. Из-за этого нарушается контакт, изменяется установленный зазор. И лучший выход из положения – замена группы и регулировка зазора.