Устройство и принцип работы системы вентиляции картера двигателя

Главная » Ремонт

23.08.2019Рубрика: Ремонт

Во время работы двигателя через зазоры между кольцами и поршнем и в стыках колец из цилиндров в картер проникают пары горючего и отработавшие газы, которые ухудшают качество масла, находящегося в поддоне. Для удаления газов и охлаждения масла применяется вентиляция картера.

Рис. Схема вентиляции картера двигателя автомобиля ГАЗ-63: 1 — воздушный фильтр; 2 — трубка; 3 — маслозаливная труба; 4 — полость клапанной коробки; 5 — трубка

На рисунке показана схема вентиляции картера двигателя автомобиля ГАЗ-63. Полость 4 клапанной коробки соединена трубкой 5 с нижней частью воздушного фильтра 1, а маслозаливная труба 3 соединена трубкой 2 с верхней частью, воздушного фильтра.

При работе двигателя вследствие разности разрежения в нижней и верхней частях воздушного фильтра газы отсасываются из картера через трубку 5 и одновременно в картер по трубе 3 засасывается свежий воздух.

По такому же принципу устроена система вентиляции картера и других карбюраторных двигателей отечественных автомобилей.

Рис. Схема вентиляции картера двигателя ЯАЗ-М-206Б: 1 — нагнетатель; 2 — корпус регулятора; 3 — вентиляционная трубка; 4 — маслоуловительная сетка; 5 — крышка головки блока; 6 — канал в подъемном кольце; 7 — воздушная камера; 8 — полость картера двигателя; 9 — полость картера маховика

На рисунке показана схема вентиляции картера двигателя ЯАЗ-М-206Б. Когда поршень находится около верхней мертвой точки, воздух из продувочных окон проникает между поршнем и стенками цилиндра, а также через отверстия в канавках для маслосъемных колец в картер и создает в картере избыточное давление.

Под действием избыточного давления воздух, смешанный с находившимися в картере отработавшими газами, проходит через полости картера маховика и верхней передней крышки по каналам 6 в подъемных кольцах (рымах) в полость под крышкой 5 головки блока цилиндров. Отсюда воздух с тазами уходит через вентиляционные трубки 3 крышки головки блока и регулятора.

  • 5 Принцип работы системы вентиляции картерных газов
  • 6 Вывод
  • Картер, экология и детали мотора

    Проблема в том, что в процессе работы двигателя, газы не только выходят по задуманному маршруту через выхлопную систему, но и просачиваться непосредственно из камер сгорания в картер мотора.

    Помимо них, там уже присутствуют пары топлива, масла и воды, что в целом создаёт довольно-таки ядерную смесь, именуемую картерными газами, которая может попасть в атмосферу и оказывает разрушающее действие на детали силового агрегата, а также ухудшает работу системы смазки.

    Для борьбы с этой проблемой инженеры придумали так называемую систему вентиляции картера, о которой мы сегодня и говорим.

    Главным образом современный автопром использует принудительную вентиляцию закрытого типа. Что это такое, проясним далее.

    Для чего нужен клапан вентиляции картерных газов?

    Клапан отвода картерных газов регулирует процесс выпуска скопившихся паров. Принцип его работы основан на разности давлений перед клапаном и за ним. Чтобы понять, как работает клапан вентиляции, рассмотрим его конструкцию. Он состоит из пластикового корпуса, входного и выходного штуцеров, двух полостей, мембраны и пружины (образующих своего рода поршень). Если во впускном патрубке присутствует сильное разрежение, то под действием пружины клапан закрывается, и картерные газы не попадают в воздуховод. Если дроссельная заслонка полностью открыта, то во впускном коллекторе устанавливается атмосферное давление или даже превышающее его в случае турбонаддува, при этом клапан закрывается под действием наружного давления. Если создается незначительное разрежение, то поршень занимает нейтральное положение и газы свободно выходят.

    У клапана вентиляции картерных газов только три рабочих положения.

    И т.к. образовавшиеся газы подаются в камеру сгорания в качестве составляющей рабочей смеси, то систему вентиляции также называют системой рециркуляции, а клапан – рециркуляционным или в английском варианте – PCV клапан, что означает то же, а расшифровывается Positive Crankcase Ventilation (на рус. – система вентиляции картера).

    Рекомендуем: Как выбрать литые диски для своего автомобиля?

    Прибор для измерения картерных газов

    Монометром можно измерить давление, нормальные показатели не должны превышать 60 миллиметров ртутного столба. Вначале убеждаются, нет ли засора в трубке сапуна. Также проверяют уровень масла в двигателе. Модель измерительного прибора подбирают, исходя из мощности и типа двигателя

    Важно убедиться, что аппарат подходит по диаметру калиброванного отверстия

    В машинах с вентиляционной системой закрытого типа необходимо отсоединить трубку сапуна. На канал внутри впускного коллектора ставят заглушку. Манометр присоединяют к кончику трубки. К самому аппарату подключают датчик давления.

    Двигатель должен поработать с нагрузкой и с частотой вращения, при которой достигается номинальная мощность. Нужно дождаться, пока выровняются показания манометра.

    Манометр

    После стабилизации прибора, записывают результаты. Затем можно снять прибор, вытащить заглушку и заново подсоединить трубку.

    Важно учитывать, что на двух моторах с одинаковым рабочим объемом расход газов может отличаться. Такая ситуация возможна, когда у рассматриваемые модели дифференцируются по показателям работы на единицу времени и вращающему моменту

    Расход картерных газов в машинах с дизельным двигателем
    Мощность двигателяот 280 до 450 литров
    Объемный расход картерных газов на режиме холостого хода4-120 л/мин
    Объемный расход в режиме номинальной мощности140-130 л/мин
    Массовый расход в режиме холостого хода0,7-5 г/ч
    Массовый расход на режиме номинальной мощности5-10 г/ч

    Самодельный прибор для измерения картерных газов

    Используя подручные материалы, можно измерить давление картерных газов, выраженное в литрах в минуту. Операцию удобнее выполнять с помощником. Понадобятся следующие материалы:

    • Часы с секундной стрелкой или секундомер.
    • Большое ведро или таз.
    • Садовый шланг длиной не менее 1,5 метров.
    • Пластиковая канистра для воды объемом 5-6 литров.

    Вначале нужно отключить и заглушить продувочные шланги. Далее потребуется набрать немного воды в таз. Канистру заполнить доверху водой и закрыть крышкой. Теперь ее нужно перевернуть, поставить в таз и аккуратно открыть крышку.

    Запускается двигатель. Один конец шланга подключают к маслозаливной горловине, другой загибают вверх и опускают в канистру

    Когда газы начнут выходить, важно сразу засечь время по секундомеру. Если движок работает нормально, показатели не должны превышать 20л/мин

    Про систему вентиляции картера двигателя

    Чтобы избежать скопления газов и повышения давления машины оборудуют вентиляционной системой закрытого типа. Принцип ее работы основан на выведении скопившихся газов во впускной коллектор.

    Принцип действия может основываться на выводе газов, либо на притоке чистого воздуха. Сейчас наиболее распространена модель комбинированного типа. Данный узел состоит из четырех частей:

    • Маслоотделитель — удаляет частицы масла, которые не должны попасть в камеру сгорания.
    • Воздушные патрубки.
    • Клапан — регулирует давление,
    • Успокоитель — позволяет предотвратить турбулентность паров.

    Устройство закрытой системы вентиляции картера

    Как работает вентиляция картера в моторе?

    Надо отметить, друзья, что вентиляция картера у разных моторов и уж тем более у разных производителей имеет разнообразный конструктив, хотя некоторые элементы этой системы являются незаменимыми практически для всех вариантов исполнения.

    Если точнее, то это:

    • маслоотделитель;
    • клапан вентиляции картера;
    • различные воздушные трубки и патрубки.

    Давайте рассмотрим эти узлы детальнее.

    Маслоотделитель

    Нужен для разделения мух и котлет, а если точнее – картерных газов от смазки.

    Как правило, на современные машины устанавливается комбинированный маслоотделитель, который объединяет в себе лучшие стороны лабиринтных и центробежных видов. Он представляет собой устройство, в которое из картера подаётся масло, насыщенное картерными газами – их то нам и нужно разделить.

    Первым делом поступившая смесь раскручивается, в результате чего более тяжёлая смазка оседает на стенках отделителя, благодаря центробежным силам и стекает в картер.

    Газы, в свою очередь попадают в лабиринт выходной успокоителя, где происходит их окончательная фильтрация.

    На этом путь газов не заканчивается.

    Клапан вентиляции.

    Этот узел регулируется отрицательным давлением во впускном коллекторе. Если разряжение небольшое, путь газам открыт и они поступают к впускным клапанам, а затем и в цилиндры, где благополучно сгорают.

    Рекомендуем: Меняем масло в АКПП на Лада Гранта и проверяем уровень масла в автомате

    Если разряжение велико – то тогда клапан вентиляции находится в закрытом состоянии. Такой вот алгоритм работы системы.

    Что ж, коллеги-автолюбители, как мы видим, вентиляция картера, не представляет собой ничего сложного, хотя работу выполняет полезную не только для экологии, но и для двигателя автомобиля.

    О том какие ещё интересные инженерные решения встречаются в современных машинах, мы обязательно рассмотрим в следующих статьях, не пропустите!

    Тэги

    двигатель

    Повышенное давление в картере двигателя причины

    Сообщение от a3306_aka_BigAlex

    А что сразу прокладку на герметик не посадил?

    Когда только все разобрал, было все в масле. Про прокладку тогда даже и не подумал. Протер все,заменил только сальник и завел двигатель посмотреть. А на след день увидел, что протекло через прокладку (может старый сальник и не тек вообще). Только после этого стал картер снимать, менять прокладки. Установил прокладки согласно требованиям, изложенным в книге. Герметиком намазал только концы прокладок, на рисунках по сантиметрам все показано (в книге). После этого опять заводил, смотрел. Все Ок было. А через месяц опять…

    Сообщение от a3306_aka_BigAlex

    Я на твоей картинке кружком обвёл

    Обрати внимание. Тень сразу под резьбой видишь (стрелкой ткнул в неё)? Это — на соседней детали! (противовес на коленвалу, стенка картера и т.п.) Если бы дыра была глухой, её бы не было! И донышко каждой дырки было бы коническим, каким бы его оставило сверло

    Или на крайний случай плоским (если бы зенкером обрабатывали), но с концентрическими кругами (мелкими-мелкими рисками). А этого нету! Можешь пощупать проволочкой. Вывод? Дыра сквозная! Но! По резьбе холодное масло иожет и не течь. Но горячее — запросто. И поскольку вал и маховик крутятся, то всё будет в стороны скидывать. Посмотри на маховик. Если он не сухой, да ещё и с двух сторон — так и есть.

    Мдаа… Судя по этой фото- да, возможно. Но может, это все-таки тень так легда от резьбы (бред, однако). Нашел другое фото, где в каждом отверстии по центру видны следы от сверла. Стал теперь сомневаться в «несквозности» отверстий 50/50. Но опять же 2,5 года назад забалчивал эти же самые болты «на сухую» и сейчас при разборке они были сухими, и в отверстиях сухо. Как говорится, пока не разберешь — не разберешься! )))

    Сообщение от a3306_aka_BigAlex

    Кстати, ты компрессию измерял? Судя по тому, что ты указал, сапунит у тебя, и многовато… В общем, примерно так: 1. Умножь рабочий объём твоего движка (в литрах) на 10 — получишь некоторое значение, которое является расходом картерных газов в литрах в минуту для твоего движка. Это (и всё, что ниже) считается нормальным. 2. Всё, что выше — уже не нормально. 3. Сделай то же самое, только умножь не на 10, а на 15. Если расход в минуту достиг этой цифры, то это предел! Ищи деньги на ремонт, и чем скорее, тем лучше.

    То, что ты указал — это чуть больше 11 литров в минуту. Не так уж много, но лучше, чтобы было поменьше… Причины? Это ЦПГ. Возможно, с цилиндрами трабла. Или с кольцами. Или закоксовались кольца, например, маслосъёмные (особенно, если сапунит слабо, а расход масла большой и течей нету) или компрессионные тоже (но тогда и сапунить будет нехило).

    Кстати, какое масло льёшь? Может, у тебя патидесятка плещется в поддоне, отсюда тоже расход масла будет! Тридцатку лей! На крайняк — сороковку!

    Что-я не догоняю или считать разучился. Объем 2,8 умножаем на 15 получаем некоторое число 42. А у меня газы давят 11,25 л/мин. 11,25 2,47 Все очень хреново?

    Или я бред написал. Масло Manool минералка 10w40. Компрессию еще не замерил. Мастеровой, к котрому всегда обращаюсь если сам не могу сделать сейчас занят. Год назад замерял, может чуть раньше. Цифр не помню точно. 3 цилиндра что-то около 28 плюс-минус, и один цилиндр меньше был, что-то около 26. Мдаа, есть о чем задуматься. Впринципе,я готов морально на капиталку ближе к лету. Но нет доверия у меня к нашим СТО. Знать бы точно, что после капиталки все Ок будет,я б не пожалел $. А так потратишься хорошо- потом намучаешься бегать в СТО с проблеммами.

    Эксплуатацию любого современного транспортного средства вполне можно отождествить с жизнедеятельностью человеческого организма. Каждому механизму этого довольно сложного технологического устройства отведены определённые функции.

    Роль животворящей жидкости кровеносной системы человека в автомобиле выполняет масло. Без него силовой агрегат не сможет выполнять положенные обязанности. Подвижные детали мотора в отсутствии смазки моментально выйдут из строя, разрушенные силой трения.

    Любой здравомыслящий человек, заботящийся о своём здоровье, должен следить за колебаниями давления крови. Подобно ему, внимательный владелец, стремящийся как можно дольше поддерживать автомобиль в работоспособном состоянии, внимательно наблюдает за аналогичными показателями в системе смазки силовой установки.

    Давление в системе смазки может быть как чересчур низким, так и высоким. Можно ли предусмотреть причины, вызывающие подобную неисправность силового агрегата? Стоит ли при обнаружении отклонений срочно подыскивать ближайшую мастерскую или лучше обойтись собственными силами, устранив неполадку самостоятельно? Попробуем разобраться!

    Принцип работы системы вентиляции картерных газов

    Схема расположения клапана вентиляции картерных газов

    Газы проходят очистку от масляных капель, которые впоследствии стекают назад в поддон, и по воздушным патрубкам очищенные газы поступают в систему подачи воздуха в камеры сгорания. За выход газов во впускной коллектор отвечает клапан отвода картерных газов. Очистка от масла играет важную роль, потому что это не только экономия масла, но и борьба с нагаром на рабочих деталях.

    Способы проверки картерных газов

    Необходимо открыть крышку на капоте и отвернуть крышку маслозаливной горловины, но не стоит откручивать ее полностью и снимать. Далее нужно завести мотор и посмотреть, что происходит с крышкой:

    Если она прыгает, но не слетает, значит есть давление, и газы прорываются. Это нормально.

    При разряжении крышку присасывает, это свидетельствует о проблемах с впускным коллектором. В данном случае в картере создается вакуум.

    Когда ее сильно подкидывает, такое явление означает, что просели кольца.

    Второй способ диагностики — завести двигатель и открыть крышку полностью. Если она слегка присасывается во время снятия, значит вентиляция работает нормально. Когда присасывание слишком слабое, а из горловины выходит дым, это свидетельствует о выходе из строя.

    Присасывающаяся слишком сильно крышка также является признаком поломки. Скорее всего, клапан негерметичен, так как повреждена его мембрана. Если при работающем моторе масло брызгает из-под крышки и течет через форсунки, может потребоваться капитальный ремонт. Подобные проблемы обычно встречаются на машинах с большим пробегом и изношенным двигателем.

    Третий способ даст результат, если система сильно забита. Нужно завести авто и извлечь щуп. Двигатель считается исправно работающим, когда при затыкании отверстия щупа ощущается легкое всасывание. Если появляется дым, значит механизм неисправен.

    Проверка при помощи воздушного шарика

    Данная методика используется при заглушенной вентиляции. Необходимо извлечь масляный щуп из трубки. Затем на нее надевают и закрепляют изолентой воздушный шарик или медицинскую перчатку. Можно также надеть его на место заливной пробки, но тогда придется следить, чтобы шар не засосало внутрь.

    Далее заводится мотор, на минимальных оборотах в холостом режиме шарик должен слегка надуться и остановиться.

    Когда за 5 минут шар почти не увеличивается в размерах или слишком сильно надувается, это значит, что вентиляция засорилась и работает слабо. Возможно, износились поршневые кольца.

    Бывает, что шарик при установленных заглушках перестает увеличиваться в размерах. Это означает, что придется разбирать систему и смотреть, какой элемент засорился.

    Чтобы проверить работоспособность клапана, при заведенном двигателе с силой зажимают трубку. Если в момент сжатия слышен щелчок, элемент исправен. Другой вариант — держать над клапаном лист бумаги. Листок должен парить в воздухе под воздействием газов. Если положить его над отверстием, он притянется.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]