В автомобилях с механической коробкой передач периодически приходится менять сцепление. Чтобы заменить механизм своими руками, необходимо запастись специальным оборудованием и инструкцией по выполнению замены. Если пробег диска вашего автомобиля составил от 70 до 150 тысяч километров, то вам уже стоит совершить замену сцепления.
Но нужно отталкиваться также от условий эксплуатации машины и производителя механизма сцепления, который установлен в автомобиле. Проанализировав все эти факторы можно посмотреть видео о замене сцепления своими руками.
Меняем сцепление самостоятельно
Стоимость комплексной замены сцепления может варьироваться от качества деталей и наличия необходимых инструментов для работы.
Если вы решили все же делать все самостоятельно, то без нового выжимного подшипника, сцепления, диска и корзины, цилиндров, тросика вы не сможете совершить полный процесс замены.
Принцип действия системы сцепления
Для передачи крутящего момента ведущим колесам транспортного средства от коленвала мотора предусмотрена трансмиссия, так как прямая передача момента от мотора колесам невыгодна. Автомобиль не сможет поехать без сцепления, а сама работа силового агрегата будет неэффективной.
Для удобной работы силовой установки крутящий момент, снятый с коленвала, предварительно должен измениться в коробке переключения передач (КПП). После этого он переходит на ведущую ось. Поскольку переключение передачи заставляет вращаться шестерни КПП, которые с силой ударяются друг о друга, то сменить передачу можно с трудом. При постоянном подключении коробки к силовому агрегату для полной остановки транспортного средства потребуется остановить и мотор.
Работа сцепления в автомобиле Газель
Чтобы решить эти проблемы, в автомобиле предусмотрено сцепление, представляющее собой специальный узел трансмиссии. Он способствует временному разобщению мотора и КПП, что приводит к прерыванию крутящего момента. При нажатии педали сцепления можно переключать передачи или производить остановку машины. Сцепление позволяет автомобилю плавно трогаться с места и осуществлять разгон.
Принцип его работы для любой марки автомобиля одинаков. Оно исключает возможность быстрого износа узлов и деталей, которые соединяют силовую установку и трансмиссию.
Нажимной диск сцепления, присоединенный к корпусу, прижимает ведомый диск к маховику. Ступица диска, присоединенная к первичному валу, должна иметь возможность осуществлять по нему свободное движение. Корпус ступицы оснащен демпферными пружинами, играющими роль гасителей колебаний и обеспечивающими плавность хода.
Чтобы создать требуемое усилие при нажатии, предусмотрена пружина с лепестками, которые подвергаются воздействию выжимного подшипника. Он представляет собой связующее звено между приводом и сцеплением, на которое крепится вилка с рычагом. На его конце закрепляется другой рычаг либо трос, ведущий к педали сцепления.
Как правильно снимать и устанавливать коробку передач
Если у вас автомобиль с задним приводом, то сначала отсоедините муфту, которая соединяет МКПП с карданным валом. А если ваша машина оснащена переднеприводным механизмом, то начните со снятия приводных валов, не забудьте установить заглушки на время замены. Теперь отсоединяйте тросики.
Откручивая гайки на креплении, выньте первичный вал, что помещается в подшипнике внутри маховика двигателя. Появление масляных пятен в области штока дает сигнал о неполадках сальника.
Приступаем к установке. Из специальной техники вам понадобиться лебедка, чтобы при установке проворачивался вал на коробке передач. Так он гарантированно будет попадать в шлицы, которые находятся в маховике. Последним этапом установки считается процесс регулирования длинны штока.
Замена сцепления Газель бизнес
Замену сцепления автомобилей модели Газель бизнес сделать несложно. Для этого только необходим соответствующий инструмент. Работы нужно выполнять на автомобильном подъемнике или на яме.
Произвести замену диска или всего комплекта можно своими руками. Для примера возьмем Газель с двигателем ЗМЗ 40524 (он из семейства двигателей ЗМЗ 406).
Ставим автомобиль на яму и в первую очередь снимаем рычаг КПП. Перед тем, как вынуть рычаг, его необходимо установить в нейтральное положение. Поднимаем резиновый кожух.
Находим конусную гайку, отворачиваем ее и выдергиваем рычаг.
Делаем метки на карданном вале и хвостовике заднего моста.
Метки делаются для того, чтобы поставить вал при сборке в это же положение. Если «кардан» поставить не по меткам, возможно появление вибрации.
Затем отворачиваем траверсу КПП (8 болтов по краям) и выдергиваем вал. Перед снятием карданного вала желательно слить масло из КПП.
Дальнейшая разборка:
- Разъединяем провода, идущие к КПП;
- Отсоединяем крепление кронштейна КПП к приемной трубе глушителя;
- Снимаем полностью траверс коробки передач, делаем это аккуратно, так как двигатель с коробкой опустятся вниз;
- Затем откручиваем гайки крепления самой КПП и демонтируем ее.
Отворачиваем крепление рабочего цилиндра сцепления, убираем цилиндр в сторону, вынимаем вилку.
Демонтируем картер сцепления («колокол»), сначала нижний алюминиевый усилитель картера,затем сам картер.
Отворачиваем шесть болтов на корзине. Все разобрано.
Берем новый комплект – корзину, диск, выжимной подшипник, и начинаем сборку. Для того чтобы без проблем установить КПП, ведомый диск необходимо отцентровать, а потом уже заворачивать болты «корзины». Заворачивать болты нужно равномерно по кругу, а не сразу с одной стороны. Для центровки можно воспользоваться специальной оправкой или любым первичным валом «Газелевской» или «Волговской» КПП. Вал подойдет даже от 4-х ступенчатой коробки.
Затем все собираем дальше в обратном порядке. Выжимной подшипник удобно сразу надеть на фланец первичного вала коробки, предварительно проложив под него губку, пропитанную густой смазкой. Губку можно пропитать трансмиссионным маслом.
Чтобы прикрутить траверс КПП одному, потребуется поддомкрачивать коробку передач, удобнее такую операцию делать вдвоем. После сборки следует залить масло в коробку переключения передач, проверив уровень масла по контрольной пробке сбоку. Вот и все — замена диска сцепления произведена.
Самостоятельная работа по замене дисков и корзины
Начать процесс по ремонту нужно с откручивания болтов в корзине, потом следует снять все детали, которые находятся в маховике. Обращайте внимание на поверхности маховика, чтобы там не было никаких масляных следов.
Ведомый диск тоже должен быть чистым, если следы имеют место, необходимо произвести замену сальника. Также поменяйте ведомый диск и корзину, если обнаружите на них повреждения в виде глубоких царапин. Маховик и ведомый диск корзины должен быть чистым и обезжиренным. Чистку можно произвести с помощью бензина.
Вставляем диск в корзину и надеваем крепление либо на первичный вал МКПП, либо на оправку. В маховике есть отверстие, куда и помещаем весь комплект деталей. Вставляйте до упора и прикручивайте корзину на болты.
Такой процесс нужно проделать два или три раза, чтобы произошла точная и ровная установка. Теперь можно затянуть болты, прикладывая усилие 2,5-3,5 кгс/м. Ведомости об мощности усилия имеются в инструкции по ремонту вашей марки авто. Корзину сцепления меняем по аналогичной схеме.
Замена масла в двигателе своими руками — пошаговая инструкция как правильно, быстро и просто заменить масло в моторе и трансмиссии (125 фото и видео)Регулятор оборотов своими руками — как сделать простое устройство регулировки или плавный спуск (120 фото)
- Может ли не собственник оформить ОСАГО?
Вы заменили сцепление и ощущаете вибрацию в этой области – нужно отрегулировать центровку диска или проверить мощность затяжки корзины.
Замена диска сцепления
Неисправности ведомого диска сопровождаются пробуксовкой сцепления и проявляются наличием характерного запаха гари в процессе увеличения оборотов, медленным разгоном. А также повышенными вибрациями и увеличением свободного хода педали сцепления.
Материалы, инструменты, ход замены
Работы осуществляются при наличии смотровой ямы или эстакады, которую можно при необходимости заменить лебёдкой или домкратом для подъёма передней части автомобиля. Также потребуется приготовить новый диск сцепления, набор гаечных ключей и фонарик. При наличии гидравлического привода сцепления следует приобрести тормозную жидкость.
Этапы замены:
- в зависимости от конструкционных особенностей транспортного средства снимается стартер, резонатор, карданный вал и выпускной коллектор;
- демонтируется коробка передач для облегчения доступа к корзине сцепления;
- снимается крышка корзины и заменяется диск.
Рекомендуется выполнить также проверку состояния выжимного подшипника и его замену при необходимости. Диск устанавливается с центрированием и хорошим затягиванием болтов корзины, что предотвратит образование вибрации при работе транспортного средства. После сборки проверяется уровень тормозной жидкости внутри системы.
Меняем цилиндры
Менять главную цилиндрическую систему есть резон, если после замены уплотнительных колец не улучшилась функциональность системы. Замену на новые цилиндры сцепления устанавливают тогда, когда уже тормозная жидкость убегает даже после замены новых манжетов.
Процесс снятия рабочего цилиндра и установки выполняйте по схеме:
- Избавляемся от пружины возле педали.
- Откручиваем две гайки, что скрепляют цилиндр с коробкой передач;
- Процесс откручивания резинового шланга, присоединенного к рабочему цилиндру, производиться на весу;
- Прикручиваем к шлангу, во избежание утечки тормозного состава, цилиндр нового образца;
- Выкачиваем все из цилиндра, выкручиваем штуцер, закрываем отверстие;
- Откручиваем гайки, служащие креплением главному цилиндру с кузовом машины;
- Чтобы рашплинтовать шарнир, связанный с педалью, нужно потянуть его на себя. Вытяните штифт, при этом произойдет отсоединение цилиндра от педали.
- Два цилиндра устанавливайте по той же схеме, по которой разбирали.
Заменив цилиндры, сделайте прокачку главного сцепления. Когда воздух перестанет выходить, это будет означать, что цилиндр установлен правильно.
Замена вилки сцепления
Замену вилки сцепления на модели Газель бизнес сделать очень легко, для этого КПП снимать не потребуется. Такой ремонт тоже можно выполнить своими руками.
Читать дальше: Как по фио узнать номер машины
Для замены вилки отворачиваем два болта рабочего цилиндра сцепления (РЦС), цилиндр на шланге отводится в сторону. Старую вилку вынимаем и устанавливаем новую. Нужно следить, чтобы вилка попала на специальные отливы муфты выжимного подшипника, в противном случае нормального выжима педали сцепления не будет.
Установив новую вилку, через шток прожимаем руками РЦС, подводим его к местам крепления, фиксируем цилиндр болтами. Конечно, шланг сцепления можно открутить и устанавливать РЦС будет легче, но тогда придется прокачивать сцепление. У нас же описана замена вилки самым простым и оптимальным способом. » alt=»»> » alt=»»>
Какой стороной ставить диск сцепления к двигателю? Как правильно?
Имею собственный, печальный опыт, неправильной установки диска маховика, когда всё собрал и при первом пуске сцепление напрочь отсутствовало, да ещё и звуки скрежета были слышны. Пришлось заново снимать коробку и менять стороной диск. Технически произошло вот что:
Ступица диска упёрлась в опорный подшипник маховика, а демпферные пружины в болты крепления маховика. Из-за этого между диском и маховиком образовался зазор в несколько миллиметров (правильно – рабочая часть диска сцепления должна плотно прилегать к рабочей поверхности маховика)
Корзина с обратной стороны надавила на диск, что привело к тому, что диск зажало между корзиной и маховиком. Даже при выжиме сцепления, выжимной подшипник не справлялся со своей работой, и диск сцепления оставался зажатым, но передача крутящего момента происходила от двигателя через зажатую ступицу и корпус демпферных пружин.
Что же делать, чтобы не ошибаться при установке диска сцепления. Есть три способа:
1) Некоторые производители маркируют стороны диска, куда какая должна смотреть, надписями на корпусе демпферных пружин. В зависимости от страны предназначения или производства, слова будут на разных языках.
Сторона КПП маркируется такими словами – GEARBOX SIDE, PP, Getriebeseite, GB SIDE, TRANS SIDE, T/M SIDE
Сторона ДВС маркируется такими словами – COTE VOLANT, FLYWHEEL SIDE, ENGINE SIDE, MOTOR SIDE, FW SIDE, SCHWUNGRAD-SEITE
2) Опытным путём, т.е. приложите диск разными сторонами к маховику и посмотрите, какая сторона лучше ляжет по всей поверхности, и ничем цепляться не будет. Но этот вариант может повести по ложному пути, так как некоторые диски сцепления имеют практически одинаковый вынос ступицы и не зависимо от стороны прилегания, цепляться не будет.
3) Самый хороший способ определить сторону, когда нет маркировки, это осмотреть сам диск сцепления, лучше всего использую мерительный инструмент (штангенциркуль – колумбик)
Вот сторона со стороны КПП, должна плотно лечь на корзину, как видите, с этой стороны ступица выпирает.
Читать дальше: Ключ от всех шлагбаумов
А в корзине есть специальный проём под корпус демпферных пружин, да и сами пружины процентов на 75 вынесены именно в сторону корзины (КПП)
А вот со стороны ДВС ,пружины выпирают меньше, процентов на 25, корпус посажен почти заподлицо с рабочей частью (фередо), ступица практически не выпирает.
Кстати вот она надпись «FLYWHEEL SIDE», означающая, что сторона направлена к маховику (двигателю)
Предупредить выход авто из строя позволяет замена рабочего или главного цилиндра сцепления на Газели, а также других деталей
Важно своевременно проводить диагностику и ремонт транспортного средства, заменять при необходимости комплект сцепления и прочих узлов. В дальнейшем это позволит избежать поломок на трассе и ДТП
Схема устройства сцепления на Газели
Замена рабочего цилиндра сцепления
Для начала отсоединяем шплинтующий элемент, который приводит в движение сам механизм гидропривода, с помощью плоскогубцев. Ими же снимаем пружину. Прокручиваем не до конца штуцерный шланг.
Ремонт двигателя своими руками — капитальное восстановление и обслуживание двигателя внутреннего сгоранияБампер своими руками: как сделать полимерный уникальный бампер для авто в домашних условиях (125 фото)
Покраска авто своими руками — подготовка к нанесению покрытия и основные этапы качественной покраски авто (100 фото)
С помощью 13 ключа снимаем 2 болта с картера. И только сейчас достаем толкатель. Доступ до цилиндров открыт. Как далее провести замену рабочего сцепления более подробно показано на видео.
Меняем тросик и выжимной подшипник
Замена этих деталей целесообразна после превышения 150 тысячного рубежа пробега автомобиля. Освобождая вилку от пружины, вы сможете снять тросик. Расшпилинговка соединения даст возможность снять трос с педали сцепления.
При необходимости провести замену детали целиком. Чтобы извлечь отработанный трос, нужно вытащить штифт. Новый устанавливаем тем же методом, каким вы извлекали его.
Свой автомобиль вы знаете лучше, чем кто-либо, поэтому вооружившись подходящим оборудованием, инструментами, вы самостоятельно сможете заменить сцепление без особого труда.