Основные функции поворотного кулака в автомобиле
Всем известно, что вращение колес в машине УАЗ “Патриот” воспроизводится при помощи рулевого механизма. Ведущие оси являются передатчиком крутящего момента от трансмиссии к ступицам, которые совместно с подшипниками расположены в поворотном кулаке. Перемена поворотного угла колес выполняется с помощью соединения кулака с шарнирными компонентами подвески. Рулевой кулак выполняет функцию изменения угла наклона передних колес. То есть, проще говоря, если бы не было такого механизма, машина могла бы ехать только прямо, не имея возможности повернуть.
А также, этот агрегат выполняет некоторые функции:
- Способность присоединения колеса с помощью ступицы с компонентами подвески.
- Крепление ступицы колеса к изделию.
Несмотря на то, что рулевой кулак – это один из менее износливых частей машины, нарушение его деятельности носит временный характер , так как при неосторожной эксплуатации он может выйти из строя. В некоторых случаях защитная крышка может дать трещину, открывая доступ пыли и грязи внутрь.
Назначение механизма
Всем известно, что поворот колес обеспечивается благодаря рулевому управлению. Под влияние рулевой рейки обеспечивается изменение угла расположения передних колес. Изменение угла обеспечивается благодаря наличию поворотного элемента, который позволяет колесу поворачивать в правую или левую сторону.
Таким образом, можно сказать, что поворотный кулак предназначен для возможности изменения угла расположения передних колес. То есть, говоря простым языком, если бы не было данного устройства, то автомобиль мог двигаться только прямо без возможности поворотов.
Но кроме этого, данное устройство выполняет и следующие функции:
- Возможность соединения колеса посредством ступицы с элементами подвески.
- Крепление к изделию ступицы колеса.
Исходя из этого, можно сказать, что поворотный элемент является и несущей конструкцией, и составляющей системы управления. Но кроме этого, на данном устройстве также устанавливается и тормозной механизм, поэтому к изделию предъявляются жесткие требования. УАЗ Патриот – внедорожник, который рожден для преодоления бездорожья и пересеченной местности. Данные факторы же требуют не только прочности конструкции элементов подвески автомобиля, но и в их надежности.
Итак, теперь мы разобрались, что называется поворотным кулаком и для чего он нужен на внедорожнике УАЗ Патриот. Что же представляет собой данный элемент?
Поворотный элемент представляет собой деталь, которая обеспечивает вращение шарнира угловых скоростей. Ниже на фото представлен вид поворотного кулака и шарнира, которые функционируют в паре.
Неисправности
Поворотный кулак, как видно на фото выше, не представляет собой сложной конструкции или механизма, поэтому необходимость в его ремонте или обслуживании возникает в редких случаях. Ведь каждая деталь автомобиля рано или поздно придет в негодность и может потребоваться его замена.
Ржавчина на поверхности
Как узнать, что требуется ремонт или замена устройства? Больше всего подвержены износу поверхности ступичных подшипников и отверстия под крепеж. Когда изделие подвергается чрезмерному износу, то на автомобиле наблюдается увеличение люфта колеса, что приводит к нестабильности рулевого управления. Узнать о том, что кулак требует ремонта или замены можно по характерным стукам, которые слышны во время движения по неровным участкам дороги.
Как устроен поворотный кулак?
Поворотный кулак зафиксирован на торцевой поверхности переднего ведущего моста, который крепится к раме автомобиля с помощью амортизаторов и пружинной подвески.
Поворотный кулак автомобиля УАЗ-469Б: а – сигнальная канавка; I – правый поворотный кулак; II – левый поворотный кулак; III – муфта отключения колес; 1 – рычаг поворотного кулака; 2 – кожух полуоси; 3 – сальник; 4 – прокладка; 5 – шаровая опора; 6 – корпус поворотного кулака; 7- опорная шайба; 8 – накладка; 9 – шкворень; 10 – пресс-масленка; 11 – стопорный штифт; 12 – цапфа; 13 – ступица колеса; 14 – ведущий фланец; 15 – подвижная муфта; 16- болт муфты; 17 – шарик фиксатора; 18 – защитный колпак; 19 – втулка шкворня; 20 – прокладка; 21 – внутренняя обойма; 32 – кольцо-перегородка; 23 – наружная обойма; 34 – уплотнительное резиновое кольцо; 25 – войлочное уплотнительное кольцо; 26 – упорные шайбы; 27 – болт ограничения поворота; 28 – упор-ограничитель поворота колес.
Для осуществления передачи крутящего момента, внутри балки расположены полуоси. Поворотный кулак снабжён шарниром, позволяющий поворачивать колеса в разные стороны от центрального положения (сохраняя при этом передачу потока мощности от мотора).
Элемент оснащён рычажными точками крепления рулевых наконечников и поперечной тягой, которые гарантируют одновременный прогиб колёс при повороте машины.
На лицевой части кулака предусмотрен заводской болт, предназначенный для того, чтобы происходило ограничение угла поворота передних колес. Внутри кулака сделаны полости для установки шарового шарнира, которые передают крутящий момент к ступице с тормозным диском. Два шкворня входят в устройство (расположенные снизу и сверху), которые сдерживают шарнирный зажим в заданном положении. Вся сборка прикрепляется к полуоси передней оси УАЗ Патриот с помощью фланцевого соединения.
Неисправности в поворотном кулаке УАЗ Патриот
Зачастую на машинах приходит в негодность один из важных элементов передней подвески, как рулевой кулак. Спустя какое-то время он деформируется и происходит поломка шаровой опоры.
Устройство поворотного кулака не содержит каких-либо компонентов, которые подвергаются скорому износу или разрушению, так как ресурс изделия достаточно немал. Благодаря этому, совсем редко приходится осуществлять ремонтные работы.
Как понять, нужно ли ремонтировать или производить замену поворотного кулака? Не стоит забывать, что внутри агрегата находится ступичный подшипник. Потому что, именно, этот компонент конструкции может износится и прийти в негодность после определенного пробега. Бывает, что подшипник требует замены гораздо раньше своего срока эксплуатации, причинами, по которым это может произойти – неосторожная езда по бездорожью и подвергание подвески экстремальным ударам.
Свидетельствовать о нарушении работы подшипника будет люфт колеса УАЗ Патриот в подвешенном положении, а также во время движения автомобиля до водителя начнет доноситься некоторый шум, характеризующий неисправность. В таком случае ремонт будет обязателен. Так как известно, что люфт вызывает сбои в управляемости автомобилем. В данном случае нужно будет произвести замену подшипника, желательно выполнить эту процедуру сразу с обеих сторон автомобиля УАЗ Патриот.
Устройство переднего моста на УАЗе
На автомобилях УАЗ «Патриот» установлен комбинированный передний мост типа «Спайсер» с размером колеи 1,6 метра и передаточным числом 4.111 или 4.625 в зависимости от модификации внедорожника. Абсолютно такое же устройство ставят на машинах Ульяновского авто и пикапах.
Передний мост одновременно является ведущим и управляемым. Состоит такое устройство из пустотелой балки, внутри которой компактно размещено два устройства:
- Дифференциал.
- Главная гипоидная передача.
Также на передний мост установлены два поворотных кулака (правый и левый), они служат для удобства управления автомобилем.
Безопасность при подготовке к ремонтным работам
Перед выполнением ремонтных работ передней подвески мастер должен помнить все особенности ремонта российского автомобиля УАЗ “Патриот”, а самое главное обязательно соблюдать технику безопасности при выполнении работ.
Прежде чем разбирать рулевой кулак на УАЗ “Патриот” возьмите на заметку:
- Не ставьте автомобиль на передние колеса, если приводной вал не соединен со ступицей. В противном случае подшипники ступицы могут быть повреждены. Если автомобиль нужно переместить в другое место на маленькое расстояние, то обязательно установите вал в ступицу, а затем закрепите его гайкой;
- Прежде чем начать ремонтные работы поворотного кулака, нужно поставить автомобиль на ручной тормоз до максимального верхнего положения рычага;
- После того как передняя часть внедорожника поднята домкратом так, чтобы его колеса не касались пола, кузов машины нужно зафиксировать с использованием упоров. Затем убедитесь, что крепление установлено надежно, исключена возможность перемещения машины и ее срыв;
- В том случае, если подвеска автомобиля закреплена гайками, то их нужно поменять на вновь приобретенные. Это нужно сделать, потому что метизы, имеющие особенное напыление, препятствуют их демонтажу. После того, как сняли гайки, они уже не будут пригодны для повторного использования;
- Под задними колесами нужно поставить упоры, которые предотвратят произвольный наклон автомобиля;
- В зависимости от модели машины УАЗ “Патриот” и его модификации, механизм поворотного кулака может быть 2-х видов. В первом типе запчастей ступицы цельные, а в другом – полые. Последние имеют небольшие отверстия на корпусе.
Правильная шприцовка шкворней
Шкворни периодически нуждаются в смазывании для длительного и комфортного использования. Процесс шприцевания достаточно простой, если следовать элементарной инструкции:
- Поднимите автомобиль домкратом, и отвесьте колесо.
- Разверните руль для открытия подхода к маслёнкам.
- Произведите их очистку.
- Поверните верхнюю часть маслёнок.
- Залейте в пневмопистолет смазочную жидкость (нужно заливать до тотального выхода старого вида смазки), затем следует стравить воздух
- Смазывайте до полного выхода старой смазки. После процедуры закройте отверстия пресс-маслёнок.
- Закрепите колесо в стандартное положение.
При регулярной шприцовке все каналы шкворней будут хорошо пробиваться, без застоя. Зимой частоту шприцовки стоит увеличить, а летом же эту манипуляцию можно проводить реже.
Производить работы зимой лучше в гаражных условиях, чтобы не было оледенения шкворней. Если после произведённых манипуляций шкворни продолжают скрипеть или стучать, потребуется их полная замена.
Как произвести замену поворотного кулака в УАЗ “Патриот” собственноручно?
Невзирая на представляющуюся трудность, смена такого элемента, как кулак рулевой, не предполагает особых трудностей. Для начала необходимо установить автомобиль на ручной тормоз, потом под колеса заднего хода противооткатные планки и немного поднять переднюю часть автомобиля домкратом.
Далее процедура замены рулевого кулака происходит следующим образом:
- Снимите тормозной диск;
- Отвинтите крепление цапфы;
- Снимите ее совместно с муфтой отключения колеса, щитком тормозного диска и ступицей;
- Снимите полуось;
- Отделите наконечник рулевой тяги от самого поворотного кулака;
- Выверните болты, крепящие шаровую опору к фланцу кожуха полуоси;
- Снимите ограничитель колес;
- Поддев монтажкой, выпрессовать хвостовик шаровой опоры из кожуха полуоси. Для этого используйте съемник для шаровых шарниров;
- Осторожно снимите необходимый элемент, в данный момент этим элементом является поворотный кулак;
После того, как произвели замену поворотного кулака, действия следует выполнить в обратном порядке, не забывая ограничитель поворота установить на место. Для того, чтобы произвести ремонтные работы поворотного кулака, его нужно зажать в тиски и разобрать, открутив крепежные болты манжеты, стопорный болт с контргайкой.
Затем зажим манжеты и войлочное уплотнение снимаются. В завершении изымается сальник шаровой опоры.
Наиболее тяжелое за спиной, но то, что потребует интереса, остается. Осторожно снимается шаровая опора. Вот так производится ремонт и замена поворотного кулака на УАЗ “Патриот”.
Рекомендации по обслуживанию
Регулировка затяжки шкворней позволяет снизить нагрузку на сферическую поверхность, в этом и заключается ТО переднего кулака на УАЗ “Патриот”
Доступность регулятора закрывается крышкой с гайкой, затяжка шарового пальца осуществляется с помощью специального ключа. Допускается прикосновение пальца ударом молотка через деревянную или металлическую прокладки.
Крышка устанавливается на штатное место, линия стыка уплотняется прокладкой. Крепежная гайка затягивается динамометрическим ключом с усилием до 100 Н.м.