Признаки неисправности свечей зажигания


Признаки и обнаружение неисправностей

Вопросом как проверить свечи зажигания автовладельцы начинают интересоваться при ухудшении характеристик двигателя.

Признаки снижения мощности определяются без приборов и проявляются в виде:

  • снижения приемистости при разгоне;
  • увеличения расхода бензина;
  • неустойчивой работы на холостых оборотах;
  • трудностей при запуске в холодный сезон;
  • появления запаха бензина, который испаряется при попадании несгоревшего топлива на катализатор;
  • обнаружения копоти в выхлопных газах.

К проверке свечей зажигания своими руками приступают после уточнения — поступает ли топливо в систему питания и соответствует ли оно требованиям производителя.

Определение неисправностей

Состояние свечи и ее пригодность к искрообразованию выявляют визуальным осмотром или аппаратной диагностикой.

Если нельзя протестировать работу зажигания с помощью анализа функционирования ЭБУ (электронного блока управления) и определить причину неустойчивой работы двигателя, проверяют работоспособность системы зажигания поочередным отсоединением высоковольтного провода подачи электроискры к свече при работающем на холостых оборотах моторе. Дефектная деталь при обесточивании не влияет на ритмичность работы двигателя.

Более полные результаты получают при замене комплекта свечей на новые и осмотре каждой из них после тестового пробега 250-300 километров. Внешний вид свечи, извлеченной из блока цилиндров, дает информацию о пригодности ее к дальнейшей эксплуатации.

Симптоматика неисправности

Пробитая свеча зажигания, не обеспечивающая ритмичное воспламенение воздушно-бензиновой смеси в цилиндре, при извлечении влажная и маслянистая на ощупь. Она отличается от других по цвету и по температуре, и деталям внешнего вида. По итогам визуального осмотра делают выводы о её пригодности к дальнейшему использованию.

Важность качественных свечей зажигания


Полученная искра в камере сгорания «поджигает» топливо-воздушную смесь, запуская рабочий процесс, позволяющий двигателю полноценно функционировать. За счет свечей зажигания оживает силовой агрегат, без них оставаясь бесполезным куском металла.
Малейший дефект свечей способен пагубно сказаться на работоспособности двигателя, вплоть до его выхода из строя. Поэтому при подозрении даже на минимальные проблемы свечей необходимо их устранять, не дожидаясь фатальных последствий.

Исправность маленького, но важного элемента должна обязательно проверяться в момент прохождения планового техосмотра, а замена осуществляться по определенному производителем регламенту. В момент выхода детали из строя происходит скачок нагрузки на катушку зажигания, быстро заканчиваясь ее поломкой. При этом цена свечи зажигания несоизмеримо мала по сравнению со ценником на катушку. Движение с двигателем, в котором неисправны свечи, характеризуется неустойчивостью на холостых оборотах и повышенной нервозностью водителя.

Хорошо отлаженный силовой агрегат плавно и мягко работает в режиме 1000 оборотов. Неисправные свечи провоцируют скачки показателей тахометра, одновременно двигатель может вибрировать либо издавать неприятное скрежетание. Поэтому определить причину нестабильной работы мотора, греша на систему зажигания, по силам даже человеку, далекому от автомобильного «железа».

Как выглядят нерабочие свечи

Работа в агрессивной среде при высокой температуре изменяет детали двигателя. Поэтому для диагностики свечей зажигания по внешнему виду нужно иметь навык и обладать объемом знаний о функционировании систем и механизмов в автомобиле.

По виду наслоений, нагаров и дефектов собирают информацию не только о состоянии рабочих деталей, но и об особенностях сгорания топлива в цилиндре.

Сажевый черный налёт

Бархатистые наслоения черного цвета сигнализируют о неполном сгорании бензина. Они оседают равномерным слоем на поверхности, находящейся внутри цилиндра. Перенасыщенность несгоревших углеводородов вызывается либо переобогащенной питательной смесью, либо нарушениями в искрообразовании. Также причиной может быть загрязнение воздушного фильтра или неотрегулированная воздушная заслонка.

Неравномерное распределение налета свидетельствует о проблемах с подачей топлива.

Равномерный нагар кофейного цвета толщины в микронах— показатель оптимальной работы системы питания, указывающий что свечи зажигания функционируют штатно.

Масляные потеки

Следы назакоксованного масла (чаще в резьбовой части) означают, что система смазки работает неудовлетворительно.

Причинами могут быть:

  • износ маслоотражательных колпачков клапанов;
  • переизбыток масла в двигателе;
  • износ маслосъемных и компрессионных колец;
  • выработка цилиндров поршневой группы.

Транспортное средство, оснащенное турбокомпрессором может загрязнять свечи из-за дефектов компрессора.

Шлаковые и блестящие отложения

Матовый нагар различных цветов сигнализирует о сгорании присадок, добавленных в топливо с превышением нормативов. Кирпичный оттенок вызывается ферроценовыми отложениями, желто-коричневый — тетраэтилсвинцом. Они приводят к образованию токопроводящего налета, блокирующего образование искры и необходимости замены свечи.

Окалина белесого цвета равномерной толщины свидетельствует о перманентном перегреве двигателя.

Шлаковые отложения из частичек горюче смазочных материалов

Загрязнение юбки смесью бензина, полусгоревшего масла в виде бугристых зольных наростов вызывается изношенностью деталей поршневой группы. Наличие металлических вкраплений в этих отложениях — признак механических разрушений клапанов, межкольцевых перегородок цилиндра. В этом случае ремонт неизбежен из-за возрастающего расхода топлива.

Оплавленный электрод

Термические деформации металлического электрода появляются в результате перегрева цилиндра и возникновения калильного зажигания. Оно вызывается неправильным выбором типа свечи либо приготовления переобедненной бензиново-воздушной смеси карбюратором или неисправностью датчиков (на двигателях с принудительным впрыском). К подобным повреждениям приводит незапланированный подсос воздуха в коллектор.

Последствия калильного зажигания — прогорание клапанов и дорогостоящий ремонт.

Повышенная изношенность электрода, непригодность заземляющего элемента

Признаком, что пора менять свечу, являются дефекты в виде скругления кромок в центральной и боковой частях электродов. Они увеличивают электродный зазор и препятствуют рекомендованному искрообразованию. Коррозия электродов и заземляющего элемента установкой свечи с низким калильным числом или ее регулярным перегревом.

Поврежденный разъем

Изношенность в зоне контакта с высоковольтным проводом определяется визуально по подгораниям или пробоям. Причинами неисправности являются превышения предельных сроков эксплуатации или постоянный сильный перегрев. Исправляется заменой изношенных деталей.

Разрушения на изоляторе

Алюмооксидная керамика предохраняет электрод от замыкания. Его форма симметрична для предотвращения поверхностного пробоя под воздействием блуждающих токов. Любое видимое глазом повреждение изолятора — признак неисправности свечей зажигания. Она выбраковывается. Скрытные повреждения могут быть выявлены по пятнам сажи или закоксованной эмали на гладкой блестящей поверхности.

Нормой считают незначительное потемнение из-за коричневого налета из естественных отложений микрочастичек горюче-смазочных материалов.

Частые перегазовки разогревают изолятор и приводят к образованию токопроводящего стеклоподобного покрытия, что безвозвратно портит свечу.

Почему пробивает свечи зажигания

Каждый водитель автомобиля с бензиновым двигателем наверняка знает, что такое свеча зажигания, и какое ее предназначение. Безусловно, свечи зажигания выполняют важную функцию в двигателе, воспламеняя топливо-воздушную смесь. Вследствие чего тепловая энергия преобразуется в механическую, тем самым обеспечивается запуск двигателя и передача крутящего момент. Но от чего ресурс свечей уменьшается, как избежать этого и что не надо делать, чтобы продлить срок службы свечей зажигания. Эти вопросы были, есть и будут актуальными для всех владельцев автомобилей.

Причины неисправностей свечей зажигания

В настоящее время на долговечность свечей влияют многие факторы. К сожалению не все они устранимы для сохранения срока службы свечей. Но основные причины и значительные важно знать. Далее приведены признаки и причины их появления.

• Свеча покрыта сажевыми отложениями (нагар).

В случае, когда свеча покрыта сажевыми отложениями, существует несколько этому причин. Первое это качество топлива. Второе это переизбыток кислорода в воздушно-топливной смеси. Третье это загрязнение воздушного фильтра. Четвертое это неисправность системы впрыска. Пятое и шестое это выход из строя кислородного датчика и датчика температуры.

• Масляные отложения на свече.

В данном случае причиной образования масляных отложениях является перелив масла выше нормы, а также износ поршневой группы (колец, поршней). В случаях когда автомобиль оснащен турбированным двигателем, то причиной появления масляных отложений на свечах является неисправности в турбокомпрессоре.

• Желтый налет на свечах.

Желтый налет или как говорят лаковые отложения на свече зажигания, говорит о том, что владелец автомобиля часто использовал различные присадки в топливо или масло двигателя. Поэтому перед применением данных присадок необходимо проанализировать целесообразность их использования.

• Красный налет на свече зажигания.

Как было указано выше наличие присадок в топливе может также давать красноватый оттенок. В данном случае это не является серьезной проблемой. Но стоит также задуматься о целесообразности применения данных присадок в бензин или масло. Важно упомянуть, что причиной образования красноватого налета также является и некачественное топливо, содержащее присадки для увеличения октанового числа.

• Быстрый износ бокового и центрального электрода.

В данном случае также можно отметить целый ряд факторов повлиявших на быстрый износ обоих электродов. Первое это не отрегулированного зажигания. Второе износ клапанов. Третье – низкое качество топлива. Четвертое – нарушение усилия затяжки свечи. Пятое это использование масла с агрессивными присадками. И шестое это возможная детонация и перегрев. Важно отметить, что при наличии одной или нескольких причин одновременно электроды могут не только быстро износиться, но и вовсе расплавиться.

• Износ разъема свечи зажигания.

В данном случае стоит отметить, что при перегреве свечи это также приводит и к ее повреждению в месте соединения с проводами высокого напряжения. Помимо всего вышеописанного важно знать, что на ресурс свечей зажигания и влияет такая важная причина, как ее качество и используемые для ее изготовления материалы.

Как почистить свечу зажигания самостоятельно

В настоящее время существует несколько способов очистки свечей от различного рода отложений и налетов. Существуют способы, как с использованием средств купленных в магазине, так и средствами, существующими в каждом доме.

• Чистка свечи с помощью аэрозолей, очистителей или ацетона.

Суть и разница между «горячими» и «холодными» свечами зажиганияАэрозоли бывают разные и можно просто использовать очиститель карбюраторов от нагара. Суть и порядок очистки свечи от нагара с использованием любого аэрозоля будет одинакова. В первую очередь необходимо заполнить юбку свечи выбранной аэрозолью. Далее необходимо подождать минут 10.

Диагностика свечей зажигания

Способы как проверить работоспособность свечей зависят от типа установленной системы зажигания. Поочередное их отсоединение безопасно при наличии механических прерывателей-распределителей. Но для автомобилей под управлением ЭБУ (электронного блока) это опасно из-за вероятности повреждения электроники. В этом случае соответствие свечей норме проверяют с помощью приборов.

Диагностика с применением мультиметра

Прибор тестирует способность свечи к искрообразованию. Щупы мультиметра укрепляют на колпачке и внешней резьбе и наблюдают за появлением искры при его включении. Его также используют для проверки целостности высоковольтных проводов электроподачи. Для этого замеряют сопротивление свечи зажигания и комплекта проводки, сравнивают полученные значения с указанными в документации и при расхождениях — заменяют детали.

Диагностика с помощью особого пистолета

Методика как проверить свечу зажигания с помощью прибора-пистолета позволяет узнать — способна ли свеча к искрообразованию. Ее (с надетым колпачком) укрепляют в штатном разъеме прибора и нажимают на курок. Индикатор в виде сигнальной лампочки информирует о пригодности тестируемого образца к образованию искры.

При диагностике учитывают, что проверка выявляет и отбраковывает нерабочие экземпляры, но не гарантирует что прошедшая тест свеча соответствует эксплуатационным стандартам.

Как проверить пробитые свечи зажигания? Причины и следствия

Как известно многим, свечи зажигания один из важнейших и наиболее часто заменяемых элементов двигателя, которые за счет производимого электрического разряда высокой вольтажной силы провоцируют воспламенение топливно-зажигательной смеси, приводящее в свою очередь к старту движения. Но опытные водители очень часто становятся участниками досрочной замены, когда недавно поставленные становятся пробитые свечи зажигания.

В случае пробоя, подобная поломка всегда приводить к нестабильной работе свечи зажигания, впоследствии накапливающегося давления внутри камеры сгорания топливной смеси, а также воздуха в цилиндре. Эти продукты работы моментально попадают в выхлопную систему, что вызовет неполадки с двигателем автомобиля, так как сгоревшие остатки топлива выгорают в катализаторе, и выводят его из строя. На практике это сопровождается перебоями в работе двигателя (установка троит).

Подробное пояснение конструкции свечи

Вывернутая из паза двигателя свеча при этом может выглядеть абсолютно рабочей и не иметь каких-либо признаков и внешних дефектов. При замыкании её (свечи зажигания) на массе, электрод выдает стабильную и мощную искру. Но двигатель по-прежнему «троит», и перерасход топлива заметен даже без детальных просчётов. Что же делать в таких ситуациях, если возможности заменить свечу на новую нет, а с неисправностью что-то нужно предпринимать?

Неисправно работающая свеча

Чтобы понять с чем придется бороться, нужно понять смысл скрытой проблемы. Зажигательная смесь перед возгоранием в камере имеет свойство сжиматься (особенно в установках, использующих дизель как топливную основу). Давления в камере при этом достигает некогда более 20 а свечу зажигания (чаще всего дешевые и некачественные аналоги) пробивает, и вырабатываемая искра или вовсе пропадает, или появляется с перебоями.

Иногда на таких свечах особо внимательные водители могут увидеть небольшие трещины/царапины/сколы. Продолжение эксплуатации таких свечей ведет к полному пробитию корпуса и утечке вырабатываемого разряда через образовавшеюся пробоину в изоляторе свечи зажигания. В итоге, искра пропадает навсегда и на практике это выглядит как рывки и провалы при езде, неустойчивость на холостом ходу и дефекты при запуске двигателя.

Но что делать, если проблемы остались, а на свечах видимых дефектов нет? Очень многие, в подобных ситуациях советуют оценить работу двигателя в темноте. Если микротрещины имеют место быть на свече, то вы сразу сможете увидеть характерные электрически разряды тока вокруг корпуса вкрученной свечи зажигания.

Микротрещина на корпусе свечи

Другим распространённым методом диагностики пробитых свечей является наблюдением за ними в специальных стендах, повторяющих условия в которых имеет место быть свеча при работе (камеры с повышенными давлением воздуха). Постепенно повышая уровень атмосферы, можно заметить наличие работающей искры. К сожалению, подобная техника доступна только в некоторых станциях технического обслуживания, и из подручных средств подобную конструкцию вряд ли можно создать.

В условиях, когда до СТО не добраться можно воспользоваться старым «дедовским» способом. Для этого, в полной тишине нужно проверить изменяющийся звук завиденного двигателя, при постепенном отсоединении проводов, идущих от свечей. При контакте с исправной свечей – вы услышите заметное ухудшение оборотов двигателя, при поврежденной свече – звуковых отличий не предвидится.

Но самым основным и самым информативным методом проверки принято считать проверку с помощью стартера. Для этого, необходимо свечу положить на корпус и постепенно проворачивать тумблер стартера. У исправно работающей свечки, между кончиками электродов будет наблюдаться искра, размером до четырех миллиметров.

Пистолет для проверки свечей зажигания

Запасливые водители, неоднократно сталкивающиеся с подобной проблемой, вооружаются специальными приборами, которые в народе называют «пистолеты», или «пробники». Конструкция подобных приборов проста, поэтому не составит труда купить такой незаменимый «помощник» в автомагазинах или в сервисных центрах.

Тестер представляет собою небольшого размера прибор, с углублением в форме паза, куда помещают проверяемую свечу. С другой стороны, на свечку одевают резиновый колпак. По нажатию на кнопку «пистолета», свече дается необходимый разряд, который проверяет наличие проводимости контактов во свече. На некоторых приборах установлена лампочка-индикатор, сигнализирующая об исправности проверяемого экземпляра. Но при всей удобности подобного устройства, 100% информативности он не даёт, так как не может повторить точные условия работы свечи, а лишь слегка их имитирует.

Последствия эксплуатации дефектных свечей

Несвоевременно воспламенённая смесь внутри цилиндра приводит к повышенному расходу топлива.

Детонационная волна производит разрушения в системе выпуска отработанных газов, засоряет катализатор. Двигатель начинает перегреваться, приводя к ускоренному износу поршней и шатунов. Продукты горения своевременно не удаляются и оседают на стенках цилиндров, сокращая срок их службы.

Выявление дефектов при диагностике двигателя по свечам зажигания снижают эксплуатационные расходы.

Каковы признаки неисправности свечей зажигания?

Итак, при выходе свечей из строя работа мотора нарушается. Двигатель отказывается выполнять возложенные на него функции. Приведем перечень признаков, при которых необходимо срочное вмешательство специалиста.


Если запуск двигателя проходит с серьезными и видимыми затруднениями, это сигнал для владельца о необходимости диагностики и замены свечи. Также о вышедшей из строя свечи расскажет характер работы мотора: если агрегат троит, подергивается, а тяги и мощности нет, то это еще один признак. Вместе с этим часто при неисправностях свечей зажигания в несколько раз увеличивается расход топлива, а в составе выхлопных газов преобладает CO. Если наблюдается низкая мощность или мотор не хочет набирать обороты при нажатии на педаль акселератора, то это тоже говорит о необходимости диагностики.

Если вовремя обратить внимание на эти основные признаки неисправности свечей зажигания, то ситуацию можно решить. Если не обращать внимания на эти сигналы, то итог будет плачевный.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]