Периодическая смазка ступичных подшипников существенно продлевает их эксплуатационный срок. Проблема в том, что в продаже встречается очень много разных продуктов для реализации этой задачи, поэтому необходимо понять, какой из них лучше выбрать и как правильно смазывать подшипник ступицы.
Сегодняшняя статья поможет вам узнать следующую информацию:
- какие бывают автомобильные смазки;
- что нельзя использовать для ступичных подшипников;
- как правильно использовать смазывающее вещество и др.
Какой продукт нам подходит
Ступичные подшипники рекомендуется обрабатывать исключительно с помощью качественных смазочных материалов. В противном случае деньги и время будут потрачены впустую, так как подшипник попросту придётся менять.
Какой должна быть смазка:
- Она не должна менять свою консистенцию при повышении температуры. Подшипники ступицы испытывают серьезную нагрузку, они работают при высоких температурах, этот узел может нагреваться до 100-200 градусов. Поэтому смазочный материал должен сохранять свои характеристики в столь непростых условиях эксплуатации.
- Материал должен хорошо работать при минусовых температурах. Если смазка будет очень густой в морозную погоду, это будет создавать препятствие свободному вращению роликов либо шариков подшипника, что несомненно приведет к формированию задиров. В итоге срок службы ступичного подшипника не продлится, а наоборот сократится. Смазывающее средство должно выполнять свои задачи даже при температуре 35-40 градусов ниже нуля.
- В идеале подобрать продукт, консистенция которого меняется, но делает это правильно. Когда температура узла существенно повышается смазка должна быть более жидкой, но не растекаться. Это будет гарантировать достаточное смазывание элементов. При снижении нагрузки смазывающее вещество должно становиться более густым.
- Смазка для применения в ступице не должна бояться контакта с водой. Колеса автомобиля нередко работают во влажных условиях, поэтому выбранное вами средство должно обеспечивать высокий уровень защиты деталей от влияния коррозии.
- В составе продукта не должно быть компонентов, которые могут повредить детали из полимеров и резиновые изделия. Иначе вы продлите срок службы подшипника, но в то же время потратите средства на преждевременную замену сальников и пыльников.
Консистентные смазки, которые используются в автомобилях
Производители предлагают огромное количество смазок, которые подходят для продления эксплуатационного срока подшипников качения. Цветовая палитра очень широкая, но этот показатель в нашем случае абсолютно не важен. Необходимо уделить внимание характеристикам и наименованию вещества.
Электропроводящие смазки
В большинстве случаев такие вещества применяют для работы с электрическими компонентами автомобилей. Например, они позволяют смазывать различные соединения и клеммы. Особенность таких продуктов – высокий уровень защиты деталей из металла от негативного влияния коррозионных процессов. В связи с этим их также иногда применяют для смазки подшипников ступицы.
Консервирующие смазки
Это один из простейших продуктов, обеспечивающий неплохую защиту. Такой тип смазок хоть и рекомендуют для использования с подшипниками, он отличается непродолжительным сроком использования. При контакте с водой эти смазывающие вещества легко смываются. Уже из названия понятно, что они гораздо лучше справляются с обычной консервацией элементов.
Литолы (литиевые смазки)
Основной компонент всех продуктов этой группы – литий, к которому добавляют органические кислоты. Также используется загуститель, способствующий удобному нанесению смазки.
Преимущества литолов для ступичных подшипников:
- Большой срок эксплуатации. Отзывы свидетельствуют о том, что смазка хорошо справляется со своими задачами даже после внушительных пробегов (свыше 80-100 тыс. км). Но мы советуем не экономить и менять её чаще.
- Снижение нагрузок на узел. Смазывающие вещества этого типа заметно уменьшают нагрузки на детали, что продлевает срок их эксплуатации до максимального показателя.
Недостатки литолов:
- Органические кислоты. Наличие этих компонентов может привести к преждевременному износу полимерных деталей.
- Средний уровень защиты от коррозии. По сравнению с иными группами смазывающих продуктов литиевые смазки не гарантируют надёжную защиту в этом плане. В случае разгерметизации корпуса желательно как можно быстрее заменить литол.
В любом случае перед покупкой внимательно прочитайте советы и предостережения производителя товара. Нередко в инструкции сообщается о том, какие элементы автомобиля не рекомендуется обрабатывать выбранным продуктом.
Производителей литиевых смазок существует немало. Один из самых популярных вариантов – Литол-24, он есть во всех автомобильных магазинах. Конечно, можно приобрести и аналоги иностранных производителей, но такая покупка не всегда оправдывает себя. Литол-24 способен существенно продлить эксплуатационный срок узлов.
Молибденовые смазки
В основе таких веществ лежит дисульфид молибдена, именно их рекомендуют применять специалисты.
Преимущества молибденовых средств:
- Отлично справляются с силами трения, продлевая срок службы подшипниковых механизмов.
- Срок службы продукта – около 100 000 км, а это примерно столько же, как и у подшипников. Одноразовая обработка поможет надолго забыть о проблеме.
- Качественная защита от коррозии. Применение смазки формирует на поверхности детали пленку, в результате чего сводится к минимуму риск контакта механизма или узла с окислителями.
Недостатки смазок на основе дисульфида молибдена:
- Серьезный минус – низкая устойчивость к воздействию влаги. Корпус ступичного подшипника должен сохранять герметичность, в противном случае смазку придётся заменить.
- Быстрое загрязнение смазывающего вещества.
- В составе смазки присутствуют абразивные вещества, которые негативно влияют на её качество. В итоге через некоторое время продукт уже не может преодолевать трение.
Отзывы показывают, что средства на основе молибдена не способны демонстрировать хорошие показатели при эксплуатации в условиях высоких температур. При агрессивной манере вождения необходимо выполнять регулярную проверку подшипников.
Из российских вариантов стоит упомянуть Фиол и ШРУС-4, они отличаются низкой ценой и неплохими характеристиками. Среди иностранных производителей хочется выделить разработки компаний Mobil, Texaco, Esso и Liqui Moly.
Высокотемпературные смазки
Особенность этих продуктов в том, что они изначально разработаны для использования при высоких температурах и серьезных нагрузках. В основе смазывающих веществ этого сегмента лежат никелевые и медные порошкообразные соединения.
Плюсы:
- Обработка подшипников такой смазкой позволяет использовать их в экстремальных температурных режимах.
- Средство отлично справляется в случаях экстренного торможения.
- Обладает устойчивостью к воздействию воды.
- Защищает механизмы от окисления и формирования коррозии (этому способствуют специальные присадки в составе смазки).
Специалисты и реальные пользователи отмечают, что высокотемпературные смазки не имеют явных недостатков. Один из самых интересных продуктов на рынке – МС BLUE 1510. Мы решили даже сделать небольшой обзор этой замечательной отечественной разработки.
Какая смазка используется в ступичных подшипниках
Выделяют следующе виды смазки:
- Составы, содержащие литий. Один из распространенных. Доступный в продаже, но есть минус – практическое отсутствие защиты поверхности от влажности. Представитель – «Литол 24».
- Лубрикаторы, устойчивые к температуре. Приобретает теплостойкие характеристики из-за порошка меди и никеля. Добавляются так же и другие металлы. Характерная продукция – Castrol LMX.
- С полимочевиной. Популярный раствор в автомобилестроении. В составе смазки: кальций-сульфанат для стабилизации. Устойчив к температуре до 220 градусов Цельсия. Пример – AIMOL Greasetech Polyurea EP 2.
- С молибденом. Обладает термической стойкостью. Минус – при соединении с водой выделяет конденсат, что сокращающее срок службы деталей.
- Перфторполиэфирные. Применяется в гоночных моделях и автомобилях премиального класса. Высокая стоимость не оправдывает практического использования.
Маркировка
Смазочный материал обозначается в маркировке п/ш. Согласно ГОСТ 3189-89, производитель должен предусмотреть в своих изделиях с смазывающий компонент определенной марки и в определенном количестве согласно стандарта.
Марка смазки | Знак |
ЦИАТИМ-201 | — |
ОКБ-122-7 | С1 |
ЦИАТИМ-221 | С2 |
ВНИИНП-210 | С3 |
ЦИАТИМ-221С | С4 |
ЦИАТИМ-202 | С5 |
ПФМС-4С | С6 |
ВНИИНП-271 | С7 |
ВНИИНП-235 | С8 |
ЛЗ-31 | С9 |
N 158 | С10 |
СИОЛ | С11 |
ВНИИНП-260 | С12 |
ВНИИНП-281 | С13 |
ФИОЛ-2У | С14 |
ВНИИНП-207 | С15 |
ВНИИНП-246 | С16 |
ЛИТОЛ-24 | С17 |
ВНИИНП-233 | С18 |
ВНИИНП-274 | С20 |
ЭРА | С21 |
СВЭМ | С22 |
ШРУС-4 | С23 |
СЭДА | С24 |
ИНДА | С25 |
ЛДС-3 | С26 |
ФИНОЛ | С27 |
Например, 6-256907EK12С20. С20 – это тип смазывающего состава.
У зарубежных производителей существуют собственные внутренние стандарты. Как правило, обозначения смазок указаны в каталогах производителей. Например, у SKF и у NSK существуют собственные коды, обозначающие типы смазок и количество закладываемого объема в закрытый подшипник.
Обзор смазки МС BLUE 1510
Смазывающее средство российского производителя ВМПАВТО имеет высокий показатель окислительной стабильности и обеспечивает качественную защиту узлов трения при резких перепадах температур. Температура подшипников и тормозных дисков достигает сотен градусов. В такие моменты смазка должна удерживаться в механизме и не вытекать. МС 1510 BLUE может работать в диапазоне температур от -40°С до 180°С. Заявленная производителем температура каплепадения достигает 350°С, а это примерно на 100 градусов больше, по сравнению с основными конкурентами. Специалисты провели тесты, которые доказали, что смазка может работать более 300 000 километров пробега.
Для того чтобы показать, насколько существенно МС 1510 BLUE отличается от аналогичных продуктов, на сайте производителя даже опубликовали специальную страничку, имитирующую работу смазок при нагреве. Ниже мы публикуем скриншот, на котором изображено поведение разных продуктов при максимальной температуре 350°С. Видно, что МС 1510 BLUE фактически стоит на месте, чего не скажешь об иных вариантах.
Кроме сохранения функциональности при высоких температурах это вещество обладает устойчивостью к воздействию воды, имеет высокую адгезию и хорошо работает при низких температурах. Советуем также посмотреть официальный видеоролик об этом продукте.
ТОП-5 пластичных смазок для подшипников
EFELE MG-211
1
место
EFELE MG-211
0
/100
РЕЙТИНГ
0
100
EFELE MG-211 – противозадирная литиевая смазка, предназначенная для узлов, работающих при повышенных нагрузках. Диапазон рабочих температур от -30 до +120 °C.
Материал широко применяется в узлах трения ходовой части подъемно-транспортных машин и автомобилей, в подшипниках вентиляторов, электродвигателей, металлообрабатывающих станков, механизмов общепромышленного оборудования. Подходит также для узлов трения конвейерных систем, машин и установок в цементной, сталелитейной и горнодобывающей промышленности.
Кроме подшипников смазку можно использовать в направляющих, зубчатых передачах, шлицевых соединениях и гибких валах в оболочках.
EFELE MG-211 обладает повышенной несущей способностью, высокими антикоррозионными и противоизносными свойствами. Материал устойчив к смыванию водой и отличается хорошей коллоидной стабильностью, а также длительным сроком службы. Может выполнять функцию антиаварийной смазки.
Molykote Multilub
2
место
Molykote Multilub
0
/100
РЕЙТИНГ
0
100
Molykote Multilub – пластичная литиевая смазка для долговременного смазывания. Диапазон рабочих температур от -25 до +120 °C.
Материал предназначен для узлов трения ходовой части подъемно-транспортных машин и автомобилей, подшипников электродвигатей и вентиляторов, подшипников шпинделей, шарико-винтовных передач, направляющих металлообрабатывающих станков.
Может использоваться в узлах трения конвейерных систем, различных открытых и закрытых зубчатых передачах, шлицевых соединениях и гибких валах в оболочках.
Смазка работает во влажной среде, устойчива к вымыванию водой. Она обладает повышенной несущей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, а также свойствами антиаварийной смазки и длительным сроком службы.
Mobilux EP 2
3
место
Mobilux EP 2
0
/100
РЕЙТИНГ
0
100
Mobilux EP 2 – пластичная литиевая смазка для узлов оборудования, работающих в тяжелых условиях. Диапазон рабочих температур от -20 до + 130 °C.
Смазка используется в узлах и механизмах автомобильной техники и промышленного оборудования. В частности ее применяют для обслуживания подшипников и втулок, которые работают при повышенных нагрузках, высоких скоростях, а также ударных нагрузках.
Материал обладает антикоррозионными и противоизносными свойствами, не вымывается водой и устойчив к ее длительному воздействию. Он отличается длительным сроком службы и может использоваться в централизованных системах подачи смазки.
Renolit EP 2
4
место
Renolit EP 2
0
/100
РЕЙТИНГ
0
100
Renolit EP 2 – многоцелевая пластичная литиевая смазка с противозадирными и противоизносными присадками. Диапазон рабочих температур от -25 до +130 °C.
Материал используется в узлах легковых и грузовых автомобилей, специальной техники, промышленного оборудования. Может применяться в редукторах, централизованных системах смазки и в качестве смазки универсально назначения.
Renolit EP 2 устойчив к воздействию воды, выдерживает повышенные нагрузки, обладает противозадирными и антикоррозионными свойствами.
Shell Gadus S2 V100 2
5
место
Shell Gadus S2 V100 2
0
/100
РЕЙТИНГ
0
100
Shell Gadus S2 V100 2 – многоцелевая пластичная литиевая смазка. Диапазон рабочих температур до +130 °C. Нижнюю границу производитель не указывает.
Материал используется в подшипниках электромоторов, водяных насосов, закрытых подшипниках, смазываемых однократно на весь срок службы. Подходит для общепромышленного применения, централизованных смазочных систем и некоторых легконагруженных узлов.
Смазка обладает окислительной и механической стабильностью, антикоррозионными свойствами и длительным сроком хранения.
Чем нежелательно смазывать ступичные подшипники?
Не стоит думать, что выполнять обработку подшипников можно любыми смазками. Например, знакомый с детства солидол вообще не подходит для нашей задачи. Он не может защитить металлические трущиеся детали при резком росте или снижении температуры.
Специалисты не советуют применять такие варианты смазывающих веществ:
- Графитные смазки. Их опасность заключается в наличии абразивных компонентов, которые негативно влияют на состояние металлических деталей подшипников.
- Смазки на основе соединений кальция и натрия. Они действительно компенсируют трение деталей, но при этом не способны защитить от появления ржавчины.
- Силиконовые или вазелиновые вещества. Уже при достижении температуры механизмы до 50-60 градусов такие продукты теряют свои свойства, а подшипники ступицы работают в гораздо более экстремальных режимах.
- Шрус-4. Хотя применять эту смазку можно, многие эксперты все же советуют отказаться от этой идеи. Реальные отзывы свидетельствуют о том, что она больше подходит для более грубых механизмов.
- Смазывающие вещества с железом и цинком также не стоит применять. Они созданы для подшипников качения, но не для ступицы автомобиля. Их лучше использовать в промышленном оборудовании.
- Смазки, в составе которых преобладает углеводород. Это сегмент продуктов, которые подходят для консервации, а не активного использования узлов и механизмов. Спрогнозировать их работу при высоких нагрузках достаточно сложно.
Дополнительные советы
Срок эксплуатации смазки обычно составляет от 35 до 45 тыс. пройденных километров. Но очень важно брать во внимание условия и интенсивность использования транспортного средства. Перед покупкой не лишним будет ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля.
Во время выбора смазки для ступичных подшипников, надо брать во внимание следующие факторы:
- Тип стали. Огромное значение имеет железо, из которого изготовлен элемент.
- Интенсивность эксплуатации авто. Если автомобиль используется постоянно, смазка должна выдерживать стабильные нагрузки.
- Уровень нагрузки. Если речь идет об узлах и механизмах, которые подвержены максимальной нагрузке, необходимо выбирать соответствующие смазывающие вещества.
- Тип подшипника, скорость и частота его вращения.
- Уровень защиты механизма от попадания грязи и влаги.
Опыт свидетельствует о том, что оптимальным решением для многих станет покупка высокотемпературной смазки. В противном случае вещество быстро вытечет, и подшипник будет работать на сухо. Перед использованием нового продукта обязательно удалите из узла остатки старого вещества. Смазывать подшипник надо с умом – экономия рано или поздно приведет к клину, а при избытке вещества оно начнет выдавливаться наружу.
Функции и свойства смазок для ступичных подшипников
Назначение подшипников – уменьшить трение между подвижными и неподвижными деталями устройства. Автомобильный ступичный подшипник – это место, где происходит превращение вращательной энергии колеса в поступательное движение всего механизма. Поэтому он находится под воздействием нескольких разнонаправленных сил и испытывает значительные нагрузки, особенно при высоких скоростях и сложном рельефе местности.
Внимание!
Если внутри подшипника не обеспечить плавного равномерного скольжения, увеличивается износ колёс и мотора автомобиля. В запущенных случаях это может привести к аварийным ситуациям с трагическими последствиями.
Подшипник ступицы колеса – это деталь, требующая своевременной замены. О его износе можно судить по появлению шумов при движении автомобиля. Если вовремя смазать подшипник, увеличив скользящий момент, можно защитить его от дальнейшего разрушения на долгий срок и сэкономить на более дорогих и трудоёмких процедурах по профилактике или ремонту. Хорошая смазка для подшипников ступицы выполняет несколько важных свойств.
- Создаёт среду для лёгкого и равномерного скольжения подвижных частей узла в любую погоду, не теряя своих свойств в сильный мороз или при перегреве. В климатических условиях нашей страны важно, чтобы она была незамерзающей.
- Сохраняет присущие ей вязкость и консистенцию при резком изменении температуры, не полимеризуется, не кристаллизуется и не распадается на фракции.
- Защищает металлические элементы подшипника от химического воздействия окружающей среды, препятствует появлению на них коррозии и ржавчины. Обладает водоотталкивающими свойствами.
- Химически инертна по отношению к неметаллическим частям подшипника или окружающих деталей из резины, пластмасс, полимеров.
Нельзя использовать для смазывания подшипников следующие вещества:
- силиконовые смазки;
- составы, содержащие вазелин;
- графитовые порошки;
- составы на основе натриевого или калиевого мыла;
- шрус-4;
- смеси разнородных смазок.
Они не предназначены для механизмов, подвергающихся воздействию высоких температур или влаги, либо воздействуют как абразив на деликатные механизмы, а потому приводят к их необратимому повреждению.
Внимание! При выборе смазок для ступичных подшипников, следует придерживаться рекомендаций производителя автомобиля относительно их основных свойств и характеристик, указанных в руководстве по эксплуатации.