Черный дым из выхлопной трубы: на бензине, карбюраторе, дизеле, инжекторе, причины, что делать


Сделай репост и информация будет всегда под рукой ✅

Если появился черный дым из выхлопной трубы, вероятно, какая-либо деталь автомобиля вышла из строя. Цвет выхлопа, появившегося при запуске мотора, помогает диагностировать серьезные неисправности.

Причины поломки — разные. Иногда двигатель внутреннего сгорания (ДВС) так реагирует на топливо, если используемая смесь – некачественная. Чтобы выявить проблему и выбрать эффективный способ ее устранения, надо рассмотреть основные неисправности, сделав поправку на тип ДВС. Не все нарушения реально устранить своими руками, отдельные сложности способны ликвидировать только на СТО.


Фото чёрного дыма из выхлопной трубы

В статье подробно расскажу, что означает выхлоп чёрного цвета, про все существующие причины, последствия, как устранить и предотвратить неисправность. Обещаю, будет интересно.

Что такое выхлоп

При нормальном функционировании двигателя внутреннего сгорания и отдельных его модулей, выхлоп – это бесцветный пар, представленный соединением азота в сочетании с углекислым газом. Такие выделения не должны иметь ярко-выраженного цвета, состав может становиться плотным белесым при понижении температур окружающей среды (на морозе), в остальных случаях при заведенном движке из выхлопной трубы должен удаляться невидимый поток.

Внимание! Сам выхлоп представлен процессом выведения отработанных газов из цилиндра ДВС на рабочем ходу поршня.

Смесь пара может выглядеть как серо-черный дым, если катализатор, обеспечивающий устранение и очистку продуктов сгорания из выхлопной трубы работает неправильно. Основная причина появления плотного черного дыма из выхлопной трубы – это неполное сгорание топливной смеси в ДВС, то есть она — переобогащённая.

Оттенок дыма из глушителя может меняться из-за присутствия в его составе частиц несгоревшего бензина, обугливающихся сажей и вылетающих совместно с отработанными газами. Эти продукты засоряют всю систему и нарушают функционирование мотора авто.

Чёрный дым может появляться постоянно, временно, на холодном или горячем моторе. Чаще всего проявляется сильнее, если нажимать на педаль газа. Дополнительно движок плохо заводится утром и в зимнее время, также он может «троить» и потреблять много топлива.

Если пустить поломку на самотёк, то может выйти из строя системы подачи горючего, зажигания и даже сердце автомобиля – двигатель внутреннего сгорания.

О чём говорит тёмный цвет дыма из выхлопной трубы? Перейдём подробнее к причинам.

Могут ли хлопки в глушителе повредить двигатель?

Резкие звуки из системы выхлопа — следствие неточной регулировки ДВС или сбоя его настроек. Нужно проверить следующие системы:

  • газораспределительный механизм;
  • система подачи горючего;
  • система зажигания;
  • датчики ДВС (в инжекторных моторах).

Хлопки не несут особой опасности для двигателя, но если затянуть с устранением неисправностей, проблем не избежать. Задержка с восстановлением неисправных узлов может привести к разрушению клапанов, появлению неполадок в системе выхлопа. Порой такая поломка приводит даже к возгоранию автомобиля.

Это интересно: Установка зажигания и ВВ провода на автомобиле Киа Спектра

Но в «чихании» глушителя есть и позитивные стороны — так автомобиль дает понять, что есть неисправность, которую необходимо устранить. Перед ремонтом приходится проводить комплексную диагностику мотора. Порой нужно отрегулировать или заменить некоторые расходники.

Причины черного дыма из выхлопной трубы

Черный дым и сажа из выхлопной трубы могут появляться у всех типов ДВС независимо от используемого горючего. Проблема возникает при езде на бензине, сжиженном газе и дизельном топливе (ДТ). Если валит черный дым из выхлопной трубы, не исключен сбой с зажиганием, а вероятно переобогащение топливно-воздушной смеси. Автослесари не рекомендуют игнорировать такой сигнал, подаваемый силовым агрегатом. Он может указывать на высокую токсичность газов, быть признаком интенсивного расхода горючего и других нарушений в сгорании топливной смеси.

Если вы увидели, что чёрный дым появился, а через некоторое время исчез, то это нормальное явление. Особенно в очень сильный мороз. Это связано с тем, что форсунки подают в ДВС более обогащённую смесь, чтобы запуск прошёл как можно лучше. Но если это происходит в летнее время, то есть смысл отдать авто в СТО на выявления причины. Лучше проверить автомобиль, потому что если будет подаваться очень переобогащённый бензин, то движок может получить гидроудар, а это выльется в очень дорогой ремонт.


Немного чёрного дыма из выхлопной трубы в сильный мороз — это нормальное явление

Независимо от типа ДВС, причина проблемы состоит в попадании обогащенной топливной смеси в камеру внутреннего сгорания. Опытные автовладельцы утверждают, что такая неисправность является более характерной для моторов, работающих на дизеле.

Мастера при обнаружении неисправности рекомендуют проверить следующие модули: систему зажигания, питания и впрыскивания топливной смеси. Если рассмотреть работу зажигания, можно выделить основные, наиболее распространенные нарушения – неисправность свечей или выход из строя катушки. Если первый элемент не дает искру, требуемой мощности, горючее прогорит не полностью. В результате этого на электродах появится нагар.

Если свечи сильно заливает бензином, запустить двигатель внутреннего сгорания будет сложно. В дизелях используются свечи накала, при их неправильной работе возрастает дымность, потому что топливо полностью не выгорает. Неполное сгорание в бензиновом двигателе вероятно при повреждении катушки. Поломка проявляется в виде пропусков зажигания.

Нарушения работы системы питания часто связаны с топливным насосом или форсунками. При их частичной поломке, происходит перелив горючего. Образуется обогащенная топливная смесь.

Внимание! Дым черного цвета – токсичен для человека, потому даже катализатор не может его ликвидировать. Проблему стоит устранить сразу, потому что она опасная не только для мотора машины, но и для ее владельца.

Иногда черный дым из выхлопной трубы появляется из-за использования бензина недостаточного качества. Такая проблема характерна для горючего любого типа. Если в его составе содержится много несгораемых примесей, работа бензинового движка нарушится, что станет причиной образования неисправности.

Ещё одна хорошая статья: Белый дым из выхлопной трубы: причины дыма бензинового и дизельного двигателя, как устранить

Расскажу про все причины, почему идет черный дым из выхлопной трубы, а также признаки поломки.

Воздушный фильтр

Это специальный фильтрующий инструмент, обеспечивающий очистку поступающего воздуха от вредных примесей и предотвращающий загрязнение мотора посторонними компонентами.


Как выглядит грязный воздушный фильтр

Для полного сгорания бензина в ДВС необходима концентрация воздуха в 20 раз больше, чем масса второго компонента. Воздух, находящийся на улице – загрязненный. В его составе содержатся частицы пыли, семена разных растений, химические элементы. При их попадании на ДВС возможна абразивная реакция, в результате которой отдельные элементы двигателя получат повреждения

При проникновении посторонних элементов к ДВС возникает серьезная проблема – меняется функционирование сердца автомобиля. Их попадание указывает на то, что воздушный фильтр работает неправильно. Так происходит, если есть засор. Чёрный пар, выходящий из выхлопной трубы, станет сизым или даже черным. Первое, что надо сделать – проверить состояние фильтра, произвести его чистку или замену.

Внимание! Выявить потребность замены очень просто. Достаточно обратить внимание на отдельные симптомы: повышенные расход горючего, моторного масла, снижение мощности привода, прирост концентрации диоксида углерода в составе отработанного газа.

Менять воздушный фильтр рекомендовано каждые 10-15 тыс. км пробега.

Форсунки

В процессе использования автомобиля на деталях оседают разные мелкие частицы и крупнофракционные элементы, которые поступают к ним вместе с топливом и постепенно накапливаются в виде смольных и лаковых соединений. Это приводит к засору элемента, изменению направления формы факела распыла и полному прекращению подачи горючего. Проявляется это так, как будто стреляет черным дымом из выхлопной трубы. Причём не только при резком нажатии на газ,а даже при пуске на холостых оборотах.


Фото загрязнённых форсунок

На форсунках в головках блока цилиндра закоксовывание смол перекрывают отверстия, что приводит к нарушению герметичности игольчатого клапана.

Опасность поломки проявляется через некоторое время, потому ликвидировать ее нужно как скорее. В лучшем случае потребуется замена свечей зажигания и чистка инжектора. В запущенных ситуациях потребуется помощь моториста, для капитального ремонта двигателя внутреннего сгорания.

Еще одна сложность, беспокоящая водителей, связана с протеканием самой форсунки. Случается она, когда компонент плохо распыляет горючее или сливает его струей в камеру внутреннего сгорания. Это приведет к образованию плотных клубков чёрного дыма на холостом ходу, если искра зажигания зацепит старое горючее. При малой нагрузке и на холостом ходу, автовладелец может чувствовать подергивания.

Как устранить неисправность? Необходимо прочистить форсунки и прилегающие детали.

Турбокомпрессор

Выход из строя турбокомпрессора происходит в дизельных двигателях. В этом случае черный цвет дыма из выхлопной трубы проявляется при заводе машины и когда газуешь. Поломка хорошо заметна днем, в воздушной массе присутствуют сажистые частицы различной фракции, сам дым из выхлопной трубы кажется тяжелым.

Сажа указывает на неполное сгорание горючего в камере. Расход дизтоплива заметно увеличивается. Возможно появление неисправностей при запуске двигателя на холодную. Если обеспечить прогрев двигателя, он вовсе не запускается, но охлаждение двигателя работает нормально.


Грязный турбокомпрессор

Внимание! При выходе турбокомпрессора из строя, функционирование агрегата заметно нарушится, возрастет токсичность выхлопа, снизится мощность из-за видимых отклонений в составе рабочей топливной смеси.

Черный дизельный выхлоп происходит при засоре фильтра и затрудненности проникновения горючего во впускной воздушный тракт. Следует обеспечить проведение регулировки зазоров клапана и устранить сбои в системах газораспределения.

Поломка ТНВД

Топливный насос высокого давления — один из недешёвых узлов дизельного двигателя. При его выходе из строя, функционирование машины меняется, могут образовываться плотные клубки черно-серого дыма из выхлопной трубы.


Как выглядит топливный насос высокого давления

Нарушение правильной работы этого модуля провоцирует неравномерную подачу топлива к форсункам двигателя. Проблемы с ТНВД и целой топливной системой можно диагностировать, при следующих признаках:

  • активный расход горючего;
  • нарушение работы ДВС при малых оборотах;
  • затрудненный пуск силового агрегата;
  • перегрев мотора и протечка горючего;
  • снижение мощности и отдачи дизеля;
  • повышенная дымность из выхлопной трубы;
  • посторонние шумы при работе.

Диагностировать и устранить неисправность этого модуля затруднительно. Снятие ТНВД – трудоемкая и сложная задача, справиться с которой сможет автовладелец, имеющие хорошие навыки в ремонте машины. При несоблюдении алгоритма проведения работ, модуль можно испортить, потому лучше доверить его автомастерам.

Зазоры в свечах зажигания

Такая поломка возникает, если неправильно отрегулированы свечи (зазор в свечах). Чёрный дым из выхлопной трубы может появиться, если в свечах высокий зазор и присутствует нагар. Если свечи работают неправильно, то катушка зажигания не сможет дать оптимальное искрообразование на электродах. Искра периодически может пропадать.

Ещё одна хорошая статья: ESP: что это такое в машине, для чего нужна система курсовой устойчивости автомобиля ЕСП


Как проверяют зазор в свечах зажигания

В итоге может очень быстро выйти из строя составляющие зажигания, что ухудшит работу ДВС. Зазор между электродами свечей зажигания должен быть от 0,9 до 1,1 мм.

Засорение выхлопной системы

Если засоряется система отработанных газов, то ДВС работает при экстремальных нагрузках. Это приводит в свою очередь к увеличенному расходу масла и бензина.

Чаще всего засорение происходит по причине износа фильтрующей сетки, которая просто осыпается. Движок в этом случае может издавать разнообразные звуки, а также на приборной панели будет постоянно гореть лампочка, что ДВС перегрет (даже при короткой поездке).


Как выглядит сильно загрязнённая выхлопная система

Если появился плотный чёрный дым, который будет пахнуть запахом горелого металла, то следует не откладывая обратиться на станцию техобслуживания для диагностики автомобиля.

Неправильно отрегулированы зазоры клапанов двигателя

Если клапаны отрегулированы неправильно, то это приведёт к уменьшению КПД работы двигателя, а также увеличится его износ. Если зазоры малы, то клапаны подгорают, из выхлопной трубы выходит чёткий дым тёмного цвета. В этом случае требуется срочная диагностика мотора, иначе его детали быстро выйдут из строя.


Как проверяют зазоры клапанов

Иные причины

Часто черный дым в системе зажигания указывает на переобогащенность топливной смеси. В цилиндры двигателя поступает много горючих материалов, которые не успевают полностью сгорать. При собственном образовании, выхлоп окрашивается в черный цвет. Опасен он не только для мотора, но и для человека. Катализатор не может обеспечить сгорание излишек горючего материала в воздушной массе. Низкое качество топлива – повод сметить АЗС.

Причина такой проблемы – серьезная неисправность систем подачи топлива. Встречается она у двигателей разных типов, характерна как для бензина, так и для дизеля. Еще один модуль, поломку которого стоит исключить – система зажигания. При этом горючее не будет своевременно поджигаться, и в холодном виде подходит к глушителю, в виде чёрного дымного пара. Для этой проблемной ситуации характерно то, что мотор троит, присуща нестабильная работа на холостом ходу и при переходных режимах.

Главные причины возникновения черного дыма из выхлопной трубы

Сразу скажем, что основной причиной появления черного дыма из выхлопной трубы является неполное сгорание топлива. В данном случае частички сажи, которые обуглились, но не отдали свою энергию, вырываются через выхлопную трубу, загрязняют выхлопные газы автомобиля и мешают нормальной эксплуатации транспортного средства. Для некоторых дизельных двигателей в меру черный дым является нормальным явлением при работе на холодную и при запуске агрегата. Зачастую черный дым можно легко определить по заметным частичкам сажи, а интенсивность его выброса постоянно увеличивается. Основные причины такого явления следующие:

  • топливо может быть низкого качества, тогда основная его часть не сгорает, а выходит через выхлопную трубу;
  • возникла неполадка в системе питания, плохо работает подача топлива, бензин льется бесконтрольно;
  • произошла поломка или загрязнение форсунок, топливо подается не в распыленном виде, а обильной струей;
  • в топливе присутствуют добавления и присадки, которые несовместимы с работой вашего типа двигателя;
  • возможно, сломались датчики впрыска топлива, бензин постоянно подается интенсивно и в большом количестве;
  • практически всегда в таких ситуациях значительно увеличивается расход топлива, растет токсичность выхлопных газов;
  • машина теряет мощность, а силовой агрегат начинает работать с перебоями, плохо запускаться;
  • одной из причин черного дыма также может быть разгерметизация блока цилиндров, что потребует капитального ремонта.

Слишком сильный износ поршневой группы иногда дает такие последствия, как черный дым из выхлопной трубы. В таком случае интенсивность вывода дыма увеличивается, составляющая часть черных частиц постоянно растет. В итоге это приводит к тому, что эксплуатация машины становится невозможной в силу слишком обильных черных выхлопов и неприятного запаха продуктов работы двигателя. Если вы столкнулись с такими проблемами, придется незамедлительно приниматься за их решение, поскольку автомобиль в скором времени невозможно будет использовать по назначению.

Причины чёрного дыма в зависимости от типа двигателя

Сам по себе чёрный дым из выхлопной трубы не опасен для мотора, но игнорировать этот симптом при его постоянном проявлении – не следует. Со временем, в случае если имеется засор или поломка какого-либо модуля, может пострадать двигатель. Надо запомнить момент появления чёрного дыма. Ее появление при пуске на холостых оборотах, при запуске на холодную и при перегазовке имеет разные причины.

Ознакомьтесь с таблицей, в которой наглядно указаны причины чёрного дыма в зависимости от режима работы двигателя. Если таблица видна не полностью, сдвиньте её вправо.

Характер работы ДВСПричины
При запуске на холодную
  • Износ маслосъемных колпачков;
  • частичное западение элементов поршневой группы;
  • неисправность датчика двигателя;
  • использование топлива недостаточного качества;
  • забитый масляный фильтр;
  • переобогащение топливной смеси;
  • неправильная работа свечей накала (для дизеля).
На высоких оборотах при перегазовке
  • Засор воздушного фильтра;
  • сбой в системе зажигания;
  • неисправен лямбда-зонд;
  • неисправности в бензонасосе.
На холостых оборотах
  • Уровень топлива в поплавковой камере поднимается выше рекомендуемого;
  • засоренный воздушный фильтр.

Внимание! Сизый или синий дым указывает на то, что в камеру сгорания попадает моторное масло.

Карбюратор

В случае с карбюраторным двигателем, все достаточно просто. Если дым из выхлопной трубы окрашивается в темный оттенок, появляется сизый дым, стоит пересмотреть работу самого модуля – возможно, он дает сбой. Это часто связано с переливом в поплавковой камере, возникающим под действием двух причин:

  1. Неисправность игольчатого клапана. Он может залипать или пропускать излишнее количество топлива.
  2. Закоксованность или засорение жиклёров – небольших форсунок, с точными размерами.
  3. Свечи.
  4. Неправильный угол опережения зажигания.
  5. Износ поршневых колец и клапанов.


Как проходит чистка карбюратора
Первое, что нужно сделать – разобрать карбюратор и прочистить его. Если действия не помогают, нужно приобрести ремкомплект (саму «иглу» и жиклеры), и восстановить уровень бензина в камерах.

Инжектор

Инжектор по сравнению с карбюратором – совершенно другое устройство, которое работает проще. Топливно-воздушная смесь подается при содействии электроники (она держит соотношение топлива и воздуха в пропорции 1 к 14,7), а впрыск в цилиндры обеспечивает устройство под названием инжектор. Именно поэтому основные причины нарушений будут совершенно другими:

  1. Часто поломку стоит искать в самом инжекторе, он засоряется и не может в нужном количестве поставлять топливо. Из-за накопления давления случается сильное опережение впрыска, с излишками. Работать двигатель будет нестабильно, его обороты могут скакать от низких до высоких.


    Инжекторная система

  2. Автоматизированную работу системы нужно контролировать при помощи датчиков. При их неисправности автомобиль может вовсе не запускаться или будет впрыскиваться слишком много топлива, которое не успеет прогореть. Отсюда и появятся клубочки темного дыма.
  3. Топливный насос. У многих инжекторных двигателей он находится внутри бака. При его неисправности возможна подача лишнего количества топлива под высоким давлением, это спровоцирует перелив в камерах впрыска.
  4. Загрязнён воздушный фильтр. Его необходимо заменить.
  5. Грязная дроссельная заслонка. Она чистится самостоятельно при помощи популярного средства Carb Cleaner.
  6. Неисправность системы зажигания.
  7. Засорение игольчатого клапана форсунок. Это происходит из-за заправки автомобиля некачественным горючим.

Ещё одна хорошая статья: Какие выбрать летние шины: ТОП 40+ лучших, полезные советы, отзывы, цены, марки

Если проблема заключается в некорректной работе самого инжектора, его нужно снять и прочистить. Такую процедуру советуют проводить 1 раз на 60 000-70 000 км. При соблюдении регламента, вопрос с появлением черного дыма не побеспокоит владельца.

Дизельный двигатель

Именно при езде на дизеле автовладельцы часто сталкиваются с плотными клубнями черного дыма из выхлопной трубы. Связано это с тем, что система воспламенения топлива работает по-другому. Само ДТ даже при нормальном функционировании всей системы является самым «грязным» и черно-сизый дым считается нормой, особенно при разгазовке.

Основные причины появления чёрного дыма:

  1. Выход из строя сажевого фильтра, потребность в его замене, интенсивность дыма будет невысокой.


    Грязь на сажевом фильтре

  2. Поломка насоса высокого давления, происходит интенсивный перелив, элемент надо заменить.
  3. Неправильный угол опережения зажигания – требуется регулировка.

Внимание! Вспомните, как работают старый автобусы или большие Камазы. Они славятся самым «насыщенным» выхлопом и никого это не пугает. Сейчас справиться с поломкой помогают специальные сажевые фильтры, очищающие воздушную смесь и предотвращающие попадание токсических соединений в воздух.

Почему стреляет в глушитель: причины

Основная причина появления хлопков — неполное выгорание топлива. После попадания в систему выхлопа оно воспламеняется. Процесс сопровождается похожим на хлопок шумом. Сила взрыва зависит от количества несгоревшего топлива. Иногда можно слышать даже целую очередь выстрелов. Кстати, иногда стреляет в глушитель при резком сбросе газа или при нажатии на него — при этом из трубы выхлопа выходит много дыма. На поломку указывают потеря мощности ДВС и увеличение расхода горючего.

Есть и другие причины, по которым возникают хлопки.

Воздушный фильтр как причина неполадки

Одна из причин, которая может повлечь за собой хлопки в глушителе при сбросе газа, — это неправильно сформированная топливная смесь. Для ее формирования используется всего два компонента — это бензин, а также небольшое количество воздуха. Последний попадает в систему через систему трубок, на входе которой стоит воздушный фильтр. Если эта деталь забивается, то она не способна пропускать через себя необходимое количество воздуха, а потому у двигателя начинается «кислородное голодание». Естественно, из-за этого не удается полностью сжечь топливо, а потому оно попадает в коллектор, откуда и вытекает в систему выхлопных газов, создавая хлопки в глушителе при сбросе газа. Непосредственно хлопок происходит из-за того, что в глушителе топливо нагревается, а впоследствии и взрывается.

Что касается устранения описанной неполадки, то это достаточно просто. Необходимо проверить воздушный фильтр, находящийся на входе в систему. Чистить его нельзя, а потому, если он забился достаточно сильно, его нужно просто заменить на новый. Проблема является наиболее простой в плане ее устранения. Возникает же она чаще всего в тех случаях, если фильтр не менялся какое-то время после того, как по регламенту это нужно было сделать. Хлопки в глушителе в этом случае устранить наиболее просто.

Карбюратор и хлопки

Достаточно часто случается так, что хлопки в выхлопной системе начинаются из-за того, что был неверно настроен карбюратор. Его задача состоит в том, чтобы создавать верную топливно-воздушную смесь, которая после этого подает в двигатель. Если произойдет так, что после его настройки он будет слишком сильно насыщать смесь топливом, то есть бензином, то начнет происходить то же самое, что описывалось выше. То есть начнут происходить хлопки в глушителе при сбросе газа на карбюраторной системе. Естественно, что единственным верным выходом в такой ситуации будет перенастройка этого элемента.

Первое, что нужно сделать в таком случае, — это проверить уровень бензина в камере, в которой находится специальный поплавок. Здесь важно знать, что каждый карбюратор настраивается индивидуально, а потому и оптимальный уровень у каждого свой. Однако есть одна общая особенность: если снять крышку, то поплавок должен быть заподлицо с уровнем крышки. Если это не так, то нужно заняться регулировкой. Кроме того, сразу стоит проверить еще и целостность самого поплавка. Если он имеет какие-либо деформации, то это может привести к тому, что внутрь него попадает топливо, а потому он и указывает неверный уровень бензина.

Еще одна причина хлопков в глушителе — это жиклеры системы. Они также могут быть неверно настроены или же, если они эксплуатируются уже давно, замусорились. В этом случае будет происходить то же самое, что случалось и с загрязненным воздушным фильтром. Жиклеры — это те же воздушные фильтры, с той лишь разницей, что они используются в карбюраторной системе для создания смеси, а не в инжекторной. Их засорение означает, что количество воздуха, поступающего в камеру, уменьшается, а потому происходит перенасыщение смеси бензином. Довольно часто хлопки в глушителе на холостых оборотах происходят после того, как был осуществлен резкий переход с таких оборотов на повышенные. Кроме того, причиной может стать и резкое увеличение скорости, то есть чрезмерное ускорение. Если после каких-либо из этих действий появились хлопки, то нужно проверить карбюратор.

Перелив топливной системы

Когда карбюратор подает слишком большое количество горючего – «переливает», топливовоздушная смесь частично попадает внутрь выпускного коллектора, отчего мотор стреляет в выхлопную трубу. Зачастую неполадка обнаруживается по сильному запаху бензина, который слышен в подкапотном пространстве и в салоне автомобиля. Второй признак – электроды свечей, покрытые черной копотью. Третий маркер – дым из выхлопного тракта, окрашенный в черный цвет, иногда вперемешку с сажей.

Это интересно: Руководство по эксплуатации: ремонт ВАЗ 21099 своими руками


Причины, вызывающие перелив со стороны карбюратора и хлопки:

  • напрочь забитый воздушный фильтр заставляет мотор втягивать большее количество топлива;
  • игольчатый клапан в поплавковой камере карбюратора потерял герметичность;
  • там же – прорыв мембраны насоса – ускорителя либо экономайзера, заклинивание заслонок в приоткрытом положении.

Подача большого количества бензина сопровождается «плаванием» оборотов холостого хода или повышением до отметки 2000—2500 об/мин. Выстрелы слышны и в процессе езды, когда водитель резко отпускает педаль акселератора, продолжая движение накатом при включенной скорости.

Неисправности зажигания

Проблемы в системе искрообразования провоцируют возникновение 2 видов хлопков: обратно в карбюратор либо в глушитель. Явление объясняется просто: в первом случае искра на свече проскакивает слишком рано, когда не успел закрыться впускной клапан (раннее зажигание), отчего воспламенение в камере распространяется на коллектор и карбюратор.

Второй случай – слишком позднее зажигание: вспышка горючего происходит одновременно с открытием выпускного клапана.

Как раннее, так и позднее искрообразование возникает по следующим причинам:

  • в главном распределителе зажигания (трамблере) вышел из строя «бегунок» — элемент, поочередно передающий искру цилиндрам через высоковольтные провода;
  • там же – сдвинулся или пришел в негодность датчик Холла;
  • в трамблере с кулачковым (механическим) прерывателем обгорели контакты либо износился подшипник;
  • трещина в крышке распределителя;
  • перестал нормально работать конденсатор;
  • угол опережения зажигания выставлен неправильно.

Примечание. Угол опережения нередко нарушается в процессе ремонта, когда автолюбителю понадобилось снять трамблер. Другая причина – самопроизвольный сдвиг вследствие вибрации (слабо затянута прижимная гайка).

Признаком перечисленных неполадок служит выстрел в карбюратор или выхлопную трубу при нажатии на газ. На холостых оборотах двигатель «чихать» не будет, хотя нестабильная работа при такой неисправности обеспечена.

Лучший способ быстро найти корень проблемы – временно поменять источник неприятностей – главный распределитель зажигания и проверить работоспособность мотора на всех режимах. Если запасной трамблер отсутствует, придется идти по списку и проверять каждую деталь в отдельности. Начинайте с настройки угла опережения.

Тепловой зазор как причина всех проблем

Для начала необходимо понимать, что такое сам тепловой зазор. Это расстояние, на которое могут увеличиваться в объеме отдельные части двигателя, при их нагревании. Чаще всего его можно обнаружить между такими элементами, как толкатели клапанов, а также кулачки распределительного вала. Неверно выставленный тепловой зазор может быть одной из причин, почему происходят хлопки в глушителе на газу.

Непрямыми, но все же доказательствами того, что зазор слишком большой, могут быть два фактора. Первый из них — снижение мощности двигателя, а второй — повышенный шум во время его работы. Если зазор слишком маленький, то это приводит к выстрелам газа в выхлопной трубе. Происходит это по вполне понятной причине — не полностью закрытый клапан будет пропускать небольшое количество бензина в коллектор, откуда он и стекает в систему выхлопных газов.

Естественно, что тепловой зазор головки блока цилиндров можно отрегулировать. Проводить регулировку клапана на каждом цилиндре придется вручную, а делать это можно лишь на холодном двигателе.

Проблемы ГРМ

Хлопки в глушителе, двигатель которого функционирует с неисправным газораспределительным механизмом (ГРМ), являются неизбежными. Что касается проблем, которые предшествуют поломке ГРМ и дальнейшим выстрелам, то они несколько схожи с теми, которые случаются при неверно настроенной системе зажигания.

Другими словами, выпускной клапан будет открываться в тот момент, когда бензин еще не полностью сгорел. Естественно, что не сгоревшее топливо будет вытекать в систему выхлопных газов, что приведет к уже знакомым хлопкам.

Есть несколько причин, которые могут возникать в системе ГРМ, приводя к таким последствиям:

  1. Довольно распространенная и первая, которую нужно проверить, — износ ремня газораспределительного механизма. Определить эту неполадку можно по дополнительному металлическому хлопку или повышенному шуму в тот момент, когда двигатель работает на пониженных оборотах. Если это происходит, то есть два варианта устранения неполадки. Первый — полная замена ремня, второй — необходимо подтянуть его, если он ослаб, но не износился.
  2. Случается так, что при проверке системы ГРМ обнаруживается износ зубчатого шкива. Как-либо отремонтировать его не удастся, а потому нужно просто заменить на новый.
  3. Еще одна причина — это частичный выход из строя клапанов. С течением времени они покрываются нагаром. Этот процесс значительно ускоряется, если заправлять автомобиль низкокачественным топливом. Естественно, это приведет к снижению эффективности работы механизма. Может произойти зависание клапанных пружин, что повлечет за собой перегрев двигателя. Их необходимо заменить, если это произошло. Может быть и так, что на поверхности клапанов будут обнаружены царапины, значит, их нужно отшлифовать. Если на поверхности будут изгибы или шероховатости, то нужно провести притирку.

Это интересно: Как проверить подсос воздуха во впускном коллекторе: симптомы

Стоит сказать и о том, что хлопки в глушителе ВАЗ автомобилей и других, использующих ГРМ для работы, слышны лишь при прогретом двигателе. Если он холодный, то их не будет. Это также является одним из доказательств того, что проблема кроется в газораспределительном механизме.

Хлопки инжекторных двигателей

Хлопки при сбросе газа в глушителе в карбюраторных двигателях происходят чаще, чем в инжекторных, как показывает практика. Однако инжекторная система все же подвержена этому дефекту. Стоит отметить, что причины возникновения хлопков у инжекторной системы есть и отдельные.

В таких автомобилях работа двигателя подчиняется системе ЭБУ, которая управляет, основываясь на большом количестве информации, полученной от разных датчиков. Естественно, что ложная информация с любого из датчиков приведет к неверному функционированию всей системы. К примеру, если будет поступать фальшивая информация с датчика забора воздуха, то это приведет к неверному составлению топливно-воздушной смеси, как и у карбюраторных двигателей. Проблема будет такой же, но ее причина возникновения несколько отличается.

Почему хлопки в глушителе могут возникать в инжекторных системах? Виной этому может быть неверная работа коленчатого вала. Следует проверять положение датчика этой детали. Если этот прибор будет выдавать информацию о смещении на один зуб, то это также будет приводить к неисправной работе. Кроме этих элементов, причиной может стать «глюк» датчика положения дросселя или Холла, а также некоторые другие элементы.

Первое, что необходимо сделать, когда начинаются хлопки в глушителе при сбросе, холостых оборотах и увеличении оборотов, — провести компьютерную диагностику, если автомобиль снабжен инжекторной системой. Такая диагностика должна выявить, с каким именном датчиком или другим элементом случилась поломка. Кроме этого, стоит проверить и сам инжектор с помощью той же компьютерной диагностики.

Последствия и виды неисправностей

Несгоревшие частицы топлива с высокой вероятностью спровоцируют повышение токсичности выхлопа. При инжекторном типе, катализатор быстро выйдет из строя, а его замена будет стоить довольно дорого. Либо при излишнем переливе может привести к гидроудару, потому что топливо будет подаваться в жидком виде. А это поломка обойдётся ещё дороже.

Для владельцев дизельного аналога, прогноз еще хуже – вероятен разрыв блока мотора. Такая неисправность возникает из-за чрезмерно высокого давления, топливо в баке воспламеняется от самого сжатия, происходящего под массивным давлением.

Игнорировать черный дым, выходящий из выхлопной трубы и закрывать глаза на такую проблему – не следует. Автовладелец в результате собственной халатности может столкнуться с серьезными неисправностями, ремонт которых будет не по карману.

Что делать и как устранить чёрный дым из выхлопной трубы

Многие владельцы автомобилей, желающие сэкономить, пытаются произвести устранение неисправности своими руками. Это разумно лишь в случае, когда человек знаком с принципиальным устройством основных модулей автомобиля и имеет определенные навыки в коррекции их работоспособности. Если проигнорировать это правило, «мастер» может сделать только хуже.

Чтобы сохранить работоспособность своего автомобиля нужно соблюдать основные правила ухода за ним, а не пытаться устранять появившиеся неисправности своими руками:

  1. Если есть сомнения в качестве топлива на конкретной заправке, надо сменить АЗС.
  2. Регулярно производить замену топливного фильтра, особенно при наличии сомнений в качестве используемого горючего.
  3. Для очистки инжекторов можно прочистить электронику, используя некоторое время бензин с очищающими добавками.
  4. Своевременно производить замену воздушного фильтра. Этот клапан предупредит попадание грязных частиц в выхлопную трубу.
  5. Контролировать состояние и выверять работоспособность форсунок и карбюратора.
  6. Сравнивать имеющееся давление в цилиндрах мотора с заявленным номинальным.
  7. В дизельных автомобилях регулярно проверяйте состояние сажевого фильтра.

Ещё раз повторю: водителю стоит обратиться на станцию технического обслуживания, для диагностики и устранения сбоя с работоспособностью транспортного средства.

Если регулярно образуется густой черный дым из выхлопной трубы, ситуация указывает на наличие неисправностей. Проблемы — разные, в зависимости от типа двигателя. Внимательно стоит всматриваться в цвет выхлопа, появляющегося после запуска мотора, он – важнейший маркер.

Иногда возникновение чёрного дыма – это своеобразная реакция двигателя на использования некачественного горючего. Чтобы суметь разобраться с причинами и эффективно устранить проблему, нужно углубленно изучить устройство отдельных модулей. Производить их ремонт своими руками – не всегда оправдано. Неопытный автовладелец может причинить вред деталям и своему кошельку.

В случае поломки недешёвой детали автомобиля, лучше посетить проверенную СТО. Поэтому правильно эксплуатируйте автомобиль, следите за состоянием деталей, вовремя их меняйте и у вас не будет никаких вопросов с чёрным выхлопом.

Сделай репост и информация будет всегда под рукой ✅

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]