Подшипник ступицы переднего колеса
Чтобы понять, насколько важна своевременная замена ступичного подшипника, рассмотрим детально, что он собой представляет, какие функции выполняет, а также чем чревата несвоевременная замена.
Ступичный подшипник – элемент ходовой части автомобиля, предназначенный воспринимать нагрузку от колеса и передавать её дальше на подвеску. Представляет подшипник качения, с шариковым или роликовым рабочим телом, обычно закрытого необслуживаемого типа. Изготавливается из легированной, высокопрочной подшипниковой стали.
Помимо вращательного движения, воспринимает различного рода динамические нагрузки, вектор которых и интенсивность постоянно меняются в зависимости от изменения дорожной обстановки:
- При попадании в неровности дороги, резко возрастает давление на верхнюю и заднюю часть обоймы и шарики (ролики), которые в данный момент находятся в этом положении.
- При резком торможении или разгоне, испытывают напряжение передняя и задняя части обойм вместе с рабочими телами.
- При вхождении в поворот, осевая сила стремится свернуть внутреннюю обойму относительно наружной.
Одновременно с этими нагрузками, постоянной величиной является вес автомобиля и вращательное движение. Поэтому ступичный подшипник переднего колеса является самым нагруженным элементом ходовой части автомобиля.
Стоимость замены подшипника ступицы переднего колеса около 1500 рублей
Игнорирование симптомов выхода из строя подшипника ступицы повлечёт за собой, рано или поздно, его полное разрушение. Если это произойдёт в пути и на большой скорости, скорее всего, произойдет авария. В отличие от задней оси, где подобная поломка сначала вызовет ужас у водителя внезапно появившимся грохотом от перемалываемых шариков (роликов) и кусков сепаратора в полости ступицы вместе с вибрацией, разрушение переднего ступичного подшипника повлечёт потерю над управлением автомобиля. Не исключен и отрыв колеса вместе со ступицей от поворотного кулака, если сорвёт болт крепления шруса.
Виды конструкций ступичного узла переднего колеса
Ступичные узлы первого поколения (HUB I), второго поколения (HUB II), и третьего поколения (HUB III) отличаются друг от друга по используемым в них подшипникам и периферийным компонентам.
Кроме того, их конструкции классифицируются по условиям работы (вращение по наружному или внутреннему кольцу) и расположению компонентов (для ведущих или не ведущих колес). Кроме того эксплуатируются и производится автомобили со ступичными узлами, состоящие из двух однорядных подшипников, но об этом будет рассказано далее.
Двухрядный шариковый или роликовый подшипник (HUB I)
Ступицы переднего колеса имеют разные типы подшипниковых узлов. Рассмотрим конструкцию, где внешняя обойма является общей для каждого из рядов подшипникового блока (ролики, или шарики), а внутренняя разделена на 2-части.
Тип необслуживаемого подшипника ступицы переднего колеса исключил регулярную смазку и регулировку люфта. Заводские уплотнительные кольца герметизируют сепаратор, шарики от попадания грязи, пыли, воды. Есть со встроенными кольцами ABS и без них. Фото 1.
Сборка состоит: из общей наружной обоймы, двух отдельных внутренних обойм с сепараторами. В комплект запасных частей входит:
- стопорное кольцо,
- осевая гайка,
- шплинт,
- колесные болты ступицы.
Типовая схема установки и расположения на примере ВАЗ 2110
Похожие статьи
Как проверить передний ступичный подшипник
Конструкция из 2-однорядных подшипников
Встречается на передних колесах автомобилей ВАЗ, УАЗ Патриот, старых моделях Фиат. Используются на заднепроходных авто с небольшим крутящим моментом на оси. Они относятся к обслуживаемым подшипникам, требуется периодической регулировке и смазке.
Схема расположения деталей поворотного кулака на примере ВАЗ 2107
Подшипник совмещён со ступицей в одном корпусе (HUB II, HUB III)
У современных автомобилей ступичный подшипник необслуживаемый. Внутренняя и внешние обоймы находятся в корпусе ступицы, интегрированы во фланцы. Один крепится к кулаку, на второй надевают тормозной диск и колесные болты. Фото 3.
Эта конструкция используется как для ведомых, так и для не ведомых колес
Похожие статьи
Замена переднего подшипника ступицы ваз нива
Внимание! В случае применения с приводным колесом внутреннее кольцо (обойма) имеет шлицы для включения приводного вала
Так же в конструкции данных подшипников добавляют встроенные датчики ABS/скорости.
Типовая схема установка и расположения на примере Шевроле Круз:
Диагностика
Первичным признаком износа ступичного подшипника является появление характерного гула на ходу. Однако не стоит сразу приписывать посторонний шум при движении подшипнику. Подобный звук может издавать некачественная либо плохо отбалансированная шина, шрусили коробка передач. Для начала нужно, на ровной пустой дороге, на минимальной скорости, при которой появился шум, слегка побросать руль влево-вправо.
Рекомендуем:
Грязевая резина: что такое, для чего нужна, цена и где купить
Это делается для того, чтобы разгрузить одну сторону автомобиля и загрузить другую. При повороте руля вправо, автомобиль под действием центростремительной силы попытается опрокинуться на левый бок.
Вес перераспределится: нагрузка на переднее и заднее левые колеса возрастет, а правые разгрузятся. Если при этом звук уменьшиться или вообще пропадет – проблема в одном из подшипников правых колес. Если же усилится или не поменяется – проблема с левой стороны. Далее необходимо выяснить, передний или задний ступичный подшипник гудит.
Для этого существует несколько способов:
- Сначала нужно поставить автомобиль на стояночный тормоз. Установить противооткатные упоры под задние колеса. Поднимаем домкратом автомобиль у колеса, на котором предположительно гудит подшипник, до отрыва земли. После этого, взять руками за верх и низ шины и попытаться покачать колесо взад-вперед. Наличие люфта в вертикальной плоскости может свидетельствовать об износе ступичного подшипника.
- Проворачивая колесо с небольшой скоростью, прислушаться к звуку. Если слышны характерные шелестящие звуки перекатываемых шариков или роликов, а также чувствуется некоторая ступенчатость во вращении и легкие, едва заметные, подклинивания – это также может указывать на износ в ступичном подшипнике.
- Убедившись, что вывешенное колесо не касается земли, запустить двигатель и включить самую высокую передачу. Сработает дифференциал, и вывешенное колесо начнёт вращаться. Разогнать по спидометру до 60–80 км/ч (при этом вращение колеса будет соответствовать скорости 120–160 км/ч, так как из-за заблокированного второго частота вращения увеличится вдвое). Выключить передачу, заглушить двигатель. Выйти из авто, послушать и запомнить звук.
- После этого поднять на домкрате противоположное колесо и проделать эту же операцию. Сравнить издаваемые при вращении звуки. Также для сравнения проделать процедуры из пунктов 2.1 и 2.2. Если симптомы из всех трёх пунктов диагностики проявляются, то приступаем к замене. Если же нет – возможно, проблема в чём-то другом.
Рекомендуем:
Как проверить задние амортизаторы — пошаговая инструкция
В чем причины неисправности и когда менять?
Учтите, что в случае неисправности вы должны заменить подшипник ступицы переднего колеса. Определить поломку можно по появлению нарастающего гула и посторонних шумов в передней части авто. Последние могут исчезать при повороте руля и возвращаться при его возвращении в исходную позицию.
Как проверить подшипник ступицы и узнать, какой из них «барахлит»? – Очень просто. К примеру, если при повороте в левую сторону шум пропадает, то менять нужно правый подшипник и наоборот.
Можно проверить целостность подшипника и другим методом. Для этого необходимо подойти к колесу, на которое падает подозрение, поставить руки на 9 и 15 часов и начинать качать колесо. После этого ставьте руки на 6 и 12 часов с аналогичными действиями. Если есть сильный люфт, то подшипник ступицы явно неисправен.
Что касается причин поломки детали, то их несколько – сильный удар по подшипнику, попадание в него воды, перегрев изделия, вымывание из него смазки, естественный износ и так далее. Кроме этого, подшипник может ломаться в случае неправильного проезда ям на дороге.
К примеру, при движении по дороге со скоростью 70-80 километров в час водитель интуитивно жмет на тормоза. Как следствие, вес машины переносится на передние колеса, которые на скорости влетают в яму. Итог – сильный удар и деформация изделия.
Подготовка к работе
Так как для каждого автомобиля технология замены и применяемый инструмент будут отличаться, рассмотрим на конкретном, широко распространенном автомобиле, VolkswagenPassatB6.
Заранее заготавливаем следующий необходимый инструмент:
- домкрат автомобильный;
- молоток;
- отвертка крестообразная;
- отвертка плоская;
- баллонный ключ 19 мм;
- воротки под большой 1/2″ и малый 1/4″ квадрат;
- головки шестигранные 16 мм, 21 мм (свечная головка);
- головка двенадцатигранная М24;
- бита звездочка М12с головкой (длинная и короткая);
Это весь необходимый для выполнения замены инструмент. Для удобства можно запастись болтом М14х1,5 длиной не менее 90 мм.
Яма или подъёмник не понадобится. Только ровная площадка с запасом свободного пространства со стороны производства работ не менее 1 метра.
Инструкция по замене ступичного подшипника переднего колеса
В этом автомобиле, и во многих современных, подшипник меняется вместе со ступицей. Производитель пошел на этот шаг сознательно. Да, увеличивается стоимость. Но замена узла целиком исключает ошибки монтажа.
Демонтаж:
- Ставим автомобиль на ровную площадку. Затягиваем стояночный тормоз. Под задние шины подкладываем противооткатные упоры.
- Руками (или можно аккуратно помочь отверткой, если не поддаётся) снимаем защитную крышку болта крепления шруса.
- Головкой М24 срываем болт крепления шруса. Обычно он затянут большим моментом, поэтому понадобится длинный рычаг.
- Срывам баллонным ключом на 19 колесные болты.
- Поднимаем на домкрате машину так, чтобы колесо свободно проворачивалось. Сильно высоко не нужно.
- Откручиваем и снимаем колесо.
- Шестигранной головкой на 21 мм (можно воспользоваться свечной) откручиваем два болта крепления скобы суппорта. Снимаем суппорт и отводим его в сторону. Можно подвязать хомутом к стойке или тяге стабилизатора.
- Крестообразной отверткой отвинчиваем болтик крепления тормозного барабана. Снимаем тормозной барабан.
- До конца отвинчиваем болт крепления шруса.
- Головкой на 16 отворачиваем 3 гайки крепления шаровой опоры. Надавив рукой или воспользовавшись рукояткой молотка в качестве рычага, выводим болты крепления шаровой опоры из рычага. Отводим ступицу на себя.
- Рулём максимально выворачиваем ступицу на себя для удобства доступа. Короткой битой М12 откручиваем 2 нижних винта, длинной – 2 верхних. Моменты затяжки здесь высокие, поэтому может понадобиться дополнительный рычаг.
- Производим демонтаж ступицы. Его можно выполнить несколькими способами: Самый простой – молотком через наставку бить изнутри. Весь узел пойдёт в металлолом, можно не жалеть. Способ не совсем удобный, так как размахнуться не получится, и можно что-нибудь случайно повредить.
- Можно молотком стучать по фланцукрепления колеса снаружи. Это проще, но нет возможности поменять угол удара. С одной стороны помешает защита, с другой придётся сильно извернуться. Ступица может пойти на излом и заклинить.
- Расклинивать отверткой или другим острым предметом в зазор между поворотным кулаком и ступицей. Способ не самый лучший, детали алюминиевые, и их можно легко повредить.
- Самый долгий, но и самый аккуратный способ – при помощи болта М14х1,5. Заворачиваем его в отверстие для колесного болта до упора в поворотный кулак. Проворачивая болт дальше, ступица будет понемногу выходить из своего посадочного места.
Рекомендуем:
Как проверить стойки амортизатора на автомобиле
Замена переднего ступичного подшипника своими руками: пошаговая инструкция
Сегодня я покажу, как меняется передний ступичный подшипник на переднеприводных автомобилях без снятия стойки и без пресса.
Если у вас литые диски, первым делом снимаем центральный колпачок.
Выясняем, какого диаметра центральная гайка, которой крепится шрус.
Берём очень мощную головку, в данном случае у меня здесь гайка на 30, поэтому и головка соответственно на 30.
Также берем мощный лом, желательно, чтобы длина этого лома было около 2 метров.
Затем вам понадобится или помощник, который будет давить со всей силы на тормоза, или нужно будет подкладывать противооткатные упоры под все четыре колеса.
Перед началом откручивания колеса немного выворачиваю его.
Это делается для того, чтобы при откручивании лом не упирался в кузов автомобиля.
Подкладываю противооткатные упоры и можно пробовать откручивать.
Сразу ослабляем гайки на колесе и поднимаем домкратом машину.
Полностью выкручиваем центральную гайку, откручиваем колесо и снимаем его.
Полностью откручиваем тормозной суппорт вместе со скобой, он крепится на двух болтах: один болт сверху и один болт снизу.
Снимаем тормозной суппорт вместе со скобой и подвешиваем его на пружину с помощью выгнутого крючком электрода. Снимаем тормозной диск.
Если он не снимается, придётся немного постучать. Но стучать нужно не по тормозному диску, а по центральной трубке ступицы.
Одновременно отжимаю тормозной диск с помощью монтировки и стучу по внутренней трубке ступицы. Вот так легко и просто снимается тормозной диск.
А чтобы в дальнейшем тормозной диск хорошо снимался, посадочное место нужно хорошо зачистить и обработать высокотемпературной смазкой для суппортов.
Далее необходимо снять саму ступицу, ее можно снять с помощью обратного молотка. К шпилькам прикручивается трубка и дергается с помощью какого-то мощного грузика.
Так как у меня обратного молотка нет, я ее буду сбивать просто молотком. Вот так легко и просто снимается ступица.
В отдельных случаях может понадобиться и обратный молоток, также бывает, что обойма подшипника остаётся на самой ступице.
В таких случаях обойму приходится сбивать отдельно или срезать болгаркой. Затем нужно открутить нижнюю шаровую опору и отсоединить ее от рычага.
Чтобы отвезти стойку и вытащить из неё шрус, необходимо повернуть руль таким образом, чтобы рулевая тяга вышла как можно дальше наружу.
В данном случае я поворачиваю руль направо. Если бы дело было с правой стороны, то руль пришлось бы поворачивать налево.
Затем одновременно выдавливаю шрус из поворотного кулака и тяну его на себя. Таким образом, вынимается привод колеса из поворотного кулака.
Теперь можно приступать к извлечению самого ступичного подшипника. Сразу удаляю всё, что мне мешает.
Перед подшипником находится стопорное кольцо, его нужно извлечь.
Сделать это можно с помощью круглогубцев, вставляю их в отверстие стопорного кольца и сжимаю. Так снимается стопорное кольцо.
Чтобы подшипник легче выходил, ржавчину необходимо зачистить с помощью щетки по металлу.
Для излечения подшипника, не снимая стойки, вам понадобится съёмник. В данном случае это съемник от автомобиля ВАЗ-2108, 2109.
Продаётся он в любом магазине запчастей для жигулей, стоит совсем недорого.
В данном случае меняю подшипник не на ВАЗе, а на автомобиле Chevrolet Aveo. Для того чтобы этот съемник подходил для автомобиля Chevrolet Aveo, понадобилось всего лишь проточить шайбу.
Протачивал я ее с помощью болгарки, просто уменьшил ее в диаметре. Также, если работать на съемнике, вот такой приваренный болт от жигулей сделан для удобства, так как пользоваться простым штырем здесь неудобно.
Этим съемником подшипник как выпрессовывается из поворотного кулака, так и запрессовывается обратно. Для выпрессовки ступичного подшипника берём съемник, снимаем с него все шайбы.
Самую маленькую шайбу разворачиваем проточкой внутрь, в сторону резьбы, вставляем винт с внутренней стороны в подшипник. А с этой стороны одеваем две больших шайбы.
С одной стороны винт я буду держать с помощью накидного ключа, а со стороны съёмника буду заворачивать гайку. Таким образом, съёмник будет выдавливать подшипник.
Будьте готовы к тому, что усилием руки провернуть гайку и выпрессовать подшипник у вас не получится. Вам понадобится ещё какая-нибудь длинная труба.
Одеваю эту трубу в виде рычага на ключ и вращаю ключ уже трубой. Таким образом крутим до упора, затем снимаем трубу и отворачиваем обратно гайку.
Снимаем с винта две шайбы, подшипник уже начал выходить, и он вышел вровень с поворотным кулаком.
Чтобы продолжить выпрессовывание, одеваем кольцо из комплекта съёмника, затем одеваем большую шайбу проточкой внутрь.
Если позволяет место, одеваем и маленькую шайбу, затем наворачиваем гайку.
После этого продолжаем вращение гайки и выпрессовывание ступичного подшипника. Вот и всё. Подшипник выпрессован, он находится внутри съёмника.
Вот подшипник, который мы только что извлекли из поворотного кулака без применения прессов и без снятия стойки.
После демонтажа подшипника защищаем посадочное место и смазываем посадочное место высокотемпературной смазкой для суппортов.
Можно устанавливать новый подшипник, ориентации у него нет, можно ставить хоть так, хоть так, но я всегда ставлю надписями наружу.
Чтобы запрессовать подшипник, снимаем выпрямительный шайбу — это самая маленькая шайба. Одеваем на винт самую большую шайбу.
Не имеет значения, какой стороной ее одевать. Вставляем винт с обратной стороны в ступицу, затем одеваем на винт среднюю по диаметру шайбу.
Обратите внимание, шайба устанавливается проточкой к подшипнику.
Делается это неспроста: шайба проточкой должна давить на наружную обойму подшипника.
Если длины винта хватает, одеваем и вторую шайбу. Наворачиваем гайку и запрессовываем новый подшипник в поворотный кулак.
Закручиваем до упора. Затем отворачиваем гайку и снимаем съемник.
Затем сжимаем с помощью круглогубцев стопорное кольцо и устанавливаем его на место.
Очень часто на ступице остаётся внутренняя часть обоймы от подшипника. Как видно, здесь она вышла, а здесь осталась на подшипнике.
Хоть у меня эта обойма снялась вместе с подшипником, я ее набил обратно, чтобы показать, как ее снимать.
Зажимаем ступицу в тисках, наставляем зубило между обоймой подшипника и самой ступицей, наносим удары по зубилу и обойма должна начать сниматься.
Затем берём молоток с острым толстым углом, наставляем его на ступицу и наносим по нему удары. Таким образом, ступица сходит дальше. Затем нужно стучать по краю молотка.
Как видно, этот способ рабочий, но работает он только в том случае, если обойма подшипника не сильно прикипела.
Если обойма сильно прикипела и не сдвигается с места, то вам поможет только болгарка.
С помощью болгарки нужно сточить обойму, именно сточить, а не срезать, потому что некоторые люди ее режут, на самом деле нужно диском потихоньку стачивать.
Протачиваем обойму, как только мы доточим до тела самой ступицы, увидим синие перегрелости. Таким образом, мы очень аккуратно сточим тело подшипника и не зацепим ступицу.
После разрезки обоймы подшипника она снимется очень легко.
Удалось проточить обойму подшипника. Также смазываю ступицу высокотемпературной смазкой и запрессовываю её внутрь подшипника.
Ступица тоже запрессовывается с помощью съемника. Ее нельзя просто наставить и набить.
Так как внутренняя обойма подшипника состоит из двух частей и внешняя часть подшипника может вывалиться наружу.
Берём самую маленькую шайбу съемника, одеваем ее на винт.
Вставляем винт с внутренней стороны в подшипник, одеваем на винт ступицу, накручиваем на винт гайку и путем затяжки гайки запрессовываем ступицу в подшипник.
Когда винт начинает упираться в головку, отворачиваем обратно гайку, одеваем на винт шайбу и дотягиваем ступицу до упора.
Можно считать, что подшипник уже заменён. Осталось только прикрутить тормозной суппорт, нижнюю опору и привод колеса.
Гайка имеет забивную контровку, поэтому забиваем контрящий бортик в специальный паз на валу шруса.
Вот так легко и просто, без пресса, не снимая стойку, можно заменить передний ступичный подшипник практически на любом переднеприводном автомобиле.
На этом всё. До новых встреч!
Установка
- Перед установкой необходимо тщательно очистить поверхность внутри поворотного кулака. Будьте осторожны, не повредите датчик АБС.
- Немного смазываем маслом или графитовой смазкой посадочное место. Обильно не мазать, пару капель будет достаточно.
- Аккуратно ставим ступицу соосно с поворотным кулаком и наживляем крепежные болты.
- Контролируя правильность посадки, подтягиваем болты по диагонали (нижний правый, верхний левый, нижний левый, верхний правый) по одному обороту, пока ступица полностью не сядет на своё место.
- Повторяем пункты 4.1.1-4.1.10 в обратном порядке.
Вывод
Замена ступичного подшипника не требует высокой квалификации автослесаря и вполне под силу любителю. Всё, что требуется – наличие инструмента и умение следовать инструкции. Если конструкция автомобиля предусматривает замену только подшипника без ступицы, технология принципиально не меняется. Добавится ещё один пункт, содержащий выпрессовку-запрессовку. И, если это возможно сделать без снятия ступицы, уберётся соответствующий пункт.
Демонтировать подшипник можно при помощи специального съёмника, на гидравлическом прессе или в тисках. Установить новый также при помощи тисков или пресса. Практиковать забивание ударным инструментом не рекомендуется. Подшипник можно повредить или даже сломать.