Каждый год тысячи людей попадают в аварии. Любая авария имеет, кроме очевидных последствий – ущерба здоровью и автомобилю – и другие. Люди соответствующе отнесутся к двум автомобилистам, которые столкнулись на оживлённой трассе и перегородили трафик.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Это быстро и бесплатно!
Чтобы избежать таких проблем, существуют нормы ПДД. Одна из важнейших – допустимое расстояние между автомобилями.
Понятие дистанции между автомобилями
В правилах дорожного движения указано, что водитель обязан соблюдать дистанцию с автомобилями, которые движутся спереди и сбоку.
Водитель должен уметь не только определять необходимое расстояние, но и уметь спрогнозировать такие случайности, как экстренная остановка впереди идущего транспорта.
Какие факторы влияют на размеры дистанции?
На определение необходимой дистанции влияют различные факторы:
- Состояние полотна дороги (наличие ям и трещин, гравиевое или асфальтовое покрытие);
- Скоростной режим на автотрассе;
- Стаж вождения (опытные водители могут определить новичка на дороге);
- Качество автомобиля, его характеристики;
- Погодные условия;
- Освещённость.
Как видно, водителю нужно учитывать множество тонкостей во время поездки. На первый взгляд это кажется трудным, но на деле с опытом приходит способность к оценке и прогнозированию ситуации на дороге.
Безопасная дистанция в метрах
В плотном городском потоке машин, особенно в пробке, расстояние оценивается «на глазок». Точную дистанцию ПДД не регулирует, за исключением знака 3.16 (ограничение минимальной дистанции). На таких знаках указывается точное расстояние в метрах, которое необходимо соблюдать.
В остальном всё зависит от указанных выше факторов. Особенно серьёзно к оценке зазора между транспортом следует относиться владельцам крупных автомобилей (внедорожники, грузовики, автобусы).
Дело в том, что их тормозной путь значительно превышает тормозной путь легкового автомобиля. Джипы и грузовики на трассе, водители которых не обращают внимание на интервал движения, создают аварийную ситуацию.
Какая дистанция между машинами по ПДД в метрах?
Все, что касается дорожного движения, направлено на сохранение безопасности для его участников. Вот как устанавливается дистанция между машинами по ПДД пунктом 9.10:
Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
То есть конкретных значений этих расстояний в метрах Правила не предписывают. Ведь они зависят от многих факторов:
- технического состояния и характеристик автомобиля;
- скорости в том числе соседнего транспорта;
- качества и иных особенностей дорожного покрытия;
- плотности потока машин;
- погодных условий, видимости;
- времени суток;
- индивидуальных качеств водителей (быстроты реакции, опыта и др.);
- прочих обстоятельств, способных возникнуть в конкретном случае.
Какая дистанция должна быть между машинами? Это, скорее, техническая проблема. В идеале при усредненных условиях (нескользкой и ровной дороге, нормальном состоянии авто, при отсутствии необходимости часто и резко менять режим движения) целесообразно придерживаться расстояния, равного половине скорости ТС. Но это число должно быть не в километрах, а в метрах.
То есть, если скорость равна 60 км/ч, дистанция определяется в 30 м. Или можно взять за основу средний тормозной путь машин, который при том же значении показателя равен 15 м. Но все это, конечно, нереально. Такие промежутки создадут больше проблем, чем преимуществ.
Ещё на AutoLex.Net:
Ключевые моменты, как правильно переходить дорогу
Есть и другое, более адекватное правило, позволяющее вычислить верную дистанцию между едущими авто. Она должна быть такой, чтобы при необходимости экстренного торможения не произошло столкновения. То есть после нажатия на педаль у водителя должно оставаться минимум 2 секунды для преодоления расстояния до следующего авто.
При движении по городу
В населенном пункте условия движения тоже могут быть разными. Иногда это заторы, в которых нельзя соблюдать слишком большое расстояние, но и опасно сближаться с соседними ТС. В других случаях удается ехать с хорошей скоростью, не меняя режим резко.
Учитывая все это, дистанция между машинами в городе целесообразна в 2/3 длины корпуса ТС. В среднем это 3 метра. Если водитель опытный, с хорошей реакцией, допустимо уменьшить ее до 2-х. Но нужно принимать во внимание, что другой автомобилист может оказаться менее проворным, нельзя упускать и другие влияющие на безопасность факторы. Если дорога скользкая, резина «лысая», а впереди целая цепочка других автомобилей, это расстояние стоит увеличить и до 4-х метров.
При плохой погоде или в гололед, сильный дождь промежуток между машинами следует растянуть так, чтобы тормозной путь оказался короче, чем поле видимости. Это правило должно без оговорок выполняться на узких улицах, крутых поворотах и перекрестках со сниженным обзором.
При выезде на трассу
За пределами населенного пункта допустимая скорость автомобилей выше, чем в его черте. Только это – достаточная причина для увеличения расстояния от одного ТС до другого. В большей степени дистанция на трассе между машинами определяется особенностями дорожного покрытия. Она должна быть такой, чтобы:
на чистом и сухом асфальте у водителя оставались 2 секунды для преодоления расстояния до едущего впереди ТС;- при тех же условиях, но в темное время суток в запасе были 3 секунды;
- оставалось то же количество времени, если дорога мокрая или с небольшими выбоинами;
- днем при слегка заснеженной трассе до едущей впереди машины можно было добраться не раньше, чем за 4 секунды;
- при тех же условиях, но в темноте их было 5;
- если снег плотный, или есть участки льда, в распоряжении водителя оставались 5 секунд;
- при гололеде, снежной «каше», сильном дожде до идущего впереди ТС сохранялось расстояние, преодолеваемое минимум за 6 секунд.
Ещё на AutoLex.Net:
Как правильно выполнить завершение обгона через сплошную, когда допускается завершение манёвра
То есть чем сложнее условия, тем больше должна быть дистанция между машинами при движении. Не стоит забывать и об обязательном соблюдении подраздела 9.11 ПДД:
Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу.
Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
На светофоре
В ожидании разрешающего продолжать движение сигнала светофора автомобили обычно становятся достаточно плотно друг к другу. И это может спровоцировать столкновение, ведь здесь кто-то меняет траекторию езды. А слишком большое расстояние может привести к тому, что в образовавшееся пространство попытается проскочить еще одно авто.
Дистанция между машинами на светофоре должна выбираться так, чтобы избежать этих сложностей, оставить возможность объехать заглохшее ТС без использования заднего хода. То есть достаточно будет 2-3 метров. В случае опасности такой промежуток оставит также шанс быстро перестроиться в другой ряд.
В составе колонны
Организованная цепочка автомобилей формируется в соответствии с особыми правилами. Во время движения все маневры идущие в колонне машины выполняют согласованно. Скорость каждой из них должна быть как у ведущей. И, в соответствии с пунктом 9.11 ПДД, автомобили в колонне не обязаны оставлять промежутки, позволяющие другим ТС обгонять их.
Тем не менее дистанция между машинами в составе колонны должна обеспечивать безопасность в случае внезапного торможения. Теоретически она выбирается из расчета 1 метр на 1 км/ч скорости. На практике такие промежутки приведут к растяжению цепочки автомобилей на огромное расстояние, созданию неудобств для других участников движения.
Ещё на AutoLex.Net:
Как сдать экзамен по вождению в городе
Поэтому дистанцию целесообразнее выбрать, опираясь на размер корпуса самой длинной машины, а также скорость и дорожные условия:
- если колонна движется до 40 км/ч, расстояние между авто может быть от 8 м;
- 40-60 км/ч – 11-12 м при нахождении в населенном пункте;
- 60-80 км/ч – 15 м, если ехать по трассе;
- свыше 80 км/ч – 20-25 м.
Но во всех случаях промежутки между машинами должны оставлять возможность для осуществления внезапного маневра без угрозы столкновения.
В «пробке»
При движении в автомобильной «пробке» скорость транспорта, как правило, минимальна, поэтому тормозной путь при необходимости резкой остановки укорачивается. И дистанция между машинами в таких условиях допустима в половину длины корпуса, если водитель достаточно опытный. Это примерно 2 метра. Для новичков лучше выбрать 2/3 этой величины, то есть в среднем 3 метра. Этого хватит и для перестроения на соседний ряд, если движущееся впереди авто заглохнет.
Дистанция между машинами по ПДД в метрах должна устанавливаться из соображений целесообразности самим водителем. Единого показателя для всех автомобилей и дорожных условий здесь быть не может. Главные критерии выбора – безопасность, возможность выполнения маневров, экстренного торможения без риска врезаться в идущее впереди ТС.
Как определить безопасную дистанцию в секундах?
Ясно, что зазор между транспортом в секундах определить сложнее, чем в метрах. Этому нужно учиться.
Площадкой для тренировок может стать любое место, где можно разогнаться до 40+ километров без угрозы во что-либо врезаться. После разгона нужно резко затормозить перед воображаемой точкой и просчитать тормозной путь.
Если говорить о средних цифрах, то для разных покрытий они будут примерно такими:
- Сухой асфальт – около 2 секунд;
- Асфальт после дождя – 3 секунды;
- Ледовая дорогая (при переезде через реку) – не менее 5 секунд, если надеты зимние шины;
- Гравиевое покрытие – 3-4 секунды, зависит от расстояния.
Необходимо также учитывать опыт вождения и состояние водителя. Дело в том, что начинающий автолюбитель реагирует примерно в два раза дольше – около полусекунды, в то время как опытному достаточно чуть более двух десятых долей секунды.
Сонный водитель реагирует дольше. У выпившего человека, севшего за руль, реакция срабатывает очень медленно – именно поэтому садиться за руль после выпитого алкоголя строго запрещено.
Среди прочего, при вождении необходимо как можно реже отвлекаться. Если вы видите, что перед вами едет автомобиль и при плохом раскладе вы можете с ним столкнуться – отключите телефон, сконцентрируйтесь исключительно на вождении. Даже автовладелец с большим стажем не может быть точно уверен в том, что его реакция сработает как часы.
Методики соблюдения правильного расстояния на дороге
Известно, что соблюдать дистанцию водитель учится с опытом. Но получение этого бесценного опыта можно ускорить тренировками.
Вариант практики, которая поможет с уверенностью и без боязни ездить по российским дорогам, следующий:
- Шаг 1. Пристройтесь на безопасное на ваш взгляд расстояние за едущим впереди автомобилем.
- Шаг 2. Найдите на обочине или на самой дороге предмет, который будет выступать точкой отсчёта (столб, разметка).
- Шаг 3. После того, как движущаяся впереди машина минует эту точку, высчитайте, за какой время доберётесь до неё вы. Если это время покажется достаточным для того, чтобы в экстренной ситуации успеть затормозить, можно считать такое расстояние безопасным.
Ездить в плотном потоке автомобилей, особенно в пробке, значительно труднее, поскольку выше шанс торможения автомобиля спереди. В солнечную сухую погоду дистанция может быть небольшой, около двух метров, особенно если невысока средняя скорость движения.
Интенсивное и быстрое движение, особенно во время дождя или снега, требует куда большей осторожности. В этом случае лучше подстраховаться и двигаться на максимально разумной дистанции от едущего впереди.
Также нужно учитывать транспорт, который движется сзади. Если вы слишком резко затормозите или совершите непредсказуемый маневр, это может закончиться аварией. Кроме того, на случаи особой наглости, когда в расстояние между вами и едущим впереди пытаются вклиниться, желательно реагировать как можно спокойнее и не пытаться вырваться вперёд.
Одна небольшая ошибка на дороге может привести к тому, что придётся потратить много времени и сил на ремонт своей машины.
Размер штрафов за несоблюдение расстояния
Штраф в 1500 рублей за несоблюдение расстояния выписывается по закону только после образования аварии. Часто такие происшествия возникают в больших городах, где образуется много заторов. Отмечается несоблюдение по двум пунктам — неправильная скорость и расстояние.
Это взыскание не применяется при ДТП, если один из автомобилей припаркован или не движется.
Помните, что правила не дают чёткую картину действий. Водителю всегда следует надеяться на самого себя, ездить аккуратно, и не понимать ПДД буквально. Например, дистанцироваться в городском потоке на пять метров просто невозможно, иначе образуется пробка. И сами правила дорожного движения указывают, что двигаться надо со скоростью автомобильного потока.
Штраф за нарушение дистанции
Штраф был введён недавно и используется не очень активно. В основном его выписывают уже после аварии. Причина в столь редких штрафах в том, что камере трудно зафиксировать расстояние между машинами – для этого должны быть какие-либо ориентиры, что случается крайне редко.
Однако если водителем не был принят во внимание знак 3.16 (минимальное расстояние между автомобилями), то штраф вполне может воспоследовать. После волны увеличений денежных размеров наказания за нарушение ПДД, сегодня штраф составляет 1500 рублей.
Причём штраф может быть выписан и при несоблюдении боковой дистанции. Пример такого нарушения – попытка обгона на двухполосной дороге с двухсторонним движением в тех местах, где дорога слишком узкая и создаётся опасность столкновения.
Нарушение ПДД – всегда потенциальная угроза здоровью, имуществу и даже жизни. Казалось бы, какая мелочь – ехать чуть ближе к заднему бамперу другого автомобиля. Но мир полон случайностей, и такая маленькая деталь может привести к жертвам.
Водитель может резко затормозить, у вас не хватит реакции – и авария готова. Не стоит забывать, что в большинстве случаев виновным в таком ДТП будет признан владелец автомобиля, едущего позади. Поэтому вам решать, соблюдать нужное расстояние или нет – до первого аварийного случая.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (Москва)+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!
Бесплатная онлайн-консультация автоюриста
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (Москва)+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!
Что такое дистанция в ПДД: определение
По ПДД принято называть ездовое расстояние от одной машины к другой дистанцией без риска. Как правило, в современных дорожных условиях всегда встречается машина, идущая впереди, и риск аварии исключён только в одном случае: должен быть обеспечен такой промежуток до неё, который достаточен для торможения. Большая часть столкновений происходит как раз из-за короткого тормозного пути между автомобилями. Водитель не успевает сориентироваться, когда передний участник движения резко тормозит. В более тяжёлых случаях это приводит к цепной реакции и бьётся несколько машин подряд, например, зимой или в дождь.
Таким образом, понятие «дистанция» актуально для автомобилистов, перемещающихся вслед за другими участниками по той же траектории движения. Однако не менее важным является определение скорости движения.