Описание РХХ
Что представляет собой РХХ в «Четырке» с инжектором, какие признаки неисправности для него характерны, где находится устройство? Ответы на эти вопросы с фото и видео вы найдете ниже, для начала рекомендуем ознакомиться с основной информацией касательно этого регулятора.
Место установки и назначение
В автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 регулятор ХХ — это устройство, предназначение которого заключается в стабилизации оборотов силового агрегата на холостом ходу. РХХ используется для регулировки объема воздушного потока, подающегося в топливную систему при закрытом дросселе. Соответственно, осуществляется автоматическая настройки числа оборотов мотора. Данный регулятор располагается на корпусе дроссельного устройства. Фиксируется в посадочном месте девайс при помощи двух болтов.
Принцип действия
При повороте ключа и включении зажигания на шток на РХХ до конца выдвигается, в результате чего упирается в калибровочное отверстие на дроссельной магистрали. После этого регулятор начинает отсчитывать шаги и возвращает клапан в начальное состояние. Непосредственно положение исходного клапана зависит от прошивки блока управления ВАЗ. Например, в авто с блоком управления Январь 5.1 на полностью прогретом моторе количество шагов составляет 120, а в Бош — около 50.
Когда силовой агрегат прогрет, в момент регулировки РХХ располагается на отметке около 30-50 шагов. Когда количество шагов повышается либо уменьшается, то объем воздушного потока, который проходит через технологическое отверстие, регулярно меняется. Когда шток вытягивается, количество оборотов растет, а когда втягивается — падает. Ход штока составляет около 250 шагов. В мотор подается определенный объем воздуха, который нужен для оптимального функционирования силового агрегата.
Количество подающегося воздуха регулируется расходомером — ДМРВ — в соответствии с объемом управляющий модуль подает определенный объем топлива в мотор через форсунки. Это обеспечивает оптимальное соотношение воздуха и топлива при формировании горючей смеси. Если мотор не прогрет, то управляющий модуль увеличивает число оборотов благодаря РХХ, что позволяет использовать автомобиль для езды без прогрева ДВС.
Какой регулятор подходит на ВАЗ 2114 и 2115?
Что касается наиболее подходящего регулятора для «Четырки» и «Пятнашки», то судя по отзывам, самым оптимальным вариантом являются РХХ Омега. Каталожный номер этих устройств — 2112-114830. Кроме того, на практике хорошо себя зарекомендовали устройства от производителя КЗТА, номер — 2112-1148300-04. При покупке обязательно обратите внимание на метку (в данном случае 04, но также выпускаются РХХ с метками 01, 02, 03) на старом и новом регуляторе — они должны соответствовать.
Если метки не будут соответствовать, то регулятор работать не сможет. Можно использовать 01 вместо 03, а также 02 вместо 04 и наоборот. Покупая регулятор, необходимо измерить расстояние от головки штока до фланца — оно должно составлять не больше 2.3 см. Как отличить подделку РХХ от оригинала — узнайте из видео, опубликованного каналом AutoLife.
Возможные неисправности и способы их устранения
По каким симптомам можно понять, что устройство вышло из строя:
- количество оборотов двигателя не контролируется — оно может самопроизвольно повышаться и понижаться;
- силовой агрегат может произвольно заглохнуть без причины на холостых оборотах;
- на холодном двигателе водитель не может увеличить число оборотов;
- когда включается дополнительное оборудование — оптика, отопитель, дворники — существенно падают обороты мотора, в частности, если автомобиль движется на холостых;
- обороты силового агрегата могут быть повышенными, это обусловлено выработкой конуса датчика.
При появлении проблем в работе РХХ устройство подлежит очистке либо замене.
Как поменять РХХ на ВАЗ-2115
Как мы уже упоминали ранее, датчик холостого хода не поддается ремонту, его нужно только менять. Цена новой детали составляет около 350 рублей.
Для проведения работ подготовьте следующее:
- Датчик.
- Незначительное количество масла.
- Отвертка на крест.
Теперь можно приступать к замене:
- Поставьте машину на ровную площадку.
- Затяните ручник.
- Откройте капот и определите местоположение регулятора холостого хода. Он размещен на корпусе дроссельной заслонки.
- Отключите зажигание и сбросьте клеммы с АКБ. Это нужно для того, чтобы избежать короткого замыкания в электронной системе двигателя.
- Отключите колодку от датчика.
- Для упрощения процесса замены можно снять весь дроссельный узел.
- Дроссельный регулятор зафиксирован тремя болтами, их нужно открутить крестовой отверткой.
- После этого снимите весь узел.
- Теперь можно демонтировать регулятор. На этом шаге соблюдайте предельную осторожность.
Процесс установки регулятора выглядит следующим образом:
- Перед тем как ставить новую деталь, очистите посадочное место, воздушный канал в дроссельном узле и место вставки уплотняющего кольца от различных загрязнений.
- Если на кольце были обнаружены трещины, тогда лучше заменить этот элемент.
- Перед тем как поставить уплотнительное кольцо, смажьте его моторным маслом.
- Устанавливайте кольцо на поверхность дроссельного узла.
- Затем на это же место установите датчик (до упора), после чего закрутите фиксирующие болты.
- Не забудьте о кронштейне, который крепит провода.
- На этом шаге установите обратно дроссельный узел и прикрутите его.
- Завершающим этапом идет проверка правильности монтажа и плотности всех соединений. Сделайте это несколько раз.
После всех проделанных работ подключите клеммы к аккумулятору и проверьте, как работает двигатель. Если обороты на холостом ходу стабилизировались, тогда замена была произведена правильно.
Обратите внимание, что новый датчик выбирается по одному параметру – расстояние между кончиком иглы клапана и монтажным фланцем (2,3 см). Компания-производитель определяется самостоятельно – это не столь критично.
Подводя итог, отметим, что регулятор холостого хода – это достаточно важный узел, влияющий на стабильную работу ДВС на холостом ходу. В статье мы рассказали вам, как определить неисправность этого узла, а также как провести замену датчика. В проведении работ нет ничего сложного. Важно соблюдать аккуратность, и все действия выполнять последовательно. В таком случае вы без проблем осуществите ремонт вашего ВАЗ-2115.
Когда педаль газа не нажата, а ручка переключения передач находится в положении «нейтрально», мотор ВАЗ 2114 работает на холостом ходу. Дроссельная заслонка в таком положении закрыта, и для поддержания оборотов в допустимых пределах, на впускной коллектор воздух подается через специальное устройство – регулятор холостого хода.
Пособие по замене регулятора холостого хода
Как заменить РХХ своими силами:
- В первую очередь необходимо выключить зажигание и обесточить электросеть автомобиля. Откройте капот и отключите клеммы от аккумуляторной батареи.
- Найдите регулятор и отсоедините от него разъем с подключенными проводами.
- После этого отверткой нужно выкрутить два самореза, с помощью которых крепится РХХ, затем регулятор можно демонтировать. Иногда РХХ крепится на болты, для откручивания которых потребуется ключ-звездочка.
- Новый регулятор устанавливается вместо старого. Прежде чем поставить РХХ в посадочное место, необходимо смазать уплотнительную резинку моторной жидкостью.
- Установите РХХ и закрутите саморезы, подключите к девайсу штекер с питанием и не забудьте подсоединить клеммы к батарее (видео снял пользователь Иван Васильевич).
Замена Регулятора холостого хода — пошаговая инструкция с фото
Ваз 2109: неисправности и ремонт датчика холостого хода
Как мы уже писали выше, рхх расположен на корпусе дроссельной заслонки. Снимаем декоративную крышку двигателя.
Отсоединяем трубку вставленную в воздуховод как показано на рисунке.
Далее ослабляем хомут и снимаем воздуховод с дроссельной заслонки.
Аккуратно снимаем тросик газа как на фото
Теперь следует открутить дроссельный узел, если у вас получится добраться до датчика и так, то можно дроссель не снимать.
Дроссельный узел закреплен на двух болтах на 13
Теперь после снятия дросселя, мы легко можем снять рхх и установить новый.
Прежде чем установить новый рхх, почистите посадочное отверстие. Желательно смазать уплотнительное кольцо маслом
После установки рхх производим сборку в обратном порядке.
Руководство по замене контроллера заднего хода
Как осуществляется замена датчика заднего хода:
- Сначала автомобиль следует загнать на яму либо эстакаду. Поднимите рычаг стояночного тормоза, а на коробке передач установите селектор на первую скорость. Это позволит предотвратить возможное скатывание машины.
- Далее, следует демонтировать защитный колпачок с контактов устройства, от РЗХ нужно отключить контакты. При демонтаже регулятора их коробки передач выйдет часть рабочей жидкости, поэтому под место его монтажа следует подставить емкость для сбора масла.
- После этого можно приступать к снятию устройства. Обычно его можно демонтировать путем откручивания рукой, но иногда, если регулятор установлен очень плотно, целесообразно использовать гаечный ключ или головку. Размер головки должен составить 22. Если же регулятор сильно прикипел к посадочному месту, то возможно, головкой открутить его не получится. Попробуйте обработать место установки жидкостью WD-40 и подождать несколько минут. Если и это не помогло, то вам придется использовать зубило с молотком для демонтажа, но будьте аккуратны, чтобы не повредить корпус коробки передач.
- После того, как старый РЗХ будет извлечен, вам потребуется установить новый регулятор место него.
- Если в ходе замены на картер трансмиссии попала часть жидкости, то ее необходимо удалить, для этого используется сухая ветошь. Очистите также место установки регулятора, поскольку загрязнения может привести к его некорректной работе или неработоспособности.
- Установите на место разъем подключения, а также защитный колпачок. Если при выполнении замены из КПП вышел значительный объем трансмиссионной жидкости, то в коробку обязательно следует добавить смазки. Учтите, что масло должно быть свежим, а не отработанным, которое вышло из КПП. Если вы заметили, что слитая жидкость слишком грязная и в ней имеются продукты износа, то есть смысл задуматься над ее заменой.
Фотогалерея «Замена РЗХ»
Очистка РХХ своими руками
Как почистить РХХ? Процедура очистки устройства начинается со снятия девайса, об этом мы рассказали выше. Когда устройство будет у вас в руках, сначала его надо очистить при помощи сухой тряпки и жидкости для чистки, которая обычно продается в виде аэрозоля. Как вариант, можно использовать средством WD-40. Кроме самого контроллера, следует также прочистить и посадочное место. Нажмите несколько раз на баллон со средством, при этом струя аэрозоля должна быть направлена на кончик РХХ, который также зовется иглой.
Л учше всего использовать жидкость для чистки карбюраторов.
В зависимости от конструктивных особенностей РХХ, эта игла может быть либо пластмассовой, либо металлический. Очищайте непосредственно иглу датчика, поскольку нельзя допустить попадания жидкости под пружинку, во внутреннюю часть устройства. Если вы все же попали на пружину, то регулятор придется продувать большим объемом воздуха, для этого можно использовать насос либо компрессор. Если жидкость попадет в сам механизм девайса, то может повредить смазку внутри него, а это, в свою очередь, станет причиной быстрой поломки девайса. Выбирайте правильную дозировку средства и сильно не дозируйте жидкость, поскольку из-за этого в дальнейшем придется также чистить свечи зажигания.
Признаки неисправности датчика холостого хода (рхх)
К сожалению регулятор холостого хода не оснащён системой самодиагностики, поэтому ни бортовой компьютер (бк), ни загорающийся чек эйндж не сообщит нам об этом. Но если у вас встречаются следующие проблемы, то датчик нужно проверить (Как проверить РХХ?), почистить (Как почистит РХХ?) отремонтировать (Как отремонтировать РХХ?) или заменить (Как заменить датчик холостого хода?) в случае неисправности.
- Глохнет на холостом ходу.
- Плавают обороты холостого хода.
- При запуске холодного двигателя отсутствуют повышенные обороты.
- Глохнет в момент снятия передачи на коробке.
Видео «Наглядная инструкция по замене РХХ в гаражных условиях»
Если у вас возникли вопросы касательно замены, то ответы на них вы сможете найти в наглядной инструкции по выполнению ремонта РХХ (ролик снят каналом АвтоРемонт и Не только).
Сначала объясню, почему решил выложить запись об этой простой, казалось бы процедуре. С заменой датчика на 1.5i и на калине (движок 1.6i калиновский на 15-ки шел) проблем нет — открутил 2 болта и поменял датчик. Здесь все интереснее — один болт откручивается, второй открутить не выходит из-за того, что ответка заходит туда только под очень неприятным углом.
Ваз 2115: замена датчика холостого хода и его проверка
Датчик (ХХ) холостого хода
Если двигатель вашего автомобиля ваз 2115 на холостом ходу работает с перебоями, вам нужно убедиться в исправности датчика отвечающего за работу двигателя на холостом ходу. Возможно, вам потребуется замена датчика холостого хода ваз 2115, так как ремонту он не подлежит. Сначала важно убедиться – в чем причина, может дело и не в датчике. Проще и дешевле всего произвести замену своими руками, минимум инструмента и минимум затрат. Сейчас сложно представить себе автомобиль, не имеющий холостого хода. В условиях езды по городу он просто необходим. Этот режим позволяет не глушить мотор автомобиля при каждой остановке либо на светофоре.
Датчик (ХХ) холостого хода
Это специальное устройство, управляющее частотой вращения коленчатого вала:
- Он представляет из себя клапан, который имеет конусную запорную иглу, которая перемещается при посредстве шагового двигателя
- Сам клапан рассматриваемого нами датчика, располагается в канале дроссельного патрубка.
- Он управляет необходимым количеством воздуха, который подается в обход (минуя) дроссельной заслонки.
- Именно благодаря такому его функционированию происходит регулирование частоты вращения нашего коленчатого вала.
- В зависимости от характера работы двигателя, установленный датчик обеспечивает регулировку уменьшения либо увеличения оборотов двигателя (до оптимальных), работающего на холостом ходу.
Кроме описанной основной функции, он также еще влияет на понижение токсичности выхлопов двигателя. Как это происходит:
- В процессе торможения двигателем происходит закрывание дроссельной заслонки (довольно резкое).
- А датчик при этом, увеличивает подаваемый объем воздуха, в обход этой заслонки.
- Таким образом, происходит процесс обеднения топливнойсмеси добавлением воздуха, что минимизирует токсичность выбрасываемых выхлопных газов.
Где расположен датчик
Он установлен на корпусе дроссельного узла, недалеко от датчика дроссельной заслонки, прикручивается двумя винтами, либо просто приклеивается.
Как проверяется его работоспособность
- Выключаем зажигание;
- Отсоединяем колодку с проводами от регулятора;
- При помощи мультиметра, проверяем сопротивление между парами контактов: Aи B; Cи D;
- Допустимое сопротивление находится в пределах от 40 — 80 Ом;
- Если получили другие показания сопротивления, регулятор неисправен и требует замены;
- Если сопротивление в норме, переходим к следующему абзацу (пункту);
- Используя все тот же мультиметр, теперь меряем сопротивление между парами контактов B и C,A и D;
- Индикатор мультиметра покажет либо бесконечность, либо обрыв цепи;
- Если другие показания, значит, регулятор неисправен.
Возможные неисправности датчика холостого хода
Неполадки в работе регуляторе холостого хода не только приносят владельцу транспортного средства массу неприятностей, но и при длительном игнорировании признаков неисправности могут спровоцировать серьезные ДТП, так что к подобным проблемам следует относиться с должным вниманием.
К «симптомам» неисправного датчика холостого хода можно отнести следующее.
- самопроизвольное нерегулируемое изменение количества оборотов двигателя (внезапное их уменьшение либо увеличение),
- при включении «холодного» двигателя не наблюдается повышения оборотов,
- во время использования дополнительных устройств автомобиля (печка, фары) одновременно понижаются обороты на холостом ходу.
- глохнет двигатель на на холостом ходу и при выключении передачи.
Также существуют и другие признаки неадекватного функционирования РХХ, но чтоб не ошибиться и не перепутать их с прочими поломками машины, следует знать, как проверить датчик холостого хода.
Как заменить датчик холостого хода ваз 2115
Если выявили неисправность датчика, рекомендуется его заменить на новый. После ремонта никто не гарантирует длительного срока службы, а цена нового — порядка 350 рублей. Что необходимо, чтобы заменить датчик на ваз 2115:
Пошаговая инструкция
- Сначала устанавливаем автомобиль на ровную площадку.
- Затем затягиваем ручник.
- Открываем капот и обнаруживаем регулятор ХХ, расположенный на корпусе нашей дроссельной заслонки.
- Отключаем зажигание и отсоединяем клеммы от аккумулятора, иначе может возникнуть короткое замыкание во всей электронной системе двигателя.
- Отсоединяем колодку с проводами от датчика.
Отключаем колодку с проводами
- Чтобы упростить работу по замене датчика,демонтируем весь дроссельный узел.
- Узел регулятор крепится тремя болтами.
- Откручиваем их при помощи крестовой отвертки.
Откручиваем винты крепления узла при помощи крестовой отвертки
- Снимаем дроссельный узел.
- После этого, осторожно снимаем регулятор.
Осторожно откручиваем регулятор
- Прежде чем устанавливать новый датчик ХХ двигателя, необходимо тщательно очистить от пыли и грязи воздушный канал внутри дроссельного узла и ту поверхность, где устанавливается уплотнительное кольцо.
- Если обнаружили трещины на уплотнительном кольце, потертости либо повреждения, значит лучше его заменить.
- Перед установкой смазываем уплотнительное кольцо моторным маслом.
- Кольцо устанавливаем на поверхности дроссельного узла (смотрите фото выше).
- Затем туда устанавливаем до упора новый датчик, тщательно закручиваем крепежные винты.
- Также не забываем про кронштейн крепления жгута проводов.
- Устанавливаем назад дроссельный узел и прикручиваем.
- Тщательно проверяем плотность и правильность прилегания всех участков несколько раз. Надеваем клеммы на аккумулятор и затем проверяем плавность работы двигателя.
Как выбрать новый
Новый датчик выбираем по одному важному параметру – расстоянию между монтажным фланцем и кончиком иглы клапана, оно должно составлять 2.3 сантиметра. Производитель может быть любой, тут вы ориентируйтесь сами, исходя из опыта.
Как проверить датчик холостого хода на ВАЗ 2115?
Некоторые трудности в обслуживании РХХ на ВАЗ 2115 состоят в том, что коды ошибок этого узла не выводятся на табло бортового компьютера. В отличие, например, от ДПДЗ, данные которого отражаются на бортовике. Следовательно, проверить исправность датчика холостого хода владелец автомобиля может только вручную. Для этого, конечно, необходимо помнить, где этот датчик расположен. Провести проверку можно вооружившись мультиметром и попросив поучаствовать помощника.
Для начала нужно открыт капот и отключить от датчика колодку, которая обеспечивает питание. Кроме того, потребуется отодвинуть на некоторое расстояние от РХХ крепление дросселя.
Не стоит игнорировать состояние цепи регулятора, его лучше всего проверить в первую очередь. А может быть проблема в неисправном или разрядившемся аккумуляторе. В любом случае, мультиметр покажет, где именно возникли неполадки. Саму проверку можно осуществить благодаря следующим действиям:
- На мультиметре установить режим вольтметра.
- Черный щуп («минус») подключить к массе, а красный («плюс») – к крайним боковым выводам колодки (A и D).
- Теперь помощнику нужно включить зажигание, а проверяющему – посмотреть на вольтметр. Прибор должен показывать не менее 12 вольт. Если показания ниже, значит в проверке нуждается аккумулятор или генератор. Если же на мультиметре нет вообще никаких показаний, это сигнал о неисправности проводки или блока управления двигателем. Именно эти элементы нужно продиагностировать.
В том случае, если в цепи все в норме, стоит перейти непосредственно к проверке РХХ. Также потребуется мультиметр, но уже в режиме омметра. Диагностика заключается в следующем:
- Щупы мультиметра подключаются к выводам с левой стороны клапана (A и B), а затем к выводам с правой стороны (C и D). В норме показания на мультиметре должны быть приблизительно 53 Ом.
- Щупы подключаются к выводам A и C, а после к выводам B и D. На приборе должен появиться значок бесконечности.
Другие показания на мультиметре свидетельствуют о неисправности клапана. Есть два варианта: либо заменить неисправную деталь на новую, либо почистить ее очистителем карбюратора.
Полезные советы
Что необходимо сделать, чтобы подремонтировать регулятор, и доехать на нем до магазина запчастей:
- Снимаем его.
- Ударяем тяжелым предметом, например молотком, три раза (бьем со стороны клеммы в направлении угла заднего торца).
- Этим вы можете восстановить контакт, нарушенный из-за тепловых перепадов.
- Если это не помогло – уже ничто не поможет, только замена.
Если на карбюраторном двигателе вы хотите установить новый регулятор, обязательно на клапан надевайте жиклер, снятый со старого регулятора:
- Сделать это просто, а польза огромная.
- Старый жиклер специально подобран и притерт к карбюратору, проблем с регулировкой карбюратора не возникнет.
- А если он стоит заводской, значит тем более, он уже подогнан именно к вашему карбюратору.
Если обнаружена поломка датчика ХХ, сбои в работе двигателя, лучше произвести замену как можно скорее, так как от этого зависит срок службы двигателя автомобиля. Если у вас возникли сомнения в собственных способностях, тогда предоставьте заменить датчик ХХ профессиональному мастеру, который без затруднений осуществит подобную работу. Много времени это не займет, зато вы будете уверены и спокойны. Замена датчика холостого хода на ваз 2115 произведена успешно и быстро. Если что-то осталось непонятным посмотрите видео по данному вопросу.
Как поменять РХХ на ВАЗ-2115
Читайте
Как мы уже упоминали ранее, датчик холостого хода
не поддается ремонту, его нужно только менять. Цена новой детали составляет около 350 рублей.
Для проведения работ подготовьте следующее:
- Датчик.
- Незначительное количество масла.
- Отвертка на крест.
Теперь можно приступать к замене:
- Поставьте машину на ровную площадку.
- Затяните ручник.
- Откройте капот и определите местоположение регулятора холостого хода. Он размещен на корпусе дроссельной заслонки.
- Отключите зажигание и сбросьте клеммы с АКБ. Это нужно для того, чтобы избежать короткого замыкания в электронной системе двигателя.
- Отключите колодку от датчика.
- Для упрощения процесса замены можно снять весь дроссельный узел.
- Дроссельный регулятор зафиксирован тремя болтами, их нужно открутить крестовой отверткой.
- После этого снимите весь узел.
- Теперь можно демонтировать регулятор. На этом шаге соблюдайте предельную осторожность.
Где находится датчик холостого хода ваз 2110.
Процесс установки регулятора выглядит следующим образом:
- Перед тем как ставить новую деталь, очистите посадочное место, воздушный канал в дроссельном узле и место вставки уплотняющего кольца от различных загрязнений.
- Если на кольце были обнаружены трещины, тогда лучше заменить этот элемент.
- Перед тем как поставить уплотнительное кольцо, смажьте его моторным маслом.
- Устанавливайте кольцо на поверхность дроссельного узла.
- Затем на это же место установите датчик (до упора), после чего закрутите фиксирующие болты.
- Не забудьте о кронштейне, который крепит провода.
- На этом шаге установите обратно дроссельный узел и прикрутите его.
- Завершающим этапом идет проверка правильности монтажа и плотности всех соединений. Сделайте это несколько раз.