Трансмиссия автомобилей дает возможность менять крутящий момент двигателя, и направлять его на ведущие колеса. Она позволяет с помощью коробки передач изменять скорость движения, поддерживать работу мотора в оптимальном режиме. Кроме того, КПП может направить транспортное средство двигаться в обратную сторону. Для этого предназначена задняя скорость, которая включает реверсивное движение. На разных типах трансмиссий часто встречается такая неисправность, когда плохо включается задняя передача. Рассмотрим возможные причины такого поведения агрегата.
Почему плохо включается задняя передача
Независимо от того, какого типа на автомобиле установлена коробка передач (автоматическая или механическая), с плохим включением можно столкнуться на любых КПП. В такой ситуации нужно выявить поломку и произвести ремонт, так как ездить на машине без задней скорости невозможно. Разберем каждую причину подробнее.
Износ втулки кулисы
Иногда включение задней скорости сопровождается большой вибрацией и характерным хрустом. Рукоятка передач двигается тяжело. В данном случае может быть нарушена регулировка кулисы, которая связывает шток и рычаг переключения скоростей. Кроме того, пластиковые втулки быстро изнашиваются, и их необходимо вовремя заменять.
Опытный водитель может заметить излишнюю разболтанность и люфт рычага. Но если износ проходит постепенно, то заметить увеличивающийся свободный ход трудно. Всю работу по ремонту можно сделать прямо из салона. Достаточно снять чехол рукоятки скоростей, снять кулису и заменить втулку. После регулировки включения становятся более четкими и мягкими.
Долговечность пластиковой детали зависит от качества материала, который использует изготовитель. После регулировки хода кулисы и замены втулки, эта проблема исчезает. Иногда умельцы заменяют заводской механизм кулисой с укороченным ходом. Но они часто забывают, что для правильной работы ее необходимо точнее настраивать.
Неисправности в электронике
Транспортные средства оснащаются разными устройствами блокировки коробки передач. На некоторых автомобилях применяется электромагнитная блокировка. Электрическая проводка в этом случае находится под днищем авто и ничем не защищена. В условиях бездорожья провода нужно закрывать от повреждений, иначе они быстро придут в негодность. В результате подача электричества на блокировку прекратится, и появится проблема, связанная с переключением передач.
Нарушена тяга КПП
Некоторые автомобили снабжены коробками передач, на которых тяги переключения находятся снаружи корпуса механизма. В сложных климатических условиях (грязь, снег, обледенение) свободный ход тяги нарушается. Особенно это заметно при переключении задней скорости, так как пользуются ей редко. Но утром она необходима, чтобы выехать из гаража. Чтобы таких проблем не возникало, в сложных условиях рекомендуется использовать автомобиль, на котором нет наружных тяг переключения скоростей.
Обратите внимание! Иногда длина тяги изменяется из-за ослабления регулировочных гаек, что затрудняет переключения. В данном случае потребуется произвести настройку и регулировку длины, и вопрос решится.
Не хватает масла в КПП или снижение его свойств
Если не следить за своей машиной, то проблема с включением задней передачи может появиться из-за недостаточного объема масла в коробке, либо ухудшения его рабочих свойств. Неопытные водители считают, что масло заливается в КПП на все время, и менять его не нужно. В реальности даже качественная смазка при большом пробеге (около 100 тысяч км) становится непригодной для использования. Эти данные соответствуют щадящему режиму езды.
Но если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, связанных с перепадами температур, городским движением, частыми переключениями, то масло нужно менять намного чаще. Со временем свойства смазки меняются. Присадки уже не работают должным образом, появляются вредные отложения, продукты износа, грязь.
На грязном старом масле механизм КПП работает с трудом не только при включении задней скорости, но и других передач. Необходимо обращать внимание на наличие течи под автомобилем. Если смазка вытекает, и ее уровень снижен, то детали коробки передач износятся гораздо быстрее установленного заводом срока.
Износ выжимного подшипника, пружин, шестерен, вилок
Поломка перечисленных деталей сопровождается в движении посторонним стуком или шумом, которые легко услышать. Задняя и остальные передачи при этом будут включаться с трудом, или вообще станут недоступными. Для устранения таких неисправностей потребуется помощь специалистов авторемонтной мастерской. Коробку передач при этом придется снимать с автомобиля, поэтому не стоит самостоятельно начинать ремонт этого важного агрегата. Так вы сэкономите деньги и не допустите дальнейших поломок.
Обычно неисправность выявляется в дороге: остановились на светофоре, и при попытке включить передачу возникают трудности. На вилке переключения часто возникают трещины, которые даже при небольших нагрузках приводят к разрушению всей детали.
Бывает так, что при трогании с места на рыхлом снегу или песке задняя передача самопроизвольно выключается. Рукоятку приходится принудительно придерживать.
Причины могут быть следующие:
- Смещение мотора на подушках и выбивание скорости.
- Износ муфты синхронизатора или шестерни.
- Ослабло крепление кулисы, которая не держит вилку в нужном положении.
Обратите внимание! Водитель может самостоятельно подтянуть крепление подушек двигателя и закрепить кулису. Для этого автомобиль потребуется установить на яму или эстакаду.
Неполное выключение сцепления
Коробку передач и мотор связывает механизм сцепления. Во время переключения скорости водитель нажимает на специальную педаль, чтобы отключить КПП от двигателя. Затем включается нужная передача, а педаль сцепления отжимается. После этого на колеса вновь передается крутящий момент.
Устранение проблем
Многие неисправности коробки, из-за которых пропала или вылетает задняя передача можно устранить без снятия агрегата с автомобиля.
Если причиной является ослабевание затяжки болта крепления хомута на тяге, то для исправления дефекта необходимо:
- Установить автомобиль на подъёмник.
- Полностью ослабить гайку хомута.
- Установить рычаг КПП в положение полностью включённой передачи заднего хода.
- Полностью включить заднюю передачу на КПП с помощью штока включения на картере.
- Затянуть болт крепления хомута.
Регулировка кулисы
Если затяжка хомута не помогла избавиться от проблемы, то нужно проверить состояние деталей привода переключения. Одной из причин, по которой не вставляется передача заднего хода, может быть плохо отрегулированная кулиса.
Для выполнения регулировок механизма могут понадобиться инструменты:
- два гаечных ключа с размером 13 мм, предпочтительно накидной схемы;
- любой гаечный ключ или головка на 10 мм;
- небольшой молоток;
- шлицевая отвёртка.
Поскольку причиной неправильной работы кулисы может служить износ деталей, то могут понадобиться запасные:
- карданный шарнир кулисы;
- иногда может нуждаться в замене уплотнительный сальник штока переключения передач.
Для настройки кулисы или замены деталей её привода необходимо два человека. Один человек должен переключать скорости из салона, а второй регулировать ход тяг переключения.
Порядок выполнения работ следующий:
- Обеспечить доступ к нижней части автомобиля, установив его на яму или подъёмник.
- При помощи 13 мм ключа ослабить хомут, установленный на тяге переключения скоростей.
- Снять тягу со штока коробки.
- При помощи отвёртки аккуратно снять пыльник.
- При помощи ключа 10 мм открутить фиксирующий болт на кардане вала.
- Сбить кардан лёгкими ударами молотка. При этом важно не нанести повреждения валу.
- Снять уплотнительный пыльник карданного шарнира.
- В случае наличия течи масла нужно заменить уплотнительный сальник на штоке коробки.
- Установить новый пыльник (или оставить старый, если он целый) и установить карданный шарнир на вал.
- Совместить отверстие на кардане с выемкой на валу.
- Затянуть 10 мм фиксатор и полностью установить пыльник на место.
- Установить тягу на шток кардана и отрегулировать ход рычага КПП.
- Второй человек должен сесть на место водителя, установить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, немного подвинуть его вправо и удерживать в таком положении.
- После этого необходимо затянуть 13 мм гайку хомута.
Обычно такого ремонта задняя передача начинает включаться без проблем. Кроме того, становится более чёткой работа всего механизма выбора передач на ВАЗ-2109.
На видео от автора MegaMeyhem показан процесс замены кулисы.
Замена масла в КПП
При повреждённом сальнике на штоке из картера коробки вытекает масло, а в саму коробку может попасть грязь. Эти факторы могут стать причиной, по которой перестала включаться задняя передача. Кроме того, масло в коробке в процессе работы теряет свои свойства, поэтому его необходимо профилактически заменять не реже чем раз в 35–40 тыс. км пробега. Перед заменой необходимо проверить состояние масла в коробке. Для этого необходимо вынуть масляный щуп, установленный в картере КПП и визуально оценить качество масла. Недопустимо присутствие в масле на щупе частичек металла и грязи. Само масло должно быть достаточно жидким и не прилипать к рукам толстым слоем.
Щуп с отметками уровня масла
Для замены понадобятся следующие материалы и инструменты:
- Новое масло. При покупке масла необходимо учитывать тип коробки передач. Для достаточно редких четырёхскоростных коробок необходимо три литра масла, для более новых пятиступенчатых — 3,3 литра. Само масло должно иметь допуск 80W-85, производитель неважен.
- Ёмкость для слива старого масла с объёмом не менее 4 литров.
- Воронка со шлангом для заливки нового масла или шприц.
- Гаечные ключи 12 и 17 мм любого типа.
- Ветошь и растворитель для протирки.
Непосредственно сам порядок работ выглядит следующим образом:
- Установить автомобиль с прогретой коробкой на яму.
- Снять резиновую заглушку с клапана вентиляции КПП, установленного на верхней части картера.
- Прочистить клапан и заглушку от пыли и грязи. Прочищать детали удобно тонкой проволокой и ветошью.
- Установить чистые детали на место.
- Вытереть нижнюю часть коробки от грязи. Отвернуть пробку на нижней части картера коробки.
- Подставить ёмкость под сливное отверстие и слить масло. Полностью оно сольётся не менее, чем за 20-25 минут.
- После этого завернуть пробку сливного отверстия на место и аккуратно затянуть её ключом. Предварительно пробку и отверстие необходимо тщательно протереть ветошью.
- Залить свежее масло через отверстие щупа уровня масла в коробке.
- В ходе заливки необходимо проверять уровень масла, который в норме должен находиться между о и «MAX» на стержне щупа.
- При переливе масло можно откачать большим медицинским шприцем с трубкой на носике.
- В течение нескольких дней после замены желательно проверять уровень и внешний вид масла. Также необходимо убедиться в отсутствии течей через пробку и сальники коробки.
Рекомендуем: Особенности регулировки и настройки зажигания ВАЗ-2106
Резиновый колпачок вентиляции картера Сливное отверстие на картере Щуп в верхней части картера Установленная в отверстие щупа воронка для заливки масла
На ранних версиях коробок передач переднеприводных ВАЗ отсутствует отверстие для щупа. Для заливки масла в картере таких коробок имеется контрольное отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Заливка осуществляется шприцем для заливки масла. Уровень масла считается нормальным при достижении нижней кромки контрольного отверстия.
Стрелкой указано контрольное отверстие на боковой части картера коробки Заливка масла трансмиссионным шприцем
Замена механизма выбора передач
Одной из распространённых причин, по которой не включается задняя передача ВАЗ 2109, является поломка пружины 2, установленной в отдельном механизме.
Механизм выбора передач
Для доступа к ней необходимо снять и отремонтировать сам механизм, расположенный внутри коробки.
Краткий перечень необходимых действий:
- Обесточить автомобиль.
- Полностью снять воздушный фильтр.
- Снять левое колесо и расконтрить ступичную гайку крепления ШРУС.
- Слить масло из картера коробки.
- Выкрутить два болта крепления левой шаровой опоры к поворотному кулаку.
- Расфиксировать и снять рулевой наконечник.
- Снять кулак со шлицов ШРУС.
- Полностью снять левый привод.
- Снять стартер и минусовой провод с картера коробки.
- Снять тяги переключения передач с коробки и сцепления.
- Открутить трос привода спидометра.
- Установить под картер коробки опору и снять крепление опоры коробки
- Снять коробку передач с автомобиля и произвести её разборку.
При разборке коробки необходимо проверить состояние фиксаторов передач, поскольку его износ является основной причиной того, что задняя передача самопроизвольно выскакивает из зацепления. Добраться до фиксатора можно без снятия и разборки коробки, он расположен на боковой части картера и закрывается резьбовой пробкой. Разборка коробки и ревизия механизма выбора передач поможет также решить проблему, при которой на ВАЗ-2109 не выключается задняя скорость.
Замена пружины
Часто владельцы меняют весь механизм в сборе, который стоит в среднем около 2 тыс. рублей. Но можно разобрать механизм и обойтись заменой пружины, которая стоит до 50 рублей.
Необходимо выполнить следующие действия:
- Снять стопор с оси блокиратора и вынуть саму ось.
- Открутить гайку оси рычага.
- Вынуть ось и заменить пружину.
- Сборку произвести в обратной последовательности.
Плохо включается первая и задняя передача
Эти две скорости на большинстве моделей автомобилей доставляют проблемы водителям. Задняя передача плохо включается из-за того, что на ее шестерне отсутствует синхронизатор. Они устанавливаются только на автомобилях более высокого класса, а на бюджетных машинах их нет. Первая скорость также часто затрудняет управление авто, так как она используется чаще других. Хотя на ее шестерне всегда устанавливают синхронизатор.
Больше данные неисправности можно встретить на подержанных машинах. Но и на новых моделях бюджетного класса такие поломки не редкость.
Салонные провода
Когда предохранитель полностью исправен, со штекером все в порядке, а на «Калине» не включается задняя передача, смотрят выключатель, находящийся под декоративным чехлом около самого рычага КПП. К этому выключателю подведены два провода. Их замыкают между собой. Если передача начала нормально включаться, то причина была именно в выключателе.
Можно измерить напряжение на проводах при помощи иголок. На выключателе должно быть не менее 12 В. При отсутствии мультиметра измерить напряжение можно при помощи лампочки. Если она не горит, это свидетельствует о переломе провода. Обычно подобное случается в том месте, где устанавливается хомут на поддоне. Это легко объясняет вопрос: почему не включается задняя передача на Ладе Калине.
Рекомендуем: «Быстрый старт». Увеличиваем шансы запуска двигателя
Хомут снимают и сжимают в нижней части крепежа. Далее отсоединяют разъем выключателя ламп. Затем достают весь жгут. Переломанный провод будет виден сразу же. Что делать далее? Шнур соединяют с отрезком хорошего провода – можно сделать простую скрутку.
Но лучше всего пропаять соединение. Далее все собирается в обратном порядке. Если передача включается, то проблема решена.
Проблемы с задней передачей на АКПП
На практике неисправности КПП, связанные с включением задней скорости, встречаются как на механической, так и на автоматической трансмиссии. «Автоматы» имеют разные конструкции. Роботизированные коробки по устройству похожи на «механику». Но у АКПП есть свой перечень поломок, когда туго работает или пропала задняя передача.
- Уровень жидкости ниже нормы, либо она загрязнена и утратила свои рабочие качества. Устройство АКПП чувствительно к качеству смазки и ее уровню. Поэтому выяснение причины лучше начинать с проверки трансмиссионной жидкости. Завышенный уровень масла также способствует неправильной работе узла. Срок службы жидкости ограничен пробегом в 60 тысяч км, но иногда приходится менять чаще, так как смазка мутнеет и загрязняется.
- Износ фрикционных дисков. От этого зависит правильная работа заднего хода, а также режима «D» (драйв). Изношенные фрикционы могут не давать включаться 3, 4 и задней передачам. При этом устранение поломки заключается только в замене фрикционов.
- На ведущем барабане срезаны шлицы. Автомобиль может двигаться вперед, но поехать назад будет невозможно.
- Износ фрикционной тормозной ленты. Реверсивное движение отсутствует, но передних ход работает.
- Оборваны или изношены манжеты поршня тормозной ленты. Это будет заметно только при включении заднего хода.
- Заклинили управляющие соленоиды или гидроблоки.
Иногда отсутствие связи гидротрансформатора и шестерни масляного насоса также влияет на работу заднего хода.
Устраняем проблему
Рассмотрим несколько способов, которые помогут устранить проблему с включением задней скорости.
Регулировка кулисы
Перед тем как приступить к решению проблемы, возьмите с собой все, что может вам понадобиться:
- новый кардан кулисы коробки передач;
- сальник вала выбора скоростей;
- два накидных гаечных ключа на 13;
- гаечный ключ на 10;
- молоток;
- отвертка.
Кардан и пыльник для ВАЗ 2109
Новый сальник штока выбора передач для автомобиля ВАЗ 2109
Накидной ключ на 13
Гаечный ключ на 10
Строительный молоток для выполнения работ
Отвертка с плоским наконечником
Для полноценной замены кардана вам потребуется заехать на яму или эстакаду. Кроме того, вам понадобится помощник, который будет переключать рычаг коробки КПП в то время, как вы будете его регулировать.
Приступим к замене кардана и регулировке кулисы:
- Вам нужно залезть под днище 2109 и найдите вашу КПП. Возьмите два гаечных ключа на 13 и ослабьте хомут, расположенный на тяге привода коробки передач. После этого можно демонтировать привод со штока механизма КПП.
- Затем возьмите отвертку и с небольшим усилием оттяните пыльник ближе к агрегату. Если вы случайно повредили пыльник, то можно просто демонтировать его, чтобы он вам не мешал. Теперь возьмите гаечный ключ на 10 и открутите винт-фиксатор на кардане.
- Далее возьмите молоток и очень осторожно сбейте кардан КПП с вала. Делайте это аккуратно, чтобы не повредить вал. Демонтируйте пыльник кардана, если вы его не сняли изначально. Если есть необходимость, то произведите замену сальника вала выбора скоростей.
- На этом можно считать, что полдела уже сделано. Теперь вам нужно произвести установку кардана кулисы коробки. Монтаж элемента производим в обратном порядке. Для начала установите на место новый пыльник, после чего насадите кардан на вал. помните о том, что положение винта-фиксатора должно совпасть с углублением на валу.
- Когда кардан насажен на свое место, затяните винт фиксации и установите пыльник на кардан кулисы. Также нужно одеть тягу привода переключения скоростей на шток кардана, но при этом хомут затягивать не нужно.
- Далее, вам понадобится помощь другого человека, поскольку нужно отрегулировать рычаг КПП. Попросите своего помощника сесть на водительское место: он должен установить рычаг переключения скоростей на «нейтралку» и немного отвести его вправо. В таком положении помощник должен держать рычаг, пока вы будете затягивать хомут кардана.
Ослабьте хомут тяги привода.
Красным цветом выделен пыльник, который необходимо оттянуть к коробке при помощи отвертки.
Оденьте тягу привода на шток.
Когда регулировка кардана окончена, необходимо проверить, как включаются скорости на рычаге. Если проблема, по которой не включалась задняя передача в вашей ВАЗ 2109 заключалась в кардане, что вероятнее всего, то после замены элемента неисправность должна исчезнуть.
Замена масла КПП
Также одной из распространенных причин, по которой не включается задняя передача в автомобиле ВАЗ 2109, является плохое трансмиссионное масло. Как сказано выше, жидкость уже потеряла свои свойства и ее дальнейшая эксплуатация не имеет смысла. Но как понять, что трансмиссионная жидкость уже отработала свой ресурс эксплуатации? К этому вопросу стоит подойти серьезно, ведь процедура замены жидкости не такая уж дешевая. Поэтому нужно точно знать, что трансмиссионное масло потеряло свои свойства.
- Вытащите щуп из отверстия КПП для замера уровня и капните капельку жидкости на белую ткань. Если хотя бы одно из ниже перечисленных условий имеет место, то меняйте масло сразу же.
- Смазывающая жидкость обесцвечена, у нее может быть слегка черный оттенок. Также даже в маленькой капле масла вы сможете увидеть металлические частицы или прочую пыль.
- Трансмиссионная жидкость непрозрачна, на вид очень вязкая. Если попробовать на ощупь, то вещество будет прилипать к рукам. Кроме того, если вы капните таким маслом на кусочек ткани или салфетку, то оно будет впитываться очень медленно по сравнению с новым маслом.
- Очень мутная или пенная жидкость. Это может означать, что трансмиссионное масло попало в двигатель. Если это так, то проблема с включением задней скорости — это первое, что вы ощутите. Если авто будет и дальше функционировать на плохой трансмиссионной жидкости, то может возникнуть необходимость полного ремонта КПП и всей системы трансмиссии.
Проверка уровня ТМ в коробке при помощи щупа
Рекомендуем: Эксплуатация РКПП PowerShift фирмы Ford
Если вы поняли, что трансмиссионная жидкость уже отработала свой ресурс эксплуатации, то, по всей видимости, пришло время произвести ее замену. Тем более, если от этого зависит решение проблемы с включением задней передачи. Приготовьте:
- Новое трансмиссионное масло (далее — ТМ). Учтите, если ваш ВАЗ 2109 оборудован четырех ступенчатой коробкой передач, то вам будет достаточно трех литров ТМ. Если в вашем авто — «пятиступка», то вам потребуется 3.3 литра расходного материала. Для автомобилей ВАЗ рекомендуется использование трансмиссионной жидкости с классом вязкости 80W-85. На практике многие автовладельцы ВАЗов заливают в КПП своих авто «Лукойл».
- Тара для сбора отработанного расходного вещества. Подойдет старое ведро или тазик. Если нет ни того ни другого, то можно взять обычную пластиковую баклажку для вод и обрезать ее верхнюю часть.
- Набор гаечных ключей.
Трансмиссионная жидкость Лукойл для ВАЗ 2109
Самодельная тара для сбора отработанного трансмиссионного материала
Гаечные ключи и головки
Чтобы выполнить работы, необходимо заехать в гараж со смотровой ямой.
- Залезьте под днище авто и найдите крышку слива трансмиссионной жидкости. Она находится с нижней части агрегата КПП.
- Найдите на самом агрегате резиновый колпак: его необходимо прочистить. Также прочистите сапун КПП и установите резиновый колпак на место.
- После этого можно заняться сливом отработанной жидкости. Возьмите гаечный ключ и открутите крышку сливного отверстия агрегата КПП. Не забудьте перед этим подставить под отверстие для слива тару, приготовленную заранее для сбора отработанного расходного вещества.
- Теперь нужно подождать 20-30 минут, пока не сольется вся «отработка». Учтите тот факт, что автомобиль должен быть прогрет. Если температура агрегата КПП не высокая, то ТМ будет более густыми и полностью не сможет вытечь из коробки.
- Когда весь расходный материал слит из КПП, можно закрутить крышку сливного отверстия. Затяните ее потуже, но не переусердствуйте, чтобы не сорвать резьбу. После этого откройте капот и найдите щуп для проверки уровня расходного материала из КПП. Вытащите его и вставьте в отверстие шланг, на другой конце которого установлена обычная лейка. Заливайте свежее ТМ.
- Заливая расходный материал в трансмиссионную систему, периодически проверяйте уровень вещества в КПП при помощи щупа. В идеале уровень ТМ должен остановиться посередине между отметками MIN и MAX.
- Когда залито новое масло, проверьте на всякий случай его уровень в КПП. Также желательно произвести проверку уровня ТМ через несколько дней. Это делается для того, чтобы узнать, есть ли утечки в системе.
Сливная пробка ВАЗ 2109
Снимите резиновый колпак и прочистите сапун
Откручиваем крышку слива
Заливаем расходный материал через отверстие для щупа
Заправка коробки скоростей старого образца маслом через шприц
Красными стрелками указаны заливное и сливное отверстия на коробке скоростей старого образца
Если в вашем ВАЗ 2109 установлена КПП старого образца, то в ней не будет отверстия для щупа. Но пробки сливного и заливного отверстия будут расположены рядом. В целом, процедура ничем не отличается, только заливать ТМ в агрегат придется при помощи специального шприца.
Рекомендации специалистов
Иногда водитель вынужден ехать на машине с неисправной коробкой, чтобы добраться до места ремонта. Но как включить скорость, если неисправно сцепление или изношен синхронизатор?
- Если не работает первая передача, можно аккуратно тронуться с места на второй скорости.
- Если затруднения появились при включении на работающем моторе, то можно сделать это при остановленном двигателе, а затем его запустить. Но этот способ могут применять только опытные водители, так как можно повредить трансмиссию.
- Двойной выжим и «перегазовка». Необходимо установить рукоятку КПП в нейтральное положение, затем нажать на педаль сцепления, и немного нажать на газ (до 2500 оборотов по тахометру). После этого нужно сбросить обороты и снова отключить сцепление, а затем включить передачу. Если это не получилось, то нужно все операции повторить снова. Во время движения опытные водители умеют переключать скорости без механизма сцепления.
- При включении заднего хода рычаг может не доходить до конца. Тогда нужно слегка отпустить педаль сцепления, шестерня повернется, зубья войдут в зацепление, и рукоятка дойдет до конца.
- После нажатия на педаль рекомендуется подождать 3 секунды, а затем включать заднюю скорость.
- Можно попробовать включать реверс, вначале установив рукоятку на 4-ю, потом на заднюю.
- Неоднократный выжим сцепления и возврат рычага управления КПП в нейтральное положение иногда также помогает решить проблему.
Если у Вас есть личные советы и опыт по решению этих вопросов, напишите в комментариях.