Насос гидроусилителя руля предназначен для нагнетания масла в рулевой механизм и обеспечение циркуляции жидкости в системе. Вал и лопасти насоса в процессе вращения создают центробежную силу, вследствие которой рабочая жидкость попадает под высоким давлением в нагнетательную полость и далее в систему гидроусилителя руля. Насос ГУР монтируется на двигателе и приводится в действие с помощью ременной передачи.
Как правило, замена насоса гидроусилителя руля производится в комплексе с заменой масла, хомутов и шлангов. В этой статье рассмотрим, как выполнить эту процедуру своими руками на примере автомобиля ВАЗ-2110.
Подготовка к замене насоса гидроусилителя
Для работы следует подготовить следующие инструменты и материалы:
- домкрат и упоры под колёса;
- пассатижи и торцевой ключ на 10;
- пластиковую ёмкость 1,5 л;
- ветошь и шланг для слива жидкости;
- грушу или шприц;
- новую жидкость, шланги, хомуты, насос для ГУР;
Если принято решение не производить замену насоса, а просто сменить манжету и подшипник, то понадобятся эти запасные детали.
Основные неисправности насоса ГУР Ауди А6
К основным неисправностям насоса ГУР автомобиля Ауди А6 можно отнести следующие моменты:
- Повышенный люфт и выход из строя подшипника рабочего вала.
- Нарушение целостности сальника рабочего вала насоса.
- Износ и задиры лопаток ротора.
- Неисправность редукционного клапана давления.
- Нарушение герметичности корпуса насоса.
- Проскальзывание приводного ремня на шкиве насоса, слабое натяжение.
В случае появления этих моментов рекомендую вам заменить насос ГУР, а как это сделать вы узнаете если прочитаете пост до конца.
Слив масла из ГУР
С помощью домкрата поднимаем переднюю часть автомобиля, предварительно установив упоры под задние колёса. Затем открываем капот и откачиваем масло из бачка ГУР. Проще всего это сделать с помощью груши или шприца. Для удобства используйте удлинительный шланг для шприца. После того как масло полностью откачано из бачка, необходимо повернуть несколько раз руль до упора поочерёдно влево и вправо, чтобы в бачке появилась новая порция жидкости. Вновь её откачиваем. Опять повторяем аналогичную процедуру с вращением руля и откачиваем масло.
Когда жидкость полностью удалена из системы, с помощью пассатижей ослабляем хомут крепления шланга, который идёт со стороны салона к бачку. Снимаем шланг и вставляем его в ёмкость для слива жидкости. Поворачиваем руль поочерёдно влево и вправо до упора, чтобы слить остатки масла.
Замена насоса ГУР своими руками
Гидроусилитель рулевого управления, под краткой аббревиатурой: гидроусилитель руля или ГУР, стал неотъемлемой частью большинства транспортных средств. Из названия ясно, что принцип работы основывается на законах гидравлики. Для работы механизм использует давление, создаваемое насосом, который приводится в движение от коленчатого вала мотора. То есть посредством ременной передачи происходит попадание масла в узел рулевого управления, а это создает комфортное вращение рулевого механизма.
Устройство было выдвинуто в 1925 году Френсисом Дэвисом. Так как на грузовых ТС вращать рулевое колесо было крайне сложно, то здесь гидроусилитель оказался как-никак, кстати. Уже после, когда устройство претерпело массу изменений им стали оснащать остальные модели авто. Конечно, принцип работы остался прежним, но некоторые первоначальные недостатки исправили. Теперь ГУР – это надежный механизм, требующий к себе регулярного внимания. Необходимо контролировать его работоспособность, то есть осматривать его герметичность и следить за уровнем жидкости в бачке. Если выявленные неполадки вовремя устранять, то аппарат будет эксплуатироваться долго.
Замена шлангов гидроусилителя
Одновременно с заменой насоса или жидкости ГУР рекомендуется хорошо проверить состояние шлангов и патрубков. При необходимости замените их новыми. Смену шлангов необходимо производить только после полной откачки масла.
Для замены шлангов или патрубков сначала следует открутить хомуты. Установка новых шлангов вызывает некоторые неудобства, так как расположение гидроусилителя не совсем удобное для выполнения таких операций. Новые шланги и патрубки следует хорошо зафиксировать хомутами. Однако не стоит сильно усердствовать, чтобы их не повредить.
Назначение и особенности конструкции
Гидроусилитель представляет собой закрытую гидравлическую систему, основные элементы которой таковы:
- насос ГУР;
- расширительный бак, в котором находится расходный материал;
- контроллер, регулирующий давление насоса;
- управляющий элемент;
- силовой цилиндр.
Насос ГУР является основным узлом в конструкции рулевой системы. Благодаря этому узлу обеспечивается перекачка гидравлического масла из расширительного бачка по магистралям, которая впоследствии расходится по кольцу. В зависимости от автомобиля, основными типами используемых узлов являются пластинчатые либо шиберные механизмы. Как показывают отзывы, такой принцип работы позволяет обеспечить минимальный износ деталей и поверхностей. Однако у узлов такого типа есть и недостаток — подшипниковые элементы изнашиваются чаще, в результате чего автовладельцу приходится ремонтировать ГУР своими руками.
Устройство и обозначение элементов насоса
Уровень давления в таких системах достаточно высокий — он составляет около 150 бар максимум. Согласно принципу работы данный узел начинает работать в результате воздействия на него ремня, крутящего генераторное устройство, а также помпу.
Следует отметить, что устройство насоса гидроусилителя руля, будь то система MSG или любая другая, предусматривает наличие зазоров в конструкции, определенных производителем. Обычно эти зазоры должны составлять около 0.005-0.01 мм. В том случае, если зазор начнет увеличиваться, это может привести к снижению уровня давления на небольших оборотах, то есть руль может стать тугим. Основными элементами, определяющими нормальный принцип работы системы, являются шкив насоса ГУР, а также редукционный клапан насоса ГУР.
Снимем насос ГУР
к правило, в автомобилях серии ВАЗ-2110 устанавливаются насосы ГУР версии ZF. Этими устройствами также комплектуются гидроусилители некоторых моделей Фольксваген, Ауди А6 и так далее. Насосы обычно не подлежат ремонту и при необходимости заменяются новыми. Однако в некоторых случаях можно попытаться восстановить их работоспособность своими руками, например, заменить изношенный подшипник или манжету. Всё зависит от характера неисправности.
Последовательность снятия насоса ГУР:
- Ослабляем хомут и снимаем возвратный шланг. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не пролить масло.
- Со штуцерного болта очень аккуратно демонтируем датчик, который предназначен для замера давления жидкости в системе ГУР.
- Снимаем штуцерный болт и отсоединяем нагнетательный трубопровод.
- Снимаем ремень привода ГУР.
После этого приступаем к демонтажу непосредственного насоса.
- Сначала ослабляем один болт крепления.
- Затем выкручиваем второй болт и снимаем насос ГУР полностью в сборе.
- Ставим новый насос в обратном порядке.
Где лучше ремонтировать насос гидроусилителя?
Ремонт насоса ГУР в Москве производит много автосервисов, но достойно зарекомендовавших себя среди владельцев авто – не так много. Такие работы имеют множество нюансов, которые известны только специалистам. Поэтому очень важно провести грамотную диагностику для дальнейшего эффективного и наименее затратного решения проблемы.
Отсюда – правильная тактика ремонтных операций.
Перечень операций по ремонту насоса ГУР специалистами «Авторемонт-Реек».
- Диагностика
- Снятие неисправного узла и тщательная его мойка
- Дефектовка после осмотра (оценка состояния вала, шкива, сальников и рабочей пары)
- Тщательная очистка деталей узла в специальной мойке
- При наличии коррозии – шлифовка вала или замена его новым
- При необходимости – смена подшипников и втулок скольжения
- Замена рабочей пары, резиновых и тефлоновых уплотнений
После проведения сервисных манипуляций, мастера нашего автосервиса в нужном объеме зальют в систему соответствующую жидкость, прокачают систему, отследят необходимые параметры и проконтролируют отсутствие пузырьков воздуха, чтобы обеспечить 100% правильную функцию всех узлов. При демонтаже насоса также оценивается состояние приводного ремня, и шлангов ГУР и, в случае надобности, владельцу авто будет предложено заменить их.
Заливаем жидкость в ГУР
После того как выполнили замену насоса гидроусилителя руля, необходимо залить новую жидкость в систему:
- Сначала заливаем в бачок масло до о.
- Затем садимся в салон и поворачиваем рулевое колесо несколько раз до упора в обе стороны, чтобы жидкость заполнила систему.
- Вслед за этим доливаем масло в бочок и опять вращаем руль.
- Доливаем жидкость, заводим двигатель и через несколько секунд глушим.
- Вращаем руль несколько раз до упора в обе стороны.
- Опять доливаем масло в бачок.
- Не менее 10 раз прокручиваем руль до упора в каждую сторону при выключенном двигателе, чтобы хорошо прокачать систему.
- Запускаем двигатель и снова вращаем руль в обе стороны по 10 раз.
- Контролируем уровень масла в бачке и при необходимости доливаем жидкость.
Проверка насоса гидроусилителя руля
Первым делом нужно выявить по внешним признакам, в чем заключается поломка насоса. Вот несколько типичных неполадок:
Когда износились сальники, должна быть утечка жидкости, и снижен ее уровень в бачке Обратить внимание стоит и на подсоединенные к насосу трубы: их штуцера должны быть сухими.
Если замечается заедание руля или появились скачкообразные усилия, возможно, внутрь устройства проник воздух, что в итоге создало воздушные пробки
Чтобы исправить ситуацию нужно прокачать узел путем неоднократного вращения «баранки» до упора в обе стороны Важно, чтобы на этот момент мотор был заглушен. Также пробки могут возникнуть из-за засорения клапанов распределителя
Необходимо промыть все детали узла насоса.
Имеется шум, значит, дело в износившихся подшипниках, но лучше убедиться, потянув за шкив привода насоса и вал в противоположные стороны, при этом ремень стоит снять. Люфт хорошо прощупывается на ощупь. Также появление шума может заключаться в задире торцов элементов и пластин статора насоса.
Когда подшипники изношены, сальники долго работать не будут и быстро выйдут из строя. Износится, подшипники могут не только из-за грязной жидкости, но и от перетянутого ремня привода шкива.
Если неисправность выявлена, то не стоит откладывать ремонт или замену насоса на потом. Поменять весь гидроусилитель сложно, потому что нужно снять мотор и разобрать переднюю ходовую часть машины. Поэтом во избежание ошибок рассмотрим, как заменить насос гидроусилителя руля?
Подтеки на гидроусилителе рулевого управления
В иномарках заменить насос гидроусилителя руля сложнее, так как механизмы идут усложнённые с новыми элементами. В таком случае будет уместно посетить СТО.
Как поменять жидкость в гидроусилителе
Первым массовым автомобилем с гидроусилителем стала модель Chrysler Imperial 1951 года, а в Советском Союзе первый ГУР появился в 1958 году на ЗИЛ-111. Сейчас все меньше современных моделей оснащается системой гидравлического усилителя руля. Это надежный узел, но в плане обслуживания требует к себе внимания, особенно в вопросах качества и замены рабочей жидкости. Далее, в статье узнаем, как поменять и долить жидкость для ГУР.
- Что такое жидкость для гидроусилителя
- Когда и в каких случаях нужно менять
- Какое масло заливать в гидроусилитель
- Замена жидкости в ГУР
- Доливка
- Полная замена