Основные причины неисправности ТНВД
Топливный насос высокого давления, используется для питания дизельных моторов и бензиновых типа GDI. Обычно имеет механический привод и очень высокое давление на выходе, порядка 1000 атмосфер и более.
Неисправности ТНВД похожи на проблемы с электронасосами и возникают по причинам некачественного топлива и естественного износа. Основное отличие заключается в значительно более высокой цене и сложности конструкции. Своими силами ремонт возможно провести, если требуется замена мелких деталей, таких как уплотнительное кольцо или прокладка топливного насоса.
Диагностика бензонасоса
Если бензобак полный, аккумулятор в нормальном состоянии, свечи сухие и дают искру, а стартер вращает двигатель, то причина в бензонасосе. Наиболее распространенная причина – после включения зажигания не поступает питание к бензонасосу. Точно так же она проявляется при движении автомобиля, когда пропадает питание и мотор начинает глохнуть. Еще один важный нюанс – это подача необходимого количества горючего.
Насос может быть рабочим, выдавать гул и жужжание, то есть подача питания происходит, но не вырабатывать требуемого давления.
Нормальным считается давление в топливной системе при рабочем бензонасосе больше 3 бар. Это давление собирается в топливной рампе и соответствует показателю от 300 КПа. Чтобы проверить состояние, нужно взять манометр и измерить давление в топливной рейке, учитывая те показатели, что считаются нормой для каждой отдельной модели.
Для ВАЗ-2110 с инжектором давление, в момент включения зажигания, показывать должно не меньше, чем три атмосферы, на холостом ходу – 2,5, а при нажатии педали газа – от 2,5 до 3 атмосфер. Этот метод позволяет точно определить:
- Выход регулятора давления в рампе из строя.
- Неисправность бензонасоса либо снижение эффективности работы из-за износа.
- Сильное загрязнение фильтра либо сетки.
Понижение давления ведет к тому, что двигатель не заводится или запуск происходит с трудом, начинает троить, во время работы появляются провалы. Если виной этому является насос, то, возможно, забилась сеточка грубой очистки бензонасоса. В этой ситуации нет необходимости менять весь агрегат, можно почистить сеточку или поставить новую. Если вы подозреваете, что не поступает питание на бензонасос, нужно включить зажигание и слушать. Во время работы бензонасоса должно слышаться легкое жужжание или гул. А если ничего не слышно, то появилась проблема с работой бензонасоса или проводкой к нему.
В главный список причин, по которым не качает бензонасос на автомобиле ВАЗ-2110 можно отнести:
- неисправность предохранителя;
- нерабочее реле;
- поломка моторчика;
- окисление контактов в проводке, ведущей к бензонасосу;
- поломка бензонасоса.
Первые симптомы неисправности топливного насоса
Чаще всего внимание автовладельца сначала привлекает непонятный гул, который доносится с задней части автомобиля. По мере усугубления ситуации, в системе падает давление.
Основные признаки неисправности топливного насоса проявляются следующим образом:
- появляются провалы и рывки в работе двигателя;
- пропадает тяга и растет расход топлива;
- становится неустойчивым холостой ход;
- двигатель плохо запускается в холодном состоянии;
- загорается лампочка «Check engine».
Неприятным развитием ситуации станет полная остановка мотора при нулевом давлении бензина в рампе форсунок.
Признаки неисправности бензонасоса
Механические бензонасосы
В механическом бензонасосе неисправности чаще всего возникают по причине износа уплотнительных прокладок и образования течи между частями корпуса. В результате герметичность конструкции нарушается, внутрь попадает воздух, топливо перестает попадать в карбюратор и двигатель глохнет. Похожее следствие вызывает разрыв мембраны и поломка клапанов. Автомобиль при этом начинает двигаться рывками, пока подача топлива совсем не прекратится.
Электрические бензонасосы
На машинах, имеющих механический и электронный впрыск, признаки неисправности бензонасоса немного разные, но их можно классифицировать в определенные группы:
- Двигатель не запускается. Вращения стартера при сухих свечах не вызывает вспышек в цилиндрах. В топливопроводе давления нет, или оно крайне малое, жужжания насоса при включении зажигания или работе стартера не слышно.
- Двигатель не запускается, хотя происходят отдельные вспышки в цилиндрах. Давление в топливопроводе присутствует, но без манометра его значение не определить. Свечи сухие.
- Двигатель запускается, нормально работает на холостом ходу, но нажатие на акселератор вызывает его остановку. При желании поднять обороты до средних возможно, но попытки тронуться приводят к тому, что мотор глохнет. На свечах присутствует черный налет, работа бензонасоса характеризуется меняющимся звуком.
- Двигатель запускается, нормально держит холостые обороты, на нейтральной скорости легко их набирает. Во время движения на средней и высокой скорости наблюдается «подергивание». Бывает, что после определенной отметки на тахометре обороты не набираются, а двигатель перестает выдавать требуемую мощность при нагрузке. При этом свечи белые, а по их виду кажется, что на автомобиле стоит слишком ранее зажигание или поступает обедненная смесь.
Стоит отметить, что вышеперечисленные симптомы неисправностей топливного насоса характерны и для других поломок двигателя, и по ним нельзя однозначно диагностировать неисправность бензонасоса. К примеру, обороты также плавают при неполадках в датчике воздуха, дроссельной заслонки, засорении форсунок или некачественном топливе.
Профилактика поломок бензонасоса
Профилактика заключается в соблюдении простых правил эксплуатации:
- не вырабатывать бензин из бака до конца — так ухудшается охлаждение бензонасоса и повышается вероятность засорения;
- использовать только высококачественное, проверенное топливо на заправках солидных брендов;
- покупать деталь для замены только известной марки и у надежного поставщика.
Причины неисправности топливного насоса должны быть полностью выявлены на этапе диагностики, иначе замена может не обеспечить нужный результат.
Как определить неисправность бензонасоса
Как бы то ни было, но большинство признаков указывающих на неисправность бензонасоса могут свидетельствовать о неполадках в других системах и узлах машины. Троит автомобиль – может свечи, может зажигание, может какой-то датчик барахлит. Посторонние шумы в моторе – вообще могут быть вызваны разнообразными поломками. Даже когда мотор глохнет сразу же после запуска, грешить только на бензонасос не получится. К примеру, без показаний датчика положения коленвала, ЭБУ может остановить работу насоса, что является вполне себе штатной реакцией автомобиля на такую проблему. И даже снижение давления в системе, может быть вызвано нарушениями герметичности топливных магистралей, поломками перепускного клапана и другими сбоями.
Как определить неисправность
Сразу должны предупредить – без дополнительной диагностики однозначно установить причину появления нижеуказанных неисправностей практически невозможно. Это связано с тем, что помимо бензонасоса, подобные сбои в работе двигателя могут возникнуть и вследствие других причин, например, низкого качества топлива. Одной из характерных особенностей, которые часто указывают на проблемы с подачей горючего, является регулярно глохнущий мотор. Но причиной этого также могут быть свечи или засорившийся воздушный фильтр, которые играют важную роль в воспламенении топливной смеси. Подозрения в неисправности бензонасоса также могут возникнуть, если двигатель автомобиля начинает троить. Этот процесс обычно сопровождается повышенным уровнем вибрации, кроме того, автомобиль начинает очень вяло реагировать на нажатие педали газа. Это может быть связано с тем, что бензонасос не может обеспечить необходимого давления подачи топлива. Также причиной троения может быть падение уровня компрессии в цилиндрах мотора из-за износа поршневых колец. Если у водителя возникают трудности с запуском двигателя, то это может указывать на износ бензонасоса. Со временем устройству становится трудно поддерживать соответствующее давление, особенно если автомобиль долгое время пребывает в состоянии простоя. Соответственно, при запуске необходимо дождаться пока насос накачает необходимый уровень давления в системе для его подачи в камеру сгорания мотора. Распознать неполадки в работе бензонасоса может помочь появление дополнительных шумов при его работе. Нехарактерные звуки, например, гул или свист указывают на то, что в шлангах образовался засор, который необходимо прочистить. Также это может означать скорый выход из строя мотора бензонасоса. Но при этом небольшой гул обычно появляется и по естественным причинам – это износ деталей примерно после 100 000 км пробега и бить тревогу в этом случае пока рано. У некоторых автолюбителей бензонасос начинает работать непрерывно. Все это время вы будете постоянно слышать звуки перекачивания топлива, что и является характерным симптомом неполадки. Данные проблемы возникают исключительно на инжекторных моделях вследствие замыкания или повреждения контактов электропроводки.
Основные причины неисправности бензонасоса
Забит фильтр грубой очистки
Старый и новый фильтр грубой очистки бензонасоса
Забитый фильтр имеет коричневый цвет, поскольку его ячейки полностью засорены отложениями.
Наиболее распространенной проблемой, из-за которой не качает бензонасос, является забитый фильтр грубой очистки. Данный фильтр обычно устанавливается в баке непосредственно перед подачей на сам насос. Здесь происходит первичная фильтрация топлива. Определить данную неисправность можно визуально. Забитый фильтр имеет коричневый цвет, ячейки в его сетке практически полностью засорены отложениями. Даже исправный насос не может прокачать топливо через такой фильтр, в результате в системе не обеспечивается нужное давление. Фильтр грубой очистки подлежит замене. Его стоимость невелика (около 50 рублей). Однако на то чтобы его заменить нужно время и набор инструментов. Вначале нужно снять сам бензонасос, который обычно прикручивается к баку. Прежде чем снять бензонасос нужно отключить клемму на аккумуляторе. Затем бензонасос извлекается и с него снимается фильтр. Сам фильтр устанавливается на насос вручную, без инструментов. Рекомендуется менять фильтр грубой очистки каждые 20 тысяч. Однако он может засориться и намного быстрее. Это зависит от качества топлива и состояния топливного бака. Достаточно всего один раз заправиться некачественным топливом на непроверенной АЗС, чтобы засорить фильтр. Также он легко может засоряться ржавчиной, если бак уже старый и подвержен коррозии.
Причины поломки бензонасоса
Наиболее частыми причинами выхода из строя механического бензонасоса, используемого в автомобилях с карбюраторной системой подачи топлива, является нарушение герметичности его корпуса. Так как по мере эксплуатации происходит естественный износ деталей, может также наблюдаться потеря упругости внутренней пружины бензонасоса или повреждение его диафрагмы. Более современные модели автомобилей оснащаются уже электрическим вариантом этого агрегата и причины поломок здесь несколько иные. Например, повреждение электропроводки, что приводит к замыканиям в цепи и мешает нормальной работе устройства. Вне зависимости от типа установленного в вашей машине бензонасоса строго не рекомендуется ездить на «сухом» баке. Когда уровень горючего близок к нулевой отметке, бензонасос работает в режиме повышенной нагрузки, интенсивно расходуя смазочные материалы и уменьшая собственный ресурс эксплуатации. Поэтому обращайте внимание, чтобы стрелка на датчике топлива не опускалась до минимальной отметки. Также причиной поломки может стать засорение сетки для очистки горючего посторонними элементами. В такой ситуации агрегату приходится также работать в режиме повышенной нагрузки, прокачивая необходимый объем топлива, несмотря на возникающее сопротивление. Как результат – перегрев и необходимость замены данного узла автомобиля.