Как и чем очистить клеммы аккумулятора от окисления


Современный автомобиль — удобный и надёжный вид транспорта, не требующий ежедневного обслуживания и подготовки. Порой капот не открывается месяцами. Но однажды, заглянув под него, можно обнаружить значительные отложения белого, синего или зелёного налёта на контактах АКБ. Естественно, задаёшься вопросом, как почистить клеммы аккумулятора и защитить их.

Причины коррозии и окисления клемм

В обиходе аккумуляторной клеммой называют и выводы аккумулятора, и металлическую планку с проводом, прикрепляемую к выводу. Для отличия их называют “клемма аккумулятора” и “провод с клеммой”. Но для точного понимания, о какой из двух клемм говорится в данный момент, принято их различать.

Аккумулятор имеет два вывода: положительный “+”, отрицательный “-“. К ним крепятся при помощи металлических зажимов провода для передачи тока от АКБ к бортовой сети автомобиля. Вот эти приспособления принято называть клеммами на аккумулятор, положительной и отрицательной.

Аккумуляторные батареи накапливают и отдают электрическую энергию в результате протекающей химической реакции. Такая реакция сопровождается окислением свинца при разряде и разложением солей сульфата свинца при заряде. Но для разложения сульфат свинца должен находиться в электролите.

Белый налёт — это сульфат свинца в большей своей части. А поскольку выводы АКБ находятся не в электролите, то соли свинца лишь накапливаются и не растворяются в процессе эксплуатации батареи.

Но почему происходит окисление контактов аккумулятора? Батареи являются герметичными ёмкостями, но в процессе эксплуатации на автомобилях между выводом АКБ и материалом крышки батареи появляются микротрещины. Через эти трещины проникают пары электролита, которые окисляют контакты. Чем больше паров, тем больше отложения солей. Как избежать появления микротрещин и окисления, расскажем в конце статьи.

Другой частой причиной коррозии является неправильно выбранный металл для изготовления клемм либо отсутствие или износ защитного покрытия на них. Такое бывает, если проводилась замена оригинальных заводских зажимов дешёвым аналогом. Свинец нельзя соединять со сталью, магнием, посеребрёнными или позолоченными поверхностями. Под воздействием электрического тока происходит ускоренная коррозия металлов в месте контакта. Даже медь при высокой влажности воздуха может плохо уживаться со свинцом. Тогда на их поверхности появляется налёт из сине-зелёного порошка. Лучшими металлами для обеспечения надёжного соединения являются: сам свинец, олово, цинк, титан. Впрочем, даже лучшее сочетание пары металлов подвержено воздействию паров серной кислоты.

Причины окисления клемм на автомобиле

Факторов, определяющих, почему окисляются клеммы аккумулятора, два:

Причины окисления клемм аккумулятора: видео

  • Плохой контакт. Искрообразование и перегрев ускоряют естественные химические процессы окисления, в результате чего на поверхности контактов и выводах батареи образуется тонкий и плотный налет, часто с зеленоватым или голубоватым оттенком.
  • Попадание электролита. Чаще всего клеммы АКБ окисляются в результате попадания на их поверхность электролита или выходящих из корпуса батареи газов. Химические окислы похожи на «снежок» на клеммах аккумулятора – они светлые, толстые и рыхлые, иногда слегка голубоватого оттенка.

Недостаточный контакт соединения возможен из-за коррозии, ослабления крепежа в результате вибраций при эксплуатации или недостаточного момента затяжки при работах с электропроводкой. Когда клемма плохо затянута или не соответствует диаметру вывода, отходит масса, провод поврежден или меньше допустимого диаметра, контакт перегревается и возникают паразитные токи. Это приводит к поверхностной коррозии контактов и формированию тонких отложений зеленоватого и голубоватого цвета. Образования рыхлых окислов в виде снега на клеммах АКБ требуют проверки целостности корпуса, состояния батареи и исправности генератора.

Основные причины сильного окисления клемм аккумулятора:

«Шуба» из окислов на клемме, которая говорит об утечке и воздействии кислотного электролита

  • Утечка электролита. При интенсивном “кипении” электролита он может выплескиваться через вентиляционные каналы и оседать на клеммах в виде окислов.
  • Нарушение целостности корпуса. Если корпус АКБ треснул в области вывода, сквозь щели проникают электролит и его пары, окисляя контакты.
  • Недозаряд. Если аккумулятор не может полностью зарядиться, его емкость и токоотдача падают. При падении напряжения токи возрастают, увеличивается нагрузка на батарею и ее соединения, активизируются окислительные процессы.
  • Перезаряд. При подаче избыточного напряжения или тока на АКБ возникает интенсивное газообразование, которое обычно называют кипением электролита. Выходящие через вентиляционные каналы газы конденсируются на металлических клеммах, образовывая бархатистый налёт.
  • Утечки тока. Если клемма АКБ имеет нежелательный контакт (например, один из дополнительных проводов коротит на массу) – происходит утечка тока, из-за которой возникают перегрев и электрохимическая коррозия.
  • Замыкание банки. При возникновении КЗ в одной из банок АКБ она перестает накапливать энергию. В итоге общее напряжение АКБ падает на 1/6 (для 12-вольтовой батареи), нормальное напряжение зарядки становится избыточным, возникает перезаряд.

На конкретную причину, по которой окислились клеммы на аккумуляторе автомобиля, может указать полярность электрода и вид отложений. Характерный признак контакта с электролитом – появление объемного бархатистого налета, являющегося продуктом реакции металлов с серной кислотой. Проблемы с контактом приводят к появлению тонких окислов, а также кратеров и подпалин от искр или электрической дуги. Часто положительный и отрицательный вывод покрываются налетом равномерно, но иногда окисляется лишь один из них.

Почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе

В современных моделях плюсовая клемма обычно находится в защитном пластиковом кожухе.

Подгоревшая и окислившаяся клемма

Он сокращает риск образования окислов из-за внешних причин, но в то же время мешает вовремя обнаружить проблему.

Основные причины окисления плюсовой клеммы на АКБ:

  • перезаряд АКБ из-за неисправности генератора или реле-регулятора;
  • КЗ одной из банок;
  • утечка электролита из-за повреждений корпуса со стороны положительного вывода.

Почему окисляется минусовая клемма аккумулятора

Так как ток при разряде течет от «минуса» к «плюсу», при плохом контакте клемма массы принимает на себя основную нагрузку и перегревается. Аналогичный эффект возникает и при использовании нештатного массового провода. Как результат, отрицательный полюс АКБ чаще окисляется по причине:

  • слабой затяжки клеммы;
  • плохого контакта массы с кузовом и/или мотором;
  • недостаточной проводимости силовых проводов;
  • недозаряда аккумулятора.

Если окисляются обе клеммы аккумулятора, а отложения объемные и рыхлые – налицо попадание электролита или его испарений из-за нарушения целостности корпуса или засорения вентиляционных отверстий. Если окислы тонкие и плотные – ищите причину плохого контакта.

Как определить, что пора чистить

Наличие налёта соли определяется визуально — это мелкие белые кристаллы. Неровности на поверхности контактной пары позволяют парам электролита попадать внутрь, тогда поверхность контакта может окислиться внутри. Соль сульфата свинца является диэлектриком, то есть имеет высокое электрическое сопротивление. Соль приводит к потере напряжения в месте соединения. Поэтому в месте контакта при больших пусковых токах может выделяться большое количество тепла. Это со временем приводит к выгоранию части металлов на поверхности контакта, что ещё больше увеличивает сопротивление и выделение тепла. В дальнейшем, при пуске двигателя на выводах АКБ и клеммах появляется искрение, значит, выгорание металла усиливается. Последствием станет появление раковин, что уменьшит полезную поверхность контакта.

При появлении белого налёта даже в небольшом количестве стоит почистить окислившиеся элементы контактов. Ну а если при пуске двигателя автомобиля происходит их разогрев, тем более заметно искрение в темноте, то нужно срочно принимать меры.

Есть и косвенные признаки, указывающие на необходимость проверки состояния клемм аккумулятора. Это затруднённый пуск двигателя. Более высокая просадка напряжения при пуске. Более тусклый свет габаритных огней при неработающем двигателе. Причины могут быть различные, но в том числе плохое соединение между зажимами и выводами батареи.

Как очистить клеммы и избежать дальнейшего окисления?

Часто причиной проблем при пуске двигателя становится не разряженный аккумулятор или сломанный генератор. Автомобиль может не завестись из-за банального окисления клемм. Бело-голубые, похожие на изморозь кристаллики окисла создают большое сопротивление между клеммой и выводом, в результате чего много энергии теряется впустую.

Как правило, окисел образуется из-за попадания паров аккумуляторной кислоты на свинец. Она может испаряться из микроскопического зазора между выводами и корпусом АКБ, а может выделяться из пробок. Стоит обратить внимание, если на клеммах образуется много окисла: это, с высокой долей вероятности, означает, что генератор дает лишнего энергии и аккум «кипит» из-за перезаряда.

Статья по теме

Присадки к электролиту и пластинам: идеал или подвох?

Чтобы быть уверенным в пуске автомобиля, нужно периодически чистить клеммы и токовыводы. В случае спешки можно просто соскрести оксид при помощи ножа или затереть окислившиеся места наждачкой. Но лучше, конечно, не подвергать места передачи тока механическому воздействию и обработать клеммы водным раствором соды.

Перед очисткой нужно заглушить двигатель, вытащить ключ зажигания из замка и снять клеммы. Для того, чтобы случайно не закоротить аккумулятор ключом на корпус, первой снимается отрицательная клемма. Содовый состав готовится очень легко: столовая ложка соды на стакан воды. Полученной жидкостью при помощи зубной щетки счищается вся образовавшаяся коррозия сначала с верхней части клеммы, затем с нижней и внутренней контактной части. Глубокую коррозию можно убирать мелкой наждачной бумагой. После процедуры клеммы промываются горячей водой и просушиваются. Вместо содового раствора можно использовать минералку или кока-колу, но это уже для любителей использовать вещи не по назначению.

Чтобы избежать потерь электричества в ходе дальнейшей эксплуатации, нужно герметизировать место соединения. Для этой цели хорошо подойдут фетровые или войлочные кольца, которые для дополнительной эффективности можно пропитать маслом. Такие кольца, надетые на токовыводы, защитят клеммы от испарений кислоты. После плотного закрепления клемм, сверху их обрабатывают техническим вазелином, солидолом или специальной смазкой из отдела автоаксессуаров. Важно, чтобы масло или любая смазка не попали на место соединения клеммы и вывода, ведь смазочные материалы по природе своей диэлектрики (изоляторы).

Напоследок, обратим внимание, что деформация клемм и их неплотное затягивание, как и окисел ведут к потерям энергии. Так что, поврежденные клеммы нужно немедленно менять. Иначе совсем скоро придется поменять и АКБ вместе с бортовой электроникой.

Какие инструменты и материалы понадобятся

Для отсоединения проводов от аккумулятора понадобится гаечный ключ на 10. Отвёртка с плоским жалом шириной 4–7 мм для расширения щели в клемме, отделения её от поверхности вывода. Если АКБ будет сниматься с авто, потребуется ключ для снятия удерживающего батарею кронштейна или хомута.

Для очистки соединительных деталей в продаже есть целые наборы инструментов. Ими можно легко очистить любые контакты. Но мы рассмотрим способы с применением подручных средств.

Чтобы убрать окисление солей с контактов, могут понадобиться:

  • щетка с жёстким ворсом из лески или металлической проволоки либо войлок для первоначальной очистки;
  • ёрш с металлическим ворсом для очистки внутренней поверхности клеммы;
  • старая зубная щётка для нанесения щелочного раствора — нейтрализатора кислотной соли;
  • пищевая сода или кусочек хозяйственного мыла, или специализированный спрей для нейтрализации кислотной соли;
  • наждачная бумага с абразивом № 80–150;
  • вода для промывки от нейтрализующего раствора;
  • ветошь, для промывки и обтирки;
  • прорезиненные перчатки для защиты рук.

Можно обойтись минимальным набором или только ветошью, но наличие указанных инструментов и материалов позволит качественно очистить соединительные элементы и обеспечить надёжный контакт.

Очистка клемм аккумулятора

В самых простых случаях используют войлок, который неплохо справляется с небольшими по размерам и толщине очагами окисления. Он, кстати, неплохо противостоит кислоте, чего нельзя сказать о других распространённых материалах, включая различные губки.

Иногда используют водный раствор соды и зубную щётку, но все эти методы годятся только для несильных загрязнений.

Когда окисление затрагивает большие участки контактной группы, не обойтись без использования наждачной бумаги, но обязательно мелкозернистой фракции – важно, чтобы на поверхностях обрабатываемого металла не оставалось абразивных частичек.

Более грубый инструмент для чистки клемм аккумуляторных батарей – щётки по металлу с проволочной щетиной – они справляются с очисткой быстро, но потребуется финишная зачистка наждачной бумагой. А ещё в продаже имеются специальные двусторонние приспособления – ёршики, одна из сторон которых чистит электроды батареи, а другая – внутреннюю поверхность клемм.

Продвинутые автомобилисты используют шуруповёрт со специальной щёткой в качестве насадки, для избавления от окисла используется режим вращения на средних оборотах. В любом случае очистка клемм аккумулятора должна производиться аккуратно и добросовестно. Если оставите хотя бы маленький необработанный участок – процесс повторного окисления неизбежен.

После того, как почистите клеммы аккумулятора, необходимо внимательно осмотреть поверхность батареи на предмет наличия трещин и других дефектов – вполне вероятно, что они и являются причиной быстрого появления белого налёта. Восстановлению такая батарея не подлежит, поэтому лучше сразу задуматься о покупке нового автоаккумулятора.

Если видимых повреждений нет, после очистки клемм аккумулятора водным раствором пищевой соды её же нужно использовать для очистки корпуса батареи от загрязнений – грязи, пыли, остатков серной кислоты.

Некоторые автомобилисты вместо соды используют специальный очиститель клемм АКБ. Такой вариант тоже неплох, но, как правило, подобные средства изготавливаются на основе растворителя, так что особого смысла тратиться на его приобретение нет.

Ещё одним распространённым средством для очистки электрода и клемм от белого налёта является бензин, который действительно обладает способностью растворять многие загрязнения, включая окислы различной природы. Но при использовании бензина нужно работать очень аккуратно – кроме загрязнений и белого налёта, он оказывает разрушающее воздействие и на другие материалы – резину и пластик. Корпус АКБ как раз и изготавливается из пластмассы. Самый безопасный способ очистки клемм бензином – намочить им тряпку и протирать контакты до их полного очищения. Не только заводить машину, но и подключать провода, если бензин ещё не испарился с их поверхности, категорически возбраняется.

Очистка аккумулятора и его клемм должна производиться с соблюдением техники безопасности – не забываем, что мы имеем дело с раствором серной кислоты – агрессивной жидкостью, способной вызвать серьёзные ожоги. Поэтому работать следует в перчатках и защитных очках в хорошо вентилируемом и проветриваемом помещении.

Не следует также прилагать чрезмерных усилий при работе с клеммами и клеммными выводами батареи.

По окончании процесса правильной зачистки клемм аккумулятора для лучшего контакта желательно промыть их аптечной дистиллированной водой.

Механическая очистка

Клеммы снимаются с АКБ машины. Последовательность отсоединения — сначала минусовая, потом плюсовая. Подключение в обратном порядке, сначала плюсовое, потом минусовое. Щёткой очищается наружная поверхность клемм и выводов. Зачистка внутренней поверхности зажимов от соли выполняется ветошью на конусе либо наждачной бумагой. Остатки порошка вытираются ветошью.

Сухие поверхности выводов и внутренняя поверхность металлических планок зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой равномерно со всех сторон, чтобы убрать мелкие раковины, увеличить площадь надёжного контакта. Поскольку выводы изготовлены из мягкого свинца, то не стоит переусердствовать. Крупные раковины всё равно не удастся удалить. Перед установкой раковины нужно заполнить электропроводящей густой смазкой. Очень крупные раковины можно запаять тем же свинцом или оловом, а потом зачистить наждачкой.

Очищенные от окиси элементы окончательно обтираются сухой ветошью, теперь аккумулятор устанавливается на автомобиль.

Очистка химическим методом

Очистить химическим методом можно, нанеся на поверхность контактов щелочного или другого раствора, способствующего нейтрализации и очистке от окисления солями сульфата свинца. Для этого применяются специальные чистящие средства, продающиеся в автомагазинах. Перед нанесением клеммы также снимаются с выводов. Раствор наносится на обе пары, некоторое время нужно выждать. После чего остатки продуктов окисления счищаются ветошью. При сильном загрязнении контактов батареи процедура повторяется несколько раз.

Но можно использовать подручные материалы. Остатки соли нейтрализуются щелочным раствором. Для этого лучше всего подойдёт пищевая сода — столовая ложка или даже несколько на стакан воды. Вода нужна для удобства нанесения соды на детали и обеспечения контакта с поверхностью. Либо раствор хозяйственного мыла — чем больше мыла растворится в стакане с водой, тем лучше. Либо используется специальный спрей и раствор, который можно приобрести в каждом автомагазине. Раствор наносится на выводы и клеммы зубной щёткой, растирается по поверхности. Остатки раствора смываются ветошью, окунаемой в чистую воду. Процедуру нейтрализации полезно повторить несколько раз, пока белый налёт не исчезнет.

Кроме соды, можно применить этиловый или нашатырный спирт. Встречаются народные рецепты с минеральной водой, различными колами и даже бензином. Их эффективность намного ниже. А опасность применения бензина несоизмерима с пользой: возможно возгорание, повреждение пластиковых, резиновых деталей, лакокрасочных покрытий.

Защита клемм от окисления

Окислению клемм способствуют микротрещины в крышке батареи в месте выхода выводов, через которые проникают пары кислоты. Микротрещины образуются при чрезмерных нагрузках, во время снятия прикипевших клемм и от тряски автомобиля во время движения, которая передаётся на провода и опять же зажимы аккумулятора, если провода достаточно жёсткие и сильно натянуты. Поэтому снимать их нужно осторожно, не пытаясь провернуть или раскачать прикипевшую поверхность. Лучше расширить плоской отвёрткой щель, способствующую охвату контактом вывода. Следите, чтобы провода, особенно плюсовой, не были сильно натянуты и не создавали нагрузку на штырь.

Кроме того, присутствующий в воздухе кислород также участвует в процессе окисления, особенно под воздействием напряжения на контактную пару из разных металлов.

Следовательно, задачей по защите клемм является восстановление герметичности крышки корпуса в месте выхода выводов, обеспечении надёжного контакта пар, защите от кислорода, находящегося в воздухе.

Всего этого можно добиться применением специальной токопроводящей смазки. Она наносится на крышку вокруг выводов, на поверхность выводов и клемм. Смазка, заполняя микротрещины, препятствует выходу паров электролита. Обеспечивает надёжное соединение. Изолирует их от воздуха.

При сильных повреждениях на выводы можно надеть поролоновые шайбы, пропитанные всё той же смазкой. Трещины запаять при помощи электропаяльника. А дешёвые клеммы из ненадлежащего материала заменить качественными.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]