Чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись

Лучшие смазки для клемм аккумулятора

Во время эксплуатации автомобиля на клеммах аккумуляторной батареи появляется белесый налёт. Металл окисляется в результате воздействия кислорода и паров электролита, находящегося в АКБ.

Если водитель машины не будет обращать на данный процесс внимания, то постепенно он становится больше, ухудшается электропроводность.

Это чревато проблемами по запуску авто, скорому разряду аккумулятора. Лучшие смазки для клемм аккумуляторов помогут избежать подобного процесса.

LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett

Описание. Это пластичное синтетическое средство эффективно быстро и качественно очищает электрические клеммы АКБ от окисления и грязи.

Оно также препятствует образованию коррозии в местах соединения с высоковольтными проводами.

Смазка стабилизирует работу электросхемы, снижая сопротивление в цепи, ликвидирует утечку электрического тока.

Подобные действия нивелируют проблемы с запуском автомобиля, продляют рабочий ресурс батареи.

Плюсы LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett

  1. Минимальный расход, хватает на неоднократное употребление.
  2. Удобное использование.
  3. Качественный товар.
  4. Большой срок действия.

Минусы LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett

  1. Повышенная стоимость.

Пользователи единодушно отмечают эту продукцию немецкой компании, выделяя её среди аналогов.

Molykote HSC Plus

Описание. Паста американского производителя выполнена на основе твёрдых смазывающих веществ.

Рабочие характеристики смазки сохраняются при критических температурах: от -30 до +1100°C.

В её состав входят: загуститель, минеральное масло, порошок меди, дисульфид молибдена и др.

Вещество отличается высокой электропроводностью, термостойкостью, несущей способностью.

Плюсы Molykote HSC Plus

  1. Не содержит вредных для здоровья веществ.
  2. Большой гарантийный срок.
  3. Удобство в эксплуатации.
  4. Удобная упаковка.
  5. Возможность многоразового использования.

Минусы Molykote HSC Plus

  1. Цена.

Автолюбители указывают на высокую стоимость смазки, однако и сами добавляют, что это средство – универсальное. Его можно с успехом применять для обработки разных типов контактов, иных деталей.

ВМПАВТО МС 1710

Описание. Эффективность смазывающего вещества российской компании признано ведущими производителями подобных материалов, в частности, известным американским институтом NLGI.

После употребления смазка защищает аккумуляторные контакты от электрохимического разрушения (окисления), коррозийного образования.

Она также не допускает загрязнения контактируемых поверхностей, препятствует попаданию влаги, соли.

Вещество образует защитную плёнку, которая оберегает клеммы в течение длительного срока службы.

При выпуске смазки используются адгезивные материалы, загуститель, антикоррозийные добавки, краситель.

Плюсы ВМПАВТО МС 1710

  1. Удобный формат.
  2. Демократичная цена.
  3. Вполне справляется со своими функциями.
  4. Простое использование.

Минусы ВМПАВТО МС 1710

  1. Налипает пыль.
  2. Качество упаковки.

Как отмечают владельцы машин, это средство эффективно, но является одноразовым. После употребления тюбик можно выбросить.

LIQUI MOLY Kupfer-Spray

Описание. Жидкая медная смазка (спрей) компании из Германии отличается универсальностью применения.

Она обладает отличными адгезивными, водостойкими качествами, работает в широком температурном диапазоне.

Вещество можно использовать для обработки клемм различного типа аккумуляторов. Получаемая в результате обработки плёнка материала, защищает контакты от вредного воздействия воды, пыли, окисления.

Смазка состоит из высокоадгезионного масла, растворителя, медной пасты, пропан-бутана. Использование спрея облегчает доступ к обрабатываемым поверхностям.

Однако обслуживание клемм следует проводить аккуратно в хорошо проветриваемом помещении. Оно ядовито, а также взрывоопасно, горюче.

Плюсы LIQUI MOLY Kupfer-Spray

  1. Устойчива к вымыванию.
  2. Равномерное распределение жидкости.
  3. Удобное использование.
  4. Флакона хватает надолго.
  5. Длительный срок действия.

Минусы LIQUI MOLY Kupfer-Spray

  1. Быстро забивается насадка.

Несмотря на высказанные замечания автолюбители рекомендуют эту смазку к покупке.

ЦИАТИМ-201

Описание. Смазывающее вещество ярославской компании отличается эффективностью действия при сильных морозах.

О её популярности говорит тот факт, что она была создана во времена СССР, в 1972 году, и до сих пор не потеряла актуальности.

Смазка отличается высокой стабильностью действия, а также универсальностью применения. Вещество является отличным токопроводящим материалом.

Его можно хранить длительное время.

Плюсы ЦИАТИМ-201

  1. Доступная цена.
  2. Удобная упаковка.
  3. Качественная защита клемм.
  4. Мягкая консистенция.

Минусы ЦИАТИМ-201

  1. Неприятный запах.

В адрес этой смазки у пользователей нет замечаний по поводу качества – она надёжно оберегает автомобильные клеммы от негатива.

Из-за чего происходит окисление клемм аккумулятора

Для появления окислов всегда достаточно наличия:

  • металла;
  • кислорода;
  • веществ, служащих катализаторами процесса;
  • повышенной температуры, что увеличивает скорость протекания всех химических реакций.

Неплохо также располагать протеканием через поверхность металлического предмета электрического тока, что превращает химический процесс в электрохимический, то есть во много раз более производительный. С точки зрения окисления, не просто любой детали автомобиля, а именно клеммы аккумулятора, где важно принимать во внимание факт называния окислением любой реакции на поверхности свинцовой клеммы. Даже не имеющей к окислению никакого отношения.

По теме: Что делать если разрядился аккумулятор в машине

Сульфаты свинца трудно назвать окислами, как и сернокислую медь, то есть медный купорос, а также многие другие вещества минерального и органического происхождения. Важно, что все они ухудшают свойства внешней цепи аккумуляторной батареи, ведут к отказам электрики, поэтому с ними нужно эффективно бороться, а не проводить точный химический анализ.

Утечка газообразного водорода

Во время заряда и даже интенсивного разряда свинцово-кислотной батареи водород, как основной продукт реакции, не образуется. Идёт преобразование чистого свинца и его соединения с кислородом в сульфат и в обратном направлении. Кислота в электролите в процессе данных реакций расходуется, а потом пополняется, но в большом количестве водород не выделяет.

Однако, когда реакция протекает с высокой интенсивностью, в основном при больших зарядных токах, водород, задействованный в промежуточных химических превращениях рекомбинировать с кислородом и обратиться в воду не успевает.

В таком режиме он будет интенсивно выделяться в виде газа, образуя характерное «кипение» электролита. На самом деле это не кипение, раствор при таких низких температурах кипеть не станет. Это выделение газообразных водорода и кислорода.

Дополнительную долю газов поставляет процесс электролиза воды. Ток большой, разницы потенциалов хватает, молекулы воды начинают разлагаться на водород и кислород. Условия для обратного превращения отсутствуют, газы начинают накапливаться внутри корпуса аккумулятора. Если он герметичен, как это сделано в необслуживаемых батареях, то растёт давление.

Водород – очень текучий газ, он всегда найдёт себе неплотность для выхода в атмосферу, а самое слабое в этом отношении место аккумулятора, проход токоотвода от пластин электродов к внешней клемме.

Путь будет более свободным у много поработавшего аккумулятора с расшатанной внешней арматурой. Газы пойдут наружу, обтекая металл клемм и вступая в химические реакции.

Утечка электролита

Рассчитывать, что в условиях прохода газа в парах серной кислоты и воды через неплотности в атмосферу дело обойдётся без захвата части электролита, не приходится.

Молекулы серной кислоты в изобилии будут попадать на токоотводы и клеммные наконечники. К тому же разогретые значительными токами. Тут же начнут образовываться указанные выше вещества. Клеммы буквально расцветают пышным налётом, обычно белым, но бывает и иных цветов.

Проходить электролит может и через дефекты заливки корпуса, а также через вентиляцию, которая бывает свободной или с наличием защитного клапана. Но при высоких давлениях это роли не играет.

Результат всегда один – появившаяся на металлических поверхностях серная кислота очень быстро превратит их в то, что для простоты называют окислом. То есть вещества с большим объёмом, вызывающие закисание всех соединений, но при этом отвратительно проводящие электрический ток.

Что даёт рост переходного сопротивления, увеличение температуры, ускорение реакций и в конце отказ клеммного соединения. Выражается это обычно в виде молчания стартёра при повороте ключа на запуск. Максимум, что возникает – громкий треск втягивающего реле.

Коррозия на зажимах

На таком мощном фоне про обычную коррозию можно уже и забыть. Но когда аккумулятор абсолютно герметичен и исправен, а все режимы в норме, то её роль выходит на первый план.

Протекает коррозия достаточно медленно, но неотвратимо. Через несколько лет поверхность клемм окислится настолько, что переходное сопротивление не позволит отдавать нужный ток. Поведение стартера в таких случаях уже описывалось.

Коррозии подвержены не только клеммы аккумулятора, но и их ответные части на кабелях. Неважно, из чего они сделаны, свинец, медь, любые лужёные оловом или иными защитными металлами сплавы. Рано или поздно окисляется всё, кроме золота. Но из него эти детали не производят.

Перезарядка АКБ

Особенно интенсивно агрессивные вещества рвутся наружу из-за перезаряда. Энергия внешнего источника уже не может расходоваться на полезные реакции преобразования сульфатов свинца в активную массу электродов, они просто закончились, пластины восстановлены.

Остаётся перегревать электролит и вызывать обильное газообразование. Поэтому надо очень внимательно следить за стабильностью зарядного напряжения, не допуская его опасных превышений.

Когда мазать клеммы АКБ

Появление вредного белого налёта лучше предотвратить, чем пытаться устранить его. Для этого следует перед установкой АКБ смазать клеммы.

Это защитит их от негативного воздействия. Следующую обработку можно провести через 2 года. Если на машине стоит необслуживаемый аккумулятор, то повторное смазывание можно выполнить через 4 года.

Однако время и периодичность обслуживания клемм зависит от климатических условий, в которых она используется, состояния электрического оборудования авто и самой батареи.

В том случае, если вскоре после смазки вновь появился налёт, нужно подумать о замене АКБ.

Как понять, что процесс окисления уже начался

Понять, что пришло время проводить смазку клемм, несложно. Это можно заметить по появлению налёта.

Предупредить его появление и провести обслуживание поможет нехитрый способ. Контакты аккумулятора нужно обработать раствором из соды и воды (на 200 мл жидкости – 2 ст. л. соды).

Если вещество закипит, будет выделяться тепло, значит, пора проводить смазку.

Также можно узнать о некорректной работе клемм по состоянию АКБ. В случае, если аккумулятор саморазряжается или во время запуска падает напряжение, необходимо провести подобную операцию.

Если белый налет уже есть — чего не следует делать

Что делать в случае, если аккумулятор уже «окислился», и можно ли предпринять какие-либо эффективные действия своими руками?

Прежде всего, немаловажно будет понять, чего не рекомендуется делать с клеммами в случае необходимости их очистки от кислоты. Не стоит использовать вазелин в чистом виде. Он хорош тем, что не пропускает влагу и предохраняет металл от сырости. Но его свойства таковы, что проводимость тока может значительно ухудшиться. Если вы все же смазываете клеммы вазелином, допускается смешивать вазелин с графитом в определенных пропорциях. Но для облегчения задачи стоит воспользоваться более простыми и легкими в изготовлении средствами.

Также настоятельно не рекомендуется проводить обработку окислившихся клемм с помощью бензина. На многочисленных форумах автолюбителей часто встречаются восторженные отзывы о том, что стоило только слегка протереть клеммы батареи обычным бензином, они засияли, как зеркало, и им удалось вернуть первозданный вид. Как бы заманчиво это ни звучало, не обрабатывайте клеммы бензином. Помните о том, что это, прежде всего, воспламеняющаяся жидкость, которая, ко всему прочему, представляет собой сильный растворитель, способный расплавить пластмассовые части корпуса аккумулятора.

Как смазывают клеммы АКБ

Смазка производится следующим образом. Клеммы снимаются, обрабатываются щёткой или войлочным материалом, пропитанным в содовом растворе.

При необходимости налёт ликвидируется ёршиком, другим похожим инструментом.

После этого они обильно смачиваются дистиллированной водой, устанавливаются на место. Прикрученные клеммы обрабатываются смазкой.

Подобные процедуры нужно выполнять либо на свежем воздухе, либо в проветриваемом боксе или гараже. Работы следует проводить в резиновых перчатках.

Чем очистить клеммы

Очистка клемм проводится исходя из степени загрязнения.

В зависимости от этого используется:

  • наждачная бумага;
  • войлок;
  • щётка по металлу;
  • содовый раствор;
  • ёршик;
  • специальный инструмент, «чистик».

В сложных случаях придётся использовать дрель, работающую на малых оборотах. Обработку нужно проводить без усилий на поверхность клеммы.

В качестве инструмента для очистки необходимо использовать насадку – щётку из нержавеющего материала.

Рекомендуется во время такого обслуживания выполнить чистку аккумулятора. Следует особое внимание уделить удалению пыли и грязи с места расположения контактов.

Заключение

Профилактическая обработка аккумуляторных клемм продлит срок действия батареи, избавит от проблем автолюбителя.

То небольшое время, потраченное на смазку, с лихвой окупается нормальным функционированием АКБ и автомобиля.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]