28.05.2021 1 462 АКБ
Автор:Иван Баранов
При выборе и эксплуатации АКБ нужно обращать внимание на ее основные свойства. Технические характеристики автомобильных аккумуляторов позволят определить целесообразность использования устройств на конкретной модели транспортного средства.
[ Скрыть]
Назначение аккумулятора в автомобиле
Автомобильный аккумулятор принято обозначать аббревиатурой АКБ, что значит аккумуляторная кислотная батарея. Не все батареи относятся к этому типу, но в автомобилях наиболее распространены именно они.
Автомобильный аккумулятор
Аккумулятор является важным компонентом в работе любого транспортного средства. Он выполняет следующие основные функции:
- Подача электроэнергии на стартер для запуска двигателя. Аккумулятор способен в течение 30 секунд подавать пусковой ток или ток холодной прокрутки на стартер, который, в свою очередь, запускает двигатель.
- Питание бортовой сети в случае недостаточной мощности (производительности) генератора.
- Автономное питание бортовой сети автомобиля.
Каждый аккумулятор имеет определенную емкость и заряд. При работе двигателя всю нагрузку на электропитание берет на себя генератор. Он же заряжает аккумулятор во время движения. Если мощности не хватает, подключается батарея. Определенное время АКБ может обеспечить автономное питание.
Генератор выходит на оптимальный режим производительности при достижении двигателем частоты вращения коленчатого вала 1600-1800 об/мин и более.
Располагается АКБ, как правило, в подкапотном пространстве автомобиля или закреплен на раме в случае крупного грузового транспорта. Это связано с тем, что кислота, находящаяся внутри, очень агрессивна и опасна для здоровья. Она может просочиться через корпус или выделиться в виде газа. С аккумулятором следует обращаться осторожно.
Более безопасны необслуживаемые АКБ, внутри которых нет жидкого электролита. Такие батареи практически не выделяют вредных паров и их можно использовать где угодно. Среди альтернативных мест размещения аккумулятора можно выделить багажное отделение и под сиденьем водителя.
Основные характеристики
Основные параметры автомобильного аккумулятора следует учитывать при их выборе и эксплуатации. Свинцово-кислотные варианты исполнения получили самое широкое распространение. Параметры АКБ следующие:
- Емкость.
- Напряжение.
- Значение пускового тока.
- Электродвижущая сила.
- Сопротивление внутренних элементов.
- Уровень зарядки.
- Полярность.
- Особенности конструкции: размеры корпуса и масса.
- Срок хранения и эксплуатации.
- Показатель интенсивности саморазряда.
Некоторые из приведенных выше параметров указываются производителями на корпусе, другие можно определить при расшифровке марки. Наиболее важными параметрами принято считать емкость и напряжение выдаваемого тока.
Они учитываются при выборе наиболее подходящей модели.
Показатель емкости
Современный машинный аккумулятор, характеристики которого могут варьировать в довольно большом диапазоне, характеризуется определенной емкостью. Емкость — характеристика, которая определяет количество отдаваемого электричества до полного разряда. Для измерения этого показателя применяется значение Ампер-часов.
Проверить номинальную емкость можно следующим образом:
- Аккумуляторная батарея разряжается до напряжения 10,5 В.
- На момент эксплуатации источника питания температура электролита не должна быть выше 25 градусов Цельсия.
- К источнику питания рекомендуется подключать лампочку на 24 вата.
- Время до полной разрядки при нормальной емкости составляет 20−25 часов.
Рекомендуем: Аккумулятор Титан для машины и устройство автомобильной АКБ
При длительной эксплуатации рассматриваемый показатель может снизиться на 40%. При этом никакие меры по восстановлению количества электролита не снизят скорость разряда батареи. Для более точного определения емкости применяется нагрузочная вилка. Она состоит из нескольких элементов:
- Вольтметра.
- Корпуса.
- Рукоятки.
- Контактной клеммы или площадки.
- Нагрузочного сопротивления.
При применении нагрузочной вилки она подключается к выводам батареи. Далее засекается время, которое потребуется для падения напряжения до 6 В. Если аккумуляторная батарея заряжена и находится в хорошем техническом состоянии, то для падения напряжения потребуется около трех минут. При тестировании источника питания его температура должна быть не выше 25 градусов Цельсия.
Емкость может периодически изменяться. Этот показатель зависит от следующих параметров:
- Температуры воздуха. Если авто стоит на морозе, то показатель емкости может существенно снизиться. Именно эта причина определяет трудности при старте двигателя в зимнее время.
- Количество пластин и их конструктивные особенности.
- Значение нагрузки и активности эксплуатации. При слишком высокой нагрузке температура устройства может существенно повышаться, что приводит к испарению жидкости.
- Степень изношенности. Длительное применение аккумулятора приводит к износу пластин. Со временем они разрушаются, в электролит попадает большое количество различных примесей, которые становятся причиной короткого замыкания.
Рассматривая описание батарей, следует учитывать, что емкость — единственный параметр, который наиболее полно характеризует степень изношенности аккумулятора. Для того чтобы продлить срок службы источника питания, не рекомендуется допускать критического падения заряда, так как пластины начинают разрушаться. Выбор аккумуляторной батареи для двигателя проводится при применении специальной таблицы. К примеру, для легковых автомобилей подходят модели с емкостью 55−66 А-ч (более точный показатель выбирается в зависимости от объема двигателя).
Пусковой ток
Рассматривая основные параметры, следует уделить внимание пусковому току. Это связано с тем, что аккумуляторы испытывают наибольшую нагрузку при пуске двигателя. Определить ток холодной прокрутки можно следующим образом:
- Конструкцию батареи следует охладить до температуры 18 градусов Цельсия.
- Проводится разрядка пусковым током в течение 30 секунд.
- Установленные нормы в ГОСТе определяют то, что напряжение должно быть не менее 8,4 В. При разрядке в течение 150 секунд показатель должен быть не менее 6 В.
При слишком низком напряжении завести двигатель не получится. Показатель может существенно падать в случае сильного износа конструкции.
Электродвижущая сила
Все батареи характеризуются электродвижущей силой. Она определяет напряжение на клеммах без утечек и сторонней нагрузки. Для измерения этого показателя может использоваться мультиметр или вольтметр. На ЭДС оказывает влияние:
- Плотность электролита. Она может меняться при сильном износе батареи, определяется при использовании специального прибора. Изменить плотность можно самостоятельно.
- Температура жидкости в банках батареи. Все вещества реагируют на воздействие температуры.
Рекомендуем: Sznajder — автомобильные аккумуляторные батареи
Распространенные батареи при температуре 18 градусов Цельсия и плотности 1,27 г/см3 обладают ЭДС 2,12 В. При этом подобный показатель свойственен только одной банке.
Электродвижущая сила не может использоваться для определения состояния аккумулятора. В большинстве случаев показатель ЭДС применяется при поиске критических неисправностей. К примеру, при слишком низком или высоком значении есть вероятность возникновения короткого замыкания.
Внутреннее сопротивление
Показатель внутреннего сопротивления определяется при диагностике аккумулятора. Он связан с характеристиками пластин, сепараторов, электролита, крепежных и других элементов. При увеличении показателя емкости АКБ сопротивление снижается, но увеличивается при снижении температуры окружающей среды или заряда.
Специалисты рекомендуют периодически проводить зарядку источника питания даже при повседневном использовании транспортного средства. Это связано с тем, что при исправном генераторе батарея не заряжается до конца на 15−20%.
Устанавливаемые генераторы способны вырабатывать напряжение 14−14,5 В. В большинстве случаев требуемый ток вырабатывается при скорости вращения коленчатого вала в районе 2000 об/мин. Это определяет то, что активная зарядка проходит на момент разгона или при движении на загородной трассе. При этом для полного заряда требуется около 12 часов.
Повышать напряжение, которое вырабатывает генератор, для ускорения процесса зарядки нельзя. Это связано с тем, что слишком высокое напряжение становится причиной электролиза воды, активного выделения кислорода с водородом. Если напряжение вырабатываемого тока выше 15 В, то батарея начинает быстро изнашиваться.
Степень зарядки
На степень зарядки аккумулятора оказывает влияние довольно большое количество различных параметров. Именно поэтому определить этот показатель можно только при использовании качественного зарядного устройства со сложной электроникой.
Для тестирования автомобильного аккумулятора учитывается:
- Напряжение.
- Плотность электролита.
Источник питания с жидким электролитом имеет напряжение около 12,7 В. У вариантов исполнения с гелем показатель варьирует в пределе от 13 В до 13,4 В. Степень зарядки можно повышать при применении специального устройства.
Рекомендуем: Как проверить плотность аккумуляторной батареи в домашних условиях
Конструкционные особенности
Большинство автомобильных аккумуляторов обладает массой от 14 до 20 кг. Производители указывают этот показатель на этикетке с другими параметрами. При изготовлении применяется несколько типоразмеров:
- Европейский стандарт определяет высоту корпуса 190 мм, клеммы расположены в специальных углублениях.
- Азиатские модели имеют корпус высотой 220−225 мм, клеммы немного выступают за габариты устройства.
- Американский тип характеризуется тем, что клеммы расположены сбоку. Подобные батареи встречаются в продаже крайне редко.
Классификация источников электроэнергии проводится по признаку технологического исполнения. Выделяют несколько типов изделий:
- Необслуживаемые. Подобный тип батарей начали выпускать около 30 лет назад. Подобный вариант исполнения характеризуется более высоким пусковым тором и низкой чувствительностью к напряжению сети.
- Мало обслуживаемые. Большинство аккумуляторов, которые есть в продаже, относятся именно к этому типу. Широкое распространение можно связать с оптимальным соотношением цены и качества.
- Обслуживаемые. Этот тип батареи характеризуется тем, что можно проводить замену банок. Особенности конструкции определяют необходимость в периодическом обслуживании.
Рекомендуется приобретать необслуживаемые варианты исполнения, так как они могут прослужить в течение длительного периода. Обслуживаемые модели после потери емкости и степени заряда приходится заряжать при применении специального зарядного устройства.
В заключение необходимо отметить, что срок хранения аккумуляторных батарей составляет около двух лет. При правильном обслуживании автономный источник энергии может прослужить в течение семи лет.
Саморазряд источника энергии
Саморазряд — характеристика, которая определяет падение емкости при простое аккумулятора. Этот процесс связан с окислением и восстановлением электродов разной полярности. К особенностям процесса саморазряда следует отнести следующие моменты:
- Потеря емкости проходит с большей скоростью к концу срока службы аккумулятора. Глубокий разряд в большей степени изнашивает батарею.
- Активный саморазряд наблюдается в течение суток с момента зарядки АКБ.
- Нормальным показателем считается потеря 1% емкости в течение суток.
- Потеря емкости снижается при отрицательной температуре. Именно поэтому рекомендуется хранить аккумулятор в помещении с низкой температурой.
Многие характеристики указываются на корпусе батареи. Только у продукции известных производителей заявленные параметры соответствуют реальным. Качественный аккумулятор может прослужить более семи лет при соблюдении основных рекомендаций по эксплуатации.
Параметры АКБ
Обычная автомобильная батарея выдает напряжение в 12В. Этого хватает для питания бортовой сети. Для большегрузных автомобилей используются батареи с напряжением в 24В. По сути, это две обычные батареи, которые последовательно соединены. Емкость АКБ измеряется в Ампер-часах (А*ч). Для легкового транспорта емкость батареи находится в пределах 40-130 А*ч. Емкость показывает, какое время аккумулятор сможет давать энергию при нагрузке. Но эти величины измеряются при определенной нагрузке и при определенной температуре – 20°C. При других условиях параметры могут меняться.
Также важным показателем является ток холодной прокрутки или пусковой ток. Разные модели способны выдавать от 250А до 1300А. Ток холодной прокрутки – это то напряжение, которое способен отдать АКБ в течение 30 секунд при температуре 18°C. В иных условиях данный параметр может поменяться, например, зимой.
Лучшие аккумуляторы для ВАЗ
Владельцы отечественных автомобилей ВАЗ имеют свой взгляд на лучший аккумулятор. Если машина исправна, то запустить двигатель способен самый простой и дешевый источник тока.
4 TIMBERG Professional Power 60
Аккумулятор TIMBERG Professional Power можно считать вполне хорошим агрегатом для энергообеспечения отечественных моделей ВАЗ (LADA) и выгодно выделяется среди бюджетных предложений рынка высокой устойчивостью к износу. Секрет такого успеха – сотрудничество с польской компанией по производству АКБ AutoPart. Именно его пластины устанавливаются внутри TIMBERG Professional Power,. А современные разработки Barton method позволили увеличить пусковой ток за счет большей активной массы.
Самый долгий срок службы среди бюджетных моделей обеспечил этому аккумулятору с технологией Ca-Ca высокую популярность на рынке. Для многих владельцев авто цена играет далеко не последнюю роль при выборе АКБ, но в случае с TIMBERG решение в его пользу вполне очевидно. Низкий ток саморазряда, неприхотливость в обслуживании и надежность внутренней начинки при правильной эксплуатации (необходимый уровень зарядного тока от генератора) позволит ему прослужить значительно дольше батарей тех марок, которые не вошли в данный рейтинг лучших аккумуляторов.
3 TORNADO 6 СТ-55
В рейтинге аккумуляторов для отечественных легковушек ВАЗ нашлось место для модели из Курска TORNADO 6 СТ-55. Батарея прекрасно справляется с запуском бензиновых двигателей, хоть и не отличается высоким показателем тока холодной прокрутки. Поэтому батарея идеально подойдет для исправного автомобиля, который эксплуатируется в южных регионах страны. Долговечность свинцово-кислотной батареи может составить не менее 3 лет. Нужно только регулярно подзаряжать аккумулятор на стационарном устройстве. Курские источники тока пользуются устойчивым спросом у владельцев «жигулей» и «лад».
Отечественные автомобилисты неоднозначно оценивают качество аккумуляторов TORNADO 6 СТ-55. Он привлекает внимание доступной ценой и хорошей работой в теплое время года. Зимой батарея быстро садится под нагрузкой, прибор чувствителен к полному разряду.
2 Зверь 6 СТ-55
В тройку лидеров попал отечественный аккумулятор Зверь 6 СТ-55. При доступной цене этот источник тока обладает современным дизайном, производитель оснастил его удобной ручкой. Среди свинцово-кислотных конкурентов с емкостью 55 А·ч Зверь выделяется лучшим стартерным током (467 А по методике EN). Неплохо проявила себя батарея в суровых условиях, дополнительное вращение на морозе никогда не будет лишним. Производитель предусмотрел возможность минимального обслуживания, при необходимости можно заменить электролит и промыть пластины. Чтобы оценить уровень заряда, на верхней крышке аккумулятора имеется контрольный глазок.
Многие владельцы автомобилей ВАЗ лестно отзываются о возможностях батареи Зверь 6 СТ-55. Она имеет хороший пусковой ток, длительный срок эксплуатации, доступную цену. Однако стабильность работы оставляет желать лучшего.
1 TITAN Euro Silver 61
В производстве этой модели аккумуляторов для авто принимает участие американская компания Exide, которая привнесла на старое предприятие современный менеджмент и новые технологии, позволившие создать качественный продукт. И если раньше из-за рубежа завозились комплектующие для сборки, то теперь все детали под жестким контролем производятся на месте. Высокое качество сырья и современное оборудование стали основой того, что АКБ TITAN EURO SILVER 61 на равных конкурирует с более раскрученными иностранными брендами.
Судя по отзывам, модель отлично зарекомендовала себя в суровых условиях эксплуатации – она выдерживает глубокий разряд, продолжительный простой и при отсутствии брака в конструкции (есть 3 года гарантии, главное – сохранить товарный чек) может служить более пяти лет. Данные батареи с прямой полярностью отлично подойдут к отечественным моделям марок ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, а аккумуляторы с обратным расположением клемм станут достойным выбором для Киа, Митсубиси, Тойота и других азиатских автомобилей.
Устройство аккумулятора
На самом деле, стандартный аккумулятор – это шесть маленьких аккумуляторов, заключенных в один корпус. Шесть отсеков объединены в едином корпусе. Часто их называют банками. Каждая банка дает напряжение в 2,1В – 2,2В. Шесть банок соединены последовательно толстыми свинцовыми перемычками, что в итоге дает напряжение в 12,6В – 13,2В.
Устройство автомобильного аккумулятора
Автомобильный аккумулятор состоит из следующих основных элементов:
- пластиковый корпус;
- крышка;
- отрицательные пластины (электроды);
- положительные пластины;
- перемычки, соединяющие отсеки;
- жидкий электролит;
- сепараторы;
- положительный и отрицательный вывод (клеммы);
- заливные пробки.
Корпус и крышка
Корпус и крышка выполнены из пластика, который нейтрален к кислоте. В каждой банке находятся свинцовые пластины – электроды.
Пластины
Отрицательная пластина из губчатого свинца (Pb) называется катод, положительная пластина пористая с диоксидом свинца (PbO2) – анод. Чтобы батарея разряжалась не так быстро, используется не чистый свинец, а с применением разных присадок. Ранее добавляли 5% сурьмы, но процесс сульфатации все равно проходил быстро. В современных жидкостных аккумуляторах добавлен кальций. Он значительно снижает процесс сульфатации и повышает емкость АКБ до 70%. Если говорить про гелевые или AGM аккумуляторы, то в них применяется только чистый свинец. Это позволяет повысить мощность и отдаваемый пусковой ток до 1000-1300А.
Электролит
В каждой банке залит электролит. Это смесь серной кислоты и дистиллированной воды, в соотношении 35:65. Плотность электролита находится в пределах 1,23-1,31 г/см3. Чем она выше, тем батарея более устойчива к морозам.
Сепаратор
В простых жидкостных аккумуляторах между пластинами находится сепаратор. От слова “separate” – разделять. Обычно сепараторы изготавливаются из нейтрального пластика. Эти пластины разделяют положительные и отрицательные электроды от замыкания. Материалом для сепараторов служит ревертекс или эбонит. Также эти элементы иногда называют диэлектрической прослойкой.
В более современных необслуживаемых аккумуляторах в качестве сепараторов применяется микроволокно. Этот высокотехнологичный материал удерживает электролит внутри и не дает ему вытекать и испаряться. Пластины завернуты в микроволокно как в конверте и плотно прижаты друг к другу.
Клеммы и пробки
Клеммы аккумулятора также изготавливаются из свинца. К ним присоединяются контакты. На обслуживаемых аккумуляторах на корпусе располагаются заливные пробки. Их количество равно количеству банок. Они служат для заливки дистиллированной воды в случае необходимости.
Какой автомобильный аккумулятор лучше купить для авто
Итак, что главное при выборе аккумуляторной батареи для авто? Обращайте внимание на несколько моментов.
Размер
Как ни странно, но именно габариты эксперты называют основным параметром верной покупки. От размера аккумулятора зависит многое. Первое — гарантия, что он подойдет для вашего авто и свободно поместится в тот отсек, который предусмотрел для АКБ производитель.
По типоразмерам автомобильные аккумуляторы условно разделяют на две группы:
- европейские — их отличают параметры 242х175х190 мм, которые подходят для авто европейского производства (BMW, Volkswagen, Ford и другие);
- азиатские — они выше и немного уже, размером 232х173х225 мм, такие автомобильные аккумуляторы подходят для большинства «восточных» марок авто (Hyundai, Mazda, Toyota, Nissan и другие).
Еще один момент, который зависит от размера аккумулятора, — его фактическая емкость, а значит и технические характеристики: резервная емкость, сила максимального тока. У батарей одинакового размера и одного класса эти показатели будут практически идентичными.
Совет. Прежде чем покупать новый аккумулятор, достаньте из авто старый и измерьте его. Выбирайте новую АКБ точно такого же формата, как и прежняя.
Обратите также внимание на тип крепления. Оно может быть верхним с длинными шпильками или нижним — с короткими планками-прищепками. Этот момент тоже принципиально важен, так как неподходящую АКБ будет сложно подсоединить. Важно и расположение «плюса» и «минуса»: если провода придется перекидывать — велик риск, что их длины просто не хватит.
pixabay.com /
Тип аккумулятора
Срок службы автомобильного аккумулятора, возможность его обслуживания, скорость подзарядки — все это зависит от технологии, по которой была изготовлена батарея. Сегодня производители используют три технологии.
Обычная батарея (свинцово-кислотная)
Традиционная технология, которая применяется столько же лет, сколько существуют автомобильные аккумуляторы. Сама батарея представляет собой блок из шести контейнеров, в которые залит раствор кислоты и погружены свинцовые пластины.
Сами пластины изготовлены с добавлением сурьмы (крайне редко) или кальция (куда чаще). Производители активно уходят от использования сурьмы, так как она снижает эксплуатационные показатели устройств, тогда как кальций в сочетании со свинцом делает батарею устойчивой к закипанию и саморазряду при долгой стоянке.
Об использовании кальция говорит значок Ca или Ca-Ca на корпусе устройства. Но сегодня этот символ, скорее, рекламный ход, чем полезная для покупателя информация. Сурьму при производстве автомобильных аккумуляторов уже практически не используют даже для самых дешевых моделей. Если аккумулятор не «продвинутый» (EFB или AGM), то он с вероятностью 99% «кальциевый».
Аккумулятор автомобильный EFB
Эти батареи считают промежуточным звеном между классическими и ультрасовременными AGM. По сравнению с первыми аккумулятор автомобильный EFB обладает порядочным набором преимуществ.
В нем также используются свинцовые пластины и жидкий электролит, но сами пластины обернуты в «пакеты» из микроволокна, благодаря чему электролит плотно прилегает к активной поверхности. Такая конфигурация предпочтительна по ряду причин.
Во-первых — защищает пластины от сульфатации, которая неизменно возникает в обычных АКБ на фоне глубокого разряда. Во-вторых — объем используемого электролита меньше, благодаря чему батарея заряжается значительно быстрее. Это удобно для владельцев авто, которые ездят в «городском» ритме: на небольшие расстояния, время от времени. Для обычной АКБ небольшого времени поездок может быть недостаточно для полноценной подзарядки.
Наконец, срок его службы больше, сила пускового тока выше, а стоимость выше типовых аккумуляторов примерно на 30%.
Автомобильный аккумулятор AGM
В топ автомобильных аккумуляторов неизменно попадают модели AGM. На сегодняшний день они признаны лучшими и самыми совершенными из представленных на рынке. AGM работает на абсорбированном электролите, который не залит в корпус, а пропитывает микропористый материал сепаратора. Электролит работает в замкнутом пространстве, вода из него не испаряется, поэтому такие аккумуляторы называют необслуживаемыми.
Внутреннее сопротивление АКБ из-за конструктивных особенностей ниже, чем с жидким электролитом. Сила тока при этом оказывается выше: в момент пуска батарея выдает мощные энергетические ответы.Сам же аккумулятор способен выдержать критичное снижение энергетического запаса, может работать в любом положении, даже «верх ногами», а если его случайно уронить, из корпуса ничего не вытечет.
Автомобильный аккумулятор AGM, вопреки распространенному мнению, подходит для любых автомобилей, даже тех, где изначально стояла свинцово-кислотная батарея. Он служит дольше, заряжается быстро, демонстрирует высокие значения пускового тока, а потому подходит для «энергоемких» транспортных средств, например, машин МЧС или скорой помощи. Плюс такие батареи позиционируют как идеальный выбор для машин с кнопкой «Старт-Стоп». Их единственный недостаток — цена, стоит аккумулятор в два-три раза дороже традиционного.
pixabay.com /
Технические характеристики
Их указывает производитель на корпусе устройства, и они могут дать массу полезной информации пользователю.
- Емкость. Измеряется в ампер-часах. Принцип выбора должен быть следующим: чем больше автомобиль — чем более объемный его двигатель, чем больше «дополнительного оснащения» нуждается в энергии, тем большей должна быть емкость аккумулятора. По этому показателю AGM-аккумуляторы лидируют, но это не значит, что на все без исключения авто нужно их ставить. Для обычного седана, на котором нет ни дополнительных фар, ни светомузыки, а «живет» машина в умеренном климате, вполне достаточно емкости обычной батареи. Покупка AGM-аккумулятора станет лишь неоправданной тратой денег.
- Пусковой ток. Его измеряют по методике EN и прописывают в скобках за цифрой (480 EN или 600 EN). Или по другой методике DIN, и тогда цифра перед аббревиатурой получается меньшей (например, 510 EN равняется 300 DIN). Для пользователя значение пускового тока важно, так как он него зависит простота и сама возможность старта двигателя. Чем большее число указывает производитель — тем легче должен заводиться мотор.
- Резервная емкость. Этот показатель измеряют в минутах (min), и от него зависит, в течение какого времени автомобиль останется на ходу, если генератор выйдет из строя. Производители его часто не указывают, так как при такой поломке эксплуатация авто — дело сомнительное. Но если машина заглохла, при резервной емкости батареи в 100 минут у автовладельца будет больше, чем полтора часа времени, чтобы добраться до СТО. Так что чем выше этот показатель, тем лучше.
Лучшие автомобильные аккумуляторы в 2021 году — не значит дорогие. Подбирать батарею нужно с учетом рекомендаций автопроизводителя и условий эксплуатации авто. Более мощный аккумулятор на машину ставить можно вместо морально устаревшего. А вот обратный «апгрейд» не рекомендован: снять вышедшую из строя AGM-батарею и заменить ее «обычной» нельзя.
Принцип работы
Между пластинами и электролитом непрерывно происходит электрохимическая реакция. При разряде химическая энергия преобразовывается в электрическую, а при заряде, наоборот, – электрическая в химическую. Когда аккумулятор подключен к потребителям энергии, то происходит его разрядка.
Химическая формула реакции
Происходит следующий процесс. На катоде идет восстановление диоксида свинца. Свинец на аноде окисляется. Серная кислота вступает в реакцию с металлами на обеих пластинах. При этой реакции образуется сульфат свинца. Процесс называется сульфатацией. Из серной кислоты выделяется водород, который затем вступает в реакцию с кислородом из положительно заряженной пластины. Образуется вода, а серная кислота расходуется. Плотность электролита понижается. Процесс реакции показан на картинке.
При зарядке весь процесс происходит в обратном порядке. Серная кислота восстанавливается. Вновь образуется диоксид свинца и серная кислота. При полной зарядке плотность электролита должна быть в пределах 1,29 гр/см3. Это значение показывает уровень содержания серной кислоты на один кубический сантиметр электролита.
Таким образом, работа батареи основана на циклах заряд-разряд. Если допустить глубокий разряд, процесс может быть необратимым. Останется только вода и сульфат свинца. Поэтому нужно всегда следить за уровнем заряда.
Зарядка, хранение и зависимость от температуры
После того как автомобильный аккумулятор запустил стартер и двигатель, происходит его зарядка от генератора. В снятом положении батарея заряжается зарядным устройством. Хранить аккумулятор с жидким электролитом можно только в строго горизонтальном положении и при определенной температуре 5°С -15°С. Это обусловлено тем, что электролит может вытечь, а осыпавшиеся пластины замкнуть на дне банки.
Разная температура также влияет на работу АКБ. При высокой температуре показатели мощности и токоотдачи высокие, но батарея быстрее разряжается и повышается расход воды. Электролит по своему составу не замерзает при минусовой температуре, но на сильном морозе он все же может это сделать. В мороз химические процессы замедляются, пусковой ток снижается, падает емкость батареи. Вот почему у водителей часто возникают проблемы с запуском двигателя зимой.
Разновидности аккумуляторов
Современные аккумуляторные батареи можно условно разделить на обслуживаемые и необслуживаемые.
Можно выделить следующие основные виды:
- АКБ с жидким электролитом.
- EFB аккумуляторы.
- AGM.
- Гелевые.
Аккумуляторы с жидким электролитом относятся к обслуживаемому типу. Это значит, что время от времени нужно следить за уровнем электролита, его плотностью и емкостью батареи. Их срок службы в среднем составляем 3-5 лет. Они доступны по цене и хорошо справляются со своей задачей в автомобиле. Поэтому остаются самыми распространёнными.
EFB
Батареи по технологии EFB появились сравнительно недавно. В них также находится жидкий электролит, но пластины завернуты в микроволокно. Материал впитывает электролит, что увеличивает площадь контакта с пластинами. Это также повышает емкость и мощность и позволяет снизить объем электролита по сравнению с обычными АКБ, делая такие батареи практически необслуживаемыми. Срок службы 4-5 лет. Стоимость приемлемая.
AGM
Устройство аккумулятора AGM
Аккумуляторы AGM относятся к классу необслуживаемых батарей. Это значит, что у них полностью герметичный корпус. На корпусе имеются газоотводные клапаны. Между пластинами находится стекловолокно, в порах которого электролит. Это позволяет значительно замедлить процесс сульфатации. Такие батареи не боятся полного разряда. Срок службы до 10 лет. Но есть минусы: высокая стоимость и обслуживание.
Гелевые
Это также необслуживаемые батареи. В электролит добавлены вещества, которые сгущают его и доводят до твердого состояния. Сам электролит выступает в роли сепаратора между пластинами. Срок службы до 10 лет, но требуется специальный уход, как и в случае с AGM. Не боятся глубокого разряда, но чувствительны к перезаряду и замыканию. Стоят в 3-4 раза дороже обычных.
Аккумуляторная батарея – это то устройство, которое требует от водителя внимания. Чтобы батарея прослужила долго, нужно знать ее устройство и принцип работы. При правильном уходе и условиях содержания АКБ проработает долгие годы.
Лучшие кальциевые автомобильные аккумуляторы
Такие батареи практически не требуют технического обслуживания благодаря малым потерям воды и низкому уровню газовыделения. Они сохраняют емкость даже после большого количества рабочих циклов, что делает их использование экономически выгодным.
Аком EFB 100R
5
★★★★★
оценка редакции
100%
покупателей рекомендуют этот товар
При производстве батарей Аком используется технология EFB, к особенностям которой относятся большие толщина и вес пластин. Одна из них обернута нерастворимой пастирующей бумагой, что препятствует набуханию активной массы и повышает устойчивость к возникновению коррозии. «Плюсовая» пластина оснащена сепаратором, улучшающим электролитическую проводимость.
Емкость аккумулятора составляет 100 А·ч, пусковой ток — 930 А. Высокая стойкость к циклированию гарантирует малую потерю емкости после глубокого разряда. Увеличенный прием тока и минимальный расход воды способствуют быстрому пополнению запаса энергии и экономичности самой батареи.
Достоинства:
- долговечность;
- стабильная работа;
- большой объем;
- быстрая зарядка;
- низкий уровень саморазряда.
Недостатки:
- высокая цена.
Аком EFB 100R подходит для легковых автомобилей. Универсальный тип крепления позволяет устанавливать аккумулятор в моделях различных концернов.
Forse 6СТ-65 VLR (0)
4.9
★★★★★
оценка редакции
97%
покупателей рекомендуют этот товар
Мощность АКБ рассчитана с учетом работы множества дополнительных потребителей энергии. Устройство отличается стабильностью функционирования в неблагоприятных температурных условиях и повышенной прочностью электродов. Газоотводные каналы в центральных пробках оснащены пламегасителями, препятствующими возгоранию аккумулятора.
Емкость батареи 65 А·ч, допустимый пусковой ток — 660 А. Она не теряет емкости на протяжении длительного времени и характеризуется минимальным расходом воды, что делает эксплуатацию АКБ комфортной и экономичной.
Достоинства:
- защита от загрязнения;
- сохранение емкости;
- надежность;
- безопасность;
- малый вес.
Недостатки:
- сложность установки.
Forse VLR может быть установлен как в иномарках, так и в автомобилях российского производства. Прекрасный выбор для использования в регионах с холодным климатом.
Tudor High-Tech TA955
4.9
★★★★★
оценка редакции
95%
покупателей рекомендуют этот товар
Высокий показатель пускового тока позволяет использовать аккумулятор с автомобилями, оснащенными не только бензиновыми, но и дизельными двигателями. Благодаря устойчивости к глубоким разрядам обеспечивается стабильная эксплуатация прибора в условиях повышенного энергопотребления в течение нескольких лет.
Емкость батареи составляет 95 А·ч, размеры — 306x173x222 мм. К другим особенностям модели следует отнести корректную работу при температуре от -50 до +80 °C, что гарантирует запуск двигателя в наиболее сложных климатических условиях.
Достоинства:
- универсальность;
- термоустойчивость;
- сохранение емкости;
- высокая скорость зарядки;
- пусковой ток — 800 А.
Недостатки:
- большой вес.
Tudor High-Tech устанавливают в автомобили, оснащенные двигателями высокой мощности или требовательной бортовой сетью. Эти аккумуляторы показали себя надежными при интенсивной эксплуатации.
VAG Standart 110
4.7
★★★★★
оценка редакции
86%
покупателей рекомендуют этот товар
Благодаря встроенному индикатору заряда пользователь имеет представление о состоянии аккумулятора. Это обеспечивает своевременное техническое обслуживание прибора и пополнение запаса энергии.
Объем АКБ составляет 110 А·ч, пусковой ток — 520 А. Универсальный тип крепления и вес 13 килограммов позволяют без труда установить батарею в автомобиль любого типа без использования специальных инструментов.
Достоинства:
- малый вес;
- большая емкость;
- индикатор заряда;
- простая установка;
- долгий срок службы.
Недостатки:
- чувствительность к простоям.
VAG Standart 110 стоит приобрести владельцам легковых автомобилей. Надежное и доступное решение для стабильного использования в течение нескольких лет.