Правила дорожного движения о реверсивном светофоре


Что представляет собой реверсивное движение

В разное время суток потоки машин неравномерно распределены. Например, утром, когда люди едут на работу движение преимущественно с окраин в центр, а вечером наоборот. Чтобы сбалансировать движение были придуманы специальные ряды, езда по которым возможна в обе стороны.

Для регулирования используют:

  • дорожную разметку;
  • специальные символы в виде знаков;
  • реверсивные светофоры.

В нужное время включается зелёный сигнал для одного из направлений и загорается красный для противоположного. Мера призвана снизить количество пробок на узких участках дороги или в условиях увеличенного потока машин. Итак, рассматривая понятие реверсивный светофор и что это такое отмечается, что это дорожный символ, призванный регулировать проезд на специализированных участках.

Участки с реверсивной дорогой распространены на въездах и выездах в крупные мегаполисы, а также на узких участках больших трасс.

Трактовка правил передвижения

Выделяется два основный варианта реверсивных дорог, в зависимости от числа рядов, по которым осуществляется передвижение. В первом варианте средняя полоса отделена от соседних двойными белыми прерывистыми линиями. Разметка указывает на факт реверсивного движения. Разрешение или запрет на езду по ней регулирует светофор, дающий право проезда тому или иному направлению. Как только заканчивается участок с реверсивным движением, водитель обязан выполнить перестроение вправо.

Второй случай предусматривает четырёх полосную дорогу, по которой в обычном режиме два направления двигается в одну сторону, а два в другую. Разметка в данном варианте наносится на середину дороги и распространяет своё действие на два направления, которые разделяет.

Движение на таком участке осуществляется следующим образом:

  1. При включённом реверсивном светофоре три ряда используются для езды в одну сторону.
  2. Если светофор отключён, то трасса воспринимается как обычная, и движение идёт по двум полосам в каждое из направлений.

По окончании участка водители с третьей полосы перестраиваются в основные. Как правило, это сокращает длину пробок и делает движение более комфортным.

Перестроение автомобиля на соседнюю полосу сопровождается включением светового сигнала поворотника. Автомобилисты часто пренебрегают этим при изменении полосы, что создаёт аварийную ситуацию.

Основные правила передвижения в реверсивном потоке

Кто из водителей выполняющих поворот нарушит правила
Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.

В данном случае нужно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
  • Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить разворот, если он не запрещен по правилам.

  • Согласно ПДД заезжать на реверсивную дорогу можно с любого направления, а съезжать — на крайнюю правую полосу.
  • Опережение разрешается только в тех случаях, если дорожная обстановка позволяет.
  • Пересекать разметку 1.9, разделяющую транспортные потоки разных направлений, с левой стороны запрещено, это будет классифицироваться, как выезд на встречку.

В КоАП нет особых статей посвященных участкам с реверсивным движением, поэтому за нарушения будут штрафовать, исходя из ситуации.

Самая распространенная ситуация — пренебрежение сигналами светофора. Так, если горит красный крестик, то выезд на полосу равнозначен выезду на встречку. За это по статье 12.15 ч.4 полагается штраф 5 тысяч рублей. Если повторно совершите данное нарушение и данный факт зафиксирует инспектор ГИБДД, то можно лишиться прав на год.

Если перед вами на дороге возникло препятствие и вы его объезжаете слева, с выездом на встречную полосу, то есть пересекаете разметку 1.9, то такое нарушение рассматривается по статье КоАП 12.15 ч.3 — штраф 1-1,5 тыс. руб.

Также нарушителя могут наказать за неправильное размещение транспортного средства при пересечении перекрестков в разных направлениях. Здесь есть определенные особенности. Так, даже в том случае, если вам нужно с реверсивной полосы повернуть налево на дорогу с обычным движением, то согласно ПДД, совершать это можно таким образом, чтобы ваш автомобиль на обыкновенной дороге с двухсторонним движением занял крайнее правое положение.

Данный момент очень часто фиксируется, потому что на таких перекрестках вывешивают камеры видеофиксации. Штраф в случае нарушения взимают по статье 12.15 ч.1 — 1500 рублей.

Чтобы избежать всех этих штрафов, необходимо следить за сигналами светофора, разметкой и дорожными знаками. Правда, может радовать тот факт, когда в случае фиксации нарушения камерой, изъятия прав не происходит, а выписывают штраф.

Несмотря на то, что в Европе и Америке такой способ регулирования движения зарекомендовал себя с наилучшей стороны и активно начал использоваться еще с конце девяностых, в России же отнеслись к этому неоднозначно. При первом применении реверсивного движения в нашей стране, появились его противники. Действительно, как показала практика, на уменьшение количества ДТП это никак не повлияло, а даже наоборот, при ее организации некоторые водители начали путаться и совершать ошибки.

Так, учеными из европейских стран были проведены эксперименты, которые в результате показали, что на сокращение аварий регулировка реверсивности никак не влияет. Безусловно к положительным моментам можно отнести то, что это позволяет добиться увеличение средней скорости движения порядка 10 км/ч, а в некоторых случаях и больше. Такой способ позволяет увеличить пропускную способность, как на временных участках автодорог при проведении их ремонта, так и в часы пик.

Данное движение в России используется редко и только в крупных городах. Примерами могут служить небольшое количество улиц в Москве, Самаре, в городе Екатеринбурге, где улица Шейнкмана в утренние часы пик становится на время односторонней.

Символы на дороге при реверсивном движении

Для указания на реверсивное движение применяют знаки, разметку и светофор. Рассмотрим, как трактовать, каждый из символов и указателей.

Существует три дорожных знака, сигнализирующие о реверсивном участке:

  • белая стрелка с наконечниками, направленными вверх и вниз – скоро будет реверсивное движение;
  • аналогичный символ, но перечёркнутый красной линией – скоро конец такого участка;
  • горизонтально расположенная стрелка – указание на то, что скоро будет перекрёсток с реверсивным движением и водителям надо соблюдать осторожность при пересечении дороги, не рекомендуется совершать обгон до него.

Что касается разметки, то, как уже было указано выше, она представляет собой две прерывистые линии. Количество полос с такой разметкой определяется шириной трассы. В зимний период разметка часто не видна, поэтому руководствоваться стоит исключительно знаком о начале участка и указаниями светофора.

В ряде населённых пунктов не установлены знаки перед началом участка, поэтому водителю надо максимально оперативно руководствоваться светом светофора и линиями на трассе.

Почему светофор это не всегда гарант безопасности

Даже тогда, когда вы хорошо умеете расшифровывать указания регулировщика или же перед вами исправно работающий светофор, случается, что движение все равно сопровождается аварийными ситуациями.

Поэтому дадим несколько советов:

всегда смотрите в сторону поворота, даже если уверены, что двигаться можно в данный момент только вам; не превышайте скорость при проезде незаполненных перекрестков и свободных пешеходных переходов, даже если вам «зеленый», другие участники движения не всегда могут вытерпеть свой «красный», когда впереди пустой перекресток или переход; если не работает светофор и нет регулировщика, пользуйтесь предписаниями знаков приоритета, но с повышенной осторожностью, многие их даже не замечают.

Виды светофоров

В обыденном представлении в России светофор – это трёхсекционный световой сигнал, разрешающий или запрещающий езду. В действительности правила дорожного передвижения выделяют семь разновидной световых устройств, каждое из которых имеет свои нюансы, а водитель обязан грамотно трактовать их значения.

К ним относятся:

  1. Трёхсекционный имеет три сегмента, в которых загорается зелёный, жёлтый или красный сигналы. Отражает разрешение или запрет на передвижение по трассе.
  2. Двухсекционный снабжён только двумя сегментами, в которых горят красный и зелёный. Обычно применяется для организации однополосного поочерёдного передвижения, а также при въезде и выезде с закрытых территорий.
  3. С дополнительной секцией – используется для обозначения разрешённого поворота при горящем альтернативном сигнале основного светофора.
  4. Односекционный служит дополнением к другим обозначениям. Обычно на нём либо размещается стрелка, либо запрет в виде красного сигнала.
  5. Для пешеходных переходов с изображением контуров человека. Они бывают автоматическими и на ручном управлении, когда зелёный свет загорается по запросу человека.
  6. Для трамваев и у железнодорожных переездов. Белые светофоры, дающие право проезда транспортным средствам в зависимости от типа сигнала.
  7. Реверсивный светофор, регулирующий определённые участки движения.

Светофор имеет приоритетное положение среди всех дорожных символов, следовать надо именно ему и только в случае поломки или выключенном режиме руководствоваться дорожными знаками. Иногда, например, в случае с реверсивной дорогой, отключённое устройство изменяет ситуацию на трассе, давая дорожной разметке иное значение.

Жёлтый свет даёт информацию водителю о том, что скоро будет изменение сигнала, но не предполагает того, что уже допустимо начинать манёвры на дороге.

Действия водителей и пешеходов в ответ на желтый сигнал светофора

6.14. Водители, которым подан желтый сигнал светофора (или равнозначное ему поднятие руки регулировщика), должны остановиться. Но если ТС движется быстро, и остановка невозможна без экстренного торможения, то в местах, которые определены п. 6.13 ПДД, можно не останавливаться.
Пешеходы, которых сигнал застал на проезжей части, должны ее освободить. При невозможности сделать это, им нужно остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные транспортные потоки.

Если зеленый сигнал светофора сменяется желтым, а транспортное средство имеет высокую скорость движения, которая не позволяет остановиться в нужном месте без экстренного торможения, водителю дано право согласно п. 6.14 продолжить движение. Наличие этого правила побуждает некоторых водителей проезжать на желтый свет светофора даже, если они могут остановиться без форсированного торможения.

Такое поведение несет в себе потенциальную опасность, поскольку случается, что на пересекаемом направлении в это время другой водитель начинает движение, не дождавшись, пока желтый сигнал его светофора сменится разрешающим зеленым. Результат такой ситуации – ДТП, в которое попадают водители, экономящие время в ущерб безопасности.

Пешеходы могут попасть в сложную ситуацию при смене разрешающих сигналов на запрещающие гораздо чаще. Особенно те из них, кто не способен быстро перебежать дорогу или возвратиться обратно. Единственный приемлемый безопасный вариант для них – остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта.

ПДД о реверсивном светофоре

Реверсивный светофор устанавливается над полосой и одновременно подаёт только один световой сигнал. В зависимости от количества полос светофор имеет один, два или более сегментов.

Сигналы трактуются следующим образом:

  1. Зелёная стрелка, кончик которой опущен, – езда по полосе разрешена.
  2. Красный крест – на текущий момент по полосе движутся машины в противоположном направлении, заезд запрещён.
  3. Жёлтая диагональная стрелка, указывающая в правый нижний угол – движение по реверсивной полосе заканчивается и водителю следует выполнять перестроение в правый ряд.

Устройство устанавливается не только перед началом участка, но и повторяется в течение всей дороги. Водителям рекомендуется внимательно следить за указаниями, чтобы своевременно заметить жёлтую стрелку. Устройство может периодически выключаться, тогда водителям незамедлительно следует покинуть ряд.

Не все реверсивные светофоры оснащены функцией жёлтой стрелки, иногда водителю требуется ориентироваться в окончании ряда по дорожной разметке.

Что важнее знак, светофор или разметка

ПДД РФ устанавливают следующий приоритет средств, регулирующих дорожное движение:

Наиболее важным и обязательным к исполнению является сигнал, поданный регулировщиком; Следующим по важности является сигнал светофора; Менее важны требования, предписанные установленными в данном месте дорожными знаками; Наконец, наименее приоритетными являются требования, установленные разметкой данной части дороги.

Таким образом, участники дорожного движения обязаны выполнять требования, указанные светофором, независимо от установленных в этом месте дорожных знаков и разметки этой части дороги.

Каждый водитель ежедневно встречается с таким устройством, как светофор. Выполнение требований ПДД, касающихся проезда перекрестков с установленными на них средствами регулировки, дает возможность избежать множества аварийных и опасных ситуаций, а также максимально эффективно управлять потоками транспортных средств, проходящих через перекресток.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]