Самостоятельная замена рулевой рейки ВАЗ-2109

Механизм устройства рулевой рейки

Разрез рулевого механизма в сборе: 1 – защитный колпак; 2 – картер рулевого механизма; 3 – рейка; 4 – приводная шестерня; 5 – внутренний наконечник рулевой тяги; 6 – распорная втулка; 7 – болт крепления рулевой тяги; 8 – соединительная пластина; 9 – опорная втулка; 10 – опора рулевого механизма; 11 – опорная втулка рейки; 12 – защитный чехол; 13 – хомут; 14 – ограничительное кольцо рейки; 15 – уплотнительное кольцо упора рейки; 16 – гайка; 17 – упор рейки; 18 – роликовый подшипник; 19 – шариковый подшипник; 20 – стопорное кольцо; 21 – уплотнительное кольцо гайки; 22 – гайка крепления подшипника шестерни; 23 – пыльник; 24 – стопорная шайба

Рулевая рейка в автомобиле ВАЗ 2109 состоит из таких элементов, как:

  • зубчатой направляющей рейки с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутреннего наконечника стержня;
  • ведущей шестерни со шлицевым валом для подключения к муфте рулевого управления;
  • опорных полуколец для создания плавного скольжения;
  • стопорного механизма для регулировки конструктивного зазора, необходимого для зубчатой пары;
  • картера, в котором детали собираются и крепятся к кузову автомобиля;
  • герметизирующих элементов, которые предотвращают попадание пыли и грязи.

Замена пыльника рулевой рейки ВАЗ 27.04.17


Задача пыльника – предотвращать попадание пыли, жидкости или любой другой грязи к основному механизму, из-за чего тот может выйти из строя. По мере службы этот элемент, как и любой другой, может износиться.

Процесс снятия пыльника без демонтажа рейки:

  • избавьте карбюратор (инжектор) от воздушного фильтра;
  • снимите резиновый патрубок, который расположен над рейкой, выполняющий функцию слива дождевой воды;
  • открутите протектор рейки;
  • избавьтесь от рулевых тяг;
  • освободите хомут рейки от кузова;
  • откусите инструментом стяжки чехла и снимите его;
  • очистите поверхность рейки и смажьте ее ШРУСом или обычной графиткой;
  • перед монтажом нового элемента его необходимо тщательно смазать, так как его средняя часть задействуется во время движения автомобиля;
  • надев пыльник, убедитесь, что он легко скользит;
  • вставьте тяги и наживите болты;
  • зажмите хомуты на месте и стяжки на краях новой детали;
  • выполните остальные манипуляции, которые производили для предоставления доступа к пыльнику в обратном порядке.

Выполнять работу нужно без балансировки, но если вы вращали руль, понадобится выставлять подвижную часть рейки в нужное положение.

Причины повреждений

Поломки рулевой рейки заключаются в следующем:

  • Ослаблено крепление рулевой рейки;
  • Шестеренки были изношены;
  • Сцепление пары тяг не отрегулировано вовсе или плохо;
  • В местах стыка рейки и рулевых тяг наблюдается изношенность втулок.

Не всегда правильно настроенная рейка позволяет исключить ее неправильную работу. Это возникает из-за того, что формируется внушительное поколение компонентов. Определить это можно путем разборки. Так как в случае, если настройка не помогла справиться с проблемой придется снять рейку с машины и проверить, что именно работает не так.

Снятие рулевой рейки на ВАЗ 2109

Для демонтажа и предстоящего ремонта рулевой рейки автолюбителю потребуется набор инструментов. Такой набор может быть полным или же неполным – все зависит от типа поломки. Например, в полный ремонтный набор входят запчасти, которые нужно менять с определенной регулярностью.

В случаях, когда зубья и заточка изрядно потрепаны, придется покупать полный комплект для ремонта, который может включать в себя все: от шарикоподшипников до пружин давления. Этот сервисный комплект не включает только картер.

Этапы разбора рулевой рейки:

  1. Между педалями под рулевым валом нужно открутить от рейки кардан. Следует открутить два болта, чтобы было легче подобраться к ним, нужно вращать руль. Затем откручиваем вал и снимаем его с рейки;
  2. Наконечник рулевой тяги снимается путем выпрямления изогнутого конца штифта наконечника плоскогубцами. Следует вынуть открывающий штифт с помощью гаечного ключа диаметром 19 мм. После этого затянуть гайку и выжать шарикоподшипник из вращающегося рычага стойки подвески с помощью съемника;
  3. Затем снимается защитный кожух. Делается это через двигательный отсек, откручиванием трех гаек. Используя головку диаметром 13 мм, нужно отвинтить две гайки, с помощью которых скобы картера крепятся к корпусу авто;
  4. Тисками зажимается блок цилиндров, сгибаются углы планки-фиксатора, что предотвращает самопроизвольное откручивание болтов, закрепляющих наконечник внутри рычага;
  5. При помощи торцевой головки на 22 мм демонтируются стопорные и соединительные штифты и отсоединяются обе тяги;
  6. Опора для домкрата, отделяющая кольцо с одной стороны, снимается. Отсоединяются защитные колпачки и съемная опора. Извлекается пылезащитный чехол с помощью отвертки;
  7. Используя кусачки нужно срезать два пластиковых зажима и удалить защитную крышку.

После демонтажа защитные элементы должны быть проверены, чтобы определить уровень их амортизации. Если нет повреждений или износа, их можно использовать снова во время сборки. Старые же детали должны быть заменены новыми деталями.

Пошаговая инструкция по снятию и установке рулевой рейки ВАЗ-2109


Последовательность действий:

  1. Прежде всего, необходимо снять защиту. Для этого понадобится открутить крепежные гайки, которые есть на ней сверху и снизу.
  2. Снимите протекторный элемент полностью, иначе он будет мешать вам в дальнейшей работе.
  3. Чтобы избавиться от рулевых тяг, открутите пару болтов по центру рейки. Только после этого вы сможете без помех выполнить отсоединение.
  4. Хомуты всех реек крепятся гайками с обеих сторон – их тоже нужно открутить. После этого получится отвести элемент в сторону.
  5. Чтобы полностью снять деталь, понадобится избавиться от стяжного болта, который расположен со стороны салона, в самом низу рулевого вала.
  6. Легко снять рейку у вас вряд ли получится – придется срывать ее с вала. Если не получается, подденьте ее монтировкой снаружи.

Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

Если износ рабочей части рулевой рейки ВАЗ 2109 невелик, то ее можно легко затянуть, избегая полной разборки, тем самым увеличивая ее срок службы на десятки тысяч километров.

Гайка 17 мм, которую необходимо затянуть для соединения рулевого вала с рейкой, должна быть затянута специальным гаечным ключом соответствующего размера.

Ремонт осуществляется в следующем порядке:

  1. От рулевой рейки отсоединяются колпачки с концов, а также багажник и упоры. Нужно оценить качество и степень износа всех снятых частей машины. В случае малейшей погрешностей заменить детали.
  2. Используя октаэдр, следует открутить заглушки так, позволяя добраться до стопорных колец, пружин и втулок.
  3. Потом нужно снять подшипник и на глаз оценить его «самочувствие». В случае обнаружения любого дефекта следует заменить на новый.
  4. Далее нужно удалить зубчатое колесо и рейку.
  5. Установить новую ступицу на полуось.
  6. Следует отметить – на штурце есть резиновый элемент, предназначенный для защиты. Сначала нужно ее положить в гидравлический цилиндр усилителя руля, лишнее срезать ножом.
  7. Следует использовать универсальный съемник подшипников. Либо с помощью шуруповерта и сверла на полтора миллиметра сделать отверстие в центре. После этой манипуляций он выбивается из картера.
  8. Перед сборкой весь корпус рулевой рейки должен очищен от пыли и грязи.
  9. Подвижные части механизма нужно подвергнуть обработке смазочным маслом.

Ремонт рулевой рейки ВАЗ-2109 закончен. Сборка всей сборки осуществляется в обратном порядке, устанавливаются новые запасные компоненты.

За безопасность езды, наряду с другими важными системами, отвечает и рулевое управление. В интересах водителя следить за системой работы и ее надежностью.

Демонтаж рулевой рейки

Для снятия рулевого механизма вам потребуется смотровая яма или подъемник. Оказавшись под машиной, вам необходимо расшплинтовать гайки рулевых пальцев и выбить пальцы из поворотных рычагов.

После этого необходимо открутить стопорный болт шлицевого соединения, расположенный в районе педалей. Также снимите пластиковый кожух, который прикрывает рулевой вал. После этого головкой на 13 выкручиваем с каждой стороны по паре гаек, прижимающих рулевой механизм к корпусу машины.

Аккуратно вытаскиваем скобы, крепящие рулевой механизм. После этого разъединяем приводную шестерню от рулевого вала и домкратом поднимаем правую часть машины, а затем вытягиваем рулевой механизм автомобиля через окно в нише колеса.

Периодичность ремонта

Владелец автомобиля не должен забывать, что впоследствии серьезного починки или же замены рулевой рейки ВАЗ-2109 необходимо выполнять следующие шаги:

  • Все элементы, соединенные с помощью резьбы, должны проверять и при необходимости подтягиваться каждые триста километров.
  • Хотя бы один раз в одну тысячу километров нужно проводить осмотр всех пылесборников. Производить срочную замену по необходимости.
  • С определенной регулярностью проверять состояние руля и его составляющих. Обращать особое внимание на шумы, при их возникновении срочно проводить осмотр.
  • В обязательном порядке проверять качество покупаемой продукции – пыльников. У одних производителей они могут проехать и более десятков тысяч километров, у других же не выдержат и тысячи.

Плюсы и минусы ремонта своими руками рулевой рейки ВАЗ 2109

Ремонт рейки своими руками значительно сэкономит бюджет владельцу авто. Ведь в этом случае нужно потратиться только на инструменты и масла.

Если же хозяин решит обратиться к профессионалу, то он потратит на порядок более крупную сумму. И в этом случае, он не может быть стопроцентно защищен от не чистых на руки работники автомастерской. Такие «специалисты» могут не устанавливать новые детали. Такая непредусмотрительность может привести к внеочередному ремонту.

Но и самостоятельный ремонт может привести к негативным последствиям, если в ходе разборки или сборки будут допущены малейшие неточности. Так что если хозяин авто и сможет самостоятельно подтянуть рулевую рейку, поменять пылесборники и резиновые детали, то основную работу по регулировке и устранения неисправностей в рулевом механизме лучше доверить профессионалу.

Квалифицированный механик будет более уверенно проводить разбор, полное исследование и сбор оборудования в специально подготовленной мастерской. Капитальный ремонт и удаление пришедших в негодность элементов в рулевой рейке может осуществляться только механиком с большим стажем в ремонте отечественных автомобилей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]