Виды систем зажигания ВАЗ 2107
Эволюция ВАЗ 2107 превратила систему зажигания этого авто из ненадёжной механической конструкции в современную управляемую компьютером электронную систему. Изменения происходили в три основных этапа.
Контактное зажигание карбюраторных двигателей
Первые модификации ВАЗ 2107 были оборудованы системой зажигания контактного типа. Работала такая система следующим образом. Напряжение от аккумуляторной батареи поступало через замок зажигания на трансформатор (катушку), где увеличивалось в несколько тысяч раз, а далее — на трамблёр, который распределял его по свечам. Так как напряжение на свечи подавалось импульсно, для замыкания-размыкания цепи использовался механический прерыватель, размещённый в корпусе трамблёра. Прерыватель подвергался постоянным механическим и электрическим нагрузкам, и его приходилось часто приходится регулировать, выставляя зазоры между контактами. Контактная группа устройства имела небольшой ресурс, поэтому её приходилось менять через каждые 20–30 тыс. км пробега. Однако, несмотря на ненадёжность конструкции, машины с таким типом зажигания можно встретить и сейчас.
Контактная система зажигания требует регулировки зазора между контактами прерывателя
Бесконтактное зажигание карбюраторных двигателей
С начала 90-х годов на карбюраторные ВАЗ 2107 стали устанавливать бесконтактную систему зажигания, где прерыватель был заменён на датчик Холла и электронный коммутатор. Датчик расположен внутри корпуса распределителя зажигания. Он реагирует на вращение коленвала и отправляет соответствующий сигнал на коммутирующий блок. Последний, основываясь на полученных данных, подаёт (прерывает подачу) напряжения с аккумулятора на катушку. Затем напряжение возвращается на трамблёр, распределяется и уходит на свечи зажигания.
В бесконтактной системе зажигания механический прерыватель заменен электронным коммутатором
Бесконтактное зажигание инжекторных двигателей
Последние модели ВАЗ 2107 оснащены инжекторными двигателями с электронным управлением. Система зажигания в этом случае вообще не предусматривает никаких механических устройств, даже распределителя. Кроме этого, в ней нет ни катушки, ни коммутатора как таковых. Функции всех этих узлов выполняет одно устройство — модуль зажигания.
Управление работой модуля, как и работой всего двигателя, осуществляется контроллером. Принцип действия такой системы зажигания следующий: контроллер подаёт напряжение на модуль. Последний преобразует напряжение и распределяет его по цилиндрам.
Система зажигания без бегунка
Установка четырёхвыводной катушки зажигания (модуля зажигания) от инжекторных автомобилей на карбюраторные.
Простое устройство для тех кому надоело менять крышки трамблёра и бегунки. Эффективность применения этих катушек в системе зажигания гораздо выше, чем классических, за счёт снижения потерь при передаче высокого напряжения на свечи. В паре бегунок — крышка трамблёра теряется 30% энергии искры, в этой системе такого недостатка нет. Эффект почувствуйте сразу, в виде улучшения работы двигателя, особенно он заметен на холостых оборотах. Эта схема представляет собой небольшой довесок к стандартному коммутатору от бесконтактной системы зажигания, который можно спаять и запустить за пару часов.
L497 это контроллер зажигания стоящий в стандартном коммутаторе, нижний холл штатный, верхний холл я взял со встроенным магнитом, прикрутил его к крышке трамблёра примерно посередине между выводами и на бегунок напаял проволочку, получился датчик фаз, кому это делать лень, могут прикрутить стандартный от инжектора.
На КТ6116 сделан инвертор сигнала с датчика, можно заменить любым маломощным P-N-P структуры. Транзисторы IRFZ44 спаралеленные ключи, можно заменить на любые другие полевики с изолированным затвором и низким сопротивлением канала, чтобы не вешать на радиатор. BU941 мощный составной транзистор со встроенной защитой по напряжению, работающий на катушку зажигания, можно заменить отечественным КТ898 (обязательно обеспечить хороший отвод тепла). Микросхема CD4047 включена в этой схеме как триггер со сбросом, можно заменить нашей 561-ой серией, например К561ТМ2 в соответствующем включении.
Схема работает так: сигнал с штатного датчика холла приходит на пятую ногу микросхемы L497, там обрабатывается и с четырнадцатой ноги идёт на параллельные ключи IRFZ44, один из них открыт микросхемой CD4047b и дальше на базу коммутирующего транзистора. На ногу 3 микросхемы CD4047 приходит сигнал с того же датчика и она переключает транзисторы с каждой искрой. Второй холл нужен для того, чтобы при заводке двигателя искра попала в нужный цилиндр, сигнал с него сбрасывает триггер в исходное состояние, дальше только подтверждает выбор цилиндров ( поедет и без него, только заводиться будет через раз).
Устройство я разместил в штатном коммутаторе навесным монтажом, ключевые транзисторы прикрутил к радиатору. Тем, кто будет использовать две двухвыводные катушки вместо одной четырёхвыводной, берите абсолютно одинаковые. Эта модернизация системы зажигания мне обошлась в стоимость катушки и высоковольтных проводов к ней, остальные детали стоят около 150 рублей.
Автор: С.В. Тихомиров (Пухов). E-Mail: zasosu2009 [собака] ya.ru
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
IC1 | Мультивибратор | CD4047B | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
IC2 | DC/DC импульсный конвертер | TL497A | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT1, VT2 | Биполярный транзистор | BU941ZPFI | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT3, VT4 | MOSFET-транзистор | IRFZ44 | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Транзистор | КТ6116 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Резистор | 1 кОм | 4 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Резистор | 10 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Добавить все |
Модуль зажигания
Модуль зажигания — это устройство, предназначенное для преобразования постоянного напряжения бортовой сети в электронные высоковольтные импульсы с последующим их распределением по цилиндрам в определённом порядке.
В инжекторных ВАЗ 2107 модуль зажигания заменил катушку и коммутатор
Конструкция и принцип работы
В конструкцию устройства входят две двухвыводные катушки зажигания (трансформаторы) и два высоковольтных коммутатора. Управление подачей напряжения на первичные обмотки трансформатора осуществляется контроллером на основании полученной от датчиков информации.
Работой модуля зажигания управляет контроллер
В системе зажигания инжекторного двигателя распределение напряжения осуществляется по принципу холостой искры, предусматривающему попарное разделение цилиндров (1–4 и 2–3). Искра образуется одновременно в двух цилиндрах — в цилиндре, в котором подходит к завершению такт сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, где начинается такт выпуска (холостая искра). В первом цилиндре происходит возгорание топливно-воздушной смеси, а в четвёртом, где догорают газы, не происходит ничего. После проворачивания коленвала на пол-оборота (1800) в процесс вступает вторая пара цилиндров. Поскольку от специального датчика контроллер получает информацию о точном положении коленчатого вала, проблем с искрообразованием и его очерёдностью не возникает.
Расположение модуля зажигания ВАЗ 2107
Модуль зажигания расположен на фронтальной стороне блока цилиндров над масляным фильтром. Он закреплён на специально предусмотренном металлическом кронштейне при помощи четырёх винтов. Идентифицировать его можно по выходящим из корпуса высоковольтным проводам.
Модуль зажигания расположен на фронтальной части блока цилиндров над масляным фильтром
Заводские обозначения и характеристики
Модули зажигания ВАЗ 2107 имеют каталожный номер 2111–3705010. В качестве альтернативы рассматривают изделия под номерами 2112–3705010, 55.3705, 042.3705, 46.01. 3705, 21.12370–5010. Все они имеют примерно одинаковые характеристики, но при покупке модуля следует обращать внимание на объем двигателя, для которого он предназначен.
Таблица: технические характеристики модуля зажигания 2111–3705010
Наименование | Показатель |
Длина, мм | 110 |
Ширина, мм | 117 |
Высота, мм | 70 |
Масса, г | 1320 |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Ток первичной обмотки, А | 6,4 |
Напряжение вторичной обмотки, В | 28000 |
Длительность искрового разряда, мс (не менее) | 1,5 |
Энергия разряда искры, МДж (не менее) | 50 |
Диапазон рабочих температур, 0С | от -40 до + 130 |
Примерная цена, руб. (в зависимости от производителя) | 600–1000 |
Диагностика неисправностей модуля зажигания инжекторных ВАЗ 2107
Зажигание инжекторного ВАЗ 2107 является полностью электронным и считается довольно надёжным. Однако и с ним могут возникнуть проблемы. Модуль при этом играет не последнюю роль.
Признаки неисправности модуля зажигания
К симптомам неисправного модуля относятся:
- загорание на приборном щитке сигнальной лампы Check engine;
- плавающие обороты на холостом ходу;
- троение двигателя;
- провалы и рывки при разгоне;
- изменение звука и цвета выхлопа;
- повышение расхода топлива.
Однако эти признаки могут появиться и при других неисправностях — например, при неполадках топливной системы, а также при выходе из строя некоторых датчиков (кислородного, массового расхода воздуха, детонации, положения коленвала и др.). Если двигатель начинает работать некорректно, электронный контроллер переводит его в аварийный режим, используя все ресурсы, которые есть в наличии. Поэтому при изменении работы мотора увеличивается расход топлива.
В таких случаях следует прежде всего обратить внимание на контроллер, считать с него информацию и расшифровать код возникшей ошибки. Для этого потребуется специальный электронный тестер, имеющийся практически на любой станции технического обслуживания. При выходе из строя модуля зажигания коды ошибок в работе двигателя могут быть следующими:
- P 3000 — отсутствие искрообразования в цилиндрах (для каждого из цилиндров код может выглядеть как P 3001, P 3002, P 3003, P 3004);
- P 0351 — обрыв в обмотке или обмотках катушки, отвечающей за 1–4 цилиндры;
- P 0352 — обрыв в обмотке или обмотках катушки, отвечающей за 2–3 цилиндры.
Вместе с тем подобные ошибки контроллер может выдавать и при неисправности (обрыве, пробое) высоковольтных проводов и свечей зажигания. Поэтому перед диагностикой модуля следует проверить провода высокого напряжения и свечи.
Основные неисправности модуля зажигания
К основным неисправностям модуля зажигания ВАЗ 2107 относятся:
- обрыв или замыкание на массу в проводке, идущей от контроллера;
- отсутствие контакта в разъёме;
- замыкание обмоток устройства на массу;
- обрыв в обмотках модуля.
Проверка модуля зажигания
Для диагностики модуля инжекторной ВАЗ 2107 потребуется мультиметр. Алгоритм проверки следующий:
- Поднимаем капот, снимаем воздушный фильтр, находим модуль.
- Отсоединяем от модуля колодку жгута проводов, идущих от контроллера.
- Устанавливаем на мультиметре режим измерения напряжения в диапазоне 0–20 В.
- Не запуская двигателя, включаем зажигание.
- Минусовой (обычно чёрный) щуп мультиметра подключаем к «массе», а плюсовой — к среднему контакту на колодке жгутов. Прибор должен показывать напряжение бортовой сети (не менее 12 В). Если напряжения нет, или оно меньше 12 В, неисправна проводка или сам контроллер.
- Если мультиметр показывает напряжение не менее 12 В, выключаем зажигание.
- Не подключая разъёма с проводами, отсоединяем высоковольтные проводники от модуля зажигания.
- Переключаем мультиметр в режим измерения сопротивления с пределом измерения 20 КОм.
- Для проверки устройства на предмет обрыва в его первичных обмотках измеряем сопротивление между контактами 1a и 1b (крайние в разъёме). Если прибор сопротивление стремится к бесконечности, в цепи действительно имеет место обрыв.
- Проверяем модуль на обрыв вторичных обмоток. Для этого измеряем сопротивление между высоковольтными выводами первого и четвёртого цилиндров, затем — между выводами второго и третьего цилиндров. В рабочем состоянии сопротивление модуля должно быть около 5–6 КОм. Если оно стремится к бесконечности, цепь оборвана, а модуль неисправен.
Видео: проверка модуля зажигания ВАЗ 2107
Замена модуля зажигания ВАЗ 2107
В случае неисправности модуль зажигания лучше заменить на новый. Ремонт возможен только в том случае, когда поломка заключается не в обрыве или замыкании обмоток, а в видимом нарушении какого-либо соединения. Так как все проводники в модуле алюминиевые, потребуется специальный припой и флюс, а также определённые знания из области электротехники. При этом гарантий, что устройство будет работать безупречно, никто не даст. Поэтому лучше купить новое изделие стоимостью около тысячи рублей и быть уверенным, что проблема с модулем зажигания решена.
Самостоятельно заменить модуль сможет даже неискушённый автолюбитель. Из инструментов понадобится лишь шестигранный ключ на 5. Работы выполняются в следующем порядке:
- Открываем капот и отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора.
- Снимает корпус воздушного фильтра, находим модуль зажигания и отсоединяем от него провода высокого напряжения и колодку жгута проводов.
- Шестигранником на 5 откручиваем четыре винта крепления модуля к его кронштейну и снимаем неисправный модуль.
- Устанавливаем новый модуль, фиксируем его винтами. Подключаем высоковольтные провода и колодку проводов.
- Подсоединяем клемму к аккумулятору, запускаем двигатель. Смотрим на щиток приборов и слушаем звук работы двигателя. Если лампа Cheсk engine погасла, а мотор работает устойчиво, всё сделано правильно.
Особенности модуля зажигания
Теперь поговорим о более сложном вопросе — модуль зажигания и его конструктивные особенности.
Конструкция включает в себя несколько компонентов, каждый из которых имеет свои нюансы.
Компонент | Особенности |
Катушка зажигания | Катушек на ВАЗ 2109 всегда две. Этот механизм отвечает за генерацию тока |
Высоковольтные коммутаторы | Ключи коммутаторы также работают вдвоем. Через них ток идет на свечи, плюс контроллер регулирует время включения тока, которое рассчитывается путем получения информации от датчика коленвала |
Электронный блок управления | Отвечает за распределение информации в виде электронных импульсов |
Корпус | Для его изготовления используют высокопрочный пластик, что во многом обеспечивает долговечность, надежность работы устройства |