ЛКП автомобиля — как уберечь покрытие от повреждений?


Сегодняшняя история начиналась довольно банально. В дилерский центр обратился владелец гарантийного автомобиля с претензией по состоянию кузова. Действительно, поверхность его машины имела весьма разнообразные дефекты: множественные мелкие, но грубые разнообразные царапины, локальные участки растрескивания слоя лака, наслоения инородного смолистого вещества, локальные срезы и другие нарушения лакокрасочного слоя кузова.

Осмотр авто специалистами ничего не дал. Иными словами, диагноз поставлен не был. Хозяин вел себя спокойно и корректно. В таких случаях дилер, как правило, старается погасить конфликт, взяв расходы по ремонту на себя вне зависимости от причины случившегося. К такому сценарию специалисты поначалу и склонялись. Но, то ли величина потерь при таком исходе (как-никак полный перекрас!) сыграла свою роль, то ли профессиональный интерес возобладал, но дилер решил провести независимую экспертизу кузова.

Что было дальше, узнаем из документа. С очень значительными сокращениями мы будем цитировать из него наиболее важные фрагменты. Начнем: «На разрешение экспертизы были поставлены вопросы:

1. Имеются ли повреждения лакокрасочного покрытия на капоте, крыше и крышке багажника автомобиля (модель, идентификационный номер)?

2. Каковы причины возникновения повреждений лакокрасочного покрытия капота, крыши и крышки багажника автомобиля?

3. Являются ли повреждения лакокрасочного покрытия капота, крыши и крышки багажника автомобиля повреждениями, возникшими вследствие эксплуатации автомобиля или являются дефектом производственного характера?

4. Если повреждения лакокрасочного покрытия капота, крыши и крышки багажника являются дефектом производственного характера, то являются ли они устранимыми и какова трудоемкость и стоимость проведения работ по их устранению?»

Полезно узнать, что в процессе исследования использовались следующие «технические средства:

• линейка металлическая 300 мм с ценой деления 0,5 мм;

• рулетка металлическая 3 м с ценой деления 1 мм;

• штангенциркуль электронный G100070 Electronic Digital Caliper с ценой деления 0,01 мм;

• толщиномер лакокрасочного покрытия CM-8828 Landmark Industrial Inc. USA с точность измерения 1 мкм;

• лупы с кратностью увеличения 2х, 6х, 10х, 14х, 20х, 30х;

• микроскоп оптический мод. FF-393 с кратностью увеличения 30х (Япония);

• микроскоп оптический Art. No 69-33000 Meade Instruments Europe GmbH & Co. KG с кратностью увеличения 60х, 80х, 100х;

• микроскоп цифровой DigiScope 201101434 Chronos с кратностью увеличения до 250х;

• набор карандашей «KOH-I-NOOR» с твердостью от 6В до 7Н тип 1500 (для определения твердости покрытия).

В ходе исследований производилась фотосъемка камерами PANASONIC LUMIX DMC-FZ100 , OLYMPUS С-7070 и цифровым микроскопом DigiScope 201101434 Chronos.»

Очень хотелось бы показать текст о дальнейших шагах автора работы целиком, но не имеем такой возможности. Причину читатель узнает чуть позже. Опустив терминологические и процедурные моменты, описанные в «Акте экспертного исследования», сразу перейдем к промежуточным результатам его работы. Так выглядят предварительные итоги исследований:

«Таким образом, в результате проведенного исследования установлено наличие следующих повреждений (или дефектов) лакокрасочного покрытия капота, панели крыши и крышки багажника:

1) мелкие разнонаправленные царапины глубиной в пределах толщины слоя лака;

2) срезы и сколы лакокрасочного покрытия на капоте и передней кромке крыши продолговатой формы продольного направления, глубиной до поверхности металла;

3) растрескивание слоя лака на хаотично расположенных локальных участках размером от 3 до 14 мм. Участки растрескивания расположены на горизонтальных поверхностях капота, панели крыши и крышки багажника.

Исследование твердости лакокрасочного покрытия кузова автомобиля

Твердость лакокрасочного покрытия проверялась методом теста «KOH-I-NOOR» в соответствии с ISO 15184: 1998 [23], ГОСТ Р 54586-2011 [24], ASTM D3363 [25] и [26, 30, 31]. Метод определения твердости лакокрасочного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 52166-2003 (ИСО 1522: 1998) [22] применяется только на образцах и не может быть применен на кузове автомобиля.

Лакокрасочное покрытие кузова автомобиля обладает нормальной твердостью. Повышенная хрупкость лакокрасочного покрытия отсутствует. Версия о повышенной твердости и хрупкости лакокрасочного покрытия не подтверждается результатами исследования.

Что такое ЛКП — лакокрасочное покрытие?

Лакокрасочные материалы — это специальные композитные составы. Они используются для покрытия или окраски различных поверхностей.

Состав:

  • красители;
  • пигменты;
  • пленкообразователи;
  • различные функциональные добавки.

Такие материалы наносятся в порошкообразном или жидком виде.

Что же такое лакокрасочное покрытие? Это сплошное покрытие, которое получается в результате нанесения слоёв специального лакокрасочного материала.

От каких факторов зависит долговечность ЛКП?

Рассмотрим факторы, которые влияют на долговечность лакокрасочного покрытия:

  1. Внешние факторы. В процессе эксплуатации на окрашенную поверхность воздействуют внешние факторы. Прежде всего, это механическое воздействие (трение, удар и другое). Механическое воздействие оказывает влияние на кинетику процессов, которые протекают на поверхностях трения. И также стоит отметить химическую агрессивность окружающей среды. Агрессивность окружающей среды связано с коррозийной активностью воздуха. Вследствие этого, антикоррозийное покрытие теряет свои защитные свойства. Это особенно актуально в прибрежных регионах. При этом сокращается ресурс транспортного средства. И также значительно сокращается периодичность технического осмотра. Для защиты кузова автомобиля от агрессивности окружающей среды применяют так называемый ингибиторы коррозии. Ингибиторы коррозии — это специальные вещества, которые замедляют коррозийное разрушение кузова автомобиля.
  2. Толщина покрытия. Чем толще лакокрасочное покрытие, тем лучше защитные свойства. Однако толщина покрытия не всегда играет первостепенную роль. Прежде всего нужно обращать внимание на материалы, которые использовались для изготовления лакокрасочного покрытия.
  3. Условия сушки нанесённого лакокрасочного покрытия. Сушка должна осуществляться по всем правилам (в помещении должна быть определённая температура воздуха и влажность).
  4. Условия нанесения. Наносить композитные составы нужно равномерными тонкими слоями. При этом в здании должна быть определённая температура воздуха. В зоне окраски не должно быть пыли или грязи.
  5. Предварительная подготовка. Работа проводится в несколько этапов: специальная химическая чистка; пескоструйная и механическая очистка; обеззараживание при помощи специальных средств; обеспыливание.
  6. Качество материала. Прежде всего нужно рассмотреть состав используемого материала. А также нужно обратить внимание на производителя и срок годности. Покупать изделия желательно в строительных и профессиональных магазинах.
  7. Время. Качество нанесения лакокрасочного покрытия напрямую зависит от потраченного времени. Профессиональные специалисты проводят покраску продолжительное время.
  8. Применяемое оборудование. Для покраски автомобиля нужно использовать профессиональное оборудование. Стоимость профессионального оборудования довольно высока. Но результат превзойдёт все ожидания. Применение профессионального оборудования позволит повысить качество поверхности и увеличит скорость выполнения работ.
  9. Опыт специалиста. Проведение ремонтных работ — это процесс сложный и трудоёмкий. Специалист, который будет проводить покраску автомобиля, должен иметь большой опыт работы.

Толщина лакокрасочного покрытия

Для измерения толщины используют специальные толщиномеры. Это специальный измерительный прибор, который позволяет точно измерить толщину лакокрасочного покрытия.

В интернете вы можете найти таблицу заводской толщины для разных моделей и марок. Эксперты рекомендуют при покупке машины измерять толщину ЛКП.

Рекомендации и советы:

  1. При полировке толщина может незначительно уменьшаться. Примерно на 10–15 мкм.
  2. При измерении толщины на транспортном средстве в любом случае будет разбег значений (10–40 мкм.). Что обязательно нужно учитывать при проведении измерения.
  3. Различные современные нанопокрытия и полировка не изменяют толщину ЛКП.
  4. Для увеличения толщины краски можно использовать специальные защитные плёнки.
  5. Пыль и грязь не влияют на показания измерительного прибора.
  6. На внутренних элементах довольно тонкий слой краски 40–80 мкм.
  7. Европейские автомобили имеют толстую краску (150 мкм.). А корейские и японские автопроизводители предпочитают использовать более тонкую краску (100 мкм.).
  8. Измерение толщины краски начинают с крыши.

Толщина ЛКП на деталях, которые не подвержены различным внешним воздействиям, составляет 50–90 мкм.

Список деталей:

  • кузовные детали в багажнике;
  • стойки;
  • кузовные детали под капотом;
  • внутренние пороги.

Для 95% транспортных средств нормативная толщина ЛКП составляет 75–160 мкм. По другой информации 80–170 мкм.

Требования ГОСТ к ЛКП

Рассмотрим ГОСТ 7593–80.

Гарантии изготовителя: в пределах гарантийного срока предприятие должно гарантировать сохранность товара. Методы контроля: в соответствии с нормативно-технической документацией должен проводиться контроль качества. Правила приёмки: сборочной единицы и машины должны соответствовать специальным требованиям.

Требования безопасности:

  • Используемые средства защиты должны соответствовать специальным требованиям.
  • Экономические показатели, которые обеспечивают выполнение различных операций, должны соответствовать специальным требованиям.

Технические требования:

  • В нормативно-технической документации должны устанавливаться цветографические схемы.
  • Запасные части и металлические поверхности должны быть загрунтованы.
  • Наружные поверхности силового агрегата должны быть окрашены.

Исследование толщины лакокрасочного покрытия кузова автомобиля

Толщина комплексного лакокрасочного покрытия наружных поверхностей деталей кузова автомобиля контролировалась электронным толщиномером CM-8828 Landmark Industrial Inc. USA. Проверка нулевого значения прибора проводилась с помощью полированных пластин, входящих в комплект поставки. Контроль толщины лакокрасочного покрытия и калибровка прибора по эталонам, входящих в комплект поставки, проводились в соответствии с ГОСТ Р 51694-2000 [17]. Локальная толщина лакокрасочного покрытия определялась как среднее значение из результатов трех измерений с округлением результата до целых значений мкм (микрометра).

Анализ статистических характеристик толщины лакокрасочного покрытия показывает, что на всех частях кузова исследуемого автомобиля толщина лакокрасочного покрытия лежит в диапазоне от 101 до 142 мкм. Такой диапазон изменения локальной толщины покрытия является характерным для окраски кузова на технологической линии завода-изготовителя. Технологический разброс параметра составляет 41 мкм, что свидетельствует о высокой стабильности технологического процесса окраски кузова.


Фото 1. Наслоение смолистого вещества на панели крыши


Фото 2. Наслоение инородного вещества на крышке багажника


Фото 3. Наслоение инородного вещества с крышки багажника удалено


Фото 4. Растрескивание лакокрасочного покрытия капота. Наслоение инородного вещества удалено

Возможной причиной образования трещин в лакокрасочном покрытии может являться воздействие на локальные участки покрытия биологических или химических веществ. Практика исследования лакокрасочных покрытий и их дефектов показывает, что при попадании на окрашенные поверхности кузова продуктов жизнедеятельности растений или биологических продуктов животного происхождения возникают различные повреждения покрытия, в том числе и растрескивание. Это объясняется наличием в продуктах жизнедеятельности растений, насекомых, птиц и других живых существ кислот. При относительно длительном нахождении этих веществ на поверхности кузова происходит испарение воды, и концентрация кислоты возрастает. Ее воздействие на лакокрасочное покрытие кузова автомобиля в течение от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от температуры, наличия атмосферных осадков и других факторов может приводить к образованию трещин в покрытии.

Проведенные исследования показывают, что трещины в лаке могут возникать уже через неделю воздействия птичьего помета. В специальной литературе описаны повреждения лакокрасочного покрытия, возникающие при воздействии на него продуктов биологического происхождения и агрессивных веществ, содержащихся в атмосфере.

Атмосферное воздействие охватывает большие площади, не локализуется на отдельных участках малого размера и воздействуют на все поверхности кузова – горизонтальные и вертикальные. Наслоения веществ биологического происхождения носят всегда локальный характер, и формируются такие наслоения, главным образом, на горизонтально расположенных поверхностях кузова (капот, панель крыши, горизонтальная часть крышки багажника). Именно на этих поверхностях кузова исследуемого автомобиля образовались локальные участки растрескивания лакокрасочного покрытия.

У исследуемого автомобиля на капоте, панели крыши и крышке багажника имеются участки с объемными и тонкими полупрозрачными наслоениями смолистых веществ (фото 1,2,3). После удаления наслоений на некоторых участках на местах удаленных наслоений имеются трещины в слое лака (фото 3, 4, 5).

Таким образом, установлено, что:

1 Капот, панель крыши и горизонтальная поверхность крышки багажника кузова автомобиля подвергаются воздействию инородных веществ смолистой консистенции, которые, попав на поверхность кузова, закрепляются на ней, не смываются водой. Для их удаления требуются специальные очищающие средства.

2 На лакокрасочном покрытии капота, панели крыши и горизонтальной поверхности крышки багажника имеются локальные участки растрескивания слоя лака.

3 Размер участков растрескивания лежит в диапазоне от 3 до 14 мм, трещины имеют длину в несколько десятых долей миллиметра.

4 Локальные участки растрескивания располагаются хаотично и только на горизонтальных поверхностях кузова.

5 Лакокрасочное покрытие кузова автомобиля не обладает повышенной твердостью и хрупкостью.

6 Толщина лакокрасочного покрытия равномерная и соответствует обычной толщине комплексного лакокрасочного покрытия, состоящего из слоя грунтовки, выравнивающего слоя, слоя базовой эмали и слоя лака, формируемого при окраске новых деталей кузова, или на металлических поверхностях, окрашиваемых после полного удаления первоначально нанесенного покрытия. Повышенная толщина лакокрасочного покрытия отсутствует.


Фото 5. Растрескивание лакокрасочного покрытия панели крыши. Наслоение смолистых веществ удалено (объект в поле зрения цифрового микроскопа)


Фото 6. Срез лакокрасочного покрытия капота (съемка с помощью цифрового микроскопа)


Фото 7. Срез и скол лакокрасочного покрытия капота (съемка с помощью цифрового микроскопа)


Фото 8. Растрескивание лакокрасочного покрытия панели крыши, наслоение смолистого вещества (объект в поле зрения цифрового микроскопа)

Результаты проведенного исследования свидетельствуют об отсутствии признаков производственного дефекта лакокрасочного покрытия. Причиной образования локальных участков растрескивания лакокрасочного покрытия капота, панели крыши и горизонтальной поверхности крышки багажника является агрессивное локальное химическое воздействие. Размер, форма и характер локализации участков растрескивания свидетельствует о том, что наиболее вероятной причиной возникновения повреждений является химическое воздействие веществ растительного или животного происхождения.

Такие повреждения наиболее часто возникают в теплое время года в связи с возрастающей жизненной активностью представителей растительного и животного мира. При повышенной температуре разрушительные процессы протекают активнее. Автомобили с лакокрасочными покрытиями темных цветов под воздействием солнечного света нагреваются до высоких температур. При высоких температурах разъедающая и диффузионная способность субстанций повышается. Длительное отсутствие дождей и нерегулярные мойки кузова автомобиля при теплой сухой погоде приводят к длительному воздействию агрессивных веществ на поверхность лакокрасочного покрытия. Испарение воды приводит к повышению концентрации кислот в продуктах жизнедеятельности растений и животных. На темных лакокрасочных покрытиях растрескивание видно достаточно отчетливо, а на светлых покрытиях такие же повреждения слабо различимы. Наибольшему воздействию веществ биологического происхождения подвергаются горизонтальные поверхности кузова.

Известно, что в настоящее время не существует материалов для окраски кузовов автомобилей, устойчивых к воздействию продуктов жизнедеятельности растений и животных. Агрессивное воздействие на лакокрасочное покрытие оказывают птичий и пчелиный помет, секреторные выделения насекомых и др. Наиболее агрессивным является птичий помет, содержащий ферменты, например, панкреатин, способный за короткое время при определенных условиях (температура, влажность) повредить лакокрасочное покрытие. Агрессивное воздействие оказывает и древесная смола.

Проведенное исследование лакокрасочного покрытия автомобиля и анализ специальной литературы показывает, что наиболее вероятной причиной возникновения растрескивания лакокрасочного покрытия на локальных участках капота, панели крыши и горизонтальной поверхности крышки багажника является химическое воздействие веществ биологического происхождения.

Дефекты, вызванные воздействием окружающей среды

Природа, окружающий нас мир, так или иначе, воздействуют на все объекты. И нельзя утверждать, что это влияние всегда благотворно. Выше мы уже упомянули, какие факторы, а точнее, живые организмы могут «погубить» краску вашего авто. И мало того, как правило, это воздействие не зависит от вас, вы никак не сможете избежать его. Рассмотрим подробнее дефекты этого вида, и возможности решения возникших проблем.

Дефекты лакокрасочного покрытия, вызванные столкновениями с насекомыми, проявляются в виде мелких протравленных пятен верхнего слоя лака с еле уловимым слоем шпатлевки. Разбившиеся насекомые сильно прилипают к поверхности кузова. Под воздействием тепла и влаги возникает кислота, и насекомое частично погружается в лакокрасочное покрытие. Верхний слой краски довольно быстро начинает разрушаться в силу вздутия и травления поверхности.

Подобные разрушения в диаметре не превышают нескольких миллиметров. Если вы хотите устранить такие дефекты, для начала хорошо вымойте машину. Затем необходимо обработать пораженные участки специальной жидкостью для устранения насекомых. После этого можно приступать к очистке поверхности обезжиривателем на спиртовой основе. И последним этапом станет обработка твердой мастикой.

Дефекты, причиной которых стал птичий помет, имеют обычно вид тусклых, разъеденных участков краски кузова. Чем дольше это воздействие, тем плачевнее результат. В худшем случае это приведет к образованию трещин, химических ожогов и травлению лакокрасочного слоя вплоть до жидкой шпатлевки. В теплый период года птичий помет может нанести покрытию автомобиля наибольший вред. При взаимодействии с теплом и влагой реакция разрушения протекает быстрее. При незначительных дефектах можно просто провести полировку. Практически к тем же последствиям приводит и реакция пчелиного помета в теплое время года: изменение цвета лакокрасочного покрытия, его разрушение вплоть до шпатлевки. Избавиться от его последствий можно так же ремонтной полировкой поврежденных участков.

Небольшие светло-коричневые пятна или капли на горизонтальных поверхностях свидетельствуют о попадании древесной смолы или сока. Разрушающего воздействия смол на лакокрасочное покрытие автомобиля не наблюдается в холодный период года, тогда как в теплое время химический состав смол начинает таять, активно сливаясь с эмалью покрытия кузова, что приводит к ее разбуханию. Чтобы удалить частички смолы, необходимо обработать поврежденные участки платком, предварительно смоченным в растворе бензина и керосина. Разбухание удастся удалить нагревом. Для этого идеально подойдет бокс для сушки, где с помощью инфракрасного излучателя доводим температуру до 60°С, и прогреваем автомобиль в течение часа.

Свежие выделения тли очень похожи на капельки. Но эти миниатюрные пятнышки (в диаметре около 1 мм) разъедают покрытие кузова вплоть до слоя шпатлевки. Таким образом, на поверхности образуются маленькие участки испорченного лакового слоя. Их необходимо очень быстро удалить. Если же все-таки образовались некоторые потускнения поверхности, можно их ликвидировать полировкой.

Окружающее нас пространство – это не только живая природа, это еще и созданный руками человека мир техники, который способен нанести намного больший вред вашему автомобилю. Несмотря на то, что машина – тоже творение наших рук, мы не смогли пока придумать покрытия, не реагирующего, например, на цемент или смолу, на строительный раствор или промышленную пыль, на кислоту или тормозную жидкость.

Дефекты, вызванные попаданием на поверхность цемента, строительного раствора или гашеной извести представляют собой тусклые пятна. Особенно они опасны в жаркий период, когда под воздействием тепла и влаги образуют очень едкие щелочные соединения. Необходимо по возможности быстро смыть свежие загрязнения. Если вы упустили момент, когда они были еще мягкими, можете размягчить их при помощи промачивания салфеткой с уксусом. После чего также тщательно промойте водой. И опять-таки, мелкие дефекты можно удалить с помощью полировки.

Небольшие «островки» различных оттенков от красноватого до синего и даже черного свидетельствуют о дефектах, вызванных отложением промышленной пыли. Выбросы производственных предприятий при высокой влажности воздуха имеют свойства оседать на землю, попадая, в том числе, и на автомобили, что приводит в конечном итоге к повреждению лакокрасочного покрытия. При длительном воздействии вокруг частичек образуются ободки ржавчины, и они будут расти до тех пор, пока вы не приостановите химическую реакцию. Отметим, что железосодержащую пыль очень сложно удалить с поверхности, а через пару дней это будет сделать совсем невозможно. Чтобы избежать разрушения поверхности лака, при первом же обнаружении подобной пыли немедленно удалите частички с помощью специальных средств. После этого тщательно промойте поврежденные участки. Далее приступайте к полировке. Используйте в работе очистительные мастики.

Небрежное обращение с тормозной жидкостью может привести к попаданию ее на поверхность вашего авто. В результате этого гликоли (основные составляющие тормозной жидкости) незамедлительно вступят в реакцию с лакокрасочными материалами, нанесенными на кузов. Небольшие капли приведут к осветлению и потускнению покрытия. Большие объемы жидкости приведут к его вспучиванию. Если вы по случайности или неосторожности все-таки допустили попадание тормозной жидкости на поверхность автомобиля, не поленитесь и сразу же смойте ее обильным количеством воды. От вспучивания можно избавиться прогревом.

Дефекты, вызванные брызгами аккумуляторной кислоты при неаккуратной заправке батарей, приводят к травлению верхнего слой лакокрасочного покрытия и могут спровоцировать растворение лакокрасочной структуры. При попадании такого химического средства на кузов, следует немедленно помыть машину обильным количеством воды, используя специальные автомобильные моющие средства. Если воздействие не было продолжительным, то в качестве средства восстановления поврежденных участков подойдет полировка поверхности и, возможно, ее покраска.

Вывод по четвертому вопросу

Все повреждения лакокрасочного покрытия носят эксплуатационный характер и не являются производственными дефектами. В связи с этим вопрос № 4 утрачивает логический смысл.»

На самом деле полный документ экспертизы включает 17 страниц текста, более 20 фотографий, несколько таблиц и технических рисунков. Кстати, достоверная статистика по спорам в связи с состоянием автомобиля говорит, что количество претензий к кузову составляет весьма существенную долю! В основе этих обстоятельств лежит масса факторов, среди которых менталитет (и здесь менталитет!) россиянина значится не на последнем месте. По отношению к автомобилю вообще, а к кузову – в особенности. Начиная работу над материалом, как мы уже говорили, авторы планировали разместить максимально возможный объем информации по этому делу. Она целиком рвалась на страницы автосервисного издания. Но возможности журнала ограничены – разместили что смогли. Заинтересованный читатель сможет найти полную версию «Акта экспертного исследования» на нашем сайте www.abs.msk.ru в дополнениt к названной статье электронной версии журнала. Полезного вам чтения.


Иллюстрации из «Каталога повреждения лакокрасочных покрытий. VOGEL.» (П. фон ден Керкхофф, Г. Хааген. Третий Рим. М., 2004)

Использованная нормативная документация и литература

1. Федеральный закон «О техническом регулировании» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005); Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ (Российская газета, N 98, 11.05.2007); Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007); Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года); Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 136, 24.07.2009); Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (Российская газета, N 226, 27.11.2009); Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ (Российская газета, N 255, 31.12.2009); Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 385-ФЗ (Российская газета, N 255, 31.12.2009); Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ (Российская газета, N 220, 30.09.2010).

2. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720, вступает в силу 23 сентября 2010 г.) с изменениями.

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

4. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Термины и определения.

5. ГОСТ Р 53480-2009 Надежность в технике. Термины и определения.

6. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения.

7. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Библиотека судебного эксперта. Изд.2. М.: «Наука», 2006.

8. Майлис Н.П. Судебная трасология. Изд. «Экзамен», М., 2003г.

9. Коршунов В.М. Следы на месте происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие. Изд. «Экзамен», М.: 2001.

10. BOSCH. Автомобильный справочник. «За рулем», 1999.

11. ГОСТ 28246-2006. Краски и лаки. Термины и определения.

12. ГОСТ 9.072-77 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Термины и определения.

13. ГОСТ 9.032-74. ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.

14. ГОСТ 23852-79. Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам.

15. ГОСТ 9.407-84. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида.

16. ГОСТ 9.105-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Классификация и основные параметры методов окрашивания.

17. ГОСТ Р 51694-2000 Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия.

18. ГОСТ 29319-92 Материалы лакокрасочные. Метод визуального сравнения цвета.

19. ГОСТ 16976-71 Покрытия лакокрасочные. Метод определения степени меления.

20. ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии.

21. ГОСТ 5233-89 Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости покрытий по маятниковому прибору.

22. ГОСТ Р 52166-2003 (ИСО 1522: 1998) Материалы лакокрасочные. Определение твердости покрытия по времени уменьшения амплитуды колебаний маятника.

23. ISO 15184: 1998 Краски и лаки. Определение твердости пленки по карандашной шкале.

24. ГОСТ Р 54586-2011 Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости покрытия по карандашу.

25. ASTM D3363 — 05(2011) e2 Standard Test Method for Film Hardness by Pencil Test.

26. Лакокрасочные материалы и покрытия. Теория и практика: пер. с англ./ Под ред. Р. Ламбурна – СПб.: Химия, 1991. – 512 с.

27. Карякина М.И. Испытание лакокрасочных материалов и покрытий. – М.: Химия, 1988. – 272 с.

28. Беляев А.В. и др. Криминалистическая экспертиза современных автомобильных лакокрасочных покрытий. Методические рекомендации. М., 1998.

29. Петер фон ден Керкхофф, Гельмут Хааген. Каталг повреждения лакокрасочных покрытий. VOGEL. «Третий Рим», М.: 2004.

30. Российская Автотранспортная Энциклопедия. Том.3. М.: 2000.

31. Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации. (Методическое руководство для экспертов и судей). М.: 2006.

32. Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них. «Питер», 2003.

33. Сысоев Э.В. и др. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий. Изд. ТГТУ, Тамбов, 2007.

34. ГОСТ 50779.10-2000 Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения.

35. NIPPON PAINT Авторемонтные покрытия. Техническая документация 2011.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]