Амортизатор автомобиля: что такое, как работает, конструкция, типы, схема

Сделай репост и информация будет всегда под рукой ✅

Амортизатор автомобиля – это одна из важнейших частей подвески в автомобиле, которая поглощает удары, толчки, а также гасит колебания рессор, торсионов и пружин. Если бы не было этого демпфирующего устройства в конструкции автомобиля, то он бы во время движения постоянно вертикально раскачивался. Дополнительно амортизатор улучшает сцепление с дорогой, безопасность, рулевое управление, курсовую устойчивость и торможение автомобиля.

Сейчас существуют разные типы амортизаторов, которые могут быть как передними, так и задними, а также различаться по конструкции.

Основной принцип работы – это превращение механической энергии в тепловую, за счёт этого гасятся колебания кузова и колёс автомобиля.

В статье подробно расскажу, что такое амортизатор, устройство, принцип действия, какие бывают виды, какой лучше выбрать, рейтинг лучших, какие неисправности бывают. Обещаю, будет интересно.

Что это такое

В первых автомобилях применялась рессорная подвеска, которая обеспечивала низкий уровень комфорта: при езде по неровной дороге происходило качание кузова. Затем механики придумали специальный элемент, которые бы тормозил это качание. Так появились на свет амортизаторы с фрикционными дисками, работающие на основе сухого трения. А в середине прошлого века, «подсмотрев» идею у шасси самолётов, умельцы изготовили масляные амортизаторы с поршнем, работающие по принципу жидкостного трения.

Нагрузку на автомобиль в подвеске принимает на себя пружина (рессора). Эта деталь может выполнять сжатие или изгибание в зависимости условий, чтобы предотвратить колебательные движения на кузов. Но в пружинах есть минус — при сжатии или изгибе они формируют эти самые колебания (инерционные), которые и раскачивают кузов. Колеса теряют контакт с дорогой, что приводит к заметному ухудшению управляемости.

Для устранения инерционных колебаний в конструкцию ввели амортизаторы, которые уменьшают инерцию в пружинах. Это происходит в результате силы сопротивления, которая поглощает колебательные движения.

Термин «амортизатор» (синоним — демпфер) произошёл от французского слова amortisseur. Роль этого элемента — устранение демпфирования (колебаний кузова) при езде через неровности на дороге, а также поглощения ударов всех подвижных деталей, таких как колёса и подвеска автомобиля. Это происходит за счёт превращения этих самых колебаний в тепловую энергию.

Если бы в авто не было амортизатора, то сцепка с дорожным полотном была бы непостоянная. Поэтому, когда амортизатор неисправен, то колёса начинают «прыгать» даже при небольшой неровности, а управление машиной значительно ухудшается даже при небольшой скорости.

Сколько амортизаторов в автомобиле? Их всего 2 пары: на ходовой оси и на задней. Причём передние устройства делают усиленными из-за повышенной нагрузки.

Для чего нужны эти полезные детали в автомобиле? Задние и передние демпферы, работая вместе с другими деталями подвески, служат для выполнения следующих функций:

  1. Уменьшение вертикальных колебаний кузова и колёс в любом транспортном средстве.
  2. Улучшение хода авто, он становится более плавным.
  3. Улучшение сцепления колёс с дорогой.
  4. Обеспечение эффективности торможения и ускорения.

Как правильно должен работать амортизатор автомобиля? Амортизаторы должны работать вместе с пружинами, стойками, торсионами и некоторыми другими деталями, чтобы максимально сильно уменьшить колебания.

Если говорить простыми словами амортизатор – это своеобразный масляный насос, который двигает небольшое количество жидкостей в момент вертикального движения подвески автомобиля.

Эта жидкость медленно двигается под давлением и перетекает через отверстия с малым диаметром. Таким образом, амортизатор передаёт импульс для замедления движения пружин, причём, чем сильнее скорость качения подвески, тем выше сопротивление. Поэтому при преодолении кочек, активных манёврах, разгоне и торможении раскачка кузова сводится к минимуму. Кинетическая энергия, которая передаётся в амортизатор, превращается в тепловую энергию, которая выводится наружу.

Как работает амортизатор

Амортизатор не стоит путать со стойками, запомните, это разные вещи. Стойка – это комплекс элементов в подвеске, назначение которых — надёжное соединение колёс и кузова. Амортизатор же является частью стойки.

Если демпфер выйдет из строя, то можно продолжать движение, но если ломается стойка, то управлять транспортным средством невозможно. Если вы услышите в автосервисе, что стойка и амортизатор – это одно и то же, то не надо доверять свою машину таким «профессионалам».

Главное меню

[НАЗАД]
[ОГЛАВЛЕНИЕ] [ВПЕРЕД]

Поршни амортизаторов ( Shock Pistons )


Поршень амортизатора влияет на демпфирование амортизатора путем воздействия на легкость прохождения поршня через масло, когда амортизаторы сжимаются или возвращаются в прежнее положение. Поршень имеет отверстия, через которые протекает масло при движении поршня вверх и вниз внутри корпуса амортизатора. Количество и размер отверстий помогает контролировать, насколько быстро амортизатор сжимается или разжимается.

Но на самом деле не все так просто: даже в простых амортизаторах, используемых в автомоделях, есть различие между высокоскоростной и низкоскоростной амортизацией. Скорость в данном случае относится к скорости штока амортизатора относительно его корпуса, а не к скорости автомобиля. Поэтому очень важным является правильный выбор поршня и масла в амортизаторе: как комбинация поршня с небольшими отверстиями и масла с низкой вязкостью, так и комбинация поршня с большими отверстиями и масла с высокой вязкостью, будут производить одинаковую статическую амортизацию, это будет ощущаться одинаково при управлении автомобилем в условиях низкоскоростных переходов, таких как плавные повороты и редкие ухабы. Но реальное отличие содержится в высокоскоростной амортизации: первая комбинация будет обеспечивать гидравлическую блокировку очень быстро, из-за жидкости с низкой вязкостью и увеличенной скорости течения жидкости (одинаковое количество масла должно пройти через меньшие отверстия за одинаковое время, поэтому скорость масла должна быть выше). Вторая комбинация будет иметь относительно высокую сопротивляемость к турбулентности в потоке жидкости, из-за очень вязкой жидкости, которая будет протекать через большие отверстия при намного меньшей скорости. Следовательно, турбулентность (и гидравлическая блокировка) будет происходить при намного большей скорости штока, или вовсе может не происходить.

Размер отверстий в поршне Свойства
Маленькие
  • Меньше масла может пройти через поршень при движении поршня.
  • Более жесткое демпфирование. Действует, как при использовании более вязкого масла в амортизаторе.
  • Большее сопротивление движению штока амортизатора, большее демпфирование и более медленное перемещение штока амортизатора.
  • Уменьшает шанс приземления шасси после прыжка, если используется с «более вязким» маслом.
  • Используйте с «менее вязким» маслом, если трасса неровная.
Большие
  • Больше масла может пройти через поршень при движении поршня.
  • Более мягкое демпфирование. Действует, как при использовании менее вязкого масла в амортизаторе.
  • Меньшее сопротивление движению штока амортизатора, меньшее демпфирование и более быстрое перемещение штока амортизатора.
  • Увеличивает шанс приземления шасси после прыжка, если используется с «менее вязким» маслом.
  • Используйте с «более вязким» маслом, если трасса ровная.

СОВЕТ: Обычно лучше сначала использовать размер отверстий в поршне для подстройки под условия трассы, прежде чем изменять вязкость масла.

[НАЗАД] [ОГЛАВЛЕНИЕ] [ВПЕРЕД]

Вернуться к списку Обсудить на форуме

Устройство

Из чего состоит это сверхполезное устройство? Амортизаторы автомобиля состоят из следующих основных деталей:

  • цилиндр;
  • поршень;
  • сальник штока;
  • пыльник;
  • уплотнительный узел;
  • чашка пружины подвески;
  • шток;
  • крепёжный шарнир;
  • поршневой клапан;
  • донный клапан;
  • резиновое уплотнительное кольцо;
  • разделительный поршень-поплавок;
  • герметичное дно;
  • специальная амортизирующая жидкость (масло) или газ.


Схема амортизатора
Все амортизаторы внешне похожи друг на друга и выглядят в форме цилиндра, внутри которого двигается шток. В низу корпуса амортизатора имеется крепление, при помощи которого происходит его соединение с осью колёс. А в стойках МакФерсона устройство находится внутри стойки, которое крепится к ступице колёс. В верхней части устройства тоже есть крепления, которые обеспечивают крепление к кузову или раме.


Стойка МакФерсона

Как устроен амортизатор в зависимости от внутренней конструкции? Например, они могут быть однотрубными или двухтрубными, а также газовыми или масляными. Отмечу, что чаще всего применяются телескопические масляные амортизаторы.

Перейдём к описанию видов амортизаторов для автомобиля.

Устройство амортизатора

Амортизатор состоит из стального резервуара 4 (29), соединенного сваркой с нижней монтажной проушиной 1; внутри резервуара свободно помещен рабочий цилиндр 13 (30), изготовленный из стальной трубы. Снизу в рабочий цилиндр запрессован (до упора в торец) клапан сжатия, который состоит из корпуса 2, вставленного в него клапана 39 с пружиной 40 и седла 3 клапана. Седло клапана ввертывается в корпус; его положение подбирается заранее по заданной гидравлической характеристике клапана сжатия, а затем контрится ограничительной гайкой 38, которая, в свою очередь, имеет буртик, служащий упором пружинной звездочки 6, поджимающей к плоскости клапана сжатия тарелку 5 впускного клапана.

Рис. Амортизаторы подвесок колес автомобиля: а — передний; б — задний; 1 — нижняя монтажная проушина; 2 — корпус клапана сжатии; 3 — седло клапана сжатия; 4 — резервуар переднего амортизатора; 5 — тарелка впускного клапана; 6 — звездочка впускного клапана; 7 — регулировочная шайба; 6 — пружина клапана отдачи переднего амортизатора; 9 — диск клапана отдачи; 10 — дроссельный диск клапана отдачи переднего амортизатора; 11 — звездочка перепускного клапана; 12 — ограничительная тарелка; 13 — рабочий цилиндр переднего амортизатора; 14 — шток переднего амортизатора; 15 — направляющая штока; 16 — пружина сальника; 17 — сальник резервуара; 18 — обойма сальника; 19 — обойма сальников; 20 — замочное кольцо переднего амортизатора; 21 — упорное кольцо переднего амортизатора; 22 — верхняя монтажная проушина; 23 — шток заднего амортизатора; 24 — гайка резервуара; 25 — нажимная шайба; 26 — войлочный сальник штока; 27 — резиновый сальник штока; 28 — кожух заднего амортизатора; 29 — резервуар заднего амортизатора; 30 — рабочий цилиндр заднего амортизатора; 31 — тарелка перепускного клапана; 32 — поршень; 33 — дроссельный диск клапана отдачи заднего амортизатора; 34 — тарелка клапана отдачи; 35 — регулировочная шайба клапана отдачи; 36 — пружина клапана отдачи заднего амортизатора; 37 — гайка клапана отдачи; 38 — ограничительная гайка впускного клапана; 39 — клапан сжатия; 40 — пружина клапана сжатия

Шток 14 (23) изготовлен из углеродистой стали. Рабочая поверхность штока 14 переднего амортизатора покрыта слоем хрома и отполирована. Шток 23 заднего амортизатора отполирован без покрытия слоем хрома. На верхнем конце штока 14 переднего амортизатора прорезана выточка под замковое кольцо 20, которое фиксирует упорное кольцо 21.

Верхний конец штока 23 заднего амортизатора приварен контактной сваркой к верхней монтажной проушине 22, а к фланцу проушины приварен кожух 28, защищающий шток и сальники от прямого попадания грязи и влаги. На нижнем конце штока гайкой 37 укреплен поршень 32 с деталями клапана отдачи и перепускного клапана.

Клапан отдачи включает дроссельный диск 10 (33), перекрывающий восемь отверстии поршня, расположенных по окружности ближе к его оси, диск 9, набор тонких регулировочных шайб 35, тарелку 31, тарированную пружину 8 (36), гайку 37, завернутую До упора, и комплект регулировочных шайб 7.

Перепускной клапан состоит из ограничительной тарелки 12 с шайбой, пружинной звездочки 11 и тарелки 31, закрывающей перепускные отверстия поршня, расположенные по окружности дальше от его оси.

Сверху рабочий цилиндр закрыт направляющей 15 штока, изготовленной из цинкового сплава. Внутри направляющей помещена металлокерамическая втулка, по которой перемещается шток. Войлочный сальник 26, расположенный под гайкой резервуара, защищает внутреннюю полость от проникновения грязи, а внутренний резиновый сальник 27, установленный в обойме 19 и поджимаемый пружиной 16 через обойму 18, препятствует выходу жидкости из амортизатора. Для уплотнения резервуара между обоймой и направляющей штока размещен уплотняющий сальник 17, который сжимается через фибровую шайбу 25 при завертывании гайки 24.

Типы амортизаторов

Существуют много типов амортизаторов, но самый распространённый – гидравлический. Существуют следующие подвиды масляных устройств.

По конструкции:

  • Рычажные. Их применяли в 1950—1960-х гг.
  • Однотрубные. Используют нечасто.
  • Двухтрубные. Самый распространённый вид.

По давлению внутри цилиндра:

  • Масляные (вместо газа находится воздух).
  • С газом низкого давления.
  • С газом высокого давления. Чем сильнее давление газа, тем лучше эффективность устройства. Но при обычной езде разница между масляным и газовым устройством практически незаметна.

Расскажу более подробно, как определить тип устройств, и какие они вообще бывают.

Двухтрубный масляный (гидравлический) амортизатор

Это самый дешёвый вид демпферов. Рабочий цилиндр находится прямо в корпусе устройства, который также является резервуаром для жидкости. Поршень устройства соединён со штоком, который находится прямо в рабочем цилиндре.

А как работает двухтрубный гидравлический (масляный) амортизатор автомобиля? Когда происходит сжатие, поршень движется в нижнюю часть, масло выходит через клапаны прямого хода из рабочего цилиндра в цилиндрический корпус. А воздух вверху амортизатора сжимается. При работе поршня в обратном направлении масло перетекает из корпуса обратно в рабочий цилиндр.

Одним из главных минусов такого типа амортизатора является нагрев, который появляется при «превращении» колебаний пружины в тепловую энергию.

В двухтрубной конструкции малый объём цилиндра, из-за которого масло нагревается быстро, а охлаждается медленно. В результате этого происходит снижение вязкости и вспенивание масла. Этот недостаток, к сожалению, никак не удаётся устранить (хотя некоторые умельцы заполняет амортизатор маслом «под завязку», что приводит к быстрому износу демпфера). Таким образом, аэрация – это существенный недостаток масляных амортизаторов, от которого никак не избавиться.

Плюсы масляных амортизаторов:

  • Низкая цена.
  • Универсальность.
  • Легко отремонтировать.
  • Подходящие характеристики для стандартных условий эксплуатации.
  • В конструкции нет выступающих деталей, поэтому устройство можно ставить прямо внутрь пружины подвески.
  • При отсутствии тяжёлых нагрузок запаса масла в устройстве может хватить на несколько лет.

Минусы:

  • Средние эксплуатационные качества. Если воздуха в компенсационной камере становится мало, то масло не сможет обеспечить должное уменьшение колебаний.
  • Не справляются с высокими нагрузками. Езда по бездорожью приведёт к быстрому износу амортизаторов из-за сильного нагрева масла. Масло будет перетекать из одной камеры в другую быстрее, чем положено, что ухудшит управляемость и устойчивость автомобиля.
  • Зависимость от погоды. При высоких перепадах температуры ухудшаются амортизирующие свойства. А если погода очень холодная, то масло в амортизаторе загустеет, что в свою очередь увеличит жёсткость подвески, пока смазывающая жидкость не прогреется.
  • Эффект кавитации. При интенсивной езде по бездорожью внутри цилиндрического корпуса образуются воздушные пузырьки, которые повреждают устройство и другие детали подвески. А со временем происходит не перетекание масла, а сжатие воздуха, что отрицательно влияет на демпфирующие свойства.
  • Эффект вспенивания масла. Это сильно ухудшает охлаждение и эффективность работы устройства.
  • Износ масляного демпфера происходит плавно. Это может быть не совсем заметно даже для опытного водителя, поэтому устройства периодически надо проверять.
  • При езде на высокой скорости ухудшается реагирование амортизаторов, а управляемость авто заметно снижается.
  • Усиливается вероятность эффекта аквапланирования.
  • Перед установкой амортизаторов их обязательно надо прокачать, чтобы убрать пузырьки газа из цилиндра.
  • Ухудшается эффективность работы подвески автомобиля из-за того, что амортизатор устанавливается только штоком вверх.
  • Устройство необходимо хранить и перевозить только вертикально.

Ещё одна хорошая статья: Водородный автомобиль: что это такое, принцип работы, как устроен, цена, чем заправляют, список водородных авто, фото

Двухтрубный гидравлический амортизатор лучше использовать для неагрессивной езды по хорошим дорогам.

Однотрубный газовый (газогидравлический) амортизатор

Это самый почитаемый амортизатор у многих водителей. По-другому он называется газомасляный амортизатор. Как ни странно, но здесь тоже присутствует масло, которое не вступает в контакт с газом. Отличается этот демпфер от масляного тем, что тут есть поршень-поплавок, которые отделяет масло от газа, а также поршень с клапаном прямого и обратного хода. А самое главное отличие в том, что газовый амортизатор не имеет рабочей камеры, потому что её функцию выполняет цилиндрический корпус. Таким образом, вся система замкнута в одном цилиндре, где находится усиленный шток. Это позволяет лучше проходить даже сложные дорожные покрытия.

Отличить газовый амортизатор от масляного очень просто. Шток газового устройства всегда стремится выйти за пределы цилиндра.

В газовом амортизаторе имеется 2 камеры, которые разделяет плавающий поршень, внизу находится газ азот под высоким давлением (18-30 атмосфер), а вверху располагается масло, где и происходит перемещение поршня со штоком. Поскольку в конструкции нет рабочей камеры, клапан прямого хода находится рядом с клапаном отбоя.

Принцип работы очень прост: когда колесо движется вверх, поршень двигается вниз, а небольшое количество масла перетекает в надпоршневую область. Остаток жидкости двигается вниз, из-за чего плавающий поршень «ходит» и заставляет газ сжиматься. Когда колесо движется вниз, всё происходит наоборот.

В однотрубный амортизаторе можно «закачать» гораздо больше масла и газа, по сравнению с двухтрубным. Конструктивные особенности исключают нагрев амортизатора, а разделение газа и масла устраняет вероятность вспенивания смазывающей жидкости. Также устройство можно устанавливать под любым углом из-за того, что газ и масло физически разделены друг с другом.

Эти амортизаторы отлично работают при любых дорожных условиях даже при частой работе на высоких скоростях. Также их жёсткость гораздо выше, чем у гидравлических устройств, что хорошо влияет на сцепку с дорогой и рулевое управление автомобилем. Практически все однотрубные амортизаторы являются газовыми, которые обладают повышенным охлаждением масла. Срок работы газовых амортизаторов дольше, чем у масляных.


Фото однотрубного газового амортизатора

Какие ещё есть плюсы у однотрубного газового амортизатора?

  • Невысокий угол крена автомобиля при поворотах.
  • До 20% меньше тормозной путь по сравнению с двухтрубными устройствами.
  • Снижение развития эффекта аквапланирования.
  • Перед установкой их не надо прокачивать.
  • Устройство можно устанавливать штоком вниз, что положительно влияет на эффективность подвески.
  • Стенки корпуса амортизатора контактируют с воздухом, что улучшает охлаждение масла.
  • «Живут» в 2 раза дольше, чем двухтрубные устройства.

Недостаток этого вида амортизатора в том, что чем сильнее в нём нагревается газ, тем жёстче ведёт себя подвеска. А если корпус амортизатора повредится (даже если будет небольшая вмятина ил попадёт маленький камень), то поршень заклинит и устройство выйдет из строя. Но на практике такое происходит нечасто. Для сравнения – двухтрубный вариант выдерживает даже большие вмятины.

Дополнительно жёсткость амортизатора отрицательно влияет на иные детали подвески, особенно сайлентблоки, которые изнашиваются очень быстро. В некоторых случаях из-за высокого давления газа может потребоваться замена пружины подвески на более слабые варианты.

Цена такого амортизатора довольно высока из-за конструктивной сложности. Поэтому очень часто этот тип амортизаторов устанавливают на спортивные машины, которые двигаются со скоростью более 240 км/ч.

Двухтрубный газовый амортизатор

Отличаются двухтрубные газовые амортизаторы от однотрубных тем, что в нём есть 2 цилиндра, которые находятся друг в друге. Внутренний цилиндр содержит в себе масло и поршень. А внешний цилиндр частично заполнен воздухом и как бы является ёмкостью для компенсации: туда стекает жидкость, которую выталкивает шток.

Такой тип устройства недорогой, имеет хороший срок службы и отличные результаты в стандартных условиях.

Минусы – это сильный нагрев из-за того, что толстые стенки ухудшают охлаждение масла. Поэтому в более сложных условиях масло в амортизаторах вскипает и пенится, в результате чего снижается устойчивость и управляемость автомобиля. Ещё здесь присутствует такой недостаток, как эффект кавитации, при котором образуются воздушные пузырьки в амортизаторе и отрицательно влияют на корпус и другие детали устройства.

Регулируемые амортизаторы

Существуют более продвинутые версии устройств, которые можно настроить на нужный режим работы при помощи в ручном или автоматическом режиме.

  • Электромагнитные амортизаторы. Здесь электронный блок меняет работу клапанов в зависимости от условий. Это воздействует на выпуск масла и жёсткость устройства. Обеспечивают плавный ход, отлично справляются с передвижением по разным дорожным условиям, обладают пониженным шумом.
  • Амортизаторы с магнитореологической жидкостью. Здесь электромагнитное поле влияет на содержимое масла с частицами. Это приводит к изменению вязкости масла за считанные доли секунд.

  • Устройство с дополнительным клапаном, который активируется от частоты колебаний подвески. Когда колебаний становится больше, то клапан сильнее открывается и жидкости выпускается больше. Этот амортизатор хорошо проходит неровную дорогу, а также улучшает прохождение поворотов.
  • Амортизатор с выносными камерами. Здесь жёсткость регулируется при помощи сброса давления при помощи нагнетания компрессором. Некоторые модели могут менять клиренс автомобиля.
  • Амортизатор с набором перепускных клапанов. В комплект устройства входит цилиндрический корпус с некоторыми трубками, на концах которых есть регулировочные головки, ими можно управлять с помощью обычного гаечного ключа или отвёртки. Жидкость при этом течёт по трубкам и благодаря этому меняются характеристики устройства в разных положениях поршня. Чем больше трубок, тем эффективнее охлаждение амортизатора.

Регулируемые амортизаторы имеют высокую цену. А также они быстро выходят из строя при частой езде по сложным дорожным условиям.

Спортивные (усиленные) амортизаторы

Такой тип устройств разработан для эксплуатации автомобилей в сложных условиях и на больших скоростях. Спортивные амортизаторы жёсткие, что значительно улучшает управляемость, но снижает комфорт.

Главная задача усиленных амортизаторов – это обеспечение высокого уровня устойчивости при высокой скорости и сложных дорожных условиях. Как правило, передние амортизаторы ставят более усиленные, чем задние. А на заднюю часть ставят двухтрубные устройства для повышенного комфорта.

Пневматический амортизатор

Этот вид устройства сделан с учётом новых технологий. Он способен удерживать кузов автомобиля при езде по неровной дороге. Он меняет клиренс в зависимости от скорости движения и дорожного полотна. В последнее время популярны устройства с выносными камерами, которые применяют для спортивных автомобилей — в газовый цилиндр вынесен отдельно, что положительно влияет на охлаждение. К тому же здесь легко регулировать жёсткость амортизатора.

Таким образом, пневматический вариант больше относится к тюнингу, который показывает статус водителя, а также обеспечивает высокий комфорт при езде в любых условиях.

Ещё одна хорошая статья: ТОП 150 полезных советов, как выбрать автомобиль с пробегом: как выбрать подержанный автомобиль, что смотреть и что нужно знать, как обезопасить себя

Гидравлические амортизаторы, устройства и работа

Импортные амортизаторы разборке и ремонту не подлежат и при отказе в работе должны заменяться исправными. Ниже приводятся сведения по амортизаторам отечественного производства., Техническая характеристика Устройство и работа

Устройство. Гидравлические амортизаторы как передние, так и задние, — телескопического типа, двустороннего действия.

Передние амортизаторы оснащены буфером 9 (рис. 236), насаженным на шток и опирающимся на ограничительную тарелку перепускного клапана. Буфер при ходе отдачи упирается в направляющую штока и ограничивает длину хода амортизатора, предотвращая при езде на очень неровных дорогах чрезмерное перемещение вниз передних колес.

Амортизаторы задней подвески отличаются от амортизаторов передней подвески размером, нижним и верхним креплением, отсутствием внутреннего буфера, а также рабочей диаграммой, количеством рабочей жидкости и деталями 15, 18, 19, 29 клапанов.

Передние и задние амортизаторы оснащены устройством для Удаления воздуха из цилиндра. Удаление возможных воздушных пузырьков, образовавшихся в рабочем цилиндре, происходит через капиллярное отверстие 6. Из камеры 5 пузырьки выходят во время работы амортизатора через трубку 26 в результате образования легкого потока жидкости и поднимаются вместе с жидкостью резервуара в верхнюю его часть. Вследствие такого устройства происходит эффективная очистка работающей жидкости от воз-, духа, который удаляется из рабочего цилиндра и направляется в резервуар.

Рис. 236. Разрез гидравлического амортизатора передней подвески: 1 — резьбовой конец штока: 2 — шток; 3 — гайка резервуара: 4 — кожух; 5- камера перепуска воздушных пузырьков; б — капиллярное отверстие для отвода воздушных пузырьков; 7 — резервуар; 8- цилиндр; 9 — буфер; 10 — ограничительная тарелка; 11 — тарелка перепускного клапана; 12 — поршневое кольцо; 13 — отверстие на поршне для клапана отдачи; 14 — тарелка клапана отдачи; 15 — пружина клапана отдачи: 16 — гайка клапана отдачи; 17 — тарелка впускного клапана; 18 — втулка клапана сжатия; 19 — пружина клапана сжатия; 20 — защитное кольцо сальника штока; 21 — прокладка кольца; 22 — обойма сальника; 23 — сальник штока; 24 — уплотнительное кольцо резервуара; 25 — направляющая штока: 26 — трубка отвода воздушных пузырьков; 2/ — пружина перепускного клапана; 18 — отверстие поршне для перепускного клапана; 29 — дроссельный диск клапана отдачи; 30 — диск клапана отдачи; 31 — поршень; 32- гайка клапана сжатия, 33 — ограничительная тарелка перепускного клапана; 34 — пружина впускного клапана; 35 — отверстия впускного клапана; 36 — корпус клапана сжатия; 37 — проушина; 38 — резинометаллический шарнир

Описание устройства, работы, проверки, разборки и сборки аналогично для обоих амортизаторов.

Амортизаторы включают в себя цилиндрический корпус с двумя соосными цилиндрами, из которых внутренний 8 является рабочим, а наружный 7 — резервуаром. Кольцевое пространство между цилиндром и резервуаром образует емкость для запасной жидкости.

Кожух 4 предохраняет от грязи и камней шток 2. Рабочий цилиндр 8 закрыт сверху направляющей 25, сальником 23, уплотнительным кольцом 24 и обоймой 22. Через вышеуказанные детали проходит шток 2, на нижнем конце которого прикреплен поршень 31 с диском 30 клапана отдачи и тарелкой 11 перепускного клапана.

Между гайкой 3 и обоймой 22 установлено грязезащитное металлокерамическое кольцо 20 сальника штока.

На поршне имеются равномерно расположенные на двух концентрических окружностях отверстия. Отверстия на меньшей окружности перекрываются снизу клапаном отдачи, открывающимся сверху вниз. Отверстия на большей окружности перекрываются сверху перепускным клапаном, который открывается снизу вверх. На нижней части рабочего цилиндра установлен клапан сжатия и выпускной клапан.

Работа. Можно считать, что в амортизаторе имеются три равные полости: верхняя — часть цилиндра, находящаяся над поршнем (постоянно заполненная рабочей жидкостью); нижняя — часть цилиндра, находящаяся под поршнем (постоянно заполненная рабочей жидкостью); резервуар — полость между цилиндрами (никогда не бывает до предела заполнен рабочей жидкостью).

При ходе отдачи происходит растяжение амортизатора. Жидкость, находящаяся над поршнем, не имея выхода через отверстия 28 на большей окружности поршня 31, перетекает через отверстия 13 на меньшей окружности в нижнюю полость цилиндра, действуя на диск 30 клапана отдачи. Поршень, перемещаясь вверх, создает разрежение, которое вызывает подачу жидкости из резервуара через отверстия 35 корпуса 36 клапана сжатия и впускной клапан. В этой стадии работают только клапан отдачи и впускной клапан на корпусе клапана сжатия, а перепускной клапан на поршне и клапаны сжатия остаются закрытыми.

При ходе сжатия амортизатор сжимается и поршень амортизатора передвигается вниз. Жидкость, находящаяся под поршнем, поднимает тарелку 11 перепускного клапана и перетекает в верхнюю часть цилиндра. Но не вся жидкость, находящаяся под поршнем, перетекает в верхнюю полость цилиндра; часть ее, равная объему вдвигаемого штока, перетекает через клапан сжатия в резервуар. Следовательно, действие торможения при сжатии получается только за счет перетекания количества жидкости, равного объему штока, входящего в рабочий цилиндр. В этой стадии впускной клапан в корпусе клапана сжатия и клапан отдачи остаются закрытыми и работают только клапан сжатия и перепускной клапан на поршне.

Читать далее про ремонт и обслуживание автомобили ВАЗ…

Как выбрать амортизаторы?

Какие жёстче, а какие мягче? Мягче всего гидравлические двухтрубные амортизаторы, но и их реакция не такая большая. Поэтому они могут эффективно обрабатывать плохое дорожное полотно.

Газовые устройства более жёстче, они быстро реагируют на все неровности на дороге даже при езде на высокой скорости. Их чаще всего выбирает большинство водителей.

Какие лучше, однотрубные или двухтрубные устройства? У каждого типа свои плюсы и минусы. Например, однотрубные по цене дороже, обладают малым весом, они более жёстче и лучше справляются с высокой скоростью даже по бездорожью. Поэтому их чаще всего применяют на спортивных моделях.

Двухтрубные амортизаторы стоят дешевле, они более мягче и больше всего подходят для обычной городской езды. Эти устройства менее надёжные, чем однотрубные.

Таблица: какой тип лучше?

Тип амортизатораПлюсыМинусы
Гидравлические (масляные или жидкостные)
  • Уверенно поглощают неровности дороги.
  • Рекомендованы для обычной езды на средних скоростях.
  • Мягкий амортизатор, повышенный комфорт для водителя.
  • Много вариантов на вторичном рынке по дешёвой цене.
  • Выдерживают более 20 тыс. км пробега.
  • Низкая цена.
  • Легко ремонтируются.
  • Ухудшается управление при высоких скоростях.
  • Повышенный крен при работе на сжатие.
  • Повышенный нагрев.
  • Есть эффект кавитации, разрушающий устройство.
  • При попадании воздуха внутрь конструкции эффективность снижается в несколько раз.
Газовые
  • Отличная управляемость и устойчивость при высокой скорости.
  • Большой срок службы.
  • Низкий уровень крена при торможении и ускорении.
  • Хорошо работают даже при отрицательной температуре.
  • Отличное охлаждение.
  • Нет эффекта кавитации.
  • Жёсткий вариант, что ведёт к низкому комфорту.
  • Высокая цена.
  • Выходит из строя даже при появлении небольших вмятин.

Видео: Чем отличаются амортизаторы масляные и газомаслянные

Перейдём к рейтингу лучших амортизаторов для автомобилей. Рассмотрим самые лучшие модели демпферов производства Японии, Китая, США и Европы на основе анализа, отзывов автомехаников и реальных водителей.

Принцип работы газового амортизатора и значение его прокачки

Принцип работы газового амортизатора основан на использовании газа в качестве действующего вещества. Газ с трудом проходит через маленькое отверстие между камерами, и шток замедляет свое возвратно-поступательное движение. В отличие от масляного, устройство газового амортизатора включает в свою конструкцию газ, закачиваемый под высоким давлением. Именно с помощью газа, помещенного в цилиндр, компенсируются колебания кузова.

Преимуществом газового агрегата является более высокое давление газа по сравнению с маслом, что обеспечивает ему дополнительную жесткость. Таким образом, происходит обеспечение наиболее надежного и устойчивого сцепления с покрытием дороги при передвижении на высокой скорости. С целью значительного увеличения срока службы необходима прокачка газовых амортизаторов перед установкой.

В результате прокачки ресурс этих агрегатов возрастает приблизительно на 40 %, они становятся способны выдерживать гораздо больший вес, чем масляные амортизаторы. Эта операция должна выполняться в строго вертикальном положении, при этом шток должен быть направлен вверх до того момента, пока он не будет установлен на свое место.

Следует обратить особое внимание, что амортизатор газовый двухтрубный, который не был прокачан, может привести к выходу из строя его поршневой системы. Причиной этому служит воздух, остающийся внутри гильзы.

Лучшие европейские амортизаторы

Bilstein

В середине прошлого века эта немецкая фирма первая в мире стала устанавливать на машины однотрубные амортизаторы, которые улучшают управляемость без потери комфорта. Фирма Бильштайн является лучшим поставщиком амортизаторов и стоек для элитных автомобилей. Например, фирма Subaru комплектует свои автомобили стойками этой фирмы уже на заводе.

Плюсы:

  • Многосторонняя регулировка в зависимости от типа дорожного полотна.
  • Высокая курсовая устойчивость автомобиля.
  • Имеется пневмомодуль.
  • Совместим с большинством пружин.
  • Функция DampTronic – это электронное управление подвеской.
  • Имеется винтовая подвеска с личным набором настроек.

Минусы:

  • Высокая стоимость.
  • Высокий уровень комфорта.
  • Хороший уровень безопасности даже при серьёзных нагрузках

Средняя цена – 2000—4000 руб.

Koni

Это голландская компания, которая уже много десятилетий выпускает тысячи моделей амортизаторов. Поэтому здесь точно можно подобрать идеальный вариант для своего автомобиля.

Линейка амортизаторов отличается цветовой маркировкой:

  1. Special. Это устройства красного цвета, которые обеспечивают отличную плавность хода, устойчивость и комфорт.
  2. Load-a-Juster. Обладают чёрными пружинами, которые выдерживают экстремальные статические нагрузки.
  3. Sport. Жёлтые устройства, которые идеальны для спортивной езды. Управляемость отличная, но комфорт очень низкий.
  4. Sport Kit. Это синие укороченные устройства, которые созданы для агрессивного вождения для сохранения высокой управляемости.

Фирма Koni Обеспечивает много разных моделей в США, Европе и Азии, а также поставляет некоторые детали подвески для элитных гоночных автомобилей.

Плюсы:

  • Высокая устойчивость при прохождении поворотов.
  • Отлично подходят для отработки высоких статических нагрузок.
  • Отлично подходят для агрессивной езды.
  • Обеспечивают мягкий ход.
  • Пожизненная гарантия, действует на одного водителя с единственным зарегистрированным автомобилем.

Минусы:

  • Повышенная жёсткость.

Средняя стоимость – 5000—7000 руб.

Boge

Это премиальные немецкие амортизаторы, которые поставляются для таких машин, как Ауди, БМВ, Вольво, Мерседес. Цена устройств невысокая, но качество не уступает более дорогим брендам.

Плюсы:

  • Доступная цена.
  • Масло выдерживает температуру от -40 до +180 градусов по Цельсию.
  • Обеспечивают уверенную устойчивость.
  • Качественная точечная сварка и эксклюзивная технология закалки.
  • Хороший гарантийный пробег.
  • Много положительных отзывов.

Минусы:

  • Масляные модели амортизаторов при езде в сложных условиях быстро выходят из строя.

Линейка устройств:

  1. Automatic. Это масляные амортизаторы, которые подарят самый высокий уровень комфорта.
  2. Pro-Gas. Газовые устройства, которые обеспечивают баланс между комфортом и управляемостью.
  3. Turbo 24. Надёжные однотрубные газовые амортизаторы для езды в бездорожье.
  4. Nivomat. Устройства с толстыми пружинами предназначены для тяжёлых автомобилей
  5. Turbo-Gas. Это спортивные амортизаторы, которые имеют высокую жёсткость, но зато обеспечивают отличное управление и контроль над автомобилем.

Средняя цена – 3000—5000 руб.

TRW

Эти немецкие амортизаторы считаются лучшими среди недорогих вариантов. Их устанавливают на заводе таких марок, как Рено и Шкода. При установке этих устройств на отечественные автомобили они могут прослужить более 60 000 км. Чаще всего у амортизаторов выходят из строя уплотнители, а если их заменить, то устройства прослужат ещё 20 тыс. км пробега.

TRW имеют хорошую надёжность, поэтому их можно применять даже в самых сложных дорожных условиях. Средняя цена – 3000 руб.

Лучшие американские амортизаторы

Monroe

Это популярные амортизаторы, известные автовладельцам уже много десятков лет. Технические центры имеются на всех 5 континентах, которые оперативно реагируют на новые разработки. В амортизаторах Monroe введена умная система подвески Intelligent Suspension. Главный минус – это высокая цена.

Линейка моделей амортизаторов:

  1. Original – стандартные заводские устройства.
  2. Radial-Matic – гидравлические устройства с высоким уровнем комфорта.
  3. Gas-Matic – двухтрубные газовые устройства с высоким рабочим ресурсом (50 тыс. км).
  4. Reflex – очень мягкие устройства, которые быстро выходят из строя, но зато обеспечивают отличный комфорт.
  5. Van-Magnum – устройства для тяжёлых автомобилей и экстремальных условий.

Средняя цена – 1500 руб.

Rancho

Производят устройства в США, а затем поставляют по всему миру. В линейке огромное количество разнообразных моделей для многих автомобилей. Амортизаторы надёжны, живут долго, но цена довольно высока. Это отличные вариант для таких внедорожников, как Шевроле Нива, УАЗ и другие тяжёлые автомобили.

Качество устройств RANCHO превосходит оригинальные детали, которые ставят на конвейере. Все демпферы обладают 2-х-секционной конструкцией, что эффективно распределяет любые нагрузки. При невысоких нагрузках амортизаторы работают на 50%, а при повышении — они включаются на полную силу.

Срок службы устройств 60 000 км пробега по бездорожью и с полной загрузкой. Передние варианты обладают очень высоким качеством, которые предотвращают крен кузова.

Плюсы:

  • Наличие датчиков, следящих за скоростью работы штока.
  • Имеется 5 уровней жёсткости.
  • Все движущиеся детали имеют тефлоновый антифрикционный состав.
  • Все амортизаторы имеют двухсоставную конструкцию.
  • Есть защита от пыли и грязи.

Минусов нет.

Средняя цена – 5000 руб.

Delphi

Эта американская фирма обеспечивает автозапчастями многих европейских и японских автопроизводителей: BMW, Toyota, Renault, Suzuki, Fiat и других. При обычной езде в городе и по просёлочным дорогам ресурс амортизаторов достигает более 100 тыс. км. Именно эта компания разработала легендарные стойки McPherson.

Эту продукцию часто подделывают, поэтому при покупке надо очень внимательным.

Средняя цена – 1000—3000 руб.

ACDelco

Считаются самыми надёжными американскими амортизаторами, которыми комплектуются такие марки, как HUMMER и Cadillac. Возможно, из-за этого цена на изделия очень высока. Такие устройства тоже часто подделывают, поэтому их следует покупать только в проверенных магазинах.

Есть много положительных отзывов при их работе на многих российских автомобилях.

Средняя цена – 15000 руб.

Основные неисправности

Амортизаторы имеют немного неисправностей, а при желании все элементы конструкции следует заменить на новые из-за того, что их невозможно отремонтировать. Чаще всего устройства ломаются по причине того, что их неправильно установили, например, плохо затянули гайки, не поставили пыльники, повредили шток пассатижами и т.п.

Частые неисправности:

  1. Разгерметизация корпуса, из-за чего масло выходит наружу. В этом случае амортизаторы на одной оси следует заменить как можно скорее.
  2. Искривление или разрыв штока, что приводит к его заклиниванию.
  3. Вмятина в однотрубном устройстве выводит его из строя.
  4. Естественный износ поршня и клапанов. В этом случае неисправность не видно, масло не вытекает, а машину ведёт.
  5. Повреждения в стенках корпуса в процессе работы.
  6. Деформация отбойников или пыльников.
  7. Ухудшение рабочих свойств газа или масла.
  8. Протечка жидкости через сальник, нарушение его герметичности. В этом случае надо незамедлительно начать ремонт.

«Морской бой»: однотрубный или двухтрубный?

Кроме разного наполнения, амортизаторы отличаются и конструктивно: могут быть однотрубными и двухтрубными. Зачастую тип амортизатора диктует конструкция подвески автомобиля, и самостоятельно заменить один на другой не получится. Но бывает, что выбор есть, и в этом случае нужно знать особенности каждого из них.

Классическая конструкция — двухтрубная, и таких амортизаторов на рынке всё ещё большинство. Двухтрубная конструкция представляет из себя «матрёшку» из двух цилиндров (колб), между которыми через специальные клапаны перетекает жидкость. Наличие внешней колбы — дополнительная защита от механических повреждений, что актуально на бездорожье. Но и дополнительная помеха охлаждению: в процессе работы амортизатор нагревается, что ускоряет вспенивание масла (которое и так возникает при перетекании между колбами). Двухтрубный амортизатор можно сделать весьма компактным, и при плотной компоновке подвески это аргумент для инженеров. Но устанавливать его можно только штоком вверх — конструктивная особенность.

Однотрубный амортизатор — это единственная колба, которая является и корпусом, и рабочим цилиндром. Любое внешнее повреждение приводит к выходу амортизатора из строя. Зато однотрубная конструкция отлично охлаждается и в целом работает точнее и стабильнее, обеспечивая выверенную управляемость. Такой амортизатор можно установить и штоком вниз, снизив неподрессоренные массы, чем часто пользуются в спортивных автомобилях.

Какие признаки указывают на неисправность амортизаторов?

  1. Автомобиль раскачивается даже на хорошем дорожном покрытии.
  2. Все ухабы и ямы «отдают» в кузов и руль.
  3. Авто сильно кренится на поворотах, а также отклоняется от траектории.
  4. Наличие стуков и посторонних звуков в области стоек при езде.
  5. Увеличивается тормозной путь.
  6. Автомобиль «ведёт» в сторону.
  7. Автомобиль как бы «приседает» при торможении и разгоне.
  8. Повышенный износ резины.

Если вы отмечаете такие признаки при поведении автомобиля во время движения, то возможно у вас частично или полностью вышли из строя амортизаторы. В некоторых случаях для выявления причины неисправности поможет обычный визуальный осмотр.

Видео: Как проверить состояние амортизаторов?

Срок службы амортизаторов автомобиля

Как правило, амортизаторы живут около 70000 км, после чего их работа значительно ухудшается. Задние устройства работают дольше передних на 20-40 тыс. км. Но не стоит верить в то, что более дорогие амортизаторы прослужат долгий срок. Езда по нашим плохим дорогам выведет такие устройства из строя намного раньше срока. Также не надо экономить на задних демпферах, иначе это отрицательно отразится на управляемости и комфорте. Лучше всего устанавливать устройства одного производителя на обе оси.

Если соблюдать правила эксплуатации автомобиля и проходить техобслуживание, то амортизатор сможет работать 3 года и более.

Отличительная особенность поведения автомобиля при неисправности устройства: при езде колеса зависают в воздухе больше, чем положено. Это отрицательно влияет на управление. Разумеется, можно так и ездить, привыкнув к такому поведению автомобиля, но когда-нибудь может возникнуть опасная ситуация, которая может привести к ДТП.

Обращу ваше внимание на тот момент, что если в автомобиль установлены системы ABS, ESP или EBD, то рекомендуется как можно чаще проверять состояние демпферов. Если они будут неисправны, то при включении вышеуказанных систем это может привести к опасным последствиям.

Как проверить амортизатор?

При визуальном осмотре можно отметить, что масло из амортизатора начало подтекать, или корпус стал запотевать. Это указывает на нарушение герметичности. Как это проверить? Лучше всего устройства снять и прокачать. Если такой возможности нет, то надо сильно надавить над стойками (поочерёдно в 4 углах автомобиля) и резко отпустить. Если устройство исправно (даже частично), то кузов вернётся в обычное положение через 1-2 колебание. Если автомобиль качается долго и слышны стуки, то это значит, что амортизаторы неисправны.

Наиболее точно выявить неисправность амортизаторов можно только в специализированных автосервисах на стенде (шок-тестер). При этом раскачивают каждую ось автомобиля и замеряют показатель затухания колебаний, а затем их сравнивают с эталонными значениями.

Видео: Как проверить амортизатор на работоспособность,или простейший способ определить неисправность

Амортизатор автомобиля – это одно из важнейших устройств, входящих в подвеску. Если бы его не было, то управлять машиной было бы не только неудобно, но и опасно из-за постоянных колебаний кузова. Задние и передние демпферы обеспечат отличный контроль даже при агрессивной езде и подарят комфортное движение даже при проезде на разбитой дороге.

Амортизатор какой конструкции лучше выбрать? Предпочитаете комфорт – берите масляные, а если вам важна управляемость и контроль, то подойдут однотрубные газовые устройства.

Сделай репост и информация будет всегда под рукой ✅

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]