Советы начинающему водителю: как выбрать диски для автомобиля


Решили обновить колеса на авто, но не можете понять, какие параметры на что влияют? Даем ответы в этой статье.
  • Какие параметры важны при подборе автомобильных дисков
  • Виды колесных дисков
  • Посадочный диаметр
  • Разболтовка
  • Ширина диска
  • Вылет диска
  • Диаметр ступичного отверстия
  • Наличие хампов

Покупка новых колесных дисков – редкое событие даже для опытных автовладельцев. Есть несколько причин для обновления колесной базы автомобиля:

  • текущие диски имеют критические повреждения;
  • это способ изменить внешний вид авто;
  • новые диски покупают для второго комплекта резины – так можно быстро и самостоятельно «переобуваться», без поездки на шиномонтаж.

Без колесных дисков, с установленными шинами, машина не сможет передвигаться.

Какие параметры важны при подборе автомобильных дисков

Колесные диски различаются дизайном, материалами и типоразмерами. За дизайн и материалы отвечает тип диска. Допустимые типоразмеры колес указываются в руководствах по эксплуатации автомобиля – для каждой модели может быть предусмотрено несколько допустимых значений по некоторым параметрам. Чтобы сделать правильный выбор, примите во внимание:

  • вид диска;
  • посадочный диаметр;
  • тип разболтовки;
  • ширину и вылет диска;
  • диаметр центрального отверстия;
  • наличие хампов.

Виды колесных дисков

Колесные диски разделяют на виды по материалу и способу производства. Бывают штампованные, литые или кованые диски. Основное различие между этими видами заключается в типе используемого материала и способе производства.

Штампованные диски

Самые распространенные – штампованные диски, сделанные из прокатной стали методом горячей штамповки и последующей сварки двух деталей – обода и лицевой части диска. Большинство таких дисков имеют простой дизайн и похожи друг на друга. Ими комплектуют базовые версии бюджетных автомобилей.

К плюсам штампованных дисков можно отнести дешевизну, более мягкий ход и простоту ремонта даже при сильном повреждении. В случае удара они гнутся, а такую деформацию можно исправить.

Штампованные колесные диски имеют несколько недостатков – они тяжелые, подвержены коррозии и выглядят непрезентабельно. Их используют в сочетании со сменными пластиковыми колпаками.

Литые диски

Большинство литых автомобильных дисков производят из сплавов на основе алюминия. Их отливают в заготовленной формах. Такой вариант заметно легче, в сравнении со штампованными. Легкосплавные колеса улучшают скоростные характеристики автомобиля за счет лучшей обтекаемости и веса, а внешний вид цельнолитого элемента улучшает визуальное восприятие вашего автомобиля.

Есть и недостатки: литые диски не гасят удары от неровностей на дороге, а при сильном ударе могут треснуть или расколоться, после чего не подлежат восстановлению. Небольшие трещины удаляют сваркой и полировкой с последующей балансировкой.

Стоимость одного комплекта «литья» обычно в 2-4 раза выше стоимости стальных дисков.

Кованые диски

Кованые колеса редко встречаются в продаже. Это наиболее дорогой вариант. Изготавливают их методом горячей объемной штамповки из алюминиевых сплавов с содержанием магния и титана. Структура такого металлического колеса наиболее крепкая, отличается небольшим весом и пластичностью.

При сильном ударе она ведет себя как штампованное стальное колесо – не трескается, а гнется, что оставляет шансы на восстановление диска.

Какие параметры нужно учитывать при подборе литых дисков

Перед тем, как выбрать литые диски для своего автомобиля, необходимо изучить технические характеристики ТС. Типоразмер дисков указан в таблице параметров. А ещё, маркировку можно найти на самом диске. Как правило, она проштампована на внешней стороне обода. Например, вазовский диск на 14, содержит следующие значения: R14/ 4×98/ ET40/ J5.5/D58.6. Они расшифровываются так:

  • R14 – (Rim, переводится как обод) предназначен для шин 14 дюймов;
  • 4×98 – (разболтовка) количество отверстий для болтов 4 шт, а диаметр центров отверстий 98 мм;
  • ET40 – вылет диска, подсказывает насколько колесо утоплено в колёсную нишу (узкая колея) или наоборот, выдвинут от из неё (широкая колейность);
  • 5 – ширина диска 5.5 дюймов;
  • 6 – центральное отверстие под ступицу 58.6 мм.

Если пункты 2 и 5 не будут соответствовать, то колесо вообще нельзя будет закрепить на ступице. Нарушение параметра ЕТ, увеличивает риск опрокидывания если у авто узкая колейность, или наоборот, усиливает нагрузку на подвеску и ступичный подшипник при широкой колейности. Данные параметры предусмотрены для легкосплавных и стальных дисков.

Желая приобрести на свой автомобиль литые или кованые диски, обязательно учитывайте условия эксплуатации машины. Рекомендуется использовать «литьё» в летний период на хорошем дорожном полотне. На зиму лучше оснащать машину «штамповками». Перед походом в магазин, выпишите параметры дисков из таблицы ТХ и возьмите шпаргалку с собой.

Посадочный диаметр

Посадочный диаметр – это размер окружности колеса в дюймах. В зависимости от размера шин он может меняться на один-три дюйма. Информация о допустимом диаметре диска обычно указана производителем, и ее следует подбирать по марке модели авто. Легкую путаницу вводит обозначение параметра – с помощью буквы «R», например R15 или R17 – многие принимают это обозначение за радиус. Это диаметр!

Диски большего диаметра выглядят круче, но чем больше размер колеса, тем больше нагрузка на детали подвески, уменьшение профиля шины и снижение ее амортизирующих свойств. А меньшие колеса могут не налезть на тормозной суппорт.

Разболтовка

При неправильной разболтовке не удастся прикрутить колесо. Разболтовку колеса определяют два параметра:

  • количество крепежных отверстий;
  • диаметр их расположения (PCD).

Диаметр окружности, на которой располагаются крепежные отверстия, как и их количество заданы производителем авто и этого параметра стоит придерживаться строго. Установка диска с отклонением по PCD даже в пару миллиметров приведет к тому, что на ходу такое колесо будет сильно «бить». Помимо этого, незатянутые болты будут откручиваться сами собой.

Для монтажа используются специальные гайки и болты, предназначенные для крепления колес. Их можно купить в шинных центрах и магазинах автозапчастей.

Ширина диска и форма закраины

Ширина колеса также указывается в дюймах и обозначает расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин обода. Форма закраины, места где диск соединяется с шиной, бывает разной и маркируется буквами – самая популярная J. Полноприводные автомобили иногда комплектуются дисками с формой обода JJ.

При выборе необходимой ширины диска существует допустимая погрешность. Для определения ширины обода колеса надо прибавить к значению ширины обода на маркировке еще 26 мм, то есть толщину внешней и внутренней бортовых закраин. Допустимая погрешность составляет примерно 4 мм.

Так, увеличение ширины колеса, вкупе с широкими покрышками, может положительно сказаться на тормозной динамике и запасе по боковым нагрузкам. Однако это повышает общую массу авто и увеличивает расход топлива.

Вылет диска

Вылет диска обозначается ЕТ. Это расстояние между плоскостью, которой диск соприкасается со ступицей и серединой диска по ширине. Вылет бывает положительным, отрицательным или нулевым. Чем меньше вылет, тем больше колесо выступает наружу.

Не устанавливайте на автомобиль колеса с нештатным вылетом, оптимальный показатель указывается производителем модели авто. Это меняет колею и ведет к ускоренному износу элементов ходовой части. Машина станет менее управляемой, а диск может задевать детали тормозов и подвески.

Меняют вылет только на профессиональных спортивных авто, обязательно регулируя и другие параметры.

Как подобрать колесные диски по параметрам?

Подбирая новые диски для своего железного коня, необходимо учитывать рекомендации производителя. Если есть желание как-то выделить свой транспорт из серой массы путем установки нештатных дисков, в перечне допустимых вариантов указывается не только допустимый диаметр обода, но и профиля резины, совместимого с конкретной категорией дисков.

Когда проектируется подвеска автомобиля, она разрабатывается с учетом тех нагрузок, которые создает колесо с конкретными параметрами. Если автомобилист будет использовать нестандартный вариант, то есть большая вероятность, что пострадает подвеска транспортного средства.

Для некоторых автомобилистов достаточно, чтобы предполагаемый новый диск для его автомобиля соответствовал нескольким или большинству требуемых параметров. На самом деле очень важно, чтобы все, что требует автопроизводитель, полностью соответствовало описанию изделия.

При покупке новых дисков необходимо руководствоваться не только дизайном изделия и количеством отверстий для крепления на ступице. Вот по каким параметрам необходимо ориентироваться:

  1. Ширина обода;
  2. Диаметр диска;
  3. Вылет диска;
  4. Количество крепежных отверстий;
  5. Расстояние между крепежными отверстиями;
  6. Диаметр посадочного отверстия диска.

Рассмотрим, в чем особенность каждого из перечисленных параметров.

Ширина обода

Под шириной обода следует понимать расстояние от одной до другой полки обода внутри. Когда подбирается новая резина, то этот параметр должен быть приблизительно на 30 процентов меньше профиля покрышки. Автопроизводители не рекомендуют использовать нестандартные для конкретной модели авто диски. Они могут быть более узкими или более широкими.


1 Монтажный диаметр 2 Ширина обода

В результате сильной растяжки или сужения покрышки ее протектор деформируется. Как известно большинству автомобилистов, этот параметр отрицательно сказывается на ездовых характеристиках транспорта, а особенно на его сцеплении с дорожным покрытием. Подробней о протекторах шин рассказывается в другом обзоре.

Производителями установлен допустимый параметр отклонения ширины диска от нормы в пределах максимум на один дюйм (для дисков диаметром до 14’’) или полтора дюйма, если диаметр диска составляет выше 15’’.

Диаметр диска

Пожалуй, это самый основной параметр, по которому большинство автомобилистов подбирает новые диски. Несмотря на то, что он очень важен для корректной эксплуатации автомобиля, данный параметр не является единственно важным. Если говорить о диаметре дисков, то в линейке продукции имеется модели дисков, диаметр которых составляет от десяти до 22 дюймов. Самым распространенным является 13-16-дюймовый вариант.

Для каждой модели автомобиля производитель устанавливает свой размер дисков. Причем в перечне всегда указывается стандартный размер, а также допустимый. В случае установки дисков нестандартного диаметра придется подбирать еще и покрышки с измененным профилем. Причина в том, что колесная арка не безразмерная. Даже если диаметр самого колеса позволяет установить его в свободное пространство, необходимо учитывать, что передние колеса должны еще и поворачиваться.

Если их диаметр будет слишком большим, то радиус поворота у машины прилично увеличится (подробно о важности такого параметра, как радиус поворота, читайте отдельно). А если в колесной арке установлена еще и пластиковая защита, то маневренность машины сильно пострадает. Большой популярностью среди молодежи пользуются низкопрофильные шины.

Они позволяют установить на автомобиль максимально увеличенные колесные диски, даже если в перечне, который предоставляет производитель, они не указываются. Подробно об эксплуатации автомобиля на низкопрофильной резине мы говорить сейчас не будем. На эту тему есть отдельная подробная статья. Но если коротко, то у данного тюнинга есть несколько существенных недостатков, из-за которых нет резона, кроме эстетики, использовать диски со слишком большим диаметром.

Вылет диска

Под понятием вылет диска подразумевается расстояние, на которое середина диска (в продольном визуальном разрезе) будет выступать за монтажную часть колеса. Этот параметр замеряется от основания контактной поверхности диска со ступицей до осевого разреза диска.

Существует три категории дисков, отличающихся по вылету:

  1. Нулевой вылет. Это когда условная вертикаль, проходящая посередине продольного разреза диска, касается центральной части контактной поверхности диска со ступицей;
  2. Положительный вылет. Это модификация, в которой наружная часть диска утоплена относительно ступицы (центральный элемент диска расположен максимально близко относительно наружной части диска);
  3. Отрицательный вылет. Это вариант, в котором монтажная часть колеса максимально утоплена относительно наружного края диска.

В маркировке дисков данный параметр указывается маркировкой ЕТ, и измеряется миллиметрами. Максимально допустимый положительный вылет является +40мм. То же касается и максимально допустимого отрицательного вылета, и в документации он будет указываться, как ЕТ -40мм.


1 Ось диска 2 Лицевая сторона диска 3 Положительный вылет диска 4 Нулевой вылет диска 5 Отрицательный вылет диска

Показатель ЕТ устанавливается автопроизводителем, так как инженеры каждого автобренда разрабатывают разные модификации ходовой части авто. Если водитель не придерживается рекомендаций производителя относительно вылета дисков, он рискует быстро испортить подвеску машины (ее устройство и разновидности подробно обсуждаются здесь). Помимо этого управляемость автомобиля заметно снизится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]