Колесный диск – что это. Какую функцию выполняет
Колёсный диск – это основной элемент конструкции колеса. Он состоит из двух деталей: сердцевины и обода. В основную задачу диска входит функция, по передаче крутящего момента от приводного вала на покрышку. Шина обеспечивает сцепление с автодорогой. Колёсный диск может быть изготовлен из: стали, алюминия, титана или магния. Стальной диск – это штампованная конструкция, поэтому их часто называют «штамповки». Все остальные сделаны из алюминиевого сплава, что можно слышать в обиходе, как «литьё».
При разработке автомобиля, инженерами учитывается тип и размер устанавливаемых колёс. Таким образом, машина наделяется определёнными характеристиками. Важно знать, что заводские параметры можно нарушить, установив диски несоответствующего типоразмера.
Обзор штамповки KFZ 8425
Автомобильные диски KFZ 8425 устанавливаются на колеса модели 8425 Volkswagen.
8425 Volkswagen со штамповкой на колесах.
Это диски R16, то есть с радиусом в 16 дюймов. Размер 6,5×16 дюймов, сверловка на 5 отверстий с диаметром окружности их расположения 112 дюймов, вылетом 42 мм. Многие владельцы VolksWagen довольны заводской штамповкой и продолжают ее эксплуатировать после покупки, не заменяя на литье.
Вам это будет интересно Как поменять шпильку колеса на авто
Преимущества и недостатки стальных дисков
Стальные штампованные диски являются самыми распространёнными колёсами во всём мире. Низкозатратная технология производства и отсутствие дефицита стали, позволяет удерживать стоимость «штамповок» на невысоком уровне. Этим спешат воспользоваться производители автомобилей, комплектуя свои машины недорогими колёсами. В чём преимущества стальных дисков:
- доступная стоимость для подавляющего большинства автовладельцев;
- производятся для любого транспорта: легковой, грузовой и спецтехника;
- хорошая эластичность металла, позволяющая смягчать жёсткие удары о препятствие. Это бережёт подвеску;
- высокая ремонтопригодность, металл легко поддаётся рихтовке, что позволяет восстановить даже сильно-повреждённый диск;
- легко балансируются;
- поддаются быстрому декоративному оформлению колпаками.
Вместе с этим, стальные колёса имеют ряд существенных недостатков, к которым следует отнести:
- тяжёлый вес, увеличивающий неподрессоренную массу. Как следствие, быстрее изнашивается подвеска, повышается расход топлива, машина теряет в манёвренности;
- неэстетичный внешний вид, заставляющий автовладельцев приобретать и устанавливать декоративные колпаки;
- железная структура ржавеет, что можно заметить, уже через пару месяцев эксплуатации новых «штамповок».
Однако, такие минусы нельзя считать существенными, и многие автовладельцы не обращают на них внимание.
В чем разница между литыми дисками и штампованными?
Литые диски изготавливают из легкого металлического сплава способом плавления легкого металла алюминия или магния, готовый сплав которых заливают в специальные формы для отлива, затем осуществляется механическая полировка отлитой заготовки и выполняется покраска лаком для предупреждения коррозии.
Преимущества литых дисков перед штамповкой в следующем:
- Литые диски создают красивый облик колёс на дороге.
- Благодаря материалу, из которого они сделаны, диски лёгкие, значительно уменьшает нагрузку на подвеску, снижается инерционный момент во время замедления машины, автомобиль быстро набирает скорость, колёса быстро возвращаются в исходное положение при проезде по кочкам.
Среди недостатков у литых дисков выделяют:
- К сожалению, получая сильный удар, такой диск становится повреждённым, в нем образовываются сколы и трещины.
- Все литые диски не выдерживает минусовые температуры от -10 градусов по Цельсию.
- Диски в результате повреждения редко можно починить.
- При проезде машиной по бездорожью, в местах с большим количеством грязи, слушается балансировка колёс, так как отклеиваются со внутренней стороны диска грузики.
- Часто после бездорожья в диске остаётся грязью, которая трудно вымывается и также влияет на срок эксплуатации диска.
На вопрос чем отличаются литые диски от штампованных можно ответить следующим образом. Штампованные диски вырезаются из целого листа прочной стали, а затем отдельные элементы сваривают точечным методом и окрашивают лаком против коррозии или наносят порошковую краску.
Главными преимуществами у штампованных дисков выделяют:
- Если во время езды штампованный диск получает деформационное изменение, то его легко исправить.
- Материал, из которого изготовлена штамповка, устойчив к очень низким температурам.
- Бюджетные цены.
Недостатки штампованного диска выделяют:
- «Штамповка» имеет непрезентабельный внешний вид, который отталкивает при покупке, но компенсировать его можно, если купить колпак.
- Вес штампованного и литого диска отличается между собой: » штамповка» имеет большой вес в отличие от «литья». Это влияет на снижение срока эксплуатации подвески в автомобиле
- Диск легко окисляется зимой, так как химические реагенты глубоко проникают в поверхность и разрушают её.
Исходя из вышеуказанных характеристик дисков, можно легко ответить на вопрос: «Чем литые диски лучше штампованных?»
Как производят штампованные стальные диски
Штампованные диски изготавливаются из низкоуглеродистой стали. Это довольно прочный материал. Однако, некоторые компании держат в секрете состав смеси и марки стали, используемые в своём производстве. Завод выглядит в виде конвейера, где большая редкость увидеть человека. Механизированные лапы передают деталь с одного этапа производственного цикла на другой.
Изначально, станки штампуют из листов железа заготовки: сердцевина и обод. В сердцевине выдавливаются ребра жёсткости и вырубаются вентиляционные отверстия. Затем, происходит сверление технических отверстий для болтов, ступицы и штуцера накачки.
Обод производится из листа стали, свёрнутого в трубу. Заготовки нарезаются на кольца, а сварочный шов зачищается с обеих сторон. Затем, заготовка обода передаётся в пресс, где ей придаётся необходимая форма.
Далее, сердцевина и обод соединяются. Обе детали нагреваются, а место соединения проваривается сваркой. После этого, диски помещаются на стеллаж и отправляются в покрасочную камеру. Сначала колёса покрываются антикоррозийным грунтом. Затем, на диски наносится эмаль, имеющая противокоррозионные свойства. После, детали отправляются на склад готовой продукции, откуда распределяются заказчикам. Среди основных производителей стальных дисков, следует выделить следующие компании:
- KFZ – немецкий холдинг, имеющий фабрики в таких странах, как: Австрия, Германия, Испания, Швейцария, Чехия и Бразилия;
- Dotz – Германия;
- Mefro – немецкий холдинг, имеющий заводы в таких странах, как: Германия, Франция, Турция, Аргентина, Россия, Китай, Южная Корея;
- ТЗСК — Тольяттинский завод Стальных Колёс;
- Trebl – азиатский холдинг, имеющий заводы в Китае и России (YST Group).
Колёсные диски под брендом «Trebl», в 70-80% отправляются на экспорт в США, страны Европы и Азии.
Каким должно быть автомобильное колесо
Автомобильные колёсные диски правильнее называть колёсами. Автомобильное колесо состоит из обода и дисковой части. На штампосварных колёсах эти два элемента являются отдельными деталями, отштампованными из стального листа и соединёнными с помощью сварки. Отсюда и название этих колёс.
1 — монтажный ручей; 2 — диск колеса; 3,4 — ободы
Колёса из лёгких сплавов представляют собой монолитное изделие, где обод и дисковая часть формируются одновременно, в одной форме.
Колесо должно быть прочным. Тут и объяснять нечего: чем прочнее, тем надёжнее и безопаснее. А чтобы сделать конструкцию прочнее, нужно добавить металл в наиболее нагруженные места.
Правда, тогда колесо станет тяжелее, а ведь оно должно быть ещё и лёгким. Чем легче автомобиль, тем меньше затраты энергии на его движение, а значит, он экономичнее и может развить большую скорость. Кроме того, колесо входит в состав «неподрессоренной массы» — той части веса автомобиля, на которую толчки от неровностей дорожного полотна передаются напрямую, а не через упругие элементы подвески. Чем меньше неподрессоренная масса, тем лучше плавность хода автомобиля. Ещё одна важная характеристика — это момент инерции вращения. Чем меньше инерция, тем меньше сопротивляемость ускорению, а значит — быстрее разгон автомобиля.
Большое значение имеет и цена. Цена колеса определяется стоимостью материала, из которого оно изготовлено, и сложностью технологии. Конечно, лёгкие сплавы гораздо дороже стали, но для изготовления одного колеса цветного металла требуется меньше, чем чёрного, и разница на готовом изделии становится уже не так заметна, особенно с развитием технологий массового производства легкосплавных колёс. Легкосплавные диски одной и той же размерности, как правило, в два и более раз дороже штампованных.
Правила ухода
Все стальные диски грунтуются и покрываются двухкомпонентной эмалью. Если диск изготавливался на ответственном предприятии с соблюдением технологического процесса, то покрытие будет долго защищать изделие от воздействия внешних факторов. Однако, избежать повреждений невозможно. Даже во время монтажа шин, станок гарантировано нанесёт микроповреждение защитному слою. Необходимо осмотреть колесо после сборки на предмет царапин. Особое внимание следует уделить линии обода.
При обнаружении счёсены, место необходимо обезжирить растворителем и обработать грунтом. После высыхания грунта, нанести на повреждённый участок два слоя краски для дисков. Таким образом купируется возможный очаг коррозии.
Если в процессе эксплуатации появилась ржавчина, её надо удалить, а ремонтный участок обрабатывать грунтом и эмалью. Кроме этого, «штамповки» необходимо чаще мыть. Особенно зимой. Реагенты пагубно влияют на железные диски, если есть участки с открытым металлом. После помывки и сушки, рекомендуется нанести на обод консервирующий аэрозоль или силиконовую смазку.
Не следует мыть «штамповки» высоким давлением воды. Напор отслаивает краску и ускоряет появление новых очагов коррозии. Лучшим вариантом станет пенный очиститель.
Видео: как правильно выбрать диски для вашего автомобиля
https://youtube.com/watch?v=UwEvRzX8WwM
Выбор диска (колеса, если быть точным), в большой степени вопрос ваших финансовых возможностей и вкусовых предпочтений. В обычной эксплуатации разница в их характеристиках не столь заметна. Легкосплавные диски в теории предпочтительнее, с точки зрения улучшения свойств автомобиля. Они эффектно смотрятся и придают индивидуальность вашему автомобилю. Штампованные диски — эффективное бюджетное решение, особенно на плохих дорогах.
Зимнее обмундирование: устанавливаем цепи противоскольжения на колеса автомобиля
Какие диски для авто выбрать
Как подобрать
Перед походом в магазин за дисками, следует изучить их параметры. Размерный ряд велик, поэтому стоит заранее подготовиться. Для этого, возьмите Инструкцию по эксплуатации машины и зайдите в раздел технические характеристики. Там вы найдёте таблицу с разделом «колёса». Увидите типоразмер дисков, например, R14/ 4×98/ ET40/ J5.5/D58.6 (это вазовские колёса). Перечисленные параметры расшифровываются так:
- R14 – (Rim, переводится как обод) предназначен для шин 14 дюймов;
- 4×98 – (разболтовка) количество отверстий для болтов 4 шт, а диаметр центров отверстий 98 мм;
- ET40 – вылет диска, подсказывает насколько колесо утоплено в колёсную нишу (узкая колея) или наоборот, выдвинут от из неё (широкая колейность);
- 5 – ширина диска 5.5 дюймов;
- 6 – центральное отверстие под ступицу 58.6 мм.
Если у вас нет Инструкции ТС, то маркировочный ряд возможно найти на самом диске. Обычно он наносится на обод колеса.
Выбрать стальные диски не составит труда, если заранее выписать типоразмер. При межсезонном хранении, старайтесь держать колёса в чистом виде и в сухом месте. Своевременная уход и профилактика, существенно продлят ресурс вашим стальным ободам.
Лучшие штампованные диски
Профессионалы знают, что диски для машины отличаются своими размерами. Одни подходят для грузовых машин (крупные), а другие — мелкого диаметра (для легковых). Мы рассмотрим штампованные диски малого диаметра.
Штампованный диск «Off-Road Wheels 1680-51484BL-19»
Диски были разработаны основываясь на стильном дизайне и длительном сроке эксплуатации автомобилем.
Их преимущество в следующем:
- Диски имеют качественно спаянный шов.
- Легкий вес.
- Качественную крепежную систему.
- Присутствует бедлок.
- Имеет качественное порошковое покрытие, защищающее от царапин, сколов и коррозии.
Недостатком можно считать слишком высокую стоимость.
Штампованный диск «Eurodisk 53A35D»
Диск имеет диаметр в 14 дюймов, ширину — 5.5. Разработчики сделали данный диск таким образом, что его можно заменить самостоятельно без профессиональной помощи.
Преимущества перед другими видами:
- Диск устойчив к деформации.
- Прочная защита от коррозии благодаря нескольким слоям специального порошкового лака.
- Простой монтаж.
- Практически нет дисбаланса при длительном сроке использования дисков.
- Устанавливается на любых легковых машинах.
Минусы: плохая вентиляция в тормозной системе.
Штампованный диск «Magnetto Wheels 15001»
Данный диск имеет диаметр в 15 дюймов, а вылет в 5 см. Благодаря технологии Flow Forming вес штампованного диска очень мал в сравнении с собратьями.
Его преимущества:
- Легкий вес.
- Обладает прочной фиксацией.
- Имеет высокий уровень прочности, что предотвращает появление деформации.
- Можно устанавливать на иномарки определенных видов: suzuki, ситроэн, peugeot, KIA и Nissan.
Минусы: плохое лакокрасочное покрытие, которое быстро отслаивается.
Штампованные диск «Arrivo»
Данный диск изготовлен на основе электрического катофореза, который дает возможность покрыть специальной краской труднодоступные элементы, чем качественно защищают от коррозии.
Преимущества:
- Изделие имеет небольшой вес.
- Диск сделан таким образом, что устойчив к высоким нагрузкам.
- Наличие больших отверстий в диски позволяют охлаждать тормозную систему и предотвращать её перегрев.
- Конструкция осуществляет контроль осевой и радиальной фазы биения.
- Бюджетная цена.
Минусы: данное действие необходимо каждый месяц обрабатывать специальными растворами, которая позволит предотвратить нападок коррозии.
Легкосплавные диски на ВАЗ
На ВАЗ-2109 и 2110 можно, допустим, установить литые диски радиусом 13, 14 и 15 дюймов. Можно пробовать установить и «катки» большего размера, но при этом необходимо будет внести определенные изменения в конструкцию автомобиля. Самым популярным размером литых дисков, которые устанавливаются на ВАЗ, является 14-й радиус. Поэтому, устанавливая колеса большего размера, необходимо учитывать ширину и вылет, которые определены производителем. Литые диски, отличающиеся по диаметру от заводских, могут конфликтовать с деталями подвески авто и колесными арками. На «восьмерки» и «девятки» можно поставить также диски 15-го радиуса с низкопрофильной резиной.
Диски на 15 дюймов часто применяются на автомобилях легкового класса, то есть в этом сегменте они являются стандартными по размеру. Кроме этого используются легкосплавные диски 16, 17, 19 R. Как правило, это низкопрофильные колеса. По желанию можно установить и кованые диски, но из-за дороговизны на таких автомобилях их применяют гораздо реже, чем легкосплавные и стальные.
В статье мы сделали обзор разных дисков, более подробно остановившись на таком варианте, как легкосплавный диск, который на настоящее время все более находит применение.
Литые алюминиевые диски
Такие колеса являются на настоящее время самым распространенным видом. Они изготавливаются методом литья из легких сплавов на основе алюминия. Достоинством их по сравнению со стальными колесами является меньший вес, а именно они легче их на 20-30 %. В этом заключается их основное преимущество. Данный фактор заметно влияет на динамику разгона, плавность хода, а также на расход топлива. Отмечается, что чем меньше по весу диск, тем лучше становится управляемость автомобиля.
Ко всему прочему, снижается износ деталей ходовой системы в результате меньшей нагрузки. Также, что немаловажно, благодаря использованию алюминия агрессивное воздействие окружающей среды на колесные диски будет существенно ниже, чем на стальные. Это происходит по той причине, что на поверхности алюминия образуется оксидная пленка, а для того чтобы вид колес из-за этого не портился, на них наносится лакокрасочный материал. В целом такой легкосплавный диск обладает привлекательным видом и отличными эксплуатационными параметрами, а также имеется возможность более широкого выбора относительно его внешнего оформления. Несмотря на большинство плюсов, он имеет и ряд минусов по сравнению со стальным.