30.04.2021 9 900 Приборная панель
Автор:Иван Баранов
Тахометр информирует водителя о частоте вращения коленчатого вала двигателя, позволяя выбрать наиболее выгодный режим работы для двигателя. Если прыгает стрелка тахометра, то водитель не получает достоверной информации. Об устройстве тахометра, его разновидностях, типичных неисправностях и способах их устранения рассказывается в данной статье.
[ Скрыть]
Разновидности тахометров
Различают два вида тахометров: аналоговые и цифровые.
В аналоговых приборах используется индукционная магнитная катушка, благодаря которой количество оборотов коленвала показывает стрелка, перемещающаяся по шкале. Данный прибор устанавливается в качестве штатного на большинстве машин. Он имеет почти такие же размеры, что и спидометр и расположен рядом с ним на приборной панели. Такое расположение прибора удобно для водителя, так как он всегда находится перед глазами и дает возможность не отвлекаться от ситуации на дороге.
В цифровых устройствах информация отражается на жидкокристаллическом или диодном дисплее. Количество оборотов передает либо магнитный датчик, фиксирующий прохождения конкретной точки коленвала возле измерительного прибора. Может быть установлен электронный датчик – оптрон. Он генерирует луч света и определяет частоту вращения по его отражению от близкорасположенных предметов. Цифровой прибор полезен при настройке двигатели и операциях с электронными блоками зажигания.
Фотогалерея
1. Аналоговый измерительный прибор
2. Цифровой измерительный прибор
Приборы отличаются местом установки. Они могут быть штатными и выносными. В качестве штатного обычно устанавливается аналоговый вид. Если штатного устройства нет, можно установить самостоятельно выносное. Его часто устанавливают на гоночные автомобили, чтобы получить более точные показания оборотов, так как скорости необходимо переключать при определенном количестве оборотов вала. Для достижения этой цели в них установлены сигнализаторы, сообщающие, когда достигаются определенные обороты.
Информация на стрелочных устройствах лучше воспринимается человеком, чем на цифровых.
Правда, если дергается стрелка тахометра, то информации может быть недостоверной. Преимущество цифровых аналогов в точности, хотя в обычных условиях, она не имеет большого значения.
Почему прыгает стрелка тахометра: дергается на холостых оборотах, скачет и плавает?
Тахометр информирует водителя о частоте вращения коленчатого вала двигателя, позволяя выбрать наиболее выгодный режим работы для двигателя. Если прыгает стрелка тахометра, то водитель не получает достоверной информации. Об устройстве тахометра, его разновидностях, типичных неисправностях и способах их устранения рассказывается в данной статье.
Разновидности тахометров
Различают два вида тахометров: аналоговые и цифровые.
В аналоговых приборах используется индукционная магнитная катушка, благодаря которой количество оборотов коленвала показывает стрелка, перемещающаяся по шкале. Данный прибор устанавливается в качестве штатного на большинстве машин.
Он имеет почти такие же размеры, что и спидометр и расположен рядом с ним на приборной панели.
Такое расположение прибора удобно для водителя, так как он всегда находится перед глазами и дает возможность не отвлекаться от ситуации на дороге.
В цифровых устройствах информация отражается на жидкокристаллическом или диодном дисплее. Количество оборотов передает либо магнитный датчик, фиксирующий прохождения конкретной точки коленвала возле измерительного прибора.
Может быть установлен электронный датчик – оптрон. Он генерирует луч света и определяет частоту вращения по его отражению от близкорасположенных предметов.
Устройство
Тахометр дает возможность вовремя переключаться на другую скорость, чтобы двигатель работал в экономичном режиме. Начинающий водитель может ориентироваться на положение стрелки. Если она приближается к красной зоне, то необходимо переключиться на более высокую передачу. Кроме того, прибор используют для регулировки работы силового агрегата на холостом ходу и контроля частоты вращения коленвала вовремя движения (автор видео -Avto-Blogger.ru).
Аналоговые тахометры надежные и простые измерительные приборы.
В их конструкцию входят следующие элементы:
- стрелка указателя;
- градуированная шкала;
- электромагнитная катушка, у которой обмотка экранированная;
- кабеля для передачи информации с коленчатого вала.
В основе работы устройства используется электронный принцип. Сигнал от коленвала передается посредством проводов на микросхему, благодаря которой стрелка движется по циферблату. Информация может сниматься непосредственно с вала, с генератора или с других валов отбора мощности. При этом исходный сигнал преобразуется с определенным коэффициентом.
Стрелка тахометра прыгает
Тахометр— это измерительный прибор, устанавливаемый на автомобилях для определения частоты вращения коленчатого вала силового агрегата. Он обеспечивает возможность отслеживания изменения оборотов двигателя, с целью избежания работы на слишком низких или чрезмерно высоких частотах (когда стрелка тахометра прыгает) вращения коленчатого вала.
С помощью тахометра выбирается необходимый режим работы мотора.
Стрелка тахометра
Главное предназначение тахометра заключается в своевременном переключении скоростей, что позволяет выбирать наиболее экономичный и оптимальный режим работы двигателя. Так как даже неопытный водитель может определить нужный момент переключения когда стрелка приближается к красной зоне, или опускается до минимальных показателей. Тахометр также используется для выполнения настройки и регулировки работы силового агрегата на холостом режиме и для периодического отслеживания оборотов конструкции в движении разной скорости и при различной нагрузке на автомобиль.
Основной принцип функционирования тахометра построен на определении количественного значения импульсов, которые отправляют датчики. В зависимости от порядка подачи сигналов, промежутков между сигналами и их интенсивности — прибор определяет частоту вращения вала с заданной точностью. Импульсные сигналы могут учитываться в двухстороннем направлении в равных пропорциях.
Определенные показатели преобразуются с помощью тарированного прибора в определенные значения частоты вращения. Поэтому стрелка тахометра перемещается в соответственном направлении, если при работе двигателя указатель оборотов не реагирует — значит не работает тахометр.
Для того чтобы определить причину отсутствия показаний числа оборотов необходимо разобраться с конструктивными особенностями тахометра и определить перечень возможных неисправностей.
Возможные неисправности и способы их устранения
Прыгающая стрелка измерителя говорит о неисправностях в автомобиле. Ремонт зависит от причин неисправности.
Можно перечислить ряд причин неисправности устройства и способы их устранения:
- При плохих контактах или поврежденной проводке, теряется источник сигналов от двигателя к устройству. Чтобы обнаружить неисправность проводки, нужно проверить электрические провода. При обнаружении повреждений или обрывов провода нужно заменить. Плохие контакты часто являются следствием окислительных процессов. Для восстановления работоспособности контакты нужно зачистить.
- Недостаточное питание. Следует проверить напряжение на плюсовом и минусовом проводе, а также «массу».
- Если плавает стрелка тахометра или не опускается на ноль, причина может быть в неисправности датчика. В таком случае его необходимо заменить.
- В случае с цифровым устройством может не работать, если вышел из строя светодиодный экран. Такая поломка возможна при продолжительной эксплуатации. Отремонтировать дисплей невозможно, его можно только заменить исправным устройством.
- Если стрелка тахометра прыгает на холостых оборотах, возможны проблемы с трамблером. Необходимо провести проверку состояния его контактов. Кроме того, причиной может стать конденсатор трамблера, расположенный на крышке. Его часто пробивают при эксплуатации.
- Если стрелка тахометра скачет, то причина может быть в нарушении целостности цепи системы зажигания. Ее необходимо проверить и устранить неисправность.
- Стрелка может беспорядочно дергаться после замены прибора. В этом случае его нужно настроить: отрегулировать положение самого устройства, вывести указатель на ноль, проверить правильность установки и подключения. Регулировка проводится с помощью тумблера, расположенного на задней панели прибора.
- Если стрелка прыгает на высоких оборотах, то причина в выходе из строя коммутатора, который нужно заменить. Также возможны проблемы с двигателем, но эти неполадки может обнаружить только специалист на специальном оборудовании.
- Причиной неисправности может быть замена высоковольтных проводов системы зажигания, их износ или повреждение.
- Указатель может упасть до нижнего предела или подергиваться, так как меняется форма импульса на катушке. Причина в том, что в сечении у штатных кабелей другое сопротивление. Для устранения данной неполадки нужно уменьшить номинал внешнего резистора, расположенного на микроплате тахометра.
Неисправности и пути их устранения
Если прыгает стрелка тахометра, это свидетельствует о неисправности автомобиля. Устранение проблемы зависит от причины, которая привела к ее появлению. Выделим основные причины неисправности и пути устранения:
- Потеря источника сигнала, который идет от двигателя к прибору, что вызвано ухудшением качества контактных соединений. В такой ситуации, проверьте состояние электрических проводов. Если обнаружен обрыв или повреждение, произведите замену неисправных элементов. Плохое контактное соединение может свидетельствовать о наличии окислительных процессов. Чтобы восстановить работоспособность тахометра, достаточно зачистить контакты.
- Слабое напряжение. Измерьте напряжение на «плюсе» и «минусе», а также по отношению к корпусу («массе») машины.
- Стрелка тахометра не опускается до нуля и плавает, после пуска двигателя. Одна из вероятных причин неисправности — выход из строя датчика. В такой ситуации, устройство требуется поменять.
- Не работает светодиодный экран. Неисправность характерна для цифровых тахометров, а причиной может быть продолжительный срок службы устройства. Произвести ремонт дисплея не получится, а единственным решением является его замена, на заведомо исправную деталь.
- Прыгает стрелка тахометра на ХХ. При выявлении симптома необходимо проверить состояние трамблера. Осмотрите состояние контактной группы. Причиной бывает выход из строя конденсатора, который установлен на крышке трамблера и, при определенных условиях, может пробивать.
- Стрелка тахометра скачет в различных режимах работы. Как правило, это вызвано неисправностью системы зажигания. Для устранения поломки, выполните проверку системы и устраните поломку.
- Прыгает стрелка тахометра, после замены прибора. В такой ситуации, настройте прибор, отрегулируйте позицию стрелки и выведите ее на нулевое положение. После этого требуется проверить корректность подключения прибора. Для регулировки применяется тумблер, который установлен сзади прибора.
- Прыгает стрелка тахометра, при высоких оборотах. Здесь причиной неисправности может быть поломка коммутатора. Он не ремонтируется, поэтому единственным решением является замена устройства. Проблема часто вызвана неисправностью двигателя, но поломку может обнаружить только специалист, с помощью специального оборудования. Еще одной причиной может быть повреждение или износ проводов, по которым подается напряжение к свечам. Неисправность устраняется, путем замены вышедшего из строя элемента.
- Стрелка падает вниз и слегка подергивается, из-за появления кратковременных импульсов на катушке. Причиной может быть неправильно выбранные штатные провода, имеющие неподходящее сопротивление. Для устранения поломки, необходимо снизить номинал внешнего резистора, который находится на плате тахометра.
Итоги
Рассмотренные выше неисправности тахометра чаще всего встречаются в процессе эксплуатации, а решение возникшей проблемы по силам любому автовладельцу. Если выполненные работы не позволили восстановить нормальное функционирование устройства, стоит обратиться на СТО. В специальных сервисах, имеется все необходимое для диагностики, что позволяет быстро определить и устранить поломку.
Источник: v-mireauto.ru