Свойства тосола и химический состав по ГОСТу


Общее описание

Тосол А-40М (ГОСТ 28084-89
) — жидкость охлаждающая незамерзающая, концентрированный этиленгликоль, содержащий антипенные и антикоррозионные присадки. Охлаждающая жидкость Тосол А-40 М защищает систему охлаждения от коррозии, отводит избыточное тепло, защищает от замерзания при температуре до минус 40 °С.

Внешне стандартный Тосол А-40М представляет собой прозрачную однородно окрашенную жидкость голубого цвета без механических примесей. Цвет необходим для определения чёткого уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, а также чтобы отличать подтёки тостола от подтёков других эксплуатационных жидкостей.

По согласованию с менеджером возможна закупка масла под торговой маркой «FOXY

™».

Тосол А-40М представляет собой антифриз, который необходим для защиты всех двигательных систем от охлаждения зимой и от перегрева в летний период. Производится данный продукт в России. По составу тосол представляет собой токсичную жидкость, обладающую сладковатым вкусом и не имеющую запаха. Данный продукт имеет голубой цвет.

Тосол А-40М представляет собой охлаждающее вещество. Основным компонентом, входящим в его состав, является моноэтиленгликоль. Помимо него в данный продукт добавлены десять присадок, каждая из которых способствует улучшению эксплуатационных характеристик тосола. Нужно учесть, что на эффективность присадок, которые входят в его состав, существенно влияет качество используемой воды.

Уровень концентрации этиленгликоля в тосоле определяет плотность данного вещества, а также его температуру при кипении и замерзании.

Плотность тосола в зависимости от концентрации этиленгликоля

Тосол, если в двух словах, это отечественный антифриз. То есть жидкость с низкой температурой замерзания для системы охлаждения двигателя.

Состоит тосол из двух основных компонентов: воды и этиленгликоля. Более чем на 90% от всего объёма составляют именно эти жидкости. Остальное – антиокислительные, противопенные, защитные и другие присадки. Ещё в тосол добавляется краситель. Его назначение – указание температуры замерзания жидкости и индикация износа.

Плотность этиленгликоля составляет 1,113 г/см³. Плотность воды – 1,000 г/см³. Смешивание этих жидкостей даст состав, плотность которого будет находиться между этими двумя показателями. Однако зависимость эта нелинейная. То есть, если смешать этиленгликоль с водой в пропорции 50/50, то плотность образовавшейся смеси не будет равной средней величине между двумя значениями плотностей этих жидкостей. Связано это с тем, что размер и пространственное строение молекул у воды и этиленгликоля различаются. Молекулы воды несколько меньше, и они занимают место между молекулами этиленгликоля.

Для тосола А-40 средняя плотность при комнатной температуре равняется примерно 1,072 г/см³. У тосола А-65 этот показатель несколько выше, примерно 1,090 г/см³. Существуют таблицы, в которых расписаны значения плотности для тосола разной концентрации в зависимости от температуры.

В чистом виде этиленгликоль начинает кристаллизоваться примерно при –12 °C. При концентрации от 100% и до примерно в 67% этиленгликоля в смеси температура застывания движется в сторону минимума и достигает пика при –75 °C. Далее, с увеличением доли воды, температура замерзания начинает расти в сторону положительных значений. Соответственно, уменьшается и плотность.

Среди характеристик данного продукта стоит отметить:

малую степень вязкости; отличные смазывающие и антипенные свойства; пониженную температуру в условиях замерзания; химическую стойкость при эксплуатации и хранении; высокую тепловую проводимость и емкость; способность к образованию пленки на поверхности деталей, которая уничтожается под воздействием воды; отсутствие химической активности при взаимодействии с материалами системы охлаждения.

Тосол А-40М имеет свой срок эксплуатации. Как правило, смена тосола необходима тогда, когда пробег автомобиля составляет 60 тыс.км, иногда эксплуатационные качества тосола сохраняются и до 80 тыс.км. Срок замены зависит от изменения химических характеристик: щелочности, пенообразующих свойств, изменения цвета и др.

Особенности эксплуатации, хранения и транспортирования Тосол А-40М

Тосол А-40М гарантированно хранится в течение трех лет со дня изготовления при условии хранения жидкости в таре производителя. Изготовитель дает дополнительные рекомендации по применению ОЖ. При пользовании данным антифризом необходимо соблюдать правила производственной и личной гигиены. Запрещается смешивать Тосол А-40М с ОЖ, содержащим амины. При отравлении данным веществом возможно поражение ЦНС. У пострадавшего возникает слабость, тошнота и рвота, потеря координации движения. При соблюдении требований ГОСТ перевозить Тосол А-40М можно любым видом транспорта. Утилизировать можно антифриз по специальной инструкции. Торговая предлагает своим покупателям Тосол А-40М, изготовленный ООО «ТОСОЛ-СИНТЕЗ». Объем данного продукта – 216,5 литров. Тара – металлическая бочка. Процесс производства регламентируется ГОСТ 28084-89. Наши сотрудники охотно помогут вам оформить заявку на продукцию, выбрать удобный способ оплаты и доставки.

Преимущества тосола А-40М

Данный продукт имеет ряд преимуществ в использовании:

обеспечивает антикоррозийную защиту систем охлаждения; не допускает перегрева двигателя; предотвращает замерзание всех двигательных систем (до -40 °С); не воспламеняется; легок в эксплуатации; обеспечивает качественную работу двигателя в течение длительного времени; имеет продолжительный период хранения (3-4 года); продукт не нуждается в разбавлении водой, он уже готов к работе.

Кроме того, стоит отметить:

А-40М является экологически чистым продуктом, поскольку в его составе отсутствуют вещества, представляющие опасность для жизни человека и способные нанести вред окружающей среде.

Вот уже не один десяток лет, благодаря своим химическим и физическим свойствам, а также демократичной цене, тосол марки А-40М очень популярен среди автомобилистов.

Свойства незамерзающей жидкости Тосол А-40М

Химический состав данного антифриза определяет и ряд его эксплуатационных свойств: • Устойчивость к воздействию температур в диапазоне от -40 °С до + 100 °С; • Прекрасно противостоит процессу коррозии; • Не вспенивается; • Имеет низкую вязкость; • Хорошо испаряется; • Практически не воспламеняется; • Предупреждает перегрев двигателя; • Прост в эксплуатации; • Экологически безвреден; • Индифферентен к различным металлам (в частности, к алюминию) и резиновым изделиям; • Защищает изделия от накипи; • Имеет длительный срок службы.

Технические характеристики Тосол А-40М

Наименование показателяНорма
Внешний видПрозрачная однородно окрашенная жидкость без механических примесей
Плотность, г/см31,065 — 1,085
Щелочность, см3, не менее10
Водородный показатель (pH)7,5 — 11,0
Температура начала кристаллизации, °С, не выше— 40
Вспенивание: объем пены, см3, не более30
Вспенивание: время исчезновения пены, с, не более3
Температура начала перегонки, °С, не ниже100
Массовая доля жидкости, перегоняемой до 150 °С, %, не более50
Температура начала кипения, °С, не ниже100

; ООО ПКФ Завод Дзержинских Антифризов;

Технические характеристики

Допустимые по ГОСТу технические показатели Тосола марки А40М следующие:

  • плотность охлаждающей жидкости составляет от 1,065 до 1,085 г/см³
  • показатель щелочности (по ГОСТу) — не менее 10 на см³
  • показатель pH может составлять от 7,5 до 11
  • температура кристаллизации -40°С
  • допустимое вспенивание объемом до 30 см³
  • время рассасывания пенообразований — до 3 секунд
  • температура старта перегонки — от +100°С
  • массовый процент перегоняемой при температуре до +150°С жидкости — до 50%
  • температура кипения от +100°С

Обозначения тосола А-40М

В данном случае марка А40М означает:

  • А — использование для автомобилей
  • 40 — допустимая температура работы (до -40°)
  • М — данный Тосол модернизированный

Как проверить качество Тосола А-40?

Владельцам автомобилей тест пригодности охлаждающей жидкости проще всего выполнять по следующим пунктам:

  • Измерением плотности: чем она больше отличается от нормативного значения, тем хуже. Сниженная плотность говорит о том, что в продукте присутствует чрезмерно разбавленный водой этиленгликоль.
  • Определением фактической щёлочности рН раствора: при её пониженных значениях противокоррозионные свойства состава существенно ухудшаются. Особенно это плохо для деталей двигателя, которые изготовлены из алюминия.
  • По однородности и интенсивности цвета: если он – светло-голубоватый, или, наоборот, чересчур тёмный, то состав, скорее всего, изготовлен давно, и ряд своих полезных качеств потерял.

  • Проверкой на кристаллизуемость при пониженных температурах. Если Тосол А-40 при замерзании в отсутствии воздуха не изменил свой объём, значит перед вами – продукт хорошего качества;
  • Испытанием термостабильности, для чего некоторое количество охлаждающей жидкости доводят до кипения, после этого в течение нескольких минут оставляют кипеть на малом огне. При этом не должен ощущаться резкий запах аммиака, а жидкость в колбе остаётся прозрачной, не выделяя на дне осадок.

Всё из приведённых выше тестов можно произвести без приобретения специальных приборов.

По цене Тосола марки А-40 или А-40М можно установить не только авторитетность производителя, но и качество охлаждающей жидкости. Крупные производители фасуют тосол в таре различной ёмкости и производят продукт достаточно крупными партиями. Поэтому цена может оказаться несколько ниже средней (но не намного!). Случайные, неспециализированные могут производить обычный фальсификат – разведённый водой этиленгликоль (а то и более дешёвый но очень токсичный метиленгликоль), куда добавляют некоторое количество пищевых синих красителей. Цена такого псевдотосола будет значительно ниже.

В зависимости от вида тары, фирм-производителей и регионов продаж, цена Тосола А-40 варьируется в следующих пределах:

  • Для ёмкостей 5 л – 360…370 руб.
  • Для ёмкостей 10 л – 700…750 руб.
  • Для ёмкостей 20 л – 1400…1500 руб.

При фасовке в стальных бочках 220 л цены на продукт стартуют от 15000 руб.

Состав А-40М

Тосол марки А-40М состоит из этиленгликоля в концентрированном виде, но при этом содержит ряд антипенных и антикоррозионных присадок, назначение которых, соответственно, в предупреждении появления пены, а также коррозионных разрушений системы охлаждения двигателя.

Оба эти явления для двигателя оказываются губительными:

  • в первом случае — из-за возможного выкипания Тосола и некоторого роста давления,
  • во втором — из-за износа внутренних поверхностей охлаждающей системы.

В Тосол А40М входят присадки, предотвращающие коррозию медных, чугунных, стальных элементов и латуни, но, в отличии от зарубежных антифризов, не имеют присадок, защищающих алюминий, поэтому имеют ограничения по использования в иномарках. В современных разработках Тосола этот недочет исправляют.

Концентрированную жидкость Тосола получают на основе спирта и с добавлением воды, поэтому она имеет соответствующую температуру кипения и начала прогонки, а также другие схожие с показателями воды и спиртово-водных растворов технические характеристики.

Жидкость для охлаждения также может содержать красители. Обычные этиленгликолевые антифризы, что характерно для жидкостей на спиртовой основе, абсолютно прозрачные, но производители, как правило, окрашивают Тосол разных марок в соответствующие цвета. Это вызвано потребностью отличать марки по температуре замерзания и по соображениям безопасности, чтобы избежать использования жидкости не по назначению. Поскольку единого стандарта нет, то окраска жидкости может быть любой, зависимо от стандартов производства, но на технические характеристики присутствие в составе красителя не влияет (в других случаях производитель указывает информацию об этом влиянии).

Проверка антифриза на плотность: для чего необходима и как выполняется

Прежде всего, охлаждающая жидкость представляет собой концентрат антифриза, смешанный с дистиллированной водой в определенных пропорциях. При этом воду добавлять необходимо, так как концентрат замерзает при относительно небольшом понижении температуры ниже ноля, в то время как готовая смесь концентрата и воды не кристаллизуется при -20, -30, -40 и даже ниже.

  • Идем далее. В процессе эксплуатации автомобиля вода в составе ОЖ имеет свойство выкипать, то есть уровень охлаждающей жидкости даже в полностью исправной системе охлаждения постепенно понижается. В этом случае рекомендуется доливать дистиллированную воду для нормализации уровня. Однако, частые доливы воды, а не концентрата или готового антифриза, могут привести к тому, что плотность антифриза или ТОСОЛа изменится.

Другими словами, активно доливая воду в антифриз или ТОСОЛ, плотность охлаждающей жидкости будет отличаться от рекомендуемой. Само собой, добавка 50-100 грамм воды не сильно повлияет на ситуацию, однако в случае, если охлаждающая жидкость используется 3 — 4 года, таких доливов бывает несколько, что неизбежно приведет к изменению плотности.

Если летом данная проблема зачастую не заметна, зимой, особенно с наступлением сильных морозов можно столкнуться с определенными неприятностями. Бывает и так, что некачественная жидкость просто разрывает радиаторы и даже становится причиной трещин блока двигателя. Естественно, чтобы избежать неполадок и добиться качественной работы системы охлаждения, необходимо периодически проверять плотность ТОСОЛа или антифриза. Давайте разбираться, как это сделать.

Положительные характеристики Тосола

Большинство пользователей отмечают следующие плюсы от использования Тосол А40М:

  • поддерживает работоспособность двигателя внутреннего сгорания в широком диапазоне температуры, от – 40 ⁰С до + 40 ⁰С;
  • охлаждающая жидкость не закипает до температуры +108 ⁰С, что повышает диапазон использования ДВС;
  • наличие присадок, уменьшающих коррозию, не разрушает детали теплосиловой установки;
  • противопенные присадки предотвращают образование пены;
  • при длительной эксплуатации свойства не изменяются;
  • резинотехнические изделия и пластики не разрушаются под действием охлаждающей жидкости;
  • вязкость остается практически постоянной во всем диапазоне температур, не оказывает дополнительного сопротивления при запуске холодного ДВС;
  • теплоемкость составляет 4180…4195 кДж/(кг·⁰С);
  • теплоотдача (тепловосприятие) к металлу при скорости движения жидкости 0,3…1,0 м/с составляет 17 000…22 000 Вт/(м²·⁰С). Показатель довольно высокий, для охлаждения может быть использован радиатор небольшого объема.

Недостатки

В некоторых источниках можно обнаружить недостатки от использования ТОСОЛ А40М:

  • авторы утверждают, что теплоноситель на основе этиленгликоля подвержен воспламенению;
  • пары высококипящего спирта вредны для дыхания;
  • на пластиковых трубопроводах импортных автомобилей происходит отложение осадка;
  • при смешивании с антифризом зарубежного производства может образовываться осадок.

Стоит разобраться с некоторыми отрицательными характеристиками.

Воспламенение этиленгликоля. В продаже можно приобрести не только готовую смесь, желающие могут купить чистый высококипящий спирт. Его пары воспламеняются при температуре 124…126 ⁰С. Однако, следует помнить, что никто не рекомендует применять чистый спирт для системы охлаждения.

Пары вызывают отравление. Трудно представить водителя, который находится в постоянном контакте с охлаждающей системой ДВС. Производитель указывает, что вдыхать пары опасно. В автомобилях испарение возможно только в расширительном бачке. За год интенсивной эксплуатации транспортного средства испаряется не более 100…150 мл смеси. Все пары выдуваются из-под капота.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]