Автоматическая коробка переключения передач самый важный и дорогой после двигателя узел в современном автомобиле. Для обеспечения правильного движения транспортного средства и стабильной работы устройства необходимо своевременно проводить замену масла в АКПП. Несвоевременное обслуживание может вывести из строя этот узел, что чревато дорогим ремонтом. В этом обзоре расскажем: как, зачем и почему нужно менять эту техническую жидкость в коробке.
Как работает масло в АКПП?
Для начала вспомним принцип работы «автомата» в машине. Это устройство соединяет двигатель и колеса автомобиля, преобразовывая крутящий момент силового агрегата в энергию, необходимую для движения. В АКПП коленвал мотора соединен с гидротрансформатором (ГДТ), выходной вал которого работает с механизмами трансмиссии. Последние приводят в движение колеса машины.
Масло в коробке передач, ATF (Automatic Transmission Fluid), необходимо по следующим причинам:
- Обеспечивает нормальную работу узла. Оно равномерно передает усилие крутящего момента на трансмиссию. Благодаря ему машина перемещается без рывков, плавно. ATF выполняет роль своеобразной педали сцепления в АКПП. Своим телом масло приводит в действие детали гидротрансформатора.
- Исполнительный механизм. Получив команду от ЭБУ (электронного блока управления), АТФ осуществляет давление на определенные каналы в устройстве (гидроплите), тем самым производя переключение передач.
- Отводит тепло. В результате работы механизмов металл нагревается. Трансмиссионная жидкость (масло) выводит тепло в картер, тем самым стабилизируя работу устройства.
- Функция смазки. Металлические детали КПП находятся в постоянном движении, взаимодействии с другими компонентами узла. Им необходима постоянная смазка. Это увеличивает срок их эксплуатации, сокращает износ, улучшает адгезивные свойства. ATF выполняет роль смазывающей жидкости.
- Отвод продукта отработки. При работе механизма неизбежно образуется металлический сор: пыль, заусенцы, стружка и т. д. Масло при помощи добавленных в него присадок помогает устройству избавиться от ненужного накопления, облегчая работу механизмов.
Назначение трансмиссионной жидкости может меняться в зависимости от вида установленной КПП. В роботизированной коробке, например, Getrag 6DCT250, оно необходимо для охлаждения и смазки редуктора. Остальные компоненты устройства охлаждаются воздухом.
Проверка уровня ATF
Периодически требуется проверять уровень масляного состава. Делать это следует на прогретой трансмиссии и двигателе. Если этой процедуре предшествовала длительная поездка, необходимо остановить машину и дать поработать мотору, на холостых оборотах. Это снизит температуру трансмиссионной жидкости до приемлемой. На некоторых щупах есть отметка Сold, то есть замер вроде бы можно выполнить и на холодном силовом агрегате. Специалисты рекомендуют этого не делать, так как такой замер может привести к ошибке, результатом которой будет недолив или перелив масла. Как правило, холодный автомат показывает уровень выше реального где-то на 6–7 мм. На самом деле уровень смазки прогретой коробки может быть ниже требуемого.
Есть смысл проехать хотя бы километров 10, тогда показатели будут максимально точными. После поездки требуется установить автомобиль на ровное место, если под капотом есть щуп, позволяющий проверить уровень ATF. На многих моделях такого щупа нет, зато есть контрольное отверстие, расположенное в районе днища АКПП. Поэтому такие авто следует заводить на смотровую яму или эстакаду.
После того как авто поставили на ровное место, автомат требуется прогнать по всем положениям селектора. Мотор при этом должен работать на холостых оборотах. Это поможет прогнать жидкость по системе, чтобы при замере уровень был оптимальным. Далее щуп вынимается (не перепутать его с моторным) и протирается насухо. После этого снова вставляется в контрольную горловину. Тогда можно увидеть реальный уровень ATF. Граница сухой и влажной зоны должна находиться где-то посередине между отметками Add и Full. Если уровень ниже, потребуется долить масло в коробку.
Если щупа нет, придётся открутить контрольную пробку и попытаться оценить уровень визуально, подсвечивая отверстие фонариком. Если есть необходимость, долив масла придётся делать также через это отверстие.
Нужно ли проводить замену масла в АКПП?
Несколько лет назад некоторые производители известных брендов, например, знаменитого немецкого триумвирата: Audi, BMW, Mercedes, желая привлечь внимание к своей продукции, объявили: масло менять не нужно. Такая рекомендация была записана в сервисной книжке по обслуживанию автомобиля.
Автолюбители были обрадованы подобным нововведением: лишние расходы никому нет нужны. Однако практика последующих лет показала, что полную замену масла в коробке передач следует проводить обязательно. Иначе даже самый совершенный механизм быстрее приходит в негодность, изнашивается.
В этом убедились сами производители: количество отказов в работе АКПП по достижении солидного пробега значительно возросло.
Сейчас промышленность предлагает более качественные технические жидкости, чем раньше. Они способны выдерживать критические температуры, работу в экстремальных условиях. Однако это не является поводом экономии на покупке масла.
Существенно возросла интенсивность движения, нагрузки на механизмы, в том числе и на КПП. ATF со временем теряет свои рабочие качества, необходимые для смазки, охлаждения, привода в действие деталей коробки.
Если вовремя не заменить жидкость, то она со временем наполняется мусором, появившимся от трения металлических компонентов: отслоившихся частей фрикционов, накладок, продуктов разложения, износа. Подобная абразивная смесь негативно влияет на детали КПП, приводя их негодное состояние.
Когда нужно менять масло в коробке-автомат?
Все производители регламентируют срок замены ATF. Он не одинаков для автомобилей разных брендов. Диапазон службы, исходя из пройденного пробега, составляет от 50 до 120 тыс. км. Тот же BMW AG, который недавно ратовал за вечность своей технической жидкости, рекомендует проводить заливку нового масла после 50 тыс. км пробега или 3 лет эксплуатации авто.
Замена масла у автомобиля с нормальной эксплуатацией производится при достижении 60 тыс. км пробега или двух лет использования машины.
Подобная операция должна производиться не только в соответствии с рекомендациями производителей, а даже раньше, по мере окончания рабочих качеств АТФ.
В районах с повышенной влажностью, экстремальными температурами такое обслуживание АКПП нужно проводить через 30 тыс. км или раз в год. Также раньше срока необходимо делать замену трансмиссионной жидкости для автомобилей, которые используют ежедневно с большой нагрузкой.
Следует учитывать условия эксплуатации машины:
- климат;
- интенсивность;
- манера вождения.
Хочется особо остановиться на последнем пункте. Некоторые владельцы транспортных средств сами виноваты в том, что трансмиссионная жидкость вырабатывается раньше срока. Этому способствует агрессивный или спортивный стиль вождения:
- постоянное чередование скоростных ускорений с резким торможением;
- прием кик-даун (при начале движения педаль газа до упора на светофоре);
- прохождение крутых поворотов на высокой скорости.
Перечисленные действия заставляют работать механизмы с запредельной нагрузкой. Соответственно повышается температурный режим в узле, детали нагреваются. В таких условиях масло быстрее теряет свой ресурс, вязкость и его нужно менять.
Особенности замены на 4 – х, 5, 6, 8 ступенчатых коробок-автомат
Шести и восьми ступенчатые коробки-автомат относятся к одним из самых сложных в технологическом смысле устройствам автомобиля.
У таких коробок управление, как правило, только интеллектуально-электронное. Все важные узлы такой трансмиссии зачипованы динамическим методом через компьютер АКПП, благодаря этому постоянно идет контроль за состоянием рабочей жидкости и соленоида (электромеханический кран-регулятор).
Последний в свою очередь по мере изменения физико-химических свой рабочей жидкости меняют режимы своей работы.
По причине того, что рабочая температура масла в трансмиссии может достигать 120-130 градусов, некоторые детали 6 и 8 ступенчатых АКПП могут если не выйти из строя, то дать сбои в работе. Это электроплаты, блок клапанов, элементы конструкции из пластика.
Поэтому менять масло в таких АКПП должны только высококлассные специалисты, которые имеют опыт таких работ.
Что касается 4 – х и 5 ступенчатых автоматических трансмиссий, то здесь важно придерживаться определённых правил:
- Масла разного класса не должны смешиваться. Если нет уверенности в типе залитого масла, проводите полную замену последнего;
- Заливайте только оригинальные рабочие жидкости. Дело в том, что в эксплуатационные характеристики современных трансмиссий изначально заложена работа только на оригинальных маслах. Особенно чувствительны к качеству рабочей жидкости соленоиды-электрорегуляторы управляющие давлением на фрикционах. По мере загрязнения масла меняются его фрикционные, теплоотводящие, смазочные и другие свойства. Все эти особенности в изменении свойств рабочей жидкости по мере ее работы учитываются при разработке АКПП. Поэтому срок службы коробки-автомат напрямую зависит от того оригинальное масло залито или нет.
Как определить, когда необходимо менять масло?
Необходимо регулярно проводить осмотр технической жидкости и прислушиваться к работе механизмов автомобиля.
Масло в рабочем состоянии имеет красноватый цвет без различных примесей и следов загрязнения. Для этого необходимо вытащить щуп из устройства, расположенного в коробке передач.
При обнаружении следующих симптомов нужно незамедлительно залить новое ATF:
- Масло изменило цвет на темно-коричневый.
- Присутствует при просмотре щупа запах горелого.
- Появление постоянного воя во время движения авто, доносящегося из АКПП. При переключении режима звук также меняется.
- Масло разжижается, начинаются утечки, что приводит к снижению уровня.
- Машина при движении дергается.
- Нестабильная работа (возможна пробуксовка) коробки передач.
- «Пропадают» некоторые режимы: Drive, Reverse.
Также на большинстве марок зарубежного производства на информационном табло появляется ошибка, говорящая об неисправности АКПП.
Как выполняется долив жидкости
Если в результате проверки было установлено, что уровень ATF ниже допустимого, необходимо:
- подобрать такое же масло, что и залито в трансмиссию;
- установить машину на смотровой яме или эстакаде;
- перевести селектор в положение «P»;
- заглушить двигатель, спуститься под машину и выкрутить пробку контрольного отверстия;
- шприцем с надетым шлангом или трубкой закачивать ATF до момента, пока жидкость не начнет выливаться наружу.
Долить масло можно и через отверстие щупа. Продукт добавляют до тех пор, пока его уровень не установится на требуемой отметке.
Как узнать, какое масло было залито в АКПП?
Вроде бы простой вопрос, но не всегда на него можно сразу дать ответ. Сервисная книжка, где указывает вид продукта, может потеряться, определить цвет жидкости на щупе – проблематично. В таких случаях можно воспользоваться такими вариантами:
- в некоторых случаях информация указывается производителем под капотом на шильдике;
- позвонить официальному представителю, дилеру;
- узнать информацию на сайте интернета.
В качестве подсказки отметим маркировку ATF, которые используют известные бренды:
- Volkswagen Group – G-052-055, ZF, в крайнем случае – ESSO;
- Toyota – ATF Toyota Tyre-T;
- BMW – ZF;
- Nissan – Nissan Matic;
- Mercedes – ATF Mercedes.
Оригинальные масла отличаются высоким качеством, но стоят дорого. В целях экономии можно посоветовать использование аналогичного продукта других производителей. Для этого нужно узнать технические параметры: допуска, вязкость оригинала.
Способы замены масла в коробке-автомат
Если у владельца автомобиля с автоматической коробкой передач нет навыков в подобных делах или желания заниматься таким делом, то следует воспользоваться услугами профессионалов автосервиса.
Обслуживание проводится с использованием специального оборудования, которое под давлением вводит новое масло в систему, вытесняя отработанное. Достоинствами подобного метода считаются:
- качество замены;
- ATF меняется в полном объеме;
- скорость обслуживания;
- значительное улучшение работы АКПП;
- снижение расхода топлива.
Впрочем, есть и отрицательные моменты проведения такой операции:
- затраты на услугу;
- приобретение нового масла в повышенном объеме;
- не рекомендуется проводить подобную услугу на старых авто.
Последнее объясняется тем, что с отходами вымывается «рабочая среда» старой коробки. Не факт, что со свежим маслом изношенные механизмы смогут нормально функционировать.
Какой объем должен быть в КПП
Автомобили разных марок и моделей отличаются в своей конструкции, соответственно есть различия и в строении коробок. В разные модели разных автомобилей заливают разное количество масла. Найти однозначный ответ на вопрос «какой объем масла должен быть в коробке?» можно лишь ознакомившись с мануалом или инструкцией по эксплуатации автомобиля, либо выяснив это на СТО. При замене стоит помнить, что существуют различия по своим составам и видам. Всегда следует покупать с небольшим запасом (0,5 — 1 литр), чтобы была возможность доливки при утечке во время замены.
Для коробки передач существует три вида:
- синтетическое;
- полусинтетическое;
- минеральное.
Синтетическое
Считается самым современным, оно хорошо очищено и обогащено присадками, которые максимально защищают механизмы от коррозии. В основном оно заливается в автоматические коробки передач или в механические коробки автомобилей высокого класса. В АКПП его стоит менять каждые 50 тыс. км. пробега. В механических — каждые 60-70 тыс. км. пробега. По стоимости данный вид самый дорогой, но и самый хороший. Но это не означает, что его можно заливать в коробки старых автомобилей: они могут быть просто не рассчитаны на такое!
Полусинтетическое
Полусинтетическое используется в большинстве бюджетных иномарок, во всем ряде 10-го семейства АВТОВАЗ-а (Lada Kalina, Priora). Оно содержит ряд химических присадок, которые защищают шестерни, синхронизаторы и другие механические детали от износа. Производить замену такого масла стоит каждые 40-50 тыс. км. пробега. Самый большой плюс — соотношение цены и качества.
Минеральное
Минеральное используется в мостах и КПП заднеприводных автомобилей. Например, во всей линейке классики АВТОВАЗ-а или подобных автомобилей, а также в некоторых грузовых автомобилях. Минеральное очищено меньше всех остальных, соответственно, быстрее деградирует и требует замены довольно часто — каждые 35-40 тыс. км. пробега.
Технология выполнения работ при самостоятельной замене масла в АКПП
Для желающих сэкономить, есть вариант провести замену трансмиссионной жидкости самостоятельно. Если соблюдать технологию проведения, то работа не доставит больших проблем.
Нужно учитывать следующий нюанс. На разных марках заливные горловины и сливные отверстия располагаются в различных местах. Для тех, кто в первый раз собирается провести подобную операцию, можно зайти в интернет и набрать в поиске: как заменить масло в АКПП. Ответов по любому бренду будет достаточное количество.
Виды трансмиссионных масел
Доливать необходимо масло той же марки, что было
Чтобы система трансмиссии не утратила своих рабочих свойств, автомобиль с АКПП следует заправлять маслом соответствующего класса. Как правило, для данного вида трансмиссии применяется жидкость ATF. Представляется возможным приобрести синтетические, полусинтетические, а также минеральные масла. У автовладельцев отмечается спрос на первый из указанных видов трансмиссионных жидкостей.
Преимущества синтетических масел:
- Обеспечение качественной смазки трущихся деталей.
- Оптимальная вязкость.
- Устойчивость к воздействию минусовых температур.
Минеральные масла, при сравнении с синтетическими, имеют низкие эксплуатационные характеристики. Полусинтетические обеспечивают антиокислительное воздействие, не теряют своих свойств при эксплуатации в условиях низких температур. Благодаря свойствам синтетических масел, обеспечивается продолжительное время функционирование коробок передач.
Для каждой конкретной версии авто интервал замены трансмиссионного топлива индивидуален. Однако в большинстве случаев на АКПП замена жидкости необходима при 60000 км пробега. Каждые 15000 км следует контролировать уровень залитого масла. Преждевременная замена может быть связана с тем, что водителем систематически нарушались основные правила по эксплуатации автомобилем, совершались буксировки и т.д.
Для большинства современных автомобилей подходят масла класса GL-4 (5). Стоит разобраться, как доливать масло в АКПП, проверить его количество в коробке.
Частичная замена
Менять масло можно двумя способами: частично или полностью. В первом случае жидкость в коробке обновляется, добавляя в общую смесь лучшие рабочие характеристики.
Порядок проведения:
- открутить сливную крышку картера;
- слить масло;
- залить через горловину примерный объем слитой жидкости.
Таким способом происходит смена примерно 35% от общего объема. Это дает экономию средств при одноразовой замене. Мастера автосервисов советуют повторить процедуру несколько раз после 400-600 км пробега.
Специалисты советуют проводить полную замену АТФ, All automotive fuse box diagrams in one place что обеспечит лучшую работу коробки передач.