Как собрать стартер ваз

Стартер — устройство, предназначенное для запуска двигателя. Его выход из строя может доставить автовладельцу множество неприятностей. Однако диагностировать неисправность и самостоятельно отремонтировать стартер ВАЗ 2106 довольно просто.

  • Технические характеристики стартеров ВАЗ 2106
    Таблица: основные параметры стартеров ВАЗ 2106
  • Устройство стартера ВАЗ 2106
      Видео: принцип действия стартера ВАЗ 2106
  • Редукторный стартер
      Видео: редукторный стартер ВАЗ 2106
  • Выбор стартера для ВАЗ 2106
    • Диагностика неисправностей стартера ВАЗ 2106

      Признаки неисправности стартера

    • Распространённые неисправности стартера

      При запуске стартер и тяговое реле не срабатывают

    • Частые щелчки тягового реле
    • Медленное вращение ротора
    • Треск в стартере при запуске
    • Гул стартера при запуске
  • Ремонт стартера ВАЗ 2106
      Демонтаж стартера

      Видео: демонтаж стартера ВАЗ 2106

  • Разборка, дефектовка и ремонт стартера
      Видео: разборка и ремонт стартера ВАЗ 2106
  • Неисправности и ремонт тягового реле стартера
      Видео: проверка тягового реле ВАЗ 2106 при помощи аккумулятора
  • Устройство и технические характеристики стартера ВАЗ 2106

    На ВАЗ 2106 производитель устанавливал два взаимозаменяемых вида стартеров — СТ-221 и 35.3708. Они незначительно отличаются друг от друга по конструкции и техническим параметрам.


    Первые ВАЗ 2106 оснащались стартерами типа СТ-221

    Технические характеристики стартеров ВАЗ 2106

    До середины 80-х годов прошлого века на все классические автомобили ВАЗ производитель устанавливал стартер СТ-221. Затем пусковое устройство заменили на модель 35.3708, которая отличалась от предшественника конструкцией коллектора и креплением крышки к корпусу. Несколько изменились и его технические характеристики.


    С середины 80-х годов на ВАЗ 2106 стали устанавливать стартеры 35.3708

    Таблица: основные параметры стартеров ВАЗ 2106

    Тип стартераСТ-22135.3708
    Номинальная мощность, кВт1,31,3
    Потребляемый ток на холостом ходу, А3560
    Потребляемый ток в состоянии торможения, А500550
    Потребляемый ток при номинальной мощности, А260290

    Устройство стартера ВАЗ 2106

    Стартер 35.3708 состоит из следующих элементов:

    • статор (корпус с обмотками возбуждения);
    • ротор (приводной вал);
    • передняя крышка (со стороны привода);
    • задняя крышка (со стороны коллектора);
    • тяговое электромагнитное реле.

    Обе крышки и корпус стартера соединены двумя болтами. Четырехполюсной статор имеет четыре обмотки, три из которых соединены с обмоткой ротора последовательно, а четвёртая — параллельно.

    Ротор состоит из:

    • приводного вала;
    • обмотки с сердечником;
    • щёточного коллектора.

    Две металлокерамические втулки, запрессованные в переднюю и заднюю крышки, выполняют функции подшипников вала. Для снижения трения эти втулки пропитаны специальным маслом.


    Конструкция стартера 35.3708 практически ничем не отличается от конструкции обычного электродвигателя

    В передней крышке стартера установлен привод, состоящий из шестерни и обгонной муфты. Последняя передаёт крутящий момент от вала к маховику при запуске двигателя, то есть соединяет и разъединяет вал и венец маховика.

    Тяговое реле расположено также на передней крышке. Оно состоит из:

    • корпуса;
    • сердечника;
    • обмотки;
    • контактных болтов, по которым подводится электропитание.

    При подаче на стартер напряжения сердечник под действием магнитного поля втягивается и перемещает рычаг, который, в свою очередь, двигает вал с приводной шестерней до зацепления её с венцом маховика. При этом замыкаются контактные болты стартера, подавая ток на обмотки статора.

    Видео: принцип действия стартера ВАЗ 2106

    Редукторный стартер

    Несмотря на малую мощность, штатный стартер ВАЗ 2106 довольно хорошо справляется со своими задачами. Однако его часто меняют на редукторный аналог, который отличается от классического наличием редуктора, который заметно увеличивает мощность устройства. Это позволяет запускать двигатель даже при разряженном аккумуляторе. Так, редукторный стартер для классических моделей ВАЗ производства (Беларусь) имеет номинальную мощность 1,74 кВт и способен раскрутить коленвал до 135 об/мин (обычно для запуска силового агрегата достаточно 40–60 об/мин). Это устройство работает даже при разряженном до 40% аккумуляторе.


    Редукторный стартер имеет специальный редуктор, существенно увеличивающий мощность устройства

    Видео: редукторный стартер ВАЗ 2106

    Выбор стартера для ВАЗ 2106

    Устройство креплений стартера классических моделей ВАЗ не позволяет установить на ВАЗ 2106 пусковое устройство от другого отечественного автомобиля или иномарки. Адаптация таких стартеров весьма трудозатратна и дорогостояща (исключение составляет стартер от ВАЗ 2121 «Нива»). Поэтому лучше и проще приобрести новое пусковое устройство. Стоковый стартер для ВАЗ 2106 стоит 1600–1800 рублей, а редукторный — на 500 рублей дороже.

    Из производителей рекомендуют отдавать предпочтение хорошо зарекомендовавшим себя торговым маркам:

    • «Электромаш» (Херсон, Украина);
    • КЗАТЭ (Самара, Россия);
    • «Атек» (Витебск, Беларусь).

    Диагностика неисправностей стартера ВАЗ 2106

    Все неисправности стартера можно условно разделить на две группы:

    • электрические (выход из строя токопроводящих элементов);
    • механические (износ деталей привода).

    Для корректной диагностики стартера автовладельцу необходимо знать признаки, соответствующие той или иной неисправности.

    Признаки неисправности стартера

    К основным симптомам выхода стартера из строя можно отнести:

    • при повороте ключа зажигания стартер и тяговое реле не подают признаков жизни;
    • тяговое реле издаёт частые щелчки;
    • тяговое реле при запуске срабатывает, но ротор вращается слишком медленно;
    • при повороте ключа зажигания со стороны стартера слышится треск;
    • при запуске со стороны стартера появляется гул.

    Распространённые неисправности стартера

    Каждый симптом неисправности имеет свои причины.

    При запуске стартер и тяговое реле не срабатывают

    Причинами отсутствия реакции стартера на поворот ключа зажигания могут быть:

    • полная или почти полная разрядка АКБ;
    • окисление контактов АКБ;
    • отсутствие контактов между выводами АКБ и наконечниками силовых проводов;
    • отсутствие контакта между наконечником провода и выводом «50» на тяговом реле;
    • неисправность контактной группы зажигания;
    • обрыв управляющего провода, идущего от замка зажигания к тяговому реле.

    В такой ситуации прежде всего нужно проверить АКБ с помощью мультиметра — напряжение на её клеммах не должно быть ниже 11 В. В противном случае следует зарядить аккумулятор и продолжить диагностику.

    Затем проверяют состояние клемм аккумулятора и надёжность их контакта с наконечниками силовых проводов. В случае плохого контакта выводы АКБ быстро окисляются, и энергии аккумулятора становится недостаточно для запуска стартера. То же самое происходит и с выводом 50 на тяговом реле. При обнаружении следов окисления от АКБ отсоединяются наконечники, которые зачищаются вместе с клеммами аккумулятора и выводом 50.

    Проверку контактной группы замка зажигания и целостности управляющего провода осуществляют, замыкая штекер этого провода и вывода B тягового реле. Питание в этом случае начинает подаваться прямо на стартер. Для проведения такой диагностики необходимо иметь определённый опыт. Осуществляется проверка следующим образом:

    1. Автомобиль ставится на нейтральную передачу и стояночный тормоз.
    2. Включается зажигание.
    3. Длинной отвёрткой замыкают штекер управляющего провода и вывод В тягового реле.
    4. Если стартер заработал, неисправен замок или провод.

    Частые щелчки тягового реле

    Частые щелчки при запуске двигателя свидетельствуют о многократном срабатывании тягового реле. Это может происходить при сильном падении напряжения в цепи стартера из-за разряда аккумуляторной батареи или плохого контакта между наконечниками силовых проводов. В этом случае:

    • измеряют напряжение АКБ;
    • проверяют состояние контактов;
    • проверяют надёжность электрических соединений в цепи стартера.

    Иногда причиной такой ситуации может стать замыкание или обрыв в удерживающей обмотке тягового реле. Определить это можно лишь после демонтажа стартера и разборки реле.

    Медленное вращение ротора

    Медленное вращение ротора является следствием недостаточного энергоснабжения стартера. Причиной этого может быть:

    • глубокий разряд АКБ;
    • окисление выводов АКБ;
    • слабая затяжка наконечников силовых проводов;
    • подгорание ламелей щёточного коллектора;
    • залипание или износ щёток;
    • замыкание щёткодержателя плюсовой щётки на массу;
    • обрыв (замыкание) обмоток статора или ротора.

    Здесь, как и в предыдущих случаях, в первую очередь проверяется состояние АКБ и контактов. Если неисправность идентифицировать не удалось, стартер нужно будет снять и разобрать. Без этого определить подгорание коллектора, проблемы со щётками, щёткодержателем или обмотками не получится.

    Треск в стартере при запуске

    Причиной треска в стартере при повороте ключа зажигания может стать:

    • неисправность обгонной муфты;
    • износ приводной шестерни вала.

    В обоих случаях потребуется демонтаж стартера.

    Гул стартера при запуске

    Наиболее вероятными причинами гула стартера и медленного вращения его вала являются:

    • износ втулок ротора;
    • ослабление креплений стартера;
    • неправильный монтаж стартера.

    Гул свидетельствует о перекосе вала ротора и замыкании его на массу.

    Ремонт стартера ВАЗ 2110

    На авто 10-го поколения установлены более продвинутые стартеры, но и они имеют свои недостатки. По аналогии с другими машинами ВАЗ нужно снять стартер (перед выяснением причин неполадок этого узла), а уже затем его разобрать и установить причину поломки.

    В данном случае самыми частыми неполадками считается изнашивание щеток, а их замена выполняется по такому же принципу, как и у машин 9-го поколения. Также к главным проблемам можно отнести и нагар, образующийся в коллекторе, а также возникновение царапин на его покрытии. Все это устраняется небольшой проточкой. Кроме того, часто возникает ситуация, когда в стартере подгорает обмотка. После его разборки можно выяснить наличие замыкания в самой обмотке. Эта поломка тоже ремонтируется, однако стоимость такого ремонта может равняться цене нового стартера. К тому же зачастую самостоятельно отремонтировать некоторые неисправности просто невозможно, а автомастера хотят за свои услуги столько денег, что иногда разумнее приобрести новый агрегат. Потому здесь требуется все детально обдумать.

    В заключение отметим, что мы досконально изучили особенности работы и проблемы стартеров (установленных на большинство машин ВАЗ). Разумеется, можно подумать, что в них очень много различий, но все-таки принцип работы в них одинаковый, неполадки тоже аналогичные и даже период эксплуатации в данных автомобилях приблизительно равный.

    Ремонт стартера ВАЗ 2106

    Большинство неисправностей стартера ВАЗ 2106 можно устранить самостоятельно — в продаже имеются все необходимые для этого элементы. Поэтому при появлении описанных выше признаков не следует сразу менять стартер на новый.

    Демонтаж стартера

    Для снятия стартера ВАЗ 2106 потребуется:

    • гаечный ключ на 10;
    • торцевой ключ или головка на 10 с удлинителем;
    • гаечный ключ на 13;
    • отвёртка с крестообразным лезвием.

    Сам демонтаж стартера осуществляется в следующем порядке:

    1. Крестообразной отвёрткой откручиваем винт хомута на шланге воздухозаборника. Снимаем шланг с патрубка воздушного фильтра и отодвигаем его в сторону.
      Шланг крепится к патрубку корпуса воздушного фильтра при помощи червячного хомута
    2. Ключом на 13 на 2–3 оборота ослабляем сначала нижнюю, а затем верхнюю гайку крепления воздухозаборника.
      Для снятия воздухозаборника нужно открутить две гайки
    3. Снимаем воздухозаборник.
    4. Ключом на 10 отворачиваем две гайки крепления теплоизоляционного щита.
      Теплоизоляционный щит в моторном отсеке крепится двумя гайками
    5. Снизу автомобиля торцевым ключом или головкой на 10 с удлинителем откручиваем нижнюю гайку крепления щита к опоре двигателя.
      Снизу теплоизоляционный щит держится на одной гайке
    6. Снимаем теплоизоляционный щит.
    7. Снизу автомобиля ключом на 13 выкручиваем болт нижнего крепления стартера.
      Нижний болт крепления стартера откручивается ключом на 13
    8. В моторном отсеке ключом на 13 откручиваем два болта верхнего крепления стартера.
      Сверху стартер крепится двумя болтами
    9. Взявшись за корпус стартера двумя руками, сдвигаем его вперёд, обеспечивая тем самым доступ к наконечникам проводов, подведённых к тяговому реле.
      Для обеспечения доступа к наконечникам проводов стартер нужно сдвинуть вперед
    10. Рукой снимаем разъем управляющего провода на тяговом реле.
      Управляющий провод подсоединен к тяговому реле через разъем
    11. Ключом на 13 отворачиваем гайку крепления силового провода к верхнему выводу тягового реле.
      Для отсоединения силового провода нужно открутить гайку ключом на 13
    12. Взявшись двумя руками за корпус стартера, приподнимаем его вверх и снимаем с двигателя.
      Для снятия стартера с двигателя его нужно немного приподнять

    Видео: демонтаж стартера ВАЗ 2106

    Разборка, дефектовка и ремонт стартера

    Для разборки, дефектовки и ремонта стартера ВАЗ 2106 потребуются:

    • ключ на 8;
    • ключ на 10;
    • ключ на 13;
    • отвёртка с крестообразным лезвием;
    • шлицевая отвёртка;
    • молоток;
    • пассатижи;
    • штангенциркуль;
    • специальные оправки для запрессовывания втулок стартера;
    • омметр.

    Работы выполняются в следующем порядке:

    1. Ключом на 13 отворачиваем гайку крепления провода к нижнему выводу тягового реле.
      Для отсоединения силового провода от стартера нужно открутить гайку
    2. Снимаем с вывода одну пружинную и две плоские шайбы.
    3. Отсоединяем от вывода реле провод обмоток стартера.
    4. Шлицевой отвёрткой выкручиваем три винта крепления тягового реле к крышке стартера.
    5. Снимаем реле.
      Для демонтажа тягового реле нужно открутить три винта
    6. Извлекаем из якоря реле пружину.
      Пружина легко вытаскивается из якоря рукой
    7. Приподняв якорь вверх, выводим его из зацепления с рычагом привода и отсоединяем.
      Чтобы снять якорь, его необходимо сдвинуть вверх
    8. Отвёрткой с крестообразным лезвием выкручиваем два винта на кожухе.
    9. Снимаем кожух.
      Для снятия кожуха стартера необходимо выкрутить два винта
    10. С помощью шлицевой отвёртки снимаем фиксирующее вал ротора кольцо.
      Для снятия стопорного кольца можно воспользоваться шлицевой отверткой
    11. Снимаем шайбу ротора.
    12. Ключом на 10 выкручиваем стяжные болты.
      Основные части стартера соединены при помощи стяжных болтов
    13. Отделяем крышку стартера от корпуса.
      После выкручивания стяжных болтов крышка стартера легко отсоединяется от корпуса
    14. Шлицевой отвёрткой выворачиваем винты крепления обмоток.
      Винты крепления обмоток выкручиваются шлицевой отверткой
    15. Извлекаем из корпуса изолирующую трубку.
      Изолирующая трубка вытаскивается из корпуса стартера рукой
    16. Отсоединяем заднюю крышку.
      Задняя крышка стартера легко отсоединяется от корпуса
    17. Вытаскиваем из щёткодержателя перемычку.
      После откручивания винтов крепления обмоток снимается перемычка
    18. С помощью шлицевой отвёртки снимаем щётки и их пружины.
      Чтобы снять щетки и пружины, нужно поддеть их отверткой
    19. С помощью специальной оправки выпрессовываем втулку из задней крышки стартера. Если на втулке имеются следы износа, устанавливаем на её место новую и, используя ту же оправку, запрессовываем.
      Втулки выпрессовываются и запрессовываются при помощи специальной оправки
    20. Пассатижами вынимаем шплинт приводного рычага стартера.
      Шплинт рычага привода стартера вытаскивается с помощью пассатижей
    21. Извлекаем ось рычага.
      Ось рычага привода выталкивается тонкой отвёрткой
    22. Снимаем заглушку.
    23. Выводим из зацепления плечи рычага.
    24. Снимаем ротор вместе с муфтой.
      Для отсоедения ротора от крышки нужно тонкой отвёрткой вывести из зацепления плечи рычага привода
    25. Извлекаем из передней крышки рычаг привода.
      После отсоединения вала рычаг привода легко вытаскивается из передней крышки
    26. Шлицевой отвёрткой сдвигаем шайбу на вале ротора.
      Шайба на вале ротора сдвигается при помощи шлицевой отвертки
    27. Разжимаем и снимаем фиксирующее кольцо. Отсоединяем муфту от вала.
      Стопорное кольцо разжимается при помощи двух отверток
    28. Оправкой выпрессовываем переднюю втулку из крышки. Осматриваем её и при обнаружении следов износа устанавливаем и запрессовываем оправкой новую втулку.
      Втулка передней крышки запрессовывается с помощью специальной оправки
    29. Штангенциркулем измеряем высоту каждой из щёток (угольков). Если высота какой-либо щётки меньше 12 мм, меняем её на новую.
      Высота щеток должна быть не менее 12 мм
    30. Осматриваем обмотки статора. Они не должны иметь следов прогара и механических повреждений.
      Обмотки статора не должны иметь следов прогара и механических провреждений
    31. Проверяем целостность обмоток статора. Для этого подсоединяем первый щуп омметра к выводу одной из обмоток, а второй — к корпусу. Сопротивление должно быть около 10 кОм. Процедуру повторяем для каждой из обмоток. Если сопротивление хотя бы одной из обмоток окажется меньше указанного, статор следует заменить.


      Сопротивление каждой из обмоток статора должно быть не меньше 10 кОм

    32. Осматриваем коллектор ротора. Все его ламели должны быть на месте. При обнаружении на коллекторе следов пригорания, грязи, пыли зачищаем его мелкой наждачной бумагой. При выпадении ламелей или следов сильного подгорания ротор меняем на новый.
    33. Проверяем целостность обмотки ротора. Один щуп омметра подсоединяем к сердечнику ротора, другой — к коллектору. Если сопротивление обмотки меньше 10 кОм, ротор следует меняем на новый.


      Сопротивление обмотки ротора должно быть не менее 10 кОм

    34. В обратном порядке производим сборку стартера.

    Видео: разборка и ремонт стартера ВАЗ 2106

    Ремонт стартера ВАЗ 2109

    По заявлению производителя на данном автомобиле стартер должен проработать около 6 лет, не причиняя никаких неудобств автовладельцу. Стартер 9-го ВАЗа является немного усовершенствованным вариантом стандартного стартера. При этом проблемы, возникающие с втягивающим реле и изнашиванием шестерни, здесь тоже имеются.

    К вышесказанному можно добавить и изнашивание щеток стартера. После долгой работы они стираются, и поэтому становится больше зазор (между ними и корпусом коллектора). Конечно, щетки приходят в негодность постепенно, но зато регулярно дают о себе знать. Потому не нужно тянуть с заменой щеток. Сделать это можно и самостоятельно. Вначале требуется демонтировать с авто стартер. Он фиксируется тремя болтами. Чтобы получить к нему доступ, нужно убрать защиту поддона машины. Если стартер уже снят, тогда следует отделить от него тяговое реле, а потом убрать крышку стартера, которая располагается со стороны коллектора. Далее надо заменить старые щетки на новые.

    Неисправности и ремонт тягового реле стартера

    Тяговое реле расположено на передней крышке стартера и предназначено для кратковременного зацепления вала пускового устройства с венцом маховика. Именно оно, а не сам стартер, чаще всего выходит из строя. Помимо рассмотренных выше проблем с проводкой и контактами, наиболее распространёнными неисправностями тягового реле являются:

    • подгорание контактных болтов (пятаков);
    • замыкание или обрыв в обмотке;
    • механическое повреждение.


      Подгорание пятаков является довольно распространенной неисправностью тягового реле

    Главным признаком выхода реле из строя является отсутствие щелчка при повороте ключа в замке зажигания. Это означает, что:

    • электромагнит не сработал;
    • контакты реле не замкнулись;
    • напряжение на стартер не подаётся.

    В такой ситуации после проверки проводки и контактов реле следует снять со стартера и провести его диагностику. Делается это следующим образом:

    1. Ключом на 13 откручиваем гайки крепления силовых проводов к контактным болтам реле.
    2. Отсоединяем разъём управляющего провода.
    3. Шлицевой отвёрткой откручиваем три винта крепления тягового реле к передней крышке.
    4. Отсоединяем реле от крышки.
    5. Осматриваем реле и при обнаружении механических повреждений или подгорания контактных болтов меняем его на новое.
    6. При отсутствии видимых повреждений продолжаем проверку и подключаем реле напрямую к аккумулятору. Для этого находим два отрезка провода сечением не менее 5 мм2 и с их помощью подсоединяем вывод управляющего провода к минусу АКБ, а корпус реле — к плюсу. В момент подключения сердечник реле должен втянуться. Если этого не произошло, реле нужно менять.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]