Кузовной ремонт своими руками от А до Я


Каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с необходимостью ремонта своего транспортного средства. Для этого он пользуется услугами профессиональных сервисных центров или применяет собственные навыки, что помогает сэкономить значительную сумму денег.

Ремонт автомобиля своими руками предусматривает особенно внимательный осмотр:

  • Расходных материалов (масла и других жидкостей, фильтров, тормозных колодок и пр.)
  • Двигателя и ходовой части (произвести контроль уровня масла, состояния клапанов и т.п.)
  • Электронных систем
  • Уплотнителей (прокладок, пыльников, манжет)
  • Элементов салона

Ремонт автомобиля может быть плановым (систематическое обслуживание, замена агрегатов после естественной выработки их ресурсов) или внеплановым (в случае внезапного выхода из строя определенного элемента).

В зависимости от узлов, с которыми проходится работать, выделяют несколько видов ремонта: кузовной, трансмиссионный, ремонт двигателя и пр.

В данной статье мы обратимся к некоторым моментам обслуживания двигателя – силового агрегата, который без преувеличения можно назвать сердцем автомобиля. Из-за наличия значительного количества трущихся элементов он требует регулярной диагностики и своевременного сервиса.

Когда необходим ремонт двигателя?

Ремонт двигателя необходим в случаях:

  • Износа и выработки деталей свыше 80 % ресурса
  • Появления механических повреждений основных компонентов силового агрегата
  • Обнаружения поломок, связанных с неправильной настройкой или неграмотным техническим обслуживанием двигателя

Существует также множество других причин, вызывающих неисправности двигателя. Их учет помогает автовладельцам предупредить проблемы в дальнейшем, однако не отстраняет от решения конкретных задач «здесь и сейчас».

Ремонт бензиновых двигателей подразделяется на поточный (замена изношенных деталей с меньшим, чем у двигателя, ресурсом), капитальный (согласно пробегу автомобиля) и внеплановый (при неожиданной поломке силового агрегата).

Многие автомобилисты задаются вопросом – с чего начать ремонт двигателя? Ответ достаточно прост – сначала необходимо уточнить характер проблемы. Возможно, она вообще не связана с силовым агрегатом. Для этого проводится ряд диагностических процедур: электронных и механических.

Электронная диагностика включает в себя проверку электронного блока управления двигателем, а также состояния всех датчиков и соединений. Если проблемы при этом не выявлено, дальнейших действий проводить не стоит во избежание негативных последствий.

Механическая диагностика требует больше времени, сил и знаний. Однако она точно обнаруживает проблемы и указывает на необходимость в проведении ремонта двигателя.

Далее рассмотрим этапы этого процесса более подробно.

Проверка амортизаторов

Большинство автомобилей имеют неразборные амортизаторы, и провести их ремонт в гараже не удастся — узел просто меняется на штатный новый.

Но самостоятельно сделать диагностику амортизатора можно. Для этого требуется всего лишь раскачать автомобиль, энергично нажав на переднее крыло. Если автомобиль быстро остановился и погасил колебания — проблемы нет. Если машина еще долго колышется, как кисель, требуется профессиональный ремонт.

Кроме этого, если присутствует стук в узле амортизатора, есть протечки масла, нужно заменить неразборную деталь на новую. Для ремонта разборного амортизатора понадобится профессиональный инструмент:

    Съемник для пружины.

Демонтаж и разборка двигателя

В каждом конкретном случае двигатели снимаются по-разному: все зависит от положения силового агрегата, количества цилиндров, конструктивных особенностей кузова автомобиля, типа коробки передач и прочих факторов.

Например, демонтировать двигатель с машин отечественного производства (особенно старых моделей с минимумом электронных устройств) проще, чем с иномарок. Дизельные двигатели типа ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 демонтируются с автомобиля в течение 10-12 часов, а их иностранные аналоги – более чем 36 часов. Та же ситуация и с процессом разборки двигателя, который у Жигулей может занимать около 3 часов и более, а у машин иностранного производства от 10 часов.

К процессу разборки любого двигателя стоит отнестись очень ответственно, так как именно в этот момент возможна первичная визуальная диагностика силового агрегата на предмет обнаружения повреждений, трещин и прочих дефектов.

Ремонт автомобиля своими руками — что нужно знать

Этот пост о том, как обычный человек по имени Тони взялся исправить — по просьбе супруги — шум в двигателе ее Kia Sorento . У него не было ни лишних 1 600 долларов, назначенных в сервисе за эту работу, ни особого опыта, ни места, ни соответствующих инструментов. Тем не менее он справился.

В его рассказе, как нам кажется, важны скорее не подробности того, что именно Тони ремонтировал, а тот подход, вдумчивый и обстоятельный, с каким он подошел к делу. Его советы будут полезны всем, кто может оказаться на его месте.

Подбор и заказ запасных частей

Проведенная диагностика позволяет определить набор деталей, подлежащих замене.

Чаще всего в этот список попадают:

  • Коренные и шатунные вкладыши
  • Поршни
  • Пальцы шатунов
  • Втулки шатунов
  • Масляный фильтр и насос
  • Помпа или ее ремонтный комплект
  • Впускные и выпускные клапаны
  • Маслосъемные кольца
  • Прокладки
  • Направляющие втулки, седла клапанов и пр.

Все запасные части приобретаются (заказываются) заранее, так как перед установкой многие нуждаются в подготовке.

Например, поршни двигателя в целях защиты от преждевременного износа обрабатывают специальными покрытиями, которые по своему качеству ни в чем не уступают заводским антифрикционным составам.

Некоторые заводы-изготовители выпускают поршни, юбки которых покрыты защитной пленкой графитового цвета – такую же сегодня можно создать самостоятельно с помощью специальных твердомазочных материалов. Они могут наноситься как на новые поршни, если производится их замена, так и на предварительно подготовленные ремонтируемые.

Покрытия для поршней до недавнего времени не вызывали особого восторга автовладельцев, так как способ их нанесения был неудобным, а эффект крайне недолговечным. Так было до момента появления покрытий в аэрозольных баллонах, которые в последнее время становятся все более популярными.

В России покрытие для элементов двигателя выпускается под брендом MODENGY Для деталей ДВС. Оно может использоваться как в серийном производстве поршней, так и в процессе частного ремонта автомобилей.

MODENGY Для деталей ДВС на основе дисульфида молибдена и графита снижает потери на трение, предотвращает скачкообразное движение поршней и образование на них задиров. В результате детали двигателя изнашиваются намного меньше, что способствует повышению ресурса силового агрегата.

Произвести обработку максимально эффективно позволяет использование MODENGY Для деталей ДВС в комплексе со Специальным очистителем‑активатором MODENGY.

И покрытие, и очиститель имеют аэрозольную фасовку, поэтому для проведения всех операций дополнительного оборудования не потребуется. Очень удобно, что защитный состав отверждается при комнатной температуре (за 12 часов), без специальной печи для полимеризации.

Чтобы убедиться в простоте нанесения современного покрытия на поршни, смотрите видеоинструкцию ниже.

Замена моторного масла и масляного фильтра

Данная процедура относится с среднему уровню сложности и занимает примерно час времени у профессиональных водителей. Новичкам рекомендуется освоить эту операцию в самом начале своей «карьеры водителя». Это значительно сэкономит время и средства в дальнейшем.

Правильная процедура по замене моторного масла — это гарантия долгой жизни самого главного агрегата автомобиля – двигателя

. Для замены потребуется простой инструмент и масло необходимой вязкости. Именно здесь кроется главная сложность для новичков — они не знают, какой класс вязкости и какой объем масла требуется для двигателя их машины. Поэтому сверка с инструкцией по эксплуатации авто обязательна.
Из инструментов понадобятся:
Поддон или кювета для старого масла.

Ключ для масляного фильтра.

Перед тем, как начинать замену, следует завести двигатель на пару минут, чтобы масло прогрелось. На поддоне картера расположена пробка сливного отверстия. Требуется ослабить пробку торцевым ключом, снять ее, дать стечь маслу и установить пробку обратно. Затем следует сменить фильтр и залить новую жидкость.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров – одна из самых ответственных операций при осуществлении ремонта двигателя. Проводить ее рекомендуется в автосервисе, однако многие автомобилисты обслуживают ГБЦ самостоятельно даже на иномарках.

В процесс капитального ремонта головки блоки цилиндров входят:

  • Замена распределительного вала (или нескольких)
  • Замена впускных и выпускных клапанов
  • Замена направляющих втулок
  • Смена седел и маслосъемных колпачков
  • Аргонное сваривание (при наличии трещин или нарушений герметичности)
  • Прочие работы, связанные с ремонтом ГБЦ того или иного типа

Замена тормозных колодок

Тормоза в автомобиле — это главный узел безопасности. В советское время учили, что водитель может досконально не знать, как работает двигатель, как точно устроена система выпускного коллектора, но тормоза должны быть в идеальном состоянии. Разбираться в работе тормозной системы, поддерживать ее в оптимальном рабочем состоянии и уметь заменить тормозные колодки — это то, с чего новичок становится профессионалом.

Вспомогательные работы

К вспомогательным работам относятся опрессовка и центровка сцепления. В процессе первой операции определяется герметичность головки и блока цилиндров. При помощи керосина заполняется внутренняя часть двигателя. Отсутствие утечек свидетельствует о полной герметичности двигателя. Обнаруженные трещины завариваются.

Центровка сцепления подразумевает выставление его центробежной силы относительно коленчатого вала в целях уменьшения трения и износа деталей. Операция проводится, как правило, на специальном стенде. Сцепление прикрепляется к коленвалу, после чего осуществляется их балансировка.

Сборка двигателя

Собирать отремонтированный двигатель лучше на специальном стенде, который позволяет вращать агрегат на 360 градусов. Однако если такового не имеется, все операции могут осуществляться на верстаке или подобной конструкции.

Рассмотрим последовательность сборочных операций:

  • Установка вкладышей и «укладка» коленчатого вала
  • Установка шатунов и поршневой группы
  • Установка в правильное положение бугелей, а также их окончательная затяжка
  • Монтаж прокладок и крышек, закрывающих двигатель
  • Установка масляного насоса и помпы
  • Монтаж шкива коленвала
  • Установка головки (головок) блока цилиндра
  • Монтаж поддона
  • Сборка мелких узлов
  • Установка топливной аппаратуры
  • Прочие работы по сборке

Обкатка двигателя

Финальным этапом ремонта двигателя является его обкатка.

Она помогает движущимся и испытывающим взаимное трение деталям постепенно, без лишнего напряжения занять идеальное положение и принять правильную форму.

Выделяют два основных способа обкатки двигателя – «холодный» и «горячий». Холодную обкатку проводят только на специализированном стенде в профессиональной автомастерской. Во время этой операции части двигателя совершают движения, в то время как он сам не запускается.

Во время горячей обкатки двигателю, расположенному на стенде, дают поработать на холостых оборотах около 3 минут и остужают. После 3-4 таких подходов силовой агрегат включают на 40 минут.

Наиболее эффективную работу отремонтированного двигателя обеспечивает комбинированная обкатка – и на «горячую», и на «холодную».

Многие автовладельцы, самостоятельно ремонтирующие свои транспортные средства, предпочитают не тратить деньги на обкатку в условиях автосервисов, заменяя ее осторожной ездой в течение 1000-2000 км. Это допустимо.

Первые 50 км скорость автомобиля не должна превышать 40-50 км/час, машина должна двигаться равномерно, без рывков, на 3-й передаче. Следующие 200 км проходят на скорости 60 км/час и 4-й передаче.

После этого каждые 100 км скорость повышается на 10 км/час, пока не достигнет значения 90 км/час.

Следующие 500 км можно проезжать на 5-й передачу (только не в гору) со скоростью 100-120 км/час,

В процессе естественной обкатки не допускается пробуксовки, несвоевременного переключения передач, провоза тяжелого багажа.

Во многих странах, помимо обкаточных, существуют испытательные стенды с большим количеством датчиков и показателей. В процессе испытания двигателя определяется его ресурс после проведения ремонтно-восстановительных работ.

В России использование таких стендов очень ограничено, так как считается экономически нецелесообразным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]