Устройство и принцип работы
Кондиционер – это довольно сложная система замкнутого типа.
Для того чтобы понять то, как она устроена, стоит для начала рассмотреть в отдельности каждый элемент:
- Компрессор наиболее сложный элемент системы. В первую очередь он предназначен для того, чтобы произвести сжатие хладагента и превращение его в газ высокой температуры. Работа компрессора автомобильного кондиционера обеспечивается при помощи ремня через электромагнитную муфту.
- Конденсатор – или если говорить проще – алюминиевый радиатор кондиционера, именно внутри его происходит превращение газа в жидкое вещество. Как правило, радиатор оснащается электрическими вентиляторами, которые обеспечивают регулирование температуры посредством обдува. Дополнительно стоит отметить, что радиатор является одной из самых уязвимых частей всей системы. Он не только плохо переносит разного рода механические воздействия, но и может выйти из строя просто в результате интенсивной эксплуатации.
- Испаритель. Представляет собой алюминиевый теплообменник, в котором происходит преобразование хладагента из жидкого состояния в газообразное. Располагается испаритель непосредственно в салоне транспортного средства там же, где расположен радиатор печки.
- Расширительный клапан. Небольшой, но весьма важный элемент, от которого напрямую зависит-то, сколько хладагента поступит в испаритель а, следовательно, именно от этого клапана будет зависеть производительность системы в целом. Если говорить проще, то этот маленький клапан отвечает за температуру в салоне.
- В отдельных случаях вместо расширительного клапана может использоваться расширительная трубка, которая фактически выполняет ту же задачу, но при этом имеет немного другую конструкцию. Применение расширительного клапана или расширительной трубки зависит исключительно от конструкции конкретной системы.
- В случае если в системе автомобильного кондиционера используется расширительная трубка, то в конструкции также будет присутствовать так называемый аккумулятор-осушитель, который выполняет функцию осушения и фильтрации хладагента.
Стоимость замены компрессора кондиционера автомобиля составляет примерно 3-5 тысяч рублей
Система автомобильного кондиционирования предусматривает два способа управления температурой воздуха в салоне:
- Ручное управление, при котором водитель вручную с помощью специальных органов управления меняет температуру воздуха в салоне. При этом на процесс работы кондиционера будет влиять достаточно много факторов, таких как скорость автомобиля, температура окружающей среды, обороты на которых работает мотор и т. д.
- Более совершенной считается автоматическая система управления. В блоке управления необходимо задать нужную температуру, а дальше электроника сама подстроится под требования водителя. Для этого автоматическая система оснащается несколькими датчиками температуры, электронным блоком управления, а также рядом достаточно сложны заслонок, клапанов и т. д.
Характеристика
Часто бывает такое, что устройство не включается, почему так происходит? Причин может быть множество. Перед тем, как расскажем, почему автокондиционер не включается, не работает, как производится разборка, рассмотрим устройство системы и принцип работы.
Устройство системы в авто
Устройство
Как устроен любой кондиционер автомобиля:
- Электромуфта. Электромуфта предназначена для намагничивания прижимного шкива к диску, функционирующему от приводного ремня. Именно электромуфта прижимает шкивы после включения кондиционера. Как показывает практика, выход из строя электромуфты зачастую является основной причиной поломки устройства. Поэтому диагностике электромуфты необходимо уделять внимание.
- Непосредственно сам компрессор, который находится внутри. Когда компрессор автокондиционера работает, он прогоняет хладагент по патрубкам к конденсору (радиатору).
- Радиатор предназначен для охлаждения хладагента. Радиатор находится неподалеку от радиатора автомобиля, так что охлаждению хладагента способствует и воздушный поток во время езды.
- Вентилятор, который активируется и работает с узлом. Когда элемент включается, он осуществляет охлаждение хладагента. После того, как хладагент охладился, он поступает в ресивер.
- Ресивер находится внутри и представляет собой фильтрующий элемент, очищающий конденсат от пыли и грязи и направляющий его в терморегулирующий вентиль.
- Вентиль. Что касается вентиля, то он предназначен для подачи конденсата в испарительное устройство после того, как конденсат перешел в газообразное состояние.
- Испарительное устройство пропускает через себя хладагент, охлаждается, после чего с помощью вентилятора передает холод в салон транспорта.
Принцип работы
Теперь перейдем к принципу функционирования. Что касается принципа работы компрессора, то здесь все просто. Данный компонент предназначен для сжатия, а также преобразования хладагента в жидкое состояние с дальнейшей циркуляцией расходного материала по всей системе. Как правило, в современных транспортных средствах применяются поршневые компрессоры, оборудованные несколькими поршнями. Принцип работы их заключается в том, что после того, как они включаются — работают в результате воздействия нагнетателя. Этот нагнетатель установлен на шкиве и перемещается он только в осевом направлении.
Сами поршни сжимают хладагент по определенному принципу до необходимого состояния, после чего отправляют его дальше по системе. Движущиеся элементы компрессора нуждаются в смазке, которая обеспечивается специальным маслом. Что касается масла, то здесь, в принципе, все индивидуально для каждой модели автомобиля. Когда компрессор работает, он забирает у мощности мотора от 2 до 15 лошадиных сил.
Как правильно проверить работу компрессора
Осуществить проверку работы автомобильного кондиционера, лучше всего доверить профессионалам, при самостоятельной диагностике стоит обратить внимание на наличие посторонних звуков и запахов.
Что же касается более глубокой диагностики, то она осуществляется в следующем порядке:
- В первую очередь производится проверка системы при работе в штатном режиме обязательно нужно проверить то, как изменяется температура в салоне при изменении настроек, таким образом, иногда можно выявить явные неисправности органов управления.
- Ещё один довольно действенный способ – это банальный визуальный осмотр, при этом внимание следует уделить не только компрессору, но и всем остальным частям системы, а в частности, патрубкам, шлангам, радиаторам и т. д.
- Весьма важным моментом является измерение давление внутри системы кондиционирования, при этом проверять её нужно как в отключенном, так и в работающем состоянии.
Ремонт заднего контура
Задним контуром кондиционера называют трубки второго контура, которые установлены в нижней части машины. В процессе эксплуатации на них приходится значительное количество грязи и влаги, которые летят с дороги. Из-за этого трубки быстро изнашиваются и ломаются. Цена их ремонта в сервисе составит более 20 тыс. рублей. Есть еще один вариант – более дешевый: можно отключить второй контур и остаться без заднего климата (стоимость будет около 8 тыс. руб.). И, наконец, наименее затратный по деньгам, но наиболее сложный для автовладельца вариант – провести замену трубок самостоятельно.
Изначально в большинстве машин установлены алюминиевые трубки второго уровня. Их можно заменить на более практичные и износостойкие шланги для систем кондиционирования (погонный метр обойдется в 600-700 руб.).
Приобретаем:
- шланг № 8 – длиной 3,5 м,
- шланг №12 – длиной 3,5 м,
- фитинги и обжимки для них – по 4 шт.
Длина шлангов на разных автомобилях может отличаться, поэтому желательно измерить их заранее.
Ремонт шлангов автокондиционера
Ремонт можно производить двумя способами – можно заменить трубопровод от фитингов около переднего крыла до флянца, расположенного за задним крылом, или убрать шланги в кузов, дотянув их до заднего испарителя.
Рассмотрим первый вариант:
- Фитингами обжать шланг.
- Получившиеся наконечники подвести к заднему флянцу.
- Закрепить шланги на месте прежних алюминиевых контуров.
Для проведения этой и прочих видов ремонтных работ необходимо использовать специальные инструменты для ремонта автокондиционеров. Их можно приобрести в обычном магазине запчастей или сделав заказ на сайте.
Ремонт кондиционеров авто проводится только после детальной диагностики системы и установления причины выхода ее из строя. Пользуясь указанными выше рекомендациями, вы сможете самостоятельно установить причину неисправности и провести ремонт.
Читайте подробнее в статьях:
- «Ремонт компрессора кондиционера авто».
- «Ремонт трубок кондиционеров автомобилей».
Самостоятельный ремонт кондиционеров автомобилей провести достаточно сложно, и в большинстве случаев для обслуживания, ремонта или замены кондиционера лучше воспользоваться услугами сервиса. Произвести самостоятельно установку и ремонт элементов системы достаточно сложно, поэтому, если вы все же решились на проведение подобного вида работ, обязательно соберите максимальное количество информации по теме.
Признаки неисправностей
Наиболее часто о неисправностях в системе автомобильного кондиционера говорят следующие признаки:
- Постоянный монотонный шум, при этом он слышен даже в том случае, если кондиционер не работает, но двигатель заведён. В случае включения кондиционера меняется характер гула в ту или иную сторону. Такой признак говорит о том, что пришло время заменить подшипник на шкиве компрессора.
- Ещё одна достаточно распространённая неисправность – это ситуация, когда по какой-либо причине не включается электромагнитная муфта.
- Утечка хладагента из системы, что значительно снижает эффективность работы системы.
- Посторонние шумы при работающем кондиционере, в частности, речь идёт о гудении, стуке, характерном «урчании» и т. д. При этом в системе можно зафиксировать достаточно значительные перепады давления.
Замена компрессора
Случаи, когда возникает необходимость замены компрессора, чаще всего связаны с пренебрежительной или неправильной установкой автокондиционера и его неправильной эксплуатацией. Зачастую, на СТО при обнаружении утечки хладагента, или изменении цвета теплоизоляции (потемнении), ограничиваются простой установкой фильтров на магистраль системы, дозаправкой хладагентом или устранением течи. При этом требуются более существенный и радикальный ремонт компрессора.
Компрессор необходимо спасать, если в систему попала влага или нарушилась герметичность трубопроводов. В этих случаях необходима срочная реанимация, которая включает в себя промывку всей системы.
Промывка проходит в два этапа и осуществляется фреонами R-11, R-113 или четырёххлористым углеродом. Сначала необходимо удалить загрязненный хладагент из системы с помощью отвакуумированного баллончика. Затем производится промывка системы до тех пор, пока жидкость, вытекающая из компрессора, станет прозрачной. После этой операции система заправляется смесью, состоящей из масла и промывочной жидкости в соотношении 1:1 и включается в работу для прогонки на время от 10 до 15 минут. Затем эта смесь масла и промывочной жидкости сливается. При необходимости эту операцию нужно повторить.
После промывки системы опять проводят вакуумирование компрессора для полного избавления от промывочной жидкости. Затем наступает очередь заправки автокондиционера специальным маслом. При этом необходимо учитывать высокую гигроскопичность этого масла (способность впитывать влагу из воздуха). Для этого следует свести к минимуму воздушный контакт масла. И по окончанию всех этих работ, для предотвращения наличия влаги в системе, следует произвести продувку системы с помощью газообразного хладагента или осушенного азота.
Заправка хладагентом системы кондиционирования нового автомобиля производится каждые два года, а через 5 или 6 лет эксплуатации – ежегодно. Также не следует забывать о необходимости зимнего включения кондиционера для обеспечения смазки всех элементов системы. Это обеспечит долгую и надёжную работы кондиционера.
Возможные причины поломки компрессора кондиционера
- Выход из строя подшипника шкива компрессора чаще всего происходит из-за банального износа. Стоит отметить, что данная неисправность очень опасна, в том случае, если подшипник перестаёт правильно функционировать, велика вероятность, что вследствие повышенной нагрузки из строя также выйдет электромагнитная катушка. Также это приводит к перекосу шкива и возможной утечки хладагента.
- В том случае если не работает электромагнитная муфта, то, скорее всего, она просто вышла из строя из-за перегрева компрессора. Также на бюджетных моделях может встречаться заводской брак элемента. Ну и, конечно же, нельзя исключать обычный износ, связанный со временем и активной эксплуатацией. Радует то, что произвести ремонт данной неисправности не вызывает больших проблем и производится при наличии достаточно простых инструментов. К тому же комплектующие в данном случае будут стоить достаточно дёшево.
- Нарушение герметичности системы автомобильного кондиционера может быть вызвано повреждение корпусных деталей или патрубков. В первом случае крайне не рекомендуется производить ремонт самостоятельно более разумным будет обратиться к профессионалам, которые смогут осуществить ремонт компрессора. Ну а заменить соединительные трубки кондиционера гораздо проще.
- Причиной появления посторонних шумов в процессе работы кондиционера, как правило, является выработка и износ рабочих поверхностей, перепады давления в системе также объясняются выходом из строя одного или нескольких клапанов, отвечающих за подачу хладагента. Причиной выхода из строя является постепенный износ системы или же недостаток или избыточное наличие хладагента. Отдельно стоит проверить радиатор на предмет засорения, однако, осуществить это в домашних условиях практически невозможно.
Утечка хладагента
Еще одна распространенная причина неудовлетворительной работы кондиционера — утечка паров хладагента. Здесь уж точно паниковать не стоит, но диагностика займет побольше времени. Чаще всего пары уходят через неплотности на патрубках компрессора. Это особенно частое явление в тех случаях, когда компрессор и радиатор разнесены по разным углам подкапотного пространства. Компрессор крепится на двигателе и вибрирует вместе с ним, а радиатор — на своем законном месте. Из-за такого несоответствия в вибрациях, хомуты уплотняющего шланга на патрубках могут ослабеть, и испарения будут вырываться наружу. Иногда эта неприятность устраняется простой подтяжкой хомутов.
Утечка паров хладагента — частая причина плохой работы кондиционера
В этом случае может уходить не только хладагент, но вместе с ним и компрессорное масло, без которого компрессор прикажет долго жить в ближайшее время. Течи масла видны невооруженным глазом, а хладагент показывает себя только в ультрафиолетовых лучах. Очень, между прочим, эффективный способ выяснить утечку, если есть возможность посветить на магистраль ультрафиолетовой лампой.
Существует и так называемая регламентная утечка. Она предполагает потерю определенного количества хладагента и масла за какое-то время. Как правило, заводы-изготовители рекомендуют проводить перезаправку системы раз в полтора-два года. Поэтому при покупке подержанного автомобиля с кондиционером важно точно знать, когда именно проводилась замена хладагента, а если история об этом умалчивает, тогда все же стоит потратиться на замену. Компрессор в любом случае обойдется дороже.
Ремонт основных неисправностей
В том случае, если выявлены какие-либо неисправности в работе системы, то, естественно, потребуется их устранить как можно быстрее.
Сделать это в некоторых ситуациях можно своими руками:
- В случае обнаружения, каких-либо механических повреждений корпуса компрессора, ликвидировать их будет возможно при помощи сварочного аппарата.
- При замене сальника или уплотнительных прокладок в первую очередь потребуется удалить из системы хладагент и демонтировать с транспортного средства компрессор.
- Для того чтобы заменить подшипник шкива, потребуется также снять компрессор. Далее подшипник снимается подшипник, а на его место впрессовывается новый.
- Ремонт электромагнитной муфты кроется взамене вышедших из строя элементов, в частности, прижимной пластины, сгоревшей катушки или шкива, всё зависит от того, какая именно деталь была подвержена выработки.
- Неисправности поршневой группы устранить своими руками достаточно сложно, т. к. для этого потребуется полностью разобрать компрессор. Следовательно, разумным решением будет прибегнуть к помощи профессионалов.
Кондиционер в автомобиле – это весьма удобная и практичная вещь. Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу системы следует тщательно следить за его работоспособностью и состоянием ведь произвести ремонт иногда обходится достаточно дорого.
Почему трубки кондиционера начинают выходить из строя
Современные трубки изготовлены из тонкостенного алюминия и запасом прочности не обладают.
Причин образования утечек может быть несколько:
- внешняя и внутренняя коррозия, алюминий и сплавы на его основе постоянно защищены слоем окисла, но при его нарушении химическим или механическим путём металл быстро вступает в реакции со многими веществами и разрушается;
- вибрационные нагрузки, некоторые лёгкие сплавы обладают хрупкостью при старении и легко покрываются сеткой микротрещин;
- механические повреждения при ДТП, неаккуратных ремонтных вмешательствах или неправильной прокладке без защиты от внешнего воздействия;
- трубки быстро протираются при разрушении их крепления и касании окружающих деталей.
Обычно повреждения плохо различаются визуально, искать их приходится по косвенным признакам или методами диагностики утечек.