Наконечники рулевых тяг или рулевые наконечники – это шаровые шарниры, передающие усилия от рулевых тяг поворотным кулакам и обеспечивающие поворот управляемых колес. Средний срок службы детали составляет 80–100 тыс. км. Вследствие жестких условий эксплуатации реальный ресурс может быть в 2–3 раза меньше, так что осмотр и диагностику стоит проводить каждые 15 тыс. км.
Неисправность рулевых наконечников приводит к потере курсовой устойчивости автомобиля, автомобиль кидает из стороны в сторону и увеличению свободного хода рулевого колеса. В этой статье расскажем, как проверить наконечники рулевых тяг, об основных симптомах их выхода из строя и о том, как продлить срок службы детали.
Почему рулевые наконечники быстро выходят из строя
Наиболее распространенные дефекты рулевых наконечников – прорыв резинового пыльника, износ пластиковой втулки или сферической поверхности пальца, ослабление пружины.
Поврежденный пыльник может стать причиной загрязнения и износа шарнирного соединения
Основные причины преждевременного износа рулевых наконечников при эксплуатации:
- Агрессивная манера езды – резкие повороты руля и активное маневрирование на неровной дороге.
- Езда по некачественному покрытию, совмещенный с поворотом наезд на высокие препятствия (бордюры, бревна).
- Вращение руля на неподвижном авто.
- Воздействие химически агрессивных соединений.
- Частые перепады температур.
К повреждению вкладыша иногда приводит неквалифицированная замена детали на СТО. Нарушение целостности пыльника или его смещения из-за разрушения стопорного кольца часто становятся причиной загрязнения и быстрого износа шарнира.
Наибольшие нагрузки на рулевые наконечники приходятся при быстром движении на неровных дорогах с активным маневрированием. При проворачивании колес неподвижного автомобиля нагрузка на элементы рулевой системы возрастет до 1 тонны. При размеренном стиле езды по хорошим дорогам наконечники рулевых тяг ходят до 100 000 км. При сочетании хотя бы трех вышеперечисленных факторов риска симптомы неисправности рулевых наконечников могут проявиться уже спустя 20–30 тыс. км, а в случае механического повреждения чехла-пыльника ещё быстрее.
Причины износа шарниров
В процессе эксплуатации рабочая пара наконечника (пластмассовая вставка и шаровой палец) испытывает нагрузки со стороны рулевой рейки, которая тянет или толкает поворотный кулак в зависимости от направления движения автомобиля. Другая разновидность нагрузок воздействует на элемент со стороны колеса, попадающего на неровности дорожного полотна.
В первом случае усилие прилагается перпендикулярно оси шарового пальца и действует на излом, во втором силы стремятся выдернуть деталь из гнезда. Есть и третий вид нагрузки – сила трения, возникающая в узле при повороте колес. Поскольку палец жестко закреплен в проушине кулака гайкой, он проворачивается внутри пластиковой втулки и трется о ее стенки.
Из-за воздействия указанных нагрузок шарнирное соединение изнашивается следующим образом:
- Со временем стенки вкладыша истираются, между ними и шаром образуется зазор, отчего при движении по мелким неровностям слышен негромкий стук.
- Истирание боковых стенок втулки приводит к разбалтыванию пальца, ведь он поджимается пружиной только снизу.
- Когда пружина и пята не в состоянии выбрать люфт, возникший в результате износа пластика, шаровой палец легко ходит во втулке, отчего сильно стучит рулевой наконечник.
Важный момент! У шарнирных соединений есть внешний враг, значительно снижающий ресурс рабочей пары. Это пыль и влага, проникающая между трущихся поверхностей в результате разрыва верхнего резинового чехла.
Подобные дефекты нужно выявлять своевременно, иначе поврежденный наконечник быстро придет в негодность.
Читать также: Фильтр бензонасоса шевроле ланос
В автомобилях, оборудованных двухрычажной передней подвеской, иногда возникает поломка, не связанная с работой шарнира. Поскольку тяга расположена низко, при неаккуратной езде по плохим дорогам металлический стержень может согнуться от удара о камень или другое препятствие. При этом стук не возникает, но наблюдаются другие признаки, описанные далее.
Признаки неисправности рулевых наконечников
Основные признаки неисправности рулевых наконечников и шаровых опор практически идентичны. Основное отличие состоит в том, что дефекты шаровых опор оказывают влияние одновременно на ходовую и на рулевую систему системы, тогда как наконечники на работе подвески не сказываются.
Типичные симптомы неисправности наконечников рулевых тяг: люфт рулевого колеса, отдача (биение) руля при вхождении в поворот, появление лишних звуков спереди при проезде неровностей. Однако причиной схожих звуков и люфтов могут быть изношенные амортизаторы, ступичные подшипники, сайлентблоки и шаровые опоры. Стуки, отдающие прямо в руль, говорят о необходимости проверки рулевой рейки. Далее мы расскажем, как узнать неисправность рулевых наконечников.
Как проявляется неисправность рулевых наконечников: признаки и причины, смотрите в таблице.
Признак неисправности | Причина неисправности | Почему возникает | Варианты устранения |
Вибрация, биение, тяжелое вращение рулевого колеса | Отсутствует смазка. | Повреждение пыльника, брак детали. | Смазать узел специальной густой смазкой. |
Нарушена геометрия детали. | Механическое повреждение, неправильная установка, брак. | Проверить правильность установки, при необходимости заменить. | |
Увеличение свободного хода руля | Сильные продольные и поперечные люфты шарнира. | Сильный износ вкладыша, пружины. | Замена узла. |
Изменение геометрии сферической части пальца. | |||
Глухой частый стук при проезде неровностей и при повороте руля | Продольный люфт пальца. | Износ, вкладыша и пружины. | Восстановление или замена детали. |
Перед началом полноценной диагностики проведите тест-драйв на ровных и неровных покрытиях и на разных скоростях. Прислушайтесь к работе рулевого механизма. Обычно стуки раздаются только с одной стороны, так как одновременно наконечники редко выходят из строя.
Устройство рулевого наконечника
Устройство рулевого наконечника
Прежде чем приступить к рассмотрению признаков неисправности, необходимо разобраться с конструктивными особенностями рулевого наконечника. Именно это поможет понять, как определить, что деталь вышла из строя.
Признаки неисправности на ВАЗ-2114
Общий вид рулевого наконечника
Итак, когда понятно устройство наконечника рулевой тяги, можно определить признаки неисправности:
- Самый распространенный признак – это люфт . Особенно этот дефект становится заметным, когда автомобиль движется по ровной поверхности дорожного покрытия. Неисправный рулевой наконечник начинает утягивать машину в одну из сторон, если бросить руль на несколько секунд.
- Биение рулевого колеса . Особенно этот момент будет заметен, когда автомобиль двигается по неровностям или объезжает преграды. Так, отдача в руль будет достаточно заметной даже при наличии всех поглощающих эффектов.
- Посторонние звуки . Особенно они появляются тогда, когда начинается поворот руля. Сопровождается характерным хрустом.
- Порванный пыльник через который в механизм будет попадать влага и грязь.
Читать также: Туарег с пневмой или без
Осмотр состояния пыльника рулевого наконечника
Последствия несвоевременной замены
Когда признаки неисправности рассмотрены, можно более деталь рассмотреть, последствия жадности или не осведомленности водителя о неполадке. Итак, рассмотрим, какие последствия ждут хозяина автомобиля, если вовремя не заменить наконечник рулевой тяги:
- Самое распространенное – дорожно-транспортное происшествие, которое может привести к трагическим последствиям. Так, обрыв рулевого наконечника на скорости приведет к тому, что автомобиль резко уйдет на встречную полосу или в кювет.
- Неисправный рулевой наконечник приведет к повышенному износу других деталей. Так, измениться положение углов развала-схождения, что приведет к неправильному положению колес. В свою очередь, это повысит износ покрышек, которые уже через 3-4 тыс. км пробега протрутся и придут в негодность. Это в свою очередь может привести к тому же ДТП.
Как проверить исправность рулевого наконечника
Перед тем как проверить рулевые наконечники, визуально осмотрите пыльники. Обычно для этого достаточно просто повернуть колесо. При образовании трещин и разрывов чехла внутрь попадает вода с грязью и вымывает смазку, что ускоряет износ шарнира. При наличии дефектов чехол-пыльник надо заменить. Для выявления скрытых дефектов наконечников рулевых тяг нужны подъемник или домкрат и подпорки. Удобнее проводить проверку с помощником.
Как определить неисправность рулевых наконечников на подъемнике: видео
Проверка наконечников рулевых тяг проводится в следующем порядке:
- Поднять автомобиль на подъемнике или с помощью домкрата, дополнительно зафиксировав на подставках.
- Взяться за проверяемое колесо в точках “9 часов” или “3 часа” и покачать на себя, от себя, проверяя наличие люфта.
- Взявшись рукой одновременно за наконечник рулевой тяги и поворотный кулак, снова покачать колесо. Если ощутили свободный ход шарнира – деталь неисправна.
Ещё один способ проверки: разместив автомобиль на подъемник или над смотровой ямой, возьмитесь за рулевую тягу ближе к колесу и покачайте её, наблюдая за шарниром. Люфта в данном случае также быть не должно.
Основные неисправности рулевых наконечников, определение своими руками без ямы: видео
Для более детальной проверки рулевого наконечника его иногда лучше снять. Для этого понадобится металлическая щетка, торцевой ключ (или трещотка) с головкой, пассатижи, съемник или молоток. Очистив наконечник от грязи и пыли при помощи щетки, выпрямите фиксирующий гайку шплинт, открутите гайку и извлеките палец наконечника из посадочного места.
Оцените состояние вкладыша, шарнира и пружины. Поводите пальцем шарнира и вдавите в корпус. Если он «ходит» даже от слабых воздействий, вкладыш и пружина сильно изношены.
Подготовительные работы
- Поставить автомобиль на ровной площадке.
- Под задние колеса положить противооткатные башмаки.
- Ослабить болты крепления передних колес.
- Поднять ремонтируемую сторону на домкрате и поставить под нее надежную опору.
- Полностью снять колесо.
Обратите внимание. Разбирать подвеску не нужно, перед тем как снять рулевой наконечник на ВАЗ 2114. Но обязательно устанавливайте машину на надежные опоры, иначе она упадет. Под двигатель нужно положить снятое колесо.
Читать также: Наличие штрафов по номеру
Когда нужно менять рулевые наконечники
Износ рулевых наконечников может наблюдаться уже спустя 20–30 тыс. км пробега. О необходимости восстановления или замены детали вы можете судить после вышеуказанных проверок. Наконечник и/или тяга идет под замену целиком, если:
Если нарушена резьбовая часть рулевого наконечника дальнейшая эксплуатация невозможна
- ощущается сильный люфт шарнира;
- вкладыш шарнира выдавлен или сильно изношен;
- разрушен корпус детали;
- нарушена целостность пальца и/или его резьбовой части.
Восстановление рулевых наконечников имеет смысл только в случае нарушения целостности пыльника или разрушения стопорных колец, при незначительном вымывании и загрязнении смазки. Необходимые запчасти входят в ремонтные комплекты рулевых наконечников.
Что будет, если не менять рулевые наконечники
Длительное игнорирование неисправностей рулевых наконечников чревато не только повышенным износом отдельных деталей автомобиля, но и снижением безопасности.
Развалившийся наконечник может стать причиной полной потери управлением автомобиля
Водитель столкнется с такими техническими проблемами:
- нарушение углов установки колёс;
- ускоренный и неравномерный износ шин;
- повышение нагрузки на рулевую рейку и усилитель руля.
Неисправность наконечников рулевых тяг сказывается на комфорте и безопасности езды. Возможные последствия дефектов:
- нарушение курсовой устойчивости;
- ухудшение управляемости;
- полная потеря управления.
Последнее возможно при наихудшем из вариантов: разрушении корпуса шарнира, выпадении пальца наконечника, откручивании гайки, разрушении резьбовой части.
Как продлить жизнь рулевым наконечникам
Зная, от чего ломаются рулевые наконечники, водитель может продлить их жизнь. Вот краткий список рекомендаций, как продлить жизнь наконечникам рулевых тяг:
Специальная смазка и новый пыльник позволяют увеличить срок службы наконечников
- по возможности избегайте активного вращения руля на неподвижном автомобиле;
- объезжайте ямы, выбоины, препятствия на дороге, старайтесь не заезжать ведущими колесами на бордюр с поворотом руля;
- уменьшите скорость при движении по плохой дороге;
- с периодичностью хотя бы раз в год или 15 000 км осматривайте пыльник шарнира;
- исключите механические повреждения пыльника наконечника при мойке;
- немедленно меняйте чехол-пыльник при первых признаках его повреждения.
Недорогие рулевые наконечники обычно комплектуются пыльниками из мягкой резины и содержат мало смазки. В случае использования такой детали пыльник можно снять, отогнув стопорное кольцо и добавить смазки самостоятельно.