Двигатель внутреннего сгорания состоит из множества элементов, узлов, агрегатов, которые постоянно испытывают воздействие высоких температур и находятся в движении. Это приводит к различным негативным эффектам — образование накипи, повышение хрупкости, механическая деформация, растрескивание. Чтобы повысить срок годности подобных элементов, используется притирочная паста (ПП). Используют ее обычно для обработки автомобильных клапанов.
Но какие именно функции выполняет притирочная паста? Что учесть при выборе ПП для авто? И можно ли сделать притирочную пасту самостоятельно? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.
Сообщества › Diesel Power (Дизельные ДВС) › Блог › Какую пасту выбрать для притирке клапанов?
Поделитесь опытом, какую пасту выбрать? Во многих автомагазинах есть в наличие пасты фирмы: CHEMICO, DoneDeal (крупный/мелкий образив), Permatex, Loctite — уже в разы дороже, Zollex и прочие «алмазные» от росс производителя
Но какая действительно будет притерать ? Планирую притерать в ручную
Комментарии 54
Привет ! Конечно в процессе бывают разные требования к обработке седел и клапанов.Да алмазные пасты использовать для притирки автомобильных клапанов запрещено ! Я уже больше 10лет использую пасту Permatex.Работает отлично ! Вазовские головки хорошо берет паста Zolex.Done Deal хорошо работает не по всем клапанам.Я имею в виду автопроизводителей. Удачи !
Использовал пасту для притирки пасту от ВМП-авто
Притирка возможно имеет смысл если руками зенкеровать сёдла менять клапана на новые. При притирке: — ухудшается геометрия поверхностей что снижает долговечность, — происходит шаржирование клапана и седла что тоже снижает долговечность. Алмазная паста гарантированно остаётся в металле.
При грамотном ремонте ГБЦ (станочном) в соединения клапан-седло притирка не требуется, при условии что соблюдены ширина и углы фасок, и зазоры в направляющая — клапан. Без притирки: — правильная геометрия для продувки — прилегающие ровные плоскости улучшающие теплоотвод от клапана, — долговечность из-за чистой обработки поверхностей,
п.с. про керосин вообще бред
Конечно-конечно, станки должны работать и амортизироваться, а то, если все будут тереть и голимым нивеем работать-кто ж на Роттлер пойдет!((Открою тайну-у меня есть Саньен!)))) Работает!)
Открою тайну: станков у меня нет. И про их названия ничего не писал. И не использую притирку с 90х годов.
Ну и чудненько! Удачи!
Ну вы блин даёте, 25 лет занимался притиркой работая в европе по ремонту дизелей, и оказывается всё не так делал. Керосин, карандаш, воздухом пресуют этим не кто не занимается. Да есть шлифовочные машинки для проточки сёдел и клапанов (шпиндель) и разница между плоскостью седла и шпинделя 0,2 градуса. Это сделано специально что во время работы поясок сам становится шире по мере наработки моточасов. Направляющие шпинделя меняются если шаблон проходит через его. В инструкциях по притирке ясно сказано если раковины не глубокие то их не надо выводить на все 100% чтобы сохранить навареный стелитовый слой на шпинделе. А алмазная паста одна из лучших в притирке, но видать не здесь.
Пасту готовлю для притирки сам. Притираю клапан( новый или подготовленный) вручную 2-3 минуты на клапан, особое внимание впускным клапанам.После промывки места притирки и клапанов проверяю керосином (клапана без пружин, время проверки 20 мин. Этого времени достаточно. Развёртываю сёдла только после проверки на прилегание клапана и седла, а также замене направляющих клапана.
Не страдайте ерундой, — сначала развертки (входной конус, после рабочая поверхность седла клапана) потом сам клапан, обработанный на токарном станке то же в той же последовательности. И поверьте, если все гуд, то притирка не нужна. После данных манипуляций керосиновый тест проходит на ура. А тереть седла в непонятных геометриях (износ клапана, геометрия направляющей) это анонизм.
я использую только Permatex
Компаунд (паста) для притирки клапанов и Берлинская лазурь? как то для всего и все делает. подозрительно
я использую только Permatex
Отличная паста. И смывается водой. Цена может и дороже остальных, но качество и характеристики стабильно высокие.
Бери такую как Pilot65 показал! я первый раз клапана притирал, и мне эту пасту дали. притёр идеально, мотор дизельный работает как положено
.Паста притирочная клапанов ВМП-АВТО 40г Пр, бери не ошибешься, проверенно неоднократно, только не алмазную.
.Паста притирочная клапанов ВМП-АВТО 40г Пр, бери не ошибешься, проверенно неоднократно, только не алмазную.
Самое оно, красную не бери!
.Паста притирочная клапанов ВМП-АВТО 40г Пр, бери не ошибешься, проверенно неоднократно, только не алмазную.
Я к такой и склонялся, либо к zollex
притирка нарушает геометрию седла и клапана, и забивает микро поры чугунных седел, не притирают клапана нормальные люди на свеже собранном моторе, просто можно откорректировать седла если есть недостатки
Нормальные люди проверяют на керосин и идут бить морду горе-станочникам, которые Саньенами да Роттлерами денег заработали, а клапана на свежесобранном текут!Даже после Нивея -притирать!
может на жигули текут или на прочем шерпотребе… собирая нормальный мотор ничего не течет, на заводе кстатитоже не притирают
Падаю ниц, о сэнсэй!)))На заводе и текут! Пример-купленная новая головка А 4 в сборе керосина не держит. Привет Роттлеру!
DimitriyCustom
может на жигули текут или на прочем шерпотребе… собирая нормальный мотор ничего не течет, на заводе кстатитоже не притирают
На заводе когда все новое и прирезано то просто пришлепывают, а дошлепывается при первых минутах работы двигателя. Притирать надо всегда после переборки и проверять керосином. Именно притирка дает возможность полного прилигания клапана к седлу.
а еще она убивает прилегание кромок клапана )
ничего она не убивает если не будете использовать алмазную пасту
DimitriyCustom
а еще она убивает прилегание кромок клапана )
а вы считаете что герметичность клапана достигается кромкой или плоскостью?
Он думает, что кромкой!)))) Мануалы мы не читаем, они -для аматоров!)))) Боги 80 лэвэла молотком притирают!
Нормальные люди проверяют на керосин и идут бить морду горе-станочникам, которые Саньенами да Роттлерами денег заработали, а клапана на свежесобранном текут!Даже после Нивея -притирать!
Истину глаголете. Я так после станочников когда забирал ГБЦ, чуть не подрался, так они мне доказывали, что после их супер-пупер оборудования притирка не требуется, а притирать пришлось всё. Хотя станочники были хорошие. Аргументировали, что мол остальные собирают и огонь, зачем притирать. После паст ВМП-АВТО, все равно были потёки керосина через некоторое время, купил Permatex, переделал потеющие клапана и керосин за три часа никуда не делся. Так что притирать однозначно, только без дрелей и фанатизма, ручками, мелкой, желательно безалмазной пастой. Ну и +++ Permatex.
клапан притирается пристукиванием в рабочем моторе, и для теста 3 раза собирали мотор на текущих от керосина клапанах, мерили компрессию все в норме, да и потом снимали головку после пробега в 500км и клапана уже не пропускали керосин … поэтому это актуально наверно только для владельев жигулей
Совершенно не было никакого желания экспериментировать на своём моторе. Мне притереть не жалко. А скидывать ГББЦ на турбодизеле для проверки правильности теории о пристукивании не хочется аж никак.
Истину глаголете. Я так после станочников когда забирал ГБЦ, чуть не подрался, так они мне доказывали, что после их супер-пупер оборудования притирка не требуется, а притирать пришлось всё. Хотя станочники были хорошие. Аргументировали, что мол остальные собирают и огонь, зачем притирать. После паст ВМП-АВТО, все равно были потёки керосина через некоторое время, купил Permatex, переделал потеющие клапана и керосин за три часа никуда не делся. Так что притирать однозначно, только без дрелей и фанатизма, ручками, мелкой, желательно безалмазной пастой. Ну и +++ Permatex.
притираю DoneDeal в банке которая на две части. норм. с пермтексом не сталкивался.
За DoneDeal ничего сказать не могу, у нас её нет, а Permatex всяко лучше ВМП, т.к. даже синяя, крупная она.
Какие функции выполняет притирочная паста
Любой клапан двигателя внутреннего сгорания состоит из двух конструктивных элементов — тарелка и ножка. Тарелка имеет вид плоского диска, который расположен на конце ножки. Она плотно прилегает к посадочному месту на моторе (это место называют седлом). Тарелка должна плотно прилегать к седлу, чтобы обеспечивалась полная герметичность соединения. Такое жесткое требование имеет простое объяснение — чем плотнее будет расположена тарелка к седлу, тем меньше будут теплопотери движка и теме выше будет КПД двигателя внутреннего сгорания. В идеальном сценарии теплопотери стремятся к нулю, а все тепло идет на выполнение полезной работы.
Однако добиться плотного прилегания тарелки к селу удается не всегда. Эта проблема осложняется еще и тем, что в случае длительной эксплуатации движка на поверхности клапанных тарелок образуются мелкие повреждения, накипь, ржавчина, что приводит к снижению герметичности соединения. Чем дольше эксплуатируется двигатель, тем сильнее ослабевает герметичность соединения. Применение ПП позволяет решить следующие инженерные задачи:
- Восстановление естественной герметизации. Фактически ПП является абразивом, а во время обработки происходит удаление ржавчины, накипи, сколов, царапин, заусениц. В результате обработки тарелка становится гладкой, прямой, однородной. Это приводит к более плотному прилеганию тарелки к седлу, что увеличивает герметичность.
- Уменьшение масла на угар. Дополнительно устранение внешних дефектов приводит к тому, что во время работы двигателя не происходит выброс масла. Благодаря этому снижается количество масла на угар, что минимизирует риск образования накипи, нагара, ржавчины.
- Восстановление компрессии движка. Из-за мелких дефектов на поверхности компрессионного диска снижается коэффициент полезного действия движка. Обработка позволяет восстановить естественную компрессию, что также нормализует уровень КПД двигателя.
Что такое притирка клапанов и для чего она нужна?
В большинстве отечественных автомобилей, особенно старого образца, 1970–1991 годов, стоят четырёхцилиндровые, восьми клапанные двигатели. То есть, на каждый цилиндр приходится по два клапана – впускной, впускающий в камеру сгорания горючую смесь, и выпускной, выбрасывающий отработанные выхлопные газы в коллектор.
Клапан автомобиля, похож на гвоздь с широкой шляпкой, которой он и затыкает отверстие в камере сгорания. Шляпка или правильнее – тарелка клапана плотно прилегает своим краем (фаской) к седлу – кромке отверстия, в которое он установлен. Чем чище и ровнее края тарелки и седла, тем лучше клапан закрывает отверстие, а значит мощность двигателя, без потерь, направляется на движение поршней.
Со временем, края тарелки и седла покрываются копотью и нагаром, что нарушает герметичность камеры сгорания. Это отрицательно сказывается на мощности и экономичности двигателя, увеличивается расход масла.
Если не чистить регулярно клапана, то раскалённые выхлопные газы, рано или поздно расплавляют саму тарелку, приводя клапана в негодность, а следовательно и весь двигатель.
Так как процедура снятия головки двигателя довольно трудоёмкая, имеет смысл объединять работы, проводимые с её узлами и деталями. Например, при замене прокладки головки двигателя, можно заодно поменять маслосъёмные кольца на поршнях и почистить клапана.
Способы притирки
Существует несколько способов притирки. Каждый имеет свои особенности, которые описаны ниже.
Ручные фрезы
Ручная фреза представляет собой палочку с присоской на конце. Процедура проста, как добывание огня. Резиновая присоска устанавливается на тарелку клапана, фаска тарелки и седло предварительно обрабатываются специальной притирочной пастой и начинается вращение полоски между ладонями – влево, вправо. На нормальный клапан, обычно уходит от 15, до 20 минут.
Применяют такой способ самые настоящие ценители раритетных авто, получая от этого процесса моральное удовольствие. При таком способе притирки невозможно испортить саму тарелку, шток клапана или седло. Визуально, после обработки фаска тарелки становится матовой, как и седло.
Станки
Существуют специальные мобильные станки для притирки клапанов. Применяют их профессиональные автослесари, в своих мастерских. Это устройства типа: VM1150, VM1200, VM1350, VM1500 или VM1600. Отличаются они размерами обрабатываемых тарелок и глубиной погружения. Есть также специальные стенды для притирки клапанов, типа Р-23.74, они способны обрабатывать сразу по 8 клапанов, и рассчитаны на самые разные модели автомобилей – от легковых до большегрузов.
Верстак и трубка с Т-образной ручкой
Трубка с Т-образной ручкой – ещё одно устройство используемое для бережной притирки клапанов раритетных авто. В данном случае на конце трубки имеется крепление для стержня, а за ручку производится вращение клапана в седле. Способ не терпит спешки и силы. Он снимает минимальный слой с хрупкой и тонкой тарелки клапана. Но времени при таком способе затрачивается довольно много.
Использование дрели
Использование электрической дрели – самый спорный способ в среде профессиональных автомастеров. При этом способе шток клапана зажимается в самом патроне дрели или через гибкий резиновый шланг. Дрель при этом должна быть реверсивной, с возможностью вращать шток в обе стороны на сверхмалых скоростях. Несомненно, данный способ значительно сокращает время на притирку – на один клапан уходит от 1 до 2 минут. Но есть риск поцарапать тарелку или седло, оставить на них глубокие царапины или вообще, сломать шток клапана.
Важно! Выполнять притирку с помощью электрической дрели могут только профессионалы, на глаз способные определить качество и обладающие твёрдой рукой, привычной к работе с данным инструментом.
Паста для притирки клапанов. Какая лучше?
Нижеприводимый рейтинг паст составлен преимущественно на основе отзывов самих автолюбителей:
- «Классическая» (производитель ВМПАвто, Россия). Подходит для всех типов двигателей, отличается двухкомпонентным составом, что позволяет последовательно выполнять грубую и тонкую притирку. Крупность зёрен – от 0,53 до 0,9 мкм, причём они вступают в работу постепенно, по мере изменения шероховатости обрабатываемых поверхностей. Цена вопроса – от 600 руб. за 400 г продукта. Отметим, что ВМПАвто выпускает под той же маркой узкоспециализированные пасты – алмазную и профессиональную, которые подходят соответственно только дизельным и бензиновым двигателям. Цена таких паст выше: например, для алмазной – от 220 руб. за упаковку 100 г.
- ABRO Grinding Paste GP-201 от торговой марки ABRO (США). Также содержит крупно-и мелкозернистые компоненты, которые располагаются в отдельных частях ёмкости. Экономна в расходе, хорошо удерживается на притираемой поверхности. Цена упаковки массой 100 г – от 150 руб.
- Эффект (производится в Санкт-Петербурге). Упаковка включает два флакона с крупно- и мелкозернистой пастой, а также дозатор для облегчения процесса притирки. Цена – от 160 руб. за 90 г продукта.
- Permatex (производитель — США). Относится к группе компаундных водорастворимых паст, при помощи которых можно выполнять не только притирку клапанов, но и очистку хромированных поверхностей автомобиля. Цена – от 550 руб. за упаковку.
Следует отметить, что разделение притирочных паст на профессиональные и любительские достаточно условно, и выражается лишь в объёмах разовой упаковки продукта.
Какую притирочную пасту использовать?
На заре автомобилестроения для притирки клапанов использовалась пыль от алмазных кругов, смешанная с машинным маслом. На сегодняшний день данные смеси заменяются разнообразными пастами для притирки. Отличаются они содержанием абразивных элементов, размеров фракций и соответственно ценой.
Выбирается паста в зависимости от степени загрязнения, качества и марки металла клапанов, года выпуска и модели двигателя. Также имеет значение способ притирки – ручной или механический.
Немаловажный фактор выбора пасты – это опыт мастера. К примеру, новичок, используя крупнозернистую пасту, может легко испортить клапан или седло. Поэтому для начинающих мастеров рекомендуется применять мелкозернистую пасту, при этом на притирку таким средством времени уходить будет больше.
В автомобильных магазинах для первичной притирки продается крупнозернистая паста под названиями «Классическая» или «Алмазная». Для финишной притирки используется паста «ФАБО» – финишная антифрикционная безабразивная обработка. Эта паста продаётся в комплекте из двух тюбиков, с крупными фракциями и шлифовочная.
Существуют и многофункциональные пасты типа «ABRO Grinding Paste GP-201». Ей можно не только шлифовать клапана, но и очищать металлические детали от ржавчины и даже использовать для заточки режущих инструментов, например, рубанков. Её цена намного ниже специальной «ФАБО», так что, как говорится, в хозяйстве пригодится.
Пасты «PERMATEX» или «Done Deal» используются также для полировки хромовых деталей, так как в их составе не технический алмаз, а карбид кремния.
Важно! Перед покупкой пасты, нужно внимательно прочитать её состав и спектр применения.
Если ремонт застал водителя без пасты, а притирку отложить невозможно – двигатель уже разобран, можно смешать с маслом абразив счищенный с обычной, мелкой шкурки, а для финишной полировки использовать пасту Государственного Оптического Института или более известную под названием, паста ГОИ.
Общие сведения о притирочной пасте
Притирочная паста используется для притирки клапанов, которые входят в состав двигателей внутреннего сгорания. Процедура притирки улучшает физико-технические характеристики клапанов (прочность, упругость, твердость, отсутствие трещин), а также позволяет увеличить срок годности клапана. Притирка выполняется в трех случаях:
- Замена старых клапанов на новые. Притирка снижает риск образования трещин. Такая обработка минимизирует контакт поверхности металла с жидкостями, что снижает риск образования накипи, ржавчины.
- Капитальный ремонт авто или двигателя. В случае длительной эксплуатации двигателя на клапанах образуется накипь, которая негативно влияет на технико-эксплуатационные характеристики детали. Если деталь является старой, ее можно заменить. Если же деталь находится в хорошем состоянии, ее можно лишь обработать ПП — в таком случае замену выполнять не придется.
- Срочный ремонт авто или двигателя. Механические повреждения при ДТП распространяются по автомобилю неравномерно. Если двигатель получил легкие повреждения, то можно не выполнять замену клапанов — можно только обработать их притирочной пастой, которая укрепит детали, сделав их более крепкими, надежными.
ПП бывает двух типов — самодельная и фабричная. Самодельные смеси изготавливаются из подручных материалов, а их себестоимость является низкой. Однако у таких смесей есть крупный недостаток — качество подобных ПП находится на низком уровне, что снижает их функциональные свойства. Сегодня большой выбор фабричных смесей, которые содержат множество полезных компонентов, оказывающих комплексное воздействие на детали мотора.
ПП отличаются по массе параметров — зернистость, вязкость, тип, наличие дополнительных присадок, марка, объем упаковки. В России в продаже имеется различная притирочная паста для клапанов. Базовые популярные марки — ВМП Классическая, ВМП Профессиональная, ABRO GP-201, абразивно-притирочная смесь Done Deal, ГОИ. Покупку следует делать с учетом технических характеристик Вашего двигателя. В идеале подбором ПП должен заниматься работник автомастерской, у которого есть соответствующий опыт, квалификация.
Проверка качества притирки
Как уже упоминалось, только профессионал сможет на глаз понять, насколько качественна была проведена притирка клапанов. Но даже они, проверяют притирку тарелки с седлом с помощью керосина, бензина или просто солярки. Для этого головка цилиндров устанавливается строго горизонтально на ровной поверхности, а в цилиндры наливается жидкость. Если через 12 часов в одном из цилиндров уровень керосина значительно уменьшился, придётся повторить притирку обоих клапанов ещё раз. Если клапанов в цилиндре 4, то есть 2 впускных и 2 выпускных, то притирку надо будут повторить на всех 4.
Есть мнение, что притирку клапанов, нужно делать не только после 50000-60000 км пробега, но и на новых автомобилях. Понятно, что процедура не требуется на бюджетных седанах или других обычных машинах. Но она обязательна, на спортивных болидах, так как там, играет роль, каждый кПа компрессии, каждая лошадиная сила. Так что, при подготовке спортивного автомобиля к гонкам, без притирки клапанов не обойтись. И вот тут проверка заключается не только в визуальном или керосиновым тесте, но и на гоночном треке.
Давайте обсудим. Притирочные пасты!!
Понятно, что при наличии станочков, притирка вроде бы не нужна, но что делать, если станочков-то нет в пределах осязаемой достигаемости
Предлагаю обсудить выбор лучших притирочных паст для гаражного ремонта.
Когда я ремонтировал свою ГБЦ в сентябре, притирал клапаны притирочными пастами «Классическая» (30 руб, заявленная шероховатость после обработки Rz=9) 2в1 (чистовой и черновой составы в одном флаконе), и «ФАБО» (50 рублей, Rz=3).
ФАБО интересная паста, по заявлениям , улучшает чистоту поверхностей.. На фасках действительно образуются медные полоски. Сама паста зеленого цвета. Получается что-то вроде этого (рекламная фотка): Правда после того как клапан и седло поработают немного, следов от меди не остается.
Однако, основной вопрос в другом. Не понравилась мне паста «Классическая». Какая-то грубая обработка, дерет поверхности, после чего образуются концентрические риски на седле и клапане. Притирал ручной крутилкой
Состав притирочной пасты
Основными компонентами паст для притирки клапанов являются:
- Масло, повышающее теплоёмкость и уменьшающее температуру на притираемых поверхностях. Некоторые пасты, с целью снижения вязкости, производят на водной основе.
- Мелкодисперсный абразив, производящий полировку.
- Антиокислительные вещества, снижающие механохимический износ.
- Ингибиторы коррозии, положительно влияющие на долговечность клапана.
- Осветляющие составы.
Эффективность любой притирочной пасты для клапанов определяется видом абразива. Используются карборунд, алмазная крошка, диоксид кремния, стекло, окись алюминия, а также карбиды кремния и бора.
Притирочная паста для клапанов классифицируется от грубо- до мелкозернистой. В грубозернистой пасте абразивные частицы достаточно крупные, поэтому она используется для грубой притирки. Чем выше показатель зернистости притирочной пасты, тем более тонкую притирку можно ею выполнить.
Масло и шлифовальная паста имеют противоположные функции: в то время как абразив увеличивает трение, масло стремится уменьшить его, ограничивая одновременно режущее воздействие. Масло (или вода) являются также основой, в которой происходит перемещение абразивных частиц при притирке.
Некоторые пользователи самовольно снижают исходную вязкость пасты, что недопустимо: в результате уменьшается нагружающее усилие и режущее воздействие абразивных частиц на притираемые поверхности. Сами же частицы быстрее вымываются, что приводит к росту расхода притирочного состава.