Как заменить воздушный фильтр на двигателе или почистить его


Замена воздушного фильтра двигателя — обязательный этап при его поломке. Деталь препятствует попаданию грязи в силовую установку и поддерживает ее в чистом состоянии. Кроме того, она поглощает сторонние шумы, а в автомобилях с бензиновыми моторами еще и регулирует температуру топливно-воздушной смеси.

Замена воздушного фильтра двигателя является обязательным этапом при поломке.

Конструкционные особенности воздушного фильтра

Перед тем как почистить фильтр, нужно оценить его конструкцию и особенности материала сборки картриджа. Прибор состоит из корпуса с отверстиями для пропускания грязных воздушных масс и протока чистого воздуха, мембраны и уплотнительной прокладки по периметру крышки.

Последняя исключает попадание соринок мимо фильтра. С учетом марки транспортного средства очистительные детали устанавливают в разных секторах, а корпус обладает цилиндрической либо прямоугольной формой.

Сменные детали (картриджи) производятся из следующих материалов:

  1. Бумаги. Такие образцы встречаются на машинах отечественного производства, выпущенных в прошлом веке. Они представляют имитацию гармошки из пористых лент.
  2. Хлопка. Являются преемниками предыдущего типа с высшей эффективностью очистки.
  3. Синтетических волокон. Присутствуют на многих автомобилях и популярны из-за высокой эффективности очистки даже при сильном загрязнении.

Способ второй


Цилиндрическое устройство
Как создать прямоугольный фильтрующий элемент мы разобрались, теперь переходим к изготовлению воздушного фильтра цилиндрической конструкции собственными руками. Возьмем в качестве фильтра-донора масляное фильтрующее устройство для Москвича КС-71. Проделываем такие манипуляции:

  1. Разбираем фильтрующее устройство.
  2. Удаляем бумагу, находящуюся внутри.
  3. Вместо бумажной шторки укладываем малярный валик, допустимо оставить бумажную шторку.
  4. Для заглушки применяем крышку, снятую с баллончика для очистки карбюраторов.
  5. Покупаем садоводческий шланг подходящего диаметра, чтоб он мог надеться на карбюратор, для соединения с карбюратором.
  6. Собираем конструкцию.
  7. Свободный конец фильтрующего устройства заглушите флаконом из пластика подходящего диаметра.

Функции элемента в системе

Для бесперебойной работы силовой установки нужно использовать подходящий объем кислорода. По умолчанию для сжигания 1 л бензинового топлива требуется 15 кг воздуха. При этом он должен соответствовать ряду требований: обладать правильной температурой, плотностью, насыщенностью кислородом и чистотой. Даже мелкие частицы пыли могут негативно повлиять на узел и вызвать износ новых деталей.


Для бесперебойной работы нужно поддерживать объем кислорода.

Для исключения подобных неприятностей используются воздушные фильтры. Они предотвращают прохождение загрязнений вместе с воздушным потоком, а еще изолируют двигатель от водяных паров, которые могут попадать в блоки цилиндров и вызывать коррозию.

При стандартных нагрузках деталь снижает износ силового агрегата на 15-20%, а в сложных — на 100%.

Подготовительные работы

Для проведения замены воздушного фильтра не нужно обладать особенными знаниями, поэтому такую процедуру можно выполнить своими руками, ни прибегая к помощи специалистов. Тем более, что на это уйдет около 15-20 минут. Обычно инструкция, прилагаемая к каждому авто, содержит информацию о рекомендованных сроках замены воздушного фильтра. Но если таких сведений нет, то менять фильтр следует раз в год.

Перед тем, как поменять воздушный фильтр, нужно подготовить необходимые инструменты. Для этого понадобится:

Подпишитесь на наш Telegram-канал

  • крестообразная и прямая отвертка;
  • плоскогубцы;
  • ключ для закручивания (раскручивания) гаек.

Конечно же, не обойтись без нового фильтра, который следует приобрести заранее. Вполне возможно, что пригодится чистящее средство и бумажные салфетки. Прежде всего предстоит удалить изношенный фильтр, при этом следует учитывать, что его местонахождение определяется видом двигателя (карбюраторный или инжекторный), а также его типом – открытый или закрытый. Поэтому он может располагаться непосредственно над карбюратором или на небольшом отдалении от выпускного отверстия.

Признаки засорения фильтра

Определить признаки забитого воздушного фильтра несложно. Главные симптомы проявляются в виде пропусков воспламенения топлива, шумной работе силовой установки и повышенном расходе топлива.

Непривычный такт оборотов

Если при попытках обгона другого автомобиля ощущается нестандартный такт оборотов, это может указывать на износ и загрязнение картриджа. Кроме того, при таких неприятностях машина быстро глохнет на холостых оборотах или демонстрирует провалы при их повышении.

Пониженная мощность мотора

Если транспортное средство перестает нормально реагировать на педаль акселератора либо при попытках ускорения отображаются рывки, возможно, двигателю не хватает кислорода. После замены изношенного картриджа ускорение улучшается примерно на 11%.

Индикатор Check Engine

Срабатывание индикации о проверке двигателя — важное событие, которое нельзя игнорировать. Большинство современных автомобилей потребляют до 10 тыс. л воздуха на 1 л топлива. Если его недостаточно, на блоке управления начнут появляться коды ошибок. Выход из проблемы — чистка загрязненного картриджа или его замена.


Индикатор Check Engine нельзя игнорировать.

Визуальное загрязнение

На новом и неизношенном элементе отсутствуют следы загрязнений. Его корпус обладает разными оттенками, например желтым, белым, зеленым, но выглядит чистым. В процессе эксплуатации фильтр накапливает пыль и грязь, поэтому темнеет и теряет начальный вид. В некоторых случаях внутренние слои полотна забиваются пылью и твердыми включениями, которые сложно заметить даже при ярком освещении. Поэтому нужно следить за регламентом и периодичностью замены детали, чтобы избежать быстрого засорения.

Повышенный расход топлива

Если расход горючего внезапно вырос, возможно, это последствия загрязнения воздушного картриджа. Чтобы компенсировать недостающую мощность, электронный блок управления подает больше топлива в систему. Проблема по-особому хорошо выражена на автомобилях с карбюратором.

В современных моделях она менее опасна. Однако грязный фильтр может привести к отображению ошибок P0171 и P0172 на приборной панели.

Черный дым или пламя из двигателя

При дефиците воздуха в топливной системе часть смеси не сгорает полностью. Этот остаток вылетает из транспортного средства через выхлопную трубу. Поэтому при появлении черного дыма нужно очистить фильтр либо поставить новую деталь. Кроме того, вы можете столкнуться с искрами в конце выхлопной трубы и хлопающими звуками. Решить такие неполадки нужно в сжатые сроки.


При дефиците воздуха возникает черный дым.

Ощутимый запах бензина

Если при включении силового агрегата не хватает кислорода, несгоревшая топливно-воздушная смесь отправляется в выхлоп. Это сопровождается выделением запаха бензина. Симптом указывает на необходимость замены картриджа.

Пропуски зажигания

При дефиците воздуха из-за загрязнения очистного устройства не исключены пропуски в зажигании. Это связано с тем, что топливо сгорает не полностью и образуется сажа, которая накапливается на свече, препятствуя появлению нормальной искры для сжигания смеси. В результате двигатель хуже запускается, троит и работает рывками.

Периодичность замены фильтра воздуха в разных условиях

Качественная работа воздушно фильтра обеспечивает нормальные условия эксплуатации двигателя. Если фильтр будет забит, его пропускная способность уменьшится, силовой агрегат будет получать меньше воздуха для смешивания с бензином. Часто это становится причиной повышения расхода, а также ухудшения поведения машины при поездке. Основные негативные эффекты, которые вызывает старый грязный воздушный фильтр в вашем авто, могут быть описаны следующим образом:

  • постепенное повышение расхода топлива в автомобиле, которое сложно объяснить другими причинами;
  • частые случаи отказа работы двигателя посреди дороги, эффект задыхания при остановке вращения;
  • негативное изменение поведения силового агрегата, значительные задержки при нажатии педали газа;
  • плохая реакция на акселерацию, нехватка тяги и снижение эффективности работы двигателя;
  • недостаточно качественная работа каждого цилиндра, повышение износа двигателя из-за неверной работы;
  • масса различных ошибок на бортовом компьютере, которые говорят о неполадках силового агрегата.

Если не менять воздушный фильтр несколько лет и активно эксплуатировать при этом машину, можно остаться и вовсе без двигателя, получить массу неприятных проблем в виде нарушения целостности блока цилиндров. Чем меньше воздуха подается в камеры сгорания, тем больше двигатель компенсирует его нехватку топливом, которое полностью не сгорает. Бензин оседает в масле, портит его свойства и выводит двигатель из строя окончательно. Рекомендуют менять воздушный фильтр при каждом ТО — один раз в 10-15 тысяч. При сложных условиях эксплуатации, высокой запыленности, лучше менять этот элемент чаще.

Что проще: очистка или замена воздушного фильтра

Салонные фильтры нуждаются в замене, если они одноразовые и не рассчитаны для последующей очистки. Такая деталь является расходным материалом, т.е. подлежит регулярному обновлению. Но не все автовладельцы готовы тратить средства на установку новых очистителей кислорода, поэтому часто промывают их подручными средствами.

Элементы выпускаются в светлом цвете, что упрощает контролирование степени загрязнения и позволяет исключить чрезмерное накопление пыли и грязи. Стоимость многоразовых фильтров намного выше, чем базовых моделей, поэтому их принято чистить, а не выбрасывать.

Замена фильтров в автомобиле против очистки

Сегодня каждый автовладелец в условиях непростой экономической ситуации старается сэкономить как можно больше денег на владении автомобилем. В первую очередь больше всего денег при содержании машины уходит на топливо, страховку и техническое обслуживание. К сожалению, на топливе особо не сэкономишь, так как заправляться на сомнительных АЗС с подозрительно дешевым топливом – все равно что играть в русскую рулетку. Также не сэкономите вы особо и на страховании. Но тем не менее у каждого автовладельца есть реальный шанс уменьшить свои траты на ремонт и техническое плановое обслуживание автомобиля. Как? Сейчас расскажу.

Безусловно, на замене моторного масла и других жидкостей вы вряд ли сэкономите без ущерба автомобилю и двигателю. Если, конечно, речь идет не о жидкости стеклоомывателя, которую реально можно заливать практически любую, не опасаясь что-то повредить.

Но вот на плановой замене различных фильтров вы можете сэкономить. Да-да, несмотря на то что вы регулярно должны менять фильтры в машине – практически при каждом ТО, вы можете продлить срок их службы, просто очистив. Но помните, что в конце концов вам все равно придется поменять все фильтры, так как временная очистка делает их неэффективными.

Способы очистки

В домашних условиях фильтры чистят разными способами. Для этого используют пылесос или компрессорное оборудование, средства для ухода за автомобильными комплектующими и специальные масла.

Обдувание компрессором или пылесосом

Для очистки фильтра необходимо извлечь его из автомобиля (если загрязнения сильные) либо продуть без демонтажа. Во втором случае следует перевернуть деталь и постучать ею о любой предмет. Это позволит удалить крупные загрязнения и комки пыли.


Для обдувания компрессором двигатель нужно извлечь из автомобиля.

Дальше следует включить компрессор или пылесос и провести очистку поверхностей. Пылесос эффективно всасывает пыль, но оставляет отдельные частицы. Компрессор более мощный, т.к. выдувает все включения.

Насадку пылесоса нужно разместить за несколько сантиметров от очищаемой конструкции, но не нажимать на нее. Если процедура выполняется компрессором, стоит проводить ее подальше от транспортного средства.

Уходовая химия

Прочистить фильтр можно специальными моющими средствами. Для этих целей подходит обыкновенный стиральный порошок или вещество для мытья посуды. Они не вредят поверхности фильтра, но эффективно устраняют остатки грязи и пыли.

Чтобы очистить фильтр, необходимо подготовить емкость подходящего размера, налить в нее воды и внести стиральный порошок или моющее средство. Дальше следует погрузить в посудину фильтр и выдержать его там в течение 10-12 часов. Затем следует промыть устройство чистой жидкостью.

После окончательного просушивания деталь подходит для повторного применения. При этом зимой потребуется потратить больше времени, чтобы высушить конструкцию, поэтому лучше купить еще один фильтр для замены.

Масла для пропитки фильтра

Специальные маслянистые вещества позволяют защитить фильтр от быстрого накопления грязи и пыли. Они способствуют нормальному прохождению воздуха и подходят для применения в жестких условиях, где присутствует обилие грязи и песка.

В список популярных масел входят такие серии:

  1. Liqui Moly Motorrad Luftfilter Oil.
  2. Спрей IPONE SPRAY AIR FILTER OIL.
  3. MOTUL А3 Air Filter Oil.

Как поменять фильтр закрытого типа

Замена воздушного фильтра данного типа предполагает проведение следующих работ:

Открыв капот и отыскав деталь, начинаем ее демонтаж. Чаще всегокорпус воздушного фильтра подключен к патрубку, обеспечивающему подачу воздуха к мотору. Воспользовавшись отвертками и ключом, удаляем гайки и винты, удерживающие крышку, а для извлечения хомутов потребуются плоскогубцы. Может случиться так, что придется открепить трубки и резиновые шланги, соединенные с коробкой.

После снятия коробки достаем старый фильтр. Если он не извлекается рукой, то перед изъятием нужно открутить гайку или винт. Очень важно запомнить в каком положении находился старый фильтрующий элемент, как размещалась его верхняя и нижняя части. Такие данные помогут правильно установить новый фильтр.

После удаления старой детали очищаем место ее установки от загрязнений и проверяем патрубок воздушного фильтра

, через который воздух подается к мотору. Внутренняя поверхность корпуса воздушного фильтра очищается бумажными салфетками, а при необходимости чистящим средством.

В процессе установки новой детали для очистки воздуха необходимо проконтролировать соответствие ее размера, чтобы между нею и стенками коробки не было лишнего пространства. Убедившись в плотном прилегании фильтра, возвращаем на место все раннее открученные крепежные элементы, трубки и шланги. При замене старого воздушного фильтра на новый большую роль играет правильная установка крышки коробки, что является гарантией исправной работы двигателя.

Способ третий


Альтернатива «нулевику»
Воздушный фильтр создает дополнительное сопротивление на пути всасываемого потока воздуха. Двигателю для преодоления этого сопротивления приходится затрачивать дополнительную силу, ухудшается мощность мотора. Указанная проблема преодолевается применением фильтрующего устройства нулевого сопротивления. Минус «нулевика» заключается в его стоимости, она в несколько раз превышает цену на обычные фильтрующие элементы.

Есть возможность изготовить воздушный фильтр нулевого сопротивления собственными руками. Сделать его можно из фильтра Москвича, модель не важна. Берем герметик, канцелярский нож, бокс от компакт-дисков, круглой формы. Стоит сразу оговорить, что устройство, изготовленное собственноручно, будет только внешне напоминать «нулевик» для автомобиля, по остальным параметрам, он не будет отличаться от обычного воздушного фильтра Москвича.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]