Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

Система охлаждения двигателя предназначена для того, чтобы силовой агрегат работал в строго определенном температурном диапазоне. Другими словами, не допускается как перегрев, так и слишком интенсивное охлаждение мотора, которое не позволяет ДВС выйти на рабочую температуру.

Далее мы поговорим о том, как проводится диагностика системы охлаждения двигателя, а также чему следует уделить внимание, если двигатель не выходит на рабочую температуру (остается холодным) или перегревается, возникли утечки охлаждающей жидкости (ОЖ) и т.д.

Проверка системы охлаждения двигателя: диагностика возможных неисправностей


Система охлаждения двигателя предназначена для того, чтобы силовой агрегат работал в строго определенном температурном диапазоне. Другими словами, не допускается как перегрев, так и слишком интенсивное охлаждение мотора, которое не позволяет ДВС выйти на рабочую температуру.
Далее мы поговорим о том, как проводится диагностика системы охлаждения двигателя, а также чему следует уделить внимание, если двигатель не выходит на рабочую температуру (остается холодным) или перегревается, возникли утечки охлаждающей жидкости (ОЖ) и т.д.

Диагностика системы охлаждения в техцентре “Авангард”

Диагностируем неисправности и риски их возникновения, оцениваем степень износа деталей. В результате проверки вы получаете детальный отчет о состоянии системы охлаждения, рекомендации по замене запчастей и охлаждающей жидкости.

Позвоните или оставьте заявку через сайт на диагностику системы охлаждения автомобиля в ЮЗАО Москвы. Используем новейшее диагностическое оборудование, помогающее найти даже скрытые дефекты. Работаем оперативно, предоставляем гарантии качества услуг.

Диагностика системы охлаждения двигателя

Не трудно догадаться, что основной задачей охлаждающей системы становится сначала обеспечение скорейшего выхода на рабочие температуры, после чего реализуется дальнейшее поддержание этой температуры и эффективный отвод избытков тепла в атмосферу.

При этом не допускается, чтобы мотор оставался слишком холодным, так как непрогретый до рабочих температур двигатель под нагрузками изнашивается быстрее, а сильно перегретый ДВС может заклинить.

Система охлаждения на современных автомобилях является решением комбинированного типа, то есть двигатель охлаждается как за счет жидкостного, так и за счет воздушного охлаждения. С учетом того, что данная система включает в себя целый ряд составных элементов, а также в замкнутом контуре циркулирует специальная охлаждающая жидкость (тосол или антифриз), в процессе эксплуатации ТС нередко возникают неисправности.

На практике в рамках диагностики необходимо проверять всю систему, а не только отдельные элементы на предмет различных дефектов или износа. Еще важно учитывать, что современные авто зачастую имеют весьма ограниченное пространство под капотом.

Это значит, что шланги системы охлаждения могут иметь изгибы, несколько мест соединений, отличаются по размерам и форме. Хотя срок службы шлангов достаточно большой, со временем изнашиваются даже изделия высокого качества.

  • Итак, вернемся к диагностике. Прежде всего, необходимо проверить уровень и состояние охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Рекомендуется, чтобы уровень был между метками «мин» и «макс» на прогретом ДВС. На холодном двигателе вполне допускается снижение уровня до о, так как после нагрева мотора уровень повысится в результате расширения горячей ОЖ.

Также помутнение ОЖ, наличие примесей и т.д. обычно указывает на то, что антифриз или тосол нужно менять. Как правило, охлаждающие жидкости рассчитаны на 2-3 года службы, затем происходит потеря полезных свойств.

  • Идем далее. Если заметно, что уровень охлаждающей жидкости даже после того, как был приведен в норму, все равно достаточно быстро понижается, следует проверять систему охлаждения на герметичность. Все соединения нужно осмотреть. Как правило, антифриз подтекает из:
  1. расширительного бачка;
  2. резиновых шлангов;
  3. патрубков или помпы;
  4. термостата;
  5. радиатора;

Бачок имеет свойство растрескиваться, в негодность часто приходит его крышка. Также течи в местах соединения возникают в том случае, если ослабевают стяжные хомуты. Радиатор охлаждения также может быть поврежден механическим путем, в нем возникают трещины и т.д. Часто ОЖ подтекает из-под корпуса термостата, течи можно обнаружить и в области установки водяного насоса системы охлаждения.

В любом случае, на заглушенном ДВС герметичность системы охлаждения определяют путем подачи воздуха в систему. Также вместо крышки радиатора ставится приспособление, через которое воздух нагнетается до 100 кПа. Снижение давления укажет на разгерметизацию.

  • Теперь давайте представим, что система герметична, состояние ОЖ нормальное, антифриз не уходит, однако тепловой режим работы ДВС все равно нарушен. В подобной ситуации мотор может как перегреваться, так и не выходить на рабочую температуру.

Обычно такие проблемы связаны с термостатом. Его быструю проверку можно выполнить прямо на машине без снятия. Сначала холодный ДВС запускают, затем следует дать мотору поработать на ХХ. Если термостат в норме, нижний бачок радиатора также начнет нагреваться по мере прогрева силовой установки. Это говорит о том, что при нагреве охлаждающей жидкости до 80–85 ºС термостат срабатывает.

Проблемы возникают и в том случае, если термостат не закрывается при остывании ОЖ. Это проявляется долгим прогревом ДВС, двигатель прогревается, но только частично или же мотор все время остается холодным. Данные признаки говорят о том, что термостат все время открыт, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу через радиатор.

Как в первом, так и во втором случае термостат нужно или сразу менять, или же помещать устройство в горячую жидкость, после чего замерять температуру его открытия и определять работоспособность элемента.

Кстати, если термостат все же оказывается исправным, тогда проблема перегрева или недогрева мотора может крыться в неполадках вентилятора системы охлаждения или датчика температуры (вентилятор радиатора может как не включаться, так и работать постоянно, срабатывание может происходить несвоевременно и т.д.).

  • Отдельного внимания при диагностике системы охлаждения заслуживает водяной насос (помпа) и состояние указанного элемента. На проблемы с помпой обычно указывают такие симптомы:
  1. Быстрое повышение температуры холодного двигателя после запуска;
  2. Появление посторонних шумов во время работы ДВС в области помпы;
  3. Заметное осевое и радиальное биение вала помпы при проворачивании;
  4. Появление течи через сальник водяного насоса.

Течи в области установки водяного насоса укажут на то, что уплотнитель или сальник вышел из строя. Так или иначе, специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние привода водяного насоса. Также лучше сразу менять помпу на новую в том случае, если с водяным насосом системы охлаждения возникли какие-либо проблемы.

Как проводится диагностика системы охлаждения?

В первую очередь автомобиль осматривают на наличие подтеков. Утечка антифриза является наиболее распространённой причиной неисправности в системе, так как патрубки со временем теряют свою эластичность, а хомуты, стягивающие соединительные части, расслабляются.

Помимо визуального осмотра специалисты проверяют антифриз на плотность специальным прибором. Если результаты всех проверок оказались в норме, то вместе с владельцем машины устанавливается проблема и начинается детальный осмотр каждой части системы: в первую очередь это термостат, помпа и проверка общей герметичности.

В автосервисе «Свой» работать с Вами будут только профессионалы с большим опытом. Это поможет Вам совместными усилиями быстро поставить диагноз и определиться с ремонтом. А если Вы решите оставить свое авто на ремонт в «Своем», то диагностику Вам оплатит сервис.

Полезные советы

Обратите внимание, не всегда снижение уровня антифриза или тосола указывает на проблемы именно с системой охлаждения. Охлаждающая жидкость может уходить прямо в цилиндры в том случае, если имеется повреждение прокладки ГБЦ, в головке или в блоке возникли трещины и т.д.

В подобной ситуации двигатель часто дымит белым дымом, так как ОЖ в виде пара выходит через выпуск. В этом случае головку или блок необходимо снимать, в рамках диагностики производится опрессовка головки блока. Затем принимается решение о ремонте ГБЦ или замене элемента. Также антифриз или тосол может течь в том случае, если проблемы возникли с заглушками блока двигателя. Течи через заглушки укажут на необходимость замены заглушек двигателя.

  • Еще следует добавить, что с наступлением холодного времени года очень важно не только наличие ОЖ, залитой строго по уровню, но и плотность антифриза. Помните, если в процессе эксплуатации приходилось доливать дистиллированную воду, плотность раствора понижается. Простыми словами, при понижении температуры жидкость может замерзнуть. Результатом замерзания часто становятся как повреждения элементов системы охлаждения, так и самого ДВС.

Плотность ОЖ измеряется ареометром, при необходимости концентрацию антифриза следует повысить путем доливки концентрата. При этом смешивать антифризы и тосолы разных марок настоятельно не рекомендуется.

Также важно помнить, что концентрат ОЖ является сильнейшим ядом! Не допускайте попадания вещества на кожу, в глаза, не принимайте внутрь!

  • Еще раз отметим, что тосолы или антифризы на основе этиленгликоля имеют в своем составе пакет активных присадок, которые препятствуют образованию коррозии, обладают антиокислительными и противовспенивающими свойствами. Однако со временем присадки срабатываются и перестают работать.

В результате разрушается крыльчатка помпы, радиатор «разъедает» изнутри, ржавеют каналы в БЦ и ГБЦ. Также продукты распада ОЖ в совокупности с общим загрязнением могут закупорить каналы системы, нарушить работу термостата и т.д. По этой причине работа системы охлаждения ухудшается, значительно сокращается ресурс ее составных элементов. В отдельных случаях коррозия разрушает каналы рубашки охлаждения двигателя, тосол или антифриз попадает в цилиндры или в систему смазки.

  • Если возникли сомнения в эффективности работы системы, а также под подозрением термостат и т.д., при первичной диагностике измерить температуру шлангов и патрубков позволяет инфракрасный термометр. Для быстрой проверки достаточно включить печку в салоне, затем замеряется температура подводящего и отводящего шлангов отопителя. Температура должна быть практически на одинаковой отметке. Если заметны явные отклонения, это может указывать на необходимость ремонта.

Что заливать в систему охлаждения двигателя?

Для начала давайте вспомним, что залито в вашу систему охлаждения? Еще не так давно можно было довольно часто встретить автомобили с водой в системе охлаждения двигателя вместо антифриза. К счастью, в наши дни применение воды в качестве охлаждающей жидкости стало скорее исключением из правил. Обычно ее используют в аварийных ситуациях, когда что-то в систему залить нужно, а антифриза под рукой нет.

Если сравнивать характеристики воды и специальной охлаждающей жидкости (антифриза), то последняя имеет массу преимуществ – это и более высокая температура кипения, и низкая температура замерзания, и наличие в составе смягчающих и антикоррозионных присадок, предотвращающих образование накипи и ржавчины в системе охлаждения двигателя.

С этим вопросом мы определились – никакой воды в системе охлаждения двигателя! Но стоит иметь в виду, что долговечность работы системы во многом зависит и от качества охлаждающей жидкости. Не стоит покупать первую попавшуюся канистру с надписью «Антифриз» или «Тосол», отдавать предпочтение нужно только продукции надежных производителей, имеющих все необходимые сертификаты.

Большинство поддельных жидкостей содержат в своем составе агрессивные кислоты, которые со временем разъедают не только детали охлаждающей системы, но и приводят к появлению «раковин» даже в головке блока цилиндров двигателя! Поэтому экономить на антифризе мы вам не советуем.

Очень подробно о видах автомобильных охлаждающих жидкостей, об их отличии друг от друга, и о том, как выбрать антифриз для своего автомобиля мы писали в этой статье, настоятельно рекомендуем ознакомиться!

Также одним из важных критериев качества охлаждающей жидкости является наличие в её составе специальных флуоресцентных добавок, которые помогают обнаруживать течи в системе охлаждения двигателя. Так как система должна быть герметичной, то течи в ней недопустимы.

Система охлаждения автомобиля: устройство, диагностика, ремонт

Система охлаждения в автомобиле предназначена для поддержания в оптимальном состоянии теплового режима во время работы мотора с помощью метода регуляции тепла от деталей, которые больше всего нагреваются при этом. Если не будет происходить процесс охлаждения двигателя, то в результате его перегрева произойдет падение мощности, при уменьшении КПД вырастет расход топлива. Также будет наблюдаться повышение износа деталей и автомобиль может быстро поломаться. Возможно также быстрое нагревание двигателя и его плохая работа. В подобной ситуации стоит систему охлаждения авто как можно быстрее отремонтировать.

Диагностирование неисправностей

Для проведения устранения поломки системы охлаждения ее следует вначале определить, то есть диагностировать. Диагностика неисправностей охладительной системы автомобиля проводится с целью определения точной причины неисправности. Обычно главных причин, которые приводят к очень быстрому нагреванию автомобильного двигателя, имеется не так уж и много, однако выявить их можно только с помощью хорошего специалиста. К главным причинам относятся:

  • малое количество хладагента в системе;
  • частые и длительные перегрузки двигателя;
  • слабое натяжение на вентиляторе ремня, приводящее к недостаточному обдуву радиатора;
  • наличие засора трубок или неисправности термостата;
  • появление осадка в охладительной системе.

Следует понимать, что хотя процедура диагностики системы охлаждения автомобильного двигателя, кажется, на первый взгляд, довольно простой процедурой, однако на самом деле для ее проведения требуются хорошие знания, так как системы охлаждения современных авто нередко являются достаточно сложными и запутанными.

Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

  • Главная
  • Услуги
  • Система охлаждения
  • Радиатор
  • Диагностика системы охлаждения ДВС

Основной частью охладительной системы является сама охлаждающая жидкость — антифриз. Его более распространенное название — «Тосол». Раньше в систему заливали и простую воду, но ее использование приводило к образованию коррозий, а и при температуре ниже нуля она замерзала, разрывая патрубки. Антифриз является раствором определенных спиртов, которые не замерзают при низких температурах, а если и изменяют свою структуру, то становятся рыхлыми, не расширяясь в системе.

Контроль уровня антифриза осуществляется самим водителем примерно каждую неделю. Обычно уровень отслеживается через расширительный бочок под капотом, но в некоторых авто он не предусмотрен. В этом случае осмотр и долив осуществляется через горловину в радиаторе

Важно учесть, что уровень антифриза смотрят только на холодном двигателе, иначе показания будут неточным

Охладительная система автомобильного двигателя

Проведение ремонта охладительной системы двигателя требует подготовительной работы и серьезных знаний, так как современное стандартное охлаждение сегодня представлено целым рядом важных подсистем и деталей, выявить у которых неисправность в отдельных случаях часто бывает довольно сложно. Обычно в состав стандартной охлаждающей системы входят:

  • антифриз — охлаждающая жидкость или тосол, в летнее время – вода дистиллированная;
  • рубашка охлаждения, располагающаяся вокруг цилиндров, заполненная жидкостью охлаждения;
  • радиатор, охлаждающий в рубашке нагретую жидкость;
  • насос жидкостный, обеспечивающий циркуляцию в системе охлаждения жидкости;
  • патрубки, соединяющие воедино всю охладительную систему;
  • термостат, регулирующий объем жидкости, которая проходит по радиатору;
  • вентилятор, увеличивающий интенсивность процесса обдува радиатора;
  • жалюзи, которые предназначены для поддержки в двигателе теплового режима.

А еще, как правило, у многих автомобилей имеется немало различных дополнительных систем, таких, например, как подогреватель предпусковой и иные.

Часть 1. Двигатель перегревается.

Двигатель ВСЕГДА старается больше греться, если слишком низкая компрессия, если слишком позднее зажигание, если не отрегулирован газораспределительный мезанизм (как правило, не отрегулированы зазоры в клапанах). Несмотря на эти факторы, система охлаждения пытается поддерживать стабильную температуру двигателя, возможности системы охлаждения рассчитаны со значительным запасом.

Очень важный элемент системы охлаждения — термостат.

Термостат переключает потоки охлаждающей жидкости в двигателе. Охлажденная жидкость попадает в нижнюю часть двигателя, нагреваясь в двигателе, жидкость идет вверх, и если эта жидкость не нагрета до нужной температуры, термостат направляет ее в обход радиатора снова в двигатель. Если температура жидкости близка к рабочей, термостат направляет жидкость в верхнюю часть радиатора, жидкость проходит сверху вниз по радиатору, охлаждается и снова попадает в нижнюю часть двигателя. Помпа обеспечивает быструю и равномерную циркуляцию охлаждающей рилины в двигателе.

Термостат управляется никакой электроникой. Никакой премудрый блок ЭБУ (электронный блок управления) не подает никакой командной сигнал на термостат. Никакая электроника не может заставить двигатель «лучше прогреваться» или «лучше охлаждаться». Режим охлаждения определяется термостатом.

Возможны проблемы с термостатом: — термостат всегда «открыт». Двигатель плохо нагревается, особенно зимой. — термостат всегда «закрыт». Двигатель вообще не охлаждается. Просто беда. — Термостат заклинил в некоем «навиввидкритому» положении. Двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается. Названия «открытый» и «закрытый» — это только жаргон. «Открытый» — это значит, что термостат направляет охлаждающую жидкость в радиатор. «Закрытый» — это когда термостат направляет охлаждающую жидкость в обход радиатора. Помпа в системе охлаждения одинаково крутится, независимо от температуры двигателя. Вентилятор радиатора может останавливаться. Если двигатель недостаточно нагрет, нету мотребы крутить вентилятором. Для этого есть отдельный датчик, который включает вентилятор только при рабочей температуре двигателя.

Возможны такие симптомы перегрева двигателя: — двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается. Плохо работает термостат. Меняем термостат. — двигатель нормально нагревается, температура нормальная при небыстро езде без частого разгона, но при частых разгонах, или быстрой езде двигатель перегревается. Надо проверить, если вентилятор радиатора крутится, значит, радиатор уже капитально забит накипью. — двигатель сразу перегревается. Здесь такие варианты: Вариант 1. Термостат заклинил в «закрытом» положении. Если при постукивании по термостата чем деревянным «становится лучше», это не выход, термостат надо менять. Особенно рассеянным надо проверить, не оборвался ремень, который крутит помпу, а в некоторых конструкциях этот ремень крутит помпу и вентилятор радиатора. Вариант 2. Немедленно проверяем количество охлаждающей жидкости (антифриза) в системе охлаждения. Эта жидкость не обязательно где-то протекает. Она может «изгоняться» из системы охлаждения (такой жаргон), если у вас повреждена прокладка блока головок цилиндров, или где-то есть микротрещина в корпусе двигателя, и охлаждающая жидкость или незаметно выкипает через эту трещину, или перетекает в систему смазки двигателя (бывает и такое ). Вариант 3. Плохо отрегулированы клапаны могут быть причиной значительного перегриивання двигателя. Также двигатель перегревается при слишком позднем зажигании, но для позднего зажигания характерны также дополнительные симптомы, в первую очередь — неустойчивая работа двигателя при разгоне, расшатывание автомобиля при попытке газовать.

Рекомендуем: Гидроудар двигателя. Причины и последствия

Часть 2, очень короткая. Двигатель плохо нагревается.

Термостат. Просто меняем термостат.

Часть 3. Протекает. Эта часть более неприятная, чем можно подумать.

Хорошо, если протекает куда капает вниз. Замените резиновую трубку, поставите новый обжимной хомут, и проблема исчезнет. Если протекает изношена помпа, замените насос. Если протекает радитор, то вам на СТО запаяють радиатор, либо придется заменять радиатор. Если протекает водяная рубашка двигателя, аргонной сварки на СТО вам иногда смогут спасти двигатель. Но если перетекает из системы охлаждения в систему смазки, или наоборот, это гораздо хуже. Здесь есть следующие варианты: — время от времени количество масла в двигателе вроде увеличивается, количество охлаждающей жидкости уменьшается, а если померить щупом уровень масла в двигателе, то заметно, что оно пенится при работающем двигателе. Это плохо, у вас охлаждающая жидкость попадает в систему смазки. — охлаждающая жидкость очень быстро становится почти черной. Это также плохо, могла пргориты прокладка блока головок цилиндров, некоторая часть выхлопа попадает в охлаждающую жидкость.

Ремонт вентилятора и радиатора

Система охлаждения является большой и сложной системой, поэтому не удивительно, что со временем в ней происходят поломки, однако самыми страшными из них считаются поломки радиатора и вентилятора.

В случае поломки вентилятора охладительной системы ее ремонт следует производить срочно, без него автомобиль сможет доехать только до ближайшей станции техобслуживания. Именно вентилятор считается главным элементом всей системы поддержки такого температурного режима, который позволяет двигателю работать нормально. Поэтому в случае его поломки будет проще всего поломанный вентилятор заменить, поскольку он стоит не настолько дорого, что стоит заниматься его реставрацией.

В системе охлаждения радиатор является тем агрегатом, работа которого происходит в температурной и активной химической среде, что довольно часто приводит к выходу его из строя. При этом он покрывается трещинками, однако вопреки ошибочному заблуждению многих автолюбителей радиатор достаточно легко ремонтируется. Прибегать к его замене приходится только в самых сложных случаях. Если вы хотите максимально оттянуть время первого ремонта радиатора охладительной системы своего автомобиля, то следует хотя бы один раз в полтора года полностью заменять антифриз. Если не проводить периодически такую процедуру, то из-за появления загрязнений в системе охлаждения вероятно появление множества неполадок и даже может лопнуть радиатор. Если будет происходить постоянное перегревание жидкости охлаждения, то двигатель не будет прогреваться на холостом ходу, а вентилятор будет постоянно включен. Это приведет к износу, а также к частым поломкам охладительной системы двигателя, а в скором времени и силового агрегата.

Тонировка будущего! Каркасные шторки TROKOT — приватность вашего автомобиля с защитой от солнца и штрафов. — Шторки TROKOT в 10 раз лучше тонировки! — Более 55 000 автомобилистов России выбрали именно эти шторки! — Ставятся за 10 секунд, снимаются за 3 секунды!

Система охлаждения автомобиля: устройство, диагностика, ремонт

Система охлаждения в автомобиле предназначена для поддержания в оптимальном состоянии теплового режима во время работы мотора с помощью метода регуляции тепла от деталей, которые больше всего нагреваются при этом. Если не будет происходить процесс охлаждения двигателя, то в результате его перегрева произойдет падение мощности, при уменьшении КПД вырастет расход топлива. Также будет наблюдаться повышение износа деталей и автомобиль может быстро поломаться. Возможно также быстрое нагревание двигателя и его плохая работа. В подобной ситуации стоит систему охлаждения авто как можно быстрее отремонтировать.

Диагностирование неисправностей

Для проведения устранения поломки системы охлаждения ее следует вначале определить, то есть диагностировать. Диагностика неисправностей охладительной системы автомобиля проводится с целью определения точной причины неисправности. Обычно главных причин, которые приводят к очень быстрому нагреванию автомобильного двигателя, имеется не так уж и много, однако выявить их можно только с помощью хорошего специалиста. К главным причинам относятся:

  • малое количество хладагента в системе;
  • частые и длительные перегрузки двигателя;
  • слабое натяжение на вентиляторе ремня, приводящее к недостаточному обдуву радиатора;
  • наличие засора трубок или неисправности термостата;
  • появление осадка в охладительной системе.

Следует понимать, что хотя процедура диагностики системы охлаждения автомобильного двигателя, кажется, на первый взгляд, довольно простой процедурой, однако на самом деле для ее проведения требуются хорошие знания, так как системы охлаждения современных авто нередко являются достаточно сложными и запутанными.

Охладительная система автомобильного двигателя

Проведение ремонта охладительной системы двигателя требует подготовительной работы и серьезных знаний, так как современное стандартное охлаждение сегодня представлено целым рядом важных подсистем и деталей, выявить у которых неисправность в отдельных случаях часто бывает довольно сложно. Обычно в состав стандартной охлаждающей системы входят:

  • антифриз — охлаждающая жидкость или тосол, в летнее время – вода дистиллированная;
  • рубашка охлаждения, располагающаяся вокруг цилиндров, заполненная жидкостью охлаждения;
  • радиатор, охлаждающий в рубашке нагретую жидкость;
  • насос жидкостный, обеспечивающий циркуляцию в системе охлаждения жидкости;
  • патрубки, соединяющие воедино всю охладительную систему;
  • термостат, регулирующий объем жидкости, которая проходит по радиатору;
  • вентилятор, увеличивающий интенсивность процесса обдува радиатора;
  • жалюзи, которые предназначены для поддержки в двигателе теплового режима.

Ремонт вентилятора и радиатора

Система охлаждения является большой и сложной системой, поэтому не удивительно, что со временем в ней происходят поломки, однако самыми страшными из них считаются поломки радиатора и вентилятора.

В случае поломки вентилятора охладительной системы ее ремонт следует производить срочно, без него автомобиль сможет доехать только до ближайшей станции техобслуживания. Именно вентилятор считается главным элементом всей системы поддержки такого температурного режима, который позволяет двигателю работать нормально. Поэтому в случае его поломки будет проще всего поломанный вентилятор заменить, поскольку он стоит не настолько дорого, что стоит заниматься его реставрацией.

В системе охлаждения радиатор является тем агрегатом, работа которого происходит в температурной и активной химической среде, что довольно часто приводит к выходу его из строя. При этом он покрывается трещинками, однако вопреки ошибочному заблуждению многих автолюбителей радиатор достаточно легко ремонтируется. Прибегать к его замене приходится только в самых сложных случаях. Если вы хотите максимально оттянуть время первого ремонта радиатора охладительной системы своего автомобиля, то следует хотя бы один раз в полтора года полностью заменять антифриз. Если не проводить периодически такую процедуру, то из-за появления загрязнений в системе охлаждения вероятно появление множества неполадок и даже может лопнуть радиатор. Если будет происходить постоянное перегревание жидкости охлаждения, то двигатель не будет прогреваться на холостом ходу, а вентилятор будет постоянно включен. Это приведет к износу, а также к частым поломкам охладительной системы двигателя, а в скором времени и силового агрегата.

Тонировка будущего! Каркасные шторки TROKOT — приватность вашего автомобиля с защитой от солнца и штрафов. — Шторки TROKOT в 10 раз лучше тонировки! — Более 55 000 автомобилистов России выбрали именно эти шторки! — Ставятся за 10 секунд, снимаются за 3 секунды!

Диагностирование системы охлаждения двигателей

Диагностирование системы охлаждения заключается в определении ее теплового состояния и герметичности, а также в обнаружении неисправностей элементов. О тепловом состоянии системы судят по склонности двигателя к перегреву (превышению температуры охлаждающей жидкости +85°С) при его нормальной нагрузке. Эффективность работы радиатора можно проверить по разности температур охлаждающей жидкости в его верхней и нижней частях (она должна быть в пределах 8—12°С).

Герметичность системы охлаждения проверяют (после визу­альной проверки подтеканий) опрессовкой, создавая в верхней не заполненной части радиатора давление около 60 кПа. Для этого используют прибор, состоящий из воздушного насоса, манометра и устройства для соединения с заливной горловиной радиатора. Если подтеканий нет, показания манометра стабильны, если же цилиндры двигателя сообщаются с системой охлаждения (име­ются трещины в блоке цилиндров или повреждена прокладка), стрелка манометра будет колебаться.

Натяжение ремня вентилятора проверяют силой (30—40 Н), необходимой для его прогиба в пределах 10—20 мм.

Термостат проверяют в случае замедленного прогрева двига­теля после пуска или, наоборот, быстрого его перегрева. Термо­стат погружают в ванну с водой, после чего воду подогревают, контролируя температуру термометром. Момент начала и конца открытия клапана должен происходить соответственно при тем­пературах 65-70 и 80-85°С. Неисправный термостат заменяют.

Субъективные методы диагностирования

Оценка технического состояния составных частей машины с помощью органов чувств является субъективной, т.е. крайне неточной, и не отвечает требованиям, предъявляемым к технической диагностике как к отрасли науки. Такой способ оценки технического состояния машин неперспективен. Его применяют, как правило, в сочетании с простейшими средствами измерений, например, стуки прослушивают с помощью стетоскопа.

К самым простым методам диагностирования техники относятся внешний осмотр машины, ощупывание, остукивание деталей, расположенных снаружи, прослушивание работы механизмов. Они позволяют обнаруживать такие дефекты, как ослабление креплений, наличие трещин и изломов в деталях, течь топлива, масла, охлаждающей жидкости и электролита, обрыв и расслоение ремней, стуки в трущихся сопряжениях, обусловленные аварийными ситуациями, и др. Такие методы диагностирования основаны на опыте механизатора и совершенстве органов его чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), называемых в медицине анализаторами.

Приведем наиболее распространенные субъективные методы диагностирования, широко применяемые для предварительной оценки состояния сельскохозяйственной техники.

Визуальный метод позволяет обнаруживать следующие неисправности: нарушение уплотнений, дефекты трубопроводов, соединительных шлангов и других составных частей машин — по течи топлива, масла, охлаждающей жидкости; трещины банки аккумуляторной батареи — по течи электролита; неполноту сгорания топлива — по дымности отработавших газов и др.

На слух обнаруживают: чрезмерный зазор между клапанами и коромыслами механизма газораспределения — по стукам в зоне клапанного механизма; предельный износ шатунных втулок и подшипников коленчатого вала — по стукам в соответствующих зонах кривошипно-шатунного механизма при изменении частоты вращения коленчатого вала; перебои в работе дизеля вследствие пропуска вспышек — по неравномерному звуку выхлопа и др.

По запаху определяют такие неисправности, как пробуксовывание муфты сцепления, муфт поворота, тормозов, замыкание электропроводки и другие неисправности.

На ощупь контролируют: ослабление креплений — по относительному перемещению деталей; неисправности фрикционных муфт, тормозов, подшипников, гидросистем и других составных частей машин — по чрезмерному их нагреву и др.

К субъективным методам диагностирования также относятся заключения мастера-диагноста, даваемые на основе логического мышления, без прямого участия каких-либо органов чувств.

БИЛЕТ № 20

Экспресс-диагностирование

Экспресс-диагностика, или общая диагностика (Д-1). Она предназначена рдя определения технического состояния узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля (ОБД), — тормозной системы, рулевого управления, шин, внешних приборов освещения и сигнализации, отказы которых могут вызвать аварийные ситуации. Экспресс-диагностика проводится только для определения работоспособности автомобиля и качества выполненных работ при ТО-1, ТО-2 и TP узлов ОБД.

В результате проведения экспресс-диагностики выдается заключение в форме автомобиль “годен” или “не годен” к дальнейшей работе без регулировочных работ и ремонтных воздействий.

Силовые тормозные стенды

Силовые тормозные стенды (рисунок 2.31) предназначе­ны для имитации движения автомобилей и измерения при этом параметров эффективности их тормозов. Из назначения стенда следует, что он должен включать в себя опорно-приводное и из­мерительное устройства.

Технология диагностирования на силовом тормозном стенде следующая. Автомобиль устанавливают колесами одной из осей на ролики стенда, включают приводные двигатели и, вращая ко­леса роликами стенда, постепенно нажимают на тормозную пе­даль. Возникающие при этом тормозные силы Рт

измеряют по величине реактивных моментов на статорах электродвигателей. Одновременно измеряют ряд других диагностических параметров: зависимость изменения тормозной силы (рисунок 2.32) от силы дав­ления на педаль (при гидравлическом приводе) силу и постоян­ство сопротивления незаторможенного колеса; время срабатыва­ния тормозных механизмов и др. Измеренные величины диагно­стических параметров сопоставляют с нормативами.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Диагностирование системы охлаждения

Изучение устройства жидкостной системы охлаждения

ОперацииТехнология выполнения
1. Разобрать насос1.1. Ослабить натяжение ремня привода венти- лятора. 1.2. Отвернуть болты крепления и снять венти- лятор и шкив его привода. 1.3. Отвернуть болты крепления и снять перед- нюю крышку насоса вместе с крыльчаткой и прокладкой. 1.4. Визуально проверить внутреннюю полость насоса и крыльчатку на предмет наличия по- вреждений
2. Собрать насосВыполнить сборочные операции, обратные опе- рациям 1.4, 1.3, 1.2, 1.1
3. Снять термостат3.1. Отвернуть гайки крепления шпилек верхне- го патрубка к головке блока. 3.2. Снять патрубок с двигателя. 3.3. Извлечь термостат из полости
4. Проверить исправность термостата4.1. Поместить термостат в ванну с водой, уста- новленную на электроплитку. 4.2. Нагревать воду, перемешивая и контроли- руя термометром ее температуру. 4.3. Определить с помощью индикатора и тер- мометра моменты и температуру начала и окон- чания открытия клапана термостата. 4.4. Отключить плитку. 4.5. Определить моменты начала и окончания закрытия клапана термостата и соответствую- щие значения температуры жидкости
5. Установить термостатВыполнить сборочные операции, обратные опе- рациям 3.3, 3.2, 3.1
6. Проверить и от- регулировать натяжение ремня привода вентиля- тора6.1. Приложить рейку к шкивам вентилятора и генератора. 6.2. Установить линейку перпендикулярно рейке на равном расстоянии от шкивов вентилятора и генератора. 6.3. Нажать линейкой на ремень с усилием 40 Н (≈ 4 кг); определить по линейке прогиб ремня и сравнить с нормативом. 6.4. Отрегулировать натяжение ремня

Регулировка натяжения ремня вентилятора осуществляется в следующей последова- тельности: 1) отпустить болт на планке генератора; 2) отклонив монтировкой генератор до необходимого натяжения ремня, затянуть болт на планке генератора.

Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения

1. Каково назначение системы охлаждения?

2. Опишите устройство системы охлаждения.

3. Опишите принцип действия системы охлаждения.

Неисправности системы охлаждения

При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима. Различают следующие неисправности системы охлаждения:

· неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхно- сти, нарушение герметичности);

· неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметично- сти, износ);

· неисправности термостата;

· неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода – ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);

· трещины в рубашке охлаждения головки блока или в блоке цилиндров;

· прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности па- трубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);

· неисправность датчика температуры;

· неисправность указателя температуры;

· низкий уровень охлаждающей жидкости.

Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:

· нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлажда- ющей жидкости, нарушение периодичности ее замены);

· применение некачественных комплектующих;

· предельный срок службы элементов системы;

· неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.

Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию прокладки и короблению головки блока ци- линдров, а также появлению трещин.

Внешние признаки неисправностей системы охлаждения:

· перегрев двигателя;

· переохлаждения двигателя;

· наружная утечка охлаждающей жидкости;

· внутренняя утечка охлаждающей жидкости.

Для того чтобы не пропустить появляющуюся неисправность, водитель должен си- стематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.

Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внут- ренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым – нормальное явление.

Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охла- ждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.

Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.

Диагностирование системы охлаждения

Первичная диагностика системы охлаждения проводится по внешним признакам. В таблице представлены основные внешние признаки и соответствующие им неисправности системы охлаждения.

ПризнакиНеисправности
Перегрев двигателяНизкий уровень охлаждающей жидкости. Ослабление привода водяного насоса. Нарушение герметичности водяного насоса. Неисправности привода вентилятора. Неисправности термостата. Засорение сердцевины радиатора. Загрязнение наружной поверхности радиатора. Засорение патрубков
Переохлаждение двигателяНеисправность термостата. Неисправность привода вентилятора. Неисправность указателя температуры. Неисправность датчика температуры
Наружная утечка охлаждающей жидкостиНарушение герметичности крепления патрубков. Повреждение патрубков. Нарушение герметичности центробежного насоса. Нарушение герметичности радиатора. Трещины в рубашке охлаждения. Прогорание прокладки головки блока цилиндров
Внутренняя утечка охлаждающей жидкостиТрещины в рубашке охлаждения. Прогорание прокладки головки блока цилиндров

При диагностировании системы охлаждения контролируют герметичность, натяжение ремня привода вентилятора, уровень жидкости в бачке радиатора, действие термостата, а также парового и воздушного клапанов радиатора.

Герметичность

системы охлаждения проверяют при внешнем осмотре, однако для обнаружения негерметичности (с подтеканием жидкости во внутренние полости двигателя) применяют опрессовку, используя специальный прибор (например, К-437), с помощью кото- рого оценивают также состояние парового и воздушного клапанов пробки радиатора (рис. 41). Прибор устанавливают на горловину радиатора вместо снятой пробки и насосом прибо- ра создают избыточное давление 0,06…0,07 МПа, не допуская просачивания жидкости из системы. Затем пускают двигатель и устанавливают минимальную частоту вращения колен- чатого вала. При работающем двигателе стрелка манометра не должна колебаться, т.е. дав- ление в системе охлаждения должно быть постоянным. Затем проверяют работу парового и воздушного клапанов пробки радиатора. Номинальные значения давления открытия парово-

го и воздушного клапанов пробки радиатора указываются в инструкции по эксплуатации ав- томобиля.

Рис. 41. Прибор для проверки герметичности и давления в системе охлаждения: 1 – рас- ширительный бачок; 2 – прибор для проверки герметичности системы охлаждения

Существуют также многофункциональные установки для проверки систем охлажде- ния, позволяющие проверять герметичность и давление в системе охлаждения.

О неисправности жидкостного насоса

свидетельствует шум в подшипниках вала крыльчатки и подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса.

Натяжение ремня привода насоса и вентилятора

проверяют при помощи линейки и рейки или специальных линеек-динамометров (КИ-8920, К-403 и др.). Рейку прикладывают к шкивам, между которыми находится проверяемая ветвь ремня. Линейку устанавливают пер- пендикулярно рейке в ее середине и надавливают ею на ремень с усилием 40 Н и определяют прогиб ремня (рис. 42). Прогиб ремня сравнивают с требуемым значением (указанном в ру- ководстве по эксплуатации автомобиля).

Эффективность действия радиатора

оценивают по перепаду температур в верхнем и нижнем бачках, который должен составлять 8…12 ˚С. Засорение трубок радиатора и обра- зование накипи вызывает отклонение перепада температур от этих значений.

а б

Рис. 42. Привод генератора и жидкостного насоса: а – устройство привода; б – проверка натяжения ремня привода; 1 – гайка крепления генератора к регулировочной планке; 2 – гайка пальца шарнирного крепления генератора; 3 – генератор; 4 – термостат; 5 – жидкостный насос

Проверка работы термостата

осуществляется при замедленном прогреве двигателя после его пуска или при его перегревании. Если термостат исправен, то во время прогрева двигателя верхний бачок радиатора остается холодным. Его нагрев должен ощущаться тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 70 ˚С (по указателю). Для более точ-

ной проверки термостат вынимают, очищают от накипи и помещают в емкость с водой, по- сле чего воду нагревают, контролируя температуру термометром. Моменты начала и полного открытия клапана термостата (определяемые с помощью специального индикатора) должны соответствовать 65…70 ˚С и 80…85 ˚С.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]