Характеристика
Термостат – одна из конструктивных составляющих системы охлаждения, которая обеспечивает управление потоком антифриза.
Элемент выполняет две функции:
- Быстрый прогрев двигателя.
- Поддержание его оптимального температурного режима (обычно это диапазон от 85 до 95 градусов).
Также отметим, что существует и термостат стиральной машины. Проверка его осуществился омметром путем подсоединения щупов к контактам. В результате прибор должен выдать сопротивление в 1350 Ом.
Но вернемся к классическим термостатам. Работают они по следующему принципу. После запуска жидкость начинает циркулировать по малому кругу. Это радиатор печки и сам мотор. В результате двигатель быстрее прогревается, а в салоне обеспечивается теплый воздух (что особенно актуально зимой). Как только температура охлаждающей жидкости превышает заданную отметку (обычно от 70 до 80 градусов Цельсия), клапан устройства открывается и антифриз попадает на большой круг, включая основной радиатор охлаждения. Последний расположен сразу за решеткой радиатора автомобиля.
Где находится?
Расположен данный элемент на входе к насосу охлаждающей жидкости (помпе) либо на выходе из ГБЦ. У каждого автомобиля есть свои особенности насчет места расположения данного элемента. Но где бы он ни находился, конструкция его одинакова и не меняется еще с прошлого века.
Внутри устанавливается твердый наполнитель. При нагреве он меняет плотность и способствует открытию запорного клапана. Последний выдвигается при помощи пружины.
Как проверить термостат? Способ 1
Итак, проверку производим прямо на самом автомобиле. Сперва запускаем его двигатель. Важным условием является запуск уже остывшего мотора. Этот метод не работает на прогретом автомобиле.
На следующем этапе находим резиновый патрубок, который подходит к верхней части радиатора. Найти его несложно, но будьте аккуратны – рядом находятся лопасти вентилятора, о которые вы можете травмироваться. Далее ждем 1-2 минуты и начинаем щупать патрубок.
При исправном термостате он должен быть холодным. Это свидетельствует о том, что жидкость циркулирует только по малому кругу, и клапан находится в закрытом состоянии. Спустя еще некоторое время (когда стрелка температуры будет в зеленой шкале) трогаем патрубок еще раз. Он должен быть горячим. В таком же состоянии должен находиться и нижний патрубок, который отходит от радиатора.
Если оба шланги остались холодными, а стрелка температуры показывает 90 и более градусов, можно сделать вывод, что термостат неисправен. Он заклинил и не пропускает жидкость по большому кругу.
Но проблема может усложниться тем, что клапан будет не полностью закрытым, то есть часть жидкости все-таки проникает в большой круг. Как это определить, рассмотрим ниже.
Замена термостата своими руками — как восстановить тепловой режим мотора
В системе охлаждения автомобиля, в том случае, если двигатель охлаждается с помощью определенной жидкости, обязательным конструктивным элементом является термостат. Данное устройства располагается непосредственно между радиатором и двигателем внутреннего сгорания. Таким образом, термостат – это ничто иное как регулятор температуры тосола (антифриза), который находится в самой охладительной системы двигателя автомобиля. Данное устройство производит ускорение подогрева двигателя, а также поддерживает необходимый для его роботы режим тепловой работы.
Важных функций, которые позван выполнять термостат немного. Если быть точнее, то она одна. Так, главной задачей термостата является блокировка потока охлаждающей жидкости антифриза непосредственно в радиатор до того момента, пока двигатель внутреннего сгорания не нагрелся до нужной кондиции. В тот период, когда двигатель остывший или просто холодный, через него не проходит никакая охлаждающая жидкость.
Тем не менее, когда двигатель приводится к работе и достигает определенной температуры (зачастую, показатель температуры в таких случаях составляет 95 градусов) происходит процесс открытия устройства термостата. Именно данный инструмент системы охлаждения способствует более скорому разогревы двигателя.
Помимо этого термостат значительно уменьшает количество вредных выхлопов, а также снижает уровень износа двигателя внутреннего сгорания.
Если интерес автолюбителя зашкаливает, то можно спокойно и без трудностей просмотреть весь принцип работы устройства термостата. Для этого необходимо произвести маленький эксперимент. В полную кастрюлю воды необходимо положить термостат, после чего саму кастрюлю, уже с термостатом и водой, поставить на электрическую плитку или газовую плиту. По мере того, как будет закипать вода примерно на 2-3 см в термостате откроется клапан. Данную процедуру лучше всего будет проводить с термостатом новым, и желательно не со своего транспортного средства.
Термостат является одной из важнейших деталей автомобиля. Данное устройство может выходить из строя по многим причинам. Самой распространенной причиной является коррозия.
Если устройства термостата было заклинено в тотально закрытом положении возникает возможность перегрева двигателя при любом режиме передвижения транспортного средства и при любой температуре воздуха. Такая неисправность возможна даже при небольших морозах.
Если же устройство термостата открывается не до конца, то происходит перегрев двигателя. Также, из-за данной поломки может «закипеть» двигатель. В таком случае все зависит непосредственно от режима эксплуатации автомобиля.
В ситуации, когда клапан термостата «завис» в частично открытом или полностью открытом состоянии, двигатель будет очень долго нагреваться до рабочей температуры. В зимний период рабочая температура и вовсе может и не быть достигнута. С системой охлаждения, которая находится в полной исправности при температуре воздуха в ноль градусов прогрев двигателя до нужной кондиции должен происходить за 5-10 минут передвижения. В том случае, если термостат не был полностью открыт, максимальная температура двигателя не будет превышать 70 градусов.
Что такое термостат и для чего он нужен?
В те моменты, когда двигатель перегревается, практически не возможно избежать хотя и минимальных, но все же проблем. Для того, чтобы избежать повышение температуры двигателя автомобиля, следует время от времени проводить определенный ритуал осмотра и проверки: в исправности ли находится термостат и нормально ли он работает.
Изначально следует начать с самого простого. Термостат – это маленький прибор, который выполняет функцию корректировщика постоянной температуры в двигателе внутреннего сгорания. В состояние эксплуатации двигателя термостат начинает блокировать антифриз, вследствие чего перекрывает его путь к радиатору.
Длится это до того определенного периода, пока не разогреется двигатель. В тот период времени, когда термостат закрыт, вся охлаждающая жидкость направляется по малому кругу, тем самым обеспечивая постепенный двигательный разогрев.
В тот момент, когда температура внутри двигателя внутреннего сгорания достигнет 95 градусов, термостат начинает открываться, а разогретая жидкость начинает заливаться в радиатор.
Условия, в которых работает термостат являются достаточно сложными. Связано это с тем, что на него имеют постоянное воздействие агрессивные жидкости. Совершенно не удивительно, исходя из этого, что основной причиной выхода из строя данной детали является ржавление. Можно самостоятельно определить в каком состоянии находится термостат.
Для этого необходимо выключить зажигание автомобиля, открыть капот и прикоснуться к шлангам радиатора: начинать нужно с верхнего, после чего переходить к нижнему. При исправности всей системы оба шланга в такой процедуре должны быть горячими.
Если же один из них холодный, тогда термостат был выведен из строя.
Помимо этого, когда капот автомобиля был уже открыт, можно посмотреть, не нуждается ли радиатор в конкретной чистке, так как именно этот аспект может быть ключевой причиной перегрева двигателя внутреннего сгорания.
Как заменить термостат своими руками?
Самостоятельная замена термостата не является очень сложной процедурой. Тем не менее данный процесс требует особых специальных приспособлений, к которым относятся: ключ торцевой на 10, отвертка плоская, бинт или марля, две пластиковые емкости (одна – 5 литров, а другая – 1 литр), новый термостат, который будет установлен на место старого неисправного.
После того как все инструменты были подготовлены можно приступать к незамедлительной процедуре замены термостата собственными руками.
Для того, чтобы начать замену термостата необходимо отсоединить трубку воздухозаборника с обоих сторон: от правой стойки, которая находится возле фары, а также от корпуса воздушного фильтра.
После этого необходимо позволить двигателю немного охладиться, аккуратно и медленно снизить давление в самой системе охлаждения. Для того, чтобы это сделать, нужно постепенно откручивать пробку, которая находится в расширительном бачке. После проведенной работы пригодятся две подготовленные пластиковые емкости.
Пятилитровую емкость следует разрезать на две части так, чтобы в одной из частей был своеобразный «язычок», который будет находится с одной стороны. Именно эту отрезанную часть бутылки необходимо подсунуть снизу таким образом, чтобы этот «язычок» достаточно плотно смог обхватить модуль термостата. Нужно все это делать в определенной последовательности, к верхнему от нижнего, после чего к тому, который располагается позади. Самый нижний болт нужно открутить ключом на 10 на два или же три оборота.
Тот болт, что находится сверху, нужно открутить на один – два оборота, а тот, что сзади – на один оборот. Вследствие данного процесса образуется щель, через которую будет сливаться антифриз в пластиковую бутылку по все тому же «язычку». Если возникает такая необходимость, то можно немного расширить данную щель. После того, как где-то литр охлаждающей жидкости стечет, нужно еще немного открутить болты, после чего очень аккуратно просунуть в щель плоскую отвертку и сдвинуть с места термостат.
Данную процедуру следует проделывать очень осторожно, так как можно с небывалой легкостью повредить прокладку термостата.
После того, как в пластиковую бутылку уже выльется близко трех литров антифриза, необходимо профильтровать его через бинт или марлею. После этого следует перелить жижу в неразрезанную бутылку, а разрезанную подставить обратно под термостат и до конца открутить болты, после чего полностью снять старый прибор. Новое устройство следует установить на тоже место.
Способ 2
Как проверить термостат в таком случае? Этот метод более трудоемкий, но с ним мы точно узнаем состояние данного элемента. Сперва нам нужно найти большую емкость для слива охлаждающей жидкости. Также нам понадобятся отвертки (шлицевая и крестовая) и стандартный набор инструментов (головки и ключи). Итак, подставляем нашу емкость под сливное отверстие и откручиваем краник. На легковых автомобилях должно выйти около семи литров жидкости.
Далее ослабляем хомут, который крепит к радиатору патрубок. Последний извлекаем наружу. Подводящий патрубок обычно откручивается шлицевой отверткой. Далее откручиваем сами болты термостата (его крышка может крепиться на шестигранных винтах). Извлекаем старую прокладку и достаем нашего «пациента» наружу.
Как проверить термостат своими руками? Далее отправляемся домой, ставим кастрюлю на плиту. Ее не нужно заполнять особыми жидкостями типа антифриза – подойдет обыкновенная проточная вода. Помещаем внутрь термостат. Далее ждем, пока жидкость закипит. Если термостат исправен, его клапан должен открыться после этого.
В ходе проверки рекомендуется использовать водный термометр. Так мы точно определим, при какой температуре клапан будет открываться. Иногда характеристики, заявленные производителем, не соответствуют действительным. Элемент, рассчитанный на 72 градуса, открывается при 80 и так далее.
Если диагностируемый элемент не открылся и вовсе после закипания, он неисправен и требует замены. Ремонту термостаты не подлежат. Да и какой смысл копаться в детали, стоимость которой не превышает двухсот рублей?
Проверка термостата и распространенные неисправности
Неисправности термостата чаще всего связаны с износом или коррозионными образованиями. Это может спровоцировать заклинивание клапана в открытом, закрытом или частично открытом положениях. Признаки постоянно открытого термостата, а также ситуации заклинивания в промежуточном положении, проявляются только при низких температурах (холодной погоде), когда прогрев двигателя становится слишком долгим. Постоянно закрытое положение – более серьезная проблема, которая вызывает перегрев двигателя, что может привести к необратимым поломкам.
Также термостат может быть изначально некачественным, что нередко проявляется как несвоевременное открытие. При более раннем срабатывании увеличивается расход топлива, поскольку для выхода на рабочую температуру двигателю потребуется больше времени. Когда же клапан на большом контуре срабатывает позже, повышается износ мотора.
Основной способ проверки термостата предполагает его снятие с двигателя:
Термостат демонтируется и помещается вначале в емкость с горячей (кипящей) водой. Если при этом клапан не раскрывается или происходит слишком медленное раскрытие, он потребует замены. Если клапан сработал, выполняют обратную проверку, поместив его в холодную воду и отследив процесс закрытия.
Автомобильные термостаты не подлежат ремонту и при обнаружении неисправностей требуют замены. Также следует знать, что разные марки имеют отличные температурные характеристики открытия и закрытия. Поэтому для обеспечения оптимального режима работы двигателя необходимо устанавливать модели, рекомендуемые производителем автомобиля.
Источник
Замена своими руками
Рассмотрим, как производится снятие и установка элемента на примере авто ВАЗ-2110. Для этого нужна:
- Шлицевая отвертка.
- Шестигранный ключ на 5.
- Пустая емкость (объём не менее семи литров).
После слива охлаждающей жидкости требуется демонтировать воздушный фильтр. Затем при помощи отвертки нужно ослабить хомут крепления патрубка радиатора. Также следует отсоединить шланги, которые идут от крышки корпуса термостата и помпы. После этого при помощи шестигранного ключа на 5 откручиваем болты крепления «пациента». Их всего три. Далее снимаем крышку термостата. Из нее вынимаем и уплотнительное кольцо.
Важный момент! При последующей установке резиновое кольцо должно быть новым. Повторно использовать старый уплотнитель нельзя. В противном случае термостат будет течь.
Устанавливается новый элемент в обратной последовательности. Обратите внимание, что на верхней его части есть прорезь для вывода воздуха. Устанавливать термостат нужно так, чтобы эта прорезь была в максимально верхнем положении. Ну и, конечно же, не забываем про резиновое кольцо. Далее заливаем антифриз и проверяем работу.
Последовательность действий при замене термостата на Ладе Гранте 8-ми клапанной
- Ставим машину в периметр ремонтной зоны.
- Сливаем антифриз (тосол).
- Снимаем хомуты, отсоединяем патрубки в системе охлаждения.
- Выкручиваем три винта, фиксирующих регулятор к блоку цилиндров.
- Изымаем термостат.
- Проводим дефектовку.
- Устанавливаем новые детали, собираем механизмы в обратной последовательности.
Где расположен термостат на Лада Гранта
В семействе автомобилей Лада Гранта «регулятор потока» зафиксирован на внешнем корпусе блока цилиндров с тыльной стороны. Схематически он расположен на отрезке магистрали между блоком цилиндров и радиатором системы охлаждения.
Место расположения запчасти
При достижении температуры в 90°С регулятор перенаправляет поток антифриза из малого круга к большому. Малый контур конструкционно состоит из:
- водяной рубашки;
- насоса (помпы);
- печного отопителя.
При достижении температуры в 90°С клапан регулятора открывается, тосол начинает циркуляцию по большому кругу, проходя через радиатор охлаждения.
Преимущество малого круга в том, что антифриз, выходя из блока, сразу поступает на регулятор потока, что позволяет более точно определять градус тосола.
Вместе с тем, термостат на Ладе Гранте открывается уже на отметке в 85°С, а не 90°С, как указывает изготовитель в руководстве по эксплуатации. Фактический диапазон варьируется от 78°С до 93°С.
К счастью недогрев критических последствий не имеет, но не желателен. Подобные систематические действия приводят к ухудшению смазки, недогреву горючей смеси, вследствие чего топливо не в полном объеме сгорает в цилиндрах.
О хомутах и патрубках
В ходе диагностики и замены термостата необходимо обратить внимание и на состояние других элементов. Это патрубки и хомуты. Последние могут окисляться, а резьба – деформироваться – их очень трудно открутить и закрутить.
Если это так, замените хомуты на новые. Что касается патрубков, они должны быть мягкими и без трещин. Твердые и потрескавшиеся элементы эксплуатации не подлежат. Патрубки рекомендуется менять в комплексе с хомутами.