Подробно про ДПДЗ Нивы Шевроле, какой выбрать и как заменить своими руками?


Принцип работы ДПДЗ

Существует два типа приборов: резистивные и бесконтактные. Они отличаются конструкцией, принципом работы и сроком службы.

  • Резистивные ДПДЗ представляют собой переменный резистор, сопротивление которого меняется при перемещении ползунка по дорожкам. Благодаря простой конструкции и доступной цене они наиболее распространены в автомобилестроении. Нива Шевроле сходит с конвейера именно с таким резистивными приборами.
  • Бесконтактные ДПДЗ основан на схеме, включающей датчик магнитного поля и микроконтроллер. Они служат дольше и потребляют меньше электроэнергии, чем резистивные. Однако стоят бесконтактные устройства дороже, а полупроводниковый микроконтроллер может сгореть при резких скачках напряжения в бортовой сети.

Место установки и принцип действия ДПДЗ не зависит от конструкции. Он монтируется на валу дроссельной заслонки. При изменении положения дросселя выходное напряжение на датчике изменяется от 0,7 до 4 вольт. За счет этого ЭБУ получает информацию от степени открытия заслонки. Исходя из сведений, полученных от датчика, формируется состав воздушно-топливной смеси. Поэтому от работоспособности ДПДЗ зависит приемистость и экономичность двигателя.

Принцип работы и устройство

Устройство представляет собой воздушный клапан, положение которого меняется при перемещении педали газа. Дроссельный узел включает несколько деталей:

  • Корпус.
  • Датчик положения ДЗ, который считывает сведения о ее положении и передает на ЭБУ двигателя.
  • Канал холостого хода по которому воздух попадает в коллектор при отпущенной педали газа.
  • Штуцер шланга продувки адсорбера.
  • Регулятор оборотов холостого хода, изменяющий поступление воздуха при закрытой ДЗ.
  • Дроссельная заслонка, которая непосредственно регулирует поступление воздуха и давление в коллекторе.
  • Штуцер шланга вентиляции картера.
  • Привод ДЗ, включающий ось, пружину и другие элементы.
  • Штуцеры блока обогрева (нагрев производится охлаждающей жидкостью).

Дроссельный узел крепится к впускному коллектору. Для герметизации стыка используется прокладка.

Работает узел следующим образом:

  • При перемещении педали газа заслонка поворачивается на оси и открывает доступ воздуха.
  • Давление в коллекторе увеличивается, благодаря чему в цилиндры поступает больше топливо-воздушной смеси.
  • Мощность двигателя и расход топлива увеличивается.

Прикрытый воздушный клапан создает разрежение во впускном коллекторе. Оно используется для привода усилителя тормозов и продувки адсорбера, фильтрующего пары бензина.

Признаки неисправности

Точно определить состояние датчика положения дроссельной заслонки получится только с помощью сканера или вольтметра. Однако неисправности имеют и внешние проявления:

  • Падение мощности двигателя.
  • Ухудшение реакции мотора при нажатии на акселератор.
  • Растет расход бензина.
  • Двигатель неустойчиво работает на малых или больших оборотах.
  • Машина разгоняется рывками.
  • Холостые обороты произвольно меняются или мотор глохнет при отпущенной педали газа.
  • Горит желтая лампа «Check engine» на панели приборов.

Назначение конструкции датчика положения дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) определяет угол поворота дросселя механическим способом и преобразует его в электрический сигнал. Данные поступают в электронный мозг автомобиля для обработки.

Важно! Без этого устройства работа двигателя выходит из штатного режима. Фактически, автомобилем невозможно пользоваться. Хотя сможете доехать до места ремонта своим ходом: мотор не заглохнет.

Простейший датчик представляет собой переменный резистор, который меняет сопротивление при повороте своей оси. Такая конструкция проста в изготовлении, стоит недорого и активно применяется на автомобилях ВАЗ. Однако у нее есть серьезный недостаток: материал на рабочей дорожке резистора со временем истирается, происходит поломка устройства. Автовладельцы стараются не использовать подобные устройства, приобретение может быть связано только с разовой экономией средств.

Большей популярностью пользуются бесконтактные датчики, в которых нет узлов трения в электрической части. Изнашивается только ось вращения, но износ незначительный. Именно такие датчики установлены на большинстве современных двигателей серии ВАЗ 2114 и предшествующих им «десятках».

Несмотря на общую надежность узел может выйти из строя.

Как проверить ДПДЗ?

Для диагностики датчика положения дроссельной заслонки понадобится мультиметр или сканер, считывающий показания бортового компьютера.

Проверка заключается в контроле напряжения при разных положениях дросселя. Для этого нужно:

  • Отключить провода от разъема датчика.
  • Включить зажигание.
  • Подключить мультиметр в режиме вольтметра к контактам.

Совет: выяснить работоспособность без измерительных приборов можно простым способом — установить заведомо рабочую деталь с другого автомобиля. Если симптомы исчезнут, проблема в датчике.

При отпущенной педали акселератора прибор должен показывать 0,7, а при нажатой до упора — 4 вольта. Также нужно убедиться, что при плавном изменении положения педали акселератора напряжение изменяется плавно.

Если показания мультиметра не соответствуют номинальным или скачкообразно меняются при плавном изменении положения заслонки, деталь нуждается в замене.

Причины неисправности дроссельной заслонки

Описанные выше проблемы обычно вызваны сбоями в работе той или иной части дроссельного узла. Рассмотрим эти явления подробнее.

Одной из самых частых причин нестабильного функционирования заслонки является частичный или полный выход из строя регулятора холостого хода (РХХ), который работает с дроссельным узлом в паре.

РХХ предназначен для подачи воздуха во впускной коллектор двигателя при работе на холостом ходу (то есть в тот момент, когда дроссельная заслонка закрыта). Если функционирование регулятора нарушается или совсем прекращается, двигатель на холостых оборотах начинает работать нестабильно вплоть до полной остановки.

Это интересно: Оосбенности расшифровки и скрытая информация в маркировке фар для ксенона

Еще одна распространенная причина неисправности дросселя – проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПЗД). Датчик фиксирует положение дроссельной заслонки и передает соответствующую информацию электронному блоку управления (ЭБУ). Блок, в свою очередь, выбирает режим работы двигателя, определяет количество подаваемого воздуха и топлива, корректирует момент зажигания.

Неисправный датчик не отправляет информацию ЭБУ или передает неверные данные. В связи с этим блок управления выбирает неправильный режим работы или переводит его на аварийные условия функционирования. О том, что ДПЗД вышел из строя, свидетельствует загоревшаяся на приборной панели контрольная лампа Check Engine.

В электронных дроссельных заслонках, которых сегодня большинство, поломкам подвержены датчики привода управления, которые вместе с ДПЗД передают команды на положение дросселя в ЭБУ.

Если тот или другой датчик выходит из строя, в «поведении» автомобиля возникают проблемы, перечисленные в самом начале нашей статьи – слабая реакция на нажатие педали газа, снижение количества оборотов двигателя в минуту (не выше 1500 об.), их нестабильность на холостом ходу и пр.

В редких случаях ломается электродвигатель привода заслонки. Если это происходит, заслонка фиксируется в одном положении, и блок управления переводит машину в аварийный режим.

Достаточно распространенной причиной неустойчивой работы ДВС является разгерметизация во впускном тракте.

Подсос воздуха может происходить в следующих зонах и узлах:

  • Местах прижимания заслонки к корпусу
  • Жиклере холодного старта
  • Соединительной гофрированной трубке за ДПЗД
  • Стыке патрубка очистителя картерных газов и гофры
  • Уплотнении форсунок
  • Выводах для бензиновых испарений
  • Трубке вакуумного тормозного усилителя
  • Уплотнении корпуса дроссельной заслонки

Разгерметизация дроссельного узла приводит к некорректному образованию топливовоздушной смеси, а также ошибкам в работе впускного тракта. Кроме того, просачивающийся воздух, не очищенный воздушным фильтром, содержит много пыли и других вредных веществ.

Замена ДПДЗ на ВАЗ-2123

Замена датчика не требует особого инструмента. Достаточно лишь крестовой и плоской отвертки. Если вы хотите решить проблему раз и навсегда, купите бесконтактный прибор от Bosch или General Motors.

Замена датчика положения дроссельной заслонки выполняется следующим образом:

  • Подденьте отверткой резиновые фиксаторы и снимите декоративный кожух двигателя.
  • Снимите колодку проводов с разъема.
  • Крестовой отверткой открутите винты крепления.
  • Извлеките датчик и вставить новый.
  • Закрутите винты.
  • Наденьте колодку проводов.
  • Верните на место и закрепить декоративный кожух двигателя.

Совет: если напряжение на резистивном датчике меняется рывками, есть шанс восстановить его работоспособность. Снимите деталь, вставьте плоскую отвертку в отверстие, которое надевается на вал дросселя и без лишних усилий покрутите «туда-обратно» в течение минуты. Это поможет удалить загрязнение с резистивных дорожек и прибор начнет корректно работать.

Конструкция Нивы Шевроле не предполагает регулировки датчика положения дроссельной заслонки. Если напряжение на его выходе отличается от номинального, деталь неисправна и подлежит замене.

Принцип работы и устройство

Устройство представляет собой воздушный клапан, положение которого меняется при перемещении педали газа. Дроссельный узел включает несколько деталей:

  • Корпус.
  • Датчик положения ДЗ, который считывает сведения о ее положении и передает на ЭБУ двигателя.
  • Канал холостого хода по которому воздух попадает в коллектор при отпущенной педали газа.
  • Штуцер шланга продувки адсорбера.
  • Регулятор оборотов холостого хода, изменяющий поступление воздуха при закрытой ДЗ.
  • Дроссельная заслонка, которая непосредственно регулирует поступление воздуха и давление в коллекторе.
  • Штуцер шланга вентиляции картера.
  • Привод ДЗ, включающий ось, пружину и другие элементы.
  • Штуцеры блока обогрева (нагрев производится охлаждающей жидкостью).

Дроссельный узел крепится к впускному коллектору. Для герметизации стыка используется прокладка.

Работает узел следующим образом:

  • При перемещении педали газа заслонка поворачивается на оси и открывает доступ воздуха.
  • Давление в коллекторе увеличивается, благодаря чему в цилиндры поступает больше топливо-воздушной смеси.
  • Мощность двигателя и расход топлива увеличивается.

Прикрытый воздушный клапан создает разрежение во впускном коллекторе. Оно используется для привода усилителя тормозов и продувки адсорбера, фильтрующего пары бензина.

Признаки неисправности и способы их устранения

Механизм дроссельной заслонки имеет высокий запас прочности и почти не подвержены износу. Проблемы возникают из-за загрязнения узла. Атмосферный воздух, который в больших объемах проходит через дроссель, очищается воздушным фильтром.

Однако в нем остаются мельчайшие частицы пыли, которые оседают на деталях механизма. Процесс усугубляется за счет мелких брызг масла, которые проникают вместе с картерными газами.

На стенках и заслонке образуется налет, который не дает заслонке полностью закрыться или мешает ее плавной работе. Забитые каналы узла создают сопротивления воздуху, в результате чего падает мощность двигателя.

Признаки загрязнения ДЗ:

  • Нестабильная работа двигателя на низких оборотах.
  • Рывки при движении на малом газу.
  • Проблемы с запуском мотора.
  • Падение мощности.

Для устранения неисправности необходимо почистить дроссельную заслонку. Сделать это можно специальным аэрозолем, который растворяет налет на внутренней поверхности дроссельного узла.

Признаки неисправности и способы их устранения

Механизм дроссельной заслонки имеет высокий запас прочности и почти не подвержены износу. Проблемы возникают из-за загрязнения узла. Атмосферный воздух, который в больших объемах проходит через дроссель, очищается воздушным фильтром.

Это интересно: Повесить или положить? Как правильно хранить автомобильные шины на дисках: практические советы

Однако в нем остаются мельчайшие частицы пыли, которые оседают на деталях механизма. Процесс усугубляется за счет мелких брызг масла, которые проникают вместе с картерными газами.

На стенках и заслонке образуется налет, который не дает заслонке полностью закрыться или мешает ее плавной работе. Забитые каналы узла создают сопротивления воздуху, в результате чего падает мощность двигателя.

Признаки загрязнения ДЗ:

  • Нестабильная работа двигателя на низких оборотах.
  • Рывки при движении на малом газу.
  • Проблемы с запуском мотора.
  • Падение мощности.

Для устранения неисправности необходимо почистить дроссельную заслонку. Сделать это можно специальным аэрозолем, который растворяет налет на внутренней поверхности дроссельного узла.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]