Электронная педаль газа, её неисправности и регулировка

Механическая педаль газа, знакомая многим по старой отечественной технике, устроена очень просто. В ней рычаг связан с дроссельной заслонкой карбюратора тросиком, и при нажатии педали заслонка просто сильнее открывается, а подача топлива увеличивается. Но эта простая схема устарела. Сейчас широко используется электронная система, которая имеет немало достоинств перед своим механическим собратом. Тем более, на инжекторных двигателях механический вариант очень капризен, и электроника работает намного лучше.


Особенности работы электронной педали газа.

Устройство и принцип работы

Принцип работы электронной педали газа в теории не очень сложен. По сути, это устройство работает по принципу реостата, отслеживающего положение рычага. Внутри находятся контакты-дорожки, дублирующие друг друга для большей надежности. В зависимости от положения рычага передаются данные в электронный блок управления — ЭБУ, который управляет положением заслонки карбюратора, открывая или закрывая её. Это делает небольшой электромотор с редуктором. Конечно, устройство электронной педали газа гораздо сложнее такой простой схемы. В неё входит множество датчиков и управляющих механизмов. Они управляют подачей топлива, даже когда педаль находится в одном положении, подстраиваясь под малейшее изменение хода автомобиля и окружающих условий. Сегодня с запуском двигателя в любой сезон и поддержанием его оптимальной работы нет проблем, так как практически на всех современных автомобилях работает электронная педаль газа. Благодаря этому нехитрому устройству жизнь автолюбителей стала гораздо проще.

Несколько слов о механической педали газа

Механическая педаль газа работала преимущественно на карбюраторах и объясняется это тем, что карбюратор, это изначально механическое устройство, впрыск и подача были механическими, не было никаких датчиков и прочих электронных «примочек». Нажимая на педаль акселлертора, вы приводили в движение тросик, который воздействовал на механическую заслонку карбюратора, она открывалась на требуемое расстояние, тем самым увеличивая количество подаваемого топлива. Больше топлива — более высокие обороты, ну и соответственно, автомобиль движется быстрее. Все предельно просто, не так ли? В принципе так могло бы и быть, и возможно всех все устраивало бы, если бы не одно «но». В зимнее время такая система доставляла немало неприятностей, поскольку для корректной работы и запуска двигателя в мороз требовалось особое «чутье», присущее лишь опытным водилам. Необходимо было особым образом «играть» подсосом. Малейшая ошибка в этой «игре» могла стоить вам того, что машина вообще не завелась бы, по причине полностью залитых свечей. И это далеко не все «прелести», которыми обладала механическая система акселератора.

Правильная настройка

Настройка электронной педали газа на разных моделях автомобиля отличается, так как хотя и используется один принцип, но конструкция бывает разной. Поэтому лучше по своей модели поискать информацию в интернете. Рассмотрим для примера, как это делается для автомобилей Lada, отличия у них небольшие:

  • Снять педаль с кронштейна.
  • Ослабить винты, которые держат крышку. Один из них фиксирует положение крышки, его надо совсем выкрутить.
  • Повернуть крышку по часовой стрелке до упора и снова затянуть винты.

Это делает педаль более отзывчивой. Некоторые отмечают, что она начинает срабатывать практически так же быстро, как механическая. Может улучшиться работа двигателя в целом, трогаться с места автомобиль начинает без рывков. Отмечаются и другие улучшения. Если требуется, наоборот, понизить чувствительность, крышку надо поворачивать против часовой стрелки. Автомобиль становится более «задумчивым». По такому же принципу регулируется педаль газа многих других моделей, но там есть свои конструктивные особенности. В интернете встречаются советы по модернизации внутреннего устройства – подкладыванием разных прокладок под рычаг и т.п. Так делать нельзя, так как эти прокладки могут отвалиться и попасть на контакты или заклинить рычаг, отчего автомобиль может потерять управление.

Для чего АвтоВАЗу понадобился Е-газ?

Вариаторная коробка передач: принцип работы, плюсы минусы, отличие от акпп мкпп

Как я уже говорил, экологические стандарты становятся все жестче с каждым годом, чтобы выхлоп соответствовал нормам тросик пришлось убрать. Это позволило избавиться от пустых перегазовок водителя, а также прочих лишних действий, которые увеличивают токсичность выхлопных газов. Электронная педаль как бы регулирует «по своему усмотрению» как нужно открыть дроссель. Даже резкое нажатие на педаль будет обработано таким образом, чтобы в атмосферу было выброшено как можно меньше вредного CO2.

Как это работает?

Электронная педаль состоит из трех основных элементов: педаль, эл. заслонка, а также датчик расположенный на самой педали. Датчик считывает степень нажатия на педаль, после чего отправляет данные в электронный блок. Тот принимает данные, анализирует и посылает сигнал электронной заслонке, которая открывается на необходимый градус.

Какими плюсами обладает Е-газ для самого автомобилиста?

  • Прежде всего электронная педаль способствует снижению потребления топлива.
  • Несмотря на распространенное мнение о том, что Е-газ «давит» мотор, статистика свидетельствует о том, что электроника наоборот улучшает динамику. Хотя небольшой «тупняк» вначале действительно присутствует.

Теперь о минусах Е-газа

  • Чаще всего эл. педаль ругают за ее паузу («тупняк») на старте, при резком нажатии на педаль и попытке ускориться. По мнению многих, двигатель плохо взаимодействует с педалью, в результате чего теряется примерно одна секунда. Хотя данный недостаток научились исправлять.
  • Е-газ не дает выполнить серьезный тюнинг двигателя, так как педаль сводит на нет все старания. Установка тросикового привода — решает проблему. Также отмечу, что педаль научились настраивать и прошивать под определенные нужды.
  • Электронная педаль доставляет немало хлопот во время эксплуатации.

Основные проблемы Е-газа

Кроме недостатков с динамикой, наблюдаются и другие проблемы, например, плавающие обороты, «залипание» педали, самовольная подгазовка. Основные ошибки электронной педали: (Р2122-Р2123, Р2127-Р2128, Р2138).

В оф. обращении АвтоВАЗа сообщается, что при замене контроллера или снятии клеммы АКБ, электронная педаль требует адаптации.

Чтобы адаптировать Е-газ необходимо выполнить следующее:

  • Подключаем клемму АКБ, если была снята;
  • Затем поворачиваем ключ в замке зажигания в положение «зажигание». На приборной панели вы увидите загоревшиеся индикаторы. Подождите полминуты и заведите мотор. Температура воздуха при этом должна быть не меньше +7°C;
  • После этого адаптируем функцию диагностики зажигания. Делаем разгон на второй скорости, после чего тормозим двигателем с 4000 об/мин до 1000 об/мин. Выполняем шесть таких циклов за один заезд.

Полезное видео: Как выполнить регулировку электронной педали

Частенько наш автосервис посещают автомобили ГАЗель, ведь это коммерческий транспорт, который и днём и ночью как рабочая лошадка пашет. Изо дня в день множество ГАЗелек выходит на дороги нашей страны и рано или поздно возникают определённые поломки, которые мы стараемся устранить! Не исключение и сегодняшний день. К нам в ремзону заехала ГАЗЕЛь Бизнес с мотором УМЗ! Ну что, поможем бизнесу!

Выслушав клиента: машина не тянет, горит лампочка чек. После того как выключишь и снова включишь зажигание, машинка иногда начинает работать как надо, но потом проблема повторяется. Выше 2000 обороты не поднимаются.

Вот она, рабочая лошадка!

Рис.1

С чего же начинать ремонт? Конечно с компьютерной диагностики. Подключаем диагностическое оборудование и считываем ошибки, которые прописались в блоке управления двигателем.

Рис.2

Нас интересует текущая ошибка P2138 Throttle/Pedal Position Sensor/Switch «D»/»E» Voltage Correlation. Что же она обозначает? Эта ошибка дословно расшифровывается как: P2138 неверное соотношение напряжений «D»/»E» датчика положения дроссельной заслонки или педали акселератора. Дроссельная заслонка у нас электронная как и педаль газа. То есть может быть неисправна как сама заслонка так и педаль. Для того чтобы задеффектовать педаль или дроссельную заслонку, нужно понимать как они устроены, поэтому для начала рассмотрим их конструктивные особенности, устройство и разберёмся в чём отличие механической дроссельной заслонки от электронной.

Принцип работы системы с электронной дроссельной заслонкой и электронной педалью газа.

Неисправности электронной педали газа

Все неполадки обычно связаны с электрической частью, больше там ломаться особо нечему – механики используется минимум. Педаль имеет датчики, которые измеряют её положение, всё подключено к узлу управления, и есть электродвигатель заслонки. Поэтому неисправности могут быть такими:

  • Выход из строя одного из датчиков отразится в медленном наборе оборотов двигателем.
  • Выход из строя обоих датчиков приведет к появлению аварийного сигнала на панели.
  • Нарушения проводки могут приводить к неправильной работе заслонки.
  • Поломки двигателя дроссельной заслонки вызывает появление аварийного сигнала на панели.

Так что обнаружить и проверить неисправную часть электронной педали газа довольно просто. Ремонт заключается в замене поврежденного узла полностью. После этого проводится проверка работы педали.

Причины провалов при нажатии на педаль газа

Педаль газа (акселератора) – орган управления, которым водитель дозирует объема горючей смеси, который конкретно в этот момент должен попасть в цилиндры двигателя, чтобы машина ехала быстрее или медленнее, а вот за соотношение воздуха и топлива (качество смеси) – отвечает сразу несколько систем, управляемых не водителем, а «мозгом» автомобиля (ЭБУ), или механикой (карбюратор).


Педаль газа

В карбюраторном двигателе это дозирование проходит проще – сечение отверстия основного жиклера, через которое проходит бензин, становится больше, или меньше. При необходимости – работает только жиклер холостого хода, при нажатии на педаль – оба вместе. Дальше двигателю главное поджечь смесь качественной искрой, и нужное усилие для проворота коленвала будет получено.

В современных инжекторных двигателях и дизелях изменение положения педали газа – отдает команду, прежде чем выполнить которую, электронный блок «сверяется» с показателями датчиков давления, температуры, с данными. показывающими обороты коленвала и распредвалов, объем расходуемого воздуха и содержание остаточного кислорода в выхлопных газах.

Провал при нажатии газа происходит если:

  • Данные одного или нескольких датчиков неверны, отсутствуют, или не совпадают с базовыми показателями.
  • «Электроника» накопила большое количество критических ошибок (нужна перезапись дампа и флеш памяти).
  • Что-то препятствует доступу топлива в цилиндры в полноценном объеме.
  • Что-то затрудняет доступ воздуха в цилиндры в полном объеме.
  • Что-то затрудняет эвакуацию отработанной смеси в выпускной коллектор.
  • В одном или нескольких цилиндрах происходят пропуски искрообразования.
  • Зажигание искры происходит не в определенный момент – сбилось опережение.

Изнашиваются и забиваются форсунки, впускной и выпускной коллектор, по старости отказывают датчики Холла и ВВ провода, снижается из-за износа компрессия, устают пружины и гидрокомпенсаторы в ГБЦ, «плывут» настройки опережения. На машинах, имеющих небольшие пробеги (до 100 т. км), из строя обычно выходит один узел. На пробегах до второго ТО – чаще всего «вылезает» заводской брак, или последствие некачественной сборки.

Отсутствие сигнала с датчика положения газа

Возможно отсутствие импульса с одного или обоих датчиков положения (ДППГ). Эти механизмы (потенциометры) повреждаются из-за обрыва или замыкания в цепи, а также окисления, залипания и иных поломок контактной части.

Если из строя выходят сразу оба датчика, электронный блок переводит работу двигателя в аварийный режим — невозможно разгоняться, машина работает на оборотах чуть выше ХХ. Как правило, это сопровождается высвечиванием на приборной панели ошибки P0504 или загоранием контрольной лампы EPC.

Если не поступает сигнал с одного датчика, это сопровождается загоранием индикатора на щитке приборов. Мотор функционирует в нейтральном режиме, пока система не проверит запасной датчик. При отсутствии проблемы с ним, начнётся медленный набор скорости. Однако деактивируются дополнительные системы, связанные с ДВС.

При наличии проблем датчики либо заменяются, либо очищаются. В последнем случае осматриваются дорожки. Если на них попадает грязь или пыль, это мешает достичь нужного контакта.

Как отрегулировать электронную педаль

Как и любой механизм, электронная педаль газа иногда тоже нуждается в регулировках. Данное мероприятие необходимо для поддержания нормальной работы акселератора в случае, если настройки были сбиты.

Иногда бывает такое, что при нажатии на педаль газа, автомобиль перестает реагировать на изменение положения дроссельной заслонки. Это связано с тем, что никакого изменения положения попросту не было. Все электронные педали имеют определенный свободный ход, в процессе которого меняется напряжение, подаваемое на транзисторную цепь. Если напряжение изменится, то реакция на положение педали также меняется, следовательно, автомобиль может неадекватно вести себя при управлении дроссельной заслонкой. Иногда об этой проблеме можно узнать по соответствующему индикатору на приборной панели или с помощью электронной диагностики, проводимой посредством бортового компьютера автомобиля.

Порядок регулировки:

  • В первую очередь, необходимо снять педаль с посадочного места. Это значит, что при снятии педали, вместе с ней демонтируется и модуль измерения угла. Штекерный разъем необходимо оставить на своем месте, так как питание на педаль понадобится в процессе регулировки.
  • Как только педаль будет освобождена, открутите винт, расположенный на ее крышке. Таким образом, нужно освободить крышку относительно педали, дав ей возможность свободно вращаться. Далее вам понадобится справочная литература, прилагаемая к педали.
  • Подключите между разъемами вольтметр и установите на нем соответствующий диапазон измерений. Включите зажигание. В справочнике к педали есть нормы напряжения, которые будут различны для дизельного и инжекторного двигателя. Поворачивая крышку педали, можно менять подводимое напряжение. Настройте этот параметр в соответствии с документацией и затяните винт крепления.
  • Установите педаль на посадочное место и опробуйте. Если поведение автомобиля изменилось в лучшую сторону, значит, регулировка электронной педали газа проведена правильно.

Внимание! В справочной литературе может быть указан диапазон напряжений. Два числа определяют величину напряженности при не нажатой педали и полностью выжатой. Поэтому настройка производится по первому напряжению при не выжатой педали газа.

Кроме того, величина напряжения может меняться в зависимости от окружающей среды. То есть, при сезонном обслуживании автомобиля настоятельно рекомендуется также провести регулировку и педали газа, так как такая величина может меняться, обратно пропорционально меняющемуся сопротивлению.

Форс-мажор: заедание педали газа

Но если не слушается сама педаль, то это уже серьёзно. Её заедания провоцируются:

  • попаданием края автомобильного коврика под педаль;
  • задирами, образовавшимися в результате перетирания жил тросика акселератора и ограничивающими ход педали;
  • неполадками в электронике акселератора.

Практически в любой машине, снабжённой педалью газа, эта деталь способна заклинить вследствие неисправности электрического или механического характера. Но если это и произошло, следует не паниковать, а оценить ситуацию на проезжей части и найти участок для парковки автомобиля.

При залипании выжатой педали следует попробовать вернуть её обратно правой ногой. Так можно перевести машину на свободное движение и спокойно её остановить. Если же педаль без труда переводится в исходное положение, но мотор обороты не сбавляет, то дело скорее не в ней.

Для обуздания ускоряющегося автомобиля следует перевести его на нейтральную передачу. Простой выжим сцепления способен остановить ускорение и нормализировать скорость машины с механической КПП. Ручку же «автомата» нужно выставить напротив значка «N». Не путать с буквой «R», обозначающей задний ход, или позицией «P», включающей режим парковки. Чтобы транспортное средство совсем не вышло из-под контроля, также не рекомендуется применять аварийный или стояночный тормоз.

При таком аварийном режиме езды водителю следует смотреть не на пол, не на педали, а только на дорогу. Пытаться левой ногой вернуть педаль акселератора на место также не стоит. Когда транспортное средство удастся обездвижить, нужно деактивировать зажигание, запустить «аварийки» и воспользоваться услугами эвакуатора.

Если в итоге окажется, что педали газа мешает загнутый коврик, то его придётся поменять. При заедании тросика нужно проверить целостность этой детали путём выявления возможных повреждений.

При отсутствии существенных деформаций тросик достаточно просто смазать. Если изъяны отчётливо видны, то его желательно заменить. Основные этапы процесса:

  • снятие плоской отвёрткой наконечника тросика с дросселя;
  • снятие тросика с металлического крепления;
  • отсоединение от педали наконечника заменяемой детали.

Здесь работать отвёрткой следует весьма осторожно, чтобы не повредить хрупкие пластиковые части. А после установки нового тросика рекомендуется смазать участки возможного трения и области крепления этой детали к педали газа

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]