Подробная классификация крышек бензобаков
Автомобилист должен понимать, что крышка — это не просто элемент, закрывающий доступ к баку. В современном автомобиле она ещё выполняет ряд иных функций: стабилизирует давление внутри топливного резервуара, изолирует бензин или солярку от отрицательного воздействия внешней среды и т. п.
Крышка топливного бака — это важный функциональный элемент авто
Конструкция элемента зависит непосредственно от формы горловины топливного резервуара. В наибольшей степени всё определяется диаметром резьбы и типом (она бывает внешней и внутренней). Имеет значение также глубина входа крышки в горловину, объём и т. д.
Материал крышки всегда подбирается с учётом пожарной безопасности. Особенно важно это для автомобилей, оборудованных бензиновыми системами. Горючее этого типа имеет свойство взрываться от чрезмерного давления, оно более чувствительно к воздействию паров.
В конструктивном плане крышки делятся на несколько типов:
- Первый вариант самый простой. Оборудована крышка единственной функцией — изоляция топливной жидкости от воздействия атмосферы.
- Второй вариант — сложная система, оснащённая клапанами. Последние обеспечивают стабильность давления внутри резервуара.
- Крышки с замком. Помимо основных функций, они защищают топливный бак от несанкционированного входа.
- Модели «с памятью». Такие крышки специально разработаны для забывчивых автомобилистов, они соединяются к горловине бака или лючку цепью.
Крышка с пластиковым держателем или цепью специально разработана для забывчивых автовладельцев
Помимо этого, крышки классифицируются по типам стопорного механизма:
- байонетные, которые закрываются путём изменения угла;
- резьбовые;
- запорные, как на металлических канистрах.
Чаще применяются байонетные и резьбовые крышки. Первые закрывать и открывать проще, но на легковые автомобили они ставятся редко, больше частью, это удел тракторов и грузовых авто.
Резьбовые крышки могут быть как с внутренней, так и с наружной резьбой. Отличие в расположении основной и ответной резьбы на горловине бака или цилиндрической поверхности крышки.
Делятся крышки также по вентиляционным показателям:
- Бесклапанные модели устанавливаются в топливные резервуары, в которых предусмотрены автономные системы стабилизации давления и улавливания паров горючего.
- Одноклапанными крышками оборудуются резервуары, в которых задействована лишь система улавливания паров горючего, но нет отдельной системы стабилизации.
- Наконец, на баки без автономных систем устанавливаются крышки с двумя клапанами. Их предназначение — стабилизировать давление при понижении уровня бензина, и сбрасывать пары горючего.
Наибольшее распространение в наши дни получили одноклапанные крышки. Это вызвано конструктивными особенностями современных моделей авто, оснащённых только автономной системой улавливания паров горючего.
Крышки также классифицируются по типу защиты от хищений:
- Стандартные варианты, не имеющие какой-либо защиты.
- Модели с навесным замком, подвешивающимся на специальных скобах.
- Крышки с обычным замком, личинка которого вертикально встроена.
- Кодовые крышки.
- Модели с замком, открывающимся ключом зажигания определённого автомобиля.
Стандартные крышки получили большее распространение, так как их установка несложная. Однако в последнее время наметился спрос на крышки с кодовыми замками. Навесной замок сегодня практически вышел из применения. А крышки с замком, открывающимся ключом зажигания, встречаются на некоторых топовых иномарках.
Крышки топливных баков могут классифицироваться также по наличию добавочных компонентов:
- с цепочкой или пластиковым соединителем;
- со специальной рифлёной ручкой для удобного открытия.
И, наконец, они бывают металлическими или пластиковыми, универсальными или предназначенными для одной модели авто.
Как открываются различные модели крышек
Крышки топливного бака могут открываться по-разному. Как правило, на отечественных авто сделать это просто, на иномарках — гораздо сложнее. Для открытия кодовых лючков приходится выставлять нужное соотношение цифр. Одним словом, сколько моделей, столько и способов открытия.
- Лючок, который открывается путём нажатия соответствующей кнопки в салоне. Расположена она либо на двери со стороны водителя, либо на подлокотнике.
Кнопка управления крышкой бензобака расположена на двери водителя
- Крышка, открывающаяся штатным ПДУ (пультом) от центрального замка. В этом случае проводка лючка бывает запараллелена с дверными замками.
- Вариант лючка, открывающийся рычагом с изображением АЗС. Располагается рычаг, как и кнопка, на пороге водительской двери.
- Простые крышки открываются лёгким нажатием на них до щелчка. Затем, взявшись за выемку, нужно потянуть лючок на себя.
Крышка с выемкой открывается потягиванием на себя
Устройство крышки топливного бака
Крышка бензобака — довольно важный элемент топливной системы автомобиля. Её устройство определяется конструкцией горловины и особенностями топливной системы. Крышки отличаются по следующим параметрам:
- по шагу резьбы;
- по типу резьбы (внешняя или внутренняя);
- по объёму;
- по глубине погружения в горловину.
Стандартные крышки вкручиваются в горловину бака
Конструктивно крышки тоже различаются. Самые простые выполняют единственную функцию — плотно и герметично закрывают бак. Более сложные крышки имеют клапанные механизмы, замки и кодовые запирающими устройствами. Клапаны позволяют сбрасывать избыточное давление паров топлива, а замки закрывают доступ к баку для посторонних.
Выполненная по современным технологиям крышка от топливного бака призвана препятствовать выбросу топливных испарений в атмосферу.
Конструкция крышки топливного бака разрабатывается индивидуально для каждой модели авто
Распространённые неисправности
При активной эксплуатации автомобиля крышка топливного бака портится. Паниковать в любом случае не стоит, практически все неполадки легко устраняются, иногда крышку можно запросто поменять на новую. В список наиболее частых неисправностей входят:
- замерзание механизма;
- застревание пластикового штыря;
- порча личинки замка и т. д.
Замерзание крышки
Примерзание крышки нередко случается в холодное время года. Владелец заезжает на АЗС с целью заправки и не может открыть бак. Механизм лючка, поддерживающий нормальное отпирание, замерзает. В условиях низких температур пластиковый штырь отвердевает и более не утапливается внутрь.
Замерзание крышки бензобака происходит в результате разности температуры воздуха снаружи и внутри
Конечно же, такое происходит не по вине автопроизводителя. Конструкторы изначально позаботились о материале крышки на стадии разработки. В большинстве случаях он морозостойкий, но во время движения салон сильно нагревается, горячие пары воздуха циркулируют по всему внутреннему пространству автомобиля, включая и механизм крышки. Последний с обратной стороны при низких температурах «прессует» мороз.
Таким образом, на крышке образуется конденсат. Ближе всего к холодному воздуху находится штырь. Влага превращается в лёд, механизм открывания лючка затвердевает, крышка плохо работает.
Что делать? Очевидно, что решение напрашивается само собой. Нужно прогреть замёрзшие детали, это приведёт к оттаиванию механизмов и их работоспособности.
Опытные автомобилисты рекомендуют с наступлением холодов впрыскивать внутрь механизма жидкость ВД-40. После обработки нужно 2–3 раза открыть и закрыть крышку. Это позволит предотвратить замерзание.
Чтобы открыть крышку лючка в мороз, достаточно брызнуть на него горячей водой из термоса. Лёд мгновенно оттает, и механизм откроется.
Застревание штыря
Если крышка не открывается в тёплое время года, скорее всего, это связано со стопорением пластикового штыря. Многие современные лючки управляются из салона авторычагом. Последний может туго «ходить», и при поднятии оставаться неподвижным. Крышка в такой ситуации на манипуляции водителя реагировать не будет, так как она в закрытом положении, держит её штырь, освобождающийся во время открытия центрального замка.
Решается проблема с помощью ассистента. Можно попросить пассажира удерживать рычаг из салона, а самому поднажать на лючок с внешней стороны. Как только крышка немного приоткроется, автомобилист должен среагировать и подцепить лючок. Если помощника нет, рычаг можно зафиксировать в одном положении водительским ковриком или другим предметом. Чтобы не повредить краску машины, рекомендуется обернуть отвёртку тряпкой.
Если не открывается бензобак, его можно аккуратно поддеть ножом или отвёрткой
Под обшивкой в багажном отсеке на некоторых авто имеется электропривод, предназначенный для аварийного открытия бензобака в случае его неисправности. Его закрывает, как правило, крышка. Чтобы открыть лючок, нужно засунуть в прямоугольное отверстие указательный палец, нащупать штырёк и сдвинуть его в противоположную сторону.
Поломка резьбы
Если крышка с резьбой, она меньше подвержена поломкам. Однако если такое произошло, она не выкручивается, открыть бак удастся только путём разборки или слома. Другого альтернативного способа извлечения просто нет.
Владельцам автомобилей с такой крышкой рекомендуется не допускать полного опустошения топливного резервуара на случай, если придётся доезжать до ближайшей станции техобслуживания.
Наиболее распространённые проблемы
В зависимости от причины, по которой не открывается лючок бензобака, существуют разные методы решения проблемы. Справиться с задачей можно собственными силами, специальных навыков для этого не требуется, при этом важно знать, что спровоцировало неприятность, чтобы, исходя из этого, определить, к каким действиям следует прибегать.
Замёрз механизм открытия лючка
Зимой при минусовых температурах замерзание крышки бензобака, а точнее отпирающего механизма, не редкость. Это происходит по вине конденсата, образующегося из-за разницы температур в салоне и за бортом, а впоследствии замерзающего при понижении температуры.
Каждому автомобилисту следует знать, как безопасно открыть крышку бензобака, поскольку некоторые варварские способы могут спровоцировать повреждения петель лючка или кузовного покрытия. Применять силу в данном случае нельзя, эффективно и без неприятных последствий разморозить отпирающий механизм лючка поможет локальное прогревание. Отогнать автомобиль в тёплый гараж или на сервис, что в считанные минуты решит проблему, возможность есть не всегда, так что данный метод мало кому подойдёт. Если же под рукой имеется строительный фен и источник питания, то можно использовать прибор для прогрева лючка. Действовать необходимо с осторожностью, поскольку мощность фена достаточно высока и есть риск повредить лакокрасочное покрытие. Ещё один способ предполагает использование выхлопных газов во благо, для чего потребуется шланг, который направляют от трубы к лючку. Для оттаивания механизма при таких условиях достаточно до пяти минут.
Автовладельцы нередко используют универсальную жидкость WD-40 (она найдётся практически у каждого водителя и применяется по делу и без), ею обрабатывают пластиковый штырь механизма посредством шприца, протиснутого сквозь резинку. После оттаивания крышку несколько раз открывают и закрывают. Существуют также специализированные средства, предназначенные для размораживания, на рынке автохимии они в избытке, так что в условиях сурового климата лучше обзавестись жидкостью и возить её в машине.
Как снять лючок бензобака
Довольно часто лючок бензобака снимают и показывают колористу для подбора цвета краски. Например, если кузов машины приходится перекрашивать или обновлять. Держится он на направляющих. Чтобы снять его, надо приоткрыть, слегка оттянуть на себя и двинуть аккуратно к передней части автомобиля. Таким образом, можно добиться вывода лапок лючка из зацепления с направляющими.
Направляющие лючка держат крышку бензобака
Нагреть зажигалкой ключ и аккуратно попробовать открыть
Для повышения безопасности многие владельцы современных автомобилей устанавливают замок внутрь крышки лючка. При зимних перепадах температур накопленная в замке влага может замерзнуть.
При отсутствии специальной автомобильной химии можно воспользоваться подручными средствами. Например, с помощью зажигалки нагреть ключ и попытаться вставить его в замок.
Зачастую такой способ срабатывает. С другой стороны, ни в коем случае нельзя использовать открытый огонь, горячий воздух. Это может привести к возгоранию, поскольку замок склонен накапливать горючие пары бензина.
Ремонт крышки
Если крышка подлежит наладке, то она снимается и ремонтируется. Чаще всего заменяется лючок и тросик привода, управляющего крышкой из салона.
Замена лючка
Про лючок крышки подробно было написано выше. Он держится на направляющих, которые по неосторожности можно легко сломать. Например, на автомобиле «Вольво» у направляющих часто ломаются усики в этих местах.
Усики лючка ломаются в этих местах
Можно изготовить самодельные крепления, если заново высверлить отверстия тонким стержнем, как показано на фото.
Высверливаем отверстия тонким сверлом
А затем ввинтить болты, отрезать у них шляпки, и загнуть. Получатся идеальные новые крепления.
Загибаем болт, и получается идеальное крепление
Замена тросика
Чтобы добраться до троса, нужно открыть багажник автомобиля, поднять обшивку с боковой части отсека (со стороны бака), снять пластмассовые молдинги порогов двери, под которыми тросик проложен.
Снимаем пластиковые молдинги, чтобы добраться до тросика
Далее нужно действовать так:
- Под обшивкой заднего сидения находится рычаг, который отвечает за открытие крышки. Здесь же можно увидеть болт. Его следует выкрутить.
Болт механизма тросика надо выкрутить
- После чего потянуть механизм вместе с тросиком на себя.
Механизм с тросиком надо потянуть на себя
- Поменять тросик, сняв его с механизма, и поставить новый.
Устройство бака Нивы Шевроле
Бензобак представляет собой сварную конструкцию из листовой стали. Это обеспечивает ему достаточную прочность и безопасность. Сталь хорошо сваривается и паяется. Это дает возможность устранить небольшие повреждения стенок. Однако при образовании конденсата внутренняя поверхность подвергается коррозии, вызывая риск попадания ржавчины в топливную систему. Изначально в Ниву Шевроле устанавливались бензобаки производства General Motors. Их заводской артикул — GM 212301101011000.
Совет: на рынке запчастей чаще встречаются баки, сделанные на Автовазе. Их качество не уступает оригинальным, а цена начинается с 8000 рублей.
Существует много разных способов решения этой проблемы:
- С замком крышка бензобака ВАЗ 2112 — тюнинг самый простой. Это может быть кодовое устройство или под ключ. Но существуют секреты, которые знают взломщики замков. Один из них использование монтировки или отвертки, когда крышка просто подцепляется и снимается с бака. Обезопасить от взлома может приварка к крышке штыря длиной до 15 миллиметров, который пропускается через резиновый уплотнитель горловины, что предохраняет крышку от проворачивания.
- Более серьезная защита – установка сигнализации. В этом случае при открывании люка бензобака срабатывает сигнализация. Хотя установить устройство своими руками достаточно просто, существуют некоторые нюансы.
Для этого нужно установить на кронштейн концевик. Для подсветки бензобака вместе с кнопкой монтируется светодиод.
Концевик для установки сигнализации на крышке для бензобака ВАЗ 2112
Трудности при монтаже устройства возникают при сверлении отверстия под саморез. Но в конструкции ВАЗ 2112 крышки бензобака имеют место, куда можно установить шуруп. Для того чтобы не возникла искра необходимо обеспечить силу тока не более пяти мА. Можно применять концевик не имеющий искры – геркон. Это электромеханическое устройство, состоящее из ферримагнитных контактов, которые запаяны в стеклянную колбу. При включении поблизости электромагнита или приближении постоянного магнита контакты замыкаются, как показано на фото.
Крышка бензобака ВАЗ 2110, 2112 с системой сигнализации
- Подключение топливного бака к системе сигнализации автомобиля. Для этого понадобятся геркон и небольшой постоянный магнит. Магнит монтируется на внутренней стороне дверей, а геркон на корпусе авто, который подсоединяется к любой сигнализации. Принцип работы заключается в следующем: при открывании крышки магнит отодвигается от геркона, контакты его замыкаются или размыкаются, что является поводом для срабатывания сигнала.
Преимущество устройства – простота установки и небольшая цена, недостаток – невозможность установки при отсутствии сигнализации на автомобиле.
- Дорогостоящим и сложным способом является перенос в другое место горловины бензобака, допустим в багажник. Но в этом случае бензин из бака слить не удастся, трудно найти место установки пробки.
Как крепится крышка бензобака на авто ВАЗ 2112
Крепеж крышки бензобака ВАЗ 2112 отечественного производства не предусматривает ее крепление к лючку бака, что лишает авто такой удобной функции. Часто на заправке водитель кладет открученную крышку на крышу автомобиля, в карман, спойлер, но это не совсем удобно. Деталь может оставить царапины на краске, или ветер сдует, а карман пропитывается запахом бензина. Итак:
- Одним из наиболее дешевых и нетрудоемких способов крепления крышки бензобака ВАЗ 2112 заключается в использовании магнита от небольшого динамика, который клеится к торцу дна крышки. Можно использовать магнит от держателя мобильного телефона. Его высота не должна быть больше 15 миллиметров, и по размерам вписаться в диаметр резьбы. Для крепления использовать клей «Момент». Это позволяет на заправке, после откручивания крышки, прикрепить ее внутри лючка бензобака. Приклеенная наклейка на лючке предохраняет автомобиль от царапин. При ее отсутствии можно приклеить на магнит кусочек материала или закрыть площадь касания изолирующей лентой.
Полезные советы
Избежать неприятностей, связанных с открытием крышки топливного бака, поможет силиконовая смазка или водоотталкивающий состав WD-40. При их отсутствии можно использовать обычное моторное масло. Этими средствами следует обрабатывать резиновые уплотнители на крышке после мойки авто, независимо от времени года. Это не только сократит риск заедания крышки, но и продлит срок службы всех резиновых элементов.
На некоторых моделях современных автомобилей крышка бензобака может не открываться в том случае, если мотор заведён, а ключ зажигания находится в замке. То есть для того, чтобы открыть крышку, нужно заглушить двигатель и вытащить ключ из замка.
Своевременная смазка крышки бензобака способна предотвратить неожиданные неприятности в пути
Таким образом, обычная крышка на топливном баке машины может создать множество неприятностей. Однако тщательное следование рекомендациям профессионалов поможет их избежать. Удачи на дорогах!
Ремонт трещины бензобака своими руками
Ремонт и замена печки автомобиля «Нива Шевроле» своими руками