Как установить газовое оборудования на автомобиль? 8 практических советов


ГБО или газобаллонное оборудование — устройства, которые устанавливаются на машину и позволяют использовать газ в качестве топлива. Использование газового оборудования на автомобиле позволяет снизить затраты на бензин и увеличить ресурс двигателя, сократить ремонты, а также снизить количество вредных выбросов. При ежедневных перемещениях в районе 100 км установка ГБО на авто окупается в течение 3 — 4 месяцев.

Основные узлы и устройство ГБО

Система ГБО включает механические и электронные устройства. В неё входят:

Баллон, оснащённый мультиклапаном — устройством, которое состоит из нескольких миниустройств. В нём: показатель уровня газа, два клапана — для заправки газом и для его расхода. Баллон может иметь различную форму, чаще цилиндрическую и тороидальную. Форму и размеры баллона выбирают так, чтобы оптимально занять пространство внутри автомобиля: в багажнике, запаске или под днищем. Мультиклапан на баллоне сверху закрыт венткоробкой, которая предупреждает возможную утечку газа. Она соединена с наружной стороной автомобиля трубками, которые выводят газ при аварийной утечке. Баллоны могут быть:

  • стальные;
  • из легированной стали с пластиковым (композитным) чехлом;
  • алюминиевые с пластиковым чехлом;
  • полностью композитные.

Баллон располагается в задней части машины и соединяется с системой ГБО трубой, называемой магистралью. Все другие элементы системы располагаются под капотом автомобиля:

  1. Блок управления (электронный контроллер) — руководит работой всего ГБО.
  2. Газовый клапан — устанавливается на магистрали (трубе) движения газа. Имеет фильтр для очистки топлива и управляется электроникой.
  3. Редуктор — камера для испарения жидкого газа. Для испарения редуктор снижает давление газа с 16 атм до нормального атмосферного (1 атм) и подогревает его. Редуктор может управляться электроникой или быть механическим. В первых системах ГБО редукторы впрыскивали газ при снижении давления внутри смесителя, поэтому назывались «вакуумными». В некоторых системах ГБО редукторы используют дополнительно — подключают к системе охлаждения, поскольку процесс испарения газа забирает тепло и охлаждает редуктор. Редуктор нагнетает давление газа и впрыскивает его в смеситель.
  4. Смеситель или коллектор — камера, в которую подаются газ и воздух в определённых пропорциях. Далее подготовленная смесь поступает в камеру сгорания.
  5. Бензиновый клапан (этот элемент есть в ГБО-1 для карбюраторных двигателей) — останавливает подачу бензина.
  6. Датчики-контроллеры давления, температуры газа.

Также к системе ГБО относится переключатель видов топлива. Его ставят в салоне. С его помощью меняют положения газового и бензинового клапанов, переключая вид топлива. Сделать это можно в любое время: на холостом ходу или при движении авто.

Принцип работы ГБО

Газовое оборудование на авто работает на различных формах газа: сжиженной и газообразной. Чаще для работы используют сжиженный газ — пропано-бутановую смесь. Реже — сжатый природный газ (метан). Метановых заправок мало, поэтому баллоны со сжатым газом не пользуются популярностью.

Как работает система ГБО? Газ поступает из баллона через фильтр к редуктору. Поскольку в баллоне он находится под давлением (около 16 атм), то по трубе он движется самотёком. Попадая в редуктор, сжиженный газ преобразовывается в пар — испаряется. Для этого редуктор снижает его давление и подогревает. Во время работы двигателя, для подогрева жидкого газа используется тепло от работы мотора.

После редуктора пары газа проходят ещё через один фильтр и поступают в смеситель. Во многих системах ГБО поступление в смеситель происходит через форсунки. Их количество соответствует количеству цилиндров — поршней. А их открытием руководит электронный блок управления. Подавая команды на форсунки, блок управления регулирует количество впрыскиваний и количество газа, которое поступает в камеру сгорания.

Запуск двигателя и первые 20 — 30 секунд работы происходят на бензине. Как только редуктор прогреется, система управления газовым оборудованием автоматически включает подачу газа и его впрыскивание в систему сгорания. При этом подача бензина автоматически выключается.

Обратный переход на бензин происходит при снижении давления в трубах газа, то есть, когда газ в баллоне заканчивается.

Кроме того, в системе управления есть возможность ручного переключения режимов «бензин — газ».

Это интересно: Указания регулировщика с пояснениями

Описанный принцип работы является схемой для сжиженного пропано-бутанового топлива. Для природного газа (метана) используется другая схема. Поскольку он является газом, то поступает сразу к газовым инжекторам и далее — в камеру сгорания без фильтра и редуктора.

Поколения ГБО

ГБО является технической системой, которая развивается и модернизируется. Поэтому на сегодня существуют 6 поколений газобаллонного оборудования. Они отличаются принципом подачи газа и способом отключения подачи бензина.

На заметку: по большому счёту, все системы ГБО можно разделить на 3 основные группы и промежуточные гибридные типы между ними. Три основных системы ГБО — это:

  • для карбюраторного (механического) впрыскивания топлива;
  • для инжекторного распределённого впрыскивания;
  • для непосредственного впрыскивания топлива в двигатель.

Опишем шесть поколений оборудования — их действие и отличия:

  • ГБО-1 — система с механическими блоками, которые устанавливают исключительно на карбюраторные двигатели. Их редуктор впрыскивает газ через форсунки при низком давлении внутри смесителя. Поэтому получил название «вакуумного». Эта система имеет много недостатков и нареканий, не редки возгорания;
  • ГБО-2 — система для карбюраторных и простых инжекторных двигателей, но модернизирована электромагнитным редуктором. Это позволило организовать подачу газа, он при различных значениях давления в смесителе, сделало более лёгким запуск двигателя, возможным «холодный» старт. Электромагнитный редуктор также дал возможность руководить выбором топлива кнопкой из салона авто;
  • ГБО-3 — система для инжекторных двигателей, в которых редуктор оснащён контроллерами и работает в полностью автоматическом режиме. Он считывает показания датчика кислорода в выхлопных газах и по ним регулирует состав газовой смеси. Также редуктор имеет датчик температуры, который позволяет ему включаться только после прогрева. Ещё одно усовершенствование ГБО-3 — это эмуляторы форсунок. Они имитируют работу бензиновых форсунок, чтобы электронный блок не перевёл двигатель в аварийный режим. Эмуляторы форсунок убрали необходимость встраивать в систему отдельный бензиновый клапан.

Системы газового оборудования первых поколений считаются устаревшими. Среди трёх других наибольшую популярность получило ГБО-4, благодаря оптимальному сочетанию цены и качества его работы. Именно его предпочитают устанавливать большинство водителей.

  • ГБО-4 — система для инжекторных двигателей. Усовершенствованием ГБО-4 являются газовые форсунки. Они берут на себя функцию впрыскивания газа в смеситель-коллектор. И избавляют редуктор от необходимости нагнетать давление для впрыскивания газа в смеситель. Количество форсунок соответствует количеству поршней-цилиндров. На каждой форсунке установлен контроллер, который руководит её работой — определяет количество впрыскиваемого газа и частоту впрыскивания. Здесь нет эмуляторов бензина, их функцию выполняет сам электронный блок. Он, блок управления, приостанавливает работу бензиновых форсунок и запускает газовые. При этом бензиновый блок продолжает работать без впрыскиваний бензина.

ГБО четвёртого и последующих поколений являются системами периодической (циклической, фазовой) подачи топлива (газа). Такая подача позволила снизить расход сжиженного топлива.

ГБО последующих поколений, 5-го и 6-го, не работают на газообразном метане, поскольку используют исключительно сжиженный газ. В их конструкции сжиженное топливо поступает в камеру сгорания в жидком виде, минуя фазу парообразования.

  • ГБО-5 — газ впрыскивается в виде жидкости, что получило название «жидкого впрыска». Его подают в камеру встроенные в баллон топливные насосы (аналогично системе подачи бензина). Для подачи жидкого топлива насос нагнетает давление до 5 атм. Для постоянного нагнетания давления в системе работает редуктор давления. Небольшое повышение давления предупреждает испарение жидкого газа при нагреве от работающего двигателя. Эта система легко заводится без бензина, без необходимости прогревать двигатель на бензине. Они также отличаются сниженным расходом газа и увеличенной мощностью. Редуктора-испарителя в ГБО-5 нет;
  • ГБО-6 ставят на двигатели с непосредственным впрыском. Использует сжиженный газ. Система ГБО-6 состоит из бака, который подключается к магистрали подачи бензинового топлива.

ГБО-5 и 6 — самые дорогие варианты установки газового оборудования на авто.

Выбор правильного ГБО для ВАЗ

При выборе газового оборудования на ВАЗ следует учесть, что это предусматривает внесение изменений в топливную систему. Установку нетрудно выполнить самостоятельно. Потребуется приобрести соответствующее оборудование в комплекте (включая все составляющие) и детально изучить технические условия на автомобиль, требования завода-изготовителя.

После монтажа нужно отвезти автомобиль в сервисный центр, чтобы специалисты проверили правильность подключения и настройки аппаратуры. Также понадобится внести изменения в документацию машины, в чем вам смогут посодействовать представители СТО. Если вы не уверены в своих силах и квалификации, такое переоборудование желательно доверить профессионалам.

Применение газового оборудования позволит существенно снизить затраты на приобретение горючего, а самостоятельная установка оснащения дополнительно сэкономит средства владельца машины.

Перед установкой ГБО на ВАЗ 2110 нужно подобрать оснащение, в соответствии с типом мотора. Для этого следует посмотреть на материал впускного коллектора: если он металлический – подойдет ГБО второго поколения, пластиковый – четвертого.

Второе поколение предусматривает ручной мониторинг подачи топлива в смеситель дозатором. Регулирование осуществляется винтом, который подкручивается только в случае засорения воздушного фильтра.

В третьем поколении систем, чтобы перекрыть бензин, используется не клапан, а форсуночный эмулятор. В четвертом применяются газовые форсунки, передающие смесь непосредственно на впускной коллектор. Их управление осуществляется электронным блоком.

Для ВАЗ 2110 газовое оборудование может быть установлено на любой из двух типов двигателей. Но карбюраторный при этом более прост в обслуживании и настройке, потому что бензин и газ подаются по одному принципу. Данное переоборудование не представляет особой сложности.

Внимание! Для ВАЗ 2110 возможна установка ГБО вне зависимости от типа двигателя.

Для силового агрегата инжекторного типа потребуется установить дополнительные узлы: эмуляторы и антихлопковый клапан, чтобы предотвратить разрушение воздушного фильтра.

Вам будет интересно >> Газовое оборудование на Рено Дастер

В таком двигателе переход с бензина на газ производится в автоматическом режиме, с достижением двигателя определенных оборотов. Заводить машину нужно на бензине.

Четвертое поколение ГБО может быть установлено только на инжекторный тип мотора, если применяются электронные инжекторы, потому что газ подается форсунками, управляемыми компьютером.

При монтаже газового оборудования второго поколения на ВАЗ 2110 оно окупится примерно после тридцати тысяч километров пробега. Если машину эксплуатировать постоянно, этот километраж будет пройден примерно за полтора года.

В чем будет выражаться экономия? Учитывая, что стоимость газа примерно в два раза меньше бензина, машина с идеальной настройкой топливной системы при скорости, не превышающей сто двадцать километров в час, на смешанном режиме расходует не более девяти литров бензина. Если правильно настроить ГБО, газовое топливо будет расходоваться примерно в объеме тринадцати литров.

Кроме того, для ВАЗ 2110, как и большинства остальных отечественных машин, при работе на газе значительно увеличится срок службы моторного масла, что также немаловажно. По причине полного сгорания этого вида топлива его отходы не попадают в систему смазки, в результате чего масло не теряет в качестве.

Еще одно преимущество в уменьшении загрязнения электродов на свечах зажигания. Это позволяет существенно увеличить их срок службы.

Особенности установки

Что учесть при установке газобаллонного оборудования на автомобиль?

  1. Редуктор — устройство, которое займёт место под капотом. Поэтому необходимо оптимально подобрать ему местоположение. Оно должно быть доступно для обслуживания — периодической замены фильтров.
  2. Крепить редуктор необходимо на раме автомобиля, его нельзя крепить на двигателе, по причине вибраций.
  3. Шланги для подведения тосола не должны быть выгнуты или заломлены. Шланги тосола подключаются к системе параллельно. Тогда редуктору и радиатору печки тосол будет подаваться в равных количествах.
  4. Рядом с газовым баллоном не должно быть горячего глушителя и не должно быть вибрирующих деталей кузова.
  5. Форсунки газа располагаются как можно ближе к форсункам бензина. Смесь должна быть как можно ближе к свече — это гарантирует стабильность её горения.

Это интересно: Блок предохранителей на автомобилях «Рено-Меган 2—3»

Однако установка ГБО требует профессиональных знаний, поэтому данный раздел — скорее помощь для контроля работ по установке газобаллонного оборудования на ваш автомобиль.

Порядок монтажа газобаллонного оборудования при его установке на автомобиль

После выбора газобаллонного оборудования можно приступать к его установке в автомобиль. Подробную видео-инструкцию по монтажу газового оборудования 4-го поколения смотрите чуть ниже.

Перед началом установки необходимо определиться с местами крепления заправочного клапана (обычно под бампером или в районе заправочной горловины бензобака) и кнопки переключения топлива (газ/бензин) в салоне машины.

На время монтажа газового оборудования аккумулятор должен в обязательном порядке отсоединяться от бортовой сети автомобиля!

Первым элементом ГБО, который устанавливают на авто, является газовый редуктор. Его задача состоит в снижении давления газа и поддержании постоянного давления на выходе из редуктора. Сам редуктор закрепляют на неподвижных и устойчивых элементах в моторном отсеке.

Затем к нему подсоединяют резиновые шланги, по которым поступает антифриз из системы охлаждения двигателя для подогрева редуктора в процессе работы. В большинстве автомобилей подключаться к системе охлаждения следует параллельно, то есть между блоком двигателя и радиатором печки (так называемый, малый круг).

Правила оформления

ГБО является дополнительным оборудованием и требует обязательного оформления в ГИБДД. Что важно знать для его легализации?

  1. Начинать оформление дополнительного оборудования необходимо до его установки, а именно — пройти в ГИБДД экспертизу (осмотр) и получить разрешение на установку ГБО. В ходе экспертизы ГИБДД должно подтвердить возможность установки газа на авто.
  2. После установки — пройти ещё одну экспертизу для проверки безопасности.
  3. Далее, с подтверждёнными результатами безопасной работы и сопутствующими документами необходимо направиться в ГИБДД. Взять с собой: пакет документов на газовое оборудование, сертификат на право устанавливать ГБО от тех, кто выполнял работу и личные документы на водителя и на машину.

На заметку: установка второй топливной системы — достаточно серьёзное вмешательство в конструкцию машины.

Прохождение ТО на ГБО для авто

Дополнительное оборудование требует дополнительного обслуживания. Поэтому помимо обычного прохождения ТО, вам надо будет проходить ТО и на газовое оборудование. Лучше всего делать там же, где и ставили.

Нулевое ТО

После того, как вы проедете 700 – 1000 км, надо обязательно пройти нулевой техосмотр. Здесь проверят текущее состояние автомобиля, и сравнить с предыдущими показателями. Необходимо удостовериться, что все работает как часы и изменения конструкции автомобиля не привели ни к каким плачевным последствиям. А его цена всего 800 рублей.

Первое техническое обслуживание ГБО

Его стоимость 1.500 рублей, напоминаем на 6 цилиндровый двигаель.

  1. Проверка состояния топливной коррекции;
  2. Проверка настроек топливного оборудования;
  3. Замена фильтра тонкой очистки.

Последующие ТО

Каждые 15.000 км. Стоимость от 800 до 1.500 рублей. Все проходит как обычно. Проверка работоспособности оборудования, и если все в порядке, то поедете дальше, если нет, то исправят. Все так же как и для обычного авто.

Что водит в диагностику газового оборудования

  • Продувка системы;
  • Замена фильтров;
  • Корректировка параметров, если требуется.
  • И все это за 800 — 1.500 рублей. Как вам ТО?

    Преимущества ГБО

    Газовое оборудование для автомобилей экономичнее, чем работа бензинового или дизельного двигателя. Оно сокращает расходы топлива и продлевает жизнь двигателя. Приведём описание основных преимуществ машин «на газу»:

    1. Машина с ГБО может передвигаться как на газу, так и на бензине.
    2. Сокращаются расходы на топливо.
    3. Улучшается качество езды машины: движется мягче, без рывков, стартует и разгоняется быстрее.
    4. Сокращается количество вредных выбросов. Это происходит благодаря более полному сжиганию топлива. Смесь пропана и бутана отличается высоким октановым числом (до 108), благодаря чему прогорает почти полностью, не оставляя выхлопных газов или других выбросов.

    На заметку: по данным проведенных исследований, процент сокращения вредных выбросов для карбюраторного двигателя составляет 2/3 или 70%. Для дизельного — половина или 52%.Так же к преимуществам ГБО можно отнести:

    • увеличение ресурса работы двигателя, благодаря бережному отношению к мотору, боле полному сгоранию топлива, меньшему количеству нагара на цилиндрах;
    • увеличение пробега машины без дозаправки; вместо одного бензинового бака в машине — два бака с двумя видами топлива.

    Перечисленные выше достоинства присущи системам ГБО, установленным в лицензированных проверенных мастерских, с использованием качественного сертифицированного оборудования. Также важно после установки ГБО своевременно делать технические обслуживание и менять фильтры. А именно — каждые 10 — 15 тыс. км.

    На заметку: первый после установки ГБО осмотр надо пройти раньше — уже через 1,5 тыс. км.

    Недостатки ГБО

    1. Существенные денежные траты на установку газовое оборудование на автомобиль. Его стоимость составляет несколько десятков тысяч. Кроме того, необходимо оформить установку дополнительного оборудования в ГИБДД, что также потребует затрат денег и времени.
    2. Снижение количества свободного места — актуально для автомобилей с небольшим багажником. Однако этот недостаток можно сделать неактуальным, если использовать выносную модель газового баллона, которая крепится снаружи корпуса и не занимает пространства внутри багажника, салона.
    3. Увеличение количества техосмотров и оплаты на их проведение.
    4. Повышенные требования к соблюдению техники безопасности — газ опаснее бензина.

    Установка нового оборудования аннулирует гарантии производителя. Поэтому она не всегда целесообразна для нового автомобиля на заводской гарантии.

    Установка и настройка

    Для установки ГБО на машину своими руками, например, такую, как ВАЗ 2110, 2107с карбюратором или инжектором, приобретя газовое оборудование, нужно убедиться в его полной комплектности. Аппаратура состоит из:

    • газового баллона. В большинстве случаев он имеет вытянутую или тороидальную форму;
    • мультиклапана, переключающего режим ГБО с «эксплуатационного» на «заправочный» и обратно;
    • газового рукава для заправки, рассчитанного на высокое рабочее давление;
    • магистрали высокого давления, соединяющей редуктор с мультиклапаном;
    • редуктора-испарителя, снижающего уровень давления в топливной системе;
    • газового клапана, закрывающего и открывающего каналы подачи газа в испаритель;
    • бензинового клапана, осуществляющего доступ бензина к карбюратору или эмулятора для инжекторного мотора;
    • механического или электронного дозатора, отвечающего за точную подачу топлива;
    • кнопки переключения горючего, устанавливающуюся в салон машины;
    • смесителя; он необходим, если врезка к карбюратору заблаговременно не осуществлялась, а также для инжектора;
    • регистра напора газового топлива на коллектор.

    Важно! Приобретая ГБО, проверьте комплектность оснащения.

    Монтаж осуществляется в такой последовательности:

    1. установка баллона;
    2. монтаж редуктора на основе рамы (под капотом);
    3. подключение мультиклапана к баллону т. о., чтобы надпись «ТОР» на шкале была направлена вверх;
    4. подсоединение трубок от заправочника к баллону и от него на редуктор;
    5. тосоловая трубка подводится к редуктору;
    6. монтаж переключающей кнопки в салоне и подключение проводов согласно прилагаемой к ней схеме;
    7. подключение эмулятора форсунок, для карбюраторного двигателя – установка бензинового клапана, с разрывом рукава, подающего топливо, за бензонасосом;
    8. установка и подключение миксера, подающего газ к коллектору (до дроссельной заслонки).

    Вам будет интересно >> Установка гбо на дизельный двигатель

    Аналогично выполняется установка газового оборудования на ВАЗ 2114.

    После того, как ГБО установлено, понадобится его настроить. Это также несложно выполнить самостоятельно. Вначале устанавливается холостой ход, затем регулируется чувствительность редуктора и дозатор. Если вы сомневаетесь в своей компетентности, можно воспользоваться услугами профессиональных автомехаников на СТО.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]