Неисправности переходных систем карбюратора Солекс
Карбюратор Солекс 2108, 21081, 21083 имеет две переходных системы: для первой и второй камер.
Они нужны для обогащения топливной смеси, поступающей в двигатель автомобиля в самом начале открытия дроссельных заслонок и предотвращения возможного провала.
Неисправности переходных систем первой и второй камер карбюратора Солекс
Основная неисправность переходных систем карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083 это засорение их выходных отверстий и последующий отказ в работе.
Вертикальное щелевое отверстие переходной системы первой камеры карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083 делится пополам кромкой дроссельной заслонки при правильной ее установке
Помимо этого переходные системы будут работать не так как следует если дроссельные заслонки установлены неправильно (выходные отверстия систем ниже кромки дроссельной заслонки).
Выходное отверстие переходной системы второй камеры карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083 расположено выше кромки закрытой дроссельной заслонки. На изображении дроссельная заслонка начинает приоткрываться.
Так же возможно засорение топливного и воздушного жиклеров переходной системы второй камеры карбюратора.
Так как переходная система первой камеры карбюратора Солекс встроена в его систему холостого хода (СХХ), то засорение ее топливного и воздушного жиклеров напрямую влияет на работоспособность переходной системы.
Признаки неисправности переходных систем карбюратора Солекс
«Провал» при нажатии на педаль газа во время трогания с места
«Провал» при нажатии на педаль газа во время движения или разгона автомобиля (когда начинает открываться дроссельная заслонка второй камеры)
Излишне богатая топливная смесь на режиме холостого хода
На режиме холостого хода в двигатель автомобиля поступает обогащенная топливная смесь. Излишнее ее обогащение через переходные системы приводит к появлению неисправностей, связанных с работой двигателя на богатой топливной смеси.
Причины неисправности переходных систем карбюратора Солекс
Если имеется «провал» в работе двигателя автомобиля при трогании с места, то возможно засорены выходные отверстия переходной системы первой камеры карбюратора. Если он сочетается с неустойчивым холостым ходом двигателя, то возможно имеется засорение системы холостого хода.
Если «провал» наступает во время движения автомобиля, при начале разгона, то засорено выходное отверстие второй камеры карбюратора или (и) топливный и воздушный жиклер.
В случае неправильной установки положения дроссельных заслонок карбюратора (выходные отверстия переходных систем ниже кромки заслонки), через переходные системы топливо будет вытекать постоянно. А это дополнительное обогащение топливной смеси на режиме холостого хода и как следствие повышенные обороты холостого хода, которые невозможно отрегулировать, повышенный расход топлива, черные свечи зажигания, пропуски искрообразования и т.д..
Что делать если имеются признаки неисправности переходных систем карбюратора Солекс?
Необходимо прочистить каналы, жиклеры и выходные отверстия переходных систем. Это можно сделать не разбирая карбюратор при помощи аэрозоля-очистителя. Более тщательная прочистка подразумевает снятие карбюратора с двигателя и применение растворителя, медной проволоки, острых деревянных палочек и насоса.
Если дроссельные заслонки в исходном положении установлены неточно, необходимо выставить их положение. Подробнее: «Регулировка положения дроссельных заслонок карбюратора 21073 Солекс».
Примечания и дополнения
Аналогичные признаки неисправности переходных систем могут возникать при неисправности ускорительного насоса карбюратора.
Настройка карбюратора ВАЗ-2107
Узнайте, к какому типу относится карбюратор вашей машины и затем начинайте выполнять регулировку согласно поэтапной инструкции. С учётом типа устройства вы сможете правильно подобрать комплект для его ремонта, если в этом возникнет необходимость.
Найдите табличку, прикреплённую к корпусу по центру карбюратора, на ней указан номер, согласно которому необходимо подбирать запасные части. Дальнейшие действия по подготовке карбюратора к регулировке выглядят следующим образом. Тщательно очистите карбюратор перед последующими манипуляциями, поскольку за годы работы на нём скапливается моторное масло, грязь и пыль.
Далее следуют такие шаги.
- Обязательно снимите корпус воздушного фильтра, иначе вы не сможете полноценно очистить карбюратор.
- Используйте ключ на 10, чтобы отвинтить гайки с крышки корпуса, шайбы тоже извлеките, воздушный фильтр придётся убрать вместе с крышкой.
- Далее используйте ключ на 8, чтобы отвинтить четыре гайки, удерживающие корпус. Снимите последний вместе со шлангами.
- Не снимая мотор, начинайте очистку карбюратора с использованием керосина или специальных средств для чистки двигателя. При горячем силовом агрегате процедура пройдёт намного быстрее. Растворители использовать запрещено, иначе элементы, выполненные из технической резины или пластика могут быть деформированы.
Также советуем прочитать статью нашего эксперта, в которой рассматривается вопрос регулировки карбюратора ВАЗ-2108.
Рекомендуем дополнительно изучить статью специалиста, посвящённую регулировке карбюратора на ВАЗ-2109.
Дальнейшая регулировка состоит из пяти рассмотренных ниже этапов.
Привод дроссельной заслонки
При неправильной настройке рассматриваемого привода приемистость мотора ухудшается наряду с показателями разгонной динамики. Воспользуйтесь помощью напарника, подготовьте фонарик с отвёрткой, рожковый ключ на 8, а также штангенциркуль. Дальше следуют действия:
- До конца утопите подсос, в это время напарнику нужно будет надавить на педаль газа до пола. Открытие дроссельной заслонки на данном этапе будет полным. Направьте свет фонарика в сторону первой камеры, как только напарник отпустит педаль газа, вы заметите, как закроется камера. Исключено наличие даже малейших щелей.
- Для определения длины тяги воспользуйтесь штангенциркулем, ориентируйтесь на параметр в 8 см. Подгоните длину тяги к указанному параметру посредством вращения наконечников, не забудьте отвернуть гайки, которые контрят.
- Поставьте тягу на место и повторите замеры. В последнее время для изготовления тяг используется пластмасса низкого качества, которая даёт усадку, поэтому замеры необходимо будет также провести повторно через пару недель.
Поплавковая система
Значения свободного хода поплавка приравниваются ориентировочно к 14 мм с одной стороны. С противоположной стороны рассматриваемый параметр должен соответствовать 6,5 мм. Регулировка возможна с использованием проверочного шаблона. Поплавок должен не придавливать шарик клапана, а слегка его касаться. Если полученная длина не соответствует заявленному параметру в меньшую сторону, язычок игольчатого клапана следует слегка подогнуть.
На очереди настройка уровня открытия упомянутого выше клапана. При верхней позиции поплавка топливо поступает в меньшей степени. Из-за увеличения расхода топлива поплавок изменить позицию до противоположной, как только педаль газа будет резко выжата, а дроссельная заслонка открыта.
Не забудьте отрегулировать отклонение поплавка в противоположную сторону. Отведите его от крышки на максимально возможное расстояние и используйте шаблон для проверки. Толщина шаблона должна составлять 14 мм. При несоответствии полученных параметров подогните упор кронштейна крепления. На данном этапе величина свободного хода должна приравниваться 8 мм. Чтобы обеспечить полноценный поток бензина обязательно проверьте состояние фильтров и сеток.
Ускорительный насос
Чтобы рассматриваемая проверка стала доступной, необходимо обеспечить присутствие бензина в карбюраторе. Несколько раз активируйте педаль газа и параллельно следите за клювиком, локализированном в диффузоре вторичной камеры, из которого должна появиться струйка бензина. Если её нет, придётся продуть клювик, предварительно вывернув распылитель.
Нажмите на газ, когда распылитель будет снят, и убедитесь в наличии бензина в соответствующем канале. Аккуратно снимите распылитель, следите за тем, чтобы прокладка, выполненная из меди, никуда не пропала. Если бензина нет, необходимо решать проблему с герметичностью диафрагмы. Для проверки герметичности снимите с корпуса крышку путём снятия четырёх винтов посредством крестообразной отвёртки. Будьте внимательны, не потеряйте пружину. Диафрагма в случае нарушения герметичности ремонту не подлежит, её придется менять на новую.
Жиклеры
Жиклеры засоряются при использовании низкокачественного бензина. Если снять крышку с карбюратора, можно невооруженным взглядом заменить характерный осадок в поплавковой камере. Он без труда попадёт в топливные каналы и со временем перекроет доступ для поступления бензина. Достаточно продуть каналы с помощью компрессора или насоса для подкачки шин.
Рекомендуем: Как обкатать двигатель после капитального ремонта
Также воспользуйтесь аэрозолем для жиклеров. Вставьте в каждый жиклер по очереди трубку от банки с аэрозолем и промойте их. Запрещено менять местами жиклеры в поплавковой камере при их проверке, в противном случае расход топлива будет существенно увеличен.
Если упомянутого аэрозоля у вас нет, а продувание каналов не принесло ожидаемых результатов, выверните жиклеры из установочных гнёзд и промойте их. Окуните жиклеры на пару минут в растворитель 646 или 647, и все накопления растворятся. Такой же процедуре необходимо подвергнуть эмульсионные трубки. Чтобы их достать, используйте стержень необходимого диаметра.
Очистить необходимо жиклеры и из первичной, и из вторичной камеры. Выверните пустые внутри винты, выполненные из бронзы, посредством отвёртки. Из посадочных мест изъять жиклеры достаточно просто. Тарированные размеры зачастую одинаковые, поэтому вы можете не переживать, что перепутаете их. Откажитесь от использования ветоши при очистке любых деталей карбюратора, поскольку из-за оставшихся ворсинок эксплуатация автомобиля может вызывать затруднения.
Обороты холостого хода
Зачастую именно этот этап является завершающим, если водитель принялся за настройку карбюратора. За регулировку качественных и количественных характеристик топлива отвечают два винта. Завод изготовитель зачастую запрессовывает предохранительные втулки на эти винты после выполнения заводских настроек. Их установка допускает минимальное и несущественное проворачивание винта, поэтому необходимо их снять, чтобы выполнить полноценную регулировку. Если речь идёт о регулировке в условиях СТО, по завершении работ втулки устанавливаются на свои места.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, посвящённую тому, как проверить и почистить датчик холостого хода.
В некоторых случаях обороты двигателя посредством вращения винтов не меняются, если зазор между дроссельной заслонкой и диффузором слишком большой. Для выставления зазора используйте винт, расположенный возле винта качества топливной смеси.
Причины поломки карбюратора
Карбюратор, элемент автомобиля, который отвечает за создание рабочей смеси. В карбюраторе происходит смешивания бензина и воздуха в определенных пропорциях, эти пропорции зависят от выжима газа, а также от регулировки карбюратора, так как малейшие изменения в карбюраторе могут привести к резкому изменению работы двигателя, карбюратор время от времени нужно регулировать, прочищать, ухаживать одним словом.
На глаз это не сделаешь, обязательно нужно смотреть, что происходит с машиной, так как только она может сказать, что ей не хватает. Кроме того, сам износ двигателя ведет к тому, что нужно делать другие регулировки карбюратора. Но не все так страшно, как звучит сначала, можно и самому карбюратор регулировать, особенно холостые, что легко и очень сложно одновременно. Ниже мы попробуем перечислить неисправности, причины и способы их устранение, благодаря этим знаниям, каждый сможет научиться или повысить свой профессионализм в регулировке такого важного агрегата двигателя, как карбюратор.
Прежде чем приступить к рассматриванию неисправностей, нужно обязательно добавить, что наиболее они подходят для автомобиля, в которого с основными элементами двигателя все нормально. В таких случаях советы ниже будут идеальны, в других случаях менее актуальны. Ведь если взять старые автомобили, которые намотали несколько сотен тысяч километров, то идеально их может отрегулировать только их владелец, который чувствует уже его как себя. каждый двигатель другой, но новые все почти одинаковые. Правда это не говорит, что читать дальше не нужно, это важные советы для любого автомобилиста. С помощью их, ремонт БМВ станет намного проще. Начнем.
1. Когда двигатель холодный, он не хочет запускаться.
Для некоторых это напоминает их будни, но разве нужно с этим жить? Нет, обязательно нужно сделать ремонт БМВ. Ведь старое авто в хороших руках работает лучше нового. Это всегда надо помнить. Так, отдалились от темы. Причин этому может быть несколько. Первое, не закрывается воздушная заслонка, что приводит к обеднению топлива, в особенности на холостых оборотах. Чтобы усомниться так ли это, нужно проверить рычаг поводка биметаллической пружины, который при необходимости просто поменять. Также возможно, что перемещению воздушной заслонки и ее тяг что-то мешает. Если это так — дефект нужно исправить. Возможно и не полное открытие заслонки. В таком случае исправляем регулятор дроссельной заслонки. Как видим, все сводится к дефекту воздушной заслонки. Поэтому если автомобиль холодный плохо заводится, нужно осмотреть ее и все что к ней прилегает и отвечает за ее открытие.
Но причины могут быть и другие, например, зацепляется игла воздушного корректора холостого хода. Устраняется или исправлением или заменой. Еще может быть дело в температурном датчике впускной трубы, который не правильно показывает температуру. Здесь ремонт БМВ — замена его. Также могут быть дефекты в потенциометре дроссельной заслонки, в регуляторе. И тут исправить поломку возможно лишь заменой этих частей. При осмотре всех элементов есть огромный процент, что вы сделаете ремонт БМВ, и авто начнет и холодным в идеале заводиться, а если нет, тогда причины другие, которых много, но перечислять, которые не будем из-за их редкости.
2. Холодный двигатель заводится, но сразу глохнет.
Здесь есть и схожие причины, а есть и отличия. Первое, это та же заслонка, которая просто западает и не открывается полностью. Здесь нужно или отрегулировать или заменить. Еще возможна не правильная регулировка щели воздушной заслонки, которая должна быть определенного размера, не мала и не велика.
Еще двигатель может глохнуть, если не открывается клапан отключения холостого хода, нужно проверить и по надобности его заменить. Также может не работать проходной клапан, это те же последствия — двигатель глохнет. Чтобы узнать действительно ли это в этом дело, нужно проверить питание исполнительного мотора. Еще может быть поломка из-за негерметичности клапана, который дозирует дополнительный воздух в режиме принудительного холостого хода. Здесь нужно проверять сам клапан, а также шланги, которые к нему идут, и устранить негерметичность.
Подводим итоги
Карбюраторная система подачи топлива имеет ряде преимуществ перед инжектором, но она уже устарела и используется только в некоторых вариантах техники. Сегодня большинство автомобилей и другой современной техники используют прямую подачу топлива и воздуха в камеру сгорания без предварительного смешивания. Тем не менее, карбюратор является более надежным типом оборудования, который способен работать в более сложных условиях.
Ранее перед доступом к двигателю бензин и воздух проходили ряд очистительных процессов и смешивались безопасно в камере карбюратора. Сегодня же ресурсы попадают в агрегат напрямую, чем могут привести к определенным проблемам с двигателем. Тем не менее, инжектор также обладает рядом важных преимуществ. Расход топлива на таких двигателях ниже, а срок службы системы подачи топлива при хорошем качестве бензина велик. Как вы относитесь к автомобилям с карбюраторными бензиновыми двигателями?
Основные неисправности карбюратора в автомобиле
ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ КАРБЮРАТОРА «ОЗОН» И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Большинство нарушений в работе карбюратора или другого элемента системы питания, как правило, сразу сказываются на работе двигателя. Он может плохо пускаться, не развивать полной мощности, глохнуть или неустойчиво работать на холостом ходу. Поиск причин осложнен еще и тем, что некоторые неисправности системы зажигания имеют схожие признаки и могут быть ошибочно приняты за неполадки в системе питания. Основные неисправности системы зажигания приведены в [2] и [3] (см. с. 95).
Ниже рассмотрены наиболее часто встречающиеся неисправности карбюратора и остальных элементов системы питания.
ра и поверните два-три раза рычаг привода дроссельных заслонок. При этом будет срабатывать ускорительный насос.
Если в поплавковой камере есть топливо, то оно будет впрыскиваться из распылителя ускорительного насоса в первую смесительную камеру карбюратора.
Если этого не происходит — поплавковая камера пуста. Значит, топливо в поплавковую камеру не поступает.
Убедившись в наличии топлива в топливном баке, проверяем его поступление к насосу. Наиболее вероятными причинами, затрудняющими подачу топлива к насосу, могут быть засорение сетчатого фильтра, трубки топливозаборника или фильтра тонкой очистки топлива, а также засорение или пережатие топливопровода.
Пропускную способность этих элементов проверяем продувкой их воздухом. Для этого снимаем пробку топливного бака. Если фильтр тонкой очистки топлива отсутствует, отсоединяем шланг от всасывающего штуцера топливного насоса. Если фильтр установлен, снимаем шланг с его подводящего штуцера. Продуваем сжатым воздухом топливопровод и сетчатый фильтр топливозаборника в направлении топливного бака (см. с. 40 и 46). Фильтр тонкой очистки топлива заменяем.
Поступлению топлива к насосу может препятствовать неисправность системы вентиляции топливного бака.
Основные неисправности карбюратора «ОЗОН» и других элементов системы питания
О возможных неисправностях системы питания можно судить по характерным признакам поведения автомобиля на дороге.
Существует несколько таких признаков:
Провал — при нажатии педали «газа» автомобиль некоторое время (несколько секунд) продолжает двигаться с той же скоростью, либо с замедлением и только потом начинает ускоряться.
Рывок — аналогичен провалу, но он более кратковременный.
Подергивание — несколько рывков, следующих друг за другом.
Раскачивание — несколько следующих друг за другом провалов.
Вялый разгон — автомобиль разгоняется недостаточно интенсивно.
Также о возможных неисправностях системы питания двигателя можно судить по следующим признакам:
— невозможность пуска двигателя;
— затрудненный пуск холодного двигателя;
— затрудненный пуск горячего двигателя;
— неустойчивая работа двигателя в режиме холостого хода;
— повышенные или пониженные обороты холостого хода;
— повышенный расход топлива.
Не последнюю роль играет и техническое состояние двигателя. Износ кулачков распределительного вала, смещение фаз газораспределения, нарушение тепловых зазоров, прогар клапанов, неравномерная или низкая компрессия в цилиндрах приводят к потере мощности и повышенному расходу топлива. При изношенных деталях поршневой группы картер-ные газы и пары масла, попадая в полость над карбюратором, засоряют фильтрующий элемент воздушного фильтра, оседают на жиклерах и других элементах карбюратора, затрудняя их работу.
Двигатель не пускается или сразу глохнет после пуска.
Это может быть вызвано недостаточным количеством или отсутствием топлива в поплавковой камере, либо нарушением состава смеси (слишком богатая или, наоборот, недостаточно обогащенная).
Чтобы проверить наличие топлива в поплавковой камере, снимите крышку корпуса воздушного фильт-При отворачивании пробки у такого бака после продолжительной поездки может быть слышен характерный шипящий звук всасываемого воздуха.
Если при снятой пробке бака двигатель работает устойчиво на всех режимах, а после установки пробки через некоторое время начинаются перебои, особенно при большой нагрузке, значит, засорена или пережата трубка системы вентиляции бака у «Жигулей», либо неисправен клапан вентиляции топливного бака у «Москвича» или Иж.
Пропускную способность трубки системы вентиляции топливного бака «Жигулей» проверяем продувкой ее воздухом. Неисправную пробку заливной горловины топливного бака «Москвича» и Иж заменяем.
Если топливо к всасывающему штуцеру насоса поступает, но отсутствует на его нагнетательном штуцере — неисправен насос или его привод. Для проверки насоса снимаем шланги с его штуцеров.
Поворачивая коленчатый вал двигателя, находим такое положение, при котором шток диафрагмы топливного насоса не поджат. При воздействии на рычаг ручного привода насоса должно ощущаться сопротивление пружины штока и диафрагмы.
Вначале проверяем наличие разрежения во всасывающей полости насоса. Пальцем герметично закрываем всасывающий штуцер насоса и несколько раз нажимаем рычаг его ручного привода. У исправного насоса во всасывающей полости создается разрежение, ощутимое пальцем. Если разрежение не образуется, насос, скорее всего, неисправен.
Снимаем насос с автомобиля. Опускаем его всасывающий штуцер в емкость с керосином или дизельным топливом и перекачиваем жидкость при помощи ручного привода. У исправного насоса из нагнетательного штуцера появится пульсирующая струя. Это свидетельствует о том, что оба клапана подвижны и рабочая диафрагма насоса исправна.
МОЙ МОТОЦИКЛ
Ни для кого не секрет, что нормальная работа двигателя мотоцикла зависит в первую очередь от двух систем: питания и зажигания. Главным прибором в системе питания является карбюратор. Понятно, что работа двигателя во многом зависит от него. А это возможно только при исправном карбюраторе.
Но бывает все и потому в этой статье предложу вам пару советов в случае если не заводиться мотор из-за карба. Советы как бы общие. потому не будем выделять конкретный карбюратор. Итак, начнем по порядку. Предположим, что зажигание выставлено правильно, искра «лошадь убьет», но мотор заводиться не хочет: ни от кик-стартера, ни с ходу, ни от электростартера (если он есть). Для начала надо проверить, поступает ли топливо в карбюратор: ведь мог засориться бензокран. Если он в порядке, проверьте топливный клапан — он мог перекоситься, «заесть», зимой — примерзнуть. У старых карбюраторов с боковой поплавковой камерой мог засориться колодец запорной иглы, ввиду чего поплавок перестал опускаться. Могут засориться жиклеры и топливные каналы — их тоже надо прочистить и продуть. Но ни в коем случае не применяйте для чистки стальную проволоку!!! Можете необратимо испортить жиклеры!Предположим, и здесь все в порядке. Тогда проверьте, не подсасывает ли на стыке карбюратора с впускным трактом. Пропускать воздух может прохудившаяся прокладка, искривленный фланец карбюратора, попавший на стык посторонний предмет. Ну, наконец-то мотор завелся. Однако, какая досада,— через пару минут заглох. Снова завели. Опять заглох. Что такое? Возможно, в бензин попала вода? Из этого положения можно выйти, если влить в бак денатурированный спирт из расчета 0,3 литра на 10 литров горючего. Спирт «свяжет» воду и смешается с бензином. В крайнем случае сойдет и стеклоочиститель «Нитхи-нол» или «ИПС». Очень коварный дефект — выпадение иглы дросселя. Мотор при этом заводится, работает на холостом ходу, но при попытке «дать газ» тут же глохнет. Если на малых оборотах мотор работает с перебоями — ищите неисправность в системе холостого хода. Здесь обычно бывают виноваты засоренные жиклеры, неплотно завернутая дозирующая трубка, разрегулированная система. Все это надо исправить, так как из-за нарушения регулировки холостого хода мотор может дать перебои и на больших оборотах. Если начались хлопки в карбюраторе, знайте — смесь бедная. Чрезмерное насыщение смеси воздухом происходит не только при постороннем подсосе, но и при засоренных жиклерах и топливных каналах главной дозирующей системы. Может случиться и так, что из-за засорения бензопровода или топливного канала поплавковой камеры в последней снизится уровень топлива. Естественно, нормальную смесь при этом получить невозможно. А из-за долгой езды на бедной смеси может прогореть поршень. Полная противоположность — богатая смесь.
Ее признаки: увеличенный расход топлива, повышенное дымление, затрудненный запуск горячего двигателя. Иногда его вообще удается пустить только с хода, при полностью открытом дросселе. Часто при этом начинается стрельба в глушителях (кстати, это происходит и при позднем зажигании). Причинами богатой смеси бывают засоренные воздушные каналы, повышенный уровень топлива в поплавковой камере («заело» в нижнем положении утопитель, прохудился поплавок). Бывает, что отворачивается и падает главный топливный жиклер или распылитель. Если из дренажного отверстия карбюратора подтекает горючее, проверьте запорную иглу поплавка или топливного клапана. Бывает, что эластичную шайбу последнего теряют при разборке. А без нее можно забыть об экономичности. Так что будьте внимательны при разборке и сборке!
В принципе, основные «методы борьбы» выработанные опытом не одного мотоциклиста мы рассказали. Нюансов конечно бывает больше и не все могли учесть так что извините. Удачи на дорогах….
Особенности эксплуатации карбюраторных двигателей
Эксплуатация карбюраторного двигателя имеет несколько особенностей, которые необходимо учитывать. В первую очередь нужно понимать, что работой двигателя с карбюратором управляет водитель — здесь нет электронного блока, как в инжекторах, поэтому вся забота о регулировках и настройках карбюратора ложится на плечи автовладельца.
Также у карбюраторных двигателей есть и другие особенности:
— Пуск холодного двигателя производится с «подсосом»; — Не всегда возможно резкое увеличение оборотов и набор мощности; — Необходимо тщательно настраивать систему холостого хода и вентиляции картера (регулировки проводятся примерно каждые 8 тысяч км пробега); — Каждые 35-40 тысяч км пробега необходимо производить разборку и чистку карбюратора.
Особое внимание нужно уделить регулировкам карбюратора (в первую очередь — регулировке системы холостого хода), пуску холодного двигателя и типичным неисправностям.
Пуск карбюраторного двигателя
Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы отношение воздуха к топливу в горючей смеси составляло 15:1, однако запускать холодный двигатель нужно на обогащенной смеси с концентрацией примерно 10:1. Это достигается уменьшением подачи воздуха с помощью установленной в карбюраторе воздушной заслонки. Обычно управление заслонкой производится вручную с помощью специальной ручки — так называемого «подсоса». Также бывают карбюраторы с полуавтоматической и автоматической системой управления воздушной заслонкой.
В общем случае порядок действий при холодном пуске отечественного карбюраторного двигателя следующий:
- Полностью вытянуть рукоятку «подсоса», то есть закрыть воздушную заслонку;
- Запустить двигатель, не нажимая на педаль газа (во избежание переобогащения смеси);
- После прогрева двигателя и выхода на стабильный режим работы вернуть рукоятку «подсоса» в начальное положение (утопить).
Большинство современных карбюраторов оснащено полуавтоматической системой управления, которая открывает заслонку по мере прогрева двигателя, поэтому водителю достаточно только вытянуть рукоятку «подсоса» и запустить двигатель, а выход на стабильный режим работы обеспечит автоматика.
Регулировки карбюратора
В любом карбюраторе есть несколько основных органов регулировки, выполненных в виде винтов:
— Винт качества — обеспечивает регулировку качества топливно-воздушной смеси, с его помощью изменяется состав смеси (за счет изменения концентрации топлива); — Винт количества — обеспечивает регулировку количества смеси, поступающей в цилиндры на холостом ходу, с его помощью изменяется количество оборотов двигателя на холостом ходу; — Винт токсичности — обеспечивает регулировку состава топливно-воздушной смеси за счет изменения количества воздуха, подаваемого в распылитель через главный воздушный жиклер.
В карбюраторах могут производиться и другие регулировки, однако любой карбюратор имеет винты качества и количества — с их помощью устанавливается режим работы двигателя на холостом ходу. Такое внимание холостому ходу двигателя уделяется потому, что этот режим является одним из самых важных, но при этом он крайне нестабилен. Поэтому, если не настроить в карбюраторе систему холостого хода, то автомобиль просто-напросто будет невозможно эксплуатировать — двигатель будет постоянно глохнуть, а расход топлива выйдет за всякие разумные рамки.
Устройство карбюратора
Главным элементом карбюратора является смесительная камера, в ней воздух, движущийся к впускному коллектору от фильтра, образует разряжение в распылителях. Вследствие этого горючее в камере превращается в топливную смесь, смешиваясь с воздухом. Чем выше обороты двигателя, тем большее количество воздуха пройдёт через смесительную камеру.
Таким простейшим принципом работы карбюратор не может обеспечить стабильное качество топливной смеси при резких повышениях оборотов двигателя, поэтому вкупе с карбюратором используются разные системы, регулирующие поступление бензина в смесительную камеру.
Когда происходит резкое нажатие на газ, топливная система оказывается переобеднённой топливом, так как «трубка Вентури» не может так быстро обеспечить карбюратор необходимым количеством топлива. Такая смесь обладает высокой горючестью, и вместо плавного горения происходит взрыв.
Огромное количество тепловой энергии не в состоянии преобразоваться в крутящий момент ищет выход через цилиндры или картер. Из-за этого происходит перегрев поршней, они деформируются и разрушаются. Очень страдают при этом и клапана, но самое главное, происходит постепенное снижение компрессии двигателя.
Для уверенного запуска холодного двигателя в карбюраторе используется специальное пусковое устройство. Принцип его работы состоит в уменьшении поступления воздуха в смесительную камеру. Смесь получается переобогащённой, и исчезают проблемы при запуске «на холодную».
Для стабильной работы двигателя на холостом ходу на карбюраторе устанавливается система холостого хода. При почти закрытой дроссельной заслонке образование смеси проходит немного по другой схеме, чем обычно. Воздух с топливом, поступая по внутренним канальцам карбюратора, перемешиваются внутри коллектора. Установленный экономайзер отключает подачу топлива, если холостые обороты превышают 2500.
Дозирующая система состоит из жиклеров, распылителя, каналов и эмульсионной трубки. Если карбюратор двухкамерный, то и дозирующих систем в нём две. При использовании такого карбюратора можно добиться увеличения мощности двигателя и избежать детонации при больших нагрузках.
Регулировка холостого хода карбюратора
Настройка системы холостого хода карбюратора — дело непростое и имеющее множество тонкостей. Существует несколько методик регулировки холостого хода, однако все они сводятся к поиску оптимального режима работы с помощью винтов качества и количества. Здесь мы приведем одну из популярных методик.
Регулировка холостого хода сводится к следующему:
- Сначала нужно прогреть двигатель (данную регулировку на холодном двигателе производить запрещено), для этого винт качества сначала полностью закручивается, а затем выкручивается на 2,5-3,5 оборота (на некоторых типах карбюраторов винт выкручивается больше);
- Винтом количества обороты двигателя (на холостом ходу) доводятся до 850-950;
- Винтом качества находится такое положение, при котором обороты двигателя становятся максимально большими;
- Винтом количества находится такое положение, при котором обороты двигателя снова вернутся к 850-950;
- Пункты 3 и 4 повторяются до тех пор, пока поворот винта качества перестанет приводить к повышению оборотов двигателя;
- Закручивать винт качества до тех пор, пока обороты двигателя не начнут падать — это значит, что найден переход от обогащения к обеднению горючей смеси;
- Установить винт качества перед найденным переходом от обогащенной смеси к обедненной;
- Резко нажать и отпустить педаль газа — в случае нормального перехода от высоких оборотов к холостому ходу регулировку карбюратора можно считать завершенной, в противном случае необходимо понемногу выкручивать винт качества.
В идеальном случае одновременно с регулировкой холостого хода должна производиться и регулировка токсичности двигателя, однако такая настройка возможна только при наличии газоанализатора, поэтому многими автовладельцами игнорируется. Но можно поступить иначе: сначала выполнить описанные выше регулировки, затем винтом количества немного поднять обороты (не более чем на 100-150), а винтом качества вернуть их в диапазон 850-950. Такая регулировка обеспечивает допустимый уровень токсичности, однако она не всегда приводит к ожидаемому результату.