Обгонная муфта генератора: что это, строение, принцип действия

Строение обгонной муфты генератора

Наиболее успешно создаваемые и эффективно работающие такие муфты делятся на два вида:

  • фрикционные;
  • храповые.

Муфты фрикционного типа бывают подразделяются на следующие разновидности:

  • с ленточными механизмами;
  • с пружинными механизмами;
  • муфты клиновые обгонные.
    • с радиальным замыканием;
  • с осевым замыканием;
  • В конструкциях автомобилей наибольшее применение получили роликовые обгонные муфты — это клиновые и с пружинными механизмами.

    Строение обгонных муфт:

    1. Обойма наружная. Внешняя обойма зацепляется со шкивом.
    2. Обойма внутренняя. Внутренняя обойма соединяется с якорем — валом генератора.
    3. Ролики в два ряда. Они являются соединительными элементами наружной и внутренней обойм. Первый ряд роликов — это игольчатые подшипники. Второй ряд — это спец профилированные фигуры, свободно катающиеся в обойме и являются стопором.
    4. Контактная пластина с установленной в ней сальником.
    5. Втулка цилиндрическая.
    6. Втулка с наклонными плоскостями.
    7. Крышка пластиковая.
    8. Прокладка из материала эластомер.
    9. Профиль со шлицами.

    Внимание! Запрещается эксплуатировать обгонную муфту генератора без крышки.

    Пошаговая инструкция по замене механизма свободного движения

    Заключение

    Нецелесообразность ремонта обгонной муфты объясняется ее низкой стоимостью. В отдельных случаях выполняют мелкий ремонт в виде замены вкладышей или роликов.

    Средний срок службы обгонной муфты составляет 100 000 км пробега

    . Однако при интенсивной эксплуатации транспортного средства в тяжелых дорожных условиях срок может существенно сократиться. Поэтому при обнаружении одного из явных признаков неисправности механизма свободного движения необходимо провести диагностику всего генераторного узла и заменить изношенные детали на новые.

    Как видим, в замене муфты нет ничего сложного. Но неопытному автолюбителю мы все же рекомендуем обратиться в специализированный автосервис.

    Видео о том, как проверить муфту:

    Еще пару десятилетий назад автомобили комплектовались стандартными генераторами, якорь которых приводился в движение через шкив и натяжной ремень от коленчатого вала двигателя, связывались между собой механизмы напрямую, жестко. Обгонная муфта генератора появилась в авто относительно недавно, внедрение этого устройства позволило сгладить передачу крутящего момента от ДВС, за счет чего ремни стали выходить из строя города реже, также увеличился ресурс и генераторных подшипников.

    Хотя новшество и приносит определенную пользу, у него есть свои недостатки. Со временем этот узел изнашивается (в среднем ресурс составляет около 100 тыс. км), поэтому нуждается в периодической замене. Ремонтировать саму обгонную муфту генератора (ОМГ) довольно сложно, так как она считается неразборной деталью, хотя некоторые специалисты берутся перепрессовать подшипник. В этой статье мы рассмотрим, по какому принципу работает данный узел, насколько он важен в составе транспортного средства, и как производится его снятие или замена.

    Для чего нужна обгонная муфта генератора

    Обгонная муфта устанавливается на шкив вала генератора.


    Стопорные ролики воспринимают основную нагрузку. Во время работы двигателя автомобиля, в момент когда происходит воспламенение топливно-воздушной смеси в рабочих камерах цилиндра, коленчатый вал разгоняет внешнюю обойму муфты генератора. Стопорные ролики замыкаются и начинают удерживать внешнюю, и внутреннюю обоймы вместе, тем самым передают вращательное движение якорю, то есть начинается раскручиваться и вал генератора.

    В момент работы мотора, когда в рабочих камерах цилиндров не происходит воспламенения, а сжатие идет, то коленчатый вал ДВС притормаживается, а внутренняя обойма, которая на валу генератора начинает обгонять внешнюю обойму, которая соединяется шкивом и ремнем с коленвалом. Чтобы не было воздействия на вращение коленвала и поломки обойной муфты генератора, конструкция муфты справляется с такой ситуацией. А именно, когда вал генератора вращается быстрее коленвала, стопорные ролики погружаются в спец канавки или поворачиваются боком, тем самым разъединяют внешнюю и внутреннюю обоймы друг от друга. В разъединенном состоянии обоймы вращаются независимо друг от друга.


    Такая конструкция муфты и ее принцип действия позволяет избежать негативного воздействия силы инерции. Если бы обоймы не разъединялись вовремя, происходило бы проскальзывание ремня, нагрузка на валы двигателя внутреннего сгорания и генератора.

    Муфта

    Обгонная муфта представляет собой механический узел. Его назначение – пресечение передачи крутящего момента от ведомого вала к ведущему в тот момент, когда ведомый вал вращается быстрее ведущего. Также муфта актуальна при возникновении необходимости передачи крутящего момента исключительно в одну сторону.

    Все дело в том, что силовой агрегат не в состоянии равномерно выдавать крутящий момент. Причина – в процессе сгорания топливовоздушной смеси коленвал ускоряется, а затем замедляется. Это приводит к тому, что передача момента происходит небольшими рывками. Усугубляется же ситуация непосредственно генератором, из-за которого ускоряется износ (влияет инерция вращения якоря).

    В результате ремень генератора постоянно дергается, а это отрицательно отражается на сроке его службы. Но данную проблему можно решить путем самостоятельной установки обгонной муфты на Лада Икс Рей.

    Функционирование муфты осуществляется по тому же алгоритму, что и у бендикса стартера.

    Владельцы кроссовера выделяют 3 основных преимущества такой муфты:

    1. Отсутствие негативного влияния инерции и исключение вероятности проскальзывания ремня;
    2. Снижение шумового фона силового агрегата;
    3. Гашение вибраций мотора.

    На видео продемонстрирован пример работы шкива с обгонной муфтой.

    Диагностика обгонной муфты

    Когда начали использовать муфты с обгоняющим эффектом, то ресурс ременной передачи и других деталей увеличился, примерно, в 6 раз. К тому же, уменьшились шумы ременной передачи и возникающая периодически вибрация.

    При износе и выходе из строя хотя бы одной детали муфты, то, как правило, муфта стопорится.

    Какой срок службы обгонной муфты генератора? Ответ: 100 тысяч километров пробега.

    Что будет, если муфту заклинит?

    Если произошло стопорение, подшипники муфты больше не вращаются и не движутся по поверхностям обойм, то ременная передача превращается в обычную, то есть, без защитного эффекта от силы инерции. Это значит, что при разных скоростях вращения коленчатого вала двигателя и вала генератора, будет быстро изнашиваться ремень, а, если ремень очень крепкий, то, возможно будет износ деталей двигателя.

    Признаки поломок обгонной муфты:

    1. Сильно начинает прыгать ремень, то есть появляется вибрация.
    2. При запуске на холодную (когда мотор холодный), ремень издает свист, писк.
    3. В натяжителе ремня слышны щелчки.

    Поломанные детали муфты выглядят так:

    Проверка снятого генератора с муфтой:

    Не рабочую муфту желательно заменить на новую, а то придется очень часто менять ремень генератора и слышать свист ременной передачи.

    Принцип действия

    По своему принципу действия устройство напоминает бендикс стартера. В момент возгорания топливной смеси в цилиндрах силового агрегата увеличивается скорость вращения внешней обоймы, на которую подается энергия от коленчатого вала. Внешняя часть соединяется с внутренней, что обеспечивает раскрутку якоря и шкива генератора. В момент окончания цикла скорость вращения коленчатого вала значительно снижается, внутренняя обойма обгоняет внешнюю, происходит их разъединение, после чего цикл вновь повторяется.

    В подобном механизме в большой мере нуждались дизельные силовые установки, но со временем устройство стали внедрять в конструкцию бензиновых аналогов. Ford Tranist, является, пожалуй, наиболее известным автомобилем, оснащенным генератором с инерционным шкивом. Сегодня многие модели авто получают именно такую систему в силу того, что надежное электропитание и бесперебойная работа электроники приобретает все большую актуальность. После того, как выяснили, для чего необходима обгонная муфта генератора, можно переходить к следующему этапу – её обслуживание и замена.

    Замена обгонной муфты

    Замена производится в такой последовательности:

    1. Ослабить генераторный ремень.
    2. Демонтировать генератор.
    3. Снять муфту.


      Обычно демонтируется она легко. Но, бывает, что крепится болтом «торекс» (биты для такого болта маркируются буквой Т). Насадки бывают в наборах ключей.

    4. После снятия старой муфты устанавливаем новую и собираем.

    Муфты не ремонтируются, как и подшипники. Но, бывают люди, у кого есть желание и возможности повозиться с восстановлением работоспособности муфты обгонного типа.

    При установке новой муфты следует убедиться, чтобы стояла пластиковая крышка, которая закрывает все внутренние поверхности. Без нее вода, пыль и грязь быстро попадут внутрь устройства и уменьшат срок эксплуатации.

    Замена обгонной муфты генератора Nissan Primera 2001-2007 QR20, QR25

    Инструменты:

    • Слесарные тиски
    • Гаечный ключ рожковый 10 мм
    • Молоток малый
    • Отвертка плоская малая
    • Шлицевой ключ
    • Газовый ключ

    Детали и расходники:

    • Доски
    • Болт под ключ на 17 мм
    • Аэрозольная смазка типа WD-40
    • Муфта

    1. Снимаем генератор. Крепится на двух болтах.

    2. Сняли генератор, несем на слесарные тиски.

    3. Вот та самая обгонная муфта (уже со снятой защитной крышкой). Откручиваем 5 гаек на задней части генератора и четыре длинных болта, расположенных по периметру.

    4. Откручиваем гайку на 10 и вынимаем болт.

    5. После этого легкими постукиваниями молотка отсоединяем заднюю крышку от генератора.

    6. Далее снимаем крышку. Снимаем диодный мост вместе с щеточным узлом и стабилизатором напряжения, для этого необходимо отсоединить три вывода катушек от контактов диодного моста (выводы катушек и контакты указаны красными стрелками)

    7. Должно получиться вот так. Выполнял я данную процедуру при помощи тонкой шлицевой отвертки.

    8. Снимаем диодный мост и вот что имеем в итоге.

    9. Собственно для чего все это мы делали, да для того чтобы зафиксировать ротор при снятии муфты. Берем две дощечки, ставим их в тиски, а между ними зажимаем контактные кольца ротора.

    10. Далее, чтобы открутить муфту, необходим специальный шлицевой ключ.

    Примечания:

    Если такого ключа нет, делаем его из болта с головкой под ключ на 17, для чего необходимо головку данного болта немного доработать. На эскизе показана головка болта(черным) и то, что с ней надо сделать (красным), то есть необходимо немного «завалить» грани, если этого не сделать, то болт просто не войдет в муфту. Вот что должно получиться:

    11. Далее вставляем болт в муфту, брызгаем в отверстие муфты WD-40, берем газовый ключ и откручиваем муфту против часовой стрелки (в муфте правая резьба). Берем новую муфту.

    12. Накручиваем, подтягиваем тем же самым ключом.

    13. Ставим защитную крышку (идет в комплекте с новой муфтой)

    14. Подправляем края (чтоб не выпала)

    15. Собираем все обратно. Диодный мост с щеточным узлом ставим аккуратно, чтобы не поломать щетки, утапливаем их при помощи все той же отвертки. Зажимаем выводы катушек в контактах диодного моста, ставим на место заднюю крышку и ставим генератор на место и наслаждаемся тишиной. Вибрации на непрогретом двигателе пропали.

    ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

    Можно не снимать диодный мост, а тем же молотком надо было бить по передней крышке со стороны статора и в итоге легко вынимается весь блок статора с диодным мостом, ничего не распаивая по контактам. Вообщем, кому какой метод больше понравится, тем и пользуйтесь.

    В статье не хватает:

    • Фото инструмента
    • Фото деталей и расходников
    • Качественных фото ремонта
    • Описания ремонта

    Источник: https://www.primera-club.ru/f/baza-znaniy-engine-p12/29111-zamena-obgonnoi-mufty-generatora-qr20/

    Сколько стоит обгонная муфта

    Цена муфты генератора зависит от марки и модели автомобилей:

    • Если покупать оригинальную, то для машин класса «В», «С» обгонная муфта обойдется до 3000 рублей.
    • Для авто класса «D» цена будет до 4000 р.
    • Для авто представительского класса муфта будет стоить до 12 000 рублей. Генераторы в дорогих машинах большие.

    При замене обгонной муфты желательно заменить сразу ремень генератора, натяжитель и ролики приводов.

    Выше приведенные цены это за оригинальные запчасти. Если брать китайские, то можно взять от 700 рублей.

    Производители инерционных шкивов

    Кроме оригинальных запчастей наиболее распространенными считаются муфты INA и Ruville, качество деталей данных фирм вполне приемлемое. в создании обгонных муфт, впервые инновационное решение она представила миру в 1995 году. Кроме этих производителей запасные части также выпускают:

    • Febi;
    • LUK;
    • Valeo;
    • Cargo;
    • LYNX;
    • Bosch;
    • TIMMEN;
    • SKF.

    В зависимости от завода-изготовителя и модели авто стоимость инерционного шкива может колебаться в пределах от 1300 до 9000 рублей. Кстати, ОМГ разработаны и для автомобилей АвтоВАЗ – муфты для ВАЗ-2110 производятся под брендом Eldix, цена запчасти в 2017 году – примерно 1700 рублей, в комплекте с обгонным механизмом поставляется заглушка.

    Статьи по теме:

    • Форд Фокус 2: разболтовка колесных дисков Но чтобы знать, какие колеса можно поставить на автомобиль, необходимо определить разболтовку колесных дисков. У каждого автомобиля есть свои характеристики, в том числе и у Форд Фокус-2 – […]
    • Замена цепи и ремня ГРМ на двигателях автомобилей Skoda Fabia Автомобиль Skoda Fabia производится чешской компанией с 1999 года, всего существует три поколения легковых авто этой модели. Линейка силовых агрегатов в основном представлена двигателями […]
    • Какую жидкость заливают в гидроусилитель руля Через какой промежуток времени должна производиться замена жидкости в гидроусилителе руля автомобиля, производители обычно не указывают, но менять масло в рулевом управлении необходимо, и […]

    Видео

    Это видео обучающее. В нем наглядно показывается принцип действия обгонной муфты.

    Обгонная муфта Ina.

    Это видео для начинающих. Ременная передача двигатель-генератор.

    Разборка и дефектовка.

    Как проверить обгонную муфту своими руками.

    В этом видео показывается, как заменить обгонную муфту на Nissan Primera (Ниссан Примера).

    Проведение диагностики.

    0

    Автор публикации

    не в сети 2 недели

    Принцип работы и назначение обгонной муфты

    Примерно, 30 лет назад конструкция автомобилей заметно отличалась и ни о какой обгонной муфте генератора никто не знал.. Совершенство этих транспортных средств наступало постепенно и это касалось многих деталей. Если сравнивать автомобили двух эпох, можно заметить разницу между износом ремня генератора. К примеру, на старом автомобиле, с тонким ремнем генератора, последний служит очень малое время. После чего, была заметна растяжка ремня и его последующий разрыв. Это было абсолютно нормальным явлением и ему не уделялось большого значения. Тем не менее, время идет, а требования к автомобилям возрастали, необходимо было устройство, которое снизит износ ремня генератора и увеличит его срок службы.

    Для начала, постараемся разобраться, почему ремень генератора изнашивается так быстро. Дело в том, что коленчатый вал имеет неравномерное вращение. Число оборотов коленвала постоянно меняется и зависит от положения акселератора.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]