Зачем двигателю охлаждающая жидкость
В двигателе работающего автомобиля температура рабочих газов в цилиндрах составляет 800-900 °С. Для того, чтобы не произошло перегрева деталей двигателя и их разрушения, в автомобиле предусмотрена система охлаждения (далее ОЖ). В ней используются жидкости для охлаждения, называемые антифризами.
Если по-простомуАнтифриз — охлаждающая жидкость для двигателя автомобиля. Смесь дистилированной воды и ядовитого спирта. Цвет ему придают различные присадки, улучшающие качества: делают морозоустойчивыми или повышают температуру закипания, уменьшают коррозийность и прочее.
Автомобильные антифризы производятся путем смешивания специального спирта — этиленгликоля или эфира – пропиленгликоля с высокоочищенной водой. Плюс пакет присадок, которые препятствуют коррозии трубок охлаждающей системы, насоса (помпы), радиаторов охлаждения и отопителя салона.
Этиленгликоль в составе антифриза не позволяет ему замерзать в морозы и выкипать в теплое время года.
Состав охлаждающей жидкости
Все антифризы имеют одинаковый состав:
- 90%
– основа из этиленгликоля (пропиленгликоля); - 5-7%
– комплекс присадок (антикоррозионные, противопенные, стабилизирующие); - 3-5%
– вода; - краситель
(в основном красного, зеленого или синего цвета).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Этиленгликоль – это маслянистая, сладковатая жидкость, которая является сильнодействующим ядом. Летальная доза для взрослого человека составляет 200-250 мл. Нейтрализовать действие яда поможет этиловый спирт.
Какого цвета бывают антифризы
В магазинах можно видеть красные, зеленые, синие и даже желтые и фиолетовые антифризы. Могу вас заверить, качество ОЖ напрямую не зависит от его цвета.
Цвет антифризу придают красители, а полезные свойства — присадки. Состав которых согласован между его производителем и потребителями, то есть автомобильными фирмами, выпускающими определенные марки автомобилей.
Например,
- на заводах фирмы FORD в систему охлаждения заливают оранжевый антифриз,
- в GM-Opel используют розовый,
- на нашем родном АвтоВАЗе — красный,
- для автомобилей VOLVO – желтый.
Яркий цвет антифриза позволяет легко контролировать его уровень в системе охлаждения по меткам MIN и MAX на стенках расширительного бачка. Следить за уровнем охлаждающей жидкости необходимо также внимательно, как и за уровнем масла в двигателе. От этого напрямую зависит здоровье двигателя вашего авто, а оно как известно, сердце каждой машины.
Встречаются антифризы с флуоресцентной окраской для быстрого выявления места протечки в лучах люминесцентной лампы. Отверстия, через которые уходит из системы ОЖ могут быть микроскопическими трещинками. Уровень жидкости в бачке понижается, и понять, где происходит утечкана глаз чрезвычайно трудно. В этом случае, задача облегчается.
Посмотрите видео — какого цвета бывает антифриз и как его правильно выбрать.
Антифризы делятся на 4 класса, исходя из состава внесенных в них присадок:
- Класс G11+, G11 – гибридные.
- Класс G12+, G12 – карбоксилатные.
- Класс G12++, G13 — лобридные.
- Класс «Тосолы» — традиционные.
Давайте рассмотрим их по-порядку.
Гибридные
Гибридными являются недорогие синие и зеленые антифризы. В состав которых кроме синтетических присадок добавлены и органические:
- фосфаты,
- силикаты,
- нитриты.
На заметочку
Они придают антифризам антикоррозионные, противопенные, гарантирующие от появления нерастворимого осадка, свойства.
Гибридные охлаждающие жидкости наиболее распространены у нас в стране. В G11+ применяется улучшенный пакет присадок. Срок службы таких ОЖ от 3-х до 5-ти лет.
Лучшими из этого класса считаются отечественные антифризы Felix Prolonger G11, Sintec Euro и CoolStream Hybrid Extra.
Карбоксилатные
К карбоксилатным относятся красные антифризы средней ценовой категории. Они имеют в составе присадки на основе карбоновых кислот, повышающих теплоотдачу и устраняющих коррозию в системе охлаждения.
Ресурс таких охлаждающих жидкостей более 5-ти лет. Они часто используются в системе охлаждения двигателей иномарок с большим пробегом. В G12+ применяется расширенный пакет присадок.
Наиболее популярными в этом классе являются антифризы Sintec LUX G12, Luxe G12+ Antifreeze Long Life и FELIX Carbox G12+.
В чем отличие антифриза от тосола?
Большинство водителей со стажем знает, что оба продукта являются охлаждающими жидкостями, которые отличаются при этом своими техническими и эксплуатационными характеристиками. Рассмотрим их подробнее.
Изначально «тосол» был разработан для системы охлаждения советских автомобилей в 70-е годы прошлого столетия. Это была усовершенствованная в институте «ГосНИИОХТ» жидкость, которая заменила обычную воду, заливавшуюся до этого в радиаторы. Для старых машин с латунными радиаторами и моторами из чугуна такой способ охлаждения был безопасен, а вот для более современных двигателей это грозило повреждением блока цилиндров, патрубков или всей системы в целом. В состав нового продукта, получившего название «тосол», кроме воды входил этиленгликоль и добавки (присадки) на основе неорганических солей, которые защищали ДВС от коррозии.
Что касается антифризов, это те же ОЖ, но только импортного производства и с более усовершенствованным составом. Тосол, в отличие от зарубежного аналога, образует по всей поверхности системы антикоррозийный слой, толщиной 0,5 мм.
Из-за этого металл хуже передает тепло, а эффективность процесса охлаждения заметно снижается, ускоряя износ мотора и увеличивая расход топлива. Кроме того, свои рабочие характеристики тосол теряет уже через 35 000-40 000 км. В свою очередь импортный продукт «работает» деликатнее, образуя защитный слой не по всей поверхности, а только на проблемных участках системы. Благодаря этому не нарушается теплообмен и продлевается срок службы агрегата. К тому же антифриз более устойчив к закипанию (115°С), чем тосол (107°С) и его замена требуется после 250 000 км.
НА ЗАМЕТКУ!
Одновременно смешивать антифриз с тосолом запрещается из-за разницы в составе.
В отличие от импортной ОЖ, тосол содержит агрессивный силикат, негативно воздействующий на каналы. Последствиями смешивание двух продуктов без промывки системы охлаждения может стать коррозия, выпадение осадка, который забьет каналы, ухудшение рабочих свойств жидкости и пр.
Лобридные
Лобридные антифризы впервые появились в 2008 году. Это дорогие ОЖ на основе эфира – пропиленгликоля с новым сбалансированным составом органических и минеральных присадок.
Эта ОЖ не ядовита и экологически менее вредна, чем антифризы с этиленгликолем.
- Срок их службы более 5-лет.
- По составу они подходят для большинства современных двигателей, в том числе с турбонаддувом.
- По цвету они бывают розовые и фиолетовые.
Лобридные антифризы используются пока реже, чем охлаждающие жидкости первых двух классов, в основном из-за их стоимости. Но за ними – будущее. Это такие жидкости как: Sintec UNLIMITED G12++ и CoolStream G13.
Виды антифризов
В составе антифриза – вода, этиленгликоль или пропиленгликоль (незамерзающий ингибитор); присадки: антикоррозионные, антикавитационные (т.е. противопузырьковые), антипенные и флуоресцентные (облегчающие поиск течи).
Классификация антифризов. Источник – autoprofi.ru
Антифризы делятся на
- Неорганические (силикатные, G11): содержащие «щелочные буферы» из силикатов, нитритов, нитратов, боратов, фосфатов и их миксов в разных пропорциях. Эти, самые дешёвые, антифризы называют «традиционными»: к ним принадлежит и всем широко известный советский «Тосол». Международное обозначение жидкостей данного вида – IAT. Срок их службы – 2-3 года.
Тосол А-40. Источник – www.avtoall.ru - Органические (карбоксилатные, G12): содержащие карбоксилатные кислоты в качестве антикоррозийных элементов. Международное обозначение – OAT. Антифриз данного типа служит дольше (3-5 лет), эффективней защищает от коррозии и кавитации. Пример – антифриз Sintec Premium S12+ производства «Обниск-Оргсинтеза».
Sintec Premium S12+. Источник – skavto.ru
- Гибридные: сделанные на основе смеси силикатов и карбоксилатных кислот. HOAT или Hybrid – международное обозначение. Соединяют достоинства органических антифризов с дешевизной неорганических. Служат 3-5 лет. Пример – Mobil Antifreeze Extra (США).
Mobile Antifreeze Extra. Источник – skidka-krasnoyarsk.ru
- Лобридные (G13): жидкости новейшего поколения (появились в 2012 году), предназначенные специально для особо теплонагруженных двигателей (имеют повышенную температуру кипения). Обозначение: SOAT или Lobrid. Срок службы – 10 лет (или, не менее 200 тыс. км пробега). Пример: Ravenol LGC Lobrid Glycerin Coolant PREMIX производства Германии.
Ravenol LGC Lobrid Glycerin Coolant Premix. Источник – shop.ravenol.su
Имеет ли значение цвет антифриза?
Изначально антифриз бесцветен. Производители добавляют в основной состав красители разных цветов (в том числе флуоресцентные) для лёгкого обнаружения мест протечек.
Вопреки распространённому убеждению, цвет антифриза не означает абсолютно ничего, кроме того, что был использован тот или иной краситель. Самые популярные – «светофорные» цвета: зелёный; жёлтый или оранжевый; красный или розовый. У старого же доброго тосола цвет синий.
Конкретный пример – антифриз Coolstream Premium отечественной . Он производится сразу для нескольких автозаводов, и для каждого из них – в разном цвете. Независимо от цвета, это один и тот же антифриз.
Цветовой ряд антифризов Coolstream: жёлтый (оранжевый), зелёный, синий
Поэтому смешивать антифризы разных цветов можно, никакими пагубными последствиями это не грозит. НО: только в рамках одного типа; смешивать антифризы разных видов (например, неорганический с карбоксилатным) нельзя.
Антифриз какого цвета Вы обычно заливаете в автомобиль?
Тосолы
Тосолы – (А 40, А 40М), самые распространенные в России традиционные антифризы, в которых присадками служат только неорганические вещества и их смеси.
Тосолы создавались еще в СССР для охлаждения чугунных двигателей отечественного производства. Они постепенно утрачивают свою популярность из-за низких, по сравнению с антифризами эксплуатационных свойств.
- Температура замерзания тосола — 40 °С, а у современных антифризов — 42-45 °С.
- Температура закипания антифризов доходит до + 120-130 °С, а у тосола максимум +105-108°С.
Пакет присадок в тосолах минимален, он чаще склонен к вспениванию. Поэтому не годен для использования в современных силовых агрегатах иномарок и новых моделях отечественных авто.
Срок службы тосола не превышает 2-х лет и заменять его необходимо через каждые 60 тыс. км пробега. Современные антифризы позволяют эксплуатировать автомобили без проблем до пробега 100 -120 тыс. км.
Самые проверенные тосолы — Felix, Detroil и Тосол А-40 .
Можно ли смешивать антифризы
Кто бы вам что не говорил, если вы не хотите проверять, насколько двигатель вашей машины прочен и вечен, не смешивайте антифризы ни разных марок, ни разного цвета.
Никогда нельзя заранее сказать в какую реакцию вступят между собой присадки и какое количество взвеси в результате образуется. Все это попадет в систему, забьет трубки системы охлаждения, насос (помпу).
В результате вы встанете с закипевшим двигателем прямо на трассе. И, по закону подлости, в самый неподходящий момент. Залит в вашу машину антифриз одного типа, вот его и доливайте. При полной замене тоже желательно обойтись без экспериментов.
Важно
Смешивать антифризы разных классов и разного цвета не стоит, даже если вы считаете, что состав примерно идентичен.
Если в вашем авто уровень охлаждающей жидкости понизился незначительно, можно восполнить его дистиллированной водой. Но немного и ненадолго. А затем нужно приобрести точно такой же антифриз и долить его в систему. Тем более, что добавленный дистилят будет испаряться, как обычная вода, только с меньшими последствиями в виде накипи.
В случае, когда вы не знаете какой антифриз используется в вашем автомобиле (особенно после покупки авто с пробегом), не затягивайте с его заменой. Промедление может принести вам массу проблем, вплоть до переборки двигателя.
Посмотрите на эту тему видео. Какого цвета бывает антифриз, чем одна охлаждающая жидкость отличается от другой и стоит ли их смешивать при добавлении.
Охлаждающая жидкость или концентрат — где выгода?
Система охлаждения в автомобиле должна функционировать исправно в постоянном режиме. Дело в том, что от этого зависит то, насколько эффективно охлаждающая жидкость будет проходить по контуру. Главная задача последней – отведение тепла от силового агрегата. Если процесс будет нарушен, двигатель во время работы может перегреваться, что чревато его серьезными поломками.
Главное отличие антифриза от воды – он не замерзает при низкой температуре. Кроме того такая жидкость обладает антикоррозионными свойствами
С ролью охлаждающей жидкости вполне может справиться обычная вода. Но она имеет несколько недостатков. Дело в том, что вода может образовывать накипь и отложения, которые быстро забивают систему охлаждения и нарушают её эффективность. Однако, главным недостатком воды в данном случае является то, что она может замерзать при низкой температуре. Поэтому и были разработаны специальные жидкости для систем охлаждения. Они известны среди автомобилистов в качестве антифриза.
Главное отличие антифриза от воды – он не замерзает при низкой температуре. Кроме того, такая жидкость обладает антикоррозионными свойствами, не может образовывать накипь и не воздействует агрессивно на алюминий и резину. В настоящее время на рынке предлагается большой выбор охлаждающей жидкости. Но совсем недавно в продажу поступили так называемые концентраты.
На рынке пятилитровые баклажки охлаждающей жидкости оцениваются в 600 руб
Чтобы разобраться в отличиях этих двух жидкостей, нужно вспомнить состав стандартного антифриза. На 50% охлаждающая жидкость состоит из деминерализованной воды. 49% приходится на этилен или пропиленгликоль. Благодаря этим веществам охлаждающая жидкость не замерзает в минусовую температуру. Ещё 1% приходится на различные химические добавки – антикоррозийные, противоизвестковые. Если же рассматривать концентрат, его состав почти идентичен, за исключением деминерализованной воды. Чтобы приготовить охлаждающую жидкость из концентрата, следует разбавить его водой. Однако, для этих целей нельзя использовать водопроводную.
На рынке пятилитровые баклажки охлаждающей жидкости оцениваются в 600 руб. Если же рассматривать концентрат, который чаще всего продается в таре объемом 1 л, его стоимость составит 300 руб. Безусловно, в продаже можно найти более дорогие охлаждающие жидкости и их концентраты.
Но для чего может понадобиться концентрат? Дело в том, что его разбавляют в зависимости от требуемого порога замерзания. К примеру, в Европе отмечается тёплый климат. Поэтому на 1 л концентрата добавляют 3 л воды. В результате получается 4 л готовой охлаждающей жидкости. Порог замерзания в такой концентрации составляет -15°. Для большинства европейских стран такого показателя достаточно, но не для России. В нашей стране наблюдаются более суровые зимы, из-за чего требуется более низкий порог замерзания. Как правило, автомобилист в России разбавляют концентрат с водой поровну. На 1 л добавляют 1 л воды. В результате порог замерзания готовой охлаждающей жидкости достигает -40°. Этот параметр максимально приближен к большинству имеющихся в продаже готовых антифризов.
Очевидно, что для граждан России никакой выгоды в использовании концентрата нет
Чтобы приготовить 5 л морозоустойчивой охлаждающей жидкости, необходимо приобрести как минимум 2 л концентрата. Стоимость будет сопоставима с ценой уже готовой охлаждающей жидкости. И это без учёта приобретения деминерализованной или дистиллированной воды. Но зачем автомобилистам заморачиваться, если можно сразу приобрести готовый антифриз и залить его в систему охлаждения?
Очевидно, что для граждан России никакой выгоды в использовании концентрата нет. Но если вы проживаете в регионе, где температура в зимнее время не опускается ниже отметки -10°, то 1 л концентрата можно смело разбавлять 4 л воды. И это действительно кажется намного выгоднее, чем приобретение готового антифриза.
Итог. Охлаждающая жидкость играет важную роль в транспортном средстве, так как отводит лишнее тепло от мотора. Недавно на рынке появился концентрат, который предназначен для приготовления антифриза. В условиях России подобное приобретение не всегда является выгодным.
Какой антифриз выбрать
Если нужно заменить охлаждающую жидкость,то вопрос какой антифриз выбрать для своего автомобиля очень важен. Он появляется при покупке подержанного авто.
Так как, не всегда доподлинно известно, использовал ли прежний владелец рекомендованную производителем охлаждающую жидкость, или в системе давно все поменяно и заменено.
Внимание
При замене любой охлаждающей жидковсти в авто обязательно меняйте ее с промывой системы. Это избавит от неприятных неожиданностей и лишних расходов.
Существует универсальное правило:
- Радиатор автомобиля медный или латунный, покупайте красный или розовый антифриз.
- Алюминиевый или дюралевый – подойдет синий или зеленый.
Но правильнее будет приобрести такой антифриз, марка которого указана в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Если используется антифриз класса G12, то только его вы и можете применять. Цвету жидкости особого значения можно не придавать.
ОЖ любого цвета будет защищать ваш автомобиль, если он соответствует спецификации и допускам, разработанным производителем. Какой фирме доверять – это уже ваш личный выбор.
Таблица №1. Расшифровка обозначений охлаждающих жидкостей для иномарок.